Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование интегративно-модульной технологии в профессиональной подготовке социальных работников способствует осуществлению межпредметных связей различных учебных дисциплин. Этот тип технологии создает возможность личностного участия обучающихся в разнообразных контекстах профессиональной деятельности социального работника. Методы, формы и виды интегративно-модульной технологии способствуют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Проблема профессионального развития личности социального работника в теории и практике педагогического образования
    • 1. 2. Социальный работник как субъект профессиональной деятельности
    • 1. 3. Специфика системы педагогического образования в условиях Республики Башкортостан

    ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЩЩЗДОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЛЗ&ЙТИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 2.1 Технологизация процесса профессионального развития личности социального работника в системе педагогического образования региона

    2.2 Динамика профессионального развития личности социального работника

    2.3 Психолого-педагогические условия профессионального развития личности социального работника

Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена сложностью и противоречивостью социально-политической обстановки в стране, требующей всемерного развития института социальной работы, серьезного обновления содержания профессиональной подготовки социальных работников. В условиях глобального изменения социально-экономических и межличностных отношений, резкого падения уровня жизни различных слоев общества, роста безработицы, появления беженцев, мигрантов, антисоциальных групп человек сегодня все более нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке. Это вызывает к жизни необходимость научно обоснованной профессиональной подготовки социального работника с учетом конкретных условий каждого региона.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, Н. Ф. Дементьевой, В. Н. Келасьева, A.A. Козлова, Е. И. Комарова, Ю. А. Кудрявцева, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, М. С. Мацковского, K.M. Оганяна,.

A.M. Панова, Л. В. Топчего, Е. И. Холостовой, З. А. Янковой, В. Н. Ярской и др.

Психолого-педагогические основы социальной работы раскрываются в исследованиях Б. Н. Боденко, В. Л. Болобанова, А. Я. Варги, Б. З. Вульфова,.

B.Ш. Масленниковой, A.B. Мудрика, Т. В. Мухаметзяновой, Л. Я. Олиференко, A.B. Петровского, Г. Н. Филонова, Б. Ю. Шапиро, Т. Д. Шевеленковой, Н. Е. Щурковой и др.

Отечественный и зарубежный опыт социальной работы получил освещение в трудах И. Н. Андреевой, Л. В. Бадя, И. М. Лавриненко, М. В. Фирсова, С. И. Чорбинского, Т. И. Яркиной и др.

Процесс становления социального работника как профессионала проанализирован Б. Г. Бочаровой, Л. Д. Деминой, И. А. Зимней, В. И. Курбатовым, A. J1. Ляшенко, И. В. Неретиным, П. Д. Павленком, A.M. Пановым, В. А. Сластениным, Е. Р. Смирновым, Л. В. Топчим и др.

Между тем подготовка специалиста социальной работы в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия профессионального развития личности социального работника в системе педагогического образования конкретного региона (Республика Башкортостан).

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система педагогического образования в Башкирском регионе.

Предмет исследования —процесс профессионального развития личности социального работника в педагогическом вузе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:

— выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности и определить базовые основания личности социального работника;

— раскрыть специфику подготовки социального работника в педагогических вузах в условиях конкретного региона (Республика Башкортостан);

— разработать технологию процесса профессионального развития личности социального работника в системе педагогического образования региона;

— обосновать психолого-педагогические условия профессионального развития личности социального работника.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность профессионального развития личности социального работника в системе регионального педагогического образования полиэтнического региона обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий:

— гуманистическая направленность профессионального развития личности социального работника;

— ориентация на модель профессионального развития личности специалиста социальной сферы в региональных условиях;

— реализация личностно-развивающих педагогических технологийосвоение студентами первоначального собственного опыта практических отношений и профессиональных действий в области социальной работы в конкретном регионе.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.

Теоретическая база исследования сложилась из теории личности и мотивации (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Сосновский и др.), теории индивидуальности личности, ее персонализации в деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Петровский и др.), теории деятельности и ее субъекта (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е. А. Климов, А. Ф. Лазурский, B.C. Мерлин, H.H. Нечаев, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.), теории педагогического образования (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, В.П.

Беспалько, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, В. А. Сластенин, А. Ф. Спирин, Т. И. Шамова, E.H. Шиянов, А. И. Щербаков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), моделирование, анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, наблюдение, анализ продуктов деятельности, экспериментальные методы, методы статистической обработки данных.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института. Исследованием были охвачены 218 человек: 107 студентов, 111 социальных работников.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1997 гг.) — поисково-теоретический. На данном этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ имеющейся литературы по проблеме профессионального развития личности социального работника в системе педагогического образования полиэтнического региона. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1997 — 1999 ггЛ — опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических положений и технологий, внедрение полученных результатов. в практику.

Третий этап (1999 — 2000 гг.) — заключительно-обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, литературным оформлением диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельностиопределены личностные особенности социального работникараскрыта специфика подготовки социального работника в условиях Башкирского этнического регионаразработаны образовательные технологии профессионального развития личности социального работникаобоснованы психолого-педагогические условия профессионального развития личности специалиста социальной сферы.

Практическая значимость исследования связана с принципиальной возможностью использования содержащихся в нем теоретического и методического материалов и выводов для педагогического управления профессиональным развитием личности социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования. Они могут служить основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечиваются реализацией личностно-деятельностного и других вышеупомянутых методологических подходов, применением апробированных методов исследования, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, экспертной оценкой, сопоставимостью опытно-экспериментальных данных с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту: современная система социальной защиты населения, несмотря на накопленный позитивный опыт, не удовлетворяет в полной мере возрастающим к ней требованиям, такое положение отчасти объясняется недостаточной разработанностью ее теоретико-методологических оснований, невыявленностью структуры требований к личности социального работника и его профессиональному роступодготовка социального работника как профессионала • предполагает развитие его профессионального сознания, личностных качеств, готовности к профессиональной деятельности, профессиональной рефлексиисоциальная работа в условиях региона обуславливается экономическими, социокультурными, национально-этническими особенностями. Решение социальных проблем на региональном уровне способствует осуществлению адресной, конкретной помощи клиентам. Наиболее целесообразной является подготовка социальных работников в педагогическом учебном заведении. Программы их обучения включают федеральный и региональный компоненты дисциплин, освещающих социально-экономическое положение в регионе, особенности рынка труда, этнокультурные традиции населения, поведенческие стереотипы различных этнических групптехнология профессионального развития личности социального работника включает в себя базовые основания его деятельности (профессиональное сознание и самосознание, профессионально-ценностные ориентации, профессионально обусловленные качества личности), его готовность к профессиональной деятельности (нравственно-психологическая, содержательно-информационная, операционально-деятельностная), готовность к развитию, саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция) — успешность профессиональной подготовки социальных * работников зависит от использования личностно-ориентированных развивающих технологий, от применения активных методов и форм обучения, от установления педагогически целесообразных взаимотношений преподавателей и студентовэффективность профессионального развития личности социального работника в системе педагогического образования полиэтнического региона обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют гуманистическая направленность профессионального развития личности социального работникаориентация на модель профессионального развития личности специалиста социальной сферы в специфических региональных условияхреализация личностно-развивающих педагогических технологийвооружение студентов первоначальным опытом практических отношений и профессиональных действий в области социальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы путем публикации статей по теме исследованияобсуждений на Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 2000), Республиканской научно-практической конференции (Салават, 2001), ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Стерлитамакского государственного пединститута.

Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, используются в практике работы Стерлитамакского государственного педагогического института.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение теоретического материала и проведение экспериментального исследования позволило нам сформулировать некоторые выводы.

Совершенствование профессиональной подготовки специалистов (будущих работников социальной сферы) с высшим образованием всегда рассматривалось как одна из актуальных задач. Анализ исследований, посвященных различным аспектам подготовки кадров социальных работников, показал, что существует объективная необходимость поиска методов интенсификации педагогического образования в регионе.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида профессиональной деятельности, с одной стороны, мы исходим их общепринятой трактовки деятельности, с другой, — учитываем специфические особенности и факторы, характеризующие изучаемый нами объект. Мы полагаем, что социальная работа представляет собой специальный вид профессиональной деятельности, основное назначение которой составляет обеспечение посредничества между личностью, социумом и государством.

Как субъект этой деятельности социальный работник должен обладать рядом базовых профессионально-личностных характеристик, среди которых приоритетное значение имеют гуманистический потенциал, мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности.

В нашем исследовании установлено, что существенной характеристикой специалиста социальной сферы является его готовность к профессиональной деятельности, которая выступает одновременно целью и результатом профессионального развития личности социального работника. Вместе с тем, категория «готовность» рассматривается в нашем исследовании и как готовность личности к развитию и саморазвитию.

Для того, чтобы личность стала подлинным субъектом образовательного процесса, необходимо ее постоянное обогащение опытом индивидуальноличностного творчества, формирование механизма самоорганизации, самореализации, самоуправления обучающегося. В этом случае образовательная среда становится развивающей, она создает эталоны профессионального поведения и деятельности.

Личностно-ориентированные образовательные системы реализуются посредством развивающих педагогических технологий. Вслед за В. А. Сластениным, педагогическую технологию мы определяем как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

В нашем исследовании мы применяли интегративно-модульную и рефлексивно-управленческую технологию.

Интегративно-модульная технология выражает единство целей, принципов, содержания, форм организации педагогического процесса, объединяя, связывая и укрупняя различные блоки (модули) теоретических и практических дисциплин, обуславливает эффективность процесса профессионального развития личности специалиста социальной сферы.

Использование интегративно-модульной технологии в профессиональной подготовке социальных работников способствует осуществлению межпредметных связей различных учебных дисциплин. Этот тип технологии создает возможность личностного участия обучающихся в разнообразных контекстах профессиональной деятельности социального работника. Методы, формы и виды интегративно-модульной технологии способствуют переводу профессионально-теоретических знаний в практическую плоскость, помогая личности приобретать, развивать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки. Технология данного вида в нашем исследовании была реализована в системе спецкурсов, спецсеминаров и спецпрактикумов. Так, разработанный нами спецкурс «Профессиональное развитие личности социального работника» был призван содействовать педагогическому управлению становлением специалиста социальной сферы.

Применение рефлексивно-управленческой технологии создавало условия для реализации личностно-деятельностного, индивидуально-творческого подходов в профессиональном развитии личности социального работника. Специфика этой технологии состоит в том, что целью совместной деятельности преподавателя и студента становится развитие у последнего способности к самоуправлению, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самокоррекции в учебно-профессиональной деятельности. Эта технология делает профессиональное образование одновременно и процессом самообучения, саморазвития, самовоспитания, способствует развитию самоанализа, самоконтроля. Она позволяет обучающимся осуществлять выбор видов учебных занятий, форм самостоятельных заданий и контроля, что, как показало исследование, формировало саморефлексию, адекватную самооценку.

В основу рефлексивно-управленческой технологии в нашем исследовании были положены планыперспективы, творческие дневники, встречи-диалоги, дискуссии, деловые, ролевые и имитационные игры, тренинги, творческие курсовые проекты, рефераты и т. д.

Использование личностно-ориентированных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о значимости таких факторов эффективного профессионального развития личности социального работника, как личная заинтересованность в своем профессионально-личностном ростеобщественное признание успехов, результативности трудавысокий уровень сформированное&tradeпрофессионально обусловленных личностных качествраннее профессиональное самоопределениепомощь и поддержка сокурсников, коллег, руководителейпостоянное повышение профессиональной компетентности.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают профессиональное развитие личности социального работника в той мере, в какой удается осуществить интеграцию социогуманитарных, культурологических, психолого-педагогических, общепрофессиональных и специальных знаний и уменийвыделение ведущих гуманистических идей в учебных курсахсвободу и альтернативность выбора информации, типа учебного задания, темпов и методов обученияразвитие личностной и профессиональной рефлексии, ориентацию и мотивацию на достижение успеха в деятельности.

Для выявления динамики профессионального развития личности социального работника нами была использована картограмма, разработанная по типу параллельных профилей в модификации Л. Ф. Спирина и В. А. Сластенина.

Уровень профессионально-личностного развития студентов и социальных работников изучался путем сбора эмпирических экспертных оценок и вычислялся по пятибалльной шкале.

Содержательно-информационная готовность студентов к профессиональной деятельности в экспериментальных группах оценена в 4,3 балла, нравственно—психологическая — в 4,4 балла. Готовность студентов к профессиональному развитию и саморазвитию находится на уровне 4,7 баллов.

Аналогичная методика использовалась нами и с работающими специалистами. Анализ показал, что у данной категории респондентов достаточно высок результат по блоку профессионально-ценностных ориентаций — 4,8 балла. Констатирован достаточно высокий уровень операционально-деятельностной готовности и готовности личности к развитию и саморазвитию — 4,4 и 4,4 балла.

Данные исследования показывают, что профессионально-ценностные ориентации более ярко выражены и сформированы у социальных работников по сравнению со студентами. Подтверждение этому мы находим и в показателях профессионального сознания и самосознания. Уровень же нравственно-психологической и информационно-содержательной готовности у студентов выше, чем у работающих кадров.

Мы также можем сказать, что уровень осознания значимости профессионального развития личности студентов выше, чем у работающих специалистов. Это можно объяснить тем, что формирование и развитие профессионально обусловленных качеств у студентов происходит более активно, чем у людей зрелого возраста. Об этом свидетельствует и обнаруженный у студентов более высокий уровень содержательно-информационной готовности к профессиональной деятельности.

В результате выявления данной динамики мы пришли к выводу, что разработанная система профессионального развития личности, в основе которой находятся педагогические личностно-развивающие технологии, располагает большими потенциальными возможностями: происходит развитие личности как субъекта профессиональной деятельности в индивидуально-личностном контексте, ее готовности к эффективной работеосуществляется становление, развитие основных качеств и свойств личности, профессионала, что, безусловно, способствует его успешной деятельности и дальнейшему личностному и профессиональному росту.

Рассмотренная нами модель подготовки специалиста социальной сферы в условиях регионального образования призвана: обеспечить фундаментальность подготовки студентов по специальности" социальная работа" ;

— обрести на этой основе системное целостное видение реальности, умение научно разбираться в проблемах практической деятельности и принимать адекватное ситуации аргументированное решение;

— выработать готовность к предметному проектированию теоретико-методологических знаний в целях трансляции их адресату с учетом социокультурной ситуации;

— развить гуманистическую направленность личности социального работника и его профессиональную компетентность как специалиста, способного диагностировать, проектировать, организовывать, осуществлять, анализировать свою деятельность;

— сформировать способность к профессиональной рефлексии на общеличностной основе, быть постоянно аналитичным по отношению к собственным действиям;

— создать условия для возникновения у студентов внутренней потребности к дальнейшему личностному и профессиональному совершенствованию и развитию творческой индивидуальности.

Эффективность профессионального развития личности социального работника обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют гуманистическая направленность профессионального развития личности социального работникаориентация на модель профессионального развития личности специалиста социальной сферыреализация личностно-развивающих педагогических технологийвооружение студентов первоначальным опытом практических отношений и профессиональных действий в области социальной работы.

Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы профессионального развития личности социального работника в условиях регионального образования. Требуют, в частности, разработки такие проблемы, как фундаментализация и прикладная направленность содержания профессионального образования специалистов социальной сферытрадиционные и инновационные технологии общего и профессионального развития социального работникаформирование профессиональной культуры социального работника и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизедеятельности II Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С.19−20.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 года. Москва // Социальная работа. М. — Вып. № 6, 1992. — С-65.
  5. Ананьев Б. Г" Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980, т.1, т.2. — 287с.
  6. БХ. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. — 339с.
  7. И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (IX начало XX века). — М.: ЖГУ, 1996. — 71 с.
  8. Антология социальной работы. В 5-ти т., Т.1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1994. — 279 с.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. 1994. — № I. — С. 18−21.
  10. В.В. Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1996. 27 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  12. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 86 с.
  13. A.A., Бикташев С. С. Идеалы социальной справедливости при совершенствовании межнациональных отношений в России и Башкортостане /Проблемы социального реформирования в Башкортостане.- Изд-во УОП УЮН МВД РФ, 1999. 190 с.
  14. A.A. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. -М.: Изд-во МГСУ, 1997. — 129 с.
  15. A.A. Социальные проблемы региона. М.: РОС, 1992. — 112 с.
  16. A.A., Черкасова Т. В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. Уфа, Москва, 1999. — 140 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 192с.
  18. JT.B. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы. 1995. — № I. — С.28−31.
  19. П. Всевозрастной подход к психологии развития: исследования динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. — № I. — С.45−48.20Л Барнз Д. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993. — 169 с.
  20. М.Я. Личность и профессия. М., 1926. — 123 с.
  21. A.C., Соколова JI.B. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. М. — 1994. — № I. — С.36−41.
  22. С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. М, 1992. Вып.6. — С.6−12.
  23. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  24. H.A. Судьба России. М., 1990.- 345 с.
  25. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. Пер. со шведского / Общ.ред. С. Ю. Горлова. М., 1992. — 210 с.
  26. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  27. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 64с.
  28. Благотворительная Россия. Санкт-Петербург, 1902.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.26−28.
  30. V Болобонов В. Л, Педагогические аспекты подготовки социальных работников// Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., Вып.2, 1991. — С.56−61.
  31. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1995.
  32. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 98 111.
  33. В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / Социальная работа. М., 1992. — Вып. 6. — С.78−86.
  34. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993. — С.96−101.
  35. В. Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 207 с.
  36. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. — 184 с.
  37. В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. М., 1992. — Вып. 6. — С. 11−18.
  38. В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М., 1994. — 12 с.
  39. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 109с.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  41. М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. i: i. — М., 1992. — № 2. -С.81−87.
  42. Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). М., 1998. — 424 с.
  43. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова: В 2 т. Т.2. — Москва-Тула: ЦСП РАО, 1993.-С. 59−72.
  44. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на 1 профессиональную подготовку учителя М.: Магистр, 1995. — 111 с.
  45. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч. в 6-ти т. М., 1963.-Т.З.
  46. Ф.А. Проблемы реформирования образования в условиях обновления духовной жизни общества: Автореф.. дисс. докт. пед. наук. -Уфа, 1996.-34 с.
  47. Екатеринбург, 1993. С. 15−18.
  48. Ю.Р. Группы самопомощи в Дании // Бюллетень научной информации / Под ред. В. И. Жукова. М., 1994. — С.21−26.
  49. С.К. Подготовление к благотворительной деятельности. СПб., 1913.
  50. В.Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. И. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете // Педагогика.- 1994. № I. — С. 47−50.
  51. С.И. Социальная работа в России в свете социальной концепции жизненных сил и социальной субъективности человека // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. М., 1992. — Вып.6. — С. 17−19.
  52. С.И. Социальная работа в свете социологической концепции жизненных сил и социальной субъективности человека // Социальная работа. М., 1992. — С.20−21.
  53. С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. Барнаул-Москва, 1993.- 58 с.
  54. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования // Тезисы докладов российско-американского семинара по проблемам образования. Комитет социальной педагогики и социальной работы. 25−27 мая 1993 г. -М., 1993. Вып. 2. — С.23−26.
  55. Л. Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. М. — 1996. — № I. — С. 15−17.
  56. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — № 4. — С.25−27.
  57. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. — М.: Русский язык, 1995.
  58. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. М., 1995. — № I. — с.30.
  59. Т.Е. Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики (Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта): Автореф.. дисс. канд. пед. наук.М., 1992. 27 с.
  60. Т.Е. Профессиональное общение социального работника / Библиотечка социального работника. М., 1994. — С.21−23.
  61. Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики.-Барнаул, 1994.-110 с.
  62. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994. — 127с.
  63. Э.Л., Зимняя И. А. Милосердие: проблема психологии? // Психологический журнал. 1991. — № 2. — С.31−33.
  64. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.-87 с.
  65. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 173с.
  66. В.И. Социальное образование и развитие цивилизации: диалектика зависимости. М.: Изд-во «Союз», 1997. — 67 с.
  67. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Педагогика, 1995. — 160с.
  68. В.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.- Ставрополь, 1992. — 121 с.
  69. И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. М., 1992. — С. 25−29.
  70. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России.- М., 1992. Вып. 6. — С. 85−91.
  71. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журналсоциальной работы. 1995. — № I. — С. 79−82.
  72. A.B. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1992. — Вып.1. — С.41−43.
  73. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород, 1993.-219 с.
  74. JI.C., Кузнецова В. А., Семашенко B.C. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя // Педагогика.- 1993. № 5. — С.53−57.
  75. Кан-Калик З.А. К разработке региональных моделей высшего образования // Вестник высшей школы. 1991. — № 9.- С.2−10.
  76. В.Г. Высшее образование во время перемен // Современная высшая школа. 1992. — № 1−4. — С.5−13.
  77. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222с.
  78. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 509с.
  79. В.О. Собр.соч. М., 1987.84.1, Ковальчук М. А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. М., 1992. Вып.5. — С.49−50.
  80. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.-23 с.
  81. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. — 110 с.
  82. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.. канд.псих.наук. М., 1984. — 25 с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.-114 с.
  84. Н.В., Деркач A.A. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма. М.: РАУ, 1993. — 116 с.
  85. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.31−35.
  86. Ф.Ф. Проблемы образования в негосударственных образовательных учреждениях. Культурные и духовные традиции Республики Башкортостан: Сб. тр. Ч. 2. Уфа, 1998. — 68 с.
  87. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1984. — 98 с.
  88. И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений // Российский журнал социальной работы. М., 1995. — № 2. — С. 11−15.
  89. М.м. Технологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. — С. 18−20.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  92. Личностный потенциал работника: проблема формирования и развития. -М.: Наука, 1987. 225с.
  93. В.Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1985.- 189 с.
  94. А.И. Организация и управление социальной работой в России. -М.: Наука, 1995.- 167 с.
  95. Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.101УМаркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. М.: Педагогика, 1995. — № 6. — 72 с.
  96. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  97. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1957.
  98. A.M. К проблеме развития в современной марксистской философии // Вопросы философии. 1980. — № I. — С.7−11.
  99. Милосердие /Под ред. М. П. Мчедлова. М., 1996.-217с.
  100. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  101. A.B. Введение в социальную педагогику. М. 1997. — 365 с.
  102. М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского.- М., 1994. 184с.
  103. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1995. — 356 с.
  104. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.: Союз, 1993. —31 с.
  105. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. -1990. № 9. — С.23−25.
  106. Об образовании: Федеральный Закон Российской Федерации. М., 1997.
  107. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии / Под. ред. Арнольдова А. И. М.: АСОПиР РФ, 1998. — 192 с.
  108. И.Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование приоритетное направление науки // Советская педагогика- 1989. — № 2. — С.51−54.
  109. Организация социального обслуживания населения: сб. норм, актов (19 931 994). М.: Минсоцзащиты России. ВНИК «Территориальные соц. службы», 1994.
  110. Основы теории и практики социальной работы / Сост. С. И. Григорьев,
  111. И.И.Григорьев, Л. Г. Гуслякова и др. Барнаул — Москва, 1994. — 132 с.
  112. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 78 с.
  113. A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации // Социальная работа. -М., 1992, вып.1. -С.93−96.
  114. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. М. — № I. — 1995. — С. 101−103.
  115. A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994. — 116 с.
  116. A.M., Холостова Е. И. Система подготовки социальных работников в Российской Федерации //Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы. М., 1997. — С. 68−79.
  117. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1981. -165 с.12б1'ПинкусА., МинаханА. Практика социальной работы (формы и методы). Пер. с англ. / Под ред. В. И. Жукова, С. Н. Козлова и др. М.: МГСУ Союз, 1993.-223 с.
  118. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. -№ 4. — С.59−63.
  119. Проблемы социальной работы в России. Материалы Первой Национальной конференции. М., 1995. — 166 с.
  120. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — 35 с.
  121. Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции // Серия социальная педагогика и социальная работа за рубежом: теория и практика. М., 1991. — Вып. 1. — С.107−109.
  122. Рамон LLL, Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник какпрофессия // Вестник высшей школы. 1991. — № II. — С. 15−18.
  123. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1992. — 31 с.
  124. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1998. — 705 с.
  125. H.A. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. — № I. — С.87−91.
  126. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. Пер. с англ.- М., 1994. 144с.
  127. JI. Российская благотворительностьость // Социальная работа. -1992. -№l. С.113−116.
  128. Е.М. Формирование профессионального самосознания молодого руководителя школы: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Брянск, 1994. — 29 с.
  129. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1995. -36 с.
  130. Социальная работа. Вып.6. — М., 1992. — С.10−12.
  131. М. Из истории и опыта земских учреждений в России. СПб, 1913.
  132. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993. 200с.
  133. С.М. Сочинения. Кн. I. История России с древнейших времен. -М., 1988.
  134. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России /Институт этнологии и антропологии РАН — 2-е изд. М.: Изд-во института социологии РАН, 2000. — 388 с.
  135. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Школа социальных педагогов и социальных работников. Межрегиональный центр социальной педагогики и социальной работы. М., 1991. — Вып. 1−6.
  136. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М. А. Галагузиной. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-416 с.
  137. Социальная работа в зарубежных странах // Бюллетень РГСИ, 1992. № 3.
  138. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992.
  139. Социокультурный практикум: Прогр. и метод, рекомендации для студентов пед. вузов /Сост. O.A. Курсеева, Н. М. Карамышева, K.JI. Казанина, JI.H. Маркелова. Стерлитамак: СГПИ, 1997. — 12 с.
  140. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. М., 1995. — 88 с.
  141. Социальная работа профессия XXI века. Материалы студенческого форума 1 декабря 1998. — Уфа, 1998. — 118 с.
  142. Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. — 470 с.
  143. С. Престижная профессия // Социальная работа. 1992. — № I. -С.17−18.
  144. Г. С. Потребности, цели и мотивы в структуре деятельности //
  145. Мотивация познавательной деятельности. Д., 1972. -С.31−35.
  146. Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М., 1991.- 191с.
  147. JI.A. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, 1996. — 93с.
  148. Теория и методика социальной работы. М.: РГСУ, 1994.- Т. 1−2.
  149. Теория и методика социальной работы / Под ред. П. Д. Павленок. Вып. 2. -М., 1995.-233с.
  150. Теория и методология социальной работы / С. И. Григорьев и др. М., 1994. — 185 с.
  151. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. -М.РГСИ, 1994.-221 с.
  152. JI.B. Актуальные проблемы развития личности социального работника // Семья в процессе развития (материалы международной научно-практической конференции. М., 1993. — 169с.
  153. Топчий JI. B, Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы.1995.-№ 1.-С.93−95.
  154. JI.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997. — 60 с.
  155. JI.B. Профессионализм в социальной работе: проблемы, состояние и перспективы формирования // Семья в России. 1996. — № I. — С.35−38.
  156. К.Д. Педагогические сочинения. В б-ти т. М.: Педагогика, 1988.
  157. Федеральные и региональные программы России / Информационный сборник. Вып. 3 (5). М., 1996.
  158. JI. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1955. — Т.1.
  159. М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и * их исторические корни // Профессионально-этические нормы социальнойработы. М., 1993. — С.91−94.
  160. М.В. Методологические проблемы историографии социальнойработы // Российский журнал социальной работы. М., 1996. -№ I. — С.79−83.
  161. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: Автореф. дис.. докт.пед.наук. -М., 1996.-33 с.
  162. Е.И. Некоторые проблемы подготовки кадров социальных работников // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. — 223с.
  163. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.- М., 1993. 35с.
  164. Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты / Под ред. И. А. Зимней. М., 1994.- Вып. 6. — 56 с.
  165. Д.Г., Пиндерхьюз Э. Б. Профессия социального работника: современные требования // Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1994. — В 3-х т.
  166. А.Н. Проблема развития в современной научной картине мира: АвтореФ. дис. д-ра филос.наук. СПб, 1995. — 37 с.
  167. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. -М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1992. 86 с.
  168. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М: Наука, 1983.- 183с.
  169. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. — 181с.
  170. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации:вопросы теории и практики. Чебоксары, 1998. — 143 с.185УШевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. М., 1992. — Вып. 5. — С.87−89.
  171. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. M., 1997. — 86 с.
  172. Этика социальной работы: принципы и стандарты И Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С. 17−19.
  173. З.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -391с.
  174. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. № 12. — 1989. — С.25−27.
  175. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Челябинск, 1992. — 37 с.
  176. .Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. 1992.- № 5. — С.27−29.
  177. Barker R.Z. Social Work Dictionary NASW, Silver Spring. Md. 1987, p. 154.
  178. Bollnow O.F. Die Pedagogische Atmosphare. Hedelberg, 1964, s. 45.
  179. Leonard R. Radical Social Work. London, 1975.158
  180. Roe A. The psyhology of occupations. W.J.Wiley and Sons, 1956.
Заполнить форму текущей работой