Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа: на примерах школ Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностях показывает важность того, что человечество в целом на протяжении тысячелетий оставило бесценное педагогическое наследие, в котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечество в целом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование общечеловеческих ценностей как социально-иедагогическая проблема
    • 1. 1. Общечеловеческие ценности — как составная часть морального и нравственного воспитания
    • 1. 2. Основные проблемы формирования общечеловеческых ценностей в средних общеобразовательных школах нового
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Основные направления и возрастные особенности воспитания общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа
    • 2. 1. Основные направления формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа
    • 2. 2. Возрастные особенности формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа
  • Выводы по второй главе

Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа: на примерах школ Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приобретение Таджикистаном независимости и суверенности, строительство демократического, светского государства с рыночной экономикой логически привели к отказу от идеологии прошлого во всех сферах жизни, в том числе и в науке, педагогике, культуре, отношении к религии и критериям духовных ценностей. Иначе говоря, изменились подходы и принципы научной, образовательной, воспитательной, культурно-досуговой, хозяйственной и бытовой жизни страны. Идеологические, классово-партийные основы заменились общемировыми, общепринятыми в современной цивилизации исходными положениями и стандартами, прежде всего гуманитарными и миролюбивыми.

Процесс становления и развития личности, учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств школьников, отвечающих всем требованиям времени лежат в основу всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностях показывает важность того, что человечество в целом на протяжении тысячелетий оставило бесценное педагогическое наследие, в котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечество в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника-так называемого человеколюбие. Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности. Но вместе с тем, и это не следует снимать со счета, каждый народ, каждая нация, будучи составной частью человечества, в своем развитии имеет свои специфические особенности, связанные с его 3 географическим расположением, мышлением, организацией жизни и труда, культурой, воспитанием, и, наконец, религией. Именно поэтому исследования и оценка истории и культуры тех или иных народов целесообразны с точки зрения подхода, который сейчас начинает распространяться повсюду в мире. Общечеловеческое воспитание учащихся в Республике Таджикистан имеет свои глубокие исторические корни. Истоки воспитания в духе общечеловеческих ценностей в Таджикистане, как и у всех других народов следует искать в народной культуре. Именно народ, начиная с колыбельной песни во всех фольклорных жанрах наряду с воспеванием знаний, умений, здоровья, геройства, отваги и других добрых человеческих качеств придавал особое значение и культивированию, идей мира, дружбы, братства не только между членами одной племени или рода, но и между различными племенами, а позже между народами и нациями.

В настоящее время в Республике Таджикистан действуют всего 120 школ нового типа. Из них лицеев-56, гимназий-64. Эти школы сосредоточены, главным образом, в городах Согдийской области-55, Хатлонской области-27, ГБАО-2, Душанбе-21, в районах Турсунзаде-6, Рудаки-3, Гиссар-2, Вахдат-1, Варзоб-1, Нуробод-1, Файзабад-1.

Степень разработанности проблемы.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали.

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них. Исходя из этого, можно прийти к такому выводу, что моральный облик человека, его общечеловеческие устои возникают и развиваются в процессе действительной жизни.

Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей — это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений. По нашему мнению в Таджикистане процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Развитие общечеловеческих ценностей, появление личности нового типа — важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня должны способствовать развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности нового типа гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов, дел. Из сказанного следует, что основным стержнем в общей системе развития личности является воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Демократизация общественной жизни в Таджикистане ставит многие проблемы нравственного воспитания, наряду с другими педагогическими проблемами, по новому: резко возрастает роль субъекта морального выбора личности повышенные и высокие требования предъявляются к морально-волевым качествам человека в различных ситуациях — от обыденных, повседневных до экстремальных. Поднимается значение моральных исканий личности и ее ответственность за их содержание. Возвышаются ценности гуманизма и справедливости в совершенствовании нашего демократического и светского общества в современных условиях.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам.

Наиболее передовые античные мыслители выдвигают теории о нравственности, отражающие гуманистические умонастроения, сложившиеся в известной мере под воздействием освободительной борьбы рабов и бедняков. Оптимизмом, любовью ко всем людям наполнен и совет Эпикура: «Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья». Высоко гуманны и мудры и слова Сенеки: «Человек для человека — вещь священная» и утверждения стоиков, что все люди равны перед нравственным законом. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются совершенство и уровновешанность духа, наградой за добродетель-сама добродетель. Так, в нравственном античном сознании формируются представления о назначении человека, смысле его жизни. И, хотя в это время уже наметился разрыв между провозглашаемыми принципами, практикой поведения, выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех людей перед человеческим законом, утверждения достоинства каждой личности — все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.

Таким образом, в древнем мире многие общественные деятели и мыслители четко указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в личной жизни каждого человека. Обучение и воспитание детей как отдельная отрасль знания вначале разрабатывались в недрах философии. В трудах древнегреческих философов Фалеса и Милета, Гераклита, Аристотеля, Демокрита, Сократа, Платона, Эпикура, Лукреция Кара, Квантилиана содержалось достаточно много глубоких мыслей по вопросам обучения и воспитания.

Проблемы воспитания подрастающего поколения в таджикской школе стоит на твердом фундаменте древней педагогической мысли. Одним из величайших источников этой педагогической мысли является «Авеста». Эта священная книга знаменита крылатыми словами «добрый нрав, доброе слово, доброе дело», которые содержат высокий нравственный общечеловеческий смысл. В дальнейшем на эту тему были созданы величайшие произведения как «Динкарт» (Догматы веры), «Бундахишн» (Мироздание), «Дастани минуи хирад» (Суждение высшего разума), «Андарзи Хусрав» (Наставление Хусрава)," Ардавирафномак" (Книга о праведном Вирафе).

Средневековая история таджикского народа подарила миру целую плеяду корифеев науки и литературы произведения, которых обладают огромным потенциалом общечеловеческих ценностей. Среди них нужно особо отметить имена таких мыслителей как Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Насир Хисрав, Абунаср Фараби, Насриддин Туси, Унсурулмаали Кайкавус, Джалолиддин Руми, Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Бедил, Саиб и др. Следует отметить, что педагогика Востока вплоть до XX века еще не выделялась в самостоятельную науку. Она составляет, как правило, основу творчества великих поэтов, философов, ученых и мыслителей: Рудаки, Фирдоуси, Насир Хисрав, Фараби, Санаи, Джалолиддин Руми, Саади, Бинои, Абдурахман Джами, Бедил, Ахмад Даниш и др.

Основу педагогических мыслей наших классиков составляла классическая литература. Литературе обучались на первой ступени обучения, такие предметы как основы грамотности, чтение (поэтическое и прозаическое) и навыки письма. Содержание слова «адаб» соответствует современному таджикскому слову «адаб», что в европейской научной терминологии называется словом культура. Иметь культуру является стремление избегать совершения недостойных бестактных поступков. О человеческой культуре царями и великими учёными написаны книги, которые считались основной воспитания.

Та культура, которую изучали и развивали Рудаки, Фирдоуси, Насир Хисрав и Ибн Сино была не только культурой воспитания и этики. Культурой называли также группу наук, являющихся основой грамотности, грамотного сочетания прозы и поэзии со всеми его тонкостями.

Одной из важных тем в X веке была тема воспитания и формирования человека с гуманными ценностями, в соответствии с которой писатели обращали внимание. Данная тема является основной темой в таджикской классической литературе и в этой области наша литература занимает важное место среди литератур других народов и народностей.

Дидактические мысли были выражены почти во всех жанрах литературы X в., таких как китъа, рубай, газел, касида, маснави. Они были посвящены различным воспитательно-этическим темам. Примером таких произведений являются прозаические переводы книг «Калила и Димна», «Синдбаднаме» Рудаки, а также «Офариннаме» Абушукура Балхи, различные наставления, переведенные с языка пехлеви, некоторые части «Шахнаме» Фирдоуси, а также многие этические части произведений других поэтов X века.

Педагогические темы в литературе X века состоят в основном из восхваления разума, считающегося царем всего, восхваления знания и наук, освоения профессий и ремесла, пропаганды правды, правдивости, оказания помощи нуждающимся, критики всех недобрых, плохих поступков и пропаганды хорошего поведения и человеколюбия.

Исходя из вышеупомянутого можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с далекой историей, с архивными источниками, событиями. Нам удалось шире использовать для своих исследований оригинальные произведения Рудаки, Абушакура Балхи, Фирдоуси, Джалолиддина Руми, Саади и Хафиз, а для всестороннего анализа исследуемой проблемы мы обратились и к некоторым религиозным источникам, таким как Коран, Бхагаватгита и Библия, подробный анализ примеров из этих источников приводятся в отдельных частях работы.

Воспитательные процессы в общечеловеческом духе можно наблюдать в творчестве почти всех видных педагогов Западной Европы и России. Это, в частности, можно видеть на примерах творчества гениального чешского педагога, мудрого философа и гуманиста Я. А. Каменского (1592 -1670), Д. Локка (1632−1704), Ж. Ж. Руссо (1712−1778), И. Г. Песталоцци (1746−1827), И. Ф. Герберта (1770−1841), Ф. Вильгельма, А. Дистервега (1790−1866).

В России в этом вопросе особо отличились К. Д. Ушинский (1824— 1870), П. Ф. Каптеров (1849−1922), В. П. Вахтеров (1853−1924), П. Ф. Лестгафт (1837−1909). В советский период заслуживает внимание педагогическая деятельность A.C. Макаренко (1888−1939), В. А. Сухомлинского (1918;1970) и некоторых других.

В советский период в научной разработке теории и практики общечеловеческого воспитания заметный вклад внесли: в России известные учёные — педагоги Б. Ананьев, Л. С. Айзерман, С. А. Алиева, В. Л. Сластенин, И. Ф. Харламовв Таджикистане: Лутфуллоев М., Обидов И. О., Сулейманов С. И., Латипов Д. Н. и др.

В последнее десятилетие XX века на тему общечеловеческого воспитания защищены ряд кандидатских и докторских диссертаций. В частности диссертации Т. Айтанова М. Исаевой, X. Искандарова., С. Ахмедова и др. в которых в той или иной степени отражены лишь отдельные аспекты общечеловеческого воспитания. Актуальность и необходимость разработки проблемы общечеловеческого воспитания учащихся общеобразовательных школ в Республике Таджикистан особо подчеркнуто и научно доказано учёным и педагогам. В настоящее время по этим направлениям составлены учебные программы, изданы учебные пособия.

Целесообразно, при составлении новых учебных планов учесть включения в них новых предметов, которые бы с малых лет знакомили учащихся с народными традициями, обычаями, обрядами, с массовыми народными представлениями, песнями, танцами и другими. Это было бы действительно мерой — ответом на призыв Президента Республики Таджикистан о необходимости самопознания. Ибо, как известно общее состоит из частного и чтобы узнать общее, вначале надо знать частное, т. е. самого себя. Только в этом случае можно будет добиться сознательного объединения народов в одну общую семью.

Объектом исследования послужили учащиеся общеобразовательных школ нового типа, отличающиеся способностью наиболее активно усваивать ценности культуры.

Предметом исследования является формирование общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа.

Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены главным образом Президентский лицей-интернат, Душанбинская Международная школа, Таджикско-турецкие лицеи-интернаты, несколько школ нового типа города Душанбе.

Исследование охватывает три периода:

Первый период (1998 — 2000) — сбор материалов, наблюдения, опросы, анкетирование и опытно-экспериментальная работа в школах.

Второй период (2000;2002) — определение условий учёбы, воспитания и работы школ, различных учреждений образования в связи с осуществлением общечеловеческого воспитания учащихся, сопоставление работы школ нового типа с традиционными школами по данному вопросу. Написание первой главы диссертации.

Третий период (2002;2006) — обобщение собранных материалов, их сопоставление, подготовка диссертации, формулировка выводов, рекомендаций, определение научных гипотез.

Исходя из целей исследования поставлены и решены следующие задачи:

— вычленить наиболее актуальные проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа в условиях Таджикистана;

— определить степень научной разработанности проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

— обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

— исследовать объективные возможности формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

— разработать систему воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование у учащихся общечеловеческих ценностей и определить пути её осуществления.

Гипотеза исследования. Изучение истории и теории вопроса, подкрепленные осуществления нами поисково-костатирующим исследованием, позволило сформировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет эффективным, если:

— процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет осуществляться на основе широкого использования наследий восточных мыслителей, признанных общемировых ценностей образования.

— в процессе обучения и воспитания усвоить интеграционные основы культуры, базирующиеся на единстве общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Методологической основой исследования явились теоретические взгляды о сущности человеколюбия и общечеловеческих ценностей, а также о значении опыта гуманной педагогики в системе учебно-воспитательной работы. Положения педагогики, психологии об их роли в общечеловеческой цивилизации Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования Республики Таджикистан», государственные стандарты образования и другие правовые акты. Необходимо также и то, чтобы независимо от специфики преподаваемых дисциплин при их обучении строго руководствоваться принципами компаративистского метода и на конкретных примерах показать единство корней национальной и мировой (общечеловеческой) цивилизации, важно по достоинству и объективно оценить вклад каждой нации и народности мира в создание общечеловеческих ценностей.

Целью настоящего исследования является изучение прогрессивных воспитательно-педагогических традиций: определение и теоретическое обоснование путей и способов эффективного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Апробациярезультатов исследования систематически осуществлялась на кафедре общей педагогики Таджикского педагогического университета им. К. Джураева. Диссертация обсуждена и рекомендована для представления на Совет по защите диссертаций на расширенном заседании кафедры педагогики названного вуза.

Результаты исследования систематически докладывались на научных конференциях Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева (1995;2006 гг.) и на республиканских научных конференциях (2001;2006). По теме исследования изданы брошюра, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость. Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений очень важно, чтобы эти общеземные и общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего через внедрение во все учебные дисциплинах средних общеобразовательных школ, включая их новых видов — лицеев, гимназии через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д. Именно данное исследование предоставить возможность реализации научно-обоснованных гипотез об общечеловеческих ценностях как источник воспитания нового человека, современной личности в системе образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования является основным пособием по организации и проведению общечеловеческого воспитания учащихся общеобразовательных школ республики, формирования у них гуманистического мировоззрения и уважения к мировым ценностям. Результаты исследования могут быть использованы в качестве пособия и для разработки планов воспитательных работ с учащимися общеобразовательных школ и для составления методических рекомендаций, указаний по различным аспектам воспитательной работы в классе и во внеучебное время.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания и списка использованной литературы. Общий объем работы состоит из 130 страниц компьютерного набора.

Выводы по второй главе:

1. Формирование всякой общечеловеческой ценности в обществе начинается со школы. Только школа сегодня берет на себя великую ответственность по воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности;

2. Урок является основой общечеловеческого-гуманистического воспитания. Личность ученика формируется, развивается и совершенствуется, прежде всего, в процессе урока;

3. Основной и важнейшей задачей общечеловеческого-гуманистического воспитания является формирование личности учащегося, который протекает в 3-х средах: 1) урок, 2) внеклассная работа и общественная работа, 3) внешкольная работа.

4. Общечеловеческое-гуманистическое воспитание подрастающего поколения это веление времени. Оно должно сыграть решающую роль в строительстве новой-всемирной общности людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня формирование нового всесторонне и гармонично развитого человека, который бы шагал, в ногу с жизнью является одним из важнейших задач воспитания. Среди многочисленных аспектов воспитательной работы общечеловеческое-гуманистическое воспитание человека без сомнения занимает центральное место. Ибо новое время это время развития и расширения межнациональных связей и отношений, время, в котором творческая деятельность человека развивается на основе общечеловеческих ценностей и направлена на созидание новых человеческих ценностей.

Воспитание общечеловеческих качеств у учащихся старших классов важно, потому что именно в эти годы у них начинает формироваться специфические морально-нравственные черты. Поэтому в планах воспитательных работ особое внимание следует уделить проблемам общечеловеческого-гуманистического воспитания и установить контроль над ходом воспитательного процесса в 3-х направлениях: а) школаб) семьяв) общество.

В последние годы в школах республики наблюдается значительное улучшение учебно-воспитательной работы. Стратегическое направление государства также положительно содействует развитию и улучшению постановки морально-этического и нравственного-общечеловеческого воспитания подрастающего поколения.

Политика, осуществляемая правительством и государством, требует формирования такой личности, которая была бы вооружена всеми аспектами общечеловеческого-гуманистического воспитания. В осуществлении поставленных задач школы нового типа, особенно Международная школа города Душанбе, достигли значительных результатов.

Морально-этическое, в том числе общечеловеческое-гуманистическое воспитание учащихся среднего возраста-проблема весьма сложная и тонкая.

Ибо именно в эти годы у молодежи происходят возрастные изменения физиологического и психологического порядка, изменяется их характер, способность к учению и приобретению знаний, поведение, отношение, речь, память, мыслительная деятельность. Порою, ученик становится общительным активным и с охотой оказывает помощь своим слабоуспевающим товарищам, а порою наоборот становится пассивным и замыкается в себе, ничего не хочет делать. В эти годы ученик в основном стремится быть больше самостоятельным, хочет оценить работу других, изучать личность учителя, его уровень знаний и педагогические способности и талант, он становится более деятельным. Больше двигается и развивает свои физические способности.

Что это важно в становлении ученика в эти годы имеют трудовое воспитание, спортивные соревнования, участие в подготовке к юбилейным датам, демонстрациям, субботникам.

Необходимо иметь в виду, что формирование общечеловеческих качеств учащихся — священный долг педагогического коллектива школы. Поэтому от того, какой морально-этический и нравственный климат среди педагогического коллектива школы во многом зависит успешное осуществление задач по гуманистическому воспитанию учащихся. Поэтому и администрации школ должны проявить настоящую заботу о создании нормального морально — психологического климата в школах, организуя для этой цели различные мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

В общечеловеческом-гуманистическом воспитании учащихся среднего возраста огромное значение имеет морально-этическое, нравственное, экологическое воспитание. Гуманистическое и экологическое воспитание это видом школьного воспитания, без которых не может успешно осуществляться общечеловеческое-гуманистическое воспитание. Поэтому необходимо обратить особое внимание на этот вопрос.

В общечеловеческом-гуманистическом воспитании учащихся важное место занимают вопросы соблюдения свободы личности, учёта его индивидуальных особенностей, черты характера и склонности. Каждый неверный шаг педагога в подавлении вышеназванных черт ученика может нанести непоправимый ущерб. Педагог обязан не подавлять самостоятельность ребенка, а напротив поддерживать и поощрять ее, содействовать ее развитию и совершенствованию.

В учебно-воспитательном процессе школы важное место занимает совместная работа классного руководителя и учителей, администрации школы, общественных организаций и родительского комитета. Вся их совместная деятельность должна быть направлена на решение главной задачи-воспитание всесторонне и гармонично развитой личности — человека завтрашнего дня, гражданина Мира.

Идеи формирования личности ученика посредством воспитания и обучения, основываясь на общечеловеческих ценностях в современном этапе перемен в сфере образования в нашей стране однозначно прогрессивны, новы, ценны и поучительны. Именно эти идеи впервые поставили интересы и жизнь человека превыше всего. Современный человек должен формироваться благородным, справедливым, честным, интеллектуально развитым и умным, воспитанным, вооруженным, достижениям науки, трудолюбивым, добрым. Он должен любить свой народ, его культуру, чтить традиции. Востребование идеи формирования «человека мира» в деле воспитания и обучения, несомненно, отвечает интересам всего человечества и обогатит теорию и историю педагогики.

Важнейшее значение для общечеловеческого воспитания учащихся имеет все же урок. Именно хорошо подготовленный, насыщенный научными фактами урок играет главную определяющую роль в становлении человеческой личности учащихся. В связи с этим учителю необходимо.

131 постоянно работать над повышением своего идейно — политического, нравственного уровня, развивать и углублять свои знания по преподаваемому предмету, а также смежным дисциплинам, быть в курсе всех политических, экономических и культурных событий в республике и в мире в целом и отвечать грамотно, квалифицированно на все вопросы ученика.

Целенаправленная постоянная работа в различных кружках, беседах конференциях, внеклассных, внешкольных, и общественных мероприятиях также положительно содействует формированию у учащихся личностных качеств. Ведение учета ежедневно возникающих мыслей и выполненных работ, также вносит в жизнь ученика определенный порядок и дисциплину, что является важнейшим качеством личности.

Исследование показало, что формирование личности ученика происходит в трех основных направлениях: урок, внеклассная и внешкольная работа, и окружающая среда. Для достижения результативности в деле общечеловеческого-гуманистического воспитания учащихся необходимо, чтобы эти три направления работали по одному общему воспитательному плану, решали одну общую задачу-формирование высоко гуманной личности, воспитание человека завтрашнего дня-гражданина Мира.

Итоги проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Всеобщий мир, дружба и братство людей, воспитание нового человека — гражданина Мира является важнейшим фактором строительства новой жизни на Земле.

2. Общечеловеческое-гуманистическое воспитание подрастающего поколения имеет свои глубокие исторические корни. Традиции гуманистического воспитания на протяжении веков переходили из поколения в поколение и составляли центральную часть морально-этического и нравственного воспитания человека.

3. Общечеловеческое-гуманистическое воспитание является важнейшим условием формирования человеческой личности и тесно связано с другими видами воспитания-такими как моральное, экологическое, правовое, трудовое и физическое.

4. Общечеловеческое-гуманистическое воспитание связано с субъективными и объективными факторами, формирующимися в тесной связи с экономической, политической, социальной, культурной и научно-познавательной жизнью общества. Проявление этих факторов в условиях школьной жизни-веление времени. Указанные факторы в то же время являются показателями порядка в социальной жизни и ее совершенствования и развития.

5. Формирование всяких ценностей в обществе начинается со школы. Только школа сегодня берет на себя выполнение такой ответственной задачи.

6. Стержнем осуществления общечеловеческого-гуманистического воспитания учащихся является урок. Личность ученика формируется, прежде всего, в процессе урока.

7. Формирование личности ученика-основная и главная задача общечеловеческого воспитания.

8. Общечеловеческое-гуманистическое воспитание ныне диктуется всем ходом современной жизни и направлено на строительство всеобщего мирного дома-Планета Земля, воспитание нового человека-гражданина Мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.И. Нравственное воспитание трудных подростков средствами массовой информации. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Ташкент. 1986,19с.
  2. Абулмаоли Насрулло^. Калила ва Димна.- Душанбе. 1975, 207с.
  3. Авеста: Избранные гимны. (Перевод с авест. и комментарий И.М. Стеблин-Каменского). Душанбе. Адиб, 1990. 173с.
  4. Азбука нравственного воспитания Москва. Просвещение, 1975.
  5. JT.C. Уроки нравственного прозрения Москва. Педагогика, 1983, 128с.
  6. С. Рудаки. Эпоха, жизнь, творчество. Москва. 1959
  7. С.А. Вопросы нравственного воспитания в трудах педагогов -просветителей Азербайджана Баку. Маариф, 1988, 1 Юс.
  8. .Г. Человек как предмет познания Ленинград. 1968, 410с.
  9. .Г. Психология чувственного познания. Москва. 1961, 70 с.
  10. Андеша^ои панду ахлок, й дар «Шох, нома" — и Фирдавсй. Душанбе. 1995,21с.
  11. Л.П. Активность учения школьника. Москва, 1968.
  12. A.M. Основные направления творческих поисков учителей.-Москва. Знание, 1970, 174.
  13. А.Г. Психология личности.-Москва. 1990, 306 с.
  14. Т. Авесто китоби тарбия/Юмузгор, № 18, 2001.
  15. Т., Сулаймонй С. Тамаддун. Китоби 1: Тамадцуни бостон.- Душанбе. 2003,421 с.
  16. X., Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халки точик. -Душанбе. 1994, 128 с.
  17. С. Воспитание интернационализма и патриотизма у старшеклассников в процессе общественно-полезной деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тошканд. 1992, 24 с.
  18. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. Москва. 1978, 197 с.
  19. Барномаи фанни одоби оиладорй.-Душанбе. 1991, 21с.
  20. Барномаи назария ва таърихи фар^анги то1щк. -Душанбе. 1993, 18 с.
  21. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Москва. 1995.
  22. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах Москва. Просвещение, 1975.
  23. О.С., Катаева J1.H., Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подростков Москва. 1979.
  24. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников Москва. 1988.
  25. JI.A., Лапкин В. М. Половое воспитание подростков -Москва. Знание, 1973.
  26. Д.Н. и Менчинская H.A. Психология освоения знаний в школе. Москва. 1959. 253 с.
  27. A.A. Формирование понятия о другом человек как личности-Ленинград. 1970.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Москва. Просвещение, 1968.
  29. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Москва. Просвещение, 1974.
  30. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории.-Москва. 1979.
  31. Н.И. и др. Педагогика.- Москва. 1968. 361 с.
  32. E.B. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся. «Советская педагогика» 1965, № 4.
  33. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников.-Москва. 1991,69 с.
  34. Бхагаватгита. Москва. 1978, 368 с.
  35. Вазифаи ро^бари синф дар тарбияи ахлокии хонандагон.-Конибодом, 1990. 16 с.
  36. A.B. Важнейшие вопросы нравственного развития и воспитания детей. «Советская педагогика». 1964, № 8.
  37. Воспитательная работа в классе. /Подростков ред. Г. Петрова. Казань, 1983, 163 с.
  38. Воспитательная работа в классе./Сост. K. J1. Биктагиров Г. В. Мухаметзянова. Казань. 1983, 198 с. и Всемирная декларация прав человека.- Душанбе. 2001, — 27 с.
  39. JI.A. Нравственное воспитание младших школьников-Москва. 1960.
  40. П.Я. Формирование умственных действий и понятий. -Москва. 1965. 156 с.
  41. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 и 2.- Душанбе. 1989, 380с. и 430 с.
  42. .С. Дидактическая прогностика. Киев. 1979. 114 с.
  43. Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- Москва. Педагогика, 1971.
  44. А.К. Самообразование старшеклассников. Ленинград. 1974, 177 с.
  45. В. Фон. Избранные труды по языкознанию.- Москва. Прогресс, 1984.
  46. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.-Москва. 1988, 156 с.
  47. В. Эмомалй Ра^монов: «Ман ба шумо сул^ меоварам». — ДушанС 1998,112 с.
  48. М.А. и Есипов Б.П. Дидактика. Москва. 1957, 517с.
  49. Дидактика средней школы. Под. ред. Скаткина М.Н.-Москва.1982, 317 с.
  50. О.Г. Понятие морали.- Москва. Наука, 1974.
  51. Н.П. Горизонты генетики. Москва. 1970, 409 с.
  52. А. Языкотворчество как интерлингвистическая проблема//Интерлингвистическое конструирование и языковые реформы. -Тарту, 1990. 18 28 с.
  53. А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. -Красноярск, 1975.
  54. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». — Душанбе. 1994, 94 с.
  55. ЗанковЛ.В. Беседа с учителями.-Москва. 1970,210 с.
  56. И.И. Нравственное воспитание учащихся. Москва. 1968.
  57. A.B. Диагностика моральной воспитанности школьников // С (педагогика. 1970. № 7.
  58. A.B. Возрастные особенности нравственного развития детей. «Советская педагогика», 1973, № 10.
  59. А.Э. Народная педагогика. Москва. 1991, 252 с.
  60. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под. Ред. Л. И. Божович., Л. В. Благонадежиной.- Москва. Педагогика, 1972.
  61. Ибни Сино. Осори мунтахаб. Китоби 1.- Душанбе 1984, 106 с.
  62. М. Эх, ёи фикри динй дар ислом. Душанбе. 1997, 148 с.
  63. Интернациональное и национальное в социалистическом обществе /Под ред. И. А. Каирова. Киев. 1978, 154 с.
  64. X. Нравственное воспитание и его роль в становлении жизненно значимых ценностей младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе. 1998, 19 с.
  65. История таджикского народа. Древнейшая, древняя история. /Под. ред. академика Б. А. Литвинского и В. А. Ранова.-Душанбе. 1998, 750 с.
  66. А., Либерев И. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. Москва, 1987.
  67. И. А. Крупская Н.К. О гуманном отношении к детям. -«Советская педагогика». 1972, № 10.
  68. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -Москва. 1979, 182 с.
  69. .И. Учение процесс творческий. — Москва. 1980, 158 с.
  70. И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования в таджикской школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Душанбе. 2000, 46 с.
  71. Консепсияи коркой тарбиявй Душанбе 1999, 19 с.
  72. Консепсияи мактаби миллй, — Душанбе, 1995, 31 с.
  73. Концепция и Программа профессиональной ориентации, учащиеся молодежи общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан.-Душанбе. 1999,19с.
  74. Концепция профессоналыю-технического образования Республики Таджикистан. Душанбе 1993, 16 с.
  75. Конститутция (Основной закон) Республики Таджикистан Душанбе, 2002,43 с.
  76. B.B. Проблема научного обоснования обучения. -Москва. 1977. 95с.
  77. Культурология. Программа учебного курса для учащихся средних школ, лицеев, колледжей и средних специальных учебных заведений. -Москва, 1997.
  78. М.Р., Х, омидов Н. Корх, ои тарбиявй дар мактаб .- Душанбе, 1997, 72 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 185 с.
  80. И .Я. Дидактическая система методов обучения. Москва. 1976, 169 с.
  81. И. Процесс и структура человеческого учения. Москва. 1970, -210с.
  82. Лугати тафсирии истилох, оти педагогика. Душанбе, 1989.
  83. A.B. О воспитании и образовании. Москва. 1976.
  84. ЛутфуллоевМ. Урок. Душанбе. 1995, 191 с.
  85. A.C. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. -Соч., т.4. Москва. 1957.
  86. A.C. Коллектив и воспитание личности: Сб./ Сост. В. В. Кумарин. Москва. Педагогика, 1972.
  87. A.C. Воспитание гражданина/Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. Москва. Просвещение, 1988, 304 с. 93. Ману дунё. Душанбе, 1999.
  88. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Автореф. дисс. док. пед. наук. Москва. 1970, 46 с.
  89. И.С. Основы нравственного воспитание школьников. Москва. 1979.
  90. И.Н. Проблемы совершенствования нравственного воспитания подростков во внешкольных учреждениях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Фрунзе. 1979,25 с.
  91. Ф. Общественное сознание и самосознание индивида.-Москва. 1990, 79 с.
  92. Н.И. К вопросу о выявлении показателей воспитанности школьников. «Советская педагогика». 1973, № 9.
  93. Низомномаи созмон^ои талабагй, муассисах, ои сохди таълим. -Душанбе. 1999, 7 с.
  94. Т. Оила ва тарбияи ахлок. Душанбе. Ирфон, 1981, 48 с. Ю1. Нотанзан Э. Ш. Приёмы педагогического воздействия. — Москва. 1972,176 с.
  95. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека / Под. ред. В. Г. Иванова Свердловск. 1985, 151 с.
  96. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики- Редкол.: А. К. Уледов (отв. ред.) и др. -Москва. Мысль, 1979, 303 с.
  97. Нравственное воспитание детей в семье (составитель Д.И. Перфильевская).- Минск. 1972,238 с.
  98. Нравственное воспитание школьников. /Под. ред. И. С. Марьенко. М., Просвещение, 1969.
  99. Нравственное воспитание: опыт и проблемы (сост. Данилевская Н.В.)-Казань. 1979,359 с.
  100. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики, (отв. ред. А.К.Уледов) Москва. Мысль. 1979, 303 с.
  101. Нравственное воспитание. Проблемы и результаты исследований, (отв. ред. В.М. Сдобнов) Москва. 1980, 166 с.
  102. Нравственное воспитание учащихся. Ташкент, Укитувчи, 1983, 213 с.
  103. Нравственное развитие личности (Целикова О.П. и др.). Москва. 1969, 240 с.
  104. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под. ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. Москва. Педагогика. 1979, 192 с.
  105. Нравственное формирование личности школьника (отв. ред. Васильева З.И.), Ленинград. 1981,259 с.
  106. Нравственность и нравственное воспитание (сб. статей) /Под. ред. Журавков М. Г. и Целикова О.П.- Новосибирск. 1962, 170 с.
  107. Нравственные проблемы развития личности (под. ред. Титаренко А.И.), Москва. Изд-во МГУ 1982, 144 с.
  108. Нравственный прогресс и личность /Нравственный прогресс и личность /Под ред. В. Жямайтис. Вильнюс: Минтис. 1976, 264 с.
  109. И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1967 гг.).-Душанбе. Ирфон. 1968, 180 с.
  110. И.Т. Педагогика. Москва. 1968, 304 с.
  111. JI.A. Нравственное воспитание подростков во внешкольных учреждениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Душанбе. 1981. 20 с.
  112. Очерки по истории мировой культуры. -Москва. 1997, 479 с.
  113. Педагогика. /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского.-Москва. Педагогика. 198,4. 367 с.
  114. Педагогика школы. /Под ред. И. Т. Огородникова.-Москва. Просвещение. 1978,320 с.
  115. Педагогическая энциклопедия. (в 4-х томах) Главн. ред. И. А. Каирова. т. 1.-Москва. Сов. энцикл., 1964, 832 с.
  116. Педагогическая энциклопедия. (в 4-х томах) Главн. ред. И. А. Каирова. т.2.-Москва. Сов. энцикл., 1964. 912 с.
  117. Педагогическая энциклопедия. (в 4-х томах) Главн. ред. И. А. Каирова. т.4.-Москва. Сов. энцикл. 1964, 914 с.
  118. Педагогические проблемы и их решения учителем. /Под ред. Ю. Н. Колюткина. Ленинград. НИИ ООВ. 1979, 88 с.
  119. Педагогический поиск. Москва. 1988, 541 с.
  120. Ю.П. Социально-нравственный потенциал образования. -Свердловск 1987, 140 с.
  121. П.М. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении. Москва. 1980/, 194 с.
  122. Н.В. О воспитании познавательной самостоятельнояти. -Казань. 1968, 130 с.
  123. Положение об общеобразовательной школе.-Душанбе. 1995, 37 с.
  124. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. H.A. Менчинской.- Москва. 1971, 274 с.
  125. Рах, монов Э. Ш. Суханронй дар ичлосияи 50-уми Ассамблеяи Генералии Созмони Милали Муттах, ид//Тоцикистон дар роди демократия ва чомеаи мутамаддин. Душанбе. 1996,243 — 248 с.
  126. Э. Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. -Душанбе. 2000, 32 с.
  127. Н.В. Моральные отношения и их структура. Ленинград. Изд-во Лгу, 1974.
  128. Саъдии Шерозй. Бустон.-Душанбе. 1980. 275 с.
  129. Саъдии Шерозй. Гулистон.-Душанбе. 1980. 304 с.
  130. И.Ф. Нравственное воспитание детей. Москва. Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  131. И.Ф. Нравственное воспитание, изд. 2, Москва. Педагогика, 1974.
  132. В.М. Нравственный мир советского человека. Москва. 1980, 278 с.
  133. Стандарта давлатии маълумоти миёнаи Ч, умх, урии Тоцикистон. -Душанбе. 1997, 12 с.
  134. Л.А. Философия и история образования. Москва. 1999, 44 с.
  135. С. Фархднгшиносй. Душанбе. 2002, 224 с.
  136. В.А. Родительская педагогика. Москва. 1978.
  137. Тарбияи маънавии мактаббачагон.-Душанбе. 1991, 99 с.
  138. А. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности на традициях таджикской народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва. 1998, 23 с.
  139. Унсурулмаолии Кайковус. Кобуснома.-Душанбе. 1979, 107 с.
  140. К.Д. Собр. соч., т.2. 420 с.
  141. К.Д. Собр. соч., т.З. 455 с.
  142. К.Д. Собр. соч., т.8. -490 с.
  143. Д.И. Психология становления личности. Москва. 1994, 210 с.
  144. Философский словарь. Москва. Политиздат. 1986, 570 с.
  145. Фирдавсй, Абулкосим. Шох, нома. Китоби 1.- Душанбе. 1981,460 с.
  146. Г. Н., Бурдыко В. Я. Тарбияи маънавии мехнаткашон -Душанбе. Ирфон, 1982, 64 с.
  147. Н.Г. О методологии и методики изучения музыкальной культуры иранских народов эпохи древности и раннего средневековья //Методические проблемы преподавания музыкально-исторических и теоретических дисциплин. Душанбе 1999, 49 — 54 с.
  148. И.Ф. Теория нравственного воспитания. (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Минск: БГУ, 1972.
  149. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983. 159 с.
  150. И.Ф. Педагогика. М., 1990, 460 с.
  151. В. М. История мировых цивилизаций. X-XI классы. -М., 1997. 398 с.
  152. А.Г., Колесов JI.B. Девочка, подросток, дувушка. М., 1982.
  153. А.Г., Колесов J1.B. Мальчик, подросток, юноша. М., 1982.
  154. Х, офизи Шерозй. Куллиёт. Душанбе, 1983.
  155. Х, усайн Воизи Кошифй. Ахлоки му^синй.-Душанбе, 1991. 87 с.
  156. Шасти дустй. (Мацмуаи шеърх, о). -Душанбе, 1984.
  157. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение-М., 1986.
  158. М.С. Нравственно-половое воспитание детей в семье. М.: Знание, 1985.-40 с.
  159. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.-121 с.
  160. С.О., Цурбонов Ю. А. Рохдои пешгирй кардани цинояткорй дар байни цавонон. Душанбе: Ирфон, 1987, 112 с.
  161. Яновская М. .И быть человеком. М., 1980,143 с.
Заполнить форму текущей работой