Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум к разделу 4

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я уверен, что подлинное учение всегда очень индивидуально: оно не бывает одинаковым у мальчиков и у девочек, у отстающего ребенка и, наоборот, у ребенка успевающего. Но если бы я был учителем, я бы очень серьезно подумал над тем, что значит учение для этого конкретного ребенка и что оно значит для другого. Я попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он нечто усваивает. И самое… Читать ещё >

Практикум к разделу 4 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы для обсуждения

  • 1. Охарактеризуйте дидактику как раздел педагогики. Какие проблемы она исследует? В чем заключается различие между общей и частной дидактикой?
  • 2. Проследите дедуктивную цепочку «закономерность — принцип — правило обучения». Перечислите основные принципы обучения и раскройте их содержание через правила.
  • 3. В чем заключается проблема выбора метода обучения?
  • 4. Приведите классификацию методов обучения по дидактической цели, по источникам знаний, по характеру познавательной деятельности учащегося.
  • 5. Сравните понятия «форма обучения» и «формы организации учебного процесса». Перечислите известные вам классификации форм обучения.
  • 6. Охарактеризуйте классно-урочную систему и ее основные понятия «класс» и «урок». Выделите структуру урока. Назовите типы уроков.
  • 7. В чем заключается отличие понятий «средства обучения» в широком и узком смыслах? Какие современные средства обучения вы можете назвать?
  • 8. Каковы основные функции контроля в обучении? Какие формы контроля вы знаете?
  • 9. В чем заключается проблема педагогической ошибки?
  • 10. Что такое педагогические технологии и какие технологии вам известны?

Задания

1. Выберите правильные варианты соотношения явлений и процессов, соответствующие схемам.

Практикум к разделу 4.
  • 1. 1 — методы преподавания, 2 — методы учения.
  • 2. 1 — методы обучения, 2 — методы преподавания.
  • 3. 1 — прием обучения, 2 — правило обучения.
  • 4. 1 — форма обучения, 2 — форма организации учебного процесса.
  • 5. 1 — средства обучения, 2 — методы обучения.
  • 6. 1 — методы обучения, 2 — приемы обучения.
  • 7. 1 — принцип обучения, 2 — правило обучения.
  • 8. 1 — частная дидактика, 2 — общая дидактика.
  • 2. Заполните пропуски в утверждениях.
  • 1. Необходимая, устойчивая, но условная связь явлений образования и обучения — это …
  • 2. Теоретические обобщения педагогической практики, находящие отражение в императивных требованиях к организации учебного процесса, — это…
  • 3. Принцип обучения, отвечающий за целенаправленное создание воспитывающего пространства дисциплины, — это …
  • 4. Принцип обучения, который утверждает, что практика — критерий истины, — это …
  • 5. Принцип обучения, предлагающий распределить познание на различные органы чувств, — это …
  • 6. Принцип дидактики, который утверждает, что обучение без заучивания не имеет смысла, — это …
  • 7. Наглядные пособия по источникам изготовления пособия делят на … и … .
  • 8. Пример самостоятельно изготовленного средства обучения — …
  • 9. Конкретные рекомендации для учителя, как поступить в той или иной педагогической ситуации, — это …
  • 10. Практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний, — это …
  • 11. Информация о мире, природе и человеке, носящая преимущественно теоретический характер и передаваемая от поколения к поколению, — это…
  • 12. Умения, доведенные до автоматизма, т. е. производимые без особого контроля со стороны сознания, — это …
  • 13. Процесс обучения имеет две основные функции:… и …
  • 14. Характер организованного взаимодействия преподавателя и обучающегося — это…
  • 15. По источнику знаний методы обучения делят на словесные,… и …
  • 16. Метод обучения, при котором преподаватель различными средствами предъявляет обучающимся информацию о предмете, а они всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают, — …
  • 17. Метод обучения, предполагающий воспроизведение обучающимися полученных на первом этапе знаний, — …
  • 18. Метод обучения, при котором педагог ставит задачу и сам, а возможно, и в соавторстве с учениками раскрывает противоречивый путь ее решения, — …
  • 19. Метод обучения, предполагающий постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению научных задач путем самостоятельного выполнения учебных задач или отдельных шагов решения научных задач с последующим контролем со стороны преподавателя, — …
  • 20. Метод обучения, базирующийся на конструировании исследовательских задач, самостоятельно решаемых обучающимися, с последующим групповым обсуждением — …, или …
  • 21. Задача … состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
  • 22. Внешнюю структуру и внутреннее устройство учебного процесса характеризует понятие …
  • 23. Форма обучения, при которой учащиеся работают примерно одинаковое время в аудитории и самостоятельно, — это …
  • 24. Форма обучения, при которой работа происходит со всем классом в едином темпе и ритме, — это …
  • 25. Самым распространенным типом урока является урок, реализующий различные дидактические цели. Он называется …, или …
  • 26. Группа постоянного состава, состоящая из учащихся примерно одинакового возраста и примерно одинаковых начальных знаний, называется …
  • 27. Пространственно-временной континуум, в течение которого происходит реализация дидактических целей в рамках одной учебной дисциплины, — это …
  • 28. Количественное (балльное) выражение оценки — это …
  • 29. Контроль, проводимый через некоторое время после окончания изучения дисциплины, называется … .
  • 3. Максимально полно ответьте на поставленные вопросы. Обоснуйте свои ответы.
  • • Что такое дидактика? Когда и при каких обстоятельствах появился этот термин? Как проходила эволюция понимания дидактики в педагогической науке? Каково современное понимание дидактики? В чем состоит суть разделения ее отраслей на общую и частные?
  • • Дайте определения понятий «принципы», «закономерности дидактики» и «правила дидактики». Расставьте их в дедуктивной последовательности.
  • • Назовите основные дидактические принципы и раскройте их содержание при помощи правил.
  • • В чем, на ваш взгляд, состоит различие между знаниевой и компетептностной моделями обучения?
  • • Какой документ нормирует содержание образования? Как часто он пересматривается и с чем это связано?
  • • Охарактеризуйте понятие «средства обучения» в широком и специальном понимании. Какие классификации средств обучения вы знаете?
  • • Что вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух?
  • • Дайте определение методов обучения. Назовите известные вам варианты классификации методов обучения.
  • • Подробно охарактеризуйте классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Скаткина — Лернера). Выделите для каждого из пяти методов уровень интеллектуальной деятельности, характеристику получаемых учащимся знаний и формы работы по реализации метода. Информацию представьте в форме таблицы.
  • • Охарактеризуйте известные вам методы работы с текстом: конспектирование, планирование, аннотирование, резюмирование, тезирование, реферирование, рецензирование.
  • • Какой документ нормирует представление о формах обучения? Какие классификации форм обучения вы можете назвать? Наиболее подробно охарактеризуйте классификацию форм обучения на очную, очно-заочную и заочную. В чем состоит разница между ними? Каким образом достигается одинаковый уровень компетентности у студентов, обучающихся по различным формам?
  • • Охарактеризуйте понятие «формы организации процесса обучения» и сопоставьте его с понятием «формы обучения».
  • • Что вам известно о методах обеспечения должного качества результатов образовательного процесса? Опишите понятия «контроль», «диагностика» и «проверка». Каковы основные принципы контроля знаний? Как в дидактике отличают понятия «оценка» и «отметка»?
  • • Назовите основные виды педагогических ошибок. С чем они могут быть связаны? В чем кроется их основная опасность? Какие вы можете предложить способы их предотвращения?
  • • Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы. Назовите и охарактеризуйте механизмы воздействия преподавателя на обучающегося.
  • • Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли вы предложить свою методику борьбы с субъективностью?
  • 4. Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие педагогические проблемы отразились в них? Можно ли сказать, что в наше время эти проблемы уже решены?
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются. Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания. Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления. (Р. Декарт)

Имеется два вида знаний: одни, которые я назвал бы основными, или первоначальными, и другие, которые я назову вторичными, или условными. Первоначальные знания необходимы для всех состояний. Вторичные же знания необходимы лишь для той профессии, которую человек избирает для себя. Первоначальные знания носят общий характер, тогда как знания вторичные требуют углубления. Нет ничего более опасного для общества, чем… бессмысленные переходы от одной профессии к другой. Не следует допускать никакого произвола ни в содержании уроков, ни в их продолжительности. Никакого произвола ни в наказаниях, ни в наградах. Изгнать наказания телесные. Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных. (Д. Дидро)

Образование необходимо всем. Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной собственной гибели. Чем являются богатые без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями. Чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осужденными носить тяжести? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай? (Я. А. Коменский)

Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, так сказать, запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою на свет. Чтобы убедить непредубежденного читателя в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все согласятся охотно, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дал зрение. (Дж.Локк)

Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения чтению, придумывают конторки, карточки; комнату ребенка превращают в мастерскую типографии. Средство более верное, чем все это, — средство, о котором всегда забывают, — это желание учиться. Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости, — всякая метода будет хороша для него. Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко. (Ж.-Ж. Руссо)

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Неправильное знание хуже, чем незнание. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. (А. Дистервег)

Искусство преподавания — не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом. (А. Франс)

Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. (Э. б. Элкотт)

Я уверен, что подлинное учение всегда очень индивидуально: оно не бывает одинаковым у мальчиков и у девочек, у отстающего ребенка и, наоборот, у ребенка успевающего. Но если бы я был учителем, я бы очень серьезно подумал над тем, что значит учение для этого конкретного ребенка и что оно значит для другого. Я попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он нечто усваивает. И самое меньшее, что я бы сделал, это попытался бы превратить школу в дружелюбный дом, дом, в который ребенок мог бы естественно внести этот свой мир учения. (К. Р. Роджерс)

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. (Л. Н. Толстой)

Главная задача преподавателя — это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления. (С. И. Архангельский)

Все должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. (А. Эйнштейн)

Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса. (К. Г. Марквардт)

Темы для докладов и рефератов.

  • 1. Эволюция понятия «дидактика»: В. Ратке, Я. А. Коменский, современная педагогика.
  • 2. Современные проблемы исследования в частной и общей дидактике.
  • 3. Принципы обучения: от Я. А. Коменского к Л. В. Занкову.
  • 4. Различные модели развивающего обучения: Л. В. Занков и Эльконин — Давыдов.
  • 5. Классно-урочная система и конкурирующие системы обучения (сравнительный анализ).
  • 6. Классификация методов обучения по Скаткину — Лернеру и особенности обучения в информационном обществе.
  • 7. Научно-исследовательская работа учащихся как форма обучения в современной школе.
  • 8. Различные шкалы отметок и особенности их применения в учебном процессе.
  • 9. Компьютерные средства обучения и мультимедийные технологии.
  • 10. Проектные технологии обучения: прошлое, настоящее, будущее.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой