Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия организации влияния родителей как основополагающий фактор развития личности детей в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нравственный климат в обществе влияет на политическое и экономическое состояние общества, вследствие этого очень важно формирование нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Отношение родителей к нравственным нормам, межличностное отношение родителей далеко не безразличны для детей, они имеют воспитывающий, с точки зрения нравственности, характер. Нравственно — воспитательные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы учёта факторов развития личности подростков в новых социально — экономических условиях
    • 1. 1. Наследственность как основополагающий фактор развития личности подростков
    • 1. 2. Роль и место среды в формировании сознания и поведения подростков
    • 1. 3. Воспитание подростков как фактор их развития
    • 1. 4. Оптимизация применения методов формирования поведения подростков родителями
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Подготовка родителей к семейному воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
    • 2. 1. Подготовка родителей к физическому воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
    • 2. 2. Подготовка родителей к умственному воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
    • 2. 3. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
    • 2. 4. Подготовка родителей к трудовому воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
    • 2. 5. Подготовка родителей к эстетическому воспитанию подростков в новых социально — экономических условиях
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия организации влияния родителей как основополагающий фактор развития личности детей в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Преодоление социально-экономических трудностей в Республике Таджикистан предполагает принятие ряда важнейших мер не только по преодолению экономического кризиса в стране, но и решении кардинальных проблем по воспитанию подрастающего поколения. Последнее обусловлено тем, что в настоящее время уровень воспитания обучения молодых людей в школах и вузах республики вызывает особую озабоченность. Именно поэтому Правительство Республики Таджикистан и Президент Эмомали Рахмон вопросу о роли, месте и статусе семьи в жизни общества стали уделять самое пристальное внимание.

Процесс воспитания и обучения детей в семье — одна из главных функций семьи. Большой научно — педагогический интерес представляют в данном случае вопросы о том, как в семье понимают сущность воспитания, какими приёмами и методами воспитания здесь пользуются, каковы вообще в семье представления о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

В силу сказанного, можно утверждать, что социально-экономические изменения, происходящие в Республике Таджикистан, в связи с переходом на рыночную экономику, предполагают переосмысление роли, места и статуса семьи в жизни общества, и актуальность этой проблемы не вызывает сомнений.

Актуальность темы

исследования обусловлена также высокой степенью её научно-методической значимости и в то же время её неразработанностью как в научном, так и в практическом аспектах.

Степень разработанности проблемы. В связи с новыми социально-демографическими проблемами, с которыми столкнулась молодая суверенная Республика Таджикистан, возникает острая необходимость в разработке модели семьи, ориентированной на те условия, которые складываются в процессе глобальных современных изменений в мире. Так, советский девиз «чем больше, тем лучше», который характеризовал политику советской власти з в области рождаемости, утратил своё значение в новых социально-экономических условиях. Вместо него в настоящее время социально-демографическая политика правительства Республики Таджикистан в этой области преследует, скорее, качественные изменения в этой сфере, нежели количественные.

Переход от количества к качеству предполагает также разработку научных основ, факторов развития личности детей в семье, где ведущую и основополагающую роль играет влияние родителей на детей. В связи с этим требуется и разработка новой модели подготовки детей к жизни и труду в новых социально — экономических условиях.

Различные аспекты формирования сознания и поведения детей как следствие влияния на них родителей нашли широкое освещение в устном народном творчестве таджикского народа. О том, как родители должны воспитывать детей в семье писали известные представители таджикской классической литературы — А. Рудаки, А. Фирдоуси, А. Джами, У. Кайковус, Саади Шерози, О. Хайям и др.

Вопросы семейного воспитания важное место занимали и в работах русских писателей и педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафта и др.

Психологические особенности развития детей подросткового возраста нашли отражение в работах Е. Д. Божовича, М. Д. Виноградова, В. И. Максакова, Г. Б. Борисова, Т. В. Драгунова, И. С. Кона, Л. С. Очаковской, Г. П. Позднова, A.C. Золотнякова, Э. Ш. Натанзона, Д. И. Фельдштейна, Е. А. Шумилина и др.

Особенности работы классного руководителя с детьми подросткового возраста исследуются в трудах Н. И. Болдырева, Л. В. Ботяковой, Н. Гейхина, Л. Ю. Гордина. И. Долинской, И. А. Дружинина, В. Н. Зойченко, З. Л. Ходоровской Р. Л, Кричевского, Л. Куликовой, В. Кутьева, Б. Д. Мухина, Г. Оглоблиной, О, Патрушевой, Ю. Я. Протасова, М. Ю. Хрущёвой, В. И. Ширяевой, В. И. Ширяева, Н. Е. Щуркина и др.

Подготовке подростков к семейной жизни посвятили свои работы Л.С. 4.

Алексеева, И. В. Бестужев — Лада, К. Киндрат, И. Жомоновский, А. К. Марова, В. Сатир, И. В. Гребенников, JI В. Ковинко, Р. Х. Хмельницкий, С. Е. Хозе и др.

Проблема взаимодействия школы и семьи нашла отражение в трудах Г. К. Байдельдиновой, В. А. Маишевой, А. Маринина, С. Э. Карклиной, О. Н. Урбанской и др.

Особенно весомый вклад в решение проблем семейного воспитания в советской педагогике внесли A.C. Макаренко и В. А. Сухомлинский.

Проблемы семейного воспитания в условиях приобретения Таджикистаном суверенитета рассматривались и в исследованиях таджикских ученых-педагогов М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзоды, И. Х. Каримовой,.

А.М.Миралиева, Х. Д. Джонназарова, A.M. Манонова, М. С. Сайфуллоевой, И. М. Пулатова, С. З. Бойматова и др.

Все эти исследования можно разделить на две группы. Первая группа исследований посвящена решению проблем семейного воспитания до периода приобретения Таджикистаном независимости, и, соответственно, в них решение исследуемой проблемы рассматривается в иных социально-исторических условиях. Вторая группа работ охватывает период после приобретения Таджикистаном независимости. Однако, как показывает анализ этих работ, в них проблемы формирования сознания и поведения детей в семье рассматриваются в общем плане, конкретно же о влиянии родителей на детей как факторе развития личности детей в семье, перечисленные выше исследователи ничего не пишут.

Таким образом, разрешение противоречия между объективно существующей необходимостью в разработке средств, учитывающих влияние родителей на детей как фактор развития их личности, а также средств, отражающих новую модель подготовки детей к жизни и труду в условиях рыночной экономики и отсутствие таковых в теории и практике формирования детей в семье, и составляет проблему нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования сознания и поведения детей в семье.

Предмет исследования: методы и способы родительского влияния на формирование сознания и поведение детей.

Цель исследования: разработка научно обоснованных практических рекомендаций по целесообразной организации родительского влияния на формирование сознания и поведения детей.

Гипотеза исследования: специальная целенаправленная организация родительского влияния станет активным источником развития детей в семье, если: родители будут осведомлены и убеждены в сознательной организации своего влияния на детейродители будут вести здоровый, сознательный, общественно — трудовой образ жизниродители будут целесообразно управлять жизнедеятельностью детей в семье.

Руководствуясь целью исследования и гипотезой, автор поставил перед собой решение следующих задач:

— выявить форму и содержание подготовки детей к жизни и труду в семье в условиях рыночной экономики;

— определить роль и место родительского влияния в формировании сознания и поведения детей;

— раскрыть исходное влияние родителей на развитие детей через наследственность;

— разработать эффективные способы влияния родителей на детей, как активных элементов семейной среды на пассивных;

— изучить передовой опыт родителей по управлению жизнедеятельностью детей в семье в условиях рыночной экономики;

— разработать комплекс научно — методических рекомендаций, направленных на активизацию родительского влияния на формирование сознания и поведения детей.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии, социологии, педагогики и психологии о факторах развития личности, о роли деятельности в жизни человека, законы диалектики, теория познания, теория целостности педагогического процесса, а также положения б.

Конституции Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Национальная концепция воспитания» и другие директивные документы Правительства Республики Таджикистан.

Методы исследования:

— изучение, анализ и обобщение проблемы исследования в литературных источниках в области философии, педагогики, социологии, психологии;

— опросы, беседы, анкетирование родителей в целях форсированного определения у них представления о роли и месте родительского влияния как фактора развития личности детей в семье;

— моделирование процесса влияния наследственности, семейной среды и семейного управления на становление личности детей;

— анализ передового опыта учёта влияния наследственности, семейной среды и семейного управления на становление личности детей;

— констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;

— обработка полученных результатов.

Научная новизна исследования:

— выявлено исходное влияние родителей на физическое, умственное, нравственных, профессиональное и эстетическое становление детей посредством генетических процессов;

— определено влияние родителей на развитие детей в семейной среде;

— одна их форм проявления такого влияния «пример — подражание»;

— разработан механизм влияния родителей как главных семейных воспитателей детей-подростковэкспериментально апробирована эффективность внедрения педагогической системы подготовки родителей и воспитания подростков и активизации подростков к самовоспитанию;

— выявлены факторы, влияющие на сложение отношений между родителями и детьми в процессе воспитания в новых социально-экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования:

— усовершенствована технология применения родителями методов формирования поведения подростков;

— определены представления о факторах и уровнях отношения подростков к различным компонентам физической, умственной, общественной, трудовой и эстетической деятельностидоказана необходимость подготовки родителей к семейному воспитанию в новых социально-экономических условиях;

— исследовано состояние теории и практики организации семейного воспитания в новых социальноэкономических условиях.

Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по целенаправленной организации влияния родителей на детей посредством основных факторов развития личности: наследственности, среды и воспитания, которые позволяют эффективно формировать сознание и поведение детей в условиях семейного воспитания.

Разработанная методика подготовки родителей к семейному воспитанию может успешно применяться при налаживании сотрудничества семьи, школы и общественности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду.

База исследования: в опытно-экспериментальной работе участвовали классные руководители и школьники подросткового возраста, родительские комитеты общеобразовательных школ № 2, 3, 10, 12, 14 г. Худжанда и № 14, 28, 64 Б. Гафуровского района Согдийской области Республики Таджикистан.

Этапы и процедура исследования:

— на первом этапе (1995;1999 гг.) определялись актуальность проблемы, её теоретические основы, изучались теория и практика формирования сознания и поведения детей в семье. На основе изучения литературы, наблюдений и бесед с компетентными лицами разработан ход проведения исследования;

— на втором этапе (1999;2006 гг.) был проанализирован опыт влияния родителей на детей как фактор развития личности детей в семье в условиях 8 рыночной экономики, а также на основе обобщения теоретического материала и практического материала была разработана модель подготовки детей к жизни и труду в новых социально-экономических условиях;

— на третьем этапе (2006;2010 гг.) была осуществлена опытно-экспериментальная работа, были проведены обработка и систематизация полученных данных, сформулированы выводы и рекомендации. Проведён формирующий эксперимент по уточнённой методике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснована система определения влияния родителей на всестороннее развитие личности детей в семье, которая имеет основополагающий характер.

2. Физическое развитие детей зависит от родителей в аспекте наследственности. Сами родители являются активными элементами семейной природной среды и вполне способны повлиять на физическое развитие своих детей, целесообразно организовав семейный быт и т. д.

3. Умственное развитие детей является следствием влияния родителей на детей через наследственность, через элементы интеллектуальной среды и через целесообразное интеллектуальное управление.

4. Подготовка детей к общественной жизни во многом зависит от целесообразной организации семейно-общественной среды и посредством семейно-общественного управления.

5. Новая модель подготовки детей к жизни и труду, которая отвечает требованиям рыночной экономики, оптимально способствует всестороннему развитию детей в семье.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены опорой на диалектическую методологию, использованием как теоретических, так и эмпирических методов исследования, имеющих логически непосредственное отношение к цели, задачам, объекту и предмету исследованиярезультатами опытно-экспериментальной работыприменением математических методов обработки результатов, количественными и качественными параметрами в аспекте полученных данных, внедрением основных положений в практику школ Республики Таджикистан.

Апробация результатов исследования: результаты исследования были изложены в докладах на ежегодных научных конференциях преподавателей Худжандского государственного университета, Таджикского государственного университета коммерции и других вузов, как Таджикистана, так и других стран СНГ:

— на международной научно-практической конференции Казахстана, посвященной 10-летию образования Казахского педагогического университета (2003 г.);

— в сборнике статей научно-практической конференции посвященной 10-летию Сулюктинского гуманитарно-экономического института Баткенского государственного университета — Бишкек (2006 г.);

Имеется также несколько публикаций тезисов и статей, брошюр и учебного пособия по теме исследования.

Структура работы определяется поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, списка использованной литературы, приложения. '.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В процессе формирования сознания и поведения подростков имеет место непосредственное и опосредованное влияние. Непосредственное влияние оказывают на подростков, прежде всего родители, а классные руководители подготавливая родителей к семейному воспитанию, оказывают на подростков опосредованное влияние. При этом мы имеем дело с профессионализацией родителей с точки зрения выполнения воспитательных функций классными руководителями.

2. Наши наблюдения и опрос родителей показывают, что 'формирование сознания и поведения подростков в семье, прежде всего, зависит от отношения родителей к физической культуре и спорту, к науке и образованию, к соблюдению норм нравственности, к профессиональным обязанностям и к, труду, к литературе и искусству, к жизни в целом. В этом плане личный пример родителей выступает как средство воспитания.

3. Отношение родителей к физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому развитию зависит от их жизненного опыта, уровня образования, материальных и духовных потребностей и возможностей. Исходя из этого, можно выделить различные категории родителей. Оказывая им общую и методическую помощь, мы значительно улучшим их отношение к семейному воспитанию подростков.

4. Подготовка родителей к семейному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях предполагает ознакомление родителей с передовой педагогической технологией, с передовым опытом семейного воспитания, с прогрессивными идеями и положениями народной педагогики, с целями, задачами, средствами принципами, методами и формами организации семейного воспитания на основе теорий научной педагогики. Проведение серии мероприятий по педагогическому просвещению родителей способствовало повышению педагогической культуры родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приобретение независимости Республикой Таджикистан требует коренного пересмотра социально-экономических условий, организации науки и образования, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Изменение социально-экономических и социально-демографических условий влечет за собой изменения семьи, изменения формы и содержания семейного воспитания, а также оптимизации сотрудничества школы и семьи.

В этом смысле большую роль играет отношение родителей к семейному воспитанию, осознание ими долга и ответственности за воспитание подрастающего поколения.

Отсутствие методических разработок по организации семейного воспитания в условиях рыночной экономики, с одной стороны, а с другой стороны как показали наши наблюдения и опрос родителей, низкая педагогическая культура родителей значительно осложняет процесс подготовки подрастающего поколения к труду. Более того, в ходе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено слишком слабое взаимодействие семьи и школы и как следствие этого слишком слабая связь между общественным и семейным воспитанием,.

При организации взаимодействия школы и семьи не учитывается изменение школы и семьи в новых социально-экономических условиях, а также изменений форм и содержания общественного и семейного воспитания.

Значительно большое количество учителей и родителей не имеют должного представления о факторах развития личности подростков. Это объясняется тем, что учителя и классные руководители не подготовлены должным образом в теоретическом и методическом плане. Они не совсем чётко осознают механизм взаимодействия школы с семьёй, пути и способы оптимальной подготовки родителей к семейному воспитанию. Профессионально-педагогическая культура и педагогическое мастерство классных руководителей не отвечают современным требованиям.

Низкая педагогическая культура родителей не позволяет им целесообразно организовать процесс формирования сознания и поведения подростков.

Педагогическое просвещение родителей при помощи классных руководителей и учителей может значительно повысить педагогическую культуру родителей. Однако для этого необходимо, прежде всего, готовить будущих учителей в условиях ВУЗа, а также на курсах повышения квалификации необходимо оптимизировать и модернизировать педагогические знания и умения учителей.

Первоосновой формирования сознания и поведения личности является наследственность, которая является, главным фактором развития личности. К сожалению, многие родители не имеют должного представления об этом и потому не стремятся качественно улучшить состояние своего здоровья, интеллекта и образования, нравственного сознания и поведения, а также профессионального образования и мастерства, что может сыграть отрицательную роль при формирований генетической программы их детей. Каждый гражданин должен знать о личностной и общественной значимости генетической программы.

Передовые государства стремятся, проведением различных социально-экономических, социально-демографических, социально-образовательных мероприятий улучшить генофонд нации.

Родители могут и должны сознательно регулировать качество передаваемой детям генетической программы. Путём педагогического просвещения и проведения социально-оздоровительных и социально-образовательных мероприятий следует готовить родителей к этому важному делу.

Необходимо изменение отношения родителей к профилактическим медицинским мероприятиям, к залеживанию болезней, к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни, ибо все это может в какой-то степени гарантировать рождение здоровых детей.

Следует также изменить отношение родителей к науке и образованию. В.

144 последнее время в Республике Таджикистан изменилось отношение к науке и образованию на государственном уровне. Финансирование науки и образования стало приоритетным. Осознание на государственном уровне зависимости материального и духовного благосостояния народа от развития науки и образования открывает перспективу на изменение отношения граждан к науке и образованию. Качественно улучшая коэффициент интеллектуальности посредством повышения образования, включения в сеть непрерывного образования, родители могут повысить коэффициент интеллектуальности генетической программы своих детей. Для этого необходимо проведение соответствующих разъяснительных мероприятий с родителями о роли личностной и общественной значимости науки и образования, о роли непрерывного образования в жизни человека, о подготовке детей к школе и т. д.

Если учителя и родители планомерно изучают познавательные интересы подростков, их отношение к науке и образованию, их познавательные способности, то можно на основе полученных данных значительно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс.

Нравственный климат в обществе влияет на политическое и экономическое состояние общества, вследствие этого очень важно формирование нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Отношение родителей к нравственным нормам, межличностное отношение родителей далеко не безразличны для детей, они имеют воспитывающий, с точки зрения нравственности, характер. Нравственно — воспитательные качества черты, привычки родителей влияют на детей через генетическую программу. Поэтому очень важно для родителей постоянное исправление, искоренение своих нравственных дефектов, в этом их, должны убеждать СМИ и учителя в ходе педагогического просвещения.

В условиях рыночной экономики на первый план выдвигаются профессиональные способности людей и их отношение к труду. Первоосновой профессионализации подростков и формирования их отношения к труду.

145 являются те задатки и способности, которые они получают от родителей.

Осознание значимости данного фактора родителями способствует повышению их профессионального образования и профессионального мастерства.

Учителям и родителям в школе и семье следует обратить особое внимание на создание благоприятной природной среда, приучить детей к сотрудничеству с природной средой. Приведение природной среды в соответствие с экологическими нормами должно стать основой сотрудничества. В этом плане очень важно формирование экологически правильного отношения к воздуху, воде, миру растений и миру животных.

Для того чтобы улучшить отношение детей к учёбе, следует обратить особое внимание на создание соответствующей интеллектуальной среды в семье, обеспечив детей необходимой научной, учебной и художественной литературой, а также другими необходимыми школьными принадлежностями, включая компьютеры, если этого позволяют материальные возможности родителей.

Внутрисемейные межличностные взаимоотношения членов семьи как форма проявления общественной среды влияют на формирование нравственного сознания и поведения подростков. Анализ данного взаимоотношения даёт родителям соответствующую пищу для размышления. Они должны осознать воспитательную ценность собственного личного примера. Престиж и авторитет родителей зависит от уровня сформированности их нравственного сознания и поведения.

Отношение родителей и подростков к труду во многом зависит и от состояния семейной трудовой среды. Профессионализм и трудолюбие родителей являются основой формирования данных нравственно-трудовых качеств у подростков. Необходимо в семье создавать нормальную рабочую обстановку, которая способствовала бы формированию положительных нравственно-трудовых качеств.

Физическое воспитание подростков в семье требует приучения подростков.

146 к соблюдению личной гигиены, выполнения утренней гимнастики, их приобщения к физической культуре, спорту и туризму. При помощи методов приучения, упражнения, игры можно формировать соответствующие физические умения, которые необходимы подростку для введения здорового образа жизни. С помощью методов поощрения и наказания родители могут стимулировать физическое поведение подростков. Получение необходимых результатов в этом направлении зависит от успешного сотрудничества классных руководителей, учителей физической культуры, медработников и родителей.

Умственное воспитание подростков требует приучения подростков к соблюдению норм и принципов организации их умственной деятельности.

Формирование у подростков положительного отношения к учёбе в школе требует разъяснения им личностной и общественной значимости учёбы. Родители в семье должны создавать нормальные интеллектуальные условия для выполнения умственных упражнений и игр, которые необходимы для формирования интеллектуальных умений и навыков. Умственное воспитание начинается с формирования положительного отношения у подростков к книгеглавному источнику знаний. В современных условиях модернизация умственного воспитания подростков в значительной степени зависит от формирования положительного отношения подростков к компьютеру, который также является источником получения оперативных знаний.

Нравственное воспитание подростков в новых социально-экономических условиях имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, в разумном сочетании общечеловеческого с народным. Использование идей и положений научной и народной педагогики по проблемам нравственности и этикета в семейном воспитании подростков является велением времени. Приучение подростков к соблюдению норм этики способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Поощрение за нравственно образцовое поведение и наказание за нарушение норм поведения в обществе являются необходимыми мерами урегулирования.

147 формирования нравственного сознания и поведения подростков.

Трудовое воспитание подростков в семье предполагает формирование положительного отношения к самообслуживанию, к различным видам труда, включая как физический, так и умственный. В зависимости от выявленного интереса подростка, к тому или иному виду профессий, а также анализа результатов тестирования задатков способностей у подростков необходимо организовать их профессиональное образование, которое является ключевым механизмом их подготовки к труду.

Эстетическое воспитание подростков предполагает оптимизацию, всех видов воспитания, использование красоты окружающей среды природы, общения, трудового процесса, познания, а также произведений литературы и искусства в качестве средств воспитания.

Опытно — экспериментальной работой было установлено, что для оптимизации семейного воспитания было необходимо всестороннее изучение уровня педагогической культуры родителей, уровня воспитанности подростков и в зависимости от полученных результатов последовало проведение соответствующих организационно-разъяснительных мероприятий с целью повышения подготовки родителей к семейному воспитанию и подростков к самовоспитанию.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам и рекомендациям:

1. Качественное улучшение семейного воспитания в новых социально-экономических условиях зависит от качества подготовки родителей к выполнению своей воспитательной функции, акцентируя их внимание на учёт всех факторов развития личности при формировании сознания и поведения подростков.

2. Подготовка родителей к выполнению своей воспитательной функции и повышение их педагогической культуры протекают методически успешно, если в процессе их педагогического просвещения использовать идеи, положения и принципы научной и народной педагогики по семейному воспитанию.

3. Следует разъяснить родителям личностную и общественную значимость качественного улучшения генетической программы путём ухода за здоровьем, введением здорового образа жизни, повышением уровня своего образования, нормализацией межличностных отношений семье, совершенствованием профессионального образования и мастерства, стремлением к эстетическому восприятию окружающей среды, произведений литературы и искусства, творением красоты и прекрасного.

4. Формирование сознания и поведения подростков зависит также от экологического состояния окружающей их природной среды, от качества интеллектуальной среды, от нравственного климата в семье, от создания нормальной рабочей обстановки в семье.

5. Отношение родителей к семейному воспитанию подростков зависит от осознания ими личностной и общественной значимости воспитательного процесса, от их жизненного опыта, от уровня их образования, от уровня их материальной обеспеченности. Исходя из всего этого, они приобщают своих детей к спорту и туризму. Покупают им книги и другие школьные принадлежности, помогают им в учёбе, приучают их к самообслуживанию. К различным видам семейного труда, помогают в выборе профессии, показывают пример поведения в обществе, учат воспринимать и творить красоту и прекрасное в различных сферах жизни.

6. В процессе формирования сознания и поведения подростков следует использовать как непосредственное, так и опосредованное влияние, что позволяет интенсифицировать воспитательный процесс. Опыт показывает, что родители в большинстве случаев затрудняются в применении методов формирования, контроля и оценки поведения. Поэтому, по средством педагогического просвещения, нами была проведена соответствующая организационно-разъяснительная работа. В этом плане особую методическую ценность имеет ознакомление родителей с передовым опытом семейного воспитания.

7. Посредством фиксирующего эксперимента мы выявили отношение под.

149 ростков к различным объектам и процессам окружающей среды и оценили их отношение — положительное, отрицательное и нейтральное — на основе полученных результатов провели соответствующий формирующий эксперимент по улучшению качества отношения подростков к искомым объектам.

8. При помощи формирующего экспериментами мы повысили уровень педагогической культуры родителей, используя при этом методические услуги методистов отделов образования, классных руководителей, учителей-предметников и других специалистов сферы образования. Всё это в комплексе способствовало качественному улучшению семейного воспитания подростков, установлению его тесной связи с общественным воспитанием в новых социально-экономических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Бакр Ар — Рази. Духовная медицина.-Душанбе: Ирфон, 1990.- 88с.
  2. H.A., Катков А. Ю. Резервы нашего организма.- М.: Знание, 1990. 240с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать.-М.: Просвещение, 1979. 255с.
  4. Д.А. Воспитание юных патриотов: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1979. 127с .
  5. JI.C. Особенности неблагополучных семей и возможности школы в работе с ними // Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних.- М., 1985. С.32−39.
  6. Аникеева H. J1. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983, — 94с.
  7. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников /Под ред. А. И. Бурова. М.: Просвещение, 1978. — 72с.
  8. Т., Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Очерки педагогической мысли. Душанбе: Хумо, 2005.- 226с.
  9. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80с.
  10. Бабанский Ю, К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.- 1984. III. С.51−57.
  11. Г. К. Семья и школа формируют человека. Алма-Ата: Мектеп, 1984. — 72с.
  12. БегакБ. Воспитание искусством.-М.: Просвещение, 1981.-94с.
  13. Г. Формирование нравственной культуры отношений между юношами и девушками.//Нар.образование. 1979. № 12. с.54−57.
  14. Бестужев-Лада И. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.// Boen, школьников. 1981. № I. С .33−35.
  15. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988. 256с.
  16. П.Л. Избранные педагогические и психологические сочинения: 82 т. T. I / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979, -271с.
  17. О.С., Катаева М. И., Шемшурина Л. И. О нравственном воспитании подростков. -М.: Просвещение, 1979. -110с.
  18. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка1. М.: Знание, 1979. -39с.
  19. Н.И. Классный руководитель.-М.: Просвещение, 1978. -271с.
  20. Н.И. Нравственное воспитание школьников. ' Вопр. теории. М.: Педагогика, 1979. -224с.
  21. В.Б. Беседы о самовоспитании.- М.: Просвещение, 1976.- 127с.
  22. Л.В. Работа классного руководителя по профориентации.- Таллин: Валгул, 1971. -20с.
  23. И.Д., Шульц М. П. Учитель-ученик: Характер взаимоотношений и их влияние на уровень воспитанности, обучения и социальную активность школьников- Учеб. пособие / Л ГНИ имени А. И. Герцена. Л., 1983.-83с.
  24. М.Г. Комплексный подход к решению проблемы свободного времени школьников. -Казань, 1979. -82с.
  25. Е.Д., Чистякова С. Н. Трудовое воспитание и профориентация подростка.-М.: Знание, 1979.-38с.
  26. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников.-Л.: Ленингр. пед. ин-т им .А .И.Герцена, 1980. -80с.
  27. М.Д., Максакова В. И. Развитие творческой индивидуальности подростка в коллективе, как условие успешногоформирования активной жизненной позиции личности. //Сов.педагогика. 1979. № 6. С.38−45.
  28. А.Г. Нравственное воспитание подростков.- М.: Знание, 1978. -64с.
  29. В мире подростка /Под ред. А.А.Бодалева- Ост. Г. Б. Борисов.-М.: Медицина, 1980. -296с.
  30. A.B., Димитрова JI.B., Ермакова Л. И., Илюхина Л. В. Педагогика для студентов вузов. -Ростов на Дону: Феникс, 2004. -160с.
  31. А.Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. -64с.
  32. Воспитание дело творческое: Клас. руководители обмениваются опытом /Сост. Л, Г. Коротун.- М.: Просвещение, 1978. -176с.
  33. Воспитать гражданина: Из опыта ком. вос питания учащейся молодежи / Отв. ред .Н.Г.Ничкало- Сост.: Н. Г. Ничкало, И. С. Щербатенко. -Киев: Политиздат Украины, 1979. -263с.
  34. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной работы: содерж. и методика деятельности.- М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  36. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. -М., Просвещение, 1975. -176с.
  37. .Г. Таджики. Кн.1. Душанбе, 1983. -384с.
  38. Н. Классному руководителю о профессиональной консультации учащихся //Восп.школьников. 1980.//4. С.34−36.
  39. .С. Философия образования.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432с.
  40. Л.Д. Учитель в советском обществе, его роль в формировании личности ученика// Сов.педагогика. 1985. № 2. С.65−78.
  41. А.Е., Березнева В Л. Работа по профориентации учащихся УП-УШ классов //Школа и производство.1981. № 2. С.49−51.
  42. Ф.Н. Книга об учителе. -М.: Просвещение, 1965. -250с.
  43. ГординА. Воспитание добросовестного отношения к труду//Восп.школьников. 1979. № 3. С. 18−22 .
  44. Л.Ю. Мастерство организаторской деятельности классного руководителя //Восп.школьников. 1983. № 5. C. I3 -Т6.
  45. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -176с.
  46. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. -М.: Просвещение, 1975. -176с.i
  47. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. -М.: Педагогика, 1981.-176с.
  48. С.А. Идейно-политическое воспитание старшеклассников,-Львов: Высш. школа, 1977. -189с.
  49. А.И., Кожевникова А. П., Медведь A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних.-М.: Знание- 1977. -96с.
  50. Н. Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины школьников.//Восп.школьников. 1676. № 5. С.20−24.
  51. Т.В. Подросток. -М.: Знание, 1976. -96с,
  52. И.А. Заботы и радости классного ' руководителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1978. -176с.
  53. В.И. Педагогическое предвидение. -М.: Знание, 1987. -80с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1 541 987. -159с.
  55. В.Н. О системе воспитания в работе классного руководителя. В кн.: Воспитание школьников в процессе обучения. -Волгоград, 1978. с.60−66.
  56. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. -192с.
  57. АЗ. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. -М.: Просвещение, 1986. -159с.
  58. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. /Л.А.Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова.- М.: Просвещение, 1989. -127с.
  59. Идейно-политическое воспитание школьников./Сост. Л. В. Кузнецова, М. И. Шмелькова. -М.: Просвещение, 1977. -256с.
  60. Индивидуальный стиль деятельности учителя. /Казан.пед.ин-т- Н. И. Петрова. -Казань, 1982. -76с.
  61. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в педагогических учебных заведениях. Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -512с.
  62. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. -319с.
  63. Каганов Л Л. Учись учиться, учись трудиться.- Минск: Высш. школа, 1978. -128с.
  64. У. Кобуснома. -Душанбе: Адиб, 1990. -153с.
  65. Кан/Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -190с.
  66. В.А. Чтобы воспитание было успешным. -М.: Знание, 1979.-95с.
  67. КараковскийВ.А. Директор-учитель-ученик. -М.: Знание, 1982. -94с.
  68. С.Э. Руководитель учителя — родители. //Нар.образование. 1986. № 2. C. I06-III.
  69. С.Э. Педагогика продлённого дня. -М.: Просвещение, 1988. -142с.
  70. К., Комановский И. О подготовке школьников к семейной жизни. //Восп.школьников. 1980. № 2. С.45−47.
  71. Классному руководителю о работе с пионерами старшего возраста: Кн. для учителя./Под ред. З. А. Ходоровской. -М.: Просвещение, 1981. -192с.
  72. А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности. //Вопр. психологии. 1986. № 2. С.79−85.
  73. Л.Ф. Общеобразовательная школа: Перспективы развития. -М.: Знание, 1986. -64с.
  74. И.И. Учащимся о самообразовании. -Минск: Нарасвета, 1976. -157с.
  75. Л.Ф. Школа время перемен: Из опыта работы шк. Новосиб.обл. -М.: Педагогика, 1987.-144с.
  76. Д.В. Предупреждения вредных привычек у школьников. -М.: Педагогика, 1984. -176с.
  77. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвещение, 1979. Гл.УП. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек, с. 120−137.
  78. С.В. Учитель-ученик. -М.: Педагогика, 1984, -80с.
  79. В.М. Самоуправление школьников. -М.: Просвещение, 1981. -208 с.
  80. Костяшкин Э. Внеурочной работе-повседневное внимание
  81. Восп.школьников. 1979.//1. -С.31−33.
  82. Я.С., Чамлер В. И. Педагогическая этика. -Кишинёв: ШТИИНДА, 1984. -148с.
  83. В.В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. -М.- Волгоград. Перемена, 2001. -174с.
  84. Кричевский PJL Социально-психологические аспекты руководства классным коллективом. //Вопр.психологии. 1979. № 2. с.150−155.
  85. Н .Н. Мораль в действии. -М.: Политиздат, 1971. -255с.
  86. JI. Система работы классного руководителя. //Народ, образование, 1978.//10. -С.57−79.
  87. Н.В. Формирование педагогических способностей. -JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1981. -97с.
  88. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности /ЛГУ им. А. А Жданова. -Л., 1967. -181 с.
  89. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя: (В помощь лектору) -Л.: Знание, 1983.-32с.
  90. В. Работа классного руководителя в школе продлённого дня по всестороннему развитию старшеклассников. //Нар.образование. 1978. № 2. -С.48−55.
  91. Д.И. История педагогики (История образования и педагогическоймысли): Учеб.пособие. -М.: Гардарики, 2003. -206с.
  92. K.M. Культура педагогического общения: Учеб.пособие. -Иркутск Изд-во Иркут. ун-та, 1985, -102с.
  93. П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. -М.: Педагогика, 1991. -176с.
  94. A.A. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979. -48с .
  95. .Д., Протасов Ю. Я. Классному руководителю о профориентации. -Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1978. -62с .
  96. .Т. Общие проблемы воспитания. -М.: Просвещение, 1979. -168с.
  97. М. Современная дидактика. -Душанбе: Маориф, 2001. -331с.
  98. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1985−158с.
  99. В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. -64с.
  100. A.C. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. T. I /Под ред. И. А. Комрова, В. М. Коротова, Б.Т.Лихачёва- Сост. Л. Ю. Гордин. -М.: Просвещение, 1977. -397с.
  101. A.C. О воспитании /Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Холемендик. -М.: Политиздат, 1990.-415с.
  102. А.К. Психология обучения подростка. -М.: Знание, 1975. -64с.
  103. И.С. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания и его роль в формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения. //Сов.педагогика, 1979. № 10. С. 122−133.
  104. А. В дружбе с родителями: Из опыта работы учителя нач. классов 770-й шк. Москвы, А .И .Холомкиной //Нар .образование. 1985 № 12. -С.32−35.
  105. Методика воспитательной работы /Под ред. В. М. Коротова. -М.: Просвещение, 1990, -175с.
  106. В.Б. Век образования.-М.: Педагогика, 1990.-176с.
  107. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. -М.: Знание, 1986. -80с.111 112 113 114 115 111 133 220 888 903 680.122123,124,125,126.
  108. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984, -96с.
  109. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан.-Душанбе: Омузгор, 2001, № 3.
  110. .М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1990, -328с.
  111. Г., Патрущева 0. Рабочее время классного руководителя: как его рационально использовать.// Восп.школьников. 1986. Я 5. с. 19−24.
  112. Основы внутришкольного управления. /П.В.Худоминский, Ю. А. Васильев,
  113. Э.Р. Лихацкая и др. Под ред. Л. В. Худоминского. -М.: Педагогика, 1987.-168с.
  114. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред.И. А. Зязюна. -Киев: Вища. шк., 1987. -205с.
  115. Основы эстетического воспитания /Под ред. Н. А. Кушаева, -М.: Просвещение, 1986. -240с.
  116. Л.С. Подросток в городе. -М.: Знание, 1980. -96с.
  117. Ф.Г. Школа и общественный прогресс: Актуал.вопр. работы общеобразоват. шк. эпохи развитого социализма. -М.: Просвещение, 1983. -255с.
  118. Ф.Г. Перестройка в работе с педагогическими кадрами. //Сов.педагогика. 1987. № 5. С.77−80.
  119. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н / Д: Феникс, 1998. -544с.
  120. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред.Б. С. Гершунекого. -М.: Педагогика, 1990, -224с.
  121. A.B. Популярные беседы по психологии. -М.: Педагогика, 1971.-206с.
  122. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -354с.
  123. В.И. Формирование активной жизненной позиции учащихся в процессе общественно-политической деятельности. //Сов.педагогика. 1980. № 7. -С.91−94.
  124. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика: Кн. для127 128 129 130,131132133134135,136,137,138,139,140.учителя. -Минск: Нарасвета, 1986. -240с.
  125. Подготовка старшеклассников к жизни: В помощь учителю / Р. Г. Гурова и др. -М.: Просвещение. -1979. -158с.
  126. ГЛ., Золотнякова A.C. Индивидуальное изучение личности подростка. -Ростов н/Д., 1976. -35с.
  127. Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья: В кн.: Антология педагогической мысли России половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. -с.278−282
  128. МЛ. Труд руководителя: (Пособие для начинающего директора). -М.: Просвещение, 1984. -143с.
  129. М.Л. 0 новаторах и новаторстве. // Нар.образование. 1987 № 8. С.76−81.
  130. Н.Л. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. -М.: Просвещение, 1979, -96с.
  131. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1980. -104с.
  132. М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987.-80с.
  133. Примерное содержание воспитания школьников /Под ред. И. С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1980. -80 с.
  134. И.Л. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний в воспитаний школьников //Сов.педагогика. 1978., № 2. с.36−42
  135. Психологические проблемы самообразования учителя: Сб.науч. тр./ НИИ общ. образования взрослых АПН СССР- Отв.ред. Г. С. Сухобская. -М., 1986. -8 0с.
  136. Психология развивающейся личности /А.В.Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др.- Под ред. A.B. Петровского.-М.: Педагогика, 1987. -240с.
  137. И.М. Технология определения понятийно-терминологической системы общей педагогики: проблемы теории и практики. -Худжанд, 2004. -245с.
  138. И.М., Бойматов С. З. Роль и место семейной и школьной среды на формирование положительных нравственных качеств у подростков.-Худжанд, 2002. -24с.
  139. Н. Педагогическое творчество учителей. // Народ, образование. 1985. Л 7. С.78−82.
  140. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989. -239с.
  141. Л.И., Арен А. Я. Самовоспитание школьников. -М.: Педагогика, 1971. -160с.
  142. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981. -128с.
  143. Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.: МГУ, 1981. -184с.
  144. Рудаки, По стенам Рудаки провел рукой. -Душанбе: Адиб, 1990, -128с.
  145. .А. НОТ школьника: Из опыта работы школы. -М.: Просвещение, 1976. -128с.
  146. . Общество и образование. /Общ.ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1989.-200с.
  147. В. Как строить себя и свою семью. -М.: Педагогика, Пресс, 1992. -192с.
  148. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. /Под ред.В. А. Сластенина. -М.: Издательский Центр «Академия», 2000. -336с.
  149. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И. В. Грабенников,
  150. Л.В. Ковишко. -М.: Политиздат, 1990. -319с.
  151. Н.П., Боки И. И. Трудовая подготовка в сельской школе. -М.: Педагогика, I960, -80с.
  152. Семья, учитель и трудовой коллектив: С.науч.тр./НИИ общ. пробл. воспитания АПН СССР- Отв.ред.А. В. Ковинько. -М., 1987. -118с.
  153. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. -М.: Педагогика, 1986. -144с.
  154. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980. -144с.
  155. В.П. Учиться быть учителем. -М. :Педагогика, 1986. -144с.157 158 159 160 161 156 988 928,165,166,167,168.169.170.171.172,
  156. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика. В 2 ч. -М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2003. -41.-288с.
  157. В.И. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. выс. ш. пед.уч. заведений /В.А. Сластенина, И. Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Изд. Центр «Академия», 2003. -578с .
  158. Л., Бутурлин М. Уроки нравственности. //Нар.образование. 1979. № 11. С.57−60.
  159. С. Воспитание творчеством. -М.: Знание, 1978. -95с. Спирин Л.Ф.- Зайцев Е. С. Трудовое воспитание в сельской школе.-М.: Просвещение, 1979. -223с.
  160. Справочник директора школы: Сб.законодат., руководящих и инструкт. материалов /Сост.Ф. И. Лузирев. -М.:Просвещение, 1983. -287с.
  161. И.В. Психология педагогического такта, -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1966. -279с.
  162. В.А. О воспитании /Сост. и авт.вступит.очерков С. Соловейчик. -М.: Политиздат, 1985. -270с.
  163. Л.Н. Мысли о воспитании /В кн.: Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). -М.: Педагогика, С.448−451.
  164. О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -192с.
  165. Учебно-воспитательный процесс в школе: С б. документов /Сост, В. Н. Ягодкин. -М.: Просвещение, 1981. -272с.
  166. Учитель и ученик: Проблемы взаимодействия: Ст // Народ, образование. 1985. № 12. С.41−54.
  167. Учителю о педагогической технике /Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Педагогика, 1987. -160с.
  168. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начало XX в. -М.: Педагогика, 1990. -С.45−52 .
  169. К.Д. Об умственных и нравственных условиях общественного и личного прогресса. В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX начало XX в. ~М.: Педагогика, 1990. -С. 129−132.
  170. Д.И. Психология воспитания подростка. -М.: Знание, 1978. -48с.
  171. JI.О. О воспитательной деятельности классного руководителя //Народ.образование. 1980. № 9. С.61−64.
  172. Ю. О некоторых проблемах подготовки старшеклассников к семейной жизни. //Восп.школьников. 1976. № 6. С.25−27.
  173. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -223с.
  174. Формирование активной жизненной позиции школьника: Метод рекомендации. /Моск. гор. ИУУ- Подгот. М. М. Поташник. -М., 1980.- 152с.
  175. Р.Х. Старт во взрослую жизнь. -М.: Россия, 1980. -68с.
  176. С.Е. Взрослеть в делах. -М.: Знание, 1980. -96с.
  177. Холодюк А. Г. Воспитание сознательной дисциплины в процессе общественно-полезной деятельности. //Сов.педагогика. 1980.№ 9. С.43−47
  178. А.Г., Богданович Л. А., Шибаева А. Н. Продолжим разговор на трудную тему. -М.: Педагогика, 1973. -160с.
  179. А.Г., Колесов Д. В. Девочка подросток — девушка. -М.: Просвещение, 1981. -128с.
  180. H.A. Социально-экономическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы. -М.: Педагогика, 1986. -176с.
  181. М.Ю. Взаимодействие в работе классного руководителя и пионерского отряда по воспитанию у подростков стремления к самообразованию. В кн.: Подг отовка школьников к самообразованию. Волгоград. 1980. С.151−158.
  182. М.Б. Воспитание делом. -М.: Знание, 1978. -63с.
  183. A.M. Педагогика, рожденная жизнью: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -208с.
  184. В. Н., Чернокозов И. И. Этика учителя: Пед.этика. -Киев: Рад.шк., 1973. -173с.
  185. В. Использование «Примерного содержания воспитания школьников» в работе классного руководителя //Восп.школьников. 1977. № 4. С.67−69.
  186. H.B. Воспитательное влияние /В ich.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX начало XX в. — М.: Педагогика, 1990. -С.204−214.
  187. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника: В помощь класс, руководителю. -М.: Просвещение, 1977.-224с.
  188. JI.B., Ширяев В. И. Классному руководителю сельской школы: Материалы по формированию личности учащихся V-VI кл. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, I960. 96 с .
  189. Л.В., Ширяев В. И. Классному руководителю сельской школы: (Материалы по формированию личности учащихся УП-УШ кл.)-Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1981, -104с.
  190. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника /Под ред.В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1979. -152с.
  191. С.Т. Перестройка девиз учителей // Народ, образование. 1987. № 7. С.8−12.
  192. М.П. Объять необъятное: Зан. педагога. -М.: Педагогика, 1986. -173с.
  193. Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогика, 1986.-112с.
  194. Н.Е. Когда урок воспитывает: (нравст.аспект). -М.: Педагогика, 1981. -128с.
  195. Этические беседы: (Материалы в помощь учителям и классным руководителям). /Науч. ред. И. Ф. Харламов. -Минск: Нар. совета, 1977.-192с.
  196. П.Д. Непосредственное нравственное влияние./В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начало XX в. -М.: Педагогика. 1990. С.165−177.
  197. В.Ы. Педагогические кадры школы и совершенствование воспитанияучащихся. -М.: Педагогика, 1979. -295с.
  198. H.H. Совершенствование деятельности классного руководителяпо эстетическому воспитанию подросткового коллектива: В кн.: Пути совершенствования эстетического воспитания подростков. -Минск, 1980.
Заполнить форму текущей работой