Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирующий этап исследования строился в соответствии с поставленными задачами (организация предметных действий познания и организация взаимодействия преподавателя и студентов в ходе осуществления познавательной деятельности). Для решения поставленных задач работа преподавателя строилась в двух основных направлениях: 1) специально организованное обучение умениям самообразовательной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Развитие самообразовательной деятельности студентов как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность самообразовательного процесса с педагогических и психологических позиций и факторы его эффективности
    • 1. 3. Закономерности развития и формирования самообразовательной деятельности студентов
  • ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
    • 2. 1. Диагностика факторов, средств и методов самообразовательного процесса студентов
    • 2. 2. Диагностика мотивов самообразовательной деятельности студентов
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА
    • 3. 1. Методика формирования умений самообразовательной деятельности студентов в педагогическом процессе
    • 3. 2. Методика формирующего взаимодействия преподавателя и студентов в самообразовательной деятельности
    • 3. 3. Динамика развития и формирования самообразовательной деятельности студентов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная ситуация в России характеризуется рядом серьезных социальных и экономических изменений. Вузы играют при этом значительную роль, поскольку от качества выпускаемых ими специалистов во многом зависят темпы и эффективность многих преобразований, дальнейший рост культуры и духовного богатства общества. С этим связаны происходящие в настоящее время процессы модернизации отечественной системы высшего образования.

Одним из значимых факторов такой модернизации является участие нашей страны в Болонском процессе, основанном на современных тенденциях мирового сообщества к интеграции. В свою очередь это предполагает вхождение России в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), которое нацелено на развитие и поддержание сотрудничества между всеми высшими образовательными учреждениями стран, подписавших Болонское соглашение, введение единого образовательного стандарта, реализацию общих целей образования, взаимное признание дипломов и унификацию программ, а также достижение мобильности студентов и преподавателей. Интеграция отечественной системы высшего и профессионального образования в ЕПВО требует преобразований в организации обучения, в том числе, возрастания массовой доли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза в связи с образовательными традициями европейских стран.

С другой стороны, в настоящее время осуществляется переход к новой, информационной стадии общественного развития. При этом особую значимость приобретает способность специалиста четко ориентироваться в стремительном информационном потоке. В связи с этим выпускнику вуза необходимо уметь осуществлять поиск, критически оценивать и перерабатывать информацию, находить новые способы решения профессиональных задач, быть готовым к постоянному самосовершенствованию, что способствует успешному трудоустройству, обеспечивающему как материальное благополучие, так и духовное развитие личности. Следовательно, образовательный процесс вуза, ориентированный на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, должен подготовить студентов к эффективному осуществлению ими самообразования. В связи с этим со всей остротой встает задача формирования самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования личности выявило, что к настоящему времени раскрыт ряд важнейших аспектов теории и практики самообразования: рассмотрены исторические и социальные предпосылки самообразования, охарактеризована сущность самообразования, раскрыты пути и средства формирования потребности в нем, обосновано его место в профессиональной деятельности и т. д. В последние десятилетия особенно активно проводятся исследования, посвященные изучению процесса самообразования будущих специалистов путем раскрытия различных аспектов подготовки студентов к этому виду деятельности. В них получили отражение особенности формирования у студентов умений и навыков самообразовательной деятельности, субъектной активности в самообразовательной деятельности, предметного самообразования личности в вузе и др.

Вместе с тем анализ изученных исследований выявил, что практически не разработана проблема выявления динамики и закономерностей развития самообразовательной деятельности студентовотсутствует единство подходов к определению методологии и природы самообразовательной деятельности как инструмента познаниянедостаточно внимания уделено поиску путей ее формирования у студентов на начальном этапе обучения (младших курсов).

Кроме того, эмпирический опыт свидетельствует о наличии глубоких противоречий в образовательном процессе вуза: между возросшими требованиями общества к самообразованию будущих специалистов и непризнанием формирования самообразовательной деятельности студентов приоритетной целью в традиционной системе вузовского обучениямежду предъявляемыми современными требованиями к качеству подготовки выпускников и низким уровнем самообразовательной деятельности у большинства обучающихсямежду необходимостью формирования самообразовательной деятельности студентов, начиная с младших курсов, и недостаточной разработанностью теоретических оснований включения этого вида деятельности в образовательный процесс вуза.

На основании этого проблема, которую призвано решить данное исследование, заключается в поиске научных знаний, обеспечивающих успешное формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

Настоятельная потребность практики в формировании самообразовательной деятельности студентов, недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза».

Цель исследования: выявить и научно обосновать теоретические положения о формировании самообразовательной деятельности студентов в процессе развития педагогически организованной самообразовательной активности студентов в образовательном процессе вуза в качество непрерывно развивающейся самообразовательной деятельности.

Объект исследования: самообразовательная активность и деятельность студентов вуза.

Предмет исследования: формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательной практике вуза.

Гипотеза исследования: формирование самообразовательной деятельности происходит в процессе развития педагогически организованной самообразовательной активности студентов, осуществляемой по внешним побуждениям, в качество целенаправленной самообразовательной деятельности, реализующейся на основе предметно-функциональных потребностей студентов как непрерывно развивающийся феномен. Актуализация соответствующих потребностей и побуждений студентов в образовательном процессе выступает основным педагогическим фактором и средством содействия данному процессу.

Для достижения намеченной цели исследования поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать педагогические и историко-педагогические исследования по проблеме самообразования, выявить его истоки, динамику и основные стадии развития.

2) На основе интеграции философских, психологических и педагогических знаний обосновать сущность самообразовательной деятельности, пути и закономерности ее формирования, определить новообразования, являющиеся показателями формирования самообразовательной деятельности.

3) Выявить и экспериментально проверить факторы и потенциалы образовательного процесса вуза, способствующие и ускоряющие процесс формирования самообразовательной деятельности студентов.

4) Исследовать педагогические средства и методы, позволяющие преподавателю вуза содействовать формированию самообразовательной деятельности студентов и подтвердить их эффективность в ходе экспериментального преподавания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование самообразовательной деятельности студентов, происходит в результате специальной, целенаправленной педагогической деятельности в образовательном процессе вуза, обеспечивающей развитие самообразовательной активности студентов и её преобразование в самообразовательную деятельность.

2. Самообразовательная активность студентов является динамичным, развивающимся феноменом, проходящим в своем развитии 1) стадии спорадической самообразовательной активности- 2) педагогически регулируемой и управляемой самообразовательной активности- 3) самообразовательной деятельности детерминированной предметно-функциональными потребностями студентов.

3. Последовательное изменение следующих предметно-функциональных побуждений и потребностей студентов в познании свидетельствует о развитии самообразовательной активности, её преобразовании в динамично развивающуюся самообразовательную деятельность: а) побуждения и потребности познавательного взаимодействия (участие в групповой работе, желание стать интересным собеседником, достичь общей эрудированности) — б) побуждения и потребности в салюутверэ/сдепии в познании (статус лучшего студента, отличника, стремление к уважению однокурсниками, к общественному признанию) — в) побуждения и потребности в самосовершенствовании в познании (преобразования себя как личности, стремление стать хорошим специалистом, получить более выгодную и высоко оплачиваемую работу, стать конкурентоспособным на рынке труда) — г) познавательные потребности личности, которые выступают сущностным критерием, свидетельствующем о состоявшемся и реализуемом процессе развития самообразовательной активности в самообразовательную деятельность студентовд) потребность самовыражения, реализации своего личностного потенциала в самообразовательной деятельности, потребность в творчествее) потребность служения — желание приносить пользу обществу, стремление к поиску истины.

4. Становление и развитие самообразовательной деятельности прослеживается через изменение мотивов самообразования, представляющих собой внешнее выражение реализующихся побуждений и потребностей студентов в познании.

5. Эффективное формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза происходит в результате осуществления педагогического содействия, включающего актуализацию соответствующих предметно-функциональных побуждений и потребностей студентов в познании.

Методологическую основу исследования составляют идеи психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теоретические положения возрастной психологии о закономерностях психического развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), положения гуманистической философии о человеке как о субъекте отношений, способном к самосовершенствованию, самореализации, самоорганизации (К. А. Абульханова-Слав-ская, А. Г. Маслоу, Б. М. Мастеров, К. Роджерс, А. А. Телегин, Г. А. Цукерман, Г. К. Чернявская и др.), а также педагогическая концепция В. Б. Ежеленко о диалектике учебной активности и учебной деятельности, в соответствии с которой феномен деятельности рассматривается производным активности как высший уровень развития активности личности. Активность получает развитие в своё высшее качество — в качество деятельности с момента осознания личностью ее цели. С позиций данной концепции внутренняя сущность деятельности человека раскрывается в предметно-функциональной классификации её видов.

Теоретической основой исследования выступили научные работы о развитии мотивов и потребностей личности в ходе ее прогрессивного развития (В. Г. Асеев, В. К. Вшпонас, Е. П. Ильин, С. Б. Каверин, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Маслоу, Ж. Ньюттен, П. В. Симонов, В. А. Туев, X. Хекхаузен и др.), теория проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. М. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), концепция непрерывного образования (А. П. Владиславлев, И. О. Ганченко, Б. С. Гершунский, Г. А. Ключарев, Н. В. Косенко, Н. К. Сериков и др.), вопросы активизации познавательной деятельности (Н. А. Березовин, В. Б. Бондаревский, Л. М. Кузнецова,.

A. М. Матюшкин, Т. А. Мырза, А. Л. Сманцер, Г. И. Щукина и др.), научные исследования общих закономерностей и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе, а также вопросы организации самостоятельной работы студентов (С. И Архангельский, Т. Е. Исаева, А. Г. Казакова, Н. Л. Калугина, А. В. Коржуев, Е. Н. Куклина, Ю. Н. Кулюткин, Г. И. Пальцева,.

B. П. Подвойский, В. А. Попков, И. Б. Соколова, Ю. В. Стафеева и др.), историкопедагогические исследования, посвященные проблеме развития самообразования (А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, П. Ф. Каптерев, Е. А. Шуклина и др.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 год на базе Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск) и включало несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) проводился теоретический анализ источников по проблеме исследования, анализировалось состояние проблемы, изучались ее разработанность в психолого-педагогической литературе, практическое состояние в работе вуза, определялись цели, задачи, гипотезы исследования, разрабатывались основные теоретические положения.

На втором этапе (2005;2006 гг.) определялся диагностический аппарат исследования, проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась программа формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, включающий экспериментальную работу для проверки гипотезы исследования, осуществлялась опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанного подхода, анализировались и обобщались полученные данные, формулировались выводы по результатам исследования.

Методы научного исследования: теоретический анализ источниковэмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдение, анализ продуктов деятельности, система диагностических методик) — диагностический и формирующий эксперимент, сравнительный анализ полученных данных, математические и графические методы обработки результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов изучения, отвечающих цели и задачам исследованияадекватностью применяемых методиклогикой проведения эксперимента, соответствующих проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияэкспериментальной проверкой основных теоретических положенийпозитивными результатами опытной работы.

Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна. Впервые самообразовательная деятельность студентов рассмотрена и исследована как динамичный, развивающийся феномен в диапазоне: внешне детерминированная познавательная активность студентов — целенаправленная деятельность самообразования, обусловленная сформировавшимися потребностями познания, самосовершенствования, самовыражения, служения обществу. Раскрыты основные этапы, а также характерные особенности развития и перехода самообразовательной активности студентов в ее высшую форму — самообразовательную деятельность. На новой концептуальной основе изложено предметно-функциональное развитие самообразовательной деятельности студентов. Доказано, что изменение потребностей в самообразовательной активности, а в последующем и деятельности студентов выступает показателем динамики ее качественного преобразования. Разработаны новые диагностические критерии исследования самообразовательной деятельности в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении динамики и закономерностей развития самообразования личности на основании теоретического анализа психолого-педагогических исследованийв уточнении понятий «самообразование», «самообразовательная активность», «самообразовательная деятельность» с позиций диалектики активности и деятельностив характеристике преобразований, возникающих при переходе от самообразовательной активности к ее высшей форме — самообразовательной деятельностив обосновании роли педагогического содействия в формировании самообразовательной деятельности студентов и определении его путей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована программа и методика формирования самообразовательной деятельности студентов в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, присутствующих в учебном плане любого вуза. Это определяет универсальный характер результатов исследования для использования материалов по формированию самообразовательной деятельности студентов как в практике гуманитарного, так и негуманитарного вузов. Полученные результаты и обобщенный опыт могут быть использованы преподавателями вуза, положены в основу разработки спецкурса для студентов по организации самообразовательной работы, включены в программу повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на международных, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Critical Thinking and Creativity in Teaching American Studies in Russian Universities (North — West Russia)» (Архангельск, 2006 г.), «Вопросы повышения качества языковой подготовки специалистов» (Архангельск, 2006 г.), «Язык и межкультурная компетенция» (Петрозаводск, 2007 г.), «Интеграция общего и специального языкового образования в систему «бакалавриат — магистратура — аспирантура» «(Архангельск, 2007 г.). Ход и основные результаты докладывались на заседаниях кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а также получили свое отражение в печатных работах.

Базой исследования явился Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск). Основную выборку составили студенты дневного и заочного отделения факультета технологии и предпринимательства. Общее число участников эксперимента —214 человек.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (198 наименований, в том числе 19 на иностранных языках) и 12 приложений, представляющих методическое обеспечение и диагностический инструментарий исследования.

Выводы.

1. В ходе формирующего эксперимента, включающего в себя работу преподавателя по формированию у студентов умений самообразовательной деятельности и организацию различных форм взаимодействия преподавателя и студентов в познавательной деятельности, была зафиксирована положительная динамика по следующим параметрам: возросла внешняя познавательная активность студентов на аудиторных занятиях, повысилось качество подготовки студентов к занятиям, возросло стремление к выполнению дополнительных заданий, возросла степень участия студентов в групповых формах работы и равномерность распределения обязанностей, снизился страх ошибки и отрицательной оценки, повысилась частота обращений к преподавателю за помощью и советом.

2. В результате проведения формирующего эксперимента произошло изменение мотивов самообразовательной деятельности: регуляция познавательной деятельности стала происходить не только по внешним факторам (требование преподавателя, необходимость прохождения аттестации), но и по внутренним причинам (общение, профессиональный и познавательный интерес, возможность творческого самовыражения). Во внешних проявлениях, характеризующих процесс учебного познания, прослеживается включенность студентов в самостоятельную деятельность, осознанность и желание осуществления познавательной деятельности.

3. Произошли качественные изменения спектра мотивов познавательной деятельности. Если на диагностическом уровне преобладали мотивы требования преподавателя, безальтернативности выбора деятельности в ситуации обу-, чения в вузе, исполнительности студента в учебном познании, то в ходе и по завершению формирующего эксперимента особую значимость и действенность приобрели мотивы общения со сверстниками и преподавателями, мотивы подготовки к профессиональной деятельности и достижения высоких результатов в профессиональной сфере, мотивы познавательного интереса и познавательной потребности, мотивы творческого самовыражения. Это позволяет сделать вывод о приобретении самообразовательной активностью качеств деятельности.

4. Изменились в лучшую сторону показатели качества и эффективности самообразовательной деятельности: повысилось не только понимание значив мости самообразования и желание им заниматься, но и фактическая включенность в самообразовательную деятельность, изменился характер познавательной деятельности в сторону приобретения ею поискового и творческого характера, значительно повысились умения самообразовательной деятельности и эффективность самообразовательной работы.

5. Сопоставление данных по изменению самообразовательной активности студентов экспериментальных и контрольных групп позволяет сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ современных педагогических исследований показал, что вопрос развития и формирования самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза остается до сих пор недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. Большинство психолого-педагогических исследований в данной области ориентировано на изучение различных аспектов подготовки студентов к это.

§ му виду деятельности, в то время как проблема определения хода, динамики и закономерностей развития самообразования остается за рамками целостного педагогического исследования. Вместе с тем решение проблемы формирования самообразовательной деятельности студентов практически невозможно без выяснения того, как эта деятельность развивается, какие этапы она проходит в своем развитии, как изменяется при переходе на каждый следующий этап, каковы основные закономерности и показатели этого движения.

Возможность конструктивного решения данной проблемы представля ет педагогическая концепция качественного развития познавательной деятельности с позиций диалектического единства активности и деятельности, разработанная В. Б. Ежеленко. В соответствии с данной концепцией феномен деятельности является производным активности и рассматривается как высший уровень развития активности личности. Важнейшим показателем перехода активности в качество деятельности служит осознание личностью ее цели. При этом внутренняя сущность деятельности раскрывается в предметно-функциональной классификации её видов.

В основу данной классификации положены сущностные, предметно-функциональные потребности человека и соответствующие им предметные области, сферы человеческой активности и деятельности, позволяющие peaлизовать данные потребности: познание, преобразование, взаимодействие, самоутверждение, самовыражение, служение.

Поскольку педагогически организованное, целенаправленное развитие происходит в деятельности при условии, что личность выступает ее активным субъектом, целенаправленное формирование самообразовательной деятельности студентов возможно в деятельности учебного познания в образовательном процессе вуза при актуализации соответствующих предметных потребностей студентов. При этом сущностные предметно-функциональные потребности следует рассматривать в последовательности: взаимодействие, самоутверждение, преобразование, познание, самовыражение, служение.

Изучение историко-педагогических и психолого-педагогических исследований позволило выяснить, что развитие самообразования напрямую связано с детерминацией познавательной активности, что еще раз подтвердило правомерность использования выбранной педагогической концепции для решения поставленных задач. Так, было’выделено три этапа в становлении и развитии самообразования: 1) этап стихийного познания, характеризующийся ситуативной внешней детерминацией (влияние случайно сложившихся внешних условий) — 2) этап внешнего управления, когда познание детерминируется целенаправленными усилиями педагога (оба эти этапа нельзя назвать деятельностью) — 3) этап самоуправляемого познания, управляемого и контролируемого самим субъектом познания, то есть самообразовательной деятельности.

Данная последовательность позволила нам предположить, что развитие самообразовательной активности студентов, побуждаемой внешними причинами (требование преподавателя, страх получения низких оценок и отчисления, утилитарно-практические мотивы, например, получение стипендии) во внутренне детерминированную деятельность, побуждаемую профессиональным интересом, глубокой познавательной потребностью и потребностью творческого самовыражения проходит через деятельность взаимодействия и самоутверждения в познании.

В связи с этим рационально организованное взаимодействие преподавателей и студентов в учебном познании, развивающееся в качество общения, выступает в качестве педагогического средства актуализации потребности в познавательном взаимодействии, а достижение студентами успеха в учебном познании становится средством актуализации потребности в познавательном самоутверждении. Формирование потребностей в познавательном' взаимодействии и самоутверждении создает предпосылки для актуализации потребностей в познавательном самосовершенствовании и собственно познавательных потребностей, являющихся средством формирования самообразовательной деятельности.

Экспериментальное исследование позволило получить данные, подтверждающие эти предположения. На диагностическом этапе был разработан диагностический аппарат исследования, включающий ранжированный ряд мотивов самообразования, позволяющий отнести самообразовательную ак 9 тивность к тому или иному уровнюнабор диагностических методик для их определения, модифицированных в соответствии с задачами исследованиянабор методик для диагностики факторов, средств и методов самообразовательного процесса.

Диагностика самообразовательной активности проводилась по выделенным критериям с помощью разработанных методик. В ходе диагностики и сопоставления полученных результатов по различным группам студентов (I и II курс, дневное и заочное отделение) были сделаны выводы о преобладании низкого уровня развития самообразовательной деятельности у студентов е в традиционной образовательной практике вуза, о недостаточной положй-тельной динамике самообразовательной деятельности у студентов в процессе обучения в вузе, кроме того, выявлена зависимость динамики самообразовательной активности от преобладающей деятельности студентов (у студентов дневного отделения более выражена динамика деятельности взаимодействия, а у студентов заочного отделения более выражена профессиональная мотивация самообразования).

Формирующий этап исследования строился в соответствии с поставленными задачами (организация предметных действий познания и организация взаимодействия преподавателя и студентов в ходе осуществления познавательной деятельности). Для решения поставленных задач работа преподавателя строилась в двух основных направлениях: 1) специально организованное обучение умениям самообразовательной деятельности, включаемое в содержание занятий- 2) организация различных видов взаимодействия препоI давателя и студентов, направленного на формирование самостоятельной познавательной деятельности студентов и развитие мотивации самообразовательной деятельности. Работа по формированию самообразовательной деятельности студентов проводилась при реализации следующих педагогических средств и факторов: 1) профессиональная направленность- 2) практическая значимость- 3) соответствие интересам и потребностям студентов- 4) активизация познавательной деятельности- 5) благоприятный психологический климат- 6) постепенное увеличение самостоятельности и добровольности познания.

Повторная диагностика уровня самообразовательной деятельности студентов по окончанию формирующего эксперимента и сопоставление полученных данных с результатами контрольной группы продемонстрировала положительную динамику развития самообразовательной деятельности и подтвердила эффективность разработанной методики формирования самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

В целом, исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Самообразовательная активность в своем развитии последовательно проходит ряд этапов. На начальном этапе она носит характер стихийного познания, характеризуется ситуативной внешней детерминацией, происходит под влиянием случайно сложившихся внешних условий. Затем она осуществляется под воздействием внешнего управления, когда познание детерминируется целенаправленными усилиями педагога. При этом оба эти этапа нельзя назвать деятельностью. Далее следует этап самоуправляемого познания, управляемого и контролируемого самим субъектом познания, то есть самообразовательной деятельности., V.

2. Мотив, как реализовавшееся побуждение или потребность, служит показателем для диагностики активности и деятельности человека, в связи с чем изменение мотивов самообразовательной активности студентов свидетельствует о качественном преобразовании форм самообразовательной деятельности. В процессе развития самообразовательной активности и её преобразовании в динамично развивающуюся самообразовательную деятельность трансформация предметно-функциональных побуждений и потребностей студентов в познании происходит в следующей последовательности: 1) побуждения и потребности познавательного взаимодействия (участие в. групповой работе, желание стать интересным собеседником, достичь общей эрудированности) — 2) побуждения и потребности в самоутверждения в познании (статус лучшего студента, отличника, стремление к уважению однокурсниками, к общественному признанию) — 3) побуждения и потребности в самосовершенствовании в познании (преобразования себя как личности), (стремление стать хорошим специалистом, получить более выгодную и высоко оплачиваемую работу, стать конкурентоспособным на рынке труда) — 4) познавательные потребности личности, которые выступают сущностным критерием, свидетельствующем о состоявшемся и реализуемом процессе-развития самообразовательной активности в самообразовательную деятельность студентов- 5) потребность самовыражения, реализации своего личностного потенциала в самообразовательной деятельности, потребность в творчестве- 6) потребность служения — желание приносить пользу обществу, стремление к поиску истины. к.

3. Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза требует специального, целенаправленного педагогического содействия в образовательном процессе вуза и предполагает педагогическую организацию побуждений и формирование у студентов потребностей в самообразовательной активности и деятельности через оптимально организованное взаимодействие субъектов учебного познания — преподавателей и студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Я. Педагогические проблемы самообразования. Текст. / А. Я. Айзенберг // Советская Педагогика, 1968, № 12, с. 51 — 61.
  2. , А. Я. Самообразование: история, теория, перспективы. Текст.: учеб. пособие для вузов по спец. «Библиотековедение и библиогр.» /
  3. A. Я. Айзенберг. М.: Высш. школа, 1986. — 126, 2. е.- 23 см. — Библиогр. в примеч.: с. 120−127. — 10 000 экз.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Текст.: учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина,'
  5. B. Н. Линник, A.C. Роботова, и др.- под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 е.- 21 см. — Авт. указаны на обороте тит. л. —, 25 000 экз.
  6. , В.Г. Личность и значимость побуждений. Текст. М.: Б. и., 1993. А95/3338 Источник: Асеев, Владимир Григорьевич. Мотивационная регуляция поведения личности: АДД. М., 1995. с. 42, № 2.
  7. , Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации. Текст. // Вестник Высшей школы, 2000, № 11, с. 29 32. — ISSN 3 210 383.
  8. , И. Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя. Текст.: учеб. пособие к спецкурсу. / И. Г. Барсуков. Челябинск: ЧГПИ, 1982. — 97 е.- 20 см. — В надзаг.: Челяб. гос. пед. ин-т. — 500 экз.
  9. , А. Управление самостоятельной работой студентов Текст. //
  10. Высшее образование в России, 2003, № 6, с .105 109. — ISSN 0869−3617.
  11. Ю.Березовин, Н. А. Воспитание у школьников интереса к учению. Текст. :кн. для учителя. Минск: Нар. асвета, 1987. — 74, 1. с.: ил.- 20 см. — Библиtогр.: с. 73−74.15 000 экз.
  12. , В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Текст.: кн. для учителя. / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 143 е.- 20 см. — 79 000 экз.
  13. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека. Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283, [2] е.- 20 см. — Библиогр.: с. 258−278. — Имен, указ.: с. 279−284. — 20 000 экз. — ISBN 5−211−1 031−0.
  14. , В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. Текст. / В. К. Вилюнас, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 206, [2] е.- 20 см. -Библиогр.: С. 200 — 207. — 12 000 экз.
  15. Вооружение учащихся умениями самообразовательной деятельности. Текст.: сб. статей / Отв ред. Проф. Б. Ф. Райский. Волгоград: Волгогр. Пед. ин-т, 1973. — 196 с. с черт. 20 см.- — Списки лит. в конце статей- - 500 экз.
  16. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов. Текст.: темат. сб. науч. тр. / Челяб. политехи. ин-т им. Ленинского комсомола- Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: ЧПИ, 1987.-20 см.
  17. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов Текст.: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина- [Редкол.: И. Л. Баскакова (отв. ред.) и др.]. М.: МГПИ, 1988. — 219 е.- 20 см.9
  18. , В. П. Динамика учебно-познавательной активности студентов. Текст. // СОЦИС, 2000, № 12, с. 70 74. — ISSN 0132−1625
  19. , Г. А. Формирование мотивации к учению Текст./ Г. А. Горбунова- Вост. ин-т экономики, гуманит. наук, упр. и права. Уфа: Восточный университет, 2005. — 117 с.+ 20 см. — Библиогр.: с. 110−116 (142 назв.). — 500, экз. — ISBN 5−87 865−352−4.
  20. , А. К. Самообразование как социальная категория. Текст.: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу / А. К. Громцева- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1976. — 88с.- 22 см. — 500 экз.
  21. , А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. / — А. К. Громцева М.: Просвещение, 1983. 144 е.- 21 см. — Библиогр. в конце глав. — 65 000 экз.
  22. , А. К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ.
  23. Текст. / А. К. Громцева- ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высш. школа, 1987. — 116, 3] е.- 22 см. — Библиогр.: с. 118. — 12 000 экз.
  24. , В. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам. Текст. // Высшее образование в России, 2001, № 1, с. 127 129. — ISSN 8 693 617.
  25. , Б. И. В мире эмоций. Текст. / Б. И. Додонов. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 139, [2] е.- 20 см. — Библиогр. в примеч.: с. 137−139. — 40 000 экз.
  26. Европейский языковой портфель для старших классов общеобразовательных учреждений. В трех частях. Часть первая: Языковой паспорт. — М.: МГЛУ, СПб.: Златоуст, 2001.
  27. Европейский языковой портфель для старших классов общеобразовательных учреждений. Текст. В трех частях. Часть вторая: Языковая биография7
  28. Часть третья: Досье. М.: МГЛУ, СПб.: Златоуст, 2001. — 64 с. — 12 000 экз. -ISBN 5−86 547−210−0.
  29. , В. Б. Классификационный .анализ видов деятельности в педагогическом процессе: Новая педагогика Текст.: Пособие к лекц. курсу / В. Б. Ежеленко- М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И.
  30. Герцена. Фил. в г. Волхов. -СПб.: Нестор, 2003. 96,1. е.- 20 см. — Библи-огр.: с. 95−96. — 200 экз.
  31. , В. Б. Методообразующая сущность структуры педагогического процесса Текст.: Лекция / В. Б. Ежеленко- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Л.: РГПУ, 1991. — 50, 1. е.- 20 см. Библиогр. в конце кн. (5 назв.). -500 экз.
  32. , В. Б. Педагогический метод Текст./ В. Б. Ежеленко- Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. Христиан, гуманит. ин-т. СПб.: Изд-во РХГИ, 1995. — 338 е.- 20 см. В аннот. авт.: д. п. н. Ежеленко В. Б. — Библиогр.: с. 296−313. — 100 экз.
  33. , Н. Д. Подготовка старшеклассников к самообразованию. Текст. // Воспитание школьников, 1969, № 2, с. 21 -22.
  34. , Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и покагзатель качества образовательного процесса в высшей школе: Текст. Монография- Ростов н/Д: РГУПС, 2003.
  35. , Ю. Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования. Текст.: учеб. пособие /
