Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование возможностей компьютерных программ для обучения графике студентов факультетов технологии и предпринимательства педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важнейших составляющих в подготовке учителя технологии и предпринимательства служит графика. Существенными компонентами графической подготовки являются наличие наглядно-образного и логического мышления, которые требуют развитого пространственного воображения у обучаемых. Для его формирования современный учитель должен владеть широким спектром технологий обучения, включая информационные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Общая характеристика работы
  • Глава 1. Краткий обзор и анализ характера компьютерной поддержки графических дисциплин в вузах Российской Федерации
    • 1. 1. Преподавание графических дисциплин в учебных заведениях
    • 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование использования ЭВМ в вузовском обучении
    • 1. 3. Назначение и классификация педагогически программных средств
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Поиск оптимальных пакетов программ компьютерной графики
    • 2. 1. Выбор инструментальных средств компьютерной графики
      • 2. 1. 1. Исследование программных средств
      • 2. 1. 2. Эксперимент по изучению свойств документов, созданных в различных пакетах компьютерной графики
    • 2. 2. Система КОМПАС — 3D LT
      • 2. 2. 1. Основные области рабочего окна
      • 2. 2. 2. Термины, чаще всего встречающиеся в программе «КОМПАС»
    • 2. 3. Анализ программы педагогических вузов по курсу «Графика»
    • 2. 4. Учебная программа по графике с элементами компьютерной поддержки
      • 2. 4. 1. Программа курса «Базовая графика с элементами компьютерной поддержки», I курс, 2 семестр, 1 вариант
      • 2. 4. 2. Программа курса «Базовая графика с элементами компьютерной поддержки», 1 курс, 2 семестр, 2 вариант
      • 2. 4. 3. Программа курса «Графика с элементами компьютерной поддержки», 10 класс
      • 2. 4. 4. Программа курса «Компьютерная графика»
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Проведение педагогического эксперимента
    • 3. 1. Методы и методологические приёмы обучения студентов
    • 3. 2. Эксперимент
    • 3. 3. Статистическая обработка данных
  • Выводы по третьей главе
  • Выводы

Исследование возможностей компьютерных программ для обучения графике студентов факультетов технологии и предпринимательства педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.

Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.

Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на само образование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам.

Одной из важнейших составляющих в подготовке учителя технологии и предпринимательства служит графика. Существенными компонентами графической подготовки являются наличие наглядно-образного и логического мышления, которые требуют развитого пространственного воображения у обучаемых. Для его формирования современный учитель должен владеть широким спектром технологий обучения, включая информационные. Возникающие новые требования к подготовке учителей делают всё более актуальными проблемы использования компьютера в обучении.

Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.

Компьютерная графика — это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные.

В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.

Содержание графо-геометрической подготовки преподавателей технологии на базовом уровне ограничено традиционными модулями: «Начертательная геометрия», «Стандартные изображения и технический рисунок» и «Прикладная и проектная графика». К сожалению, методы и средства обучения этим дисциплинам во многом продолжают также оставаться традиционными, с ограниченным привлечением компьютерной графики и элементов систем автоматизированного проектирования, несмотря на то, что требования к грамотному специалисту в настоящее время включают в себя владение компьютерными технологиями.

Быстрое развитие информатики, постоянно развивающееся программное обеспечение, представленное множеством графических пакетов и средствами компьютерной графики, с одной стороны, актуализирует изучение технологий компьютерной графики, а не отдельных графических пакетов. Полезным может быть введение в учебный процесс интегрированных курсов, что будет способствовать формированию информационных умений и перенесению навыков из одной предметной области в другую.

Технологии компьютерной графики базируются на фундаментальных знаниях, в первую очередь — геометрии, информатики и черчения. В настоящее время компьютерная графика сформировалась как наука. Она является неотъемлемой частью подготовки студентов технических вузов, в школах и педагогических вузах — знакомство с элементами компьютерной графики осуществляется в рамках одного из разделов курса информатики. Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников, а следовательно, и школьных учителей, теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений. Необходима концепция внедрения компьютерной графики в систему подготовки студентов педвузов, а также методическая проработка применения её технологий в качестве инструмента познания при изучении графических дисциплин.

Актуальность темы

заключается в противоречии между требованиями к подготовке современных учителей графики и традиционными средствами обучения этой дисциплине, содержащей большое количество трудоёмких и достаточно рутинных операций. В частности, на протяжении последних десятилетий XX века во многих вузах России идёт процесс внедрения в систему обучения графическим дисциплинам средств компьютерной графики. Вслед за вузами такая же тенденция стала актуальной и в средних общеобразовательных школах. Но до сих пор вопросы методических проблем компьютеризации графических дисциплин на факультетах технологии, общетехнических дисциплин и трудового обучения не решены достаточно полно. Более того, до сих пор нельзя считать окончательно разработанными требования к интеграции компьютерных технологий с различными образовательными дисциплинами.

Объект исследования', процесс обучения графике студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов в условиях интеграции традиционной и ручной графики.

Предмет исследования: информационные технологии как средство обучения курсу «Графика» студентов факультета технологии и предпринимательства (ФТиП).

Цель исследования: обоснование, разработка. и экспериментальная проверка педагогических условий обучения студентов ФТиП педагогического вуза с использованием компьютерной поддержки процесса обучения базовым разделам курса графики.

Гипотеза исследования: графическая подготовка будущего учителя труда, ОТД и технологии будет эффективнее, если:

• компьютерная поддержка осуществляется средствами оптимальной программы компьютерной графики;

• при обучении студентов графике реализован оптимальный подход к организации процессуальных аспектов интеграции традиционных и компьютерных графических технологий;

• при обучении студентов графике реализован оптимальный подход к организации структурно-содержательных аспектов интеграции традиционных и компьютерных графических технологий;

• применяется адекватный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебные программы, учебно-методические и наглядные пособия, технические средства обучения и др.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

•проанализировать состояние теории и практики обучения графике студентов технических и педагогических вузов с использованием компьютерной поддержки;

• провести анализ известных программ компьютерной графики, наиболее широко используемых в технических и педагогических вузах при обучении студентов графическим дисциплинам;

• разработать требования, предъявляемые к «оптимальной» программе компьютерной графики для будущих учителей труда, ОТД и технологии;

• выбрать наиболее подходящую программу компьютерной графики и обосновать её оптимальность для использования в педагогическом вузе для студентов ФТиП;

• выявить и обосновать такую организацию структурно-содержательных блоков, которая даёт положительный педагогический эффект при интеграции традиционных и компьютерных технологий;

• разработать содержательную, структурную и процессуальную составляющие методики обучения студентов графике в условиях интеграции ручных и компьютерных технологий;

• разработать и апробировать пакет заданий для начальных разделов курса «Графика» с использованием компьютерных технологий на факультете технологии и предпринимательства педвуза;

•проверить на практике эффективность предлагаемой методики обучения студентов графике с использованием компьютерной поддержки.

Методы исследования:

•теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме диссертации;

• изучение, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта обучения графике с использованием компьютерной поддержки;

• педагогические наблюдения, опросы, анкетирование, беседы с учащимися и специалистами;

• проведение педагогического эксперимента и оценка полученных результатов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• современные концепции высшего образования, опирающиеся на концепцию личностно-ориентированного обучения и информационные технологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластёнин, И. Э. Унт, И. С. Якиманская и др.);

• системный подход в изучении педагогических явлений, обеспечивающих гуманистические, нравственные, профессиональные стороны подготовки обучающихся (С.

И. Архангельский, П. Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, С. Я. 6.

Батышев, А. Н. Богатырёв, И. Я. Лернер, А. А. Павлова, П. И. Пидкасистый, В. А. Поляков, Ю. JI. Хотунцев и др.);

• теория новых информационных технологий (Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, В. М. Глушков, А. П. Ершов, Ю. К. Кузнецов, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт и др.);

•научно-методические работы по теории и практике графического образования студентов разных факультетов технических и педагогических вузов при интегрированном подходе к формированию содержания образовательных областей, а также теория графического образования (А. А. Богуславский, Г. В. Буланже, Ю. В. Котов, А. А. Павлова, В. В. Пилюгин, А. Потёмкин, Э. Т. Романычева, О. Г. Яцюк и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

•обоснована необходимость создания новой методики обучения графике студентов факультета технологии и предпринимательства педвузов с использованием современных компьютерных технологий;

• определены способы использования современных компьютерных технологий в процессе обучения графике с учетом основных требований к знаниям и умениям студентов I курса факультета технологии и предпринимательства педвуза, выделены организационные условия проведения занятий;

• определены цели, задачи, содержание, методы и средства обучения студентов I курса факультета технологии и предпринимательства педвуза графике с использованием компьютерных технологий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

•разработана и внедрена в учебный процесс теоретически обоснованная методика обучения студентов ФТиП педвуза начальным разделам графики с использованием компьютерных технологий;

• созданы программы учебных курсов «Базовая графика с элементами компьютерной поддержки» для студентов I курса факультетов технологии и предпринимательства, программа «Графика с элементами компьютерной поддержки» для учащихся старшего школьного возраста- «Компьютерная графика» для студентов I курса факультетов технологии и предпринимательства;

• разработаны дидактические пособия и методические рекомендации для преподавания.

На защиту выносятся положения:

• программа компьютерной графики, предназначенная для обучения графике студентов факультетов технологии и предпринимательства и учащихся старшего школьного возраста, должна соответствовать определённым требованиям, предъявляемым к ней;

• разработанное содержание и структура интегрированного курса «Графика с использованием компьютерной поддержки» (ввиду требований, предъявляемых к современному специалисту) целесообразны для обучения студентов ФТиП графике;

•комплекс учебно-методических материалов для преподавателей, студентов и школьников способствует лучшему усвоению знаний и умений в областях «ручного» и компьютерного черчения. 8.

Апробация результатов исследования: основные результаты работы докладывались и обсуждались на:

• заседаниях кафедры «Машиноведение» Московского Государственного Педагогического университета (20 002 003 гг.);

• на конференциях и научно-методических семинарах ФТиП (2000;2004 г.) МПГУ;

• Международном форуме информатизации МФИ-2003;

• VIII Международной конференции «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства», 2002 г.;

• IX международной научно-практической конференции «Технология. Творчество. Личность», 2003 г.;

•на круглом столе «Развитие учебно-методической базы по применению САПР КОМПАС», 2003 г.

Экспериментальная проверка и внедрение полученных результатов исследования проводилась с 1999 по 2003 г. в Межшкольном Учебном комбинате № 1 г. Москвы, с 2000 года — на факультете технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета и с 2000 по 2001 год — в Межшкольном Учебном комбинате № 19 «Гагаринский». В эксперименте участвовало: 7 преподавателей, 216 студентов и 420 школьников.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Притула Ю. И. Применение программы «КОМПАС» в обучении школьников черчению //Школа и производство. — 2003. -№ 1. — С.75−78- 0,7 п.л.

2. Притула Ю. И., Богуславский А. А., Павлова А. А. Результаты эксперимента обучения студентов интегральному курсу.

Начала графики" (ручной и компьютерный варианты) //Материалы VIII Международной конференции «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства». — М., МИОО, 2002. — С.239−242- 0,7 п л. (авторских 34%).

3. Притула Ю. И., Крысинская Е. М., Иванникова J1. В. Обоснование выбора графических редакторов для курса «Компьютерная графика» для факультетов технологии и предпринимательства педагогических университетов // Материалы Международной конференции «Информационные средства и технологии» в трёх томах, — Т.2. — М.: Янус-К, 2003 -С.И 1−114- 0,8 п л. (авторских 40%).

4. Притула Ю. И. Преподавание предмета «Графика с элементами компьютерной поддержки» в школах и МУПК //http://www.kompas-edu.ru/articals.php?articalid=12/. официальный сайт «КОМПАС в образовании», 03−12−2003, 0,4 п.л.

5. Притула Ю. И., Крысинская Е. М. Компьютерная графика как средство повышения эстетического уровня школьников //Материалы IX международной научно-практической конференции «Технология. Творчество. Личность» — Курск, 2003. С.245−247- 0,2 п л. (авторских 50%).

6. Притула Ю. И. Отличия операций и команд, производимых в чертёжных программах AutoCAD 2000 и КОМПАС 5.9 при плоскостном проектировании //Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета Технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. — Москва, 2002. — С. 26−29- 0,2 п.л.

Структура диссертации: диссертация в двух томах, общим объемом — 250 стр., I том — 150 стр., II том — 100 стр., основного текста — 125 стр., библиография включает 142 наименования, таблиц — 15, гистограмм — 10, рисунков — 5.

Выводы по диссертационному исследованию.

1. Из четырёх педагогических вузов Москвы в двух преподают компьютерную графику. В остальных педвузах преподаётся только «ручное черчение». Практически во всех технических вузах компьютерная графика преподаётся на протяжении ряда лет.

2. Исследованы возможности таких известных компьютерных программ, как: ADEMT-Flex, bCAD, AutoCAD и КОМПАС.

3. Разработаны требования, предъявляемые к оптимальной компьютерной графической программе, предназначенной для обучения студентов ФТиП педвуза.

4. Дано обоснование оптимальности программы КОМПАС для её использования в учебном процессе на ФТиП педвуза.

5. Разработаны содержательная, структурная и процессуальная составляющие методики обучения студентов ФТиП педвуза интегрированному курсу «Графика с использованием компьютерной поддержки».

6. Наибольший педагогический эффект обучения графике достигается в случае оптимальной интеграции средств «ручной» и компьютерной графики при условии блочного структурирования учебного материала. Проведён эксперимент, который позволил выяснить, что обучение школьников старших классов и студентов ФТиП первого курса работе с компьютерными графическими программамидо того, как они изучат основы традиционной ручной графики, не приносит положительного педагогического эффекта.

7. Разработаны программа, задания, тесты, методические пособия для преподавателей и учащихся по курсу «Графика с использованием компьютерной поддержки».

8. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что интеграция традиционных и компьютерных средств графики улучшает качество знаний, получаемых студентами, повышает интерес к предмету и увеличивает мотивацию обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. l Российская конференция «Проблемы методологии и методики применения компьютерных технологий в графических дисциплинах», тезисы докладов, М, 1995
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М.ВЛАДОС, 1994
  3. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. /А.Ф. Чернявский, A.M. Мухарский, А. В. Орлов и др.- Под. ред. А. Ф. Чернявского.- Минск: Изд-во БГУ, 1980.- 175 с
  4. Актуальные проблемы теории и методики графических дисциплин, материалы семинара-совещания заведующих графических кафедр вузов России- Пенза, 1999
  5. Н. В., Информационные технологии в школьном образовании, М, РАО, 1994
  6. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  7. П.Р., Кожина О. А., Овечкин В. П., Симоненко В.Д., X отунцев Ю. Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе //Школа и производство.- 1999.- № 1.- С.5−13
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы).- М., Просвещение, 1982.- 192 с.
  9. А.В. Образовательная область «Технология» и технология образования. Развитие инновационных процессов в системе «Школа-вуз». Материалы международной науч.-пр. конф., СПб, 1998.140
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  12. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы.- М.: Высшая школа, 1970.- 229 с.
  13. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 144 с.
  14. А. А. Образовательная система КОМПАС 3-D LT. Учебное пособие для студентов педвузов, Коломна -Москва, 2001
  15. А. В., Начертательная геометрия. Задачи для упражнений, Уч. Пособие, М: Высшая школа, 1981
  16. Г. В., Гущин И. А., Геометрические построения в инженерной, прикладной и компьютерной графике, Москва, 2000
  17. А.Д. Организация и методика педагогических исследований,-М., 1981.- 43 с.
  18. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова М.: Прогресс, 1988. -336 е.: ил.
  19. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1973.
  20. Ю.А., Бугакова М. В. О содержании образовательной области «Технология» //Материалы VI Международной конференции по проблемам технологического образования школьников («Т2000»).
  21. Самара: АНО Образовательные ресурсы и технологический тренинг (ОРТ), 2000 С. 84.
  22. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. /Под ред. В. Ф. Венда. М.: Издательство «Мир», 1968. -518 с.
  23. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы.- М.: Информационно-издательский центр Госкомэпидемнадзора России, 1996.- 64 с.
  24. Гервер, Рытвина, Черчение. Компьютерная графика, 2001
  25. . С., Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы, М: Педагогика, 1987
  26. Г. Ф., Разработка дидактических системных основ обучения графо-геометрическим дисциплинам в вузе в условиях внедрения новых информационных технологий, 2000
  27. С. И. Создание и методическое исполнение комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся «Технический графический дизайн», М, 1995, Дис.
  28. Джейн Нокс, Что могут делать компьютеры в педагогике: взгляд из американской школы/ М: инфо, 1990, № 1
  29. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина, М., «Просвещение», 1975.
  30. Дидактика технологического образования, Ч. 2-я, М., 1998.
  31. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу /Под ред. О. А. Абдуллиной. М.: изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.- 249 с.
  32. А.П., Монахов В. М. «Основы информатики и вычислительной техники» в 2-х книгах, М.: Просвещение, 1985.
  33. О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. М.: ABF, 1997, ил., 560 с.
  34. Н. Д., Информационные технологии в процессе преподавания блока геометро-графических дисциплин в вузах строительного профиля, 1999
  35. Ю.М. Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов в условиях рынка. //Реформирование содержания начального профессионального образования: Материалы междунар. конф., СПб, 1999.
  36. Изучение новых видов технологий в старших классах. // Школа и производство.- 1999 № 6.- С.21−25.
  37. Казакевич В. М- О проекте Российского стандарта образовательной области «Технология». // Школа и производство.- 1994 № 1.
  38. В.А. Информатика: Учебник, — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.- 272 с.
  39. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН-ЛТД, 1994.
  40. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: пер. с англ. М., «Радио и связь», 1987.
  41. Г. М., Петров К В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для143студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.
  42. О.А., Малюков Н. Н., Алямовская Н. А. Тестовые задания для образовательной области «Технология» //Школа и производство.- 1999.-№ 2.-С. 15−19.
  43. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиций математического моделирования./ Авт. пред. А. А. Самарский.— М.: Наука, 1988.
  44. В.Б., Коцюбинский А. О. Современный самоучитель работы на персональном компьютере. Быстрый старт.: Практ. пособ.- М.: Издательство ТРИУМФ, 1997 368 е.: ил.
  45. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1989.
  46. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.— 224 с.
  47. Г. М., Методическое обеспечение обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технических лицеев, 2000
  48. К. Ю., Методика обучения чтению чертежей с применением педагогических программных средств, 1996
  49. Компьютеризация системы образования, ИНИОН, 1990
  50. Компьютерная технология обучения в вузе, ПГУ, 1989
  51. Компьютеро-ориентированные технологии в инженерной подготовке, НИИВО, 1998
  52. Компьютерные чертёжно-графические системы для разработки конструкторской и технологической документации в машиностроении: уч. пособие для нач.проф. образования, под ред. JI. А. Чемпинского, М: Издательский центр «Академия», 2002
  53. Ю. В., Павлова А. А., Основы машинной графики: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. ин-тов, М: Просвещение 1993
  54. Н.В. Современные подходы к проблемам трудового воспитания. // Школа и производство, 1999, № 2.
  55. Г. И. Формы организации занятий по технологии. //Школа и производство.- 1999.- № 2.
  56. Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии. //Школа и производство.- 1999.- № 4.- С.24−28.
  57. Г. И. Системы обучения учащихся технологии. //Школа и производство.- 1999, — № 6.
  58. JI. К., Геометрическое моделирование в курсе начертательной геометрии, уч. пособие, Омск, ОмГТУ, 1995
  59. Е. Ю., Проектирование содержания и технология реализации интегрированного курса графики в системе AutoCAD, 2000
  60. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн.: Валгус, 1980. — 334 с.
  61. С. С., Начертательная геометрия, черчение и машинная графика, ч.1, Новосибирск, 1998
  62. С. С., Субботина И. В., Формирование чертежа с помощью программы AutoCAD, методическое указания для студентов первого курса, НГАС, 1994
  63. О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат. //Контролькачества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф., СПб, 1998.
  64. B.C., Краевский В. В., Полонский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. М.: ВАК (Экспертный совет по педагогике и психологии), 1990. — 20 с.
  65. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  66. Н.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 165 с.
  67. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981, — 186 с.
  68. П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании //Школа и производство.- 1999.- № 2.— С.21−24.
  69. П.С., Пустовойтов В. П., Голованова Е. В. Учебные видеофильмы по технологии. //Школа и производство.— 1999.-№ 1.-С.27−28.
  70. .Ф. Человек наука — техника. Система наук о человеке. //Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1983.
  71. Е.А. Методика обучения механике с применением компьютерных технологий в основной общеобразовательной школе (на примере темы «Основы кинематики»), Автореф. дисс.- М.: МПГУ, 2001.
  72. М. Н., Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображения на чертежах, М 1996, Дис.
  73. М. Н., «Развитие способностей к дизайнерской деятельности студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике», М 2002, докторская диссертация
  74. Е. И., Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения, Пед-наука реформе школы, М: Педагогика, 1988
  75. Е.И. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ.- Киев: Типография ВА ПВО СВ, 1986 109 с.
  76. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие.- Д., Издательство Ленинградского Университета, 1980. 172 с.
  77. А.А. Технологии в школе. LEGO и компьютер.— Технологическое образование, Москва, Российская Федерация, 1−5 июля 1996 г., С.140−141.
  78. Т.Н., Четверикова Л. Г. Применение игровых программных средств в технолого-экономической подготовке школьников: Учебное пособие. — Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. 72 с.
  79. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя.- 3-е изд.— М.: Издательство «Эгвес», 1999.-104 с.
  80. И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующимипрограммами на занятиях по физике. Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1999.
  81. О. П., Совершенствование геометрической подготовки учителя математики средствами курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование», Красноярск, 1997
  82. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Под ред. Р. С. Александровой. Издательство Казанского университета, 1989. 142 с.
  83. В.И. Методические основы обучения.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.72 с.
  84. Основы современной цивилизации: Учебная хрестоматия для средней школы. Авт.-сост. П. А. Белоусов, О. Н. Козлова, Г. А. Нечаева и другие М.: Изд-во «Геликон», 1992.
  85. А. А., Корзинова Е. И., Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе, М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999
  86. А. А., Корзинова Е. И., Графика и черчение: 7 — 9 классы: Рабочая тетрадь № 1, М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999
  87. А. А., Корзинова Е. И., Графика и черчение: 7 — 9 классы: Рабочая тетрадь № 2, М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999
  88. А. А., Корзинова Е. И., Графика и черчение: 7 — 9 классы: Рабочая тетрадь № 3, М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999
  89. А. А., Жуков С. В., Черчение, 9 класс, М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002
  90. Педагогика: педагогические теории, системы, технологииб Учеб. для высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  91. Педагогическая энциклопедия. Т.4: Изд-во Советская энциклопедия, М., 1968.
  92. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х кн.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.-576 с.
  93. Г. И., Алексеев С. Ю., Машиностроительное черчение, СПб: Политехника, 1994к 94. Программа «Начертательная геометрия и черчение» дляспециальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд», сост. — Павлова А. А., М, Министерство просвещения, 1987
  94. Программа «Черчение с основами машиноведения», сост. Василенко Е. А., Макарова М. Н., Струков В. И.
  95. Программы педагогических институтов, сборник № 11, М: Просвещение, 1984
  96. Психолого-педагогические и психо-физиологические проблемы компьютерного обучения, М, 1985
  97. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении, изд. МГУ, 1987
  98. Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования, СИПИ, 1986
  99. Психолого-педагогические проблемы подготовки инженеров-педагогов в техническом вузе, ЧГАУ, 2001
  100. Психолого-педагогические системы и технологии, ОмГПУ, 1998
  101. Психолого-педагогические проблемы обучения первокурсников, Калининград, 1975
  102. А. Инженерная графика. Просто и доступно. М.: Издательство «Лори», 2000. 492 с.
  103. Программно-методические материалы: Технология. 5—11 кл./ Сост. А. В. Марченко.- 2-е изд., испр. и доп.- Дрофа, 1999.- 192 с.
  104. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М., «Наука», 1968. — 288 с.
  105. Рекомендации по проектированию педагогических программных средств (психолого-педагогический аспект). Рабочая группа по теме «Методология разработки прикладных программ для ЭВМ в школе». М.: НИИШОТСО АПН СССР, 1990. — 50 с.
  106. Н.Ф., Тряпицына А. П. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования. // Сб. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф., СПб, 1998.
  107. Г. В., Сорока В. Ф., Информационные технологии в графической подготовке студентов вузов, Брянск, 1996
  108. Э. Т., Инженерная и компьютерная графика, М: ДМК Пресс, 2001
  109. Э. Т., Соколова Т. Ю., Инженерная и компьютерная графика, Москва, 2000
  110. Э. Т., Иванова А. К., Куликов А. С., Инженерная и компьютерная графика, уч. пособие, М: Высшая школа, 1996
  111. Ю. А., Егорова Л. В., Киселёва н. Н. «Компьютерная графика. Методические указания к выполнению графических работ по инженерной графике», Екатеринбург, УрГУПС, 1999г
  112. С.В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.- 480 с.
  113. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.- 480 с.
  114. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  115. Сборник трудов всероссийского семинара-совещания заведующих кафедрами графических дисциплин, Ростов-на-Дону, 2001
  116. Степакова В В., Методическое пособие по черчению, М, 2000
  117. Ю. В., Оптимизация и параметризация чертежей в среде AutoCAD, 1999
  118. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / О. А. Айт, Е. Е. Аронов, А. В. Батаршев и др.- Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева.- М.: Высш. шк., 1990.150 с.
  119. А.П. Инновационные процессы в образовании. И Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. СПб, 1997.
  120. JI. М., Методическая система курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование» для педагогического образования, Красноярск, 1997, Дис.
  121. П. Е., Разработка методов и средств компьютерных технологий в начертательной геометрии и компьютерной графике, 1994
  122. Н.Д., Новенко Д. В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. М.: Школа-Пресс, 1999- выпуск 10. — 48 с.
  123. С. Е., Графические задания в курсе черчения, Красноярск, 1998
  124. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики вкомпьютерном классе. М.: «Просвещение», 1990. — 206 с.
  125. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники // Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1983.
  126. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство, 1994, № 4, С. 84−89.
  127. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А. и др. Роль проектов в курсе «Технология» // Директор школы, 1994, № 4, С. 39−45.
  128. Н. В., Педагогические условия эффективного внедрения компьютеров в учебный процесс. Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении, Омск, 1990
  129. Школа и производство, № 1, 1999, О. С. Якиманская
  130. Школа и производство, № 3, 1999
Заполнить форму текущей работой