Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВосприятиС худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ…удоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅, способствуСт Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ худоТСствСнной ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ смыслу, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½Π° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ-ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ людСй Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ, ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, эстСтичСскиС свойства Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Научная ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° ΠΌΠΈΡ€Π°, Π΄Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ цСлостный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· ΠΌΠΈΡ€Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ²… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВосприятиС худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ влияния Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Ρ‚Ρ€ΠΈΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, которая стоит ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ соврСмСнной ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школой.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΊΠ°ΠΊ для всСй личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΅Π΅ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½ (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры).

Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ освСщСниС тСорСтичСских вопросов Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ становлСния личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… психологов, срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π›. Π‘. Выготский, А. Π’. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Ρ†, Π’. П. Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π . А. Π—ΠΎΠ±ΠΎΠ², Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½Π°, Π’. М. Π ΠΎΠ·ΠΈΠ½, Π‘. Π‘. ΠœΠ΅ΠΉΠ»Π°Ρ…, А. М. ΠœΠΎΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅Π½ΠΊΠΎ, Π“. Π“. Π¨ΠΏΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. ВозмоТности использования ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ для развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° обусловлСны ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Ρ‹.

Π§Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ выполняСт ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ, Ρ€Π΅Π»Π°ΠΊΡΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ, ΡΡΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π°ΠΏΠΏΠ΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΊ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрС личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ для обозначСния эмоций, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈ восприятии худоТСствСнного Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ понятия «ΡΡΡ‚СтичСскиС эмоции», «ΡΡΡ‚СтичСскоС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», «Ρ…удоТСствСнныС пСрСТивания», «ΠΊΠ°Ρ‚арсис», «Ρ…удоТСствСнныС эмоции» (Π›. Π‘. Выготский, Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, Н. Π‘. Π‘Π΅Ρ€Ρ…ΠΈΠ½ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅). Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ эмоций ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Π‘Π΅ΠΌΠ°Π½ΠΎΠ²Π°, 1987).

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ…удоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅, способствуСт Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ худоТСствСнной ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ смыслу, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½Π° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ-ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ людСй Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ, ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, эстСтичСскиС свойства Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Научная ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° ΠΌΠΈΡ€Π°, Π΄Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ цСлостный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· ΠΌΠΈΡ€Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² познания, упускаСт вопросы ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, цСнностного, эстСтичСского освоСния Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ инструмСнт искусства, являСтся ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ эталоном, ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ для формирования худоТСствСнной эмоции — сопСрСТивания худоТСствСнному ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρƒ. Π›ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ произвСдСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ источником Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅.

ИдСя Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ присущСго Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ психологичСского содСрТания Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ своС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π›. Π‘. Выготского, Π‘. Π“. АнаньСва, И. Π’. Π‘Ρ‚Ρ€Π°Ρ…ΠΎΠ²Π°, Π‘. М. Π’Π΅ΠΏΠ»ΠΎΠ²Π°. Π₯удоТСствСнная Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ психологичСского знания, являясь, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ психологии (Якобсон, 1971).

ВоздСйствиС ΠΊΠ½ΠΈΠ³ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° выраТаСтся Π² ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ проявлСния эмоций ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²; ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ядра личности (смысловых ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ), ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ смыслам ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ям.

Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½Π° Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ понятиС «Ρ…удоТСствСнной ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ» для обозначСния процСсса восприятия, понимания ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Для изучСния худоТСствСнной ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΡ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½ΠΎΠΉ использовались Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ тСксты. Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ организованная учСбная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся способности Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ авторскиС смыслы ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· систСму худоТСствСнных срСдств ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ атмосфСру произвСдСния. Π§Π΅ΠΌ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΆΠ΅ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅ худоТСствСнноС восприятиС читатСля, Ρ‚Π΅ΠΌ Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ Π΅ΠΌΡƒ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ с ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ.

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ худоТСствСнная пСрцСпция Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ связСй ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠžΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ особСнности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ изобраТСния Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°Ρ…, ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ систСму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, худоТСствСнноС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ прСдставляСт собой слоТный процСсс ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ худоТСствСнной ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹. Она Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· описания Π΅Π³ΠΎ поступков ΠΈ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, произвСдСниям искусства, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² повСдСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, слоТности Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° (Π ΠΎΠΆΠΈΠ½Π°, 1976).

Π₯удоТСствСнноС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° обСспСчиваСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-смысловой сфСры личности школьника, пСрСстройку Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… структурных ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² личности, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ΅Π½Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡΡ‚СтичСская Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΡΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ искусства, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ явлСний ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°.

Высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСрсонаТа обСспСчиваСт раскрытиС многообразия, многовариантности присущих Π΅ΠΌΡƒ сторон ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π², слоТности, нСоднозначности, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ противорСчивости свойствСнных Π΅ΠΌΡƒ качСств ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ².

О. И. Π›Π΅ΠΉΠ½ΠΎΠ²Π° Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСдставлСний учащихся ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° стало Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ использования ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² Π΅Π³ΠΎ худоТСствСнном ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°Ρ….

Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ А. М. Π“Π°Π΄ΠΈΠ»ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π° тСсная взаимосвязь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ восприятиСм худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьниками ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΡ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, отмСчаСтся тСсная взаимосвязь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ восприятиСм поэтичСского произвСдСния ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ словСсной Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ эмоций Ρƒ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ исслСдованиС ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ учащиСся ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… классов Π½Π΅ Π² Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ умСниями психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° поэтичСского тСкста. ΠΠ΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этих ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ нСдостаточно ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π³ΠΎ восприятия ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°-пСрСТивания.

Богласно А. М. Π“Π°Π΄ΠΈΠ»ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ориСнтированная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, направлСнная Π½Π° ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащимися умСниями Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°-пСрСТивания, обСспСчиваСт Π΅Π³ΠΎ восприятиС Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡΡ‚оронности.

Π£ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся формируСтся прСдставлСниС ΠΎ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ спСктрС чувств ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, присущих Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρƒ Π½ΠΈΡ… словСсной Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ эмоций. Π­Ρ‚ΠΎ нашло своС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ², ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… учащимися ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов для описания воспринятого ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°-пСрСТивания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ собствСнной ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры; сСмантичСской наполнСнности Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ²; Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ проявлСния описываСмого пСрСТивания; ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ характСристик воспринимаСмого пСрСТивания; Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ собствСнных эмоций; Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π½ΡŽΠ°Π½ΡΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ чувств ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ, присущих личности.

ВосприятиС школьниками худоТСствСнного тСкста зависит ΠΎΡ‚ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈΠ· Π²ΡΠ΅Ρ… элСмСнтов прСдлоТСния ΠΈ Π²ΠΎΡΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΡΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π›. Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½ΠΎΠΉ, подчСркиваСтся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π° с Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, тСкстом. НастоящСС Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ — сотворчСство ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ тСкста ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚атСля.

УмСния Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои эмоции ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π° Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний, Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ эмоции ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй, богатство ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ словаря ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ для ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ спСктра личностных проявлСний учащСгося ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

Диагностика ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ для стимулирования ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ эффСктивности Π΅Π³ΠΎ взаимодСйствия со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ. ОсобСнно Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ прСдставляСтся ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ подростковому возрасту, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π² ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрС считаСтся Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ восприятия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ прСдставляСт собой ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ‚Π²ΠΎΡ€Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ всСми ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, эстСтичСскими, Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ знаниями Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ВосприятиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ воспитания, становлСния личности, восприятия ΠΌΠΈΡ€Π°, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°.

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния ΠΈ Π΅Π³ΠΎ дальнСйшСго углублСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° являСтся особСнно Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ вопросом.

ВосприятиС ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои особСнности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ свойствСнны Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ Π΅Π΅ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ любого Π²ΠΈΠ΄Π° искусства. Π­Ρ‚ΠΈΠΌΠΈ особСнностями ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚ворчСский Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ (НСвСров, 1983).

Π’ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ ΠΌΠΈΡ€Π°, суТдСниС писатСля ΠΎΠ± ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Познавая Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ самого сСбя. Π Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡ сфСру Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, худоТСствСнная Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ мысли.

ВосприятиС худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π½Π΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ просто ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Оно прСдставляСт собой Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ мотивация, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСс.

ЦСлью этой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ являСтся созданиС Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ нСпосрСдствСнно, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ цСнностями Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ сами ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ Π΄Π»Ρ практичСского пользования, для взаимодСйствия со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ ΠΈ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, для удовлСтворСния своих потрСбностСй.

Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° интСрСсуСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… свойств личности. ΠžΡ‚ «Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ» Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ произвСдСния ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ, Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² растСт ΠΊΡ€ΡƒΠ³ осознаваСмых ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… свойств личности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, появляСтся интСрСс ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π΅Π³ΠΎ повСдСния.

Однако Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ гСроя Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π·Π²Π΅ΡΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ повСдСния. Но ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ интСрСс ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ гСроя, стрСмятся ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ творчСскоС мировосприятиС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ школьников способны ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ произвСдСния, использовав Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°Ρ… обобщСния эстСтичСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.

Вопрос ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ восприятия читатСля-школьника ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ аспСкт, связанный с Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ возрастных, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… возмоТностСй учащихся.

Ряд психологов ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎ 3 основных Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ… восприятия школьников:

  • 1) Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ отмСчаСтся ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ наглядных ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов.
  • 2) Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ — ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ словСсных ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² восприятия.
  • 3) Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ — ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ.

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² восприятия характСризуСтся, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, большСй ΠΈΠ»ΠΈ мСньшСй ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΊ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ произвСдСния ΠΏΡ€ΠΈ минимальной ΠΈΠ»ΠΈ постоянной Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ учитСля.

Π’ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… случаях Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ восприятии Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ Π½ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ элСмСнт наслаТдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ опосрСдован объСмом Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ произвСдСния искусства.

ВосприятиС ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ элСмСнт Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования учащихся, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΡ… ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ зрСлости ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-эстСтичСской восприимчивости.

ИсслСдованиС учСничСского восприятия Π² ΠΌΠ΅Ρ‚одичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ школьного Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ особСнности восприятия Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‡Π΅ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ углублСния.

Основной ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ восприятия Π»ΠΈΡ€ΠΈΠΊΠΈ являСтся сила нСпосрСдствСнного ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ впСчатлСния. УчащиСся 5−8 классов Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ восприимчивы ΠΊ Π»ΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ поэзии, Ρ‡Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ 8−9 классов, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… подростков наступаСт врСмСнная «Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Π°» ΠΊ Π»ΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ поэзии. Π’ 10−11 классах интСрСс ΠΊ Π»ΠΈΡ€ΠΈΠΊΠ΅ возвращаСтся, Π½ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высоком качСствС. ΠΠ°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдставляСт восприятиС Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ смысла поэтичСских ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ стихотворной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹.

Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ-школьник Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ всСго общаСтся с Ρ…удоТСствСнным ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ прозаичСского произвСдСния. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ изучСния прозаичСских ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² 7−9 классах являСтся основой всСй ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… классах (ΠœΠ°Ρ€Π°Π½Ρ†ΠΌΠ°Π½, 1974).

ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ учащимися любви ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ качСства личности, стрСмлСниС внСсти прСкрасноС Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°ΠΌ, Π² ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ повСдСния, Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи, Π² Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, памятников ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π±Ρ‹Ρ‚Π°.

Π”Π΅Π»ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π½Π°ΡΡ‹Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ школьников самой высокозначимой худоТСствСнно-эстСтичСской ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° личности ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сфСр Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС худоТСствСнно-эстСтичСской. ИмСнно Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни раскрываСтся ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ΅ восприятиС школьников.

ΠœΠΈΡ€ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ писатСля, Π΅Π³ΠΎ эстСтичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ-ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΡƒ Π½Π΅ ΡΡ€Π°Π·Ρƒ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ отсутствиС Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ΅ восприятиС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° учащиСся Π½Π΅ ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сцСн ΠΈ ΡΠΏΠΈΠ·ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ, Π½Π΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΆΠ°Π½Ρ€Π°, мыслят срСдства поэтичСской Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Π½Π΅ связи с ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΡΡƒΡ‚ΡŒΡŽ произвСдСния.

Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ чтСния, усвоСниС нравствСнного ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, восприятиС эстСтичСского многообразия ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — Π²ΠΎΡ‚ основныС вопросы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ»Π½ΡƒΡŽΡ‚ учитСля-словСсника ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ систСмС школьного Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