Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности усвоения лексических единиц дошкольниками с ОНР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вне зависимости от того как ребенок начал произносить первые его слова целиком, или произнося их по отдельным частям, выявляется необходимость различать «безречевых» детей в соответствии с уровнями понимания ими чужой речи. Уровень понимания речи (импрессивная речь), может включать в себя достаточно большой словарный запас, при учете тонкого понимания их значений. По отношению к таким детям… Читать ещё >

Особенности усвоения лексических единиц дошкольниками с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Один из самых важных и актуальных вопросов, характеризующих возможность формирование словарного запаса детей с аномалиями в развитии, взят на рассмотрение и контроль, специалистами в области психологии и педагогики и рассматривается в ряду важнейших задач речевого развития детей с ОНР. Также, он имеет место в рассмотрении специализированной педагогической и психологической литературе. Основы изучения данного вопроса, были положены в исследованиях таких авторов как, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготг и др.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это определенные достаточно сложные отклонения в речевом развитии, при котором наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы, как со смысловой стороны (грамматики и лексики) при нормальном интеллекте и слухе, так и со звуковой стороны (фонетики).

На данный момент выделяют 4 уровня расстройства речевого развития, отражающие состояние всех дефектных компонентов языка, которые используются для диагностики речевых отклонений с подбором конкретных методик лечения и коррекции.

В данной работе в первую очередь необходимо остановиться на 3 м уровне, который характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Этот случай характеризуется тем, что свободное общение с ребенком, затруднено, при этом дети. Страдающие данной формой расстройства речевого развития, вступают в контакты с посторонними людьми только в случае присутствия близких людей (в основном родственников, либо родителей), которые вносят пояснения в трудно воспринимаемую речь этих детей.

Для коррекции и лечения детского ОНР, при учете различных ступеней тяжести, наиболее эффективно помогает комплексное лечение:

  • — Логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, которая участвует в произношении звуков, который проводится при использовании специальных зондов, способствуя облегчению звукопроизношения, при нормализации тонуса речевых мышц. Эта методика осуществляется на протяжении 8−10 сеансов, при учете сенсомоторных и моторных дефектов уровня А.
  • — Систематическое проведение специальных логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой А.
  • — При особо тяжких нарушениях речевого развития, назначается медикаментозное лечение ноотропами, которые активируют работу нейронов и улучшают кровоснабжение мозга (Гаммалон, Кортексин, Цераксон, Когитум, витаминами В12, В15, и пр.).

Стоит учитывать тот факт, что у детей с нарушениями развития речи (в том числе и с ОНР) время появления первых слов не имеет резкого отличия от нормы, однако сугубая индивидуальность случаев использования отдельных слов, без объединения слов в двухсловное аморфное предложение, проявляется по-разному.

В возрасте от 2х и до 3х лет, а также в промежутке между 4 и 6 лет, может быть выявлено полное отсутствие фразовой речи. [23, с. 46].

Как показали статистические исследования, вопрос о задержке речевого развития, возникает у родителей при достижении ребенком возраста от 2−2,5 лет, а не 4−5, как это было совсем недавно.

Первоначальный лексикон детей включает в себя:

  • · несколько правильно произносимых слов в 1−2 слога (состоящих из звуков раннего онтогенеза речи);
  • · контурные слова в 1−2 слога, редко в 3 слога;
  • · слова-звукоподражания (редупликат);
  • · слова-фрагменты названия предметов, животных;
  • · контурные и правильно произносимые слова не рассматриваются как нарушения речи;
  • · слова-фрагменты названия действий (не более 1−3), модальности, очень редко признаков предметов [32, с. 12].

Диагностика раннего дефекта в речи, позволяет определить их наличие уже в самом раннем возрасте, основываясь на неблагополучном сигнализировании: «па» (вместо папа), «ма» (вместо мама), (баба), или слово «мама» относят к отцу и другим лицам.

Вне зависимости от того как ребенок начал произносить первые его слова целиком, или произнося их по отдельным частям, выявляется необходимость различать «безречевых» детей в соответствии с уровнями понимания ими чужой речи. Уровень понимания речи (импрессивная речь), может включать в себя достаточно большой словарный запас, при учете тонкого понимания их значений. По отношению к таким детям, у родителей складывается точка зрения, что он все-все понимает, вот только не говорит". Но, стоит заметить, что тщательная логопедическая диагностика, выявляет признаки недоразвития речи, или импрессивной речи, фактически сразу же.

При этом, другие дети, могут ориентироваться в обращенном к ним словесном материале с трудом.

Репродукция слов, при появлении речевого подражания, осуществляется на основе анализа ударного воспроизведения целого слога в открытом варианте, или части слов, а не в рамках преимущественного воспроизведения просодии целого слова, как это бывает в норме. [18, с. 64].

Данный возраст характеризуется интересной особенностью детской речи, поскольку ребенок в этом возрасте, выражает стремление к употреблению открытых слогов. Данное стремление проявляется при возникновении желания открыть слог в добавлениях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где слово оканчивается на согласный: «матика» (мальчик), «котика» (котик). Ребенок как бы достраивает слово: «мяса» (мяч), «гозя» (гвоздь).

Одним из характерных симптомов, сопутствующий детям с нарушением речевого развития в течении долгих лет, является укорочение слова за счет опускания слогов.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

  • * правильно произносимые: мама, папа, дай, нет в т.п.;
  • * слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены

только части слова, например, «мако» (молоко), «яба» (яблоко);

  • * слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би» (машина), «бух» (упасть);
  • * контурные слова, или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические элементы— ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата);
  • * слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты [7, с. 13].

Ранние этапы дизонтогинеза речи, проявляется в морфологически нечленимом использовании слов, при этом в жизни детей наступает момент, когда они начинают связывать новые и старые слова в единое целое, однако в словосочетаниях, слова употребляются только в одной форме, поскольку словоизменение этим детям недоступно.

Словосочетания включают в себя:

  • * единичные правильно произносимые слова из двух, реже трех, слогов (состоящих из звуков раннего и среднего онтогенеза речи);
  • * контурные слова в 2−3 слога, реже в 4 слога;
  • * слова — звукоподражания;
  • * слова — фрагменты существительных;
  • * слова — фрагменты глаголов (значительно меньше, чем существительных);
  • * слова — фрагменты прилагательных;
  • * слова — фрагменты прочих частей речи;
  • * форма именительного падежа на месте других падежных форм (единственное число);
  • * форма именительного падежа множественного числа (окончание и) на месте других падежных форм [7, с. 15].

На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова: мама — маму — маме; или пить — пей — пьет; кукла — куклу — куклы.

Стоит заметить, что фрагменты существительных, как и они сами, используются в основном в именительном падеже, а глаголы и фрагменты глаголов, в инфинитиве, а также в повелительном наклонении, либо без флексий в изъявительном наклонении.

У некоторых детей, отклонения в речи, проявляются из-за достаточно плохого словаря, при этом название действий, заменяется одним общим словом «деи» (делает), а другие знают насколько названий действий. Для обоих случаев характерно отсутствие в лексиконе окончаний изъявительного наклоненияет, -ит и др.

Для детей с нарушениями речевого развития, характерен ничтожно малый глагольный словарь, в отношении с детьми нормального уровня.

В случаях отклонений детского развития, наблюдается переобогащение предметного словарного запаса, при котором для календарного возраста детей, данный уровень является недостаточным.

Для детей с характерными отклонениями в речи, характерно наличие флексий (недостаточно большой набор словоизмерительных элементов), при этом в процессе преждевременного обращения к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента — предлога, происходит передвижение слова по словоизмерительной шкале. В данном случае, дети не замечают, что флексия, либо предлог, связаны отношениями симультанности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Предлог и флексия, выступают в определенном воспринимаемом словесном материале, вариативность которых происходит при учете комбинирования лексических основ, не воспринимаемых детьми. [11, с. 78].

Смешение предлогов и флексий, используется в качестве одномерных выражений грамматического значения через несколько единиц — П (предлог) + К (лексическая основа) + Ф (флексия) — им недоступно, что является следствием патологии детской речи [11, с. 80].

Следовательно, для детей с ОНР, свойственна пониженная способность к восприятию значений и физических характеристик элементов языка, которые ограничены комбинаторными способностями и возможностями при заключении лексико-грамматических языковых единиц. Комбинаторные способности, прежде всего, необходимы для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Ограниченность словарного запаса, неточное употребление слов, резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, несформированность семантических полей, многочисленные вербальные парафазии, трудности актуализации словаря, являются характеризующей особенностью для детей с ОНР.

Согласно исследованиям, проведенным Н. Н Трауготтом, у детей с ОНР имеется достаточно трудный, отличающийся от нормы, словарь при учете своеобразия его употребления, нормальный слух и первично сохранный интеллект, а также узкоситуативный характер словаря.

Одной из особенностей работы с детьми, имеющими ОНР, является то, что на занятиях они усваивают новые слова, учатся понимать их значение, овладевают навыками правильной речи, но при попадании в иную среду, где требуется использование этих навыков, они теряют возможность употребления этих приобретенных навыков, произнося казалось бы знакомые слова с ошибками, либо вообще теряя их. [12, с. 117].

Наиболее яркой особенностью речи детей с ОНР, является более существенное расхождение активного и пассивного словаря, в отличие от нормы, при этом, они прекрасно осознают смысловое значение этих слов, а их словарный запас находится в норме. При наличии этих факторов, актуализация словаря, при употреблении слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения.

Бедный словарный запас у дошкольников с ОНР, даже в возрасте 6ти лет, проявляется в незнании многих слов: названий ягод, рыб, цветов, птиц, диких животных, профессий, частей тела, инструментов и т. д. При этом, дети имеют существенные пробелы в актуализации таких слов, как: овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, гром, молния, продавец, парикмахер.

Также у детей дошкольного возраста с ОНР, как при беглой, так и при более углубленной диагностике, выявляются проблемы в употреблении многих имен прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, квадратный, пушистый и т. д.).

У детей дошкольного возраста с признаками ОНР, в глагольном словаре преобладают слова, которые обозначают действия, которые ребенок ежедневно наблюдает, или осуществляет (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.).

Учитывая этот фактор, стоит обратить внимание на то, что для детей с ОНР, большую сложность представляют слова отвлеченного, либо обобщенного значения, характеризующие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Проблемы в области формирования лексики, у детей с ОНР, проявляются при поиске известного слова, незнании многих слов, а также при нарушениях актуализации пассивного словаря.

Также при данном нарушении проявляется разнородность употребления слов узкого и широкого диапазона в различных случаях, либо в определенных ситуациях, что представляет собой проблему, имеющую ситуативный характер употребления нужных слов в правильном значении, при определенной ситуации. [12, с. 119].

У детей с ОНР, среди многочисленных вербальных парафазий, наиболее распространенными являются принципы замены слов, относящихся к одному семантическому слову.

В данном случае, среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, оса — пчела, тыква — дыня, лимон — апельсин, весна — осень, ресницы — брови и др.).

В процессе замены прилагательных, выявляется тот факт, что дети не выделяют существенных признаков и не дифференцируют качества предметов. Наиболее распространенными примерами, являются такие замены, как: высокий — длинный, пушистый — мягкий, узкий — тонкий, короткий — маленький и т. д. Данные замены прилагательных, осуществляются по причине недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В случаях замены глаголов, возникает неумение дифференцировать некоторые действия, которые в ряде случаев приводят к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт — идёт, воркует — поёт, чирикает — поёт и т. д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

  • · смешения слов у детей с ОНР осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения: миска — тарелка, кружка — стакан, лека — чайник, метла — щётка;
  • · замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: сарафан — фартук, фонтан — душ, майка — рубашка;
  • · замены слов, обозначающих предметы, объединённые общностью ситуации: каток — лёд, вешалка — пальто;
  • · смешения слов, обозначающих части и целое: воротник — платье, паровоз — поезд, кузов — машина, локоть — рука, подоконник — окно;
  • · замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь — ботинки, цветы — ромашки, посуда — тарелки, одежда — кофты;
  • · использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать — чтобы спать, плита — газ горит, юла — игрушка крутится, щётка — зубы чистить [29, с. 98].

Дети с нарушением в развитии, как правило, не умеют выделять существенные признаки действий в процессе замены глаголов с одной позиции, а с другой, выделять оттенки значений.

На основе семантического признака, и на основе звукового состава слова, осуществляется процесс поиска правильного значения слова, при этом выделяется определенное соотношение этого значения с звуковым образом. В процессе поиска нужного слова, из-за недостаточной закрепленности его смыслового значения и звучания, формируется выбор сходного по звучанию слова, но, как правило иного значения: шкаф — шарф, поезд — пояс, персик — перец, колобок — клубок, кисть винограда — куст винограда.

При анализе построения ассоциаций, у детей с ОНР, проявляются следующие характеризующие особенности:

У детей с ОНР запаздывает процесс формирования семантических полей. О несформированности семантического поля говорит и количественная динамика случайных ассоциаций.

У детей с ОНР имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

У детей 5−6 лет парадигматические ассоциации носят характер аналогии (кошка — собака, стол — стул).

В результате исследований, в области нарушения лексической системы у детей с ОНР, проведенных О. Е. Грибоедовым, было выявлено, что одним из механизмов патогенеза является несформированность звукобуквенных обобщений. Автор полагает, что уровень несформированности звуковых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи [3, с. 45].

Подводя итоги описания особенностей процесса усвоения лексики родного языка, у детей с ОНР, можно сказать, что как, значительное отставание в сравнении с нормой, но и качественное своеобразие, которое и было описано в данном разделе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой