Компоненты системы образования
Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.); В системе образования, сложившейся в нашей стране, профессор И. П. Раченко выделил следующие компоненты: Структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения… Читать ещё >
Компоненты системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы яснее представить себе процесс, протекающий в ЭС, необходимо выяснить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении все еще заметную роль играет подход, предложенный американским педагогом Френсисом Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ» в 1970;х гг. Основными компонентами системы образования автор называет[1]:
- 1) цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем;
- 2) учеников, обучение которых есть основная задача системы;
- 3) управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы;
- 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами;
- 5) содержание — основное, что школьники должны получить от образования;
- 6) преподавателей;
- 7) учебные пособия — книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.;
- 8) помещения, необходимые для учебного процесса;
- 9) технологию — все приемы и методы, используемые в обучении;
- 10) контроль и оценку знаний — правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки;
- 11) исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы;
- 12) затраты показателей эффективности системы.
В системе образования, сложившейся в нашей стране, профессор И. П. Раченко выделил следующие компоненты[2]:
- • цели и задачи, определяющие деятельность системы;
- • содержание обучения и воспитания;
- • педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания;
- • научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований;
- • ученики, обучение и воспитание которых является главной задачей системы;
- • материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.);
- • финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности;
- • условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные);
- • организация и управление.
Каждый из выделенных компонентов может быть разложен на более простые элементы. Аналитики рассматривают место и роль, а также межкомпонентные взаимосвязи каждого элемента со всеми остальными. Эдукационная система тем и коварна, что в ней все зависит от всего. Если к этому добавить, что компоненты выделяются не очень четко, проступают неявно, не имеют определенных границ, то становится понятно, насколько трудно получить объективную картину процесса. Даже учитель и ученик только на первый взгляд стоят по разные стороны баррикады: на самом деле они участвуют в общем процессе, дополняют и взаимообусловливают деятельность друг друга. Ученик учится так, как его учит учитель, а учитель учит так, как позволяет ему учить себя его ученик. Все, как видим, очень непросто.
Разовьем эту важную особенность и вернемся к целостности эдукационного процесса, которая, как уже отмечалось, является одной из его основных и общих характеристик. Эдукационный процесс — это внутренне связанная совокупность многих текущих во взаимосвязи друг с другом процессов. Он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, формирования в новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям, а их глубокую органическую внутреннюю связь и взаимозависимость. Целостность, общность, единство — главные характеристики ЭП, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри эдукационного процесса заключается, во-первых, в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.