Сущность процесса обучения
Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: Развитие мышления, памяти, творческих способностей; Специальная планомерная организация и управление; Оценивание результатов деятельности учащихся. Управление… Читать ещё >
Сущность процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки :
- — двусторонний характер;
- — совместная деятельность учителей и учащихся;
- — руководство со стороны учителя;
- — специальная планомерная организация и управление;
- — целостность и единство;
- — соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
- — управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
- — стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
- — организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
- — развитие мышления, памяти, творческих способностей;
- — совершенствование учебных умений и навыков;
- — выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты :
- — постановка целей учебной работы;
- — формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
- — определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
- — организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
- — придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
- — регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;
- — оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов :
- — осознание целей и задач обучения;
- — развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
- — осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
- — восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
- — проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
- — самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
- — самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.