Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Синтаксические особенности речи ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По цели высказывания Миша в своей речи использует все три типа предложений: повествовательные (например, Миша (4.11.11): «Техника — это такие специальные машины, которые могут ходить даже по болоту»), вопросительные (например, Миша (5.7.27): «Куда пойдем гулять?», «Катя, пойдем играть в „лего“?»), побудительные (например, Миша (5.7.20): «Тише!», «Не кричи!»). Для построения вопросительных… Читать ещё >

Синтаксические особенности речи ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В возрасте от 4.10 до 5.10 лет Миша в своей речи употребляет все типы предложений.

По цели высказывания Миша в своей речи использует все три типа предложений: повествовательные (например, Миша (4.11.11): «Техника — это такие специальные машины, которые могут ходить даже по болоту»), вопросительные (например, Миша (5.7.27): «Куда пойдем гулять?», «Катя, пойдем играть в „лего“?»), побудительные (например, Миша (5.7.20): «Тише!», «Не кричи!»). Для построения вопросительных предложений Миша использует вопросительные местоимения и наречия (кто, что, какой, сколько, где, куда, как, почему, когда и пр.).

По эмоциональной окраске в речи Миши встречаются как восклицательные предложения (Миша (5.7.20): «Ура, гулять идем!»), так и невосклицательные.

По строению Миша активно использует предложения простые, сложные и осложненные.

Например:

· .

Миша (4.10.0): «Художник учит детей рисовать». «Солдат сражается с преступниками-немцами». «Баскетболист занимается баскетболом».

«Летчик летает на самолетах». «Механик машины чинит настоящие».

Миша (4. 10. 14):

Когда папа снаружи открывает ключами дверь и Миша слышит это, то говорит: «Я слышу чириканье (или: „Папа чирикает ключами“)».

Миша гулял на улице, было жарко и он говорит: «Я на солнце взмокрел».

Миша (5.10.27): «Я пошутил». «Мне холодно».

В данных примерах преобладают двусоставные предложения. В роли подлежащего, как правило, выступает имя существительное или местоимение. В роли сказуемого — разные формы сказуемого (простое (спрягаемая форма глагола) и составное глагольное и именное, сложного сказуемого не встречается). Дополнения прямые и косвенные. Преобладает прямой порядок слов, хотя есть и обратный (предложение «Я на солнце взмокрел»). Предложения в основном распространенные.

· .

Миша (4.10.0): «Продавец продает всякие продукты и сладости, игрушки».

«Строитель — дома строит, таскает бетонные плиты на кранах». «Космонавт — в космос летает на ракете или космическом корабле». «Водитель — машину водит или автобус, или другую технику».

Миша (4.10.15): «Баскетбол — это стоять на земле и подкидывать вверх мячик, попадать по цели в корзину».

В данных примерах предложения осложнены однородными членами. Причем для соединения однородных членов в данных предложениях Миша использует сочинительные союзы (и, или) и интонацию.

Миша (4.11.4): «В моей комнате есть канат, кольца, два турника (маленький турник и большой), шведская стенка и качающаяся лестница».

Данный пример интересен тем, что в нем Миша употребляет причастие «качающаяся» в роли согласованного определения.

Миша (4.10.14):

Миша аккуратно закрывает дверцу холодильника и говорит мне (маме):

«Смотри, как я нежно закрыл».

В данном примере предложение осложнено вводной конструкцией «смотри», семантика которой привлечение внимания к сообщению.

Миша говорит папе о том, чтобы папа аккуратно утром открыл дверь в комнату и никого не разбудил: «Папа, ты замок прищепишь…».

Миша (4. 11.25): «Смотри, мама, гречка убольшилась». Миша (4.11.27): «Не бойся, мама, этот комар не кусачий». Данные примеры осложнены обращениями.

· .

Миша (4.10.0): Полицейский ловит преступников, если кто-то правила нарушает". «Стюардесса еду носит в самолете людям, которые сидят».

«Таксист — дядя, у которого машина такси и он перевозит тех людей, у которых машины нет».

Миша (4.10.6): «Петрушка — это такое растение, которое можно есть».

«Щавель — это такие хрустящие листья, которые можно суп добавлять любой».

«Лес — это то, где много деревьев растет и где можно одному заблудиться и кричать «ау». «В лесу растет трава-осока для животных, которые в лесу живут».

«Лось скидывает рога на зиму, а весной у него новые отрастают». «Зайцы хитрые, потому что бегают быстро».

Миша (4.11.4): «Космос — это такое небо ночное со звездами и можно в это небо улететь, а для этого есть специальный космический прибор, который называется ракета и космический корабль».

Миша (4.11.12): «Сыр — это молочный продукт, который делают из молока, но я не знаю, как его делают». «Суп — это такой бульон, который делается из овощей».

Миша (4.11.11): «Техника — это такие специальные машины, которые могут ходить даже по болоту».

Миша (4.11.19):

Миша принял душ и говорит: «Я помылся сначала тихой водой, потом громкой».

Миша (5.0.2):"Если наработаем много денег, то сможем купить мне багги".

Миша (5.7.22): «Осина называется испуганным деревом, потому что когда все другие деревья молчат, она шумит листьями».

Миша (5.7.27): «Раз я принес, значит надо играть вместе».

Данные примеры достаточно разнообразные. Среди них встречаются сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры с различными средствами связи (союзы: если, потому что, если… то, раз… значит, много примеров с союзным словом «которые» и пр.). Как правило предложения построены правильно, в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры придаточная часть стоит после опорного слова. Активно усвоены Мишей и сложносочиненные предложения. В данных примерах встречается сложносочиненные предложения с общим противительным значением (средства связи: союзы а, но). Также в своей речи Миша свободно пользуется многочленными предложениями с различными средствами связи (соединительной и подчинительной). Это говорит о том, что в данный возрастной период ребенок, как правило, уже усвоил основные типы предложений и свободно их употребляет в своей речи, что говорит о развитии словесно-логического мышления. Надо отметить и то, что в разговорной речи не наблюдается употребление причастных и деепричастных оборотов в предложении.

Так как данный период характеризуется для ребенка активной игровой деятельностью, то в речи Миши активно развита и проявляется монологическая речь (в самостоятельной игре), диалогическ ая речь (в самостоятельной игре, в игре и общении с ребятами и взрослыми). Развита прямая и косвенная речь. Косвенная речь часто воспроизводится с союзом что и помещается после указания, кому она принадлежит (например: «Воспитательница говорит, что…») В этот же период ребенок способен с помощью наводящих вопросов пересказывать тексты.

Например:

1) Ежевика — вкусная и сочная ягода, самая близкая родственница малины. Растет в виде колючего кустарника, дающего крупные темнофиолетовые, почти черные плоды с кисло-сладким вкусом. Свое название эта ягода получила за колючие стебли, напоминающие иголки ежа.

Миша (5.4.5):

Мама: «Про что прочитал?».

Миша: «Про ежевику. Ежевика вкусная. Называется так, потому что похожа на ежа и потому что у нее колючие стебли».

2) Морковь — огородное растение с оранжевым корнеплодом. В нашу страну морковь попала из Южной Европы. Все знают поговорку «держи хвост морковкой», что означает «не робей».

Миша (5.4.5):

Мама: «Миша, про что ты прочитал?».

Миша: «Про морковь. Держи хвостик за морковку». Мама: «Из какой страны к нам приехала?».

Миша: «Из Южной Европы».

3) Осину называют «испуганным деревом», потому что ее тяжелые листья на тонком черешке дрожат от самого слабого ветерка. Когда другие деревья «молчат», осина шепчет всей своей кроной. Кору молодых осинок грызут зайцы. В конце зимы на осиновых ветках появляются пушистые сережки.

Миша (5.7.23):

Мама: «Про что ты прочитал?».

Миша: «Осина называется испуганным деревом, потому что когда все другие деревья молчат, она шумит листьями. Потому что даже слабый ветерок ее пугает и она может только без ветра жить, а с ветром нет. С ветром другие деревья могут, а осина нет».

В данных примерах видно, что Миша улавливает основную мысль текста и чем взрослее становится, тем более детальнее становится его пересказ.

К этому возрастному периоду ребенком освоены и этикетные слова. В своей речи Миша активно их использует (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, передайте, пожалуйста, до свидания, спокойной ночи и т. д.).

Этот же период характеризуется проявлением активного творчества у ребенка. Мише очень нравится самому придумывать загадки.

Миша (4.10.9):

Загадки.

1) Они желтые как лиса.

ГРИБЫ Это — грибы, но они — оранжевые грибы. Название у них как лиса. (лисички).

  • 2) У него ножка белая, Шляпка чуть-чуть серая. Он растет в траве, Где вырастет, там срывают.
  • (белый гриб)
  • 3) Он растет под березой,

Шляпка у него такая же, как у белого гриба.

  • (подберезовик)
  • 4) Он растет в лесу, где мы гуляли,

Но этот гриб, который еще не сильно знаю.

  • (сыроежка)
  • 5) Он растет с красной шляпкой, Его нельзя срывать,

С белыми точками шляпка, А ножка белая.

(мухомор) ЗАГАДКИ ПРО ЖИВОТНЫХ.

1) Он с рогами,

Он такой коричневый.

  • (лось)
  • 2) У зверька нету ножек, Катается как мяч,

И иголки у него очень колкие.

  • (еж)
  • 3) Он лазит по деревьям В европейских лесах, Но у нас не живет.
  • (панда)
  • 4) У зверька есть грива,

Он живет от нас далеко, Потому что он в Африке живет.

(лев) Миша (4.11.27):

Миша смотрела в окно на грозу и придумал песню:

Туча, туча, туча, гром, Где же ты усатый гром?

(И пояснил, что усатый — значит сердитый, страшный).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой