Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационный момент, актуализация знаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитель сообщает детям о том, что кроме зеленых мхов, к которым принадлежит кукушкин лен, широкое распространение имеет торфяной мох—сфагнум, растущий на торфяных болотах. Учитель показывает сфагнум, изображенный" «на таблице, раздает учащимся образцы сфагнума и кукушкина льна и предлагает им заняться лабораторной работой: рассматриванием сфагнума и описанием его по вопросам, которые учитель… Читать ещё >

Организационный момент, актуализация знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы показать учащимся, что все изученные ими группы растений (водоросли, грибы, лишайники) являются низшими споровыми растениями (не имеющими вегетативных органов, характерных для цветковых растений), учитель начинает урок с устного опроса. Детям предлагаются вопросы, кратко повторяющие изученное: какое строение имеет нитчатая водоросль спирогира? Какое строение имеют грибы? Как происходит размножение грибов? Какое строение имеют лишайники? Что общего можно заметить в строении водорослей, грибов и лишайников, сравнить их с цветковыми растениями? (Отсутствие корней, стеблей и листьев).

Изучение нового материала

Выслушав и оценив ответы учащихся, учитель делает краткое обобщение примерно следующего содержания: строение водорослей, грибов и лишайников значительно проще, чем строение цветковых. Все они размножаются спорами и не имеют органов, характерных для цветковых растений. Поэтому водоросли, грибы и лишайники называют низшими споровыми растениями.

Обобщение такого рода учащиеся записывают в своих тетрадях.

Затем учитель показывает коллекцию и рисунки мхов разных видов и говорит детям, что на уроке они познакомятся с более сложными растениями, чем изученные раньше.

Эти растения — зеленые мхи. Из всех видов мхов, имеющихся в коллекции, учитель выделяет кукушкин лен и рассказывает о месте его произрастания и условиях жизни. Небольшие дерновинки кукушкина льна или гербарные экземпляры раздаются на столы (или парты), за которыми сидят учащиеся. Дети начинают лабораторную работу; рассматривают растения и в тетрадях кратко отвечают на вопросы, которые учитель записывает на доске: какие органы имеет кукушкин лен? Какова высота его стеблей? Имеются ли корни? Где находятся споры?

Учитель сообщает детям о том, что кроме зеленых мхов, к которым принадлежит кукушкин лен, широкое распространение имеет торфяной мох—сфагнум, растущий на торфяных болотах. Учитель показывает сфагнум, изображенный" «на таблице, раздает учащимся образцы сфагнума и кукушкина льна и предлагает им заняться лабораторной работой: рассматриванием сфагнума и описанием его по вопросам, которые учитель записывает на доске, например: чем отличается окраска листочков и стеблей сфагнума и кукушкина льна? Чем отличаются друг от друга листья сфагнума и кукушкина льна? Какой вид имеют верхушки стебельков сфагнума и чем они отличаются от верхушек стеблей кукушкина льна?

Опыт 1. Куски мха сфагнума (5—-10 стебельков) взвешивают и помещают в банку с дождевой (или снеговой) водой. Через несколько часов (опыт готовится к уроку) вновь взвешивают и определяют, насколько увеличилась масса. Другой кустик мха помещают в стакан, наполненный водой так, чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан ставят на блюдце или в чашку Петри. Вскоре верхушки стебля становятся мягкими и наклоняются под тяжестью воды. Капли воды стекают с повисших верхушек мха. В беседе по результатам опыта выясняются особенности строения листьев сфагнума и поглощение ими воды.

Опыт 2. Два одинаковых кустика мха сфагнума помещают в две банки с дождевой водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел. Опытом доказывается, что вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо? Затем учитель приглашает поочередно учащихся и демонстрирует им препарат строения листа сфагнума под микроскопом. Во время просмотра препарата двумя-тремя учащимися остальные читают текст учебника (стр.73−74), где описывается строение торфяного мха. После просмотра препарата сфагнума под микроскопом и чтения учебника учащиеся сравнивают особенности того и другого вида мха, отвечая на вопросы учителя. Вопросы можно использовать следующие: чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду? Какое из растений не имеет ризоидов и почему? Какой вид имеют коробочки со спорами у сфагнума и кукушкина льна? Чем отличаются листья сфагнума по своему внутреннему строению от листьев зеленых мхов?

Оценив ответы учащихся, предлагает им рассмотреть кусочки торфа, препаровальной иглой выделить из торфа наиболее сохранившиеся части растений и разложить их перед собой на листках бумаги. Когда учащиеся закончат работу, учитель спрашивает их, остатки каких растений обнаружены в торфе, и затем кратко рассказывает о роли сфагнума в образовании торфяных болот и торфа, а также о значении торфа и народном хозяйстве.

Проводится беседа об особенностях роста стебля верхушкой, о заболачивании почв, об образовании толщи торфа из отмерших полуразложившейся массы мхов. Учитель показывает на карте места наибольшего нахождения торфа и предлагает вспомнить из курса природоведения IV класса о горючих полезных ископаемых. Учащиеся рассматривают кусочки торфа и коллекции продуктов, получаемых из него. Пользуясь учебником, готовят сообщения о значении и применении торфа. После заслушивания сообщений учащихся делают выводы, что мхи — высшие споровые растения, имеют стебли и листья, прикрепляются к почве и питаются из почвы при помощи ризоидов, размножаются спорами. В конце урока оставляется время для проверки знаний по вопросам и заданиям: рассказать по таблице о строении зеленого мха и сравнить его со сфагнумом; зарисовать листья мха сфагнума и объяснить, в чем особенности их строения; объяснить по таблице размножение мхов; рассказать о питании и росте мхов; объяснить, где растут мхи и как они способствуют заболачиванию почв.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой