Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Первобытное воспитание. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первобытное воспитание может применяться только в смысле инкультурации, процесса передачи культуры. Примитивная культура имеет постоянный характер, модель жизни относительно статична, и она передается от одного поколения к другому с небольшим отклонением. Цель первобытного воспитания — сделать детей хорошими членами их племени или рода. В связи с разнообразием примитивных культур трудно описать… Читать ещё >

Первобытное воспитание. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении каменного века (около 1 млн 800 тыс. лет назад — около 8 тыс. лет назад на Древнем Востоке и около 6—7 тыс. лет назад в Европе) происходил долгий процесс эволюции следующих форм человеческого общежития.

  • 1. Первобытное стадо, где господствовал промискуитет (беспорядочные половые связи).
  • 2. Первобытная родовая община. Появление полового разделения труда: мужчины — охота, женщины — собирательство. Развитие речи.
  • 3. Матриархат, патриархат, распад родовых связей; возникновение соседской общины.

Л. Г. Морган проследил взаимосвязь между развитием семейных отношений и интеллектуальным развитием, развитием собственности, производительной деятельности и крупных социальных структур и систем управления. Он называл примитивный брак, возникший на ранней стадии в эволюции человека, групповым. Жизнь охотников, собирателей и первых земледельцев была крайне тяжелой и опасной, постоянный голод ставил первобытных людей на грань выживания. По отношению к описанию первобытности Морган использовал термин коммунизмх. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) писал о так называемом первобытном коммунизме с полным равенством, свободой, отсутствием частной собственности, классов, угнетения и с уважением к женщинам. Исследования археологов и историков представляют далеко не идиллическую картину обыденной жизни родовых общин палеолита, занимавшихся собирательством и охотой. Этнографы, изучавшие так называемые примитивные племена, отмечали у них абсолютное пренебрежение процессом ухода за младенцами; старшие братья и сестры непрестанно нападали на младших, и никто не вмешивался, если ребенок подвергался насилию. История воспитания в племенных обществах в период палеолита и последующие эпохи включает инфантицид (убийство и жертвоприношение детей), различные виды насилия по отношению к детям, практиковалось убийство новорожденных девочек. Исследования показывают: в период палеолита убивали до половины младенцев женского пола. Принесение в жертву детей и ритуальное детоубийство существовало.

1 Моргая Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1933.

как государственно-религиозная традиция у ассирийцев, ханаанеев, финикийцев и карфагенян, среди племенных обществ Мезоамерики, у инков и в других ранних государствах. Кроме того, каннибализм оставался у многих племен, задержавшихся в первобытности, в которых поедали так называемых детей голода и заставляли других детей участвовать в поедании своих братьев и сестер. С появлением земледелия люди научились решать проблему пропитания, что способствовало развитию общества в направлении цивилизации и человечности. В связи с тем что дети нуждаются в долгом процессе воспитания, уход за ребенком ложился на матерей, которым помогали родственницы.

Матриархат означает «власть матерей», или, в более широком смысле, власть женщин, это, во многом гипотетическая, форма социальной организации правления женщин при родовом строе, когда мать или бабка возглавляла род. При матрилокальном браке, т. е. по месту жительства матери, происхождение детей считалось по женской линии, что трансформирует родовую общину в семейную матрилинейную и приводит к возникновению внеродовой собственности мужчин, а это, в свою очередь, становится предпосылкой перехода к натрилокальному браку. В матриархальном обществе женщины, особенно матери, обладали ролью лидеров, пользовались моральным авторитетом и контролировали имущество рода. В первобытных общностях людей постепенно складывалась особая роль женщины, воспитывающей детей с целью подготовки их к выживанию. В период около 45—35 тыс. лет назад происходит становление homo sapiens — человека разумного, на поздней стадии варварства возникает моногамия, что стало важной предпосылкой для развития цивилизации; возникает власть главы рода, патриарха над его семьей — зародыш всей постоянной власти человека над человеком.

Первобытное воспитание может применяться только в смысле инкультурации, процесса передачи культуры. Примитивная культура имеет постоянный характер, модель жизни относительно статична, и она передается от одного поколения к другому с небольшим отклонением. Цель первобытного воспитания — сделать детей хорошими членами их племени или рода. В связи с разнообразием примитивных культур трудно описать стандартные и единые характеристики препубертатного воспитания. Дети участвовали в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на важнейших факторах: идентификации, имитации. До достижения половой зрелости дети наблюдали основные формы деятельности сородичей и учились на собственном опыте непосредственно в сообществе. Однако в отличие от стихийного и относительно нерегулируемого процесса имитации препубертатного периода, постпубертатное воспитание в некоторых культурах строго регламентировалось. Обучение будущих воинов происходило в полностью изолированном уединенном лагере, отрезанном от его семейной группы, чтобы отвлечь подростков от привязанности к семье. Подготовка к инициации, или посвящению, состояла не только из физических упражнений, но и включала приобщение к целому комплексу культурных ценностей, племенной религии, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди считали совокупность знаний, составляющих суть инициации, важнейшим фактором принадлежности к племени, что придавало особую роль религиозному осмыслению в форме анимизма, магии, тотемизма.

Э. Б. Тайлор утверждал: человеческий разум и его возможности не зависят от стадии социальной эволюции конкретного общества, что означает, в обществе охотников и собирателей мог возникнуть такой же интеллект, как в развитом индустриальном обществе. Американский ученый П. Монро предложил психологическую теорию происхождения воспитания как процесса адаптации первобытных людей к среде. Первобытное воспитание — это «бессознательное подражание» детей старшим членам общества, так как еще не возникли установившиеся формы и методы воспитания, не созданы обязательные для постижения комплексы знаний и наставлений. П. Монро писал о сиюминутности мира первобытного человека, ибо у него почти не было сознания прошлого и будущего. Первобытность — самый долгий период в истории человечества.

Американский антрополог XX в. Лесли А. Уайт (1990—1975) ввел так называемый энергетический критерий сопоставления культур («закон Уайта»): культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемой одним человеком за год, а также эффективность ее использования. Развитие человечества разделяется на пять этапов, в зависимости от различных типов энергии: 1) своих собственных мышц; 2) домашних животных; 3) растений; 4) природных ресурсов: угля, нефти, газа; 5) ядерной энергии. Социологи Герхард Ленски и Джин Ленски (1970) предложили концепцию четырех обществ: 1) охотников и собирателей (до 7000 г. до н.э.); 2) огороднические (от 7000 г. до 3000 г. до н.э.); 3) аграрные (от 3000 г. до н.э. до 1800 г. н.э.); 4) промышленные (от 1800 г. до наших дней).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой