Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе экспериментального внедрения технологии формирования рациональных умений: отработана последовательность подготовки и внедрения теоретических результатов в образовательную практикудоказана валидность и надежность технологии и возможность ее использования в процессе формирования рациональных умений школьниковвыявлена эффективность использования технологии в процессе формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого — педагогический анализ проблемы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности
    • 1. 1. Историко-методологический аспект проблемы рациональности
    • 1. 2. Сущность и содержание рациональных умений учебной деятельности
    • 1. 3. Проблема формирования рациональных умений учебной деятельности у школьников
  • Выводы
  • Глава 2. Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности
    • 2. 1. Моделирование педагогической системы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности
    • 2. 2. Сущность и содержание технологии формирования рациональных умений учебной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы

Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Идея рациональной деятельности, в том числе учебной, является постоянной и неизменной. Модернизация образования в свете реформ в современном российском обществе, вариативность образовательных учреждений, программ и учебников, количественные и качественные изменения информационного пространства, рост разного рода перегрузок требуют от школьника умения целесообразно распоряжаться своими энергетическими, интеллектуальными, временными ресурсами, оптимально строить учебную деятельность.

В условиях реальностей последнего десятилетия в контексте новой образовательной парадигмы актуализировалась проблема, ориентирующая школу на поиски путей оптимизации в основной сфере образования — в учебной деятельности. Из всего многообразия направлений научного поиска исследование проблемы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности непосредственно связано с активизацией внутреннего потенциала личности школьника, что, на наш взгляд, отвечает на один из основных вопросов, стоящих перед современной школой — как научить детей разумно учиться?

Огромный опыт в исследовании проблемы рациональности накоплен благодаря фундаментальным трудам отечественных и зарубежных философов В. Ф. Асмуса, А. С. Богомолова, Г. Г. Гадамера, А. Ф. Лосева, И.В. Мотро-шиловой, Т. И. Ойзермана, B.C. Степина и др. Восходя к осмыслению рационального в древней философии, рассмотрение особенностей последовательно сменяющих друг друга трех типов научной рациональности, к настоящему времени привело к необходимости поиска новых интерпретаций понимания рациональности. В современных философских концепциях раскрываются новые аспекты проблемы рациональности, новые грани уникального явления «рациональность» .

Психологический аспект рациональной учебной деятельности рассматривается в работах А. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова,.

Е.А.Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и др. Основополагающее значение для исследуемой проблемы имеют обоснованные в психологических концепциях выводы о взаимозависимости мотивов и способов учебной деятельности, о необходимости специального управления процессом формирования умственных действий.

Дидактические проблемы формирования учебных умений и навыков раскрыты в трудах Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, М. А. Данилова, И. И. Ильясова, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудис и др.

Среди наиболее значимых в теоретическом и практическом приложении работ, находящихся в непосредственной связи с исследуемой проблемой, центральное место занимают вопросы оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский [6], И. Т. Огородников [149] и др.), в которых формирование рациональных умений школьников рассматривается как необходимое условие оптимизации обучениякак важный промежуточный этап на пути к оптимально организованной учебной деятельности.

Вне системы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности невозможно развитие культуры учебного труда. Эти вопросы активно разрабатывались в трудах В. Ф. Паламарчук [154], Г. Х. Попова [171], П. И. Раченко [182], Б. А. Русаков [189] и др.

Проблема формирования рациональных умений учебной деятельности находится в непосредственной связи с изучением вопросов неуспеваемости, перегрузки учащихся, ухудшения здоровья детей, которые волнуют ученых самых разных профилей: педагогов, психологов, социологов, а также общественность. Авторами многочисленных исследований установлено, что одна из главных причин неуспеваемости и перегрузки — в несформированности у школьников рациональных умений учебной деятельности (Ю.К. Бабанский [7], И. П. Раченко [182], А. В. Усова [182], B.C. Цетлин [223] и др.).

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеперечисленных авторов следует подчеркнуть, что еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности. В частности, остается вне пристального внимания специалистов ряд вопросов, связанных с недостаточной четкостью в понимании сущности исследуемого феномена. В исследованиях проблема формирования рациональных умений значительно больше и глубже рассматривается в отношении студентов вузов. Объективно большинство педагогических исследований формирования рациональных умений учебной деятельности школьников имеет «аспектный» характер, касаясь, как правило, отдельных, локальных сторон этого процесса. Кроме того, большинство работ в области формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности касаются дисциплин естественнонаучного цикла. Между тем, специфика общественных дисциплин обладает значительными возможностями целенаправленного и плодотворного формирования рациональных умений учебной деятельности школьников. В области практического применения единая система вооружения школьника рациональными умениями чаще отсутствует, их формирование идет в основном стихийно, при недостаточном управлении со стороны преподавателей.

Исследуемая проблема — одна из самых сложных и противоречивых по своей сути, включающая целый комплекс самостоятельных вопросов, поскольку уникальность рациональной учебной деятельности заключается в ее спектральном разнообразии и многообразии. Овладение школьником рациональными умениями учиться является необходимым условием эффективности его учебной деятельности, что позволяет рассматривать формирование рациональных умений учебной деятельности как приоритетную задачу современной школы и как актуальное направление научных исследований.

На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется как многоаспектностью, так и недостаточной разработанностью проблемы, а также потребностью общеобразовательных учреждений в разработке, апробации и внедрении педагогической системы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности.

Нами выделены основные противоречия: между новыми условиями, диктуемыми социальной макросредой и индивидуальным опытом школьников в организации и осуществлении продуктивной учебной деятельностимежду предоставлением учащимся самостоятельности в учении и отсутствием у них адекватных умений её рациональной организации и осуществления в учебном процессемежду высокой интенсивностью, сложностью учебной деятельности и недостаточной эффективностью ее организации.

Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование наиболее оптимальных путей и средств эффективного формирования у школьников рациональных умений организации и осуществления учебной деятельности.

Недостаточная разработанность проблемы и в тоже время ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования'. «Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: формирование у школьников рациональных умений учебной деятельности.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогической системы и технологии формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности.

В соответствии с целью в основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности будет более эффективным, если: в процессе организации и осуществления учебной деятельности развивающее взаимодействие ее субъектов будет направлено на оптимизацию процесса и результата деятельностибудет определен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у школьников рациональных умений учебной деятельностибудет спроектирована педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности и адекватная ей модель и технологиябудет разработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий оценки уровня сформированных рациональных умений учебной деятельности.

В соответствии поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание рациональных умений учебной деятельности школьников.

2. Выявить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования рациональных умений учебной деятельности школьников.

3. Теоретически обосновать, спроектировать, экспериментально проверить педагогическую систему формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности и одноименную педагогическую технологию.

4. Разработать и проверить критериальный аппарат и диагностический инструментарий оценки эффективности предложенной системы и технологии.

Теоретико-методологической основой исследования являются: важнейшие философские положения о рациональности и иррациональности человеческой деятельности (А.С. Богомолов [20], Г. Г. Гадамер [244], А. Ф. Лосев [117], И. В. Мотрошилова [143], Т. И. Ойзерман [152], B.C. Степин.

203] и др.) — теория системного подхода к рассмотрению педагогических процессов (В.П. Беспалько [16], Б. Ф. Ломов [116], К. К. Платонов [166] и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская [25], Л. Г. Вяткин [43], В. В. Сериков [196], И. С. Якиманская [237] и др.), деятельностного (Л.С. Выготский [40], А. Н. Леонтьев [109], С. Л. Рубинштейн [187] и др.) подходов к организации процесса обучениятеория оптимизации обучения (Ю.К. Бабан-ский [6] и др.) — теория активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова [227], А. К. Маркова [129] и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин [48], Н. Ф. Талызина [50] и др.).

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач.

В теоретической части исследования применялись методы: теоретико-методологического анализа философской, научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияизучение программных документованализ результатов изучения педагогического опыта работы учителей школличные наблюдения и экспериментальные изыскания автора в период преподавания школьных предметов «История» и «Обществознание» .

Опытно-экспериментальная работа включала: прямое и косвенное педагогическое наблюдениеиндивидуальные и групповые исследовательские беседыопросы, анкетирование, тестирование по вопросам учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики и графическое представление результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили Гуманитарно-экономический лицей (г. Саратов) и Военно-технический лицей (филиал Военного артиллерийского университета) (г. Саратов).

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1999 по 2002 годы.

Первый этап — теоретико-проектировочный (1999 — 2000 гг) — включал в себя: анализ и критическое осмысление философской, психологической, историко-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение состояния проблемы в теории и практике общеобразовательной школы и выявление причин успешности / неуспешности обученияопределение методологических предпосылок, целей, задач исследования, формулировку гипотезы и разработку программы и методики педагогического исследованияконструирование педагогической системы, технологии и экспериментальной программы ее реализации в образовательном процессе.

Второй этап — экспериментальный (2000 — 2002 гг.) — связан с реализацией программы экспериментального исследования и состоял из констатирующего и обучающего этапов эксперимента. На этом ступени осуществлялось применение разработанной педагогической системы экспериментального образовательного процесса, направленного на формирование у школьников рациональных умений учебной деятельности.

Третий этап — завершающий (2002 г.), включает систематизацию и обобщение полученных экспериментальных данных, их статистическую и математическую обработку, оформление теоретических и практических материалов, внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Теоретически углублены представления о рациональных умениях учебной деятельности, сформулировано авторское определение понятий «рациональная учебная деятельность», «рациональные умения учебной деятельности», «формирование рациональных умений учебной деятельности» в отношении к школьникам. Конкретизирована сущность и содержание рациональных умений учащихся: раскрыты функции, структура, качественная характеристика, классификация рациональных умений. Выявлены возрастные и индивидуальные особенности проявления у школьников рациональных умений учебной деятельностидана характеристика рациональных умений учебной деятельности школьника в контексте объектного и субъектного опытараскрыто соотношение понятий рациональности и оптимальности в учебной деятельности.

2. Выявлен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности.

3. Сконструирована продуктивная модель педагогической системы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности, обоснованы состав и содержание ее структурных и функциональных компонентов, показаны связи компонентов этой системы в рамках личностно-ориентированного подхода и определены пути ее реализации в учебном процессе.

4. Экспериментально проверена и внедрена в образовательный процесс школы модель данной педагогической системы, включающая четыре этапа: мотивационно-ознакомительный этап, этап формирования общеучебных первичных рациональных умений, этап формирования специальных внутрипредметных рациональных умений, результативно-обобщающий этап. Эти этапы отражают логику постепенного достижения более высокого уровня формируемых умений и включают: целевые установки для каждого этапаспециально отобранное и структурированное предметное содержание в соответствии с требованиями концентрированное&trade-, концептуальности, операциональное&trade-, проблемности, рефлексивностиорганизацию практической деятельности школьников овладением рациональными умениями в форме субъект — субъектных взаимодействийхарактеристику достигнутых результатов.

5. Научно обоснован и разработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий оценки уровней сформированное&tradeрациональных умений учебной деятельности школьников на различных этапах ее организации и осуществления.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в дальнейшее развитие теории оптимизации учебного процесса в школе, направленного на совершенствование учебной деятельности, развитие учебно важных качеств личности школьника, и может служить теоретической основой для выявления оптимальных путей и средств исследовательской деятельности. В диссертации показано, что процесс формирования рациональных умений будет наиболее эффективен, если акцент в межсубъектных контактах будет смещен в сторону каждого из субъектов учебной деятельности. Субъектно-ориентированный подход позволяет дополнить традиционную природу «объектной» педагогики «субъектным» содержанием, что существенно обогащает ее в теоретическом плане.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты непосредственно используются в образовательном процессе общеобразовательных учебных заведений Саратовской области и позволяют успешно решать вопросы рационализации учебной деятельности обучаемых:

— предложенные педагогическая система, технология формирования рациональных умений учебной деятельности и научно-методологический аппарат их реализации, выводы и рекомендации, полученные по результатам проведенного исследования, позволяют оптимизировать процесс формирования у школьников рациональных умений и, как следствие, повысить эффективность учебной деятельности;

— разработанный диагностический инструментарий позволяет осуществлять психолого-педагогический мониторинг оценки качества рациональных умений учащихся, эффективно влиять на совершенствование учебной деятельности школьников;

— в принципиальной возможности применения представленной педагогической системы и технологии в учебно-воспитательной практике учреждений среднего общего и среднего специального образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии и др.) по исследуемой проблемеиспользованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам объекта, системным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования и их использованием в учебном процессе общеобразовательных учебных заведений Саратовской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рациональная учебная деятельность школьника представляет собой качественное, интегративное образование, целостность и внутренняя структура которого выражает его сущностную характеристику: совершенствование учебной деятельности обучаемого и развитие его личностной сферы.

2. Рациональные умения учебной деятельности (РУУД) — это возможность и способность школьника к разумно обоснованным действиям, практическое воплощение которых на основе знаний, объектного и субъектного опыта принимает целесообразные для личности формы.

3. В соответствии с присущим рациональным умениям потенциалом в качестве основных выступают обучающая, воспитательная, развивающая, стимулирующая и нормативная функции, в качестве производных — мотиваци-онно-целевая, организационно-планирующая, операциональная, прогнозирующая, оценочно-рефлексивная, регулятивно-коррекционная функции.

Структура рациональных умений учебной деятельности включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, организационно-планирующий, учебно-операциональный, оценочно-рефлексивный.

Совокупность взаимодействующих качественных содержательных, динамических, результативных характеристик рациональных умений учебной деятельности предполагает адекватную ей систему интеллектуальных, волевых, нравственных качеств личности школьника.

Классификация рациональных умений представлена следующими группами: рациональные учебно-организационные, рациональные учебно-информационные, рациональные интеллектуально-логические, рациональные коммуникативные умения.

4. Являясь приоритетным направлением целостного образовательного процесса, формирование рациональных умений учебной деятельности школьника представляет собой процесс качественного, целенаправленного, сознательного преобразования социального опыта (общепринятых и общезначимых для данного социума рациональных правил, эталонов в познании и поведении) в достояние обучаемого, как совершенствование характера учебной деятельности и изменение его личностной сферы.

5. Одним из эффективных средств повышения организации учебного труда является педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности, адекватным отражением которой служит ее модель, включающая целевой, содержательный, операционный, результативный компоненты и состоящая из четырех этапов, каждый из которых нацелен на достижение предельного уровня сформированности рациональных умений. Технология как часть системы представляет педагогический механизм реализации педагогической системы в образовательном процессе.

6. Научно-методическое обеспечение процесса формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности включает в себя комплекс учебных и диагностических материалов, применение которых позволяет оптимизировать учебную деятельность учащихся.

Апробация работы осуществлялась посредством выступлений автора на педагогических советах, теоретических и методических семинарах в Гуманитарно-экономическом лицее (г. Саратов), в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы современной педагогики» (Саратов, 2001 г.), «Влияние контроля образовательного процесса на уровень профессиональной подготовленности выпускников вузов» (Саратов, 2002 г.), «Актуальные проблемы вузовской педагогики» (Саратов, 2002 г.), «Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение» (Саратов, 2002 г.), «Военное образование: становление и перспективы его развития» (Саратов, 2002 г.), «Инновационные процессы в образовании» (Саратов, 2002 г.).

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось через практическую деятельность самого исследователя на базе Гуманитарно-экономического лицея (г. Саратов), а также через работу педагогического коллектива лицея № 3 имени А. С. Пушкина (г. Саратов), Лицея прикладных наук (г. Саратов), Военно-технического лицея (филиал Военного артиллерийского университета (г. Саратов), средней общеобразовательной школы № 10 (г. Энгельс).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.

234 Выводы.

1. В ходе проведенного исследования установлено, что для повышения эффективности процесса формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности необходима новая педагогическая система, модель которой представлена в диссертации. Как процессуальная часть системы в исследовании разработана продуктивная технология ее реализации в образовательном процессе школы. Использование педагогической системы и технологии формирования рациональных умений учебной деятельности предполагает реализацию в образовательном процессе комплекса разноуровневых, поэтапно предъявляемых учебных ситуаций и заданий, способствующих активизации творческого потенциала личности, развитию рациональных умений, учебно-важных качеств и мотивации учебной деятельности.

2. На основе спроектированных педагогической системы и технологии формирования рациональных умений учебной деятельности школьников в главе была проведена их экспериментальная апробация в образовательной процессе. С этой целью нами были поставлены организационно-педагогические задачи, решение которых способствовало качественному проведению опытно-экспериментальной работы: во-первых, в диссертации были определены этапы экспериментальной работы, отражающие динамику развития исследуемого процессаво-вторых, сформулированы оперативные и стратегические цели, на основе которых разработаны и апробированы содержательный и процессуальный компоненты технологиив-третьих, сконструирован критериальный аппарат и достоверный диагностический инструментарий, позволяющие с высокой степенью достоверности судить об эффективности технологии и, как результат, о динамике продвижения школьников в сфере учебного труда.

3. Проведенная в главе опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы. В процессе проведения обучающего эксперимента было установлено:

— использование в образовательном процессе технологии формирования рациональных умений и изложенных выше методических подходов и рекомендаций способствовало повышению учебной мотивации школьников, продвижению в уровне сформированности рациональных умений учебной деятельности, повышению степени развития учебно важных качеств;

— проведенный эксперимент показал необходимость дифференцированного подхода к школьникам, что потребовало выявления исходного состояния уровня рациональности учебной деятельности каждого из них на различных этапах обучения. Это способствовало проведению соответствующей коррекции процесса технологической реализации формирования рациональных умений;

— исследование показало эффективность предложенного диагностического инструментария, предполагающего комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного материала.

В процессе исследования было установлено, что принятая нами исследовательская установка на достижение эффективности формирования рациональных умений через организацию учения в форме совместной деятельности оказалась весьма продуктивной.

4. В процессе экспериментального внедрения технологии формирования рациональных умений: отработана последовательность подготовки и внедрения теоретических результатов в образовательную практикудоказана валидность и надежность технологии и возможность ее использования в процессе формирования рациональных умений школьниковвыявлена эффективность использования технологии в процессе формирования у обучающихся рациональных умений учебной деятельностиуровень их сформированности у респондентов экспериментальной группы выше, чем в контрольнойв результате исследования нами установлено существование закономерной связи между самооценкой и уровнем развития учебно-важных качеств, достаточно высокий уровень которых приближает самооценку к адекватнойвыявлено, что периодический самоконтроль уровня сформированности рациональных умений в процессе учебных занятий способствует формированию реальной самооценки обучающихся. Об этом свидетельствует значительное приближение самооценки респондентов экспериментальных групп к адекватной в конце эксперимента по сравнению с его началом;

Завершая исследование, следует отметить, что сконструированные педагогическая система и технология позволили так организовать учебную деятельность, что возрос интерес к ней, учебная работа стала приносить удовлетворение, возросла успешность обучения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет использовать технологию в образовательном процессе.

237 Заключение.

Проведенное исследование решает актуальную проблему, связанную с теоретико-методологическим обоснованием и проектированием педагогической системы, направленной на формирование у школьников рациональных умений учебной деятельности. Рассмотренные в диссертации вопросы, основанные на анализе философской и психолого-педагогической литературы и результатах исследовательской и опытно-экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов относительно сущности исследуемой проблемы, содержательно-смыслового наполнения ее исследовательского поля и определить приоритетные направления дальнейшей разработки.

1. Учитывая то обстоятельство, что общность гносеологических позиций делает рациональность методологической базой познания в науке и в процессе обучения, в диссертации мы сочли возможным рассмотреть проблему рациональности с точки зрения философииметодологически обосновать проблему рациональности в целом и проблему рациональной организации деятельности, в частности.

В этой связи проблема рациональности (рациональной организации деятельности) рассматривается в диссертации в двух аспектах: антиномической постановки вопроса о соотношении многообразных категорий, сопоставляемых с ratio и его слагаемыми (миф и логос, знание и мнение, разум и вера) и аспект, связанный с рациональностью действия (осмысленного и продуманного).

Проведенный в работе историко-философский анализ проблемы рациональности позволил выявить ее общий концептуальный фон и на этой основе показать и актуализировать те процессы, которые представляются весьма ценными для педагогической науки.

В диссертации отмечается, что круг исследовательских идей, связанных с рациональной организацией деятельности (в том числе учебной) и формирование у субъектов адекватных рациональных умений мало дифференцирован в современной педагогике и нуждается в теоретическом осмыслении и практической реализации.

2. Проведенный в работе психолого-педагогический анализ учебной деятельности, ее структуры, содержания, особенностей организации в качестве основополагающей выдвинул субъективную природу учебной деятельности. Движущим фактором, определяющим позитивную динамику учебной деятельности, является выдвижение и реализация субъектом, осуществляющим эту деятельность, ближайшей, средней и дальней перспектив, факт существования которых определяет стратегию, тактику и технику учебной деятельности.

3. В русле поставленных исследовательских задач и с учетом аналитического обзора сущности и структуры учебной деятельности в качестве приоритетного компонента последней мы определяем наличие у обучаемых соответствующих умений, которые в диссертации определяются как рациональные умения учебной деятельности. В этой связи рациональные умения учебной деятельности (учитывая приведенные выше посылки) определяются в диссертации как готовность личности к разумно обоснованным учебным действиям, практическое воплощение которых (на основе знаний, объектного и субъектного опыта) приобретают целесообразные для личности формы. При этом отмечается, что рациональные умения учебной деятельности в реальной образовательной практике могут иметь различный спектр значений: 1) рациональные умения как выбор варианта решения из множества вариантов решений, из которых обучаемому следует выбрать оптимальный- 2) рациональные умения как поиск вариантов решений- 3) рациональные умения как реальный процесс в отличие от потенциального, гипотетического- 4) рациональные умения учебной деятельности как любое совершенствование последней с целью увеличения полезного эффекта.

Структуру рациональных умений учебной деятельности мы рассматриваем через систему компонентов (мотивационно-целевого, организационно-планирующего, учебно-операционального и оценочно-рефлексивного), каждый из которых, являясь компонентом целого, имеет собственное содержательное наполнение и логику «развернутости» в учебной деятельности.

4. В диссертации показано, что процесс формирования рациональных умений учебной деятельности будет наиболее эффективен, если акцент в межсубъектных контактах будет смещен в сторону каждого из субъектов учебной деятельности. Исследование показало, что подобный (субъектно-ориентированный) подход позволит дополнить традиционную природу «объектной» педагогики новым «субъектным» содержанием, что существенно обогащает ее как в теоретическом плане, так и в аспекте более полного охвата всех сторон учебной деятельности учащихся.

5. Продуктивность процесса формирования рациональных умений учебной деятельности определяется соблюдением комплекса психолого-педагогических условий, сведенных нами в единую сбалансированную систему: 1) целенаправленная ориентация учебной деятельности на требования, предъявляемые образовательным стандартом- 2) осознание и принятие школьниками значимости целей своей учебной деятельности- 3) наличие у учащихся учебно-познавательных мотивов и мотивов учебного сотрудничества- 4) владение обучающимися комплексом образовательных умений на основе теоретических знаний (научных основ) о способах их реализации- 5) наличие благоприятного, комфортного эмоционального фона учебной деятельности.

6. На основании теоретико-методологического анализа и авторских исследовательских решений в работе спроектирована теоретическая модель педагогической системы формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности, конструирование которой проводилось на трех уровнях: методологическом, теоретическом и прикладном. На первом из этих уровней разрабатывалась концепуальная модель педагогической системына втором и третьем — нормативная модель, обеспечивающая повышение эффективности исследуемого процесса.

Разработанная нами педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, наличие и взаимодействие которых обеспечивает формирование у школьников рациональных умений и в целом повышает продуктивность учебной деятельности.

В диссертации отмечается, что механизм реализации педагогической системы представляет собой поэтапный процесс, который характеризуется четким определением целей, комплекса формируемых умений для каждого этапа реализации системы, проведением педагогически эффективного мониторинга уровней сформированности умений, что в итоге позволяет отслеживать состояние исследуемого процесса, перспективы его развития и при необходимости вырабатывать и реализовывать необходимые меры по его коррекции.

7. Как процессуальная часть педагогической системы, реализующая ее основные теоретические положения в практике образовательного процесса, в диссертации разработана и доведена до режима функционирования технология формирования рациональных умений учебной деятельности. Представляемая в настоящем исследовании технология предполагает реализацию в образовательном процессе школы совокупности взаимосвязанных средств, методов и процедур, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на личность школьника с целью формирования у последнего заданных качеств (в нашем случае — формирование рациональных умений продуктивной организации и осуществления учебной деятельности).

С целью эффективного функционирования разработанной технологии в диссертации характеризуется стратегия, тактика и техника ее реализации. Мы полагаем, что именно многоступенчатый подход от стратегических целей технологии к конкретному техническому аппарату ее реализации позволяет в полном объеме представить ее содержательную сущность и пути применения в ходе образовательного процесса.

8. На основании теоретических результатов, полученных в процессе выполнения диссертационной работы, нами проведена их опытно-экспериментальная апробация. С этой целью мы провели эксперимент, который проводился в три этапа: констатирующий, обучающий и диагностирующий.

Проведенное в соответствии с разработанной методикой экспериментальное исследование убедило нас в целесообразности выдвинутой нами гипотезы. Статистические данные, полученные по итогам педагогического эксперимента, подтверждают эффективность предложенных нами теоретических и прикладных решений, правильность выбранных подходов.

Подводя итоги проведенного исследования, мы полагаем возможным отметить, что проблема рациональности учебной деятельности (в частности, формирования у школьников рациональных умений) по своему спектральному разнообразию настолько объемна, что в рамках одного исследования мы раскрыли только часть вопросов, связанных с ее теоретическим обоснованием и технологией реализации.

Перспективы дальнейших исследований, на наш взгляд, могут состоять в изучении динамики развития рациональных умений в процессе деятельности обучающихся в других образовательных системах и в процессе предстоящей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1985.
  2. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974. -168 с.
  3. Аристотель. Этика. СПБ, 1908.
  4. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  5. В.Г. Функции социальных систем // Социологические исследования. М., 1980. — № 2.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977.
  7. Ю.К. Об оптимизации учебной нагрузки учащихся IV-X классов // Народное образование, 1980. № 3.
  8. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1981.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Наука, 1982. -192с.
  11. П.Байденко В. И. «Стандарты в непрерывном образовании». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  12. . Фразоскоп: Прибор для обучения быстрому чтению. М.: Наука и жизнь, 1969. — № 9.
  13. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М., Воениздат, 1963.
  14. М.Я. Основы общей педагогики. -М., 1978.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  17. П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935.
  18. В.И. Введение в педагогическую технологию. -Пятигорск, 1994.
  19. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9.
  20. А.С. Диалектика и рациональность // Вопросы философии. 1979. -№ 4.
  21. Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957.- № 1.
  22. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Сов. Педагогика, 1955. № 1.
  23. Большой энциклопедический словарь
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1997. № 4. С. 11 — 17.
  25. Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб., 2000.
  26. В.А. Секреты скорочтения. Библиотекарь, 1979. — № 10.
  27. Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. -Астрахань, 2001.
  28. В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. М.: Интерпракс, 1994. — 360 с.
  29. Ф. Новый органон. М., 1867.
  30. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1990.
  31. Г. Когда и где нужно динамическое чтение. Наука и жизнь, 1971. — № 9.
  32. И.А. Словарь иностранных слов. М.: ACT — ПРЕСС, 1999.
  33. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
  34. В.Я. Один из путей нормализации учебной перегрузки школьников. Вопросы психологии, 1980. — № 2.
  35. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Ин. яз в шк. 1999. — № 1.
  36. Вопросы философии. М.: Наука, 2000. — № 5.
  37. В.Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. Кемерово, 1976.
  38. Воспитание у школьников культуры труда: Передовой практический опыт. Экспрессинформация АПН СССР. Вып. 1 / Под ред. В. И. Журавлева и др. М., 1977.
  39. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  40. Л.С. Собр. соч. Т. 5. -М., 1983.
  41. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999. — 112 с.
  42. Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов.: Изд-во СГУ, 1990.- 154 с.
  43. Л.Г. Этапы исследования познавательной самостоятельности студентов. Саратов: Изд-во «Стило», 2001. — 168 с.
  44. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-255 с.
  45. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.-48 с.
  46. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т. 1. — с. 444 — 469.
  47. П.Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  48. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестник МГУ, серия 14. Психология. — М., 1979. — № 4.
  49. А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1972.
  50. .Е. Основы научной организации труда. М., 1970.
  51. К. А. Об уме. М., 1938.
  52. Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты. М.: Знание, 1989.144 с.
  53. Г. Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М.: Книга, 1984. — 120 с.
  54. .С. Логика, рациональность, творчество. М.: Изд-во «Наука», 1982.
  55. В.В. Теоретико-методологические основы психологического исследования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.
  56. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  57. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. М., 1981. — № 6.
  58. М.В. Природа деятельности. М., 1984.
  59. Ю. Навыки быстрого чтения. — Политсамообразование, 1974. № 12.
  60. А. Избр. пед. соч. М., 1956.
  61. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.
  62. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1977.
  63. В.Е. Вы можете научиться читать в три раза быстрее. -ЭКО, 1973.- № 5.
  64. В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа-военный вуз». Дисс. докт. пед. наук. -Тольятти, 1999. 197 с.
  65. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984.
  66. За рационализацию урока. Методические указания для учителей начальных классов. М., 1962.
  67. Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
  68. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.
  69. Н.И. Формирование у студентов умений управлять учебной деятельность (на примере усвоения иностранных языков). Дис. канд. пед наук. Саратов, 2002.
  70. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200 с.
  71. И.И., Мальская О. Е. О формировании приемов деятельности учения студентов // Проблемы программированного обучения. -М., 1982.
  72. Ф.В. О путях снижения учебной нагрузки школьников. -М., 1961.
  73. В. Вскачь или с выражением. В мире книг, 1973 — № 6.
  74. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974.
  75. В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -М.: Логос, 1999. 352 с.
  76. И. О педагогике. 2-е изд. М., 1907.
  77. П.Ф. История русской педагогики (в сокращениях). С. 194−217.
  78. П.М. Принципы организации //Избранные произведения. М.: Экономика, 1968.
  79. В.М. Оптимизация учебной деятельности школьников. // Эксперимент в школе: организация и управление. Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.
  80. В.М. Организационно-педагогические основы оптимизации учебной деятельности школьников. Дис. канд. пед. наук. -Донецк, 1992.
  81. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.504с.
  82. .А. НОТ школьника. М., 1976.
  83. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М., 1985.
  84. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. Соч. Т. 1. М., 1957.
  85. Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.- М., 1957.
  86. П.В. Диалектика как логика и теория познания: Опыт логико-гносеологического мышления. М., 1973. — 324 с.
  87. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. М., 1959. Т.5.
  88. О.А., Хромов JI.H. 100 страниц в час: Техника быстрого чтения. Цикл статей. Журналист, 1973. — № 10−12- 1974. — № 1 — 4.
  89. О.А., Хромов JT.H. Техника быстрого чтения. М., 1977.
  90. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Д.: ЛГУ, 1982.
  91. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Д., 1980.
  92. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
  93. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1961.-194 с.
  94. В.Д., Неволин И. Ф., Бушуев B.C. Организация умственного труда: Курс лекций. М., 1976. — 393 с.
  95. И.И. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973.
  96. В.А. Уровни развития у учащихся умений учиться в единстве с мотивацией // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979.
  97. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.
  98. Кун Т. Структура научных революций. М., 1971.
  99. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Форум», 1998.-584 с.
  100. Деви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика. /"Природа", 1978. № 1.
  101. Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. -М.: Педагогика, 1980. 160 с.
  102. Г. В. Монадология // Соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1982.
  103. Лекторский В. А, Субъект, познание, объект. М.: Наука, 1976.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  105. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философии. 1972. № 9.
  106. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  107. А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  108. И.Я. Сущность познавательной самостоятельности и организации процесса обучения // Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. /Под ред. М. П. Пальянова. Томск, 1979.
  109. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  110. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. М.: Прометей, 1996.
  111. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2.- № 5.
  112. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981.- № 1. Т. 2. С. 3 -17.
  113. А.Ф. Античный опыт и современная наука. М., 1927.
  114. Н.А. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (1-Х классы): Проект. -М., 1980.
  115. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. -М., 1982.
  116. С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К. Бабанского- АПН СССР. М.: Педагогика, 1980.
  117. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
  118. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Канд. дис. -М., 1987.
  119. А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Изд-во «Правда», 1987.
  120. В .Я. Умения самостоятельной работы и формирование личности будущего учителя. В сб.: О системе и принципах планирования самостоятельной работы студентов. Саратов.: Изд-во СГПИ, 1989.
  121. В.Я., Афонина Л. И. Тесты достижений в практике работы образовательных учреждений // Педагогика. Саратов: Изд-во «Слово», 1999. — Вып. 1.-135 с.
  122. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987.
  123. Ю.И., Рымаренко В. Е. Об интегральном уроке // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (56). М.: Педагогика, 1990. — 80 с.
  124. М.А. Теория социального управления. М., 1978.
  125. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  126. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
  127. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
  128. Т.А. Методы изучения и формирования мотивации совместной учебной деятельности // Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  129. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 5).
  130. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Вып. II. -М.: Знание, 1970.
  131. Н.А. Мышление в процессе обучения. М.: Наука, 1967.
  132. Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения //Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973.
  133. Н.В., Степанищев А. Т. Методика быстрого чтения. -М., 1983.
  134. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.
  135. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1991. — 152.
  136. А. Выработка навыков скоростного чтения // Народное образование, 1971. № 2.
  137. М. Опыты. Кн. 1., М. Л., 1954−1960.
  138. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету. Автореф. канд. дис.-М., 1979.
  139. Н.В. Учение о разуме и мышлении в философии XVII XVIII вв. и их социальная обусловленность / Социальная природа познания: теоретические предпосылки и проблемы. -М., 1979.
  140. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3.
  141. Е.П. Природа обновления: субстратный анализ. М., 1981. Гл. 5.
  142. JI. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.
  143. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Сборник документов и материалов. М., 1984.
  144. О’Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1993.
  145. И. Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М., 1969.
  146. С.И. Словарь русского языка. -М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.
  147. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой- АН СССР, Ин-т рус.яз. 22-изд. М.: Рус.яз., 1990.
  148. Т.И. Рациональное и иррациональное / Вопросы философии, 1977. № 2.
  149. П.И. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. 1927.
  150. В.Ф., Орлов С. И. НОТ школьника путь к творчеству: Книга для учащихся. — К.: Рад. шк., 1988.
  151. Педагогика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. -Саратов, 2002.
  152. Педагогика, под ред. П. Н. Груздева, Учпедгиз, 1940.
  153. Педагогика школы / Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.
  154. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-438 с.
  155. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
  156. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский и др. М.: Педагогика, 1989.
  157. Песталоцци И.-Г. Статьи и отрывки из пед. соч. М., 1939.
  158. Ю.А. О «психологии летнего труда» // Военно-медицинский журнал, 1961. № 6.
  159. П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы. 1985. — № 9.
  160. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М., 1984.
  161. К.К. О знаниях, навыках и умениях //Советская педагогика, 1963. № 11.
  162. К.К. О системе психологии. М., 1872.
  163. К.К. Проблема способностей. М., 1972.
  164. К.К., Голубева Г. Г. Психология. М., 1973.
  165. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.,
  166. Ю.В. Воображение и способности. М., 1982.
  167. Г. Х. Организация личной работы учащегося. М.: Экономика, 1987.
  168. Н.П., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989.
  169. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко. М., 1984.
  170. Проблемы компьютеризации обучения / Под ред. В. Г. Разумовского. М., 1986.
  171. Проблемы научной организации труда в школе / Под ред. И. П. Раченко. -М., 1987.
  172. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512с.
  173. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. -М., 1987.
  174. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983.
  175. В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  176. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России /Вопросы философии.— 1994.— № 4.
  177. И.П. Как осуществить научный подход к выбору форм, методов и средств педагогического труда. Пятигорск, 1987.- 59 с.
  178. И.П. НОТ учителя. Проблемы теории и практики воспитания. Библиотека учителя. М., 1982. — 208 с.
  179. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш. шк., 1990.-112 с.
  180. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 297 с.
  181. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с
  182. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  183. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  184. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  185. .А. НОТ школьника. М., 1976 .
  186. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  187. Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения. Т. 2. СПб., 1913.
  188. Н.А. К вопросу об образовании умения //Советская % педагогика, 1953.- N° 10.
  189. Н.А. О природе двигательных навыков // Вопросы психологии, 1957. № 1.
  190. Н.Н. Наука и общество. М., 1981.
  191. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  192. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. — Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  193. С.А. Детерминация процесса мышления. В сб.: • Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
  194. В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя // Формирование социально-активной личности учителя. — М., 1987.
  195. Словарь иностранных слов. 19-е изд. М.: Рус.яз., 1990. — 688 с.
  196. B.C. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994.1.
  197. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: Ярославский гос. пед. ин-т, 1976.
  198. B.C. Научное познание ценности техногенной41 цивилизации // Вопросы философии, 1989.- № 10.
  199. B.C. Философская антропология и философия науки. -М., 1992.
  200. В.А. Воспитание личности в советской школе.-Киев, 1965.
  201. В.А. Сто советов учителю // Избр. произвел, в 5-ти т. Киев, 1979. Т. 2.
  202. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактикометодический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -176 с.
  203. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков в условиях осуществления межпредметных связей // Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики / Под ред. А. В. Усовой. Челябинстк, 1974.
  204. А.В. Изучение учебной нагрузки учащихся общеобразовательной средней школы. Советская педагогика, 1979. — № 12.
  205. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер.• «Педагогика и психология» № 7).
  206. Учимся учиться / Под ред. A.M. Зимичева. Л.: Лениздат, 1990.205 с.
  207. Учительская газета. 1985. — № 115.
  208. К.Д. Собр. соч.- М., 1949. Т. 5.
  209. К.Д. Собр. соч. Т. 2.
  210. JI. Избр. филос. произв. М., 1955. Т.1.
  211. Философия гуманизма (Социально-гуманистическое содержание проблем марксистско-ленинской философии). Киев.: Вища школа, 1987. С.211−212.
  212. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  213. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе // история педагогической технологии: Сб. научных трудов. -М., 1992.
  214. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  215. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  216. JI. А. Способ решения коммуникационных задач в пед. общении как объект обучения в языковом ВУЗе // Сб. Моск. пед. институт иностр. яз. им. М. Тореза, 1982. Вып. 187.
  217. И.Ф. Педагогика: Учебник. Изд. 5-е, перераб. и доп. -Мине, 1998.
  218. X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1976. — 391 с.
  219. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М., 1977.
  220. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1.
  221. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -М.: Народное образование, 1996.
  222. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика, 1997. № 2.
  223. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  224. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика. 1981.
  225. В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. -М.: Педагогика, 1980.
  226. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1958.
  227. В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  228. B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопр. филос., 1992. № 6.
  229. Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1988. -31 с.
  230. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  231. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — 213 с.
  232. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 368 с.
  233. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  234. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.
  235. И.В. Формирование творческой активности студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин. //Современное университетское образование: проблемы и перспективы. Сб. ст. /Под ред. A.M. Богомолова. Саратов. Изд-во: СГУ, 1994.
  236. Colin R. Accelerated learning. 1996.
  237. Colin R. Accelerated learning. England. 1987.
  238. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. Oxford University Press. 1994. C. 1092.
  239. Foucault M. Foli et deraison. Histoire de la folie a lage classique.P., 1961.
  240. Gadamer H.G. Historcaj transformations of Reason // Rationality today. Ottava, 1979.
  241. Krashen, Stephen D. 1981. Prinsiples and Practice in Second Language Acquisition. English Language Teaching series. London: Practice-Hall International (UK) Ltd.
  242. , R. (Ed.). (1996). Language Language Strategies Around the World: Cross-cultural Perspectives. Honolulu: University of Hawai’i, Second Language Teaching and Curriculum Centre.
  243. Robertson D. S. The information revolution//Communication Pres. N. Y., 1990.—V. 17. N2.
  244. Программа авторского курса «Рациональная учебная деятельность школьника»
  245. Лекции 5 (10 часов). Практические занятия — 6 (24 часа).
  246. Практическое занятие 1. «Рационализация организации учебнойдеятельности».
  247. Практическое занятие 3. «Изумительное чудо мышление»
  248. Практическое занятие 4. «Формы взаимодействия в учебных ситуациях"ролевая игра).
  249. Практическое занятие 5. Защита творческих работ по темам курса.
  250. Практическое занятие 6. Научно-практическая конференция.
  251. Контрольные задания по истории
  252. Задания к теме «Россия дореформенная и пореформенная (экономический аспект развития страны до и после отмены крепостного права)».1. Задание № 1
  253. На основе различных источников систематизируйте факты и докажите, что крепостничество тормозило развитие всех сторон жизни
  254. России в XIX в.- сделайте вывод, завершающий доказательство. •
  255. СФЕРА ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ФАКТЫ1. С/х1. Промышленность1. Торговля1. Транспорт1. Внутренняя политика1. Внешняя политика1. Общественная жизнь1. ВЫВОД:1. ЗАДАНИЕ № 2
  256. Установите причинно-следственные связи между крепостничеством в России XIX в. и различными сферами жизнедеятельности общества и сделайте вывод. Например:
  257. Крепостное право 1) Нехватка свободных рабочих рук сдерживала развитиеначавшегося промышленного переворота в России,
  258. В свою очередь, промышленность не могла обеспечить с/х необходимой техникой-1. ЗАДАНИЕ № 3
  259. В чем заключается сущность перестройки помещичьего хозяйства на капиталистический лад после отмены крепостного права в России:
  260. Барщина отработочная система (хозяйство переходного типа ввиду сочетания характерных черт, прису щих: капиталистическое хозяйство1. ЗАДАНИЕ № 5
  261. Изобразите схематично этапы промышленного переворота в России1800 1810 1820 1830 1840 1850 1860 1870 1880 1890 1900
  262. По каким параметрам можно определить особенности промышленного переворота в России и каковы они?
  263. Задания к теме «Общественное движение в России в XIX веке: два направления (революционное и либеральное)». Задание № 1
  264. Заполните сравнительную таблицу 3-х этапов освободительного движения в России в XIX в. и сделайте обобщающий вывод:
  265. Зопросы ДЛЯ сравнения Этапы освобод. движения ДВОРЯНСКИЙ РАЗНОЧИНСКИЙ ПРОЛЕТАРСКИЙ1. Хронологические рамки 1. Причины возникновения 1. Цели и задачи 1. X. Социальный состав 5. Организации и лидеры
  266. Формы, средства, методы борьбы7. Результат
  267. События 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади восстание или акт гражданского неповиновения? Обоснуйте свою точку зрения.1. ЗАДАНИЕ № 3:
  268. Дайте политическую и моральную оценку тактике террора народовольцев. Какие уроки из конкретного исторического слбытия можно извлечь?1. ЗАДАНИЕ № 4:
  269. Заполните сравнительную таблицу и представьте различные точки зрения в виде спора («богатырских боев» между западниками и славянофилами).1. ИЛИ
  270. На основе различных источников, поставив вопросы для сравнения, определите противоположные и объединяющие (сближающие) идеи представителей 2-х течений буржуазно-либерального направления -западников и славянофилов и сделайте обобщающий вывод:
  271. Вопросы для сравнения ---'Течения СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ1. Термины 1. Идеологи 1. Доводы «за» и «против» 1. Основные идеи (различия) иощие идеи (объединяющие)
  272. ЗАДАНИЕ № 5 (альтернатива):
  273. Какой из путей совершенствования существующего строя в России, • предложенный западниками и славянофилами, вам представляетсянаиболее прогрессивным и реалистичным для того времени?
  274. Аргументируйте свою точку зрения.
  275. Направления Отношение к самодержавию Отношение к крепостному праву Способы преобразования общества Госуд-ное устройство в будущем Общественное устройство в Рос сии в будущем1. Западники 1. Славянофилы
  276. ЗАДАНИЕ № 6 Докажите (на конкретных примерах), что традиция западничества и славянофильства продолжается и в настоящее время в спорах современников о судьбе России, ее пути развития.
Заполнить форму текущей работой