  36. Ю.Е. Калугин- М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. ун-т. Каф. 'Туманит, и соц.-экон. науки". Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 161, 1. с.: ил.- 20 см. — Библиогр.: с. 150−159 (225 назв.). — 75 экз. — ISBN 5696−2 744-Х.
  37. Библиотека русской педагогики / Отв. ред. акад., проф. A.A. Корольков). Библиогр. в подстроч. примеч. 3000 экз. — ISBN 5−89 329−644−3.
  38. , А. Г. Психология личности. Текст.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / А. Г. Ковалев — 3-е изд., переработ, и доп. — М.: Просвещение, 1970. 391 е.- 22 см. — Библиогр. с. 387 — 388. — 40 000 экз.
  39. , А. Г. Самовоспитание школьников. Текст. / А. Г. Ковалев. М. Просвещение, 1967. — 159 е.- 20 см. — Библиогр. с. 157−158. — 100 000 экз.
  40. , И. Организация самостоятельной работы студентов. Текст. // Высшее образование в России, 2000, № 1, с. 114 115. — ISSN 0869−3617.
  41. , JI. С. Развивать у школьников потребность в самообразовании. Текст. // Советская Педагогика, 1965, № 8, с. 36 44.
  42. , К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии. Текст. // Вестник Высшей школы, 2000, № 11, с. 33 -39. ISSN 0321−0383.
  43. , В. А. Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий. Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Ковряков Валерий Анатольевич-
  44. Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург, 2002. — 22 с.: ил.- 21 см. — Библиогр.: с. 22 (9 назв.).
  45. , JI. М. От познавательного интереса к созиданию знаний. Текст. // Педагогика, 1993, № 4, с. 35 39. — ISSN 0131−6826.
  46. Культура и образование информационного общества Текст.: монография / Л. А. Пронина, И. В. Налетова, Н. Е. Копытова, А. В. Захаров. М: Спут-ник+, 2006. — 208 с.: табл.- 21 см. — Библиогр.: с. 198−208 (154 назв.). — 50 экз. -ISBN 5−364−289−6.
  47. , Ю. Н. Психология обучения взрослых. Текст. М.: Просвеtщение, 1985. 128 е.- 21 см. — (Библиотека руководителя вечерней и заочной средней общеобразовательной школы). — 39 500 экз.
  48. , Г. А. Формирование готовности к самообразованию у буду
  49. , А. К. Мотивация учебной деятельности. Текст.: Метод, рек. В помощь' лектору и методисту ин-тов усоверш. учителей. / А. К. Маркова. -М., 1978. 24 е.- 20 см. — Библиогр. с. 24. — 350 экз.
  50. , А. К. Формирование мотивации учения. Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191, 1. е.- 21 см. — (Психологическая наука — школе). — Библиогр. в конце глав. -100 000 экз. — ISBN 5−09−1 744−1.
  51. , А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Текст. /
  52. А.К. Маркова, А. Б. Орлов, JI.M. Фридман. М.: Педагогика, 1983. — 65 е.- 21fсм. (Библиотека учителя. Воспитание и обучение). — В надзаг.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — Библиогр.: с. 64. — 50 000 экз.
  53. , А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Текст. // Вопросы психологии, 1982, № 4.
  54. , В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Текст.: Учеб пособие для спецкурса. / В. С. Мерлин- Пермский гос. пед. ин-т, Урал, отд-ние О-ва психологов СССР. Пермь, 1971. — 120 е.- 22 см. — Библиогр.: с. 120. -2000 экз.
  55. , В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание*1 «
  56. Мотивация личности: (Феноменология, закономерности и механизмы формирования) Текст.: Сб. науч. тр. / АПН СССР- [Редкол.: A.A. Бодалев (отв. ред.) и др.]. М.: АПН СССР, 1982. — 120 с.: ил.- 20 см. — Библиогр. в конце ст. — 500 экз.
  57. , О. Л. Текст. Модель самообразовательной деятельности студентов. //Специалист, 1998, № 9, с. 15 19. — ISSN 0869−5210
  58. , И. Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Текст. / И. Л. Наумченко Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1984. — 148 е.- 20 см. — 3000 экз.
  59. , И. Л. Самообучение школьника Текст.: учеб.-метод. пособие./ И. Л. Наумченко. Саранск Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 61, [2] е.- 20 см. — Библиогр.: с. 61−62. — 2500 экз. — ISBN 5−7103−0149−3.
  60. , Р. С. Психология. Текст.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / P.C. Немов. 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 22 см. На 4-й с. обл. авт.: P.C. Немов, психолог, проф., акад. и чл.-корр. Акад. пед. и социал. наук. — ISBN 5−691−552−9.
  61. , Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика. Текст. практика: Учеб. пособие для вузов / Н. И. Непомнящая. М.: ВЛАДОС, 2003. — 188,[3] е.- 22 см. — Библиогр.: с. 184−189 и в подстроч. примеч. -10 000 экз. — ISBN 5−691−479−4.
  62. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Текст. М.: МГЛУ, 2003. — 256 с. — 400 экз. m «
  63. Основы самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие в помощь студентам педагогических вузов Текст. / Составитель: Соколова И. Б. доцент кафедры педагогики АГПИ. — Армавир: ИЦ АГПИ, 2002. — 98 с.
  64. Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования. Текст.: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики- [Редкол.: Б. С. Гершунский (отв. ред.) и др.]. М.: АПН СССР,' 1987. — 182 е.- 20 см. -Библиогр. в конце ст. — 320 экз. — ISBN. г
  65. , JI. А. Информационные технологии в учебном процессе. Возможности и опасности. Текст. // Социально-гуманитарные знания, 2000, № 5, с. 129−140.
  66. Подготовка школьников к самообразованию. Текст.: Сб. статей / Волгогр. пед. ин-т им. A.C. Серафимовича- [Редкол.: Б. Ф. Райский (отв. ред.) и др.]. Волгоград: Волгогр. ГПИ, 1980. — 160 с.: диагр.- 21 см. — 1000 экз.
  67. Подготовка учащихся к самообразованию актуальная задача школы. Текст.: Сборник статей / Волгогр. пед. ин-т им. A.C. Серафимовича- [Редкол.: Б. Ф. Райский (отв. ред.) и др.]. — Волгоград, 1976. — 200 с. с ил. — 20 см. -Библиогр. в конце ст. — 800 экз.
  68. , В. А. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. Текст. / В. А. Попков,
  69. A. В. Коржуев- Рос. акад. образования, Ин-т упр. образованием. М.: ИУО, 2004. — 198,2. е.- 22 см. — 1000 экз. — ISBN 5−05−5 914−3.
  70. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. Текст. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии- [Астапов
  71. B.М. и др. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 176 е.- 20 см. — (Педагогика, психология). Библиогр.: с. 174−176. — 1200 экз.
  72. Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых- Редкол.: Г. С. Сухобская (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1986. — 80, 1. с.: ил.- 20 см. — Библиогр.: с. 7880 (40 назв.). — 700 экз.
  73. , Б. Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию. Текст./ Б. Ф. Райский- Волгогр. пед. ин-т. Волгоград, ВГПИ, 1977. 196 с. — 20 см. — 500 экз
  74. , Б. Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности. Текст. // Народное образование, 1977, № 7, с. 80 — 81.
  75. , Н. Е. Мотивация самообразования старших подростков. Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов Дальневост. региона: В 3 ч. / Седова Наталья Ефимовна- Комс.-на Амуре гос. пед. ун-т. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 1999. — 20 см.
  76. , Г. Н. Педагогические основы совершенствования управленияtсамообразованием студентов Текст. :автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01) / Тбил. гос. ун-т. Тбилиси, 1987. — 35 с. -Библиогр.: с. 34−35 (19 назв.).
  77. , Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Текст. / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. — 227 с.: схем.- 20 см. Библиогр.: с. 220−226 (142 назв.). — 1000 экз.- ISBN 5−74 300 234−7.
  78. , П. В. Эмоциональный мозг. Текст. / П. В. Симонов. М.: Издательство «Наука», 1987. — 215 с.: ил.- 21 см. Рез. англ. — Библиогр.: с. 197−211.-6600 экз.
  79. , П. В. Происхождение духовности. Текст. / П. В. Симонов,' П. М. Ершов, Ю.П. Вяземский- АН СССР. М.: Наука, 1989. — 350, [2] е.- 21 см. — (Серия «Общество и личность»). — Библиогр. в примеч. в конце глав. -37 000 экз. — ISBN 5−02−5 876−9.
  80. Современная психология мотивации. Текст.: сб. тр. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 342,1. с.: ил.- 22 см. — Библиогр. в конце ст.' - 1000 экз.- ISBN 5−89 357−134−7.
  81. , В. П. Педагогическая система на основе потребностей человека: саморазвитие ребенка как принцип обучения. Текст. // Классный руководитель, 1998, № 3, с. 2 18.
  82. , И. Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей: Текст.: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.: специальность 13.00.08 / Соколова Ирина Борисовна-
  83. Брян. гос. пед. ун-т. Брянск, 2000. — 24 с.: ил.- 21 см. — Библиогр.: с. 23−24t11 назв.).
  84. Федер. Агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. tобразования «Кар. гос. пед. ун-т». — ISBN 978−5-98 774−043−9
  85. У сков, И. В. Информационно-коммуникационные технологии как
  86. , А. Принцип альтернативности в обучении. Текст. // Высшее образование в России, 2001, № 1, с. 103 106. ISSN 0869−3617.
  87. , Г. А. Психология саморазвития. Текст. / Г. А. Цукерман -М.: Фирма «Интерпракс», 1995. 286, 1. с.: ил. — 22 см. Библиогр.: с. 285. -40 000 экз. — ISBN 5−85 235−211-Х.
  88. , Г. К. Трудный путь к самому себе : Очерки саморазвития личности Текст. / Г. К. Чернявская- Урал. гос. техн. ун-т. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1994. — 116, [2] с. — 22 см. 300 экз. — ISBN 5−288−1 384−5.
  89. , В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. Текст. / В. Э. Чудновский- М.: Знание, 1986. 79, 1. с.: ил. — 17 см.
  90. Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология — 8/1986). Библиогр.: с. 80. 149 940 экз.
  91. Е. А.'Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Текст. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 1999.
  92. Энциклопедия психологических тестов: Личность. Мотивация. Потребность. Текст. / Ред. А. Карелин. М.: ACT, 1997. — 300 с.: ил. — 20 см. -(Практическая психология для всех). Библиогр.: с. 295−297. — 20 000 экз. -ISBN 5−7841−0318−0.
  93. Г. В. Условия организации самообразования педагогов инно1вационных дошкольных образовательных учреждений. Текст. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005.
  94. Arthur W. Chickering and Zelda F. Gamson. Seven principles for good practice in undergraduate education. March 1987. AAHE Bulletin 39: 3−7.
  95. Assessing group work. Электронный ресурс. (июнь, 2005).
  96. Barbara Gross Davis. Motivating students. From Tools for Teaching. University of California, Berkeley, September 1, 1999.
  97. Barbara Gross Davis. Collaborative Learning: Group Work and Study Teams Электронный ресурс. (январь, 2004).
  98. Bonwell, С. С, and J. A. Eison. 1991. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. (ASHE-ERIC Higher Education Report No. 1, 1991) Washington, D.C.: George Washington University Clearinghouse on Higher Education.
  99. Chanock K. Autonomy or responsibility: same or different? /Proceedings of the Independent Learning Conference, 2003.
  100. Common teaching methods//Getting the Most out of Your AIDS/HIV Trainings/ East Bay AIDS Education Training Center Revised from 1989 addition by Pat McCarthy, RN, MSN, 1992.
  101. Curran, J. M. and Rosen, D. E. (2006). Student attitudes toward college courses: An examination of influences and intentions. Journal of Marketing Education, 28 (2), 135−148.
  102. Dimitrios Thanasoulas. Learner Autonomy. Электронный ресурс.' (март 2005).
  103. Fastfacts: Collaborative Group Work, (апрель 2005)
  104. Group Work in Discussion Sections. (декабрь, 2004).
  105. Johnson, D., R. Johnson, and K. Smith. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity. ASHE-ERIC Higher Education Report No. 4, 1991.
  106. Jones, В. F., Pierce, J., & Hunter, B. (1988/89). Teaching students to construct graphic representations. Educational Leadership, 20−25.
  107. , R. & Elder, L. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Learning and Your Life. (2001). (moHb, 2005).
  108. , R. & Elder, L. The Miniature Guide to How to Study and Learn. Dillon Beach, CA: Foundation For Critical Thinking. 2001.
  109. Richard Leblanc. Good teaching: the top ten requirements. The Teaching Professor. October 8, 1998.
  110. Ron and Susan Zemke. 30 Things we know for sure about adult learners. Innovation Abstracts. Vol VI, No 8, March 9, 1984
  111. Thomas H. Estes. Strategies for Reading to learn. Graphic Organizers. University of Virginia. Spring 1999. (март 2005).
  112. Vernellia Randall. Graphic Organizers or Spatial Learning Strategies OnLine Academic Assistance for Law Students. (март 2005).
Заполнить форму текущей работой