Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы, нормы и формы экологического воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают… Читать ещё >

Методы, нормы и формы экологического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т. п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

К нормам экологического воспитания относиться объяснение учащимся правил поведения в природе. Перед учителем встает задача донести до учеников последствия которые могут возникнуть в результате не соблюдения следующих правил поведения человека в природе (на отдыхе, прогулке):

  • — Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности!
  • — Не повреждай кору деревьев!
  • — Не рви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь!
  • — Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
  • — Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веточек!
  • — Не сбивай грибов, кроме ядовитых!
  • — Не лови бабочек, шмелей и др. насекомых!
  • — Не разоряй муравейники!
  • — Береги жаб, лягушек и др. головастиков!
  • — Не лови диких животных и не уноси их домой!
  • — Не разоряй птичьи гнезда!
  • — Не жги траву на лугу!
  • — Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора!

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

  • А) массовые
  • Б) групповые
  • В) индивидуальные

К массовым относиться работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым — клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление подделок, фотографирование, рисование, лепка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой