Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблемеобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияанализ государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к специалистам индустрии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА В РОССИИ И ЕВРОПЕ
    • 1. 1. Российская система подготовки специалистов гостиничного сервиса: история и современность
    • 1. 2. Европейские системы подготовки специалистов гостиничного сервиса
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 2. 1. Предпосылки перехода к компетентностному подходу
    • 2. 2. Компетенция как педагогическая категория
    • 2. 3. Общие (ключевые) компетенции
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА
    • 3. 1. Модель выпускника колледжа специальности
  • Гостиничный сервис"
    • 3. 2. Педагогические технологии развития общих компетенций в разных видах деятельности обучающихся
      • 3. 2. 1. Учебная деятельность
      • 3. 2. 2. Квазипрофессиональная деятельность
      • 3. 2. 3. Учебно-профессиональная деятельность
    • 3. 3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию общих компетенций
  • Выводы по третьей главе

Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гостиничная индустрия на современном этапе является одной из динамично развивающихся отраслей сферы обслуживания. Рост числа гостиничных предприятий в России за последние два десятилетия, появление гостиниц всех классов (от эконом-класса до класса люкс) повлияли на создание конкурентной среды на рынке гостиничных услуг. Потребитель отдает предпочтение гостинице, в которой ему предоставляется качественное обслуживание. Успех обслуживания во многом зависит от характера отношений персонала с потребителем в процессе предоставления услуг, поэтому особое место среди задач развития гостиничной индустрии, повышения конкурентоспособности занимает подготовка профессиональных кадров.

При значительном количестве выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений гостиничные предприятия испытывают дефицит в квалифицированных кадрах. По экспертным данным нехватка работников среднего звена на предприятиях отрасли достигает 40 -50%, высшего — 80−90%. Данные по трудоустройству выпускников колледжей свидетельствуют о том, что лишь 12 — 15% устраиваются работать в гостиницы на должности среднего звена, 50 — 58% на должности низшего уровня (портье, горничная, официант, администратор), а остальные выбирают другие сферы (торговля, недвижимость, услуги). При этом средняя продолжительность работы на одном предприятии составляет 1−1,5 года.

Эту тенденцию можно объяснить структурными перестройками на рынке труда, преобладанием в системе подготовки специалистов гостиничного сервиса высших учебных заведений, возрастным фактором (средний возраст выпускника колледжа — 17−18 лет). Кроме того причины подобного явления, по мнению работодателей, связаны и с недостаточным качеством подготовки специалистов в области формирования навыков взаимодействия с клиентом, поведения в профессиональных ситуациях. Данные навыки следует рассматривать как результат проявления интегрирование сформированных общих и профессиональных компетенций. Государственный образовательный стандарт второго поколения предлагал когнитивно-ориентированное содержание с дифференцированным освоением общих и специальных дисциплин, лишь латентно подразумевая их взаимодействие на уровне межпредметных связей. В связи с этим существующая система подготовки специалистов гостиничного сервиса требует изменений в части перехода к компетентностно-ориентированному содержанию, в рамках которого будет возможна интеграция общих компетенций (развиваемых с детства) в формируемое индивидуальное профессиональное поле.

Так как в сфере сервиса производственная результативность в большей мере зависит от человеческого фактора, то на рынке труда наиболее востребованным оказывается специалист, профессиональная компетентность которого включает в себя интегрированные характеристики общих и профессиональных компетенций. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

Введение

в действие федеральных государственных образовательных стандартов переориентирует на интегративный подход в формировании общих и профессиональных компетенций. Необходимость теоретического осмысления содержания, процесса развития и диагностирования общих компетенций, а также их интеграции с профессиональными компетенциями будущих специалистов гостиничного сервиса выявляет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования определяет перечень общих компетенций и указывает, что их развитие должно происходить при освоении всех учебных дисциплин и профессиональных модулей. Актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне возрастает в связи с необходимостью исследования педагогических условий, способствующих развитию общих компетенций в их интеграции с формируемыми профессиональными компетенциями в рамках подготовки студентов специальности «Гостиничный сервис».

Ключевые понятия исследования.

Компетенция — интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией (с конкретной реальной деятельностью), т. е. способность мобилизовать знания, умения и практический опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации (Э.Ф. Зеер).

Общие компетенции — универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство (Региональный (областной) компонент Государственного образовательного стандарта НПО и СПО Свердловской области);

— способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности (В.И. Блинов, И. А. Волошина и др.).

Профессиональные компетенции — способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности (В.И. Блинов, И. А. Волошина и др.).

Педагогические условия, способствующие развитию общих компетенцийсовокупность внешних и внутренних факторов образовательного процесса, от реализации которых зависит развитие общих компетенций и их интеграция в профессиональное поле обучающихся.

Модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис» — характеристика существенных личных качеств, знаний, навыков, умений, необходимых выпускнику для продуктивного выполнения разнообразных задач в области гостиничного сервиса.

Степень разработанности проблемы. Поиск оптимальных педагогических условий развития общих компетенций в профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса осуществлялся с учетом компетентностного подхода, рассмотренного в работах В. И. Байденко, A.C. Белкина, В. А. Болотова, С. З. Гончаровой, Э. Ф. Зеера, В. Д. Лобашева, J1.B. Львова, A.M. Новикова и др. Исследованию ключевых компетенций посвящены публикации В. И. Байденко,.

О.М. Бобиенко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, A.B. Хуторского и др. Деятельностная теория усвоения социального опыта представлена в трудах JI.C. Выготского, С. Л. Рубинштейна, JI.H. Леонтьева, П. Я. Гальперина.

Ключевые положения теории контекстного обучения раскрыты в исследованиях A.A. Вербицкого, О. Б. Ермаковой, О. М. Дементьевой. Проблемы выбора педагогических технологий разработаны Г. В. Лаврентьевым, М. И. Махмутовым, А. П. Панфиловой, О. Н. Олейниковой, Г. К. Селевко, Н. Е. Эргановой. Концепция педагогической интеграции представлена в работах Н. К. Чапаева, М. Л. Вайнштейна, О. В. Темняткиной. Основные аспекты качества среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях рассматриваются в публикациях Г. И. Ибрагимова, Т. А. Корчак и др.

Вопросы педагогики туристского образования, в том числе подготовки специалистов гостиничного сервиса, анализируются в работах В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, М. Е. Курдаковой, И. А. Абдуллиной, Н. В. Корнейченко, И.В. Фанг-Юнг, Т. Л. Тимохиной, С. Г. Ушенко, И. А. Андриановой, Л. А. Насыровой и др.

В ходе проводимого исследования был выявлен ряд противоречий:

• на социально-педагогическом уровне: между возросшими требованиями общества и рынка труда к уровню профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса и недостаточной подготовкой специалистов в части развития общих компетенций на уровне среднего профессионального образования.

• на научно-теоретическом уровне: между необходимостью интегрированного формирования общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов гостиничного сервиса и недостаточной разработанностью научно-теоретических подходов к процессу формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса.

• на научно-методическом уровне: между необходимостью перехода к компетентностно-ориентированному обучению и неразработанностью педагогических условий развития общих и профессиональных компетенций будущих специалистов гостиничного сервиса.

Выделенные противоречия, изучение опыта работы учреждений среднего профессионального образования в России и за рубежом, анализ педагогической литературы позволили сформулировать проблему исследования: какие общие компетенции наиболее значимы для профессиональной деятельности в сфере гостиничного сервиса, и каким образом можно развивать общие компетенции в процессе подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса.

Актуальность проблемы, поиск путей решения указанных противоречий определили тему исследования: «Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса».

В диссертационное исследовании введено ограничение: разрабатывая педагогические условия развития общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса, мы рассматриваем проблему в рамках подготовки студентов средних профессиональных учебных заведений (колледж, техникум) по специальности 101 101 «Гостиничный сервис» базового уровня при освоении специальных дисциплин «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и организации трех видов практик: учебной, по профилю специальности и квалификационной.

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и проверка в ходе опытно-поисковой работы педагогических условий развития общих компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса.

Предмет исследования — педагогические условия развития общих компетенций будущих специалистов гостиничного сервиса.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что педагогическими условиями, способствующими развитию общих компетенций будущих специалистов гостиничного сервиса, могут являться:

• построение процесса обучения, ориентированного на модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис», содержащую личностные, когнитивные и технологические компоненты;

• компетентностно-ориентированное содержание и применение теории контекстного обучения при освоении специальных дисциплин «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и организации трех видов практик: учебной, по профилю специальности и квалификационной;

• использование оценочных средств, ориентированных на определение уровня развития общих компетенций при решении профессиональных задач.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Обосновать и разработать модель выпускника специальности «Гостиничный сервис» в рамках среднего профессионального образования, основанную на требованиях работодателей, государственных образовательных стандартоввыявить перечень общих компетенций, наиболее значимых для специалиста индустрии гостеприимства.

3. Спроектировать и реализовать компетентностно-ориентированное содержание по дисциплинам «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и трем видам практик на основе применения теории контекстного обучения.

4. Разработать оценочные средства, ориентированные на определение уровня развития общих компетенций в контексте формирования профессиональных компетенций.

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанных педагогических условий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические подходы к определению сущности компетентностного подхода, развития системы образования в условиях новой парадигмы (В.И. Байденко, A.C. Белкин, В. А. Болотов, С. З. Гончарова, Э. Ф. Зеер, В. Д. Лобашев, Л. В. Львов, A.M. Новиков и др.) — исследования ключевых компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, О. М. Бобиенко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.) — деятельностная теория усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) — теория контекстного обучения (A.A. Вербицкий, О. Б. Ермакова, О.М. Дементьева) — теоретические основы моделирования в профессиональном образовании (Н.Ф. Талызина, Л. Г. Семушина и др.) — основные аспекты качества среднего профессионального образования) (Г.И. Ибрагимов и др.) — педагогические технологии в профессиональном обучении (Г.В. Лаврентьев, М. И. Махмутов, А. П. Панфилова, О. Н. Олейникова, Г. К. Селевко, Н.Е. Эрганова) — концепция педагогической интеграции (М.Л. Вайнштейн, Н.К. Чапаев) — педагогика туристского образования (В.А. Квартальнов, И.В. Зорин) — содержание, формы и методы подготовки специалистов гостиничного сервиса (И.А. Абдуллина, И. А. Андрианова, Н. В. Корнейченко, Л. А. Насырова, И.В. Фанг-Юнг, Т. Л. Тимохина, С. Г. Ушенко и др.).

В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблемеобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияанализ государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к специалистам индустрии гостеприимствамоделированиеэмпирические — педагогическое наблюдение, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта, опрос, свободное и формализованное интервьюирование работодателей, преподавателей и студентованкетирование, тестирование, опытно-поисковая работа, статистическая обработка полученных в ходе опытно-поисковой работы результатов.

База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ГБОУ СПО СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» с сетью филиалов (г. Первоуральск Свердловской обл., г.

Когалым, г. Нягань ХМАО Тюменской области) — в ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский колледж транспортного строительства" — в ГОУ СПО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум». В исследовании приняли участие 529 человек (18 преподавателей и 511 студентов).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2012 гг. в три этапа:

Первый этап (2000 — 2006 гг.) — изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследованияформулировка проблемы, темы исследования, определение научного аппарата, разработка плана работы. На данном этапе основным методом исследования являлся метод теоретического анализа научной литературы.

Второй этап (2007 — 2008 гг.) — анализ состояния и тенденций развития гостиничной индустрииизучение опыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке специалистов гостиничного сервисаопределение методологии и методики исследованияразработка авторских учебно-тематических планов и учебных программ по специальным дисциплинам, подготовка учебно-методического обеспечения процесса обучения.

На этом этапе исследования использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анализ государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к специалистам гостиничной индустрии, опрос, свободное и формализованное интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Третий этап (2008 -2012 гг.) — проведение опытно-поисковой работыуточнение структуры специальных дисциплин по гостиничному сервисуподготовка научных статей, учебных пособий и методических рекомендаций по результатам исследованияподведение итогов опытно-поисковой работы, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

На этом этапе исследования использовались следующие методы: моделирование, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются разработанностью его методологической базы, адекватной объекту, предмету, цели и задачам исследованияизучением проблемы подготовки специалистов гостиничного сервиса и в России, и в Европеприменением методов исследования, соответствующих поставленным задачаманализом многолетней педагогической практики и положительного опытарезультативностью данных опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса» как системное свойство личности специалиста, интегрирующее перманентно развиваемые общие компетенции и формируемые профессиональные компетенции, проявление которого возможно только в практической деятельности по организации и предоставлению гостиничных услуг.

2. Теоретически обоснована модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис», характеризующая существенные личные качества, знания, умения, навыки, необходимые выпускнику для продуктивного выполнения разнообразных задач в области гостиничного сервиса.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию общих компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Результаты исследования обогащают теорию профессионально-педагогического образования в плане конкретизации содержания понятия «профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса» применительно к профессиональной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования.

2. Теоретически обоснована структура модели выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис» на основе системного, компетентностного и деятельностного подходов, позволяющая формировать индивидуальные траектории обучения студентов.

Практическая значимость исследования:

1. В ходе проведенного исследования разработана и внедрена в учебный процесс модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис», основанная на компетенциях, позволяющая выстраивать логику освоения специальности. Разработанная модель и предложенные педагогические условия развития общих компетенций могут быть использованы в учебном процессе средних профессиональных образовательных учреждений, на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности «Гостиничный сервис» на этапе перехода образовательных учреждений к федеральным государственным образовательным стандартам.

2. Подготовлен учебно-методический комплекс, включающий разработки по дисциплинам «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и трем видам практик: учебной, по профилю специальности и квалификационной. Учебно-методический комплекс реализует межпредметные и метапредметные связи и позволяет педагогу использовать активные методы обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 21 публикации, включая три статьи в научных журналах из перечня ВАК МОиН РФ, а также представлены на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня:

1) международных: «Многоязычие и преподавание иностранных языков в Свердловской области: концепции и реальность» (Екатеринбург, 2008), «Современное образование в России: проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2009), «Формирование учебных умений» (Ульяновск, 2011), «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, 2011) — «Организация дуального профессионального образования как объект стратегического менеджмента» (Бад Либенцель, Германия, 2008), «Инновации в образовании» (Бад Либенцель, Германия, 2010);

2) всероссийских: «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2009), «Психология профессионально-образовательного пространства человека» (Екатеринбург, 2009), «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» (Екатеринбург, 2011).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс ГБОУ СПО СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» с сетью филиалов (г. Первоуральск Свердловской обл., г. Когалым, г. Нягань ХМАО Тюменской области) — в ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский колледж транспортного строительства».

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса представляет собой системное свойство личности специалиста, интегрирующее перманентно развиваемые общие компетенции и формируемые профессиональные компетенции, проявление которого возможно только в практической деятельности по организации и предоставлению гостиничных услуг. Общие компетенции, развиваемые с детства, выступают базисной составляющей процесса интеграциивключение в них профессиональных знаний, умений трансформирует кооперируемые элементы через ассимиляцию, аккомодацию и уравновешивание в новые качества, позволяющие в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность.

2. Определенный на основе анализа требований работодателей перечень общих компетенций, необходимых в профессиональной деятельности в гостиничной индустрии, включает личностные компетенции (ценностно-смысловая ориентация в мире, способность к саморазвитию), информационную, коммуникативную компетенции и компетенцию действия в стандартных и нестандартных ситуациях. Траектории развития общих компетенций нельзя рассматривать как однолинейные, однонаправленные, они неразрывно связаны с процессом формирования профессиональных компетенций. Развитие общих компетенций осуществляется последовательно по трем уровням, выделенным в модели выпускника специальности «Гостиничный сервис».

3. Модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис» содержит три группы компонентов (личностные, когнитивные и технологические), осваиваемые на трех основных уровнях: операционально-исполнительском, организационно-технологическом и проектно-организационном, и характеризует существенные личные качества, знания, умения, навыки, необходимые для продуктивного выполнения разнообразных задач в области гостиничного сервиса.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса, являются:

• использование модели выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис», опирающейся на требования современного рынка труда, определяющей ориентиры подготовки, позволяющей диагностировать уровни сформированности общих и профессиональных компетенций;

• формирование содержания обучения, ориентированного на интегративное развитие общих и профессиональных компетенцийприменение теории контекстного обучения, имитационно-деятельностных и личностно-ориентированных технологий обученияразработка и использование оценочных средств, с одной стороны способствующих на всех этапах профессиональной подготовки адекватной оценке уровня развития общих компетенций, а с другой — влияющих посредством самооценки обучающихся на процесс развития.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 196 источников, 8 приложений. Текст диссертации иллюстрируют 17 рисунков, 17 таблиц.

Выводы по главе 3.

1. Переход к компетентностному подходу в профессиональном образовании обусловил подготовку специалистов «от результата». В связи с этим возникла необходимость анализа требований работодателей, в нашем случае отельеров прошлого и современности для построения модели выпускника. В ходе исследования разработана модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис» как характеристика существенных личных качеств, знаний, навыков, умений, необходимых выпускнику для продуктивного выполнения разнообразных задач в области гостиничного сервиса. Модель содержит три основных уровня освоения специальности: операционально-исполнительский, организационно-технологический и проектно-организационный.

Из значительного числа общих (ключевых) компетенций, определенных зарубежными и отечественными исследователями, выделены наиболее значимые, на наш взгляд, для успешной профессиональной деятельности в сфере гостеприимства общие компетенции: личностные (ценностно-смысловая ориентация в мире, способность к саморазвитию), информационная компетенция, коммуникативная компетенция и компетенция действия в стандартных и нестандартных ситуациях. К каждой из них составлен перечень признаков проявления этих компетенций на трех уровнях в соответствии с моделью выпускника. Кроме того выдвинуто предположение о взаимосвязи этих компетенций и логике их освоения. 2. При разработке педагогических технологий развития общих компетенций за основу взята теория контекстного обучения A.A. Вербицкого. Разработанные в рамках данной теории обучающие модели: семиотическая, имитационная и социальная в соответствии с учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельностью обучающихся перенесены в процесс профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса в колледже. Реализация этих моделей осуществлялась через разработанные в ходе исследования учебно-методический комплекс по специальным дисциплинам «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и трем видам практик (учебной, по профилю специальности и квалификационной).

При выборе педагогических методов развития общих компетенций акцент был сделан на методах, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, изучения опыта, экспериментирования, сотрудничества, «позитивного» совершения ошибок, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством социального взаимодействия, постановки и представления идей и проблем, исследования ролевых моделей.

Процесс развития общих компетенций не является самостоятельной составляющей процесса обучения, он органично интегрирован в процесс формирования профессиональных компетенций. Подобный интегративный подход позволяет отслеживать уровень развития общих компетенций не абстрактно (такое нередко представлено в литературе на примерах изучения общегуманитарных, естественнонаучных дисциплин), а непосредственно в деятельности, имеющей прямую связь с будущей профессиональной деятельностью. Этот момент является наиболее важным, на наш взгляд, так как проявление компетенций возможно только в деятельности.

3. Результаты проведенной опытно-поисковой работы по определению результативности предложенных педагогических условий развития общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса подтверждают выдвинутые предположения. Профессиональная подготовка специалистов гостиничного сервиса в колледже результативна в плане развития общих компетенций, если:

— использовать модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис», опирающуюся на требования современного рынка труда, задающей ориентиры подготовки, позволяющей диагностировать уровни проявления общих и профессиональных компетенций;

— применить теорию контекстного обучения (A.A. Вербицкий), имитационно-деятельностных и личностно-ориентированных технологий обучения, способствующих развитию общих компетенций через интегративное включение в процесс формирования профессиональных компетенций;

— адаптировать существующие методики и использовать оценочные средства, способствующие на всех этапах профессиональной подготовки с одной стороны адекватной оценке уровня развития общих компетенций, а с другой — влияющих посредством самооценки обучающихся на процесс развития. т.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительные изменения в развитии туристской индустрии в целом и гостиничного сервиса в частности поставили перед профессиональным образованием задачу подготовки специалиста, обладающего всеми необходимыми для успешной профессиональной деятельности общими и профессиональными компетенциями.

Сложившаяся в России система подготовки кадров для гостиничной индустрии характеризуется численным превалированием высших учебных заведений по сравнению с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования. При этом в гостиничных предприятиях реальная потребность в специалистах с высшим образованием составляет около 20%. Работодатели предпочитают принять на работу специалиста с любым высшим образованием, затем обучить основным функциям на рабочем месте, что в свою очередь подводит к вопросу о поисках возможных причинах такого явления. Привлекательными факторами выпускника вузов являются возраст и более высокая степень сформированности общих компетенций.

Наличие сформированных общих компетенций у выпускников ВПО, например, эффективно общаться с коллегами, клиентами, организовать рабочий процесс и т. п., позволяет работодателям формировать профессиональные компетенции непосредственно на рабочем месте. Следовательно, в процессе подготовки специалистов на уровне СПО необходимо сделать упор на развитие общих компетенций в их четкой интеграции с профессиональными компетенциями.

Проведенный в первой главе диссертационного исследования анализ систем подготовки специалистов гостеприимства в России и Европе позволил выявить наиболее сильные стороны этих систем и перенести их в предлагаемые педагогические условия развития общих компетенций.

Переход к компетентностно-ориентированному образованию в мировой практике вызван рядом причин, рассмотренных во второй главе. Среди них центральное место занимает то, что современный человек функционирует и развивается в пространстве «пластичных целевых полей», разрушения профессиональных замкнутостей, а компетенции выступают важным персональным ресурсом для реализации в подобном пространстве.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, A.M. Новиков, JI.B. Львов, С. Е. Шишов, A.B. Хуторский и др.) предполагает переход на новую парадигму целеполагания, означающую ориентацию образования на формирование компетенций. Традиционные методы целеполагания и оценивания не способны решить проблемы, стоящие перед учебными заведениями, так как все они направлены на разработку и измерение когнитивных полей (знаний, умений, навыков). Предметные знания и умения — небольшая часть личностных свойств, влияющих на продуктивность работы, общения, поведения специалиста.

Приведенный во второй главе исследования обзор дефиниций компетенций представляет собой только часть реально существующего многообразия, отражающего авторские понимания сущности этого феномена. Одной из основных характеристик, объединяющей многообразие нюансов является то, что компетенция проявляется в деятельности, а, следовательно, и процесс ее формирования должен проистекать в деятельности.

Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показало, что общепринятого их определения нет. Все многообразие новых интегративных единиц образования исследователями условно сведено в три группы: компетентности, компетенции, учебно-познавательные, и социально-профессиональные качества (или метакачества).

Предложенная российскими исследователями (И.А. Зимняя) классификация ключевых компетенций подразделяет все многообразие на основные группы по трем основаниям: субъект-личностьсубъект-субъектное взаимодействие и деятельность. Так как деятельность в сфере гостеприимства подразумевает в первую очередь взаимодействие с клиентами, то на первый план в подготовке специалистов гостиничного сервиса выходят общие компетенции группы субъект-субъектного взаимодействия.

Данные педагогических исследований последнего десятилетия свидетельствуют, что на развитие общих компетенций оказывают влияние несколько факторов: содержание обучения, сформированное «от результата" — применение личностно-ориентированных и деятельностных технологийповышение уровня мотивации студентов к саморазвитиюготовность преподавателя к работе в рамках компетентностного подхода. Значимыми для определения условий развития общих компетенций являются и методы оценки и развития компетенций у персонала, разработанные НЯ-консалтингом и работодателями. Особенно это актуально в части организации прохождения практик в гостиничных предприятиях.

В третьей главе исследования подробно рассмотрены педагогические условия развития общих компетенций в процессе профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса в колледже. Разработанная в процессе исследования модель выпускника специальности «Гостиничный сервис» представляет собой трехмерный конструкт, содержащий три основных уровня освоения специальности: операционально-исполнительский, организационно-технологический и проектно-организационный.

Из значительного числа общих (ключевых) компетенций, определенных зарубежными и отечественными исследователями, выделены наиболее значимые, на наш взгляд, для успешной профессиональной деятельности в сфере гостеприимства общие компетенции: личностные (ценностно-смысловая ориентация в мире, способность к саморазвитию), информационная компетенция, коммуникативная компетенция и компетенция действия в стандартных и нестандартных ситуациях. Каждой из них составлен перечень признаков проявления этих компетенций на трех уровнях в соответствии с моделью выпускника. Кроме того выдвинуто предположение о взаимосвязи этих компетенций и логике их освоения.

За основу реализации условий использована теория контекстного обучения A.A. Вербицкого. Этап профессиональной подготовки может быть охарактеризован как период, когда значительная часть развитых в рамках школьного образования общих компетенций претерпевает трансформацию, включается в процесс интеграции с профессиональными компетенциями. Этот процесс происходит через основные виды деятельности студентов: учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную.

Разработанный в ходе исследования учебно-методический комплекс по специальным дисциплинам «Гостиничная индустрия», «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Организация туризма» и трем видам практики (учебной, по профилю специальности и квалификационной) опирается на имитационные и неимитационные деятельностные технологии. С их помощью студент осваивает новую для него деятельность от простых элементов к более сложным и, наконец, овладевает полноценной профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса представляет собой системное свойство личности специалиста, интегрирующее перманентно развиваемые общие компетенции и формируемые профессиональные компетенции, проявление которого возможно только в практической деятельности по организации и предоставлению гостиничных услуг. Общие компетенции, развиваемые с детства, выступают базисной составляющей процесса интеграциивключение в них профессиональных знаний, умений трансформирует кооперируемые элементы через ассимиляцию, аккомодацию и уравновешивание в новые качества, позволяющие в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность.

Результаты проведенной опытно-поисковой работы, приведенные в п. 3.3, по определению результативности предложенных педагогических условий развития общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса подтвердили выдвинутую гипотезу. Определенные в начале исследования цель и задачи во многом достигнуты. Обобщенный в работе опыт позволяет усовершенствовать процесс профессиональной подготовки, а значит, и улучшить качество подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса в средних специальных учебных заведениях.

Проведенное исследование не отвечает на все вопросы, связанные с развитием общих компетенций будущих специалистов гостиничного сервиса. Перспективы дальнейшего исследования проблемы касаются определения минимального уровня общих компетенций для выявления профессиональной пригодности абитуриентовизучения механизмов взаимодействия общих компетенций, влияния личностных компетенций на уровень овладения обучающимися профессиональными компетенциямимультиплицирования результатов исследования в смежные отрасли сервисной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992. 33 266−1 (в ред. от 18.07.2011)
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996. № 132 (в ред. от 05.02.2007).
  3. Квалификационные требования (профессиональные стандарты). Утверждены Министерством труда 17.05.1999 г.
  4. Профессиональные стандарты индустрии питания и гостеприимства. Части 1 и 2.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 101 101 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 273 от 05.04.2010.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Профессия «Администратор» (проект).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 101 100 Гостиничное дело квалификация «Бакалавр». Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 936 от 16.09. 2010.
  8. Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи. Утвержден Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2011 г. N 35. Приложение № 8.
  9. , И.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Абдуллина Илюся Абдулловна.
  10. Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2006. 223 с.
  11. Акмеология профессионального образования: материалы III регион, научн.-практ.конф., 14−15 марта 2006 г. / под ред. О. Б. Акимовой, Г. П. Сикорской, Н. К. Чапаева Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. — 276 с.
  12. , Г. В. Социальная психология образования : моногр. /Г.В. Акопов. -М.: Московск. психолого-социальный инст-т: Флинта, 2000. 296 с.
  13. , А. Высшее образование в Швейцарии / А. Алексеенко // Отель.2007. № 6. — С. 60−66.
  14. , А. Гостиничный менеджмент: made in Holland / А. Алексеенко // Отель. 2007. — № 7. — С. 68−74.
  15. , А. Традиции и современность. Обучение гостеприимству в Великобритании и Ирландии / А. Алексеенко// Отель. 2007. — № 8. — С. 68−75.
  16. , А. Уникальность, надежность, качество! Обучение в Австралии, Германии и Франции / А. Алексеенко// Отель. 2007. — № 9. — С. 68−75.
  17. , И.А. Развитие профессиональных интересов студентов туристского ВУЗа в сфере гостеприимства: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Андрианова Ирина Анатольевна. М.: Российская междун. академия туризма, 2009. — 22 с.
  18. , О.Н. Самоорганизация образовательной системы колледжа : монография / О. Н. Арефьев. М.: Изд-во «Средн. проф. образование», 2006. -738 с.
  19. , А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. 2009. — № 4. — С. 18−22.
  20. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России.- 2004. № 11.-С. 3−13.
  21. , И.Г. Основы научного исследования: учебное пособие / И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов М.: Академический Проект, 2008.- 194 с.
  22. , A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / A.C. Белкин -Челябинск: ОАО «Юж. Урал, книжн. изд-во», 2004. 176 с.
  23. , М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах: теоретико-методологический аспект: моногр./ М. Н. Берулава. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. — 221 с.
  24. Библиотека компетенций Smart Business Solutions (http://www.sbsc.ru/products/base.html).
  25. , О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Бобиенко Олеся Михайловна. Казань: Казанский гос. технологический университет, 2005. — 23 с.
  26. , О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / О. М. Бобиенко // Вестник ТИСБИ. 2003. — № 2. (http://www.tisbi.ru/vestnik/2003. .cult3 .htm).
  27. Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе /В.А. Белов, M.JI. Энтин, Г. И. Гладков и др./ Под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. — 198 с. (+ 177 с. англ. текст)
  28. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 814.
  29. , A.B. Прагматизм как методологический принцип в педагогике / A.B. Боровских, Н. Х. Розов // Педагогика. 2008. — № 8. — С. 3−8.
  30. , В.Ф. Основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме: уч. пособие / В. Ф. Буйленко. Ростов/Дону: Феникс, Краснодар: Неоглори, 2008. — 378 с.
  31. , Г. Д. Подготовка и оформление кандидатской диссертации по педагогике /Г.Д. Бухарова, M.JI. Вайнштейн. Челябинск- Екатеринбург: ЧИРПО, ИРРО, 2008. — 160 с.
  32. В помощь руководителю колледжа. Сборник нормативно-правовых документов. М.: ФОРУМ, 2007. — 400 с.
  33. , Р.Я. Управление гостиничным предприятием : уч. пособие /Р.Я. Вакуленко, Е. А. Кочкурова. М.: Логос, 2008. — 320 с.
  34. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: моногр. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. , A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / A.A. Вербицкий. М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.
  36. , А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / Вербицкий, A.A. // Высшее образование в России 2006. — № 11. — С. 39−46.
  37. , A.A. Диагностика понимания в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, Е. Креславская // Высшее образование в России 2007. — № 10. -С. 26−31.
  38. , A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: научн. изд. / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. — 336 с.
  39. , A.A. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / A.A. Вербицкий, О. Б. Ермакова // Педагогика. 2009. — № 2. — С. 12- 18.
  40. , Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания : уч. пособие / Ю. Ф. Волков. Ростов/Дону: Феникс, 2003. — 384 с.
  41. , Н.Е. Профессионально-техническое образование в Германии / Н. Е. Воробьев, Е. В. Марчук // Педагогика. 2008. — № 8. — С. 101−106.
  42. Л.П. История туризма и гостеприимства : уч. пособие / Л. П. Воронкова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 304 с.
  43. , JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова / JI.C. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  44. , П.Я. Лекции по психологии : уч. пособие / П. Я. Гальперин. М.: Университет: Выс. школа, 2002. — 399 с.
  45. , П.Я. Психология как объективная наука : избр. псих. тр. / П. Я. Гальперин: под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003.-478 с.
  46. , А.И. Планирование карьеры менеджера гостиничного бизнеса в процессе корпоративного обучения: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Глабчастый Алексей Игоревич. М.: Российская междун. академия туризма, 2009. — 29 с.
  47. , Н.С. Психология профессионализации педагога : моногр./ Н. С. Глуханюк. 2-е изд., доп. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.-261 с.
  48. , Н.С. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 173 с.
  49. , Г. В. Личностно-ориентированный подход как доминирующая парадигма современного профессионального образования (на примере обучения аудированию) / Г. В. Глухов, Т. В. Громова. Самара: Самарск. гос. экон. ун-т, 2006. — 139 с.
  50. Гостиничный бизнес: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 9−10 ноября 2005 г. / под общ. ред. О. В. Пироговой. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. — 192 с.
  51. , Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг, Д. Леннокс. Перев. с англ. Т. В. Барчуковой Ярославль: Норд, 2004. -Т.2.-480 с.
  52. , О.М. Технология контекстного обучения в профессиональном образовании / О. М. Дементьева // Среднее профессиональное образование. -2008. -№ 10.-С. 5−6.
  53. Диагностика компетенций (как это делается) // Метавер: истории об образовании будущего. 2010. — 11 июня. -(http://www.metaver.ru/2010/06/11/diagnostic/)
  54. , С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах. — Новокузнецк: СО РАО, ИПК. — 2005. — Вып. 8. — С. 2644.
  55. , Л.В. Как обеспечить формирование профессиональной компетентности будущего специалиста / Л. В. Елагина, В. Г. Рындак // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 6. — С. 3−7.
  56. , H.A. Корпоративный дух надуманный креатив или продуманная культура? Формирование корпоративной культуры в гостиницах / H.A. Зайцева // Отель. — 2010. — № 6. — С. 56−64.
  57. , O.A. Подготовка специалистов для сферы туризма в профессиональных колледжах Германии / O.A. Зверева // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 4. — С. 68−69.
  58. , O.A. Профессиональное туристское образование в Федеративной Республике Германия: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Зверева Ольга Анатольевна. М., 2009. — 27 с.
  59. , Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: моногр. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. — 126 с.
  60. , Э.Ф. Психология профессионального образования : уч. пособ. /Э.Ф. Зеер.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инст-та- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  61. Зеер, Э. Ф, Психотехнология оценки ключевых квалификаций субъекта трудовой деятельности: науч.-мет. пособие / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. -77 с.
  62. , Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: моногр. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — 170 с.
  63. , Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода /Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. 2007.-№ 4. — С. 9−10.
  64. , Э.Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова // Мир психологии. 2008. — № 2. — С. 205−211.
  65. , Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании : научно-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес.- Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 129 с.
  66. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя //Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. -5 мая. (http://www.eidos.ru/jornal/2006/0505.htm).
  67. , И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  68. , И.А. Педагогическая психология : учебник для ВУЗов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2001.-348 с.
  69. , И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования : моногр. / И. В. Зорин. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  70. , И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме : учебник для вузов/ И. В. Зорин, А. И. Зорин. М.: Советский спорт, 2005. — 528 с.
  71. , Г. И. Концентрированное обучение в истории педагогики / Г. И. Ибрагимов // Народное образование. 2003. — № 9. — С. 87−96.
  72. , Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. 2007. — № 4.-С. 45−52.
  73. Кадровый вопрос: что ожидает индустрию гостеприимства в ближайшем будущем?! //Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. — № 6. — С. 40−41.
  74. , В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Квартальнов Валерий Александрович. М., 2000. — 382 с.
  75. Ключевые принципы построения модели компетенций (http://www.smart-edu.com/index.php/professionalnye-kompetentsii/klyuchevye-printsipy-postroeniya-modeli-kompetentsiy.html)
  76. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., Ростов/Дону: Изд. центр «МарТ», 2005.-448 с.
  77. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2008. — 368 с.
  78. Колледжи Урала: проблемы адаптации на рынке труда: моногр. / О. Н. Арефьев, В. В. Вертиль, Г. Е. Гермаидзе, Е. О. Дубровская, Е. А. Рыбаков. -Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2009. 316 с.
  79. , Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса : уч. пособ. / Л. В. Колясникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2003.- 152 с.
  80. Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории: справочно-информационное пособие / М. Л. Вайнштейн, О. В. Гайнанова, Т. А. Корчак Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРРО», 2008. — 156 с.
  81. , Ю.В. Структура и содержание модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Коновалова Юлия Викторовна. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009.- 26 с.
  82. , Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Корнейченко Наталья Викторовна. Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2008. — 23 с.
  83. Кузница гостиничных кадров // Отель. 2010 — № 6. — С. 54−55.
  84. , Л. М. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования : уч. пособие / Л. М. Кустов. Челябинск: Акме-Проф, 2006. — 60 с.
  85. , Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. (http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Partl/chapt ег!/1 4. html).
  86. , JI.H. Лекции по общей психологии / Л. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-512 с.
  87. , А.Л. Основы стратегического управления в индустрии гостеприимства : моногр. / А. Л. Лесник. М.: «АС ПЛЮС», 2002. — 96 с.
  88. , М.В. Подходы диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста / М. В. Литвиненко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 2. — С. 38−40.
  89. , В.Д. Формирование профессиональных компетенций /В.Д. Лобашев, C.B. Островская, А. А, Талых // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 10. — С. 29−35.
  90. , В.Д. Домены компетентности элементы образовательного процесса /В .Д. Лобашев, A.M. Федоров // Среднее профессиональное образование. — 2010. -№ 2. — С. 4−7.
  91. , В.Д. Формирование компетенции в образовательном пространстве /В.Д. Лобашев, A.M. Федоров // Среднее профессиональное образование. -2010,-№ 4.-С. 2−6.
  92. , Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка: моногр. / Л. В. Львов. Челябинск: Изд-во ЧГАУ, 2006. — 134 с.
  93. , И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник для нач. и сред. проф. образования / И. Ю. Ляпина М.: ПрофОбрИздат, 2005. — 208 с.
  94. , А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для ВУЗов / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2008. -480 с.
  95. , С. Профессиональные кадры по-прежнему в цене / С. Малиновская // Отель. 2009. — № 10. — С. 62−63.
  96. , Р. Организационные и управленческие особенности системы обучения персонала в гостиницах г. Москвы: дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / Мартин Роберт. Москва, 2003. — 190 с.
  97. Мастер-класс гостеприимства // Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2002. № 11.-С. 15−16.
  98. , М.И. Теория и практика проблемного обучения: моногр. / М. И. Махмутов. Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 551 с.
  99. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории: моногр. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  100. Методика проектирования системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: метод, пособие / Сост. Агафонов В. Г., Ждановских М. И., Усова Т. И., Шавалиев А. Н., Шакирова Е. Б., Шинявская С. И. Екатеринбург: РРЦ РПО, 2008. — 64 с.
  101. , A.M. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели / A.M. Митяева // Педагогика.- 2008. № 8.-С. 57−64.
  102. , Н.В. Педагогика среднего профессионального образования: уч. пособие для ВУЗов в 2-х т. / Н. В. Морева М.: Академия, 2008. — Т.1 Дидактика. — 426 с. — Т.2. Теория воспитания. — 189 с.
  103. , В.А. Компетенции и педагогические измерения / В. А. Мясников, H.H. Найденова // Педдиагностика. 2007. — № 2. — С. 42−49.
  104. , И.Е. Проблемы разработки профессиональных стандартов для специалистов среднего звена в сфере туризма /И.Е. Найденова // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 5. — С. 22−23.
  105. Настольная книга заместителя директора по научно-методической работе образовательного учреждения среднего профессионального образования / Сост. Забурьянова В. Д. М.: ФГОУ «Инновационный образовательный центр «Новый город», 2009. — 328 с.
  106. Настольная книга педагога: учебно-методическое пособие для преподавателей системы среднего профессионального образования / Сост. Опарина T.B. М.: ФГОУ «Инновационный образовательный центр «Новый город», 2007. — 39 с.
  107. , JI.A. Обучение студентов туристского колледжа дополнительным профессиям в сфере гостеприимства: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Насырова Лилия Абдулхаевна. М.: Российская международная академия туризма, 2010. — 27 с.
  108. , Л.А. Швейцарская модель образования специалистов сферы гостеприимства и туризма /Л.А. Насырова // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 12. — С. 64−66.
  109. Научно-исследовательская деятельность преподавателя / Сост. Забурьянова В. Д. М.: ФГОУ «Инновационный образовательный центр «Новый город», 2006.-114 с.
  110. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. — 14 с.
  111. , Н.В. Методические основы учебно-производственной практики в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма : моногр. / Н. В. Николаенко, О. В. Пирогова, Л. Г. Скоробогатова. -Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2001.- 109 с.
  112. , A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития: моногр./ A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 272 с.
  113. , А. М. Наука, общество, образование в современности / A.M. Новиков. // Специалист. 2006. — № 8. — С. 2- 6.
  114. , A.M. О развитии методических систем / A.M. Новиков. // Специалист. 2006. — № 10. — С. 21- 25.
  115. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Русск. язык, 1991. — 917 с.
  116. , О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О. Н. Олейникова, A.A., Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. — 256 с.
  117. , О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях : учебное пособие / О. Н. Олейникова, A.A., Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова М.: Альфа-М, 2005. — 288 с.
  118. , И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. 2006. — № 8. — С. 64−69.
  119. , В. Кадры для московских гостиниц: откуда и куда /В. Павлов // Отель. 2010. — № 5. — С. 70−71.
  120. , А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие / А. П. Панфилова — под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. -368 с.
  121. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
  122. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др. М.: Академия, 2006. — 400 с.
  123. , И.В. Проблемы ценностно-смыслового развития студентов системы СПО /И.В. Перелыгина // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2009. — № 12. — С. 74−90.
  124. , И.Н. Реализация практико-ориентированного обучения в образовательной деятельности / И. Н. Петровых // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 11. — С. 20−22.
  125. , М. Качественный персонал не роскошь. Проблемы подготовки специалистов для столичной индустрии туризма / М. Полевая // Управление персоналом. — 2010. — № 4. — С. 4215.
  126. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник М.: ИПР СПО, 2002. — 175 с.
  127. Профессионально-педагогические понятия: словарь / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005. — 456 с.
  128. Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сб. научн. тр. / под ред. Н. Е. Эргановой. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. -208 с.
  129. В.Д. Педагогика среднего профессионального образования: уч. пособие / В. Д. Пурин. Ростов/Дону: Феникс, 2006. — 256 с.
  130. Разработка квалиметрической технологии оценки региональных требований: промежуточная аттестация: метод, пособие / Сост. Агафонов В. Г., Усова Т. И., Шавалиев А. Н., Шакирова Е. Б., Шинявская С. И. Екатеринбург: РРЦ РПО, 2008. — 64 с.
  131. , A.C. Пора задуматься о будущем. Обучение персонала / A.C. Родионов, A.A. Родионов // Отель. 2006. — № 5. — С. 44−46.
  132. , А. Миграция ценности человеческого капитала в гостиничной отрасли / А. Родионов, А. Кузнецова. // Отель. 2007. — № 9. — С. 66−67.
  133. Российское гостеприимство. Материалы межрегионального форума. Екатеринбург, 28−30 ноября 2007 г. / под ред. О. В. Пироговой. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. 138 с.
  134. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998.-688 с.
  135. , И.В. Компетентностная модель выпускника учебного заведении среднего профессионального образования —(http ://www.irkocc.ru/npk/print:page, 1,219-kompetentnostnaja-model. .html)
  136. , В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Б. Сапрунова. -М.: «Ось-89», 1998. 160 с.
  137. , Н.Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода / Н. Е. Седова, А. Н. Назаренко // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 12. — С. 4−8.
  138. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  139. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие в 2 т. / Г. К. Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
  140. , Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  141. , Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л. Г. Семушина // Специалист. 2004. — № 6. — С. 23−28.
  142. , Л.Г. Исследование проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях средних специальных учебных заведений /Л.Г. Семушина, H.H. Болдырева // Специалист. 2004. — № 4. — С. 22 — 25.
  143. , E.H. Технология формирования и развития управленческих умений и навыков у студентов экономических специальностей / E.H. Сепиашвили // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 9. — С. 59−65.
  144. , И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И. С. Сергеев. СПб.: Питер, 2004. — 316 с.
  145. , М.Г. Технология «учебная фирма» как имитационная модель профессиональной деятельности специалиста / М. Г. Сергеева // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2009. — № 2. — С. 3−20.
  146. , В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 336 с.
  147. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В. П., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Выпуск 1. — М.: ФИРО, 2010. — 19 с.
  148. , И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи: моногр. / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 184 с.
  149. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов / под ред. Е. А. Гришиной. М.: Русск. язык, 1992. — 740 с.
  150. , М.В. История туризма: уч. пособие. / М. В. Соколова. М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
  151. Социальное партнерство учреждений профессионального образования: теория, практика, механизмы реализации: моногр. / Е. В. Ткаченко, Е. Г. Сафонова, Л. П. Панина, O.A. Фищукова. Екатеринбург: б.и., 2004 — 329 с.
  152. , Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии / Н. Ф. Талызина // Методология и история психологии. 2007. -Т. 2, вып. 4. — С. 157−162 .
  153. , Н.Ф. Условия обучения, обеспечивающие эффект развития / Н. Ф. Талызина // Психология в вузе: ежекварт. науч.-метод, журн. 2004. -№ 1. -С. 30−50.
  154. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  155. , O.B. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Темняткина Ольга Владимировна. Екатеринбург: Уральский гос. университет им. A.M. Горького, 2006. — 22 с.
  156. , О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода : метод, пособие. / О. В. Темняткина Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРО», 2009. — 81 с.
  157. Теория и практика профессионально-педагогического образования: колл. моног. / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.ун-т», 2007. — Т. 1. — 305 с.
  158. Теория и практика развития активных методов обучения / сер. Экономика и управление высшей школой. СПб.: Изд-во СПбИЭИ, 1992. — Вып. 4. — 62 с.
  159. Тимохина, T. J1. Организация административно-хозяйственной службы гостиницы: уч. пособие/ Т. Л. Тимохина. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.-256 с.
  160. , Т.Д. Технологическая подготовка студентов туристского ВУЗа в области гостиничного сервиса: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Тимохина Татьяна Леопольдовна. М.: Российская междун. академия туризма, 2009. — 27 с.
  161. , В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. Методология и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: Владос, 2005. — 304 с.
  162. Требования к менеджерам: компетентностный подход // Отель. 2011. — № 7.-С. 52−57.
  163. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Авраамова и др. / Под ред. Т. Л. Колячко, Г. А. Красновой. М.: Макс Пресс, 2006. — 124 с.
  164. , C.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / C.B. Тришина, A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня. -(http://www.eidos.m/iournal/2004/0622−09.htm).
  165. , Л.В. Кадры в сфере гостиничного обслуживания: сборник должностных и производственных инструкций / Л. В. Труханович, Д. Л. Щур. -М.: Изд-во «Финпресс», 2003. 160 с.
  166. , Н.К. Развитие мотивации достижений в учебной деятельности студента ССУЗ : науч.-практ. пособие / Н. К. Тутышкин. Казань: Информ. центр ИСПО РАО, 2000. — 60 с.
  167. , В.Д. Международные туристские организации : справочник / В. Д. Уваров, К. Г. Борисов. М.: Международные отношения, 1990. — 288 с.
  168. , Д. Р. Введение в гостеприимство: учебник / пер. с англ. / Д. Р. Уокер. М.: ЮНИТИ, 1999. — 463 с.
  169. , С.Г. Освоение студентами туристского вуза профессиональных ролей в сфере гостеприимства: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Ушенко Светлана Геннадьевна. М.: Российская междун. академия туризма, 2010.-26 с.
  170. , С.Г. Ролевой подход к формированию профессионально важных качеств менеджера гостеприимства / С. Г. Ушенко // Вестник Уральского института туризма. 2009. — Вып. 11. — С. 24−27.
  171. Фан-Юнг, И.В. Социально-психологические особенности делового взаимодействия в сфере гостиничного сервиса: дис. .канд. псих, наук: 19.00.05 / Фан-Юнг Ирина Валерьевна. Самара, 2005. — 199 с.
  172. , Г. Л. Теоретические основы разработки модели профессионально компетентного специалиста / Г. Л. Филиппова // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2010. — № 2. — С. 35−43.
  173. Философский словарь: основан Г. Шмидтом: 22-е изд., перераб./ под ред. Г. Шишкоффа. Пер. с нем. / общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. -757 с.
  174. Формирование конкурентоспособного специалиста для социальной сферы: сб. науч. тр. / под ред. акад. РАО Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001.- 112 с.
  175. Формирование учебных навыков учащихся профшкол: метод, рекомендации для педагогов учебных заведений профессионального образования / под ред. А. Т. Глазунова. М.: Академия профессионального образования, 2001. — 38 с.
  176. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской //Эйдос. 2002. — 23 апреля. -(http://www.eidos.ru/jornal/2002/0423.htm.)
  177. , A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  178. , Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн Челябинск: ИРПО, 2007. — 405 с.
  179. , A.B. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства. Из опыта ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» / A.B. Чернышев // Отель. 2008. — № 8. — С. 26−30.
  180. , К. Проблемы поиска персонала для отелей / К. Чешева // Отель. -2007.-№ 6.-С. 36−39.
  181. , С. Зачем идут в туротрасль. Работодатели и преподаватели: проблемы общие, позиции разные / С. Чичкина // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. — № 6. — С. 36−37.
  182. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт. / под. ред. С .Я. Батышева. М.: Рос. академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», 1998, 1999.
  183. , Н.Е. Методика профессионального обучения: уч. пособие / Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. — 149 с.
  184. , Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения: монография / Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: РГППУ, 2009. -152 с.
  185. , Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Ядченко Евгений Михайлович. Томск: Томский гос. пед. университет, 2009. — 22 с.
  186. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
Заполнить форму текущей работой