Примерный тематический план дисциплины «Методы развивающего обучения»
Проблема развития: системы образования. Опережающий характер образования. Направления модернизации образования, до 2015 года. Инновационный характер системы образования. Понятие инноваций. Критерии и уровни готовности обучающего специалиста к инновационной деятельности: мотивационно-личностный, когнитивнорефлексивный, операциональный. Педагогика сотрудничества. Феноменологические… Читать ещё >
Примерный тематический план дисциплины «Методы развивающего обучения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тематические занятия. | Всего. | Лекции. | Практика. |
; | |||
Образование как социокультурный феномен: цели, парадигмы, концепции. | |||
Сравнительная характеристика системы традиционного, развивающег о и инновационного образования. | |||
Принципы развивающего обучения. | ; | ||
Формы и методы развивающего обучения. | |||
Технологии развивающего обучения в системе профессионального образования. | |||
Технологии личностноориентированного обучения. | |||
Педагогика сотрудничества. Личность обучающегося как субъект учебнопознавательной деятельности. | |||
Креативность личности какое! юва профессиональной мобильности. | |||
Проблемы инновационного образования. | |||
Итого. |
Содержание дисциплины «Методы развивающего обучения»
Задачи дисциплины. Форма и методы познавательной деятельности в процессе изучения дисциплин. Предпосылки внедрения систем развивающего обучения.
Тема 1. Образование как социокультурный феномен: цели, парадигмы, концепции.
Образование как социокультурный феномен. Цели образования, аспекты образования: образование как ценность, система, процесс и результат. Концепции и теории личностно-развивающего обучения. Образовательные парадигмы, модели, виды обучения. Компетентностный подход в построении содержания образования. Основные направления образовательной политики на основе анализа нормативных документов. Интеграция образовательной системы РФ в общеевропейскую систему образования.
Тема 2. Сравнител ьная характеристика системы традиционного, развивающего и инновационного образования.
Сравнительная характеристика систем обучения. Характеристика традиционного обучения: цель, результат, методы, формы и технологии. Сравнительная характеристика развивающего обучения и традиционного. Деятельность педагога и деятельность студента в системах традиционного и развивающего обучения. Образовательный результат в сравнении двух систем. Методологический принцип бинарности и тринитарности, его сущность и возможности построения процесса обучения в системе профессионального образования.
Тема 3. Принципы развивающего обучения.
Принципы развивающего обучения. Понятие принципов обучения. Классификация принципов обучения: традиционные и развивающие. Характеристика принципов развивающего обучения по системе Л. В. Занкова:
- • обучение на высоком уровне трудности;
- • обучение укрупненными блоками;
- • опережающая роль теории обучения;
- • осознание обучающимся процесса обучения.
Использование принципов развивающегося обучения в процессе профессиональной подготовки.
Тема 4. Формы и методы развивающегося обучения.
Методы развивающегося обучения. Понятие метода. Классификация методов обучения по определенным основаниям. Методы развивающегося обучения: проблемные, поисковые, исследовательские, методы проектирования и моделирования. Методы обучения взрослых. Формы обучения в вузе: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-конференция, лекция-визуализация, учебный тренинг, деловая и ролевая игра и т. д. Формы и методы самостоятельной работы студента.
Тема 5. Технологии развивающего обучения в системе профессионального образования.
Технологии развивающего обучения. Понятие технологии, классификация образовательных технологий: репродуктивные, алгоритмические, развивающие. Характеристика основных технологий развивающего обучения: технологии проблемного обучения, модульные, проблемные технологии, технология развития критического мышления, игровые, ИКТ, сазе-технологии, технологии саморазвития личности.
Тема 6. Технологии личностно-ориентированного обучения. Технологии личностно-ориентированного обучения. Понятие личностно-ориентированного обучения. Отличительные особенности личностно-ориентированного обучения от развивающего. Развитие всех сфер личности: мотивационно-потребностной, когнетивной, эмоционально-волевой, сферы общения и поведения. Личностноориентированные школы современносги. Примерные требования к занятию в системе ЛОО.
Тема 7. Педагогика сотрудничества. Личность обучающегося как субъект учебно-познавательной деятельности.
Педагогика сотрудничества. Феноменологические (гуманистические) паргщигмы. Система взаимоотношений: субъект-объектная, субъектсубьектная, личностная, студент — субъект учебно-познавательной деятельности. Формирование опыта творческой деятельности обучающегося. Обучение как общение.
Тема 8. Креативность личности как основа профессиональной мобильности.
Креативность личности как основа профессиональной мобильности. Компетентностный подход в системе образования. Классификация компетенций: универсальные, базовые (общекультурные), профессиональные. Понятие профессиональной мобильноссовременного специалиста, готового к инновационной деятельности. Профессиональное становление специалиста.
Тема 9. Проблемы инновационного образования.
Проблема развития: системы образования. Опережающий характер образования. Направления модернизации образования, до 2015 года. Инновационный характер системы образования. Понятие инноваций. Критерии и уровни готовности обучающего специалиста к инновационной деятельности: мотивационно-личностный, когнитивнорефлексивный, операциональный.