Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушения фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений и их коррекция у дошкольников 5 лет с общим недоразвитием речи

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Развитие и закрепление у детей речевых навыков проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть, примерно с 15-ти часов и до полдника. Важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СЛОВА ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
    • 1. 1. Формирование фонематических функций у детей с нормальным речевым развитием
    • 1. 2. Особенности формирования фонематического анализа структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 2. 1. Цель, задачи, методика и организация исследования
    • 2. 2. Характеристика испытуемых

    ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 ЛЕТ С ОНР (АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

Нарушения фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений и их коррекция у дошкольников 5 лет с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В.Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой.

В коррекционной работе должны быть реализованы следующие принципы.

1.Последовательность (от простого к сложному). Материал располагается последовательно: от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту.

2.Системность. Язык как способ общения представляет из себя систему. Развивается процесс постановки звуков и введение их в связную речь. Системность предполагает единство: сходство заданий и тем в работе с разными звуками, и разнообразие — определяется артикуляционной непохожестью звуков, разнообразием лексического и грамматического материала, воплощением в заданиях и играх.

3.Наглядность и занимательность. Ребёнок нуждается в наглядной, занимательной форме представления материала. В такую форму в идеале должно облекаться каждое задание.

Проведенный эксперимент выявил различную степень выраженности недоразвития фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений у испытуемых детей, что свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы в данной области языковой действительности с учётом механизмов речевого нарушения.

Воспитатель совместно с логопедом активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению нарушений и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это указанные принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Воспитатель с помощью логопеда подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Развитие и закрепление у детей речевых навыков проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть, примерно с 15-ти часов и до полдника. Важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры.

Ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем сразу («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же взрослый исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от воспитателя глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития. Это еще раз подтверждает актуальность проведенного эксперимента.

Этапы и направления для логопедической работы по развитию фонематических функций у дошкольников с ОНР выбраны в соответствии с результатами проведенного эксперимента.

У детей с ОНР выявлены:

сложность различения артикуляторно и акустически близких фонем;

ошибки, связанные с наличием в речи детей фонологически существенных замен и искажений;

трудности при выделении гласного на конце слов;

недоразвитие сложных форм фонематического анализа;

низкий уровень сформированности фонематического синтеза и представлений.

В связи с вышесказанным выбраны следующие направления коррекционной логопедической работы.

Раздел 1. Развитие фонематического анализа.

Работа в данном направлении начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов обрабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

1 направление. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении.

2 направление. Выделение звука на фоне слога. Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить звук. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

3 направление. Выделение звука на фоне слова. Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Последовательность работы по развитию фонематического анализа и принцип подбора материала указан в описании игр и упражнений (в Приложении).

Раздел 2. Развитие фонематического синтеза.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического синтеза, как и фонематического анализа, учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза.

Развитие навыков фонематического синтеза, как и фонематического анализа, осуществляется постепенно:

1) в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов),

2) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

В процессе работы по данному направлению детям предлагается определить последовательность и количество звуков в слове — придумать слова с определенным количеством звуков.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), восстановление слова детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Раздел 3. Развитие фонематических представлений.

Система логопедической работы по развитию фонематических представлений основана на индивидуальных особенностях фонематической системы у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

— развить устойчивые представления о звуках речи или фонемах (фонематические представления);

— развить мысленные представления о звуках речи.

Игры и упражнения по предложенным направлениям логопедической работы представлены в Приложении.

Выводы по 4 главе

В коррекционной логопедической работе должны быть реализованы следующие принципы: последовательность (от простого к сложному), системность, наглядность и занимательность, принцип индивидуального подхода. Этапы для логопедической работы по развитию фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений у дошкольников с ОНР выбраны и разработаны в соответствии на основе анализа специальной литературы и результатов проведенного эксперимента. Предложены игры и упражнения по выбранным направлениям логопедической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при ОНР, отмечается, что фонематические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука, родного языка. Фонетическое восприятие или фонетический слух — это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Своевременное выделение детей с нарушениями фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений и проведение с ними в дошкольном возрасте специальных занятий по развитию фонематических функций, позволяет более качественно подготовить детей с общим недоразвитием речи к овладению грамотой и предупреждает нарушение чтения и письма при обучении в школе. Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с ОНР осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи и опирается на научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. Учитывается положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка.

С целью выявления у детей 5 лет с ОНР состояния фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений было проведено констатирующее исследование. В нём принимали участие 12 детей 5-ти лет из логопедической группы, с ОНР III уровня, сочетающейся со стертой формой дизартрии.

У детей изучалось состояние: фонематического анализа; фонематического синтеза; фонематических представлений. Три раздела эксперимента выявили общую картину нарушений данных фонематических функций у дошкольников с ОНР.

Полученные результаты, указывающие на различной степени выраженности недоразвития фонематических функций у испытуемых детей, показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы в данной области языковой действительности с учётом механизмов речевого нарушения.

Нами достигнута цель исследования и решены поставленные задачи. Подтверждена гипотеза исследования: у детей с ОНР имеют место как общие, так и специфические особенности проявлений нарушений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений. Выявление нарушений данных фонематических функций позволяет определить оптимальные направления дифференцированного коррекционного логопедического воздействия, что, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

На основе анализа специальной литературы и результатов эксперимента разработаны методические рекомендации и предложены эффективные направления и последовательность логопедической работы по формированию фонематических функций у дошкольников с ОНР, подобраны развивающие игры и упражнения.

Результаты проведенного исследования и методические рекомендации могут быть использованы для совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ с дошкольниками 5-ти лет с общим недоразвитием речи.

Бабина Г. В., Грассе Н. А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — М. — Воронеж: МОДЭК, 2001. — С.174−192.

Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977. — 226с.

Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи.

М., 1964.

Волкова Л. С. Нарушение письменной речи. // Логопедия. Методическое наследие. В V книгах. Книга IV. — М.: Владос, 2003. — 304с.

Воронова А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма и речевой патологией (Методические рекомендации). СПб: Образование, 1994.

Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение, 2007. — 358с.

Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. — СПб., 1995. — 237с.

Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств//Обучение и воспитание детей с нарушением речи. М., 1981.

Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. // Язык — речь — творчество (Избранные труды). -М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.

Лалаева Р. И. Недостатки чтения и письма у детей. — М.: Просвещение, 1983. — 136с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2001. — 222с.

Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. — 222с.

Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. — М., 1967. С. 67- 165.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1974.

Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М.: XVIII Междунар.

психол.конгресс, 1966. — С.302−308.

Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. С. Волковой. — Издание пятое, перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006.

Лопатина Л. В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения// Сборник методических рекомендаций// СПб., 2000. — С.44−45.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб: Образование, 1994.

Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии// Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекция с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.

Люблинская А. А. Роль речи в развитии восприятия детей. — М: Педагогика, 1974. — 170с.

Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд.

Центр ВЛАДОС, 1997. — С. 214 — 218.

Орфинская В. К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. — М., 1967. — С. 241−242.

Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367с.

Пиотровская Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. … — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С.44−49.

Правдина О. В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 — 158с.

Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М.: Изд-во АПН РФСР, 1957. — 55с.

Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. T.I. — М, 1997. — С. 96−102.

Ткаченко Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. // Актуальные проблемы логопедии/Отв. ред. Селиверстов В. И. — М., 1980. — С.57−63.

Филичева Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. — Екатеринбург: АРДЛТД. 2000. — 82 с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. — 209с.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 467с.

Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Владос, 2003. — 240с.

Швачкин Н. Х Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966. — № 4. — С.35- 54.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.- М., 1997. — 116 с.

Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1958. — 234с.

Эльконин Д.Б., Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1963. — С. 213 — 226.

Эльконин Д.Б., Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1963. — С. 213 — 226.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.- М., 1997. — 116с.

См. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1974.

См. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. — СПб., 1995.

Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. — СПб., 1995. С. 78.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. С.

112.

Пиотровская Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. … — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. С.44−49.

Там же. С.

48.

Швачкин Н. Х Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966. — № 4. — С.35- 54.

Швачкин Н. Х Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966. — № 4. — С.35- 54.

Там же.

См. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение, 2007.

См. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1958.

См. Левина Р. Е. Хрестоматия по логопедии.

М., 1997; Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Воронова А. П. Нарушение письма у детей. — М.: ВЛАДОС, 1997.

См.Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. С. Волковой. — Издание пятое, перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006.

Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. — М., 1967. С. 67- 165.

См. Гвоздев Л. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Детство-Пресс, 2007.

Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. — М., 1967. С. 67- 165.

Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.

См. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи.

М., 1964.

См. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.

Бабина Г. В., Грассе Н. А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — М. — Воронеж: МОДЭК, 2001. — С.174−192.

Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Владос, 2003. С. 52−54.

Воронова А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма и речевой патологией (Методические рекомендации). СПб: Образование, 1994; Лопатина Л. В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения// Сборник методических рекомендаций// СПб., 2000. С.44−45.

Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии// Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекция с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996; Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. — Екатеринбург: АРДЛТД. 2000.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В., Грассе Н. А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — М. — Воронеж: МОДЭК, 2001. — С.174−192.
  2. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977. — 226с.
  3. В.И. Об усвоении детьми звуков речи.- М., 1964.
  4. Л.С. Нарушение письменной речи. // Логопедия. Методическое наследие. В V книгах. Книга IV. — М.: Владос, 2003. — 304с.
  5. А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма и речевой патологией (Методические рекомендации). СПб: Образование, 1994.
  6. Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005.
  7. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение, 2007. — 358с.
  8. А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. — СПб., 1995. — 237с.
  9. Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств//Обучение и воспитание детей с нарушением речи. М., 1981.
  10. Н.И. Психологические основы развития речи. // Язык — речь — творчество (Избранные труды). -М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
  11. Р.И. Недостатки чтения и письма у детей. — М.: Просвещение, 1983. — 136с.
  12. Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2001. — 222с.
  13. Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. — 222с.
  14. Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. — М., 1967. С. 67- 165.
  15. Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1974.
  16. Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М.: XVIII Междунар.психол.конгресс, 1966. — С.302−308.
  17. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. С. Волковой. — Издание пятое, перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006.
  18. Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения// Сборник методических рекомендаций// СПб., 2000. — С.44−45.
  19. Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб: Образование, 1994.
  20. Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии// Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекция с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.
  21. А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. — М: Педагогика, 1974. — 170с.
  22. Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — С. 214 — 218.
  23. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367с.
  24. Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. … — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С.44−49.
  25. О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 — 158с.
  26. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М.: Изд-во АПН РФСР, 1957. — 55с.
  27. Л.Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. T.I. — М, 1997. — С. 96−102.
  28. Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. // Актуальные проблемы логопедии/Отв. ред. Селиверстов В. И. — М., 1980. — С.57−63.
  29. Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. — Екатеринбург: АРДЛТД. 2000. — 82 с.
  30. Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. — 209с.
  31. М.Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 467с.
  32. Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Владос, 2003. — 240с.
  33. Швачкин Н. Х Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966. — № 4. — С.35- 54.
  34. Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.- М., 1997. — 116 с.
  35. Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1958. — 234с.
  36. Д.Б., Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1963. — С. 213 — 226.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