Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое мастерство тренера-преподавателя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Владение умениями педагогической техники позволяет тренеру-преподавателю выполнять свои функции на высшем уровне, непосредственно связанными с педагогической техникой. А именно: Мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь; Функция воспитание культуры. Тренер-преподаватель должен… Читать ещё >

Педагогическое мастерство тренера-преподавателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тренер-преподаватель — носитель знаний, умений и навыков, которые он должен уметь передавать своим воспитанникам [11]. Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте [5].

Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой, является педагогическое мастерство тренера-преподавателя.

Значение педагогического мастерства выражается в следующих факторах:

  • · педагогическое мастерство является носителем профессионально-педагогической культуры;
  • · педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);
  • · педагогическое мастерство обеспечит высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы [5].

Деркач А.А. в своей работе отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо — показать свою взволнованность, радость, страстность. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать своё поведение. Что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса [5].

Понятие «педагогическая техника», введенное А. С. Макаренко, понимается в широком смысле как «научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания — личность и коллектив». Педагогическая техника (в узком смысле) — средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства. А. С. Макаренко выделил такие её компоненты как:

  • · постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств;
  • · мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь;
  • · умение «смотреть» на ребёнка и видеть процессы в нём происходящие [4].

Одни авторы утверждают, что педагогическая техника близка по значению с педагогическим тактом. Другие определяют ее как форму организации поведения тренера-преподавателя, третьи же, как практический опыт реализации мастерства. Педагогическая техника так же рассматривается как умение пользоваться эмоционально-выразительными средствами в процесс профессиональной деятельности.

Но при любом подходе к пониманию педагогической техники в ней в обязательном порядке присутствуют следующие компоненты:

  • · техника речи (голос, дикция, эмоциональность);
  • · мимическая техника;
  • · пантомимическая техника;
  • · саморегуляция психической деятельности.

Владение умениями педагогической техники позволяет тренеру-преподавателю выполнять свои функции на высшем уровне, непосредственно связанными с педагогической техникой. А именно:

  • 1. Функция воспитание культуры. Тренер-преподаватель должен уметь воспитывать в спортсменах общечеловеческие ценности, прививать основы морали и этики.
  • 2. Учебно-тренировочная функция. Тренеру-преподавателю необходимо использовать различные методы, формы и способы обучения спортсменов, формировать и совершенствовать у них физические, психические, личностные качества, объяснять упражнения доступным языком, используя визуальные техники, уметь четко сформулировать цели и задачи для подопечных и др.
  • 3. Функция самосовершенствования. Заключается в постоянном пополнении запаса знаний и применении их на практике, постоянное совершенствование себя как личности, как тренера-преподавателя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое мастерство тренера-преподавателя реализуется в его профессиональном труде через использование компонентов педагогической техники. На основании этого можно выделить четыре аспекта, по которым нужно формировать умения тренеру-преподавателю:

  • · формирование техники речи;
  • · формирование умений невербального общения;
  • · формирование умений словесной коммуникации;
  • · формирование умений психической саморегуляции [6].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой