Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с использованием русских народных сказок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще ряд психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, также занимались вопросом формирования детской речи. Многие исследователи детской речи, такие как А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. В. Гавриш, А. Н. Гвоздев и др., также уделяют большое внимание в своих трудах связной речи. О.С. Ушакова… Читать ещё >

Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с использованием русских народных сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогические исследования в области речевого развития

Одним из аспектов психического развития ребенка является речь. Сам термин «речь» может определять язык, то есть социально отлаженная система символов и правил манипулирования ими, являющаяся средством общения с людьми.

Речь (англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения [8].

Язык-система знаков, служащая средством осуществления общения, мышления человека [6].

Развитие речи — процесс овладения ребенком родным языком; целенаправленный педагогический процесс, содействующий развитию речи детей [6].

Язык является самым совершенным творением человека, ибо только с его помощью мы можем сформулировать все наше сознание и нашу личность, он является системой звуков и значимых выражений.

Речь имеет также второе значение и касается поведения отдельных единиц, которые совершают сложные действия, связанные с передачей и получением языковых сведений.

Это относится к речи устной, передаваемой в виде артикулированных звуков и письменной речи, осуществленной с помощью графических знаков.

Одним из основ воспитания внутренней культуры является культура речи. Образованный человек хорошо владеет литературным языком, постоянно совершенствуя речевые навыки. Культура речи — это соблюдение норм литературного языка, при этом успешно передавать свои мысли, грамматически правильно выстраивать свою речь.

В дошкольном возрасте закладывается умение правильно говорить, строить свою речь, создавать различные типы связного высказывания. В дошкольном возрасте большое значение имеет формирование таких качеств связной речи, как плавность, правильность, преодоление пауз, точность и содержательность [46].

Многие ученые, так как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др., указывают на необходимость приобщения детей к красоте, величию, силе и выразительности родного слова.

Говоря о языке народа, который не увядает никогда, а распускается, наоборот, снова и снова, К. Д. Ушинский называет его лучшим, цветом всей духовной жизни народа, одухотворяющим и сам народ, и всю родину народа. Преемственность он усматривает в усвоении представителями каждого последующего поколения, наряду с языком, плодов мыслей, чувств тысячей поколений — предшественников. При этом дети, развитие коих не было насильственно «извращено», к пяти-шести годам на родном языке говорят преимущественно грамотно и достаточно бойко [51]. Необходимо отметить, что мысли и идеи великого русского педагога не утратили актуальности и на сегодня.

Одним из наиболее известных последователей К. Д. Ушинского является Е. И. Тихеева, придерживающаяся в своих работах его идей. Так, вслед за великим педагогом, ею подчеркивается насколько важно и необходимо обучать детей родному им языку. Оценивая язык в качестве совершеннейшего и удивительнейшего народного культурного творения, а языковое творчество как основу культуры речи самых младших представителей подрастающего поколения, Е. И. Тихеева акцентировала внимание на необходимости и важности того, чтобы воспитательные учреждения для детей жили «духом своего народа» [44]. Е. И Тихеева так же считает, что работать над выразительностью речи необходимо.

Еще ряд психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, также занимались вопросом формирования детской речи. Многие исследователи детской речи, такие как А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. В. Гавриш, А. Н. Гвоздев и др., также уделяют большое внимание в своих трудах связной речи.

Исследования вышеперечисленных ученых, а также их коллег, показали, что целенаправленная работа педагога по развитию связной речи могут позволить детям использовать в своей речи различные выразительные средства: метафору, сравнение, многозначные слова, олицетворение, фразеологизмы, эпитеты.

О.С. Ушакова считает, что одним из важных направлений обучения является развитие «хорошей речи». При «хорошей речи» ребенок должен использовать различные языковые нормы, уметь их употреблять. Главной задачей в своих трудах О. С. Ушакова ставит речевое развитие дошкольника, воспитание интереса у него и бережного отношения к языковому богатству [47].

Речь — смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Речь должна быть понятна для собеседника.

В педагогике речь — это деятельность говорящего, это результат такой деятельности, это понятное высказывание. Высказывание в свою очередь — это речевая деятельность.

Функции речи — роль речи в общественной и индивидуальноисторической жизни человека [6], считает О. А. Бизикова.

С точки зрения О. А. Бизиковой [6] выделяют основные функции речи:

  • 1) Социальные:
    • · средство общения;
    • · средство присвоения социально-исторического опыта;
    • · регулятивная
  • 2) Интеллектуальные:
    • · когнитивная;
    • · сигнификативная;
    • · функция сообщения;
    • · номинативная
  • 3) Личностные:
    • · эмоционально-выразительная;
    • · планирующая;
    • · средство рефлексии Виды речи:
  • 1) Внешняя;
  • 2) Внутренняя.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог является ярким проявлением коммуникативной функции языка. Он является классической формой языкового общения. В его основе лежит чередование говорения одного собеседника со слушателем с последующей сменой ролей между ними. Здесь собеседники должны понимать то, о чем идет речь в диалоге. Диалог в устной форме может сопровождаться мимикой и жестами. Разговорная лексика, краткость фраз, сокращенная речь — все это может быть характерно для диалога.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монолог более развернутый, чем диалог, но здесь также, как и в диалоге будут присутствовать жесты, мимика, интонация. Здесь уже не будет коротких, недосказанных фраз, а будет присутствовать даже литературная лексика, фразы будут закончены. Одно из главных условий монологической речи — грамматически правильное построение предложений.

По мнению С. Л. Рубинштейна, монологическая речь это есть не что иное, как связная речь, при этом смысловые отношения при речевом оформлении являются речевым контекстом, а речь сама является контекстной или же связной. Автор также отмечает роль специального обучения связным высказываниям уже в раннем, дошкольном возрасте [40].

Монолог и диалог отличаются друг от друга. В монологе стимулом будет являться внутренний мотив, побуждение самого человека. А диалоге в основном все будет зависеть от внешней ситуации. Поэтому монолог являет собой более сложный по своей структуре вид речи.

Люди общаются между собой в форме диалога. Одним из первых исследователей диалогической речи был Л. Г. Якубинский. В своих исследованиях он отмечал, что монолог и диалог тесно взаимосвязаны друг с другом, ведь именно в диалоге двух людей всегда присутствуют элементы монолога[56].

Многие ученые считают, что в начале зарождается диалог и постепенно подводит человека к освоению монолога, но качество диалога зависит в первую очередь от того как человек владеет монологической речью.

Письменная речь — графически оформленная, организованная на основе буквенных изображений форма внешней речи.

Внутренняя речь — «Речь минус звук» [40] - речь, лишенная речевого оформления.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что речь — это важное условие развития человека, его коммуникативных умений. Речевая деятельность имеет социальный характер, является результатом общения людей друг с другом. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются диалогическая и монологическая речь.

Важно заметить, что умение связно выражаться может развиваться при целенаправленной работе педагога и в результате системного обучения на занятиях, для этого необходимо знать особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой