Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная программа УДОД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей — явление достаточно новое и неразработанное. Она может стать частью, разделом программы деятельности УДОД или быть самостоятельной программой учреждения. Необходимость наличия образовательной программы учреждения определяет Закон «Об образовании», в котором записано, что содержание деятельности образовательного учреждения… Читать ещё >

Образовательная программа УДОД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению Л. Г. Логиновой, программа деятельности «следует за» образовательной программой учреждения или «опирается на» нее. Она не может быть самостоятельной или самодостаточной, поскольку есть опасность ее перерождения в простой календарный план работы учреждения. Программа деятельности УДОД должна предусматривать оценку своего состояния и достижений, изучение и анализ образовательной ситуации, организации процесса программирования, обновления образовательных программ на всех структурных уровнях учреждения в соответствии с образовательными потребностями[1].

Мы придерживаемся несколько другого мнения. На наш взгляд, программа деятельности УДОД шире, чем образовательная программа. Программа деятельности описывает все направления деятельности УДОД, в которые может войти образовательная, социально-педагогическая, управленческая, материально-техническая, методическая, издательская, психологическая и другие виды деятельности. Более того, в программу деятельности могут входить дела других субъектов УДОД — педагогов, управленцев, хозяйственников и других.

Мы согласны с мнением С. Е. Шишова и В. А. Кальней, что образовательная программа — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа должна показать, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития школьников, какие педагогические технологии и формы обучения применяются в работе с учащимися, как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности, как повышается мотивация образовательной деятельности школьников. Поэтому образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, учитывать потребности учащихся, их родителей, социума[2].

Образовательная программа, прежде всего, включает цели и приоритетные направления образования в данном учреждении, конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения; учебный план; описание учебно-методической базы, набор программ к базисной и вариативной частям учебного плана, набор программ дополнительного образования; описание особенностей организации учебновоспитательного процесса, форм обучения учащихся, педагогических технологий, системы аттестации учащихся; управление программой осуществляется через мониторинг.

Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на реализацию парадигмы непрерывного развития человека путем разработки ориентировочной модели непрерывного образования школьников; правильного выбора стратегии развития образования учащихся с учетом международных и федеральных тенденций, региональных и школьных условий; четкого определения тактики преодоления противоречий, сложившихся в стране и школьной образовательной среде, путей и средств реализации вариативного образования; удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей на основе построения личностно-ориентированного педагогического процесса; реализации через содержание образования всех ведущих функций школы; обеспечения базового стандарта образования путем грамотного построения учебного плана школы; осуществления целостной системы дополнительного образования, условий ее успешного функционирования и развития; создания и описания мониторинга результатов образования; осуществления содержания управленческой деятельности руководителей школы по реализации дел, намеченных в программе.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей — явление достаточно новое и неразработанное. Она может стать частью, разделом программы деятельности УДОД или быть самостоятельной программой учреждения. Необходимость наличия образовательной программы учреждения определяет Закон «Об образовании», в котором записано, что содержание деятельности образовательного учреждения определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.

Целевое назначение образовательной программы УДОД — удовлетворение дополнительных образовательных потребностей детей, родителей и социума, обеспечивающих развитие личности в целостном образовательном процессе учреждения; раскрытие и максимальное развитие познавательных и творческих способностей учащихся, формирование деятельностного отношения к жизни, осознание своего места в обществе; ориентация ребенка в различных видах деятельности (познавательной, художественно-эстетической, досуговой, трудовой, природоохранной, просветительской, творческой, исследовательской и т. д.) с учетом его задатков, склонностей и интересов, содействие определению жизненных планов; создание условий для определения ребенком индивидуальной образовательной траектории.

Анализируя образовательные программы УДОД, можно дать им следующую обобщенную характеристику:

  • • это оперативный документ образовательного учреждения, предусмотренный Законом РФ «Об образовании», который должен строиться в соответствии с требованиями законодательства к деятельности образовательных учреждений, учитывать особенности системы дополнительного образования детей, отражать специфику деятельности и возможности каждого учреждения;
  • • это организационно-нормативный документ, ориентированный на потребности и интересы личности, семьи, а также социокультурное развитие целого региона. Он является составным и неотъемлемым элементом системы нормативно-правового обеспечения управления деятельностью учреждения наряду с такими документами, как устав, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, программа развития, должностные инструкции и т. д.;
  • • это модель открытого образовательного пространства УДОД, направленного на удовлетворение образовательных запросов детского населения или социума, определяющая индивидуальное «лицо» учреждения дополнительного образования детей через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному воздействию на личность;
  • • это структура учреждения, то есть последовательность осуществления образовательного процесса, его информационное, технологическое и ресурсное обеспечение в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
  • • это комплекс дополнительных образовательных программ по различным направлениям (адаптированные, модифицированные, авторские), который строится на основе интеграции образовательного пространства учреждения, общих целей, принципов, форм и методов организации образовательного процесса конкретного УДОД.

Варианты структур образовательных программ УДОД показаны в приложении.

  • [1] Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 1999.
  • [2] Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой