Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание дополнительных образовательных программ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методические рекомендации по проведению занятий. Основные методы и формы работы: работа с текстом, метод проектов, практические задания, разыгрывание отдельных элементов игры-эпопеи (биржа, аукцион, взаимодействие с архитекторами, корпорациями). Основной формой работы служит разыгрывание пробных ситуаций, аналогичных игровым ситуациям в игре-эпопее, другими словами, пробное решение игровых задач… Читать ещё >

Содержание дополнительных образовательных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игровая профессия «Юриспруденция». Юристом (от лат. juris — право) называют человека с юридическим образованием, правоведа, специалиста профессионала-практика в области права.

Задачи обучения игровой профессии «Юриспруденция» (табл. 6):

  • • получение представлений об особенностях юридической практики демократического и монархического государств, о функциях различных ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной);
  • • усвоение основных норм, регулирующих игровые общественные отношения (гражданские, уголовные, процессуальные нормы);
  • • овладение способами поиска информации, различения фактов и интерпретаций, анализа информации, сопоставления различные фактов и интерпретации их с точки зрения игрового права;
  • • освоение способов составления правовых документов (заявления, доверенности и т. п.); ведение исковых дел и игрового судебного заседания.

Учебно-тематический план обучения игровой профессии «Юриспруденция».

Таблица 6

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Юрист — игровая и реальная профессия

Демократическое и монархическое государства

Положение человека при различных политических режимах

Закон и его нарушение

Судебная система

Законотворчество. Законодательный процесс

Основы и практика судопроизводства в игре-эпопее

Международное право в игре-эпопее

Итого:

Примерное содержание программы обучения игровой профессии «Юриспруденция». Общее представление о профессии юриста. Место юристов в игре-эпопее. Возможности игровой профессии юриста в самообразовании. Демократия. Гражданское общество и правовое государство. Система законодательства. Верховный судья, суд, нотариат. Система прав и свобод человека и гражданина. Принципы и нормы права. Нормативный правовой акт. Избирательная система и избирательный процесс. Закон о выборах. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Уголовное право. Процессуальное право. Законотворчество. Язык и стиль юридических документов. Нотариат. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Практика судопроизводства. Организация судебного процесса, рассмотрение дел. Формулировка и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Субъекты международного права. Международные документы. Международный договор. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Методические рекомендации для осуществления программы.

В процессе обучения юристов для игры-эпопеи могут быть использованы следующие методы и формы работы: изучение и составление юридических текстов (Конституции Лиги, правовых и процессуальных кодексов), обучающие игры (ролевые, ситуативные, деловые), тренинги, творческие работы, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в игре-эпопее. Представим некоторые формы работы, которые могут быть использованы в практике обучения данной игровой профессии.

Составление схемы. Задание заключается в том, что участникам необходимо составить единую схему, используя взаимосвязь между понятиями (преступления, события, дисциплинарные, юридические факты, правомерные/неправомерные, административные и гражданские действия, поступки). Необходимо привести все понятия в определенную систему и соподчинить их. Затем происходит обсуждение представленных в схеме связей и отношений.

Игра «Судопроизводство». Группа делится на две команды: истцы и ответчики. Командам предлагается общаться путем составления и передачи письменных документов на тему: «Получение технологии обманным путем». Одна команда составляет исковое заявление с описанием проблемной ситуации, вторая команда направляет возражение на исковое заявление или встречное исковое заявление. Затем командам предлагается составить мировое соглашение.

Игра «Убеждение и опровержение». Участники готовят выступления на различные темы: «Неприкосновенность президента», «Невозможность участия в выборах Лиги иностранных граждан» и др. Каждый участник получает тему и задание: убедить в этом или опровергнуть это. Затем они представляют свои позиции. Общим голосованием выносится решение о победе того или иного выступающего. Критериями оценки являются убедительность, правильность и культура речи.

Игра «Судебная система». Команды изучают и проигрывают все судебные этапы. По имеющимся документам выносится решение. Оно обжалуется в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Оценивается знание процессуального порядка движения гражданского дела по всем судебным инстанциям.

Воспитательный эффект. Подростки, ставшие юристами в игреэпопее, могут получить первоначальные представления о законодательном процессе, опыт ориентации в юридических текстах, реализации и защиты своих прав, практического анализа правовых ситуаций, опыт общения в ситуации правового конфликта, опыт поиска компромисса, осознанность выполнения гражданских обязанностей.

Игровая профессия «Дипломатия». Дипломат (от фр. diplomate — букв, снабженный грамотой, дипломом) в данном случае — должностное лицо, уполномоченное для осуществления отношений с иностранными государствами.

