Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание нравственного воспитания мусульман

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особо надо спешить с добрыми делами по отношению к нуждающимся, прежде всего к больным, беднякам, одиноким и инвалидам, тем, кто разорился в силу каких-то стихийных бедствий или превратностей судьбы, кто содержит неимущих родственников. Таким людям нужна практическая материальная помощь. Поэтому к больным людям мусульмане всегда проявляют милосердие, стараются навестить, ободрить, принести… Читать ещё >

Содержание нравственного воспитания мусульман (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой этики Корана является понятие «сотворение добра». Добро должно сопровождать человека с первого дня его жизни, поэтому задача родителей — воспитать ребенка таким образом, чтобы в своей жизни он совершил как можно больше добрых поступков. Все, что служит добру, — угодно Аллаху.

Уже сам факт рождения ребенка воспринимается в мусульманской семье как радостное, богоугодное событие и издавна сопровождается праздничными обрядами, что погружает роженицу и ее дитя в атмосферу тепла, любви и добра. Доброжелательство окружающих ребенок ощущает буквально со дня своего рождения.

Еще с раннего детства ребенок слышит такие поучения: «Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили доброе: им прощение и великая награда» (сура 5, стих 12), «А если кто сделает что-нибудь благое — будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, — то эти войдут в рай и не будут обижены…» (4:123).

…Друг другу лучше помогайте В делах добра и благочестья, А в злодеяньях и вражде Друг другу не оказывайте помощь…

Детям внушается, что дела важны не только для окружающих, но и для самого человека, творящего их. Создавая добро, человек творит его не в обмен на вознаграждение или внешнюю похвалу и одобрение, а для собственного удовлетворения. «Если вы творите добро, то вы творите для самих себя…» (17:7). Но и делая зло другому, человек причиняет его прежде всего себе. Трудно не согласиться со справедливостью этих утверждений, ведь добрые поступки сопровождаются положительными эмоциями, а недобрые разрушают психику. Добро предпочтительнее зла — об этом маленький мусульманин слышит многократно. В Коране прописана не только необходимость творить добро, но и даны конкретные указания о том, как его делать: помогать нуждающимся, посещать больных, уважать старших и т. д.

Совершая добрые поступки, наставляет Коран, следует помнить о том, кому нужно делать добро. Кому же?

Уже ребенок знал, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, даже своему врагу. Ведь чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он, и, значит, тем меньше он причинит зла другим. Л того, кто скупился на добро при жизни, никто не вспомнит добром и после его смерти. Важным является правило: делая добро людям, нельзя похваляться им, а нужно забывать об этом. В то же время человеку никогда не следует забывать доброту людей к себе, о ней нужно вечно помнить, а тот, кто неблагодарен людям, неблагодарен и Аллаху. Поэтому следует неустанно везде рассказывать о том хорошем, что сделали тебе люди.

Особо надо спешить с добрыми делами по отношению к нуждающимся, прежде всего к больным, беднякам, одиноким и инвалидам, тем, кто разорился в силу каких-то стихийных бедствий или превратностей судьбы, кто содержит неимущих родственников. Таким людям нужна практическая материальная помощь. Поэтому к больным людям мусульмане всегда проявляют милосердие, стараются навестить, ободрить, принести гостинцы, помочь в домашних делах, т. е. не оставляют их на произвол судьбы.

Делать добрые дела следует по отношению к «родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, близкому по родству, и соседу чужому и другу, и путнику…» (4:40). И еще очень важное правило: не следует ждать, когда тебя попросят о помощи, нужно самому догадаться о нужде другого и помочь ему.

Особого внимания требуют сироты. «Опекайте сирот, а те, кто будет обижать и притеснять их, будут сами гореть в пламени» (хадисы).

Каждый мусульманин знает, что следует заботиться о родителях, быть с ними уважительным, почтительным и смиренным, хранить в душе благодарность к ним. Особую благодарность следует сохранять к матери, отдавая ей все, что в силах человека. «Рай находится иод ногами матери» — это известно каждому мусульманину с детства.

Большое значение для мусульманина имеют отношения с соседями. Надо ладить с соседями, отношения с ними должны быть добрыми, как с матерью, и уважительными. Хороший человек никогда не ляжет спать, поужинав, если сосед его голоден, всегда поделится с ним, чем сможет, — таковы не только наставления Корана, но постоянная практика людей, исповедующих ислам.

Таким образом, со всеми надо быть приветливым и обходительным, добрым и дружелюбным, независимо от того, хороший перед тобой человек или плохой, мусульманин или иноверец — так повелел Всевышний пророку Мусе, говорится в Коране.

Доброе отношение к людям обязательно предполагает деятельную жизненную позицию. Об этом говорится в данной притче.

Побуждая человека помогать каждому, Коран в то же время осуждает нищенство'. Аллах дарует человеку мудрость, а раз она ему дана, то он сам добьется благополучия в своей жизни.

Еще одно правило ислама: выбирай в жизни прямую дорогу, «кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе…» (7:16). «Пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!».

Нужно быть великодушным, способным прощать другим их ошибки, мириться с отрицательными чертами в других. Мусульмане считают, что отсутствие великодушия — злейший из всех недостатков, а поспешность в стремлении к мести — величайший грех. «Сдержанность и выдержка возвеличивают человека».

В Коране имеется много других правил морали: будь честным, стойким и справедливым, не прелюбодействуй, чти предков и посещай их могилы, сохраняй деликатность: «чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается».

В Коране содержатся и правила, предписывающие обязанности мужа и жены:

Мужья над женами стоят.

Из их имущества исходит.

(Блюдя очаг их и сохранность).

А потому добропорядочные жены.

За то, что Бог одним из них.

Послушно преданы мужьям,.

Дал преимущество перед другими.

И в их отсутствие хранят,.

И также потому,.

Что повелел им Бог хранить.

Что весь расход на содержание семьи.

(4:34).

И хотя за тысячелетие многое изменилось в общественной жизни, у мусульманских народов России в целом сохранился такой взгляд на семью, когда признается главенство мужа над женой в жизненно важных вопросах.

В Коране многократно осуждаются дурные поступки. Аллах, говорится в нем, не любит изменников и грешников, лжецов и лицемеров, хвастунов и гордецов, клеветников и злословов. «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога!» (17:32) Также неугодны Богу лень, неумение активно действовать, обеспечить жизнь своим трудом.

Коран содержит десятки обращений к иудеям, христианам, утверждает, что они и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу: «Аллах — наш Господь и ваш Господь: нам — наши деяния, вам — ваши деяния, нет доводов между вами и нами. Аллах соберет нас, и к Нему возвращение». «И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся». Поэтому нужно одинаково почитать Коран, Библию и пророков — общих для иудеев, христиан и мусульман. Для ислама характерны веротерпимость, стрелтениекмиру.

Ислам, таким образом, предписывает каждому верующему нравственные нормы, гуманные и всеобщие, многократно повторяемые и разъясняемые в Коране и хадисах. «В Коране много мыслей здравых…» (А. С. Пушкин), но есть и такие, которые вызывают постоянные упреки этому учению (призыв к войне с противниками веры, месть за убийства и т. п.). Однако эти нормы нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста Корана, они не составляют его сути (как христианство не характеризуют деяния святой инквизиции в Средневековье). Светлая и человеколюбивая сущность ислама не может быть заслонена, сс-то и восприняли мусульмане всех стран мира, являясь верными в своих убеждениях и привязанностях, не предавая их, — так диктует им Коран.

Исследователи, изучающие ислам, отмечают, что мусульмане имели крепкую силу сопротивления всяким чуждым влияниям, так как с детских лет многократно повторяли нравственные заповеди и упражнялись в их выполнении. Известно, что частым стимулом действий человека служит денежный интерес, выгода, но он оказался бессильным перед убеждениями мусульманина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой