Реализация педагогических условий по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
В этих условиях единственным источником литературы для ознакомления является личная библиотека воспитателя, а также районная детская библиотека, книги из которой берутся также под личную ответственность воспитателя. Книги, полученные таким способом, можно использовать на занятии, но невозможно предложить детям в свободный доступ, так как сохранность их не гарантирована. Эти обстоятельства делали… Читать ещё >
Реализация педагогических условий по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа по формированию читательского интереса у детей экспериментальной группы строилась с учетом необходимых для этого педагогических условий, выявленных в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы.
Реализация педагогических условий велась по трем направлениям:
- 1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию интереса к чтению книг.
- 2. Образовательная работа с детьми.
- 3. Работа с педагогами и родителями.
Создание предметно-развивающей среды, отвечающей задачам нашего эксперимента представляло значительную трудность. Как уже отмечалось, наполнение книжного уголка в группе было скудным, книги в большинстве своем не соответствовали возрастным потребностям детей. Отсутствовала познавательная литература, которая, как показал контрольный эксперимент, представляет для детей наибольший интерес. Библиотеки в детском саду нет, обращение за материальной помощью к родителям запрещено локальным актом образовательного учреждения.
В этих условиях единственным источником литературы для ознакомления является личная библиотека воспитателя, а также районная детская библиотека, книги из которой берутся также под личную ответственность воспитателя. Книги, полученные таким способом, можно использовать на занятии, но невозможно предложить детям в свободный доступ, так как сохранность их не гарантирована. Эти обстоятельства делали невозможным выполнение одного из важнейших условий формирования интереса к книге — возможности свободного общения с ней.
Найденный в этом положении выход, возможно, может быть распространен как успешный опыт. Книжный уголок удалось пополнить за счет книг, списанных в детской библиотеке. Это почти 200 единиц тонких книг большого формата как познавательной, так и художественной литературы, с замечательными иллюстрациями.
Кроме того, в ходе беседы с руководством лицея о необходимости оборудования в дошкольном отделении отдельного помещения, дающего возможность просмотра на большом экране диафильмов, мультфильмов и презентаций, такое оборудование было обещано.
Непосредственная образовательная деятельность «Ознакомление с художественной литературой» велась по программе «Истоки» и включала четыре вида занятий: тематическое, теоретическое, творческое и аналитическое.
Планирование непосредственной образовательной деятельности представлено в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1. Планирование непосредственной образовательной деятельности.
№ п/п. | Название занятия и его вид. | Задачи занятия. | Дата проведения. | |
1. | Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» из книги В. Драгунского. «Денискины рассказы» (тематическое «Я и мои друзья», теоретическое). | С помощью худ. литературы раскрыть детям образы их сверстников, вызвать желание поделиться своими впечатлениями, рассказать другим о себе; познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием «автор» произведения. | 11.09.15. | |
2. | «Знакомство с рифмой» (теоретическое, творческое) на материале стихов Э. Успенского, В. Берестова). | Знакомить детей с рифмой. Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма. | 18.09.15. | |
3. | «Знакомство с газетой» (теоретическое, творческое). | Познакомить детей с газетой как видом периодической печати, с ее назначением, построением,. | 25.09.15. | |
отличием от книги; с профессиями людей, работающими над созданием газеты; привлекать детей к участию в совместном творческом проекте по созданию газеты; учить сочинять небольшие тексты по близким для детей темам. | ||||
4. | «Хлеб — всему голова» (тематическое, теоретическое, аналитическое) на материале рассказа Я. Тайца «Все здесь», стихя С. Погореловского. «Слава хлебу на столе», пословиц и поговорок о хлебе. | Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о то, что хлеб — один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением. Знакомить с пословицами и поговорками. | 02.10.15. | |
5. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» (теоретическое). | Создавать условия для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки, показать особенности образного языка русских народных сказок; дать детям представление о происхождении народных сказок, некоторых жанровых особенностях; определенный зачин и окончание, трехкратный повтор событий; учить воспроизводить последовательность событий в сказке. | 09.10.15. | |
6. | «Поэты и писатели об осени» (аналитическое, творческое)) на материале рассказа Б. Трофимова. «Осенний ковер» и отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». | Учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты; демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях; соотносить литературный и музыкальный образ, выражение настроения в слове и цвете. Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения. Развивать память при заучивании стихотворения. | 16.10.15. | |
7. | Сказка М.Гаршина. «Лягушкапутешественница» (теоретическое, аналитическое, творческое). | Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Учить детей осмысливать содержание сказки, характеры персонажей. Инициировать творческую активность детей при передаче сказочных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки. | 23.10.15. | |
8. | «Заяц в русских сказках» (тематическое, аналитическое, творческое) на материале сказок Д.Н.МаминаСибиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и русской народной сказки. «Заяц-Хваста» в обработке А.Толстого. | Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях. Учить сравнивать образы из разных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать движениями и мимикой характер героя произведения, желание участвовать в творческой драматизации. Повторить признаки различия между авторской и народной сказкой. | 30.10.15. | |
9. | Рисование сюжетное. «Зайчишки — трусишка и храбришка» (творческое). | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. | 06.11.15. | |
10. | «Лиса в русских народных сказках» (тематическое, аналитическое) на материале русских народных сказок. «Лисичка-сестричка и волк» и «Снегурушка и лиса». | Знакомить детей с разными образами одного и того же сказочного героя; учить слушать и запоминать содержание сказки; учить осмысливать и сравнивать характеры и поступки героев; развивать понимание детьми образной речи. | 13.11.15. | |
11. | Рисование сюжетное. «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка» (творческое). | Продолжать учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. | 20.11.15. | |
12. | Русская народная сказка. «Царевна-лягушка (теоретическое). | Вызвать у детей эмоциональный отклик на выразительное чтение сказки; создавать условия, чтобы дети ориентировались в содержании и восстанавливали последовательность основных событий сказки; подводить к пониманию отдельных образных выражений, помочь детям увидеть элементы волшебства, используемые в сказках. | 27.11.15. | |
13. | Рассказ Г. Снегирева. «Верблюжья варежка» (тематическое). | Расширять представления детей об окружающем мире через художественные произведения. Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях. Развивать воображение детей. Познакомить детей со скороговорками. | 04.12.15. | |
14. | Словацкая сказка в пересказе С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (аналитическое). | Учить детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем. Обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях. | 11.12.15. | |
15. | «Сказочная путаница» (творческое). | Включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок. Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки. Развивать чувство юмора, умение услышать предложения товарищей и подхватить их. | 18.12.15. | |
16. | «Старые сказки на новый лад» (творческое). | Продолжить работу по развитию у детей воображения, умения сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла. Развивать чувство юмора. | 25.12.15. | |
17. | «Небылицы» (теоретическое, творческое). | Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Помочь осознать прием «переворачивания», используемый в некоторых небылицах. Развивать чувство юмора, воображение. | 15.01.16. | |
18. | Сказка В. Ф. Одоевского. «Мороз Иванович» (теоретическое, аналитическое). | Учить детей рассуждать о художественных образах сказки. Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц. Подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми. | 22.01.16. | |
19. | «Поэты и писатели о зиме» (тематическое, аналитическое) на материале стихов И. Сурикова «Зима» А. С. Пушкина «Зимний вечер», С. Есенина «Белая береза под моим окном», рассказа В.Бианки. «Волшебная береза». | Развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же явлении; создавать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста; обогащать словарь детей. | 29.01.16. | |
20. | Рисование «Белая береза под моим окном…» зимний пейзаж (творческое). | Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. | 05.02.16. | |
21. | «Знакомство с энциклопедией» (теоретическое). | Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность. | 12.02.16. | |
22. | Стихотворение С.Козлова. «В порту» (тематическое, творческое). | Развивать способность детей вслушиваться в текст, способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию с проигрыванием общего сюжета стихотворения, развивать умение детей разнообразно интерпретировать описанные события. | 19.02.16. | |
23. | Рассказ Ю. И. Коваля. «Алый» (тематическое). | Расширять представления детей о службе на границе, о защитниках Отечества. Развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. | 26.02. | |
24. | Рассказ В.Осеевой. «Почему» (аналитическое). | Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям. Учить размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков. Учить соотносить личный опыт и содержание прочитанного. Учить воспроизводить текст по опорным точкам. | 04.03.16. | |
Основой непосредственной образовательной деятельности послужили конспекты занятий, представленные в пособии «Развивающие занятия с детьми 5−6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. [36].
Чтение произведений происходило перед дневным сном. По мнению исследователя, это лучшее время для чтения в детском саду. Именно в это время минимальны и двигательная активность детей, и влияние отвлекающих факторов. Регулярное чтение перед сном позволило сделать это занятие привычным ритуалом, что облегчало соответствующий настрой детей, способствовало лучшему восприятию литературного произведения.
Планирование, в соответствии с программой «Истоки», строилось по тематическому принципу. Каждая неделя посвящалась определенной теме, которая находила свое отражение во всех видах деятельности. Это позволило детям глубже погружаться в тему недели, что также облегчало восприятие художественного текста.
Чтобы повысить интерес детей к произведениям, с которыми мы знакомились, а также закрепить их впечатления, в свободное время детям предлагались раскраски, отражающие сюжеты знакомых произведений.
Также свои впечатления от прочитанного дети имели возможность отразить в изобразительных видах творчества — лепке и рисовании.
Учитывая большой интерес детей к театрализованной деятельности, совместно с музыкальным руководителем был поставлен спектакль по сказке «Гуси-лебеди». Его зрителями стали родители.
Полюбили дети и литературные викторины, участие в которых требовало не только знакомства с литературными произведениями, но и способности к их анализу, а также наличия начальных литературоведческих знаний.
После чтения рассказа Н. Носова «Фантазеры» и последующей игры в фантазеров, эта игра стала одной из любимых. Познакомившись с игрой в.
«Библиотеку» на этапе констатирующего эксперимента, ребята с удовольствием включили ее в свой репертуар сюжетно-ролевых игр.
Дети приняли участие в конкурсе чтецов, проходящем в детском саду, и Ксюша Б. заняла в нем 1-е место.
Очень интересной оказалась экскурсия в детскую библиотеку. Людмила Яковлевна, человек, увлеченный своим делом, построила свой рассказ так, что дети, пришедшие на экскурсию, почувствовали себя прикоснувшимися к тайному знанию.
Следующим педагогическим условием, которое реализовывалось в ходе эксперимента, стало привлечение к этой работе родителей.
Вниманию родителей была представлена памятка о важности детского чтения «Десять „почему“ детям необходимо читать книжки», в еженедельных отчетах «Что узнали, чему научились» давалась информация о книгах, которые мы читаем с ребятами, к ознакомлению был предложен список литературы, рекомендованной для чтения детям 6-го года жизни, а также список сайтов, способных помочь в выборе литературы для чтения.
Родители приняли участи в экскурсии в библиотеку, а также стали зрителями музыкального спектакля «Гуси-лебеди».
Опыт работы по приобщению детей к чтению книг будет представлен на педагогическом совете.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента удалось реализовать только часть из педагогических условий, необходимых для формирования интереса к книге детей старшего дошкольного возраста.
К последующей реализации намечены следующие мероприятии: 1. Проведение подготовленного родительского собрания на тему «Роль детской литературы в развитии ребенка».
- 2 .Оборудование одного из помещений ДОУ мультимедийными средствами, делающими возможным просмотр презентаций, мультфильмов и диафильмов на большом экране.
- 3 .Увеличение количества читателей детской библиотеки.
- 4 .Обобщение опыта работы и последующее представление его педагогическому коллективу.