Задачи обучения игровой профессии «Дипломатия». Занятия по этой игровой профессии направлены на усвоение структуры, принципов и методов работы в области внешней политики и международных отношений; особенностей правовой и политической жизни другого игрового государства. Участнику требуется знать действующий игровой международный этикет и протокол, уметь разбираться в основных методах и приемах дипломатии, в дипломатической стратегии и тактике, прогнозировать политическое развитие государства, составить документ в соответствии с международным правом, вести переговоры, дипломатические приемы, представлять свою игровую группу в выгодном свете (табл. 7).

Таблица 7

Учебно-тематический план обучения игровой профессии «Дипломатия».

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов.

Игровая профессия «Дипломат»

Государственные органы внешних связей

Формы и методы работы дипломатических представительств

1,5

Виды дипломатических документов

0,5

Организация и процедура ведения переговоров

1.5

Технология переговорного процесса

1,5

Дипломатический протокол, подготовка и проведение приемов

Этические принципы делового общения

Психология делового общения

Итого:

Примерное содержание программы обучения дипломатов. Дипломатия и дипломатическая служба государств. Профессия дипломата. Понятие «дипломатия», основные формы дипломатической деятельности государств: представительство государства за границей; дипломатические встречи; дипломатическая переписка; подготовка и заключение международных договоров и соглашениеосвещение позиций правительства по различным вопросам.

Государственные органы, осуществляющие международные отношения. Ведомство иностранных дел. Сущность дипломатической и консульской службы, специфика их работы. Министр иностранных дел. Дипломатическое представительство. Привилегии и иммунитеты дипломатических представителей.

Основные формы и методы работы дипломатических представительств. Информационная деятельность дипломатов в стране пребывания. Источники получения информации. Контакты дипломата с официальными лицами. Основные правила проведения деловых бесед.

Виды дипломатических документов. Дипломатическая переписка.

Международные переговоры как средство дипломатии. Организация и процедура ведения переговоров. Восприятие партнерами обсуждаемой проблемы и друг друга. Поведение участников переговоров. Посредничество в переговорах. Формы межгосударственных переговоров. Этапы переговоров. Итоговые документы переговоров.

Технология переговорного процесса. Основные тактические линии поведения и варианты поведения при ведении переговоров. Приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорах и требования, предъявляемые к посредникам.

Дипломатический протокол, его роль в международном общении. Основные протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей. Виды дипломатических приемов. Подготовка и проведение приемов.

Этические принципы делового общения. Правовые и моральные нормы этикета. Одежда и манеры делового человека. Этикет письменного делового общения. Деловой этикет и этика делового красноречия. Сувениры и подарки в деловой сфере. Психология делового общения. Психология завязывания деловых партнерских отношений. Проблемы общения. Виды общения. Техника постановки вопросов. Невербальное общение в ходе деловых бесед и переговоров. Психологические аспекты деловой беседы. Техника комплимента.

Методические рекомендации по обучению дипломатов. Основными методами и формами обучения могут быть: работа с текстом, словарная работа, составление документов, участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах. Представим некоторые формы деятельности.

«Зеркало». Группа разбивается на пары. В парах один из участников произносит какую-либо речь. Задача второго участника — внимательно следить за выступающим, запоминать его движения, жесты, мимику. По окончании речи «наблюдатели» анализируют невербальную часть доклада, выдвигают предположения о мыслях, чувствах, настроении оратора во время выступления на основе элементов его поведения.

«Проведение чайной церемонии». Сначала участники знакомятся с текстами о проведении чайной церемонии. Им необходимо выделить существенные моменты и подготовить чайную церемонию для высоких иностранных гостей. Устроители должны оформить помещение и собрать необходимые атрибуты церемонии (посуду, чай, специальную одежду). Важным элементом является приглашение гостей. Чайное действо представляет собой долгое по продолжительности (около 1 ч) и сложное по ритуалу мероприятие. Разговоры во время церемонии не приняты и только после последнего глотка следует решать политические вопросы.

«Разрешение конфликта». Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 мин каждая подгруппа придумывает основу конфликта двух сторон игровых государств и разыгрывает его. Третий участник играет арбитра. В процессе анализа ситуаций обсуждаются методы и приемы сглаживания конфликтов, ход установления соглашения.

Возможный воспитательный эффект. Выполняя функции дипломата в игре-эпопее, участник может приобрести навыки эффективной самопрезентации, владения риторикой, приемами и методами публичного выступления, ясного и аргументированного изложения информации; чувство такта, легкость в установлении взаимосвязей с людьми, умение прогнозировать будущее на основе известных фактов; умение вести переговоры, заключать договора; аналитичность, наблюдательность.

Игровая профессия «Журналистика». Вообще журналистика представляет собой литературно-публицистическую деятельность в журналах и газетах.

Задачи обучения игровой профессии «Журналистика». Для осуществления игровой профессии «Журналистика» участнику рекомендуется знать об общих правилах функционирования журналистики, о методах сбора, отбора, компоновки, интерпретации и распространения массовой информации, о формах представления информации. Вместе с этим ему необходимо уметь использовать методы беседы, опроса, анкетирования для сбора информации, осуществлять отбор, компоновку, интерпретацию и распространение массовой информации, составлять различные виды текстов: статья, эссе, заметка, объявление и другие, владеть навыками литературного редактирования, создания собственного публицистического произведения (табл. 8).

Таблица 8

Учебно-тематический план обучения игровой профессии «Журналистика».

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Журналисты в жизни и в игре

Информационное обеспечение и нормы журналисткой деятельности

1,5

Личность журналиста

Редакционная деятельность

Основы журналистики

Журналистика в печатных изданиях

3,5

Журналистика в радиовещании

Итого:

Примерное содержание программы обучения журналистов. Профессия журналиста. Функции журналистов в игре-эпопее. Спектр возможных для предоставления информационных услуг.

Организация информационного обеспечения. Источники информации. Проблема доступа к информации и ее получения. Методы сбора информации: беседа, опрос, анкетирование. Соблюдение норм закона в процессе редакционного менеджмента.

Журналист как личность: необходимые качества. Специализации журналиста (репортер, аналитик, расследователь, публицист и др.). Общение в журналистике. Виды общения. Приемы общения. Секреты мастерства.

Редакционная деятельность. Должности и функции редакции. Структура редакционного коллектива. Экономическая основа деятельности редакции: ценовая политика, расходная и доходная части бюджета. Бизнес-план редакции.

Журналистика. Имидж и дизайн издания. Бренд издания и его популярность. Концепция издания, названия, дизайн, юмор. Драматургия газеты. Информационное сообщение. Эксклюзивный жанр. Дайджест. Тематическое приложение к газете. Интервью. Работа частной и государственной газет. Возможности и ограничения.

Информационные технологии. Понятие настольных издательских систем. Объекты печатного издания. Основные правила составления и редактирования текста. Стили оформления. Работа с иллюстрациями и фотографиями. Макетирование страниц. Подготовка к печати.

Организационные принципы радиовещания. Технические средства радиовещания. Производство радиопрограмм. Технология подготовки и ведения радиопередач.

Методические рекомендации по обучению журналистов в игреэпопее «Диалог культур». Основными методами и формами работы в программе подготовки журналистов являются: работа с текстом, анализ ситуаций, осуществление методов сбора информации, выпуск печатного издания, групповая дискуссия, интервью, составление рекламного ролика.

Достаточное количество времени можно посвятить работе с текстами. Задания по работе с текстами желательно направить на создание литературного продукта. Например: «Напишите два текста в различных информационных жанрах: статья и эссе. Составьте рассказ о жителе государства на тему: «Человек, о котором я не знал» по информации, собранной без личного контакта. Составьте статью к заданному заголовку: «Герой нашего времени, кто он?», «Что-то будет завтра…», «Диалог культур».

Возможно также задание следующего содержания: определить тематику газеты, разработать ее стиль, придумать рубрики, содержание статей. Ведущий игры может конкретизировать задания, распределить их, координировать всю работу, а после выпуска газеты проанализировать вместе с участниками организацию издательского процесса. При выполнении следующих редакционных заданий, журналисты получают только определение характера издания, а все остальное разрабатывают и осуществляют самостоятельно.

Можно рекомендовать также использование всевозможных игр, развивающих эрудицию. Одной из них служит игра «Переводчики». Игра предполагает выявление словарного запаса участников. Один из участников произносит любую фразу. Другой должен воспроизвести ее другими словами, полностью сохраняя смысл. Таким образом содержание фразы переходит к третьему участнику, четвертому и так далее, по кругу.

Воспитательный эффект для участников программы ставших журналистами связан:

  • — с приобретением опыта активного поиска информации, налаживания контактов с целью получения информации, сбора и обработки информации, анализа текстовых сообщений, интерпретации различных фактов и мнений, структурирования и изложения информации;
  • — получением первоначальных умений редакционно-издательской работы, развития наблюдательности, аналитического и образного мышления, литературного творчества.

Игровая профессия «Военное дело». Военный (здесь) — состоящий на военной службе.

Задачи обучения игровой профессии «Военное дело» (табл. 9) предполагают освоение:

  • • техники безопасности при игровом фехтовании,
  • • правил игрового фехтования,
  • • способов изготовления игрового оружия (правил обращения с рабочими инструментами),
  • • основ техники, тактики и стратегии индивидуального и группового игрового фехтования и различных видов оружия (меч, кинжал).

Таблица 9

Учебно-тематический план обучения военных.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Военные в жизни и в игре

Игровое оружие и технология его изготовления

Основы игрового фехтования

Прямолинейные перемещения и опорные позиции

Операции с оружием и стили игрового фехтования

Организация турнира по игровому фехтованию

Тактическая подготовка к сражениям на открытой местности

Стратегия и тактика сражений с использованием военных укреплений

Итого:

Примерное содержание программы обучения военных. Игровое фехтование. Место фехтования в системе игры-эпопеи. Структура подготовки в игровой профессии «Военное дело». Техника безопасности в игровом фехтовании. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм. Форма одежды для игрового фехтования.

Технология изготовления игрового оружия. Виды игрового оружия. Материалы Для изготовления. Инструменты. Техника безопасности при использовании инструментов. Приемы создания игрового оружия и защиты.

Общая физическая подготовка. Личная гигиена. Гигиена снаряжения. Тренировочный режим. Физические упражнения.

Прямолинейные перемещения и опорные позиции. Передвижение, атака, позиция и соединение, контратака. Приставной шаг вперед, назад, влево, вправо. Вертикальная, горизонтальная и диагональная позиции. Принцип опорной стойки. Переменный шаг вперед и назад в опорной позиции. Принцип сильной позиции. Закрытые конусные позиции.

Операции с оружием. Простые вращения оружием. Прямой хват оружия. Вращение в плоскости (вертикальный, горизонтальный, диагональный мулинет, различные виды восьмерок). Вариативность индивидуальной техники. Стили игрового фехтования. Парные упражнения.

Организация турнира по игровому фехтованию. Парные соревнования на различных видах оружия. Простые и сложные рубящие и режущие удары.

Тактическая подготовка к сражениям на открытой местности. Понятие о тактике. Связь техники с тактикой. Командное взаимодействие. Тактические игры на местности.

Военные укрепления. Стратегия и тактика сражений с использованием игровых военных укреплений. Построение игрового военного укрепления. Сражение в игровой крепости.

Методические рекомендации по обучению военных в игре-эпопее.

В обучении военных могут использоваться: физические упражнения, мастер-класс по изготовлению игрового оружия, упражнения с игровым оружием, соревнования, турниры, состязания, тактические и стратегические игры на местности. Можем рекомендовать некоторые специальные задания и игры, разработанные для этой игровой профессии.

Задание: составьте кодекс воина, состоящий не менее чем из 15 положений об образе жизни, об основных моральных представлениях, о необходимых знаниях и умениях.

Тренировки на игровом оружии. Парные упражнения: участники, находясь в дистанции, заданной тренером, поочередно наносят друг другу условные уколы в определенной атакующей комбинации и осуществляют элементы защиты. Затем они приходят к исходной дистанции и определенному положению оружия. Это повторяется многократно.

Игра «Похитители». Участвуют две команды равные по количеству человек. Задача каждой команды — за 30 мин собрать как можно больше предметов другой команды и сохранить как можно больше своих. Предметами являются камни, выкрашенные в красный и синий цвет. Камни в количестве 10 штук распределяют команды по игровой территории. Границы игровой территории устанавливает мастер игры. Используется игровое оружие. Количество хитов равняется трем.

Игра «Президент». Участвуют две команды, равные по количеству человек. Одна команда является группой, сопровождающей президента. Вторая — командой специального подразделения противника. Мастерами игры обозначается пункт назначения президента. Первая команда должна выбрать президента из своих представителей, пройти маршрут и сопроводить первое лицо государства в пункт назначения так, чтобы он остался в живых. Задачей другой команды является уничтожить президента до момента его прибытия в пункт назначения. Единственный, кто не имеет игрового оружия — президент. Побеждает та команда, задача которой достигнута. Перед началом игры обеим командам предоставляется время для выработки тактики — 10 мин. По его истечении первая команда отправляется в путь.

Возможный воспитательный эффект. Обучение игровой профессии «Военное дело» направлено на физическое развитие, закрепление определенных норм и ценностей: уважение к личности соперника, умение оценивать ситуацию и быстро принимать решение, владение основами разработки тактики и стратегии поведения группы.

Игровая профессия «Экономика». В условиях игры-эпопеи экономист — игрок, специализирующийся на ведении виртуального хозяйства игровой группы (производства, обмена и распределения продукции). Выполняя обязанности экономиста в игре-эпопее «Диалог культур» участники смены могут приобрести умения планировать индивидуальную и групповую деятельность, определять стратегию, прогнозировать развитие ситуации, быть предприимчивыми, уметь работать в условиях дефицита времени и информации, хорошо концентрироваться и переключать внимание, понимать основные законы рыночной деятельности.

Задачи обучения игровой профессии «Экономика». Предполагается, что в результате обучения этой профессии участник игры-эпопеи получит представление об экономических отношениях и непосредственной их реализации, правилах оформления экономической документации в игре-эпопее, условиях экономического развития игровой группы, игрового центра, возможностях оперирования ресурсами в игре-эпопее. Для этого необходимо знать процедуру деятельности экономиста, основу игры на бирже, правила торгов на аукционе, нормы регистрации корпорации и особенности ее деятельности. Экономисту необходимо научиться действовать в рамках экономических правил игры, оформлять необходимую документацию, строить стратегию экономического развития игровой группы и государства, оперировать ресурсами в реальной игре и в виртуальной игре, работать с картой игры-эпопеи, получать необходимую информацию, оценивать экономическое состояние игровых групп, играть на бирже, вести торги на аукционе (табл. 10).

Таблица 10

Учебно-тематический план обучения игровой профессии «Экономика».

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Экономические правила взаимодействия в игреэпопее

Делопроизводство

Технологии в экономике игры-эпопеи.

Алгоритм экономического взаимодействия

2,5

Экономическая стратегия

1,5

Деятельность корпораций

Основы банковской деятельности

Трудности в экономической сфере игры-эпопеи

Итого:

Примерное содержание программы обучения игровой профессии «Экономика». Правила экономической части игры-эпопеи: реальная игра и виртуальная игра. Карта и ее обозначения. Ресурсы и технологии.

Делопроизводство. Правила заполнения документов и представления отчетов об экономической деятельности. Экономический смысл развития технологий. Оперирование технологиями: приобретение, внедрение, копирование, обмен и продажа. Алгоритм решения игровых экономических задач. Игра на бирже. Торги на аукционе. Правила и закономерности. Варианты экономической стратегии игрового государства / игровой группы. Интенсивное и экстенсивное развитие. Корпорации. Основание и регистрация корпорации. Пакет акций корпорации. Деятельность корпорации. Стратегия игры с корпорациями. Банковская деятельность. Оперирование денежными ресурсами. Работа государственного и частного банка. Разрешение конкретных ситуаций, связанных с экономической деятельностью в игре-эпопее.

Методические рекомендации по проведению занятий. Основные методы и формы работы: работа с текстом, метод проектов, практические задания, разыгрывание отдельных элементов игры-эпопеи (биржа, аукцион, взаимодействие с архитекторами, корпорациями). Основной формой работы служит разыгрывание пробных ситуаций, аналогичных игровым ситуациям в игре-эпопее, другими словами, пробное решение игровых задач экономистами. После ознакомления игроков с картами, технологиями, ведомостями экономистов и так далее мастер каждый раз организует практическую часть занятия. Например, познакомившись с промышленными технологиями, игрокам предлагается выстроить на практике вариант своей стратегии по поводу внедрения технологий. Так, каждый игрок получает от мастера карту, где обозначена его территория, месторождения полезных ресурсов. Эта карта не соответствует карте большой игры по границам территорий и расположению ископаемых, чтобы не давать участникам игровую информацию преждевременно. Каждый игрок определяет, какие технологии ему нужны и как он будет действовать на аукционе. При помощи кубиков разыгрывается количество баллов IQ (ай-кью) или ArtQ (арт-кью), которое есть у экономиста. Затем мастер проводит демо-версию аукциона технологий, где участники покупают технологии в соответствии со своим планом. В конце проводится оценивание всей проделанной работы: разработанной стратегии, тактики поведения на аукционе, достигнутых результатов. По завершении образовательной программы для экономистов рекомендуется провести демо-версию всей экономической игры приблизительно в том виде, в котором она будет происходить. Это необходимо для того, чтобы у участников отдельные изученные ранее элементы сложились в целостную картину осуществляемых действий.

Игровая профессия «Политика». Слово «политика» (от греч. politika — государственные или общественные дела; polis — государство) означает сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определенйе форм, задач, содержания его деятельности.

Задачи обучения игровой профессии «Политика» (табл. 11):

  • • освоение основ игровой политики (политическая структура игровых государств, правила и нормы взаимодействия между государствами и социальными группами, механизмы управления деятельностью группы);
  • • усвоение способов сбора и анализа информации, производить ее оценку, ставить цели и задачи, планировать деятельность, принимать решения, доводить задачи до исполнителей, координировать деятельность группы, осуществлять контроль и оценку результатов, понимать мотивы поведения людей, решать конфликтные ситуации, проводить переговоры, составлять договора;
  • • овладение способами коллективного осмысления совместной деятельности.

Учебно-тематический план обучения игровой профессии «Политика».

Таблица 11

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Политики в игре и в жизни

Политическая система государства

Внешняя политика: возможности и угрозы

Внутренняя политика: возможности и угрозы

Как вести за собой?

Деловая коммуникация

Организация деятельности группы

Итого:

Примерное содержание программы обучения игровой профессии «Политика». Политика и политическая власть. Личность в политике. Политическое поведение. Политическое участие.

Политическая система. Политическая структура государства. Политические институты и процессы. Политическое развитие и политическая модернизация.

Управление во внешнеполитической деятельности. Ведение переговоров.

Процесс принятия решений, анализ социально-экономического положения государства. СМИ и связи с общественностью как инструмент внешней политики. Формирование команды. Стили группового взаимодействия. Командная работа. Организация деятельности в группе.

Лидер и руководитель. Техники лидерского поведения. Имидж лидера. Составляющие лидерского потенциала. Ключи лидерского поведения. Руководитель, правила руководства, стили руководства. Политика управления коллективом.

Деловая коммуникация. Умение делать презентации, вести переговоры, деловые совещания, основные виды деловой корреспонденции.

Проектная деятельность. Виды проектов. Этапы проектирования: подготовка, целеполагание, анализ факторов успеха, анализ рисков, разработка текста, детальное планирование, выбор инструментов и приемов, реализация проекта, координация деятельности, завершение проекта, анализ деятельности с группой.

Методические рекомендации по реализации дополнительной образовательной программы «Политика». Основными методами и формами работы могут служить: работа с текстом, метод проектов, практические задания работы в группе, игры, тренинги, упражнения, видеозапись игр и упражнений с последующим анализом, анализ ситуаций, групповые дискуссии, письменные упражнения. Приведем для примера некоторые из игр и упражнений.

Упражнение «Просьба». Участнику в течение дня необходимо обратиться к 10 любым людям с определенной просьбой. Важно, чтобы просьба соответствовала критериям конкретности и действительной необходимости для участника. Задача заключается в том, чтобы эти люди действительно захотели выполнить просьбу и выполнили ее. На встрече участников обсуждаются достижения и неудачи в выполнении упражнения, фиксируются приемы и принципы обращения с просьбами.

Игра «Фирма». Организатор осуществляет роль заказчика услуги (например, оформить помещение для открытия Академии и провести рекламную кампанию по этой тематике для жителей Лиги). Он характеризует предполагаемый результат в общих чертах. Одного из участников педагог объявляет «директором фирмы» и сообщает ему, что в случае получения желанной услуги оплатит ее суммой в 50 игровых денежных единиц. Перед «директором фирмы» стоит задача: распределить роли в группе, необходимые для выполнения этого заказа и договориться об оплате работы из расчета обещанной суммы. После завершения всех переговоров группа выполняет полученный заказ. В случае получения желаемого результата, «директору фирмы» выдаются 50 денежных единиц. «Директор» расплачивается с сотрудниками образованной «фирмы». Затем в группе обсуждаются роли (желаемые и полученные), организация совместной деятельности, функции и роль руководителя.

Возможный воспитательный эффект от занятий игровой профессией «Политика" — развитие:

  • • коммуникативных умений (красноречие, умение убеждать, объяснять, умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);
  • • аналитических умений (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать ее);
  • • организаторских умений (планирования и проектирования деятельности, развитие способности руководить, организовывать, использовать благоприятные возможности, изменять организационную структуру группы);
  • • лидерского потенциала;
  • • способностей к саморегуляции.

Игровая профессия «Культура, творчество, архитектура». Можно сказать, что ключевое слово для обозначения этой игровой профессии — художник — человек, творчески работающий в какой-либо области искусства.

Положение этой игровой профессии в игре-эпопее связано с задачей объединить всех, кто не нашел для себя других вариантов участия в игре, кроме как реализации себя в художественном творчестве или ручном труде. Как в Лиге, так и в Эйкумене эта профессия не предполагает четкого содержательного плана деятельности. Педагог может использовать все известные формы творческой деятельности: вокал, танец, рисунок и живопись, декламация, прикладное творчество. Эти формы он выбирает в соответствии с направленностью участников — с одной стороны, в соответствии культурой игрового центра. Так, в Эйкумене можно использовать изготовление вееров, японских фонариков, составление икебаны, роспись по ткани, начертание иероглифов. В Лиге акцент может быть поставлен на организацию массовых шоу, постановку представлений барабанщиц, проведение выставок абстрактных рисунков. Это позволяет, с одной стороны, внести образовательный элемент в данную профессию — знакомство с культурой западного и восточного государств; с другой — создать возможности для творческой самореализации участников программы.

Организатор работает с участниками в этой профессии с помощью системы заказов. При этом в игре-эпопее могут возникать реальные заказы, связанные, например, с необходимостью внедрения ряда культурных и социальных технологий, организацией ритуалов и государственных празднеств. Реальные заказы поступают в профессию от игровых групп и лидеров игры в центрах (глав государства). Педагогические заказы связаны с необходимостью творческого «наполнения» игры-эпопеи и с обеспечением занятости отдельных участников. Организация массовых дел, ключевых событий игры-эпопеи требует зачастую включения в программу разнообразных творческих номеров или специальных ролей (ведущие встречи, церемониймейстер). Обеспечение занятости отдельных участников педагог осуществляет с помощью оценки возможностей каждого ребенка, выяснения его интересов и совместного поиска желаемой сферы самореализации.

Игровая профессия «Парапсихология» в игровом центре Лига (табл. 12). Парапсихологией называют область исследований так называемых паранормальных психофизических явлений: экстрасенсорного восприятия, происходящего без участия органов чувств (телепатия, ясновидение, лозоискательство, парадиагностика и т. п.), воздействия человека на внешние физические процессы без посредства мышечных усилий (телекинез, парамедицина и т. д.) и др.

Таблица 12

Учебно-тематический план игровой профессии «Парапсихология».

№ п/п.

Тема занятия.

Кол-во часов.

Игровая профессия «Парапсихология».

Анализ внешних проявлений в поведении человека.

Психологическое давление и способы индивидуальной защиты.

Техники убеждения и прямого управления.

Техники косвенного управления.

Возможности и пределы целенаправленного влияния и убеждения.

Итого:

Примерное содержание программы обучения игровой профессии «Парапсихология». Игровая профессия «Парапсихология». Социально-психологическое влияние: условия и особенности процесса. Усвоение правил «парапсихологического» взаимодействия. Уровни развития в ходе обучения игровой профессии.

«Парапсихология предвидения» — методика чтения скрытых мыслей и интересов человека. Язык жестов. Речь: характер произнесения и содержание.

Психологическое давление и способы индивидуальной защиты. Управление агрессией. Психологическая устойчивость, сдержанность, умение «держать удар».

Техники убеждения. Техники прямого управления — голос и речевые конструкции, моторика, эмоциональный тонус, удержание и расчет дистанции общения, безаппеляционность речевых высказываний. Косвенное управление. Групповое и индивидуальное влияние.

Техники косвенного управления. Расчет последствий деятельности. Определение тактики и стратегии деятельности участника в игре-эпопее. Групповое и индивидуальное влияние. Направление действий участника, стратегические «ловушки». Деятельность в ситуации неопределенности.

Возможности и пределы целенаправленного воздействия (внушения и убеждения). Проблемы социальной безопасности. Качества личности, успешной во взаимодействии: власть, компетентность, влияние, гибкость, динамичность, адаптивность. Индивидуальный стиль решения коммуникативных задач.

Методические рекомендации по организации учебного процесса. Можно рекомендовать такие методы и формы работы: практические индивидуальные задания, игры, тренинги, анализ ситуаций, письменные упражнения. Программа игры-эпопеи предусматривает механизм освоения игровой профессии «Парапсихология» в течение смены, причем освоение происходит как движение от более низкого уровня к более высокому. Переход на каждый новый уровень предполагает увеличение игровых возможностей участника. Приведем для примера некоторые варианты практических заданий для осуществления перехода на новый уровень в овладении игровой профессией.

«Психологический портрет неизвестного другого». Суть задания — построение психологического портрета личности неизвестного ранее участника на основе интерпретации фактов, полученных методом наблюдения. Возможные вопросы для письменной работы:

  • — Каково содержание межличностных отношений героя с окружающими?
  • — В каких ситуациях и как раскрывается характер?
  • — На основе каких фактов можно сделать предположение об интересах?
  • — На основе каких фактов можно сделать предположение об эмоционально-волевой сфере участника, о его способностях саморегуляции?

