Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические аспекты подготовки преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования показывают, что успешность подготовки преподавателей к применению кредитной технологии обучения зависят от таких факторов как правильность мотивов выбора профессии, направленность на педагогическую деятельность, совокупность специальных знаний, умений, навыков, а также учета личностных качеств, эмоциональной уравновешенности, индивидуально-психологических особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В 14−82 УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Современное состояние и проблемы подготовки 14 преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования в педагогической науке и практике
    • 1. 2. Содержание и структура педагогической деятельности 30 преподавателя в условиях кредитной системы образования
    • 1. 3. «Нормативная модель» профессиональной подготовки 62 преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Возможности учебно-воспитательного процесса вузов по 83 подготовке преподавателя к кредитной технологии обучения
    • 2. 2. Методика поэтапной подготовки преподавателя к кредитной 98 технологии обучения
    • 2. 3. Эффективность методики формирования готовности 127 преподавателя к кредитной технологии обучения
  • Выводы по второй главе

Педагогические аспекты подготовки преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап социально — экономического развития и необходимость процесса модернизации образования настоятельно требуют совершенствования методологии и методики подготовки специалистов и приведения их в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов.

Для существенного повышения качества подготовки специалистов по различным направлениям профессиональной деятельности необходимо продолжить реформирование системы высшего профессионального образования страны.

Учитывая эти требования, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своих встречах с представителями интеллигенции и работниками высшей школы обратил особое внимание на целесообразность и важность осуществления коренной реформы системы образования с целью повышения качества подготовки специалистов, обеспечения вхождения республики в мировой рынок образовательных услуг [128,129]. Во исполнении указаний главы государства, Министерство образования Республики Таджикистан активно осуществляет меры, направленные на дальнейшее реформирование системы высшего профессионального и послевузовского образования для достижения мировых стандартов качества и обеспечения международного признания дипломов полученной квалификации в вузах.

Одной из основных мер, обеспечивающих достижение соответствующего уровня качества образования и активизации мобильности студентов на основе принципов Болонского процесса, на наш взгляд, является ускоренный переход вузов на кредитную систему образования.

Начиная с 2005;2006 учебного года, некоторые вузы Республики.

Таджикистан на основе приказа Министра образования РТ от 22.09.2004 г. под № 698, начали внедрять кредитную систему образования. В качестве пилотных вузов в 2005 г. были выбраны Таджикский государственный университет коммерции (ТГУК) и Технологический университет з.

Таджикистана (ТУТ).

Анализ информации о предварительных итогах работы пилотных вузов показал реальное преимущество кредитной системы образования по сравнению с традиционной. С учётом накопленного опыта пилотных вузов в 2006;2007 учебном году к эксперименту подключились и другие вузы Таджикистана.

Согласно Правительственному решению к 2015 году все вузы республики должны перейти на кредитную систему образования.

Отличительной особенностью кредитной системы образования является то, что она направлена на глубокое освоение полученных знаний и развитие элементов творчества в деятельности студентов. Кредитная система образования предоставила вузам, профессорско-преподавательскому составу и особенно студентам самостоятельность, изменился подход к преподаванию учебных дисциплин, выбора элективных курсов, повысилась эффективность усвоения теоретических и практических знаний путём развития у студентов навыков самостоятельной работы. Это позволило студентам самим ориентироваться на изучение наиболее нужных и важных дисциплин с точки зрения будущих специальностей.

В кредитной системе образования за счёт сокращения аудиторных занятий, значительно увеличивается объём самостоятельной работы студентов. Меняется роль преподавателя, как наставника и организатора самостоятельных работ студентов. Возрастают функции преподавателя в постоянной организации лекций, консультаций и учебно-методических рекомендаций для качественного выполнения индивидуальных работ студентов по каждому занятию.

Для достижения целей освоения знаний преподавателю необходимо иметь комплекс учебно-методических работ, дидактические материалы и средства, чтобы организовать эффективную самостоятельную работу студентов на высоком уровне по освоению всей программы учебного курса.

В современных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию профессиональной подготовленности кадров и уровня культуры личности. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), в «Концепции национальной таджикской школы» (2008г.), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан» (2009г.), Законе РТ «О высшем и последипломном образовании» (2009г.) [46,47].

Опыт внедрения и использования системы зачётных единиц (кредитов) в виде ECTS (European Credit Transfer System) в ТГУК показал в целом свои преимущества, особенно на первом цикле университетского образования бакалавриатуры [139,148,157,159]. Впервые были созданы условия для получения прочных знаний и навыков. Однако для международного признания дипломов об образовании, как внутри страны, так и за его пределами потребуется решение целого ряда проблем. Важно признать квалификацию выпускников вуза, если они получили высшее образование в зарубежном вузе. Существует и другой вопрос — продолжение учёбы в другом вузе, в частности в вузах Стран Европейского Содружества. В этой ситуации важное значение имеет механизм получения двойных дипломов, выданных зарубежными вузами — с одной стороны и отечественным вузомс другой, если имеется согласование между ними о фактической структуре учебных планов на основе общих требований ECTS.

Присоединение к Болонской декларации обуславливает необходимость внедрения кредитной системы образования не только на уровне бакалавра, но и на циклах подготовки магистров, затем докторантов [15,16,27,30,31,33,48,49,55,57,63,107]. Действующая в настоящее время система подготовки кадров через аспирантуру, и, наконец, докторантуру, не обеспечивает сопоставимость квалификаций, их прозрачность.

Как показывает опыт, что в настоящее время даже пилотные вузы Таджикистана, проводя эксперименты по внедрению кредитной системы образования, имеют разные подходы в её осуществлении. Проблемой республиканского и даже межгосударственного масштаба является не только признание квалификации и дипломов об образовании, но разработка и утверждение национальных (государственных) образцов дипломов и приложений к ним в условиях признания Болонской декларации.

Другая проблема — несовершенство законодательных актов и нормативных актов, регулирующих систему высшего образования на основе использования системы зачётных единиц (кредитов) с учётом национальных особенностей и условий.

Таким образом, скоординированные решения насущных проблем образования и интеграционные взаимодействия вузов стран СНГ, в первую очередь Российской Федерации и стран Центральной Азии, в том числе Республики Таджикистан, на наш взгляд является важным фактором совершенствования деятельности вузов и их присоединение к Болонскому процессу, к более высокому уровню качества высшего профессионального образования.

При переходе на кредитную систему образования одной из важнейших проблем является решение вопросов подготовки преподавателей к кредитной системе образования.

Настоящая диссертационная работа посвящена формированию готовности преподавателей в условиях кредитной системы образования.

Степень изученности проблемы. Кредитная технология обучениясравнительно новое явление в сфере образования в странах СНГ. Однако интерес к этой форме обучения стремительно растет во всем мире, следствием чего является большое количество исследований, как в виде отдельных научных статей, так и монографий. Так, например, Современная Гуманитарная Академия (г. Москва, Российская Федерация), широко использующая кредитную технологию обучения, издает ежемесячный дайджест, содержащий рефераты современных научных публикаций по разным аспектам кредитной технологии обучения. Некоторые из выпусков трудов СГУ также посвящены отдельным аспектам кредитной системы образования [102].

Осмысление мирового опыта и использование новой формы обучения в России привело к появлению ряда монографий, посвященных вопросам теории кредитной системы образования в Российской Федерации.

Среди крупных исследований, посвященных кредитной технологии обучения, следует выделить работы Скибицкого Э. Г., Шабанова А. Г., Журавлева О. Б., Крук Б. И., Соломина Е.Г.и Колмогорова Е. В. В ряде исследований работ приводится опыт внедрения дистанционной формы обучения в отдельных регионах и в высших учебных заведениях Российской Федерации [1,2].

Вслед за Россией, вопрос о кредитной системе образования и её внедрения встал и в других республиках постсоветского пространства. Внедрению кредитной системы образования в систему повышения квалификации и переквалификации кадров в республике Казахстан посвящены многие работы [3,4,50,119]. Состоянию и перспективах кредитной системы образования в Кыргызской Республике посвящены работы таких исследователей как Айдаралиев А. А., Сорокин А. А., Абдрахманов Д.А.

Что касается Таджикистана, то и здесь наблюдаются ощутимые изменения в системе высшего образования. Началось широкое обсуждение проблем, существующих в образовательной сфере республики. Разными аспектами внедрения кредитной технологии обучения занимаются ведущие педагоги республики — Факеров Х. Н, Шукурзод Т. А., Шоев Н. Н., Шарипов Ф., Шарипов Д., Кодиров Б. Р., Сангинов Н. С, Маджидов X., Рахимов Ф. К, Хабибов С. Х, Салимов Н. С. и др. [98,139,148,157].

Объект исследования — студенты высших учебных заведений Республики Таджикистан.

Предмет исследования — подготовка преподавателей для внедрения в учебный процесс кредитной технологии обучения.

Цель исследования — рассмотрение кредитной технологии обучения, его принципов, особенностей и средств, а также состояние и перспективы развития кредитной системы образования в Республике Таджикистан с целью формирования подготовки преподавателей к осуществлению кредитной технологии обучения.

Анализ литературы по теме исследования, изучение опыта работы в вузах республики и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что успешное формирование преподавателя к кредитной технологии обучения возможно при выполнении следующих положений:

• уточнение сущности и содержания профессиональной подготовки преподавателей к кредитной системе образования в контексте существующего многообразия понятийно-категориального аппарата исследования;

• выявление и обоснование комплекса условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональной подготовки преподавателей к кредитной технологии обучения;

• конструирование, обоснование и апробация модели формирования профессиональной подготовки преподавателей к кредитной технологии обучения;

• определение технологии поэтапного формирования профессиональных умений и навыков преподавателей для дальнейшей работы в условиях кредитной технологии обучения;

• разработка методики формирования профессиональной подготовки преподавателей применительно к кредитной технологии обучения;

• усвоение преподавателями теоретических знаний об объекте их профессиональной деятельности, в особенности — управления им в условиях кредитной технологии обучения полученных в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Задачи исследования:

• определить особенности кредитной технологии обучения, её методологические аспекты и место в системе образования;

• дать характеристику состояния кредитной системы образования в Республике Таджикистан и законодательные основы его функционирования;

• провести сравнительный анализ традиционной и кредитной технологии обучения;

• оценить перспективы развития кредитной технологии обучения в Республике Таджикистан на основе анализа имеющего материала;

• теоретически обосновать необходимость формирования умений и навыков преподавателя для работы в кредитной технологии обучения и раскрыть сущность понятия «готовность преподавателя к кредитной технологии обучения»;

• выявить критерии, показатели и уровни формирования подготовки преподавателя к кредитной технологии обучения;

• разработать методику формирования подготовки преподавателя к кредитной технологии обучения и провести её опытно-экспериментальную апробацию.

Методологическая основа исследования базируется на законах Республики Таджикистан «Об образовании», «О высшем и профессиональном послевузовском образовании», на Концепции национальной школы, Концепции национального образования, Концепции воспитания в Республике Таджикистан, Государственном стандарте образования, фундаментальных трудах по философии, педагогике и психологии о закономерностях развития личности и познания. Важное место имеет место использование исследовательского опыта изучения проблем и перспектив развития кредитной системы образования в разных странах.

Теоретическую основу исследования составляют ведущие идеи развития личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Г. П. Щедровицкий и др.) — идеи развития личности в структуре различных видов деятельности (М.Н.Берулава, Л. В. Лидак, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов и др.) — фундаментальные идеи Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова,.

Э.Г. Юдина, А. В. Петровского и др., согласно которым рефлексия рассматривается комплексно с точки зрения многоаспектности и многофакторности системно-структурных детерминантположения о сущности управленческой и профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, А. А. Реан, JI.A. Регуш, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.). В качестве информационно-исследовательской базы использованы труды российских и зарубежных ученых по философии, педагогике, психологии, менеджменту, акмеологии, авторефераты диссертаций, монографические исследования, публикации в печати, материалы сети Интернет [39,40,60,69,77,132,141,142,146].

Методы исследования. В ходе исследования применялись следующие методы:

• историко-теоретический анализ трудов философов, методистов, а также анализ психолого-педагогической литературы, отражающей современное состояние проблемы;

• изучение и обобщение педагогического опыта ведущих преподавателей страны в условиях кредитной технологии обучения;

• постановка контрольного и экспериментального обучения, анализ результатов экспериментального обучения.

Источниковедческой базой исследования послужили нормативно-правовые акты в сфере образования Республики Таджикистан, материалы международных форумов, посвященных проблемам кредитной системы образования, теоретико-методологические разработки ученых.

Основной базой исследования являлись Таджикский государственный университет коммерции и Технологический университет Таджикистана.

Организация и основные этапы исследования. На первом этапе.

2005;2006 гг.) было проведено состояние изученности проблемы, разработан научно-понятийный аппарат исследования, уточнены понятия «аудиоинформация», «текстовая информация», «статистические и графические материалы». Сформулировано понятие «подготовка преподавателей к работе в условиях кредитной технологии обучения», построена теоретическая модель, разработаны критерии, показатели, возможные уровни достижения требуемых профессиональных качеств преподавателей.

На втором этапе (2007;2008 гг.) проводилось изучение исходного состояния и соответствие исследуемых качеств преподавателей к кредитной технологии обучения, проведен анализ учебных планов, программ, учебников и учебных пособийопределено содержание опытно-экспериментальной работыразработана и обоснована методика формирования исследуемых качеств.

На третьем этапе (2008;2009) была проведена опытно-экспериментальная апробация по проверке разработанной методики и выявления её эффективности, обработка полученных данных, их интерпретация на основе проведенного анализа и обобщения полученных результатов. Различными видами эксперимента было охвачено 410 человек, в их числе — 327 студентов и 83 преподавателя вузов.

Научная новизна исследования:

• Впервые проведено специальное исследование по проблеме формированию готовности преподавателей к работе в условиях кредитной технологии обучения;

• Составлена модель подготовки преподавателей к работе в условиях кредитной технологии обучения, выявлена и обоснована структура и содержание компонентов модели личности преподавателя;

• Определена структура учебно-методического комплекса преподавателя по учебной дисциплине, рабочей программы и рабочей учебной программы (SYLLABUS);

• Обоснована, внедрена и экспериментально подтверждена теоретическая модель формирования готовности преподавателя к работе в условиях кредитной технологии обучения в педагогических вузах. и.

• Предложена эффективная методика формирования готовности преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования, которую можно использовать в учебно-воспитательном процессе в других педагогических вузов и педагогических факультетах университетов.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке комплекса методологических и методических условий формирования готовности преподавателей к условиям кредитной технологии обучениявыявлении наиболее эффективных методов готовности преподавателей к применению кредитной технологии обучения, создании и теоретическом обосновании модели готовности преподавателей к применению кредитной технологии обучения.

Практическая ценность работы заключается в том, что его результаты будут способствовать внедрению новых технологий в систему образования Республики Таджикистан, что позволит существенно, повысить эффективность обучения и возможность вхождения страны в мировое образовательное пространство.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специальное исследование по проблеме формирования готовности преподавателей в условиях кредитной системы образования.

2. Модель подготовки преподавателей в условиях кредитной технологии обучения, структуру и содержание компонентов модели личности преподавателя.

3. Структура учебно-методического комплекса преподавателя по учебной дисциплине и, разработанная согласно этой структуре, рабочая учебная программа (SYLLABUS).

4. Методика формирования готовности преподавателей в условиях кредитной системы образования и применение в учебно-воспитательном процессе в вузах.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателей в условиях кредитной технологии обучения.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, научной концепцией педагогической диагностики, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, а также — анализом условий и результатов опытно-экспериментальной работы. Подтверждение выдвинутых положений достигается также сочетанием комплекса методов, адекватных задачам каждого этапа исследования, личным опытом работы автора в качестве педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы и выводы представлены и доложены на следующих научных международных и республиканских конференциях: «Международное сотрудничество вузов: опыт, возможности и внедрение европейской кредитной системы образования», Таджикский государственный университет коммерции, Душанбе (март, 2009), Международная конференция «Определение проблем повышения качества образования в государствах членах ЕврАзЭС», Таджикский государственный университет коммерции, Душанбе (ноябрь, 2009), Республиканская научно — методическая конференция «Актуальное проблемы физики», Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни Душанбе (2009).

Работа выполнена в соответствие с планами НИР, проводимых в научно-исследовательском педагогическом институте Академия педагогических наук Республики Таджикистан и зарегистрированных за номером № 234. Все экспериментальные работы, обработка и анализ их результатов проводились лично автором.

Структура и объем диссертации

соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Содержание диссертации изложено на 168 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 6 таблиц, 4 рисунка.

Список литературы

насчитывает 161 наименований.

Результаты исследования показывают, что успешность подготовки преподавателей к применению кредитной технологии обучения зависят от таких факторов как правильность мотивов выбора профессии, направленность на педагогическую деятельность, совокупность специальных знаний, умений, навыков, а также учета личностных качеств, эмоциональной уравновешенности, индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих возможность успешной деятельности по овладению профессией преподавателя. Система формирования профессиональной компетентности преподавателя к применению кредитной технологии обучения — это комплексный длительный процесс. Наряду с субъективными факторами на формирование личности и профессиональных качеств преподавателя огромное влияние оказывает некоторые объективные факторы, такие как целенаправленное изучение психолого-педагогических, социально-политических дисциплин, проведение внеаудиторных мероприятий и организация учебной практики. Важными факторами формирования преподавателей к применению кредитной технологии обучения является систематичность, продолжительность, интенсивность и разносторонность общения педагогов со студентами. В ходе исследования было выявлено, что в процессе обучения в вузе формируются и имеют тенденцию к развитию и изменению представления о профессиональных качествах преподавателя и особенностях его деятельности. Эти представления определяют как успешность обучения студента, так и готовность его к работе по избранной специальности как преподавателя.

На основе проведенного исследования и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателя к осуществлению кредитной технологии обучения автором получены следующие результаты:

1. Разработана модель подготовки преподавателя к работе в условиях кредитной технология обучения, выявлена и обоснована структура и содержание компонентов модели личности преподавателя.

2. Выявлены структурные компоненты модели подготовки преподавателя к работе в условиях кредитной технологии обучения, которые представлены как взаимозависимые и в совокупности дают четкое представление о том, каким должен быть специалист высшей квалификации (психологический компонент) и что он должен уметь (практический компонент).

3. Созданы условия для совершенствования учебно-воспитательного процесса формирования преподавателя к работе в условиях кредитной технологии обучения, которые применены при изучении курсов «Новые технологии» и «Информационная культура».

4. Показано, что при кредитной технологии обучения основную роль в освоение учебного материала играет самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студентов (СРС).

5. Сформулированы основные функции типового единичного цикла работы преподавателя со студентами (РПС), типового единичного цикла самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП).

6. Определена структура учебно-методического комплекса преподавателя по учебной дисциплине, рабочей программы и разработана учебная программа (SYLLABUS).

7. Осуществлена опытноэкспериментальная работа по формированию подготовки преподавателя к работе в условиях кредитной технологии обучения.

8. Определено, что важным элементом подготовки в условиях кредитной технологии обучения является учебная практика, которая влияет на успешность формирования требуемых качественных характеристик преподавателей.

9. Разработана, внедрена и экспериментально апробирована теоретическая модель формирования готовности преподавателя к работе в условиях кредитной технологии обучения в университетах.

10. Предложен специальный курс «Кредитная технология обучения: вопросы теории и практики» для формирования у преподавателей готовности к работе в условиях кредитной технологии обучения с целью совершенствования учебного процесса и повышения качества подготовки преподавателя.

11. Разработана система учебно-профессиональных задач, состоящая из 60 заданий и специальные тестовые задания для определения уровня готовности преподавателей к этой технологии обучения, используемая для решения педагогических задач преподавателями в условиях кредитной технологии обучения.

12.Установлено, что после завершения первого этапа опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателей к работе в условиях кредитной технологии обучения произошли незначительные изменения. Выяснилось, что на этом этапе студенты получают лишь первоначальные сведения об объекте своей будущей деятельности, знакомятся с особенностями будущей профессии и только начинают углубленное изучение специальных дисциплин и компьютерной технологии.

13. Установлено, что на втором этапе опытноэкспериментальной работы, являющейся теоретической и максимально интенсивной, наблюдалось дальнейшее усиление готовности преподавателей к работе в условиях кредитной технологии обучения. В процессе обучения уменьшилось почти в два раза количество студентов с низким уровнем готовностиуменьшилось также количество студентов со средним уровнем готовностичто соответственно вызвало увеличение числа студентов с высоким уровнем готовности к работе в условиях кредитной технологии обучения.

14. Результаты третьего этапа опытноэкспериментальной работы показали, что количество студентов с низким и средним уровнями готовности продолжало уменьшаться, а количество студентов с достаточным, а также с высоким уровнем готовности к работе в условиях кредитной технологии обучения соответственно увеличилось.

15. После завершение четвертого этапа осталось незначительное количество студентов с низким уровнем искомой готовности. Основной контингент студентов обладал высоким уровнем искомой готовности.

16. Доказано, что предложенная методика по формированию готовности преподавателей к работе в условиях кредитной системы образования является эффективной и может служить основой для внедрения в учебно-воспитательный процесс других высших учебных заведениях.

Для успешного развития кредитной системы образования в Таджикистане необходимо:

• следование требованиям государственных образовательных стандартов;

• соблюдение общих психологических, педагогических, методических и технических требований к курсам подготовки к кредитной технологии обучения;

• объединение бюджетных и внебюджетных финансовых источников в пространстве кредитной технологии обучения;

• единое стратегическое руководство системой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски. //Высшее образование в Росси. 1996. № 1 -с.73−78.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для спец. вузов. 2-е изд., -М., Просвещение, 1989. -139 с.
  3. А.Е. об особенностях подготовки преподавателей в университете. //Вестник высшей школы Казахстана. 1995.- № l.c.55−58.
  4. Т.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьника к познавательной деятельности. -Алматы: Гылым, 1994−32 с
  5. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. № 2, 2005.
  6. Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности //Сов. педагогика. 1986 — № 4 — 91−95с.
  7. А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999.
  8. С.И. О моделировании и методике обработки педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974, 48 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М: Высшая школа, 1990 256с.
  10. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента, М.: Высшая школа, 1974. — 265 с.
  11. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  12. Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы / Н. В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. Саратов, 2008. — № 1(30).
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований, М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  14. В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М, 2006.
  15. В.И. Болонский процесс: Курс лекций. М., 2004.
  16. В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем образования (проект TUNING). М., 2006.
  17. В. В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций, -М., РУДН, 2007. С. 12.
  18. В.В. Дидактические условия подготовки студентов университета к использованию технических средств обучения. Автореф.канд.пед.наук. -Челябинск, 1981. -16с.
  19. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. — JL: 1990.-50 с.
  20. Е.П. Каким быть педвузу?//Советская педагогика, 1968. № 9, с.84−87.
  21. В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. 317 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -192с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989. -144с.
  24. С.Д., Турвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М.: Статистика, 1974. — 159 с.
  25. Блонский 77.77. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979. Т.1. -304с.
  26. Н. В. Психологические основы модульногопрофессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. Кострома, 2003.
  27. А.А. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1988,187с.
  28. Л.И. избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. -212с.
  29. Болонский процесс между Прагой и Берлином: отчет для министров образования стран — участников Болонского процесса, Берлин, 2003.
  30. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М., 2002.
  31. Г. В. Технология модульного обучения как средство эффективности преподавания общеинженерных дисциплин. АКД 2000. 22.11.2005.
  32. А.К., Звонова В. А. Болонский процесс. Основополагающие материалы. М., 2006. С. 29.
  33. Н.И., Дружинина Т. Г. и др. Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе профессионального образования. Уфа, 2003.
  34. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога). Mill У, 1999
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. — М: Высшая школа, 1991 208с.
  36. А.П., Росселъс Ф. А. Культурный прогресс и совершенствование сферы образования. //Культурный прогресс: философские проблемы. М.: -Наука, 1994, -с. 19−38.
  37. В.В. Технология обучения в интегрированной обучающей системе. Автореф. канд.пед.наук. -Москва, 1993.
  38. Вопросы профессиональной подготовки учителя. Ред. Кол. И. Н. Николаев и др. Иваново 100с.
  39. JI.C. Педагогическая психология./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  40. Высшая школа. Душанбе, 2007, 528с.
  41. А.И., Базарное Н. Г., Маркин В. И., Касъко Н. С. Проблемно-модульная технология обучения. Барнаул, 2004. С. 18.
  42. . С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Высшая школа, 1986. -197 с.
  43. С.И. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-те, 1981.-208 с.
  44. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. / Коллектив авторов под ред. Я. И Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М., 2004.
  45. Государственный стандарт высшего профессионального образования Республики Таджикистан. Вестник МО РТ., Душанбе, «Шарки Озод», 2003, с. 86.
  46. И.Д. Инновационные аспекты современного образовательного процесса в контексте присоединения России к Болонской конвенции // Юридическое образование и наука, 2007, N 1.
  47. JI. Высшее образование в Болонском измерении:российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N1.
  48. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
  49. Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М.: 1979 — 98 с.
  50. В. О технологиях обучения и предмете педагогической информатики.//Информатика и образование. 1989. № 1. -114−115с.
  51. Гузеев. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. 1998, № 5 с. 84−91.
  52. С. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога. // Народное образование, 1978, № 8.- с. 129.
  53. Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004.1. С. 67.
  54. А.Ф., Нечитайлова Е. П., Успанов КС., Османова Г. Т. Общее и особенное в формировании профессионально-значимых качеств учителя. -Алма-Ата: Каз. ГПУ им. Абая, 1992. -94 с.
  55. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. док.пед.наук.-Москва, 1994. -32 с.
  56. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс. док. пед. наук. М., 1983.-356с.
  57. М.Г., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза: Уч. пособие 2-еизд. Минск. Изд-во БГУ. 1981 382с.
  58. М. И. Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ им В. И. Ленина, 1976.
  59. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 24с.
  60. Т.В. Перспективы реформирования системы обучения в свете болонской конвенции // Юридическое образование и наука, 2006, N 2.
  61. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Вестник МО РТ., -Душанбе, «Шарки Озод», 2004, с. 66.
  62. JI.B. Образовательные технологии и технологическая культура учителя: Модель и процесс осуществления педагогической деятельности. // Шк. Технологии, 2002. № 5. с. 62−87.
  63. Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога // Психологическая диагностика в инженерно-педагогическом ВУЗе / Сб. науч. тр. Свердловск: 1989, Свердловский инженерно пед. институт, с. 3−15.
  64. Зимняя И А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  65. З.Г. Формирование готовности студентов педагогических институтов к воспитательной работе в СПТУ. Дисс. канд. пед. наук, Ташкент, 1988.- 155с.
  66. Изучения личности школьника учителем./Под ред. В. И. Васильевой и других, -М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  67. А.И. Научно-технический прогресс и личность. Алма-Ата.: Мектеп, 1986.
  68. А.Л. Управление трудовыми ресурсами в высшем учебном заведении // Управление персоналом, 2008, N 5.
  69. А.Я. Воспитание студентов дело живое, творческое. Душанбе: Ирфон, 1971.- 64с.
  70. Т. и др. Компетентность учителя: Инструментарийоценки и самооценки // Директор школы. 2002. № 6, с. 4−23.
  71. А. А. Виртуальный учитель: Профессиональные качества, знания и умения нового педагога // Школьные технологии, 2002. № 4. с. 200−206.
  72. В.Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А.В. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб., 2004. С. 42.
  73. А.Х., Шоев Н. Н., Джононов С. Д., и др. Характерные особенности получения высшего образования в условиях инновационной деятельности вуза. // Душанбе. Ирфон, 2007.
  74. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов. // Педагогика. 2001 № 4, с. 63−70.
  75. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-75 с.
  76. А.Э., Пуритдинова Н. А. Диагностика готовности будущих преподавателей к профессионально педагогической деятельности. //Социальный педагог: подготовка и деятельность. — Челябинск, 1994. — с.87−92.
  77. Е.Н., Родионова С. Е. Каким быть новому стандарту? (Опыт работы Совета по филологии над реформой высшего образования в России) // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. 2005. № 9.
  78. Я.А. Избр. пед. соч. -М: Учпедгиз. 1955 324с.
  79. Комментарий к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина, -М., Норма, 2007.
  80. А.Е. Труд и талант учителя. М., 1988.
  81. С.В. Учитель ученик. М: Педагогика, 1984 — 80с.
  82. JI.B. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому воздействию с учащимися: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1990 160 с.
  83. Т.К. Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном Университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)» // Труд, 16 мая, 2006 г.
  84. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  85. М.В., Шадриков В. Д. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004.
  86. М.А. Формирование у студентов педагогических вузов црофессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники. Автореф. канд.пед.наук.,-М., 1988.
  87. А.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в условиях педагогической практики 1−2 курсов. Диссер. канд.пед.наук.-Одесса, 1985.-155 с.
  88. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. — Т.: Фан, 1986. 96 с.
  89. М. Дарс.-Душанбе.:Маориф, 1979.-131 с.
  90. М. Дидактикаи муосир.-Душанбе.-2001.-331 с.
  91. Мадэгсидов X, Мирзоев P.P. и др. Самостоятельная работа студентов (методическое пособие на тадж. яз.). Душанбе, 2009. «Эр-граф» 70 стр.
  92. X., Мирзоев Р. Самостоятельная работа студентов в кредитной системы образования. // Вопросы психологии и педагогики, Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 3, стр. 52−54
  93. X., Мирзоев P.P., Табарова М. А. Кредитная технология обучения и основные факторы, влияющие на повышение качеств подготовки бакалавров.//Таджикское отделение международной академии наук высшей школы, 2009, № 2. стр.
  94. X., Мирзоев P.P., Автоматизация учебного процесса гарантия повышения качества подготовки специалистов//Вестник
  95. Педагогического университета. Душанбе, 2009, № 3 (35).стр. 129−131.
  96. X., Хабибов СХ., Мирзоев Р. Р. Кредитная технология обучения и повышение качества подготовки бакалавров./УВопросы психологии и педагогики, Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 4, стр.
  97. Н.Н. Технологическая компетентность педагога: Приемы и средства профессиональной деятельности. // Школьные технологии. 2002. — № 5. с. 33−41.
  98. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.// Сов. педагогика, 1990, № 8, с. 82−88.
  99. О. О. Внедрение кредитной системы в российском вузе: первые результаты эксперимента по переходу на кредитную систему Владивостокского государственного университета экономики и сервиса— Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.
  100. Методические материалы к семинару по проблемам формирования базовых компетенций цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО. Москва, 6−7 декабря 2005 года. М., 2005.
  101. P.P., Каримзода О., Рахмонкулов М. Роль и места теста и тестовых зачетов в кредитной системе образования. // Вестник Таджикского национального университета. № 4, 2009, стр. 292−295.
  102. P.P., Рахмонкулов М. Пути и методы повышения качество экзаменационных тестов // Вопросы психологии и педагогики, Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 3, стр. 77−82
  103. Р.Р., Каримзода О., Рахмонкулов М. Принципы подготовки экзаменационных тестов. // Республиканская научно-теоретическая конференция. Сборник научных трудов, Душанбе ТГУК, 2008
  104. В.К. «Болонский процесс» в свете концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Международное публичное и частное право, 2005, N 2.
  105. Михайловская Г. И Профессиографическое исследование деятельности учителя. JL, 1979.
  106. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М. гВысшая школа, 1987. -198 с.
  107. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  108. Т.З. Педагогическая подготовка студентов исторических факультетов к учительской работе. Автореф. дисс. канд. пед.наук. Душанбе, 1981.-20с.
  109. А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005. С. 115.
  110. Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции.// Педагогика. 1997, № 3. с. 20−27.
  111. Р.П. Формирование профессиональных и специальных навыков и умений у студентов педвузов. Архангельск, 1982.
  112. И.О. Народное образование в Советском Таджикистане. Душанбе.: Ирфон, 1985. -112с.
  113. Образование в Российской Федерации 2007. Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
  114. О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М., 2005.
  115. Организация и планирование самостоятельной работы студентов наФФК/Сб. науч. тр. М., 1991.
  116. Основы дидактической готовности будущего учителя: методическое пособие.-Алматы: АРУ им. Абая. 1994. -220 с.
  117. Особенности организации учебного процесса в российских и зарубежных вузах в свете текущей реформы ВПО. Аналитическая записка, -М., РГГУ, 2007. С. 15.
  118. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах. /Гл.ред.И. А. Каирова и др. М.: Сов.энциклопедия. 1964−1966гг. Т.2. 1965. -911 с.
  119. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов н/Д, 2002.
  120. Проблемы подготовки учителя (из опыта Казанского государственного пединститута). Ученые записки. Вып. 157. Казань. 1976.-252с.
  121. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения М., 2005.
  122. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект./Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика. 1982. -144 с.
  123. Профессиональная подготовка педагога: Сб.науч. трудов. М.: 1993. -94 с.
  124. Профессионально-педагогическая подготовка студентов. Сб. науч. Трудов. /Отв.ред. М. И. Анисов. М.: 1974.- 85с.
  125. Э.Ш. Вопросам демографии государственное внимание. Речь президента Республики Таджикистан на общереспубликанском собрании по проблемам демографического развития и планирования семьи. «Народная газета» от 6 марта 2002 года.
  126. Э.Ш. Ответственность за будущее нации. Послание Маджлиси Оли Таджикистан. «Народная газета» от 9.04.2003года.
  127. Рекомендации XV Всероссийской научно-методическойконференции Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций. Уфа-Москва, 27 мая -1 июня 2005 г.
  128. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки преподавателей: Рождение мастера. -М.: ВЛАДОС, 2000.
  129. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа. 1990. -111с.
  130. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 63 с.
  131. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1989. -585 с. Т.2. -382 с.
  132. C.JI. Проблема общей психологии. М.: Педагогика. 1976. -416 с.
  133. Л.И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителя//Сов.педагогика. 1988. № 7. с.70−73.
  134. .А., Сазонова Ю. Б. Актуальность и возможные перспективы создания российской государственной системы образовательного кредитования. М., 2004
  135. Н.С., Салимое Н. С. Кредитная система образования «Ирфон», Душанбе, 2005, 200с.
  136. Ситшаева 3.3. Модульно-кредитная система организации учебного процесса инновационная технология в обучении программированию // Актуальные вопросы инновационной деятельности.-Симферополь.
  137. В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя.//В сб. Психология труда и личности учителя. Под ред. А. И. Щербакова: Вып.1. -Л.: 1976. с.30−45.
  138. В.А., Мищенко В. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя//Советская педагогика. 1991. № 10. с.79−84.
  139. Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: Автореф. дис. док. пед. наук. Ярославль, 1998. 36 с.
  140. Содружество ученого и учителя: Кн. для учителя / Составители М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Просвещение, 1991. — 270 с.
  141. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-т./Сост. О. С. Богданова и др. М.: Педагогика, 1979−1981. Т.1. -558 е., Т.2. -383 е., Т.З. -639 с.
  142. Формирование личности будущего учителя. /Р.И.Цветкова и др. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991. -124с.
  143. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. М., 2004.
  144. С.Х., Сангинов Н. С., Салимое Н. С., Исаев Р. С. Путеводитель студента Таджикского государственного университета коммерции (в условиях внедрения кредитной технологии обучения), Душанбе «Хумо», 2006, 71с
  145. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1988 — 168с.
  146. С.И. О психологической подготовке будущих преподавателей //Вестник высшей школы, 1988, № 1.
  147. М.С. Актуализация готовности преподавателей информатики к профессиональной деятельности в системе переподготовки и повышения квалификации. Автореф. канд.пед.наук.-М.: 1995. -16с.
  148. Т.П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификациипедагогических кадров. Автореф. канд.пед. наук. -Санкт-Петербург. 1993. 19с.
  149. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. 160 с.
  150. . Т.Н., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными процессами. М., 2002.
  151. Д. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф.докт.пед.наук.-Душанбе, 1997. -50 с.
  152. А.Н. Медицинские основы применения новых технологий в физическом воспитании студентов. Автореф. Дис. док. мед. наук. М., 1998. 41 с.
  153. Н.Н. Вариативные воспитательно-образовательные -технологии и инновационные модели обучения в высшей школе. Душанбе. Ирфон, 2005. 309с.
  154. . О. Социально-экономическая эффективность послевузовского профессионального образования высшей школы: автореф. дис. канд. экон. наук / Б. О. Шуляковский. СПб., 2002.
  155. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: 1998. 256с.
Заполнить форму текущей работой