Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании С. Н. Водолад предложена методика представления учебного материала по тригонометрии на основе гипертекстового представления информации. Организация компьютеризированного обучения на базе иерархических (а их можно рассматривать, как частный случай гипертекстовых) структур данных детально рассмотрена и разработана универсальная компьютерная система поддержки занятий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Возможности гипертекстовой технологии для системы образования
    • 1. 2. Педагогическая деятельность как решение педагогических задач
    • 1. 3. Дидактические аспекты обучения гипертекстовой технологии для подготовки студентов к педагогической деятельности
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И
  • ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Методические требования к содержанию учебно-критериальных педагогических задач, решаемых средствами гипертекстовой технологии
    • 2. 2. Выбор программных средств для обучения будущих учителей гипертекстовой технологии
    • 2. 3. Организация и методика обучения гипертекстовой технологиии
    • 2. 4. Педагогический эксперимент

Обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями, связанными с процессом его информатизации. Этот процесс приводит к интеллектуализации всех видов человеческой деятельности с помощью новых информационных технологий. Образование как подсистема глобальной общественной системы также подвержено изменениям в процессе информатизации. Меняется и роль учителя, и характер педагогической деятельности, под которой понимают профессиональную активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития учащихся. Педагогическая деятельность — решение следующих одна за другой профессиональных задач, встающих перед учителем [170, с. 19]. Для успешного осуществления педагогической деятельности в новых условиях учитель должен обладать фундаментальными знаниями не только в предметной области, но и в педагогике, психологии и информатике.

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов. Одной из важнейших задач высшего педагогического образования стала подготовка будущих учителей различных специальностей к педагогической деятельности с использованием средств и методов информатики.

Вопросам профессиональной подготовки будущих учителей в условиях информатизации образования посвящены работы Н. В. Апатовой, Е. Ы. Бидайбекова, В. А. Болотова, Ю. С. Брановского, Е. П. Велихова, Б. С. Гершунского, М. П. Лапчика, В. М. Монахова, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича и др. Эти же вопросы исследовались О. Воверене, М. Т. Громковой, М. Куприяновым, М. А. Лейбовским, О. В. Лосевой, А. В. Могилевым, О. Околеловым, Т. Г. Пискуновой и др

Степень профессиональной подготовки студента измеряется и оценивается его способностью использовать в учебной и практической деятельности полученные знания. Студент не только усваивает знания, но и овладевает способами, методами и средствами, характерными для общего процесса познания. Разработке теории формирования у учащихся научных понятий и вопросам связи обучения и развития посвящены исследования ученых психологов и педагогов (Л.С.Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. И. Казаренкова и др.).

В своем исследовании мы опирались на концепцию М. П. Лапчика о двух составляющих учительской профессии: учитель-«предметник» (знания в профильной предметной области) и учитель-преподаватель (дидактика, НИТО и на их основе приемы педагогической технологии), согласно которой приобретаемые студентами знания в области информатики должны востребоваться в дальнейшем в их профессиональной деятельности [108, с.213].

Специфика профессиональной подготовки в педагогическом вузе состоит в том, что во многих случаях решаемые студентами задачи, одновременно являются и учебными, и критериальными. Это означает, что когда будущий учитель учится решать учебные задачи, то он овладевает и способами их решения в предстоящей профессиональной деятельности.

Особенно важно это учитывать при подготовке в области информатики и информационных технологий. В нашем исследовании под учебно-критериальными педагогическими задачами будем понимать учебные задачи по информатике и информационным технологиям, решение которых способствует подготовке к педагогической деятельности. Учебные задания должны быть с таким содержанием, чтобы, решая их, студенты получали знания и умения, традиционные для подготовки в области информатики и информационных технологий, и они были направлены на формирование профессиональных навыков. Тогда информационные технологии смогут стать фактором подготовки будущих учителей к предстоящей профессиональной деятельности.

Влиянию обучения информатике и информационным технологиям как фактора, движущей силы подготовки будущих учителей к педагогической деятельности посвящены работы Т. А. Бороненко, М. И. Жалдака, Г. А. Кручининой, И. В. Марусевой, И. Ю. Морозова, С. Р. Удалова, М. В. Швецкого, В. Ф. Шолоховича и др.

Одной из современных информационных технологий в настоящее время можно рассматривать гипертекстовую технологию, которую определяют как технологию обработки семантической информации, основанную на использовании гипертекстов [131, с.21]. Суть этой технологии, применительно к процессу обучения, состоит в предоставлении учащимся и преподавателям возможности перехода по ссылкам на интересующие места и понятия в учебном материале. Представление текста (вернее множества в чем-то одинаковых по содержанию текстов) в виде сети получило название гипертекста. При его машинном представлении вершине соответствует область памяти, в которой хранится текст, а дуге — возможность, находясь в начальной вершине дуги (т.е. имея на экране текст этой вершины), быстро — нажатием нескольких клавиш — вызвать на экран и поместить в нужное место текст, лежащий в конечной вершине дуги [82, с.278].

В педагогической литературе вопросы использования гипертекста в обучении рассматриваются в трудах многих ученых (С.Н.Водолад, Л. Б. Дементьева, М. А. Кузьменко, А. Г. Кушниренко, В. П. Морозов, Л. Г. Ованесбеков, Д. М. Субботин, М. М. Субботин, В. П. Тихомиров, Е. Ю. Хрусталев, М. Г. Эпиктетов, В. Л. Эпштейн и др.). Авторы отмечают возможности применения гипертекста в образовании, в основном с позиций использования его как инструмента для создания собственных методических разработок в виде компьютерных уроков, отмечая в этой связи главное преимущество гипертекстовой технологии — предоставление ученику возможности выбора траектории движения по учебному материалу. Во многих статьях авторы предлагают рекомендации по созданию гипертекста [102], [164], [174], в основном уделяя внимание технической стороне этого вопроса, без акцента на методическую частьи собственные компьютерные разработки (если нет аппаратной поддержки для имеющихся систем) для организации учебных занятий в школе по теме «Гипертекст» [73].

В диссертационном исследовании С. Н. Водолад [38] предложена методика представления учебного материала по тригонометрии на основе гипертекстового представления информации. Организация компьютеризированного обучения на базе иерархических (а их можно рассматривать, как частный случай гипертекстовых) структур данных детально рассмотрена и разработана универсальная компьютерная система поддержки занятий В. В. Гриншкуном [56]. Возможностям использования гипертекста в образовании посвящено достаточно много статей, публикаций (Л.Б.Дементьева [62], В. П. Морозов [131], Л. Г. Ованесбеков [138], М. М. Субботин [173],[174] В. П. Тихомиров [131], Е. Ю. Хрусталев [131], В. Л. Эпштейн [214], и др.). Однако, в этих исследованиях авторы не рассматривают вопросы влияния обучения гипертекстовой технологии на подготовку будущих учителей к педагогической деятельности.

Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточностью разработки проблемы влияния гипертекстовой технологии на подготовку будущих учителей к педагогической деятельности.

Проблема исследования определяется несоответствием между потребностью сферы образования и педагогической деятельности в применении гипертекстовой технологии и отсутствием научно-методического обеспечения, позволяющего развивать профессионально-ориентированные основы изучения этой технологии при подготовке в области информатики и информационных технологий будущих учителей.

Цель исследования состоит в разработке научно-методического обеспечения обучения будущих учителей гипертекстовой технологии.

Объектом исследования является процесс подготовки в области информатики и информационных технологий будущих учителей.

Предмет исследования — научно-методические основы подготовки будущих учителей к педагогической деятельности при изучении гипертекстовой технологии.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если будет разработана и введена в практику подготовки в области информатики и информационных технологий содержательно-методическая система учебно-критериальных педагогических задач, решаемых средствами гипертекстовой технологии, то следует ожидать повышения успешности подготовки будущих учителей к педагогической деятельности и формирования готовности использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Определить значение обучения гипертекстовой технологии для подготовки в области информатики и информационных технологий будущих учителей, проанализировать возможности и ограничения гипертекстовой технологии.

2. Исследовать сущность педагогической деятельности, определить дидактические аспекты обучения гипертекстовых технологий для подготовки к педагогической деятельности будущих учителей.

3. На основе теоретического анализа разработать систему учебно-критериальных педагогических задач, решаемых средствами гипертекстовой технологии, создать учебно-методические материалы для обучения гипертекстовой технологии.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ отечественной и зарубежной дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблематике исследованияанализ программ, учебных пособий и методических материалов по курсу информатики, НИТО, отдельных тем курсов по выборудея-тельностная теория учения, заложенная трудами П. Я. Гальперина и его последователямисистемный подход как метод исследования педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина) — наблюдение и анализ педагогических ситуацийанкетирование студентовучебный экспериментметоды математической статистики.

Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные методы системного подхода, деятельностная теория учения (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина, и др.), технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса В. М. Монахова, исследования в области использования новых информационных технологий (В.А.Адольф, Е. Ы. Бидайбеков, В. А. Болотов, Ю. С. Брановский, М. И. Жалдак, М. П. Лапчик, И. В. Роберт и др.), в частности технологии гипертекста в образовании (М.А.Кузьменко, А. Г. Кушниренко, В. П. Морозов, Л. Г. Ованесбеков, Д. М. Субботин, М. М. Субботин, В. П. Тихомиров, Е. Ю. Хрусталев, В. Л. Эпштейн и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены научно-методические основания, позволяющие использовать обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определено значение гипертекстовой технологии для подготовки в области информатики и информационных технологий, выявлены возможности гипертекстовой технологии для подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, дана характеристика различным педагогическим задачам, возникающим в ходе педагогической деятельности, определены принципы подбора и построения системы учебно-критериальных педагогических задач, решаемых средствами гипертекстовой технологии, разработана методика обучения гипертекстовой технологии, обеспечивающая эффективную подготовку к педагогической деятельности будущих учителей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная методика обучения гипертекстовой технологии внедрена в подготовку в области информатики и информационных технологий студентов географического, исторического, биологического, физического, филологического факультетов, факультетов иностранных языков и начальных классов в Омском государственном педагогическом университете. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей педагогических вузов, ведущих курсы информатики и информационных технологий.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обусловлены тем, что его цель формировалась в процессе анализа реальных потребностей системы высшего педагогического образования, само исследование проводилось на основе изучения современных достижений науки в области информатизации образования, а также применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, с опорой на аналогичные положения и выводы других исследований. В ходе эксперимента были изучены Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, учебные планы непрофильных факультетов педвуза, проведено анкетирование среди студентов. Теоретические положения и выводы, сделанные в процессе исследования, подтверждены статистическими результатами опытно — экспериментальной работы, продолжительностью исследования, в ходе которого разработанная методика обучения гипертекстовой технологии была эффективно внедрена в практику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обучение гипертекстовой технологии совершенствует подготовку в области информатики и информационных технологий будущих учителей.

2. Возможность гипертекстового структурирования информации является основанием использования гипертекстовой технологии в педагогической деятельности.

3. В процессе гипертекстового структурирования учебного материала учителем решаются следующие педагогические задачи: проектирование процесса обучения (структурирование, категоризация информации об исследуемом объектеконструирование предметного содержания учебной деятельности учащихся (отбор учебного материала, его дидактическая обработка, построение его системы, определение форм и способов его подачи)) — формирование системы знаний, категориального аппарата у учащихся;

4. Обучение гипертекстовой технологии способствует подготовке будущих учителей к педагогической деятельности и формированию готовности использовать средства и методы информатики в будущей профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения на кафедрах: информатики и вычислительной техники, новых информационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университетана Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» (Пермь, 6−8 апреля 1999г) — на XXXVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1014 апреля 2000 г.).

Внедрение. С 1996/1997 по 2000/2001 уч. годы методика обучения гипертекстовой технологии внедрялась в учебный процесс географического, исторического, биологического, физического, филологического факультетов, факультетов иностранных языков и начальных классов в ОмГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная система образования нуждается в средствах интенсификации и интеллектуализации педагогической деятельности, среди которых важнейшее место отводится информационным технологиям. Гипертекстовая технология является одной из современных информационных технологий, ориентированных на педагогическую деятельность. При этом гипертекстовая технология дает учителю новые возможности по обдумыванию, планированию и проведению учебного процесса, структурированию учебного материала, а ученику возможность активно управлять ходом своей познавательной и учебной деятельности.

Специфика подготовки в педагогическом вузе состоит в том, что во многих случаях решаемые студентами задачи, одновременно являются и учебными, и критериальными. Это означает, что когда будущий учитель учится решать учебные задачи, то он овладевает и способами их решения в предстоящей профессиональной деятельности. Поэтому в настоящем исследовании учебно-критериальными педагогическими задачами называются учебные задачи, ориентированные на изучение информатики и информационных технологий, решение которых способствует подготовке к педагогической деятельности.

Введение

в практику подготовки в области информатики и информационных технологий учебно-критериальных педагогических задач содействует развитию у студентов педагогических умений и навыков, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности. Следовательно, обучение студентов решению учебно-критериальных педагогических задач, способствует подготовке к педагогической деятельности.

В ходе диссертационного исследования проведен анализ основных дидактических принципов, реализуемых на базе гипертекстовой технологии. В результате было выяснено, что основанием большинства возможностей гипертекстовой технологии в образовании служит гипертекстовое структурирование учебного материала. Нами были выделены следующие педагогические задачи, которые могут быть решены с использованием гипертекстовой технологии:

1. Проектирование процесса обучения: структурирование, категоризация информации об исследуемом объектеконструирование предметного содержания учебной деятельности учащихся (отбор учебного материала, его дидактическая обработка, построение его системы, определение форм и способов его подачи).

2. Формирование системы знаний, категориального аппарата у учащихся.

Проведенное исследование позволило сформулировать требования к методике обучения гипертекстовой технологии. В процессе обучения студент должен овладеть:

— инструментальными средствами, позволяющими представлять информацию в виде гипертекста, уметь использовать их в будущей педагогической деятельности;

— общим подходом к освоению новых инструментальных средств для представления информации в виде гипертекста и использования их для решения педагогических задач.

Это создало базу для разработки системы учебно-критериальных педагогических задач. В нашем исследовании предлагаемые учебно-критериальные педагогические задачи позволяют сформировать умения и навыки работы со стандартным прикладным программным обеспечением курса информатики и умение решать педагогические задачи средствами гипертекстовой технологии.

Простота и удобство использования приложений Windows и инструментальных гипертекстовых систем определили выбор прикладного программного обеспечения для обучения гипертекстовой технологии: Word-9x, Excel-9x и гипертекстовый редактор ForeHelp любой версии.

В разработанной нами методике обучения гипертекстовой технологии реализуется профессионально-ориентированная направленность введением системы учебно-критериальных педагогических задач. Применяются методы обучения, активизирующие познавательно-практическую деятельность студентов.

На этом основании, а также, в процессе экспериментального обучения доказано, что введение в практику подготовки в области информатики и информационных технологий содержательно-методической системы учебно-критериальных педагогических задач, решаемых средствами гипертекстовой технологии, способствует подготовке будущих учителей к педагогической деятельности и формирует готовность использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. О возможностях использования новых информационных технологий в обучении младших школьников.// Наука и школа. -1998.- № 3. С.38−40.
  2. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
  3. Е., Езерский В., Антонов А. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия //Высшее образование в России. 1999. — № 5. -С.83−88.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  5. Е., Леднев С., Логинова А., Майзем В., Москвичев С., Строкатов С., Самостоятельная работа студентов: организация и контроль.//Высшее образование в России. 1995. -№ 4, С.59−63.
  6. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования личности. 1981. -С. 3−19.
  7. Н.В., Гончарова О. Н., Солдатова С. А. Дидактические аспекты компьютерного обучения. http://ccssu.crimea.ua/intemet/Eclucatiori/notes /nota З/пОЗ 016. htm
  8. В.В. Опыт инновационно моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. — 1998. — № 1. -С. 18−23.
  9. В.И. Обзор способов и средств построения информационных приложений// Системы Управления Базами Данных. 1996. -№ 5−6. -С. 52−63.
  10. Ю.Ашхотов Компьютеризированные технологии в образовании.// Высшее образование в России. 1996. — № 3. С. 109−110.11 .Бабанский Ю. А. Совершенствовать методы педагогических исследований // Сов. педагогика. -1986. № 3. -С.40−46.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика. — 1977. — 256с.
  13. В.А. Психолого дидактические основы моделирования процесса обучения// Новые информационные технологии в педагогическом образовании: Тез. Доклада на науч-практ. конф. — Калуга: Пединститут. 1994.-с. 14.
  14. ГА. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. -32с.
  15. В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. -1998. № 2.-С. 15−17.
  16. В.П. Программированное обучение (дидактические основы).-М., 1970. -300с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
  18. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. -144с.
  19. С.А., Кузнецов Э. И. Решение задач с использованием ЭВМ. -М.: Просвещение, 1989. -С.107.
  20. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М, 1973.-382с.
  21. .Н., Гуриев М. А. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. -М.: РосНИИСИ, 1993.
  22. Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Р-н-Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.-133с.
  23. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. -1969. -№ 2.
  24. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Дисс.. док. пед. наук. СПб., 1997.
  25. Е.И. Механизмы умственной деятельности. -М., 1986.
  26. В.А. Наша задача помочь учителю реализовать творческий потенциал. // Информатика и образование. -1998. — № 2. -С.5−13.
  27. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Дис.. док. пед. Наук.-СПб., 1996.
  28. В.А., Жданов B.C. Информационно вычислительные сети и телекоммуникации// Педагог. Наука, технология, практика. — 1998. -№ 2. -С. 3−15.
  29. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. -С. 18−22.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.- 204с.
  31. Е.И., Кривошеев А. О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения //http ://www/riis.ru/PS/Pub lwww/VISHT/htm
  32. Е.И., Кривошеев А. О. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. -1998. -№ 2. -С.32−36.
  33. Ю.Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в школьном курсе информатики: Дисс. на соиск.. к.п.н.-M., 1998.-138с.
  34. О. Теория информатики как методологическая основа профессиональной подготовки библиотекарей-библиографов: Дисс.. д-ра пед. наук. -Вильнюс, 1992.
  35. Водолад С. Н Изучение методов представления информации в курсе информатики на примере гипертекстового представления учебного материала по тригонометрии: Автореферат дисс.. .к.п.н.- М., 2000.
  36. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -300с.
  37. Выготский J1.C. Мышление и речь // Собр. соч. -М., 1982. -Т.2.-504с.
  38. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -370с.
  39. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука. -1966. -С. 236−277.
  40. П.Я. Формирование умственных действий// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981. -С.78−86.
  41. П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. -1980.-№ 1. -С.50−58.
  42. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М., 1974.- 101с.
  43. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -М., 1966.
  44. М. Развитие творческой самостоятельности специалиста.// Высшее образование в России. 1998. -№ 4. -С.83−86.
  45. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. -С.41−48.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.-264 с.
  47. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования. М., 1985. 40с.
  48. .И., Ловцов Д. А. Компьютеризированный учебник основа новой информационной педагогической технологии// Педагогика. — 1995. -№ 6.- С.22−26.
  49. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.-552с.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению «540 200 гуманитарное знание». — М., 1999.
  51. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы.// Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.105−107.
  52. М.Т. Проблемы университетской подготовки учителя // Педагогика. 1998. -№ 8. -С. 19−20.
  53. В.В. Организация компьютеризированного обучения на базе иерархических структур данных: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к.п.н. Алматы., 1996.
  54. В.В. Виды общения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика. 1972. -423с.
  55. В.В., Рубцов В. В. Тенденция информатизации современного образования//Сов. педагогика.- 1990.- № 2. -С. 50−55.
  56. Э. Гипертекстовые технологии // НИТ. -1993. N10.
  57. В.А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе: Автореф. дис.. док. пед. наук. -СПб., 1992.-52 с.
  58. Л.В. Системы гиперзаписи информации. // НТИ. Сер.2. -1990. -№ 2.
  59. В.И. Прикладная теория информации. -М.: Высш. шк., 1989.
  60. В.Г. О классификации образовательных информационных технологий.// Информационные технологии -1996.-№ 2.-С. 10−18.
  61. А.А. Информатика: предмет и задачи.// Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — С.22−28.
  62. О.М. Развитие мышления учащихся 7-х классов в процессе пропедевтического изучения основ информатики: Дисс.. к.п.н. -Киев, 1992.
  63. В., Ладыженский Г. Обзор способов и средств построения информационных приложений //Системы Управления Базами Данных. -1996. -№ 5−6.
  64. А.П. Время информационных технологий // Знание-сила. -1986.-№ 3.-С.4−5.
  65. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. -№ 2. -С.82−89.
  66. А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. -М., 1986. -С.28−31.
  67. А.П. Научно-методические основы школьного курса информатики // Вестник АН СССР. -1985. -№ 12.-С.49−59.
  68. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе: Автореф. дис.. док. пед. наук.-М., 1989.-48 с.
  69. В.В. Модель гипертекста в среде Лого для класса УКНЦ. // Информатика и образование 2000. -№ 4. -С.59−68.
  70. И.К. Типология учебных предметов и принципы организации учебного материала// Проблемы школьного учебника: Сб. статей. Вып.15. типология школьных учебников. М.: Просвещение, 1985. -С. 53−69.
  71. С. Наука XXI века // Высшее педагогическое образование в России. -1998. -№ 2. -С.76−80.
  72. В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. -1997. № 4. — С. 44−49.
  73. В.А., Каширина Е. В. Информационное образование в эпоху становления информационного общества // Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании. СПб, 1997. -С.13−39.
  74. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1. -М.: Знание, 1972. -72с., Вып.2. -1972. -88с.
  75. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих / Под общей ред. Академика Российской академии естественных наук Д. А. Поспелова М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  76. Информационные системы будущего //Информационный поиск. Пер. с анг. Под ред. К. Н. Трофимова. М.: Воениздат, 1970.
  77. Иосилевский В поисках критериев эффективности преподавательского труда.// Высшее образование в России. 1997. -№ 1. — С. 79−84.
  78. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир, 1972. -264с.
  79. В.И. Высшая миссия педагога// Педагогика. 1998. -№ 8. -С. 20−21.
  80. В. Курс информатики: состояние, методика, перспективы. // Информатика и образование. 1990.- № 6. -С.26−31.
  81. В.П. Системы дистанционного обучения: модели и технологии//Проблемы информатизации. -1996. -Выпуск 2. -С. 14−19.
  82. В.М. Информация. Алгоритмы. ЭВМ: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991 .-191с.
  83. С.Ю., Налунин В. А. Использование инструментальных систем мультимедиа для разработки электронных книг, компьютерных обучающих программ. http://cnit.istu.ink:8101/lmni/kolosoff/articl.html
  84. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990.-№ 1. -С.3−9.
  85. Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения: Дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -Днепропетровск, 1983. -174с.
  86. А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения Тезисы международной конференции. Математика, компьютеры, образование. 29января-3 февраля. М:-Ассоциация, 1997. — С. 132−137.
  87. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ //Информационные технологии. -1996. -№ 2. -С. 14−18.
  88. Г. А. Дидактические основы формирования будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Дис.. док. пед. наук. -Н. Новгород, 1995.
  89. Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы: Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н. -М., 1997.
  90. А.А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах. //Информатика и образование. -1996. -№. С. 13−20.
  91. И.П. Семантические представления. М., Наука. 1986.
  92. Э.И. Подготовка педагогических кадров в области информатики // Информатика, еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -1995.- № 26(27). -С.7.
  93. М.А. Как подготовить гипертекст. // Информатика и образование. -1995. -№ 3. -С.51−53.
  94. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
  95. Н.В. Формирование педагогических способностей. Изд-во Ленинградского университета, 1962.- 97с.
  96. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий. // Высшее педагогическое образование в России. -2001. -№ 1. -С.124−126.
  97. Юб.Кушниренко А. Г., Эпиктетов М. Г. Активные гипертекстовые среды на уроках информатики. //Информатика и образование. -1994. -№ 1. -С. 2736.
  98. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. -М., 1999.
  99. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд — во ОмГПУ, 1999. -294с.
  100. М.П. Реализация компонентов информатики в учебных планах педагогических вузов. // Информатика и образование.-1996. -№ 6.-С.1−5.
  101. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. //Советская педагогика.-1965.-№ 3.-С. 115−127.
  102. Р. Интернет: к новому типу образования.// Высшее образование в России. -1997. -№ 3. -С.95−102.
  103. М.А. Формирование у студентов педвузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Дисс.. к.п.н.-М., 1988.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
  105. А.Н. Психологические вопросы сознательного учения // Избр. психол. произв. Т. 1. -М., 1983. -С. 348−380.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. -444с.
  107. О.В. Методика обучения учащихся средствам представления знаний в рамках профильного спецкурса по информатике: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к.п.н. М., 1999. -17с.
  108. С.А. Педагогические системы и технологии: Учеб. пособие для студентов педвузов. Омск: ОГПИ, 1993.-98с.
  109. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. -№ 6. -С. 55−60.
  110. М.П., Полилова Т. А. Введение в систему Link Way: Учебное пособие для полготовки учителей в рамках совместного проекта Гособразования СССР и фирмы IBM Corporation «Пилотные школы». -М.: АСПКУДИС, 1990.
  111. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996.- № 3. -С. 1−8.
  112. М.С. Проблема тезауруса в психологии: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. -М.: Ин-т психологии АН СССР, 1984. -24с.
  113. Д., Джонстон Р. Компьютер творец: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987.-255С.
  114. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Диссертация. д-ра пед. наук. М., 1992.-487с.
  115. А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Дисс. на соиск.. к.п.н.: Воронеж, 1999.
  116. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Кулюткина Ю. Н. Сухобской Г. С. -М.: Педагогика, 1981. -120с.
  117. В.М. Информатизация школьного образования, монографический сборник под ред. чл. корр. АПН СССР В. Монахова и Д.Шихта. -М.-Берлин, 1990. -С.10−11.
  118. В.М. Что такое новая информационная технология? // Математика в школе. -1990. -№ 2. -С. 47−52.
  119. Монахов В. М,. Гуревич В. Ю. Оптимизация объема и структуры учебного материала. //Советская педагогика. -1981. -№ 12. -С.19−25.
  120. Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к.п.н. С-П, 1997. -19с.
  121. В. П. Тихомиров В.П. Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике/ М.: Финансы и статистика, 1997. -254с.
  122. И.Ю. Методы и средства информатики в содержании предметной подготовки на филологическом факультете педвуза: Дисс. на соиск.. к.п.н.-Омск, 1997.-200с.
  123. В.В. Разработка программных педагогических средств// ИнфО. -1999. -№ 3. -С.36−40.
  124. Т. Информационные системы будущего // Информационный поиск: Сб. материалов. -М: Воениздат, 1970.
  125. А.В. Гипертекст тензорный подход. // НТИ. Сер. 2. -1991. -№.0.
  126. А.В. Компьютерные методы и средства глубокой обработки, анализа и синтеза общедоступных документов. Новосибирск, 1991.
  127. А.В. Тензорный подход к анализу и синтезу систем. // НТИ. Сер. 1995. — № 9. — С. 26−32.
  128. Л.Г. Технология построения гипертекстов : Диссертация на соискание ученой степени канд. ф.-м. наук. Москва, 1993.
  129. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1998.- № 8. -С. 19−20.
  130. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск: Изд — во КГУ, 1999.
  131. Пак Н.И., Майер Н. А., Ванюрин А. В. Электронный учебник как инструмент познания и педагогического исследования. // Преподаватель. -2000. -№ 4. -С. 26−27.
  132. . Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии. -1965.- № 6. -С. 42−55.
  133. П. И. Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. -80с.
  134. Т.Г. Методика обучения и использования мультимедиа систем в школьном курсе информатики: Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н. -С.-П., 1999.
  135. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высш. шк., 1973. -256с.
  136. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». //Информатика и образование. -1996. -N5.-С. 1−20.
  137. Г. С. Искусственный интеллект основа НИТ. — М.: Наука, 1988.-278с.
Заполнить форму текущей работой