«Убедительная речь». Суть задания — подготовить убеждающую речь на любую тему, в которую участник не верит сам. В этом необходимо убедить как минимум семерых участников игры-эпопеи. Варианты тем убеждающих речей составляются в группе с помощью метода «Мозговой штурм». Критерии для выбора темы: соответствие содержанию игры-эпопеи и неоправданность для выбравшего ее человека. Например: «Земля имеет форму чемодана», «На корабле Гильдии не могут одновременно лететь представители разных центров».

«Контрстратегия». Участнику необходимо собрать максимум фактов по участию в игре-эпопее конкретного человека из другой игровой группы (ключевого героя) в течение одного игрового дня. Затем необходимо сделать вывод о тактике и стратегии его игры и написать основные ходы собственной контрстратегии с использованием различных ресурсов игры-эпопеи.

У участников, выбирающих для себя игровую профессию парапсихолога, к окончанию смены могут сформироваться высокий уровень саморегуляции, умение слушать, оценивать психологические черты и намерения собеседника, легкость в установлении доверительных отношений, умение убеждать.

Игровая профессия «Магия» в центре «Эйкумена». В словаре В. И. Даля под магией понимается «знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками». А в Большом энциклопедическом словаре — «магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы».

Данная программа должна разворачиваться по восточной формуле «Учитель — Ученик», где учитель является учителем жизни, а не какой-то отдельной науки. Это означает, что педагог помогает участнику игры-эпопеи «увидеть свой собственный путь» в большой игре.

Обучение этой профессии предполагает последовательное движение участника от первого уровня к третьему уровню роли мага. Каждый уровень дает дополнительные игровые возможности. Первый уровень предполагает осознание подростком своих потребностей, ожиданий от общения с педагогом, собственных целей во взаимодействии с педагогом. На втором уровне организовывается деятельность по осознанию участником своих индивидуальных особенностей. На третьем уровне подросток стремится выявить индивидуальные способы взаимодействия на основе понимания собственных индивидуальных особенностей. Освоение каждого уровня завершается инициацией. После ее прохождения становится возможным переход на следующий уровень.

Чтобы стать магом первого уровня, участник должен быть принят в ученичество одним из педагогов центра. Это происходит при условии, если он ответит педагогу на ряд вопросов.

  • — Почему ты выбираешь именно Путь Мага, а не какой-либо другой?
  • — Почему ты выбираешь меня в качестве Учителя?
  • — Что общего и что разного между тобой и мной?
  • — Чему ты хотел бы научиться у меня? Куда ведет твой Путь Мага?

На этом этапе ребенок должен самоопределиться по поводу своего дальнейшего участия в смене. Основной метод работы — игротехнический. Не следует торопить ребенка с ответом на все вопросы. Ответ может быть отсрочен, получен не только вербальным путем, но и в творческой форме. По прохождении этапа Учитель проводит ритуал принятия в ученики.

Чтобы перейти на второй уровень, участник должен создать свой магический мир. Это означает, что он должен придумать свою ролевую игру — свой игровой мир. Важно, чтобы в этом мире осознанно отразилась его личность, т. е. человек должен увидеть общие особенности, черты сходства между собой и придуманной игрой. Например, было бы странно, если человек с развитым умением общаться начал писать экономическую стратегию или логический детектив. В игре должно быть описание основной интриги, игровых завязок («звездочки игры») и характеров героев. Не ставится цель придумать качественную игру, работа должна помочь ребенку оформить свои представления о собственных индивидуальных особенностях.

Чтобы перейти на третий уровень, участник должен создать свое отражение в собственном заклинании. Это означает, что он должен создать свой портрет, т. е. свои сильные и слабые в общении и деятельности качества, свои идеалы и ценности, свои привычки, склонности, интересы, особенности поведения. С точки зрения игры заклинание будет осуществляться через обрядовую магию, поэтому необходимо подготовить соответствующий придуманному заклинанию обряд.

Методические рекомендации на проведение работы с игровой профессией «Магия». Помощь участнику в выполнении заданий может осуществляться в совместном составлении схемы самоанализа, в представлении ему различных мнений о нем (по результатам наблюдения и опроса). Педагог может оценить результаты самооценивания, может предложить ребенку собрать ассоциации окружающих о нем, а потом проинтерпретировать их. Большое значение имеет использование творческих работ, например рисунков-проекций ученика о себе. Но даже после того, как участник достигает высшего уровня, индивидуальная работа педагога с ним продолжается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой