Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Непрерывность экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе: на примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: теоретические (построение логических схем исследовательского анализа, синтез, анализ развития социальных систем: историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный) — эмпирические (опросно-диагностические: анкетирование, интервьюирование, беседаэкспертная оценка, тестирование, рейтинг, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытное обучениеизучение официальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Непрерывность экономического образования как педагогическая проблема
    • 1. 1. Социально-педагогическое значение экономической подготовки молодежи в образовательных учреждениях
    • 1. 2. Экономическое образование молодежи в условиях современного развития общества
    • 1. 3. Особенности осуществления непрерывного экономического образования в региональной образовательной системе
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Пути и средства обеспечения непрерывности экономической подготовки молодежи
    • 2. 1. Анализ уровня экономической подготовленности школьников
    • 2. 2. Национально-региональный компонент экономической подготовки молодежи
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка путей и средств непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи
  • Выводы

Непрерывность экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе: на примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические изменения, происшедшие за последнее время в становлении демократического общества, повлекли за собой повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Это обусловливает изменение содержания образования и развитие совершенно новых структур учебных заведений, введение новых учебных курсов, реализацию принципиально нового подхода к трудовому, профессиональному, экономическому образованию. В условиях рынка важнейшим фактором становится экономическое образование, в процессе которого должны прививаться экономическая культура и развиваться экономическое мышление.

Проблемы экономического образования молодежи исследовались в философии Т. С. Глезерманом, А. Г. Здравомысловым, В. П. Чугариновым, Б. Я. Яровым и другими, в социологии — JI. П. Буевой, Ф. Г. Гуровой, С. Г. Струмилиным и другимив психологии — Л. И. Божовичем, В. А. Крутецким, А. Н. Леонтьевым, К. К. Платоновым и другимив педагогике-Ю.К. Васильевым, Н. Г. Гордиенко, Л. П. Кураковым, В. М. Монаховым, И. А. Сасовой, А. П. Сидельковским,.

Проблемы экономической подготовки молодежи рассматриваются в работах Л. А. Абалкина, Л. С. Бляхмана, Ф. М. Бурлацкого, Н. Я. Клепача, A.M. Китова, В. Д. Попова, Л. Е. Эпштейна и другими. Проведенный нами анализ данных исследований показывает, что в настоящее время проблема непрерывной экономической подготовки и формирования экономического мышления молодежи в условиях рыночной экономики еще не получила достаточного развития.

Экономическое мышление является тем качеством личности, которое формируется и затем постоянно развивается.

Экономическая подготовка и сформированное экономическое мышление всех членов общества является важнейшим фактором поднятия уровня благосостояния народа и выхода страны из экономического кризиса. Мы считаем, что непрерывная экономическая подготовка молодежи должна рассматриваться в образовательной системе и охватывать школьный и послешкольный периоды. Имеющиеся исследования в области философии, психологии, педагогики позволяют определить основные направления рассматриваемого феномена и решения проблемы осуществления непрерывной экономической подготовки молодежи в образовательном пространстве.

Вместе с тем, остаются недостаточно исследованными различные аспекты непрерывного экономического образования, формирования экономического мышления, связанные с изменением структуры и содержания учебно-воспитательного процесса, возможностью осуществления взаимосвязи учебных предметов в экономическом образовании, обеспечением непрерывности экономической подготовки в различных образовательных учреждениях. Все это свидетельствует о том, что в целом комплексно и целенаправленно этот процесс изучен недостаточно, с это противоречит объективным требованиям педагогической теории и реальной практики.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы стали основанием для выбора темы исследования: «Непрерывность экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе (на примере Республики Северная Осетия — Алания)».

Сопоставление актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности позволяет выделить ряд противоречий: между необходимостью непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях средней общеобразовательной школы и дальнейшим ее развитием в профессиональных учебных заведенияхмежду наличием различных форм экономической подготовки в условиях колледжей, лицеев, гимназий, вузов и недостаточной разработанностью путей и педагогических подходов обеспечения взаимосвязи различных учебных заведений в осуществлении непрерывной экономической подготовки учащейся молодежимежду необходимостью применения в этнорегиональном образовании дифференцированного подхода к непрерывной экономической подготовке и преобладанием в образовательной практике традиционных, шаблонизированных педагогических методов, приемов и технологиймежду сравнительно удовлетворительной разработкой теории практической реализации непрерывности экономической подготовки школьников старшей возрастной ступени обучения и нерешенностью этой проблемы с точки зрения преемственности.

Указанные противоречия обусловливают проблему настоящего исследования: каковы пути и средства обеспечения непрерывности экономической подготовки молодежи в условиях взаимодействия школ и профессиональных учебных заведений.

Решение данной проблемы составляет цель исследования — разработать методологию и технологию дидактических путей и средств для осуществления непрерывности экономической подготовки в системе «школа — колледж — вуз» — развить у молодежи интеллектуальные способности, позволяющие совершенствовать экономическую подготовку на последующих ступенях профессионального образования.

Объектом исследования является процесс непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях региональной образовательной системы на примере Республики Северная Осетия — Алании.

Предмет исследования пути и средства реализации непрерывности экономической подготовки молодежи в системе «школа — колледж — вуз» (на примере Республики Северная Осетия — Алания (PCO-Алания).

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс непрерывной экономической подготовки молодежи в системе «школаколледж — вуз» будет реально возможен и объективно закономерен при реализации следующих педагогических условий: преемственность экономической подготовки молодежи в системе «школа — колледж — вуз» (ШКВ) с учетом регионального аспекта, экономической.

1* подготовки молодежи в спектре потребностей народного хозяйстванацеленности на использование совокупности активных методов непрерывной экономической подготовки личности как субъекта саморазвития и самореализациивключенности личности в социально-ориентированную экономическую деятельность с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей;

1* интегративного характера непрерывной экономической подготовки на всех ступенях экономического воспитания как регионального компонента образовательного стандарта.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и научные исследования по проблеме непрерывной экономической подготовки молодежи в современных условиях развития общества. Выявить условия и средства обеспечения непрерывности экономической подготовки молодежи в системе «школа — колледж — вуз» с учетом регионального аспекта.

2. Выявить уровень показателей технологических методов в становлении процесса осуществления непрерывной экономической подготовки молодежи в региональных образовательных учреждениях в целостном учебно-воспитательном и образовательном пространстве Республики Северная Осетия — Алания.

3. Обосновать наиболее оптимальный вариант непрерывности и преемственности экономической подготовки молодежи в заведениях различного типа (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, факультеты экономического профиля);

4. Разработать концепции осуществления непрерывной экономической подготовки молодежи с учетом регионального аспекта.

5. Определить критерии, показатели и средства оценки влияния предлагаемых педагогических средств осуществления непрерывности и преемственности экономической подготовки молодежи и на профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ.

6. Осуществить опытно-экспериентальную проверку непрерывной экономической подготовки молодежи и разработанных педагогических подходов в условиях региональной образовательной системы.

Методологическая основа исследования базируется на диалектике общего и особенного (единичного) — допустимости различных философских, гносеологических подходов к изучаемым педагогическим фактам, явлениям, теориям и их оценкамгуманистической направленности образованияобъективном характере педагогического поискана концептуальных положениях, основополагающих идеях философии, социологии, культурологии, экономики, психологии и педагогикина деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания, на сопутствующих положениях по теории развития личности молодого человека и социального статуса человека, его ценностей и творческой самореализации.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали СевероОсетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования г. ВладикавказаВладикавказский институт управлениясредние общеобразовательные школы №№ 12 и 42- финансово-экономический и педагогический колледжижелезно-дорожный и строительный техникумы г. Владикавказамолодежный центр «ЦЭП-ИР-ЗОНД И КО" — общеобразовательные школы ст. Сухотской Моздокского района, курсы по экономике для абитуриентов, учащихся, студентов, преподавателей различных образовательных систем республики, организованные при Владикавказском институте управления.

В исследовании приняло участие 783 респондентов, в том числе школьники 10−11-х классов и учителя общеобразовательных школстуденты и преподаватели колледжей, техникумов, Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова, Владикавказского института управления, а также родители учащихся.

Методы исследования: теоретические (построение логических схем исследовательского анализа, синтез, анализ развития социальных систем: историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный) — эмпирические (опросно-диагностические: анкетирование, интервьюирование, беседаэкспертная оценка, тестирование, рейтинг, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытное обучениеизучение официальных материалов, государственных докладов и программно-методических документов системы образования) — статистические (ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных результатов в ходе исследования, расчет коэффициентов корреляции) — прогностические (ретроспективно-перспективный анализ, моделирование, проектирование).

Организация исследования. Работа выполнялась в рамках подготовки и реализации «Программы развития экономического образования в Республике Северная Осетия — Алания», разработанной учеными и педагогами-практиками кафедр педагогики, экономики и управления СевероОсетинского государственного университета, а также с учетом результатов экспериментальной работы «Непрерывность экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе (на примере Республики Северная Осетия — Алания)», которые проводились педагогическими коллективами учебных объектов региона.

Экспериментальное исследование проводилось в период 2002 — 2006 гг. и включало четыре логически связанных между собой этапа:

1. Проблемно-поисковый этап (2002 — 2003 гг.). Основная цель этого этапа состояла в определении исходных параметров исследования: локализации проблемы, постановке цели, обозначении объекта, предмета научного анализа, формулировке задач, обосновании методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материала.

В процессе организации работы изучалась и анализировалась философская, культурологическая, экономическая, социологическая, психолого-педагогическая, управленческая литература по проблемам, непосредственно связанным с тематикой научного исследования.

Выявлялись проблемы экономического обучения и воспитания личности в системе «школа — колледж — вуз» .

Результатом явилось определение проблемного поля исследования, его категориального аппарата, построение системы основных понятий.

2. Системообразующий этап (2003 — 2004 гг.). Определялась структура исследования. Выявлялись и анализировались основные тенденции непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях школ, колледжей и вузов.

Разрабатывались содержание и методы поискового этапа эксперимента, подбирались экспериментальные группы и микрогруппы.

Обобщались и систематизировались эмпирические данные, отражающие особенности становления процесса непрерывной экономической подготовки молодежи в национальном регионе. Апробировались инструментарий качественного и количественного анализа педагогических явлений и процесса непрерывной экономической подготовки молодежи в Республике Северная Осетия — Алания.

3. Результативно-обобщающий этап (2004 — 2005 гг.). На данном этапе проводился формирующий эксперимент с учетом результатов, полученных в ходе поискового, констатирующего и формирующего экспериментовуточнялись понятийный и методологический аппараты исследованиявелось компьютерно-статистическая обработка показателейапробировались и внедрялись ведущие методо-технологические разработки в учебные объекты региона.

4. Итоговый этап (2005 — 2006 гг.). Заключительный этап экспериментального исследования был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, на разработку методических рекомендаций по выяснению становления непрерывности экономической подготовки молодежи в учебном процессе.

Результаты исследования публиковались в ведущих российских и межрегиональных научно-педагогических изданиях и докладывались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференцияхзавершалось научное и литературное оформление диссертации.

Научная новизна: разработана концепция экономической подготовки молодежи в учебных заведениях Республики Северная Осетия — Алания.

Проанализирован уровень экономической подготовленности учащихся и студентов.

Раскрыта динамика непрерывной экономической подготовки молодежи в различных образовательных учреждениях республики, выявлены педагогические условия ее реализации.

Определены дидактические условия и средства осуществления непрерывности экономической подготовки молодежи в условиях региональной образовательной системы «школа — колледж — вуз» (на примере Республики Северная Осетия — Алания).

Теоретическая значимость исследования заключается: в раскрытии сущностных, интегративных и структурно-уровневых характеристик непрерывности экономической подготовки молодежив выявлении и экспериментальном обосновании совокупности педагогических условий и преемственности в процессе осуществления непрерывной экономической подготовки молодежив предложении форм, методов, модели и технологии осуществления непрерывной экономической подготовки молодежив разработке программ и методических рекомендаций по непрерывной экономической подготовки молодежи, которые бы подтвердили свою эффективность в ходе проведения опытно-экспериментальной работыв выявлении возможностей учебно-воспитательных и образовательных объектов по непрерывной экономической подготовки молодежи в региональных социально-экономических условиях;

Практическая значимость. Разработано содержание вариативных программ, учитывающих различные уровни экономической подготовки учащейся молодежисоставлены вопросы и задания для выявления уровня экономической подготовленности абитуриентов при их поступлении в специальные профессиональные учебные заведения. Предложенные концепции могут быть использованы в любом образовательном маршруте региона.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены следующим: теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций исследуемого феноменавсесторонним изучением проблемыиспользованием адекватных методов исследования, соответствующих его задачам и логикерепрезентативной выборкой данных и их статической обработкойприменением полученных результатов на практике и эффективностью их использования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепции осуществления непрерывности и преемственности экономической подготовки молодежи в образовательном пространстве Республики Северная Осетия — Алания.

2. Организационно — педагогические условия непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях современного развития общества (на примере Республики Северная Осетия — Алания).

3. Особенности осуществления непрерывности экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе «школаколледж — вуз» (на примере Республики Северная Осетия — Алания).

4. Пути и средства непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях региональной образовательной системе «школа — колледж — вуз» .

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, на советах лаборатории трудового обучения, на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр СевероОсетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова и Владикавказского института управления PCO — Алания.

Концептуальные положения исследования излагались на координационных семинарах, совещаниях, курсах повышения квалификации учителей экономики г. Владикавказа, г. Ростова-на-Дону, г. Тулы, г. Пензы, на научных конференциях, проводимых Центром молодежи «Достижения молодых» г. Владикавказа, на расширенных заседаниях Ученого совета Владикавказского института управления, педагогических советах средних школ Республики Северная Осетия — Алания, на педагогических чтениях, коллоквиумах при Министерстве образования PCO — Алания.

Результаты опытно-экспериментальной работы использовались для программ по экономической подготовке в условиях республики Северная Осетия — Алания, они отражены в региональных изданиях, представлены в отчетных материалах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, содержит схемы, таблицы, графики, диаграммы и рисунки.

Выводы.

Сконструированный нами процесс непрерывной экономической подготовки молодежи в региональной образовательной системе (на примере Республики Северная Осетия — Алания) выделяет основные задачи его осуществления: формирование у учащихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов ее регулированияформирование у учащихся представления о содержании и характере отношений в условиях рыночной экономики предпринимателя, работника коммерческого и государственного предприятия;

К* возможности возникновения конфликтных ситуаций в коллективах и правовые механизмы их урегулированияt* ознакомление с основами хозяйственного права и механизмом судебной и арбитражной защиты своих интересов;

К* подготовка выпускников к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

По нашему мнению, важным оказываются не только экономические знания и умения учащихся, но и формирование определенных качеств личности. В первую очередь, ответственности, поскольку проведение расчетных операций иногда связано с достаточно большими суммами реальных средств и допущение ошибки может привести к большому ущербу для предприятия. Кроме того, инициативность, способность к общению с разными по своим особенностям людьми, волевые качества, усидчивость, трудолюбие являются также профессионально важными качествами формирование которых закладывается со школьной скамьи и затем оказывает влияние на будущую профессиональную деятельность.

При завершении формирующего эксперимента по осуществлению непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях Республики Северная Осетия — Алания нам были: задействованы во многие образовательные учреждения PCO — Алания, родительские университеты (ср.шк. №№ 12, 42 и др.), открыты школы, учебные классы, по экономическому образованию молодежи с привлечением квалифицированных педагогов, ведущих специалистоввозрождены интеграционные связи с ближним и дальним зарубежьемсозданы творческие группы ученых и учителей-практиков, занимающиеся разработкой и корректировкой учебных программ и учебных пособий для учителей и обучающихсяорганизованы выездные заседания в районы республики с целью выявления возникающих проблем при осуществления непрерывной экономической подготовки молодежи и оказании соответствующей педагого-методической помощи учителямосуществлялся мониторинг непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях региона.

Нами разработаны по уровневые методические пособия и методические рекомендации по экономическому образованию сельской молодежи.

В сельских школах ст. Сухотской — Моздокский район, силами учащихся организовано подсобное хозяйства, высажено около 2 га фруктовых саженцев, обрабатываются арендуемые земли, школьники сажают сельскохозяйственные культуры, за которыми продолжают ухаживать и в летнее каникулярное время. За свой труд учащиеся получают зарплату. На вырученные деньги от продажи урожая, которая реализуется самими учащимися на рынках городов PCOАлания, пополняется не только школьный, но и личный бюджет школьника и, следовательно, семейный бюджет.

В городских школах Республики Северная Осетия — Алания на летний период организованы трудовые лагеря, в которых молодежь выполняет комплекс разнообразных работ — это защита памятников культуры, уборка «Аллеи Славы», уход и кормление живности во Владикавказском зоопарке.

Многие ребята в свободное время разносят корреспонденцию, оказывают почтовые и банковские услуги, сервисное обслуживание, открыты офисы по уборке помещений, улиц и многое другое.

В средних специальных профессиональных заведениях, в техникумах и колледжах организована система подготовки предпринимательских кадров через молодежный центр. В строительном техникуме функционирует студенческий подряд по строительным работам, который оказывает строительно-отделочные и ремонтные услуги, организованы минипредприятия по лепке, гравюре и др.

В программный курс обучения Владикавказского института управления как экономических, так и неэкономических специальностей введена экономическая учеба и подготовка студентов к предпринимательской деятельности.

Разработан и внедрен спецкурс «Региональная экономика» для студентов.

Студентами ИЗО СОГУ проводятся персональные художественные выставки с последующей реализацией наиболее удачных работ.

Студентами прикладной математики выполняются сервисные работы по выявлению и устранению неполадок в аудиовидео и компьютерной технологии.

Созданы и функционируют школьные (ШК) и студенческие компании (СК) — учебно-производственные предприятия. В рамках деятельности компании участники (управленческий персонал) проходят экономическую практику на предприятиях города.

В процессе экспериментальной работы впервые в Республике Северная Осетия — Алания нами были разработаны поуровневые методические пособия и методические рекомендации по непрерывной экономической подготовке молодежи в учебно-образовательных объектах.

Составлены и внедрены в учебный процесс различных образовательных систем деловые игры, задачи, загадки. Задействован родительский университет.

Заключение

.

Кардинальные изменения, затронувшие все стороны жизни современного общества, неразрывно связаны с необходимостью осуществления непрерывной экономической подготовки молодежи. В настоящий момент наше общество переживает сложный этап переоценки социальных и нравственных норм жизни. Этот процесс протекает сложно и нередко приводит к деформации ценностных ориентиров, к серьёзному искажению представлений о престижности образования, профессионализма, культуры.

Педагогическая проблема непрерывной экономической подготовки молодежи на разных ступенях образовательной системы в настоящее время стоит особенно остро, поскольку противоречивый характер социально-экономической действительности требует от педагогов и обучающихся способности адекватного видения окружающей действительности.

В условиях перестройки системы образования возникают учреждения нового типа, классы углубленной подготовки в средних общеобразовательных школах по экономическому профилю.

В настоящий период выделены следующие типы образования:

1. переходный, позволяющий на данном этапе включиться в самостоятельный труд, дополнить или продолжить образование на следующей ступени;

2. коррекционный, заполняющий пробелы в образовании, дающий возможность продолжить обучение после перерыва, в том числе без отрыва от работы;

3. дополнительный, включающий доподготовку в связи с конкретными потребностями.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что экономической подготовке молодежи за границей придается большое значение, этот процесс и имеет свои традиции.

Интерес представляет опыт Великобритании, где предпринимательскому образованию придается особая значимость всеми учебными заведениями. На государственном уровне разработана система финансирования школьных минипредприятий, которые призваны готовить учащихся к безболезненному вступлению в мир бизнеса, предпринимательства и коммерции.

На государственном уровне США разработана система финансирования студенческих минипредприятий.

Курс «Экономика и управление» в профессиональных школах Германии является специальным направлением образования.

В Японии университетские программы сосредоточены на изучении фундаментальных дисциплин, а специализация студентов в области бизнеса практикуется в конкретной работе.

Последипломное образование в области бизнеса и менеджмента для практиков представлено во Франции широкой сетью специализированных центров, а также соответствующими программами в высших учебных заведениях.

В последнее время в зарубежной педагогике появились новые направления, которые связаны с изучением особенностей восприятии и использования информации, полученной с помощью средств массовой коммуникации.

В отечественной практике первые предпосылки для создания системы непрерывного образования были заложены в принципах построения советской системы образования, которая включала в себя все формы образования детей и взрослых, преемственно связанные между собой.

В России за последнее время, несмотря на небольшой промежуток времени, накоплен достаточно интересный опыт по экономическому образованию и формированию экономической культуры молодежи. В учебных заведениях развитие экономической подготовки носит как теоретический, так и практический характер. Широкое распространение приобретают занятия по индивидуальной деятельности и в области малого бизнеса. Быстрыми темпами развиваются интеграционные связи. В настоящее время на разных ступенях образования внедряются курсы экономической направленности. На государственном уровне активно ведется подготовка и переподготовка учителей школ и вузов по экономическим дисциплинам.

В России функционируют неправительственные филиалы и организации, которые ставят своей целью развитие экономической культуры молодежи, подготовку их к предпринимательской деятельности и собственному индивидуальному бизнесу.

С 1993;1994 учебного года в школах г. Владикавказа Республики Северная Осетия — Алания начали изучать дисциплину «Основы экономических знаний». Появились негосударственные учебные заведениялицеи, гимназии, вузы по экономическому образованию, осуществляется методическая работа с учителями. К настоящему времени завершается начальный этап становления экономического образования детей 1−11 классов. Однако следует отметить и то, что система непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях «школа — колледж — вуз» недостаточно разработана, не практикуется экономическая учеба для родителей, рабочей молодежи и студентов неэкономических специальностей.

Непрерывная экономическая подготовка молодежи является сложным механизмом.

Экономическая подготовка — это соблюдение чувства меры, разумности в соотнесении желаемого и возможного, высоких материальных запросов с реальными возможностями общества и личным вкладом в развитие экономического процесса.

В ходе экспериментального исследования нами было дополнено и выработано рабочее определение экономической подготовки молодежи в системе: «школа — колледж — вуз» как целостного педагогического процесса региона:

Экономическая подготовка определяется владением экономическими знаниями, умениями и навыками, культурой сознания, поведения и деятельностью человека в обществе — это и соблюдение чувства меры, разумности в соотнесении желаемого с реальными возможностями и личным вкладом в поднятие экономического роста страны и региона".

Базисом эффективной непрерывной экономической подготовки молодежи мы считаем экономическую культуру, включающую в себя экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое обучение и экономическую деятельность.

В качестве целей экономической подготовки выделяются следующие:

1) способствовать усвоению основ социального опыта человечества, который связан с экономической и организационной деятельностью человека в современном производстве;

2) подготовка молодого человека к экономической деятельности, к производственному процессу.

Для оценки уровня экономической подготовленности учащихся и ее социально-педагогической значимости, профессиональной пригодности нами были выделены следующие критерии: степень усвоения экономических знаний, умений и навыков, уровень развития экономической культуры и мышлениясоответствие организации экономической деятельности задачам формирования экономических качеств личности, реализации их в повседневной практической деятельностиучастие в творческой экономической деятельности, уровень развития творческой инициативы, направленной на повышение эффективности и качества работыстепень овладения молодежи необходимой совокупностью умений и практических навыков экономической деятельности в сфере рыночного хозяйствованияуровень развития предпринимательских качеств, степень социально-экономической активности.

Непрерывность экономической подготовки молодежи в условиях региональной образовательной системы (на примере Республики Северная.

Осетия — Алания) предполагает следующее: а) овладение детьми экономической грамотой в средних классах через отдельные учебные дисциплиныб) осуществление экономической подготовки в колледжах, профессионально-технических училищах (ПТУ), технических училищах (ТУ), техникумах, в специальных курсахв) введение непрерывной экономической подготовки средствами воспитания, образования в процессе профессиональной подготовки через средние школы, колледжи, вузы.

Задача непрерывной экономической подготовки заключается в создании педагогически обоснованных условий, форм и методов для успешного осуществления экономического воспитания, глубокого осмысления и прочного усвоения молодежью экономических знании, умении и навыков, развития таких качеств личности, как ответственность, инициативность, предприимчивость, деловитость и т. д.

Для конкретизации целей исследования применительно к реальному педагогическому процессу нами проведен констатирующий эксперимент с целью изучения состояния проблемы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи в системе «школа — колледж — вуз» в условиях региона на примере Республики Северная Осетия — Алания.

В ходе констатирующего эксперимента выделены пять основных направлений педагогический технологии непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи:

1. Традиционное, ориентированное на «нормативное преподавание», описание идеальных моделей того, как должна функционировать экономика.

2. Бизнес-ориентированное, предполагающее выработку навыков поведения в хозяйственной жизни.

3. Теоретизирующее, рассматривающее школьное экономическое образование как упрощенное академическое, университетское.

4. Культурно-функциональное, направленное на формирование представлений, ценностей и навыков поведения в экономической жизни.

5. Нетрадиционное, ориентированное на использование информационной и компьютерной технологии.

Диагностирование личностных и деловых качеств респондентов на начальном этапе констатирующего эксперимента вызывало явную тревогу относительно экономической готовности к рыночной форме хозяйствования, ценностных ориентиров, экономических интересов, потребностей и экономических убеждений.

Анализ современного состояния непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях Республики Северная Осетия — Алания показывает недостаточную разработанность исследуемого феномена.

Многие респонденты не знают экономических законов, рыночных инфраструктур, закономерностей формирования рыночных ценадминистративных и экономических «рычагов» государственного регулирования, потенциальных возможностей региона (сельскохозяйственных, промышленных, производственных, трудовых и других ресурсов).

В непрерывной экономической подготовке молодежи с учетом регионального аспекта в условиях современной школы нами были выделены основные задачи: формирование у молодежи общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов ее регулированияформирование у учащихся представлений о рыночных отношенияхвозможности возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирования подготовка выпускников к предпринимательской деятельности.

Определив конструктивные стороны непрерывной экономической подготовки молодежи, мы пришли к логическому построению основных задач осуществления экономической подготовки молодежи в условиях современной образовательной системе Республики Северная Осетия — Алания по трем направлениям:

1) в общеобразовательных учебных заведениях;

2) в средних специальных профессиональных заведениях (техникумах, ПТУ, ТУ),.

3) в вузах, государственных и частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях национального региона, на факультете повышения квалификации (ФПК), в молодежных организациях и Региональном Центре (РЦ);

Опытно-экспериментальная проверка осуществлялась в процессе экспертной оценки разработанных материалов, их апробации и внедрения в учебно-воспитательный и образовательный процессы и обработки результатов с помощью методов математической статистики.

В конце эксперимента по осуществлению непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях Республики Северная Осетия — Алания нами было сделано следующее: открыты школы, учебные классы, по экономическому образованию молодежи с привлечением квалифицированных педагогов, ведущих специалистоввозрождены интеграционные связи с ближним и дальним зарубежьемсозданы творческие группы ученых и учителей-практиков, занимающие разработкой и корректировкой учебных программ и учебных пособий для учителей и обучающихсязадействованы во многих образовательных учреждениях PCOАлания родительские университеты (ср.шк. №№ 12, 42 и др.), молодежные центры «ЦЭП-ИР-ЗОНД И КО" — v» организованы выездные заседания в районах республики с целью выявления возникающих проблем при осуществлении непрерывной экономической подготовки молодежи для оказания соответствующей педагого-методической помощи учителямосуществляется мониторинг непрерывной экономической подготовки молодежи в условиях региона;

Разработаны поуровневые методические пособия и методические рекомендации по экономическому образованию сельской молодежи.

В сельских школах ст. Сухотской — Моздокский район, силами учащихся организовано подсобное хозяйства, высажено около 2 га фруктовых саженцев, обрабатываются арендуемые земли, школьники сажают сельскохозяйственные культуры, за которыми продолжают ухаживать и в летнее каникулярное время. За свой труд учащиеся получают зарплату. На вырученные деньги от продажи урожая, которая реализуется самими учащимися на рынках городов PCOАлания, пополняется не только школьный, но и личный бюджет школьника и, следовательно, семейный бюджет.

В городских школах* Республики Северная Осетия — Алания на летний период организованы трудовые лагеря, в которых молодежь выполняет комплекс разнообразных работ — это защита памятников культуры, уборка «Аллеи Славы», уход и кормление живности во Владикавказском зоопарке.

Многие ребята в свободное время разносят корреспонденцию, оказывают почтовые и банковские услуги, сервисное обслуживание, открыты офисы по уборке помещений, улиц и многое другое.

В средних специальных профессиональных заведениях, в техникумах и колледжах организована система подготовки предпринимательских кадров через молодежный центр. В строительном техникуме функционирует студенческий подряд по строительным работам, который оказывает строительно-отделочные и ремонтные услуги, организованы минипредприятия по лепке, гравюре и др.

В программный курс обучения Владикавказского института управления как экономических, так и неэкономических специальностей введена экономическая учеба и подготовка студентов к предпринимательской деятельности.

Разработан и внедрен спецкурс «Региональная экономика» для студентов.

Студентами ИЗО СОГУ проводятся персональные художественные выставки с последующей реализацией наиболее удачных работ.

Студентами прикладной математики выполняются сервисные работы по выявлению и устранению неполадок в аудиовидео и компьютерной технологии.

Созданы и функционируют школьные (ШК) и студенческие компании (СК) — учебно-производственные предприятия. В рамках деятельности компании участники (управленческий персонал) проходят экономическую практику на предприятиях города.

В процессе экспериментальной работы впервые в Республике Северная Осетия — Алания нами были разработаны поуровневые методические пособия и методические рекомендации по непрерывной экономической подготовке молодежи в учебно-образовательных объектах. Составлены и внедрены в учебный процесс различных образовательных систем деловые игры, задачи, загадки. Задействован родительский университет.

Комплекс методик по количественной оценке качественных показателей непрерывной экономической подготовки респондентов доказал, что практически все выделенные теоретическим и опытно-экспериментальным путем показатели ее проявления возросли как по абсолютным, так и по относительным предельным совокупным значениям.

Результаты опытной работы, осуществлявшейся на базе средних, средних специальных, государственно — специализированных, частных образовательных учреждений подтвердили эффективность методов, средств и педагогических подходов к непрерывной экономической подготовке молодежи в условиях региона (на материале Республики Северная Осетия — Алания).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления . — М.: Экономика, 1987. — 191с.
  2. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся-М.: Высшая школа, 1986. 149с.
  3. Абулханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991.229с.
  4. А.Я. Совершенствование экономического воспитания учащихся Советская педагогика. 1987. — № 2. — С. 17−19.
  5. B.C. Модель человека в экономической науке СПб.: Экономическая школа, 1994. — 232с.
  6. B.C. Рыночное поведение: рациональный и этический аспекты Мировая экономика и международные отношения. 1997. — - № 12. -С.6−13.
  7. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. -112с.
  8. Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». М.: Вита-пресс, 1998. — 191с.
  9. Л.Б. Уроки экономики в школе, активные формы преподавания, М.: Аспект Пресс, 1995. — 72с.
  10. А.Ф. Непрерывная экономическоая подготовка учащейся молодежи. Учащаяся мол одеж и рынок Зелена Гура-Москва, 1994. — 74с.
  11. П.Аменд А. Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Дис.. канд. пед. наук /. -Челябинск, 1975. 185с.
  12. Н.П. Воспитание игрой.:. М., 1994. — 144с.
  13. А.Г. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа Психологические проблемы индивидуальности. М.-Л., 1984. — Вып. 2. — С.67−70.
  14. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников.- М.: Педагогика, 1980. 80с.
  15. JI.C. Перестройка экономического мышления М.: Политиздат, 1990. — 271с.
  16. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М.: Педагогика, 1972. 351с.
  17. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96с.
  18. В.П. Основы новой педагогики 2-е изд.- М., 1961. — Т.1.- 584с.
  19. А.П. Непрерывность образовательного процесса. -М.: МГУ. 1991.- 143с.
  20. В.П. Избр. пед. сочинения. М., 1987. — 359с.
  21. . А. Методика преподавания истории. СП6. Д913.С.17.
  22. Н.Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 204с.
  23. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1986. — 240с.
  24. В.В. Теория развивающего обучения М.: Интор, 1996.544с.
  25. П. Человек в культуре и истории Философская и педагогическая антропология: 1-е Соколовские чтения: матер, регион, науч.-теор. конф. Нижневартовск, 1998. — С.86−87.
  26. Т.Е. Экономика для всех Владикавказ, 2003. — 4.1.270с.
  27. Т.Е. Педагогические основы развития экономического мышление школьников и студентов в условиях региона(на примере Республики южная Осетия). Владикавказ, 2001. — 95с.
  28. Т.Е. Формирование экономической культуры личности вусловиях региональной образовательной системы (на примере Республики южная Осетия) -докторская диссертация — Владикавказ, 2006. — 446с.
  29. А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1956.С.
  30. А.Н. История педагогики М.: ВЛАДОС, 1999.432с.
  31. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М., 1989. — 189с.
  32. И.В. Начала экономики. Первый год обучения Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. 90с.
  33. А.Ж. Введение в экономику (программа курса для уч. 1011 кл.) Новосибирск, 1994. — 40с.
  34. В.И. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие: Изд-во ТГУ, 1976. 86с.
  35. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования М.: Изд-во АСОП и Р, 1995. — 156с.
  36. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе Тюмень: Тюменский областной ин-т повышения квалификации педагогических кадров, 1993. — 235с.
  37. В.И. Азбука развивающего обучения Тюмень: ИПК КП, 1995.-31с.38.3айдель X. Основы учения об экономики М.: Дело ЛТД, 1994. 400с.
  38. И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. М., 1992. — 276с.
  39. Г. Деловые игры для деловой молодёжи 1996. — № 2. -С.29−37.
  40. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) под. ред. Ю. Г. Круглова. М.: МГОПУ, 1996. — 168с.
  41. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников ктруду в условиях рыночных отношений. Аналитический обзор. М.: АПН СССР, 1991.- 135с.
  42. И.Д. Межпредметные связи в современной школе М.: Педагогика, 1981. — 160с.
  43. Г. А. Педагогические проблемы воспитания бережливости у школьников М.: Педагогика, 1983. — 64с.
  44. М.Я. 32 урока по экономике. М.: Вита-Пресс, 1995.64с.
  45. Закон Российской Федерации об образовании М.: Новая школа, 1992.- 55с.
  46. П.А. Экономическая жизнь социалистического общества. М., 1983.- 198с.
  47. Д. Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста. -М., 1903. С. 317.148.
  48. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: автореф. дис.. канд. философ, наук Свердловск, 1972. 21с.
  49. С.Н. Основы рыночной экономики (программа курса для учащихся X-XI классов) М.: Знание, 1993. — 40с.
  50. М.С. Системный подход и гуманитарное знание -М., 1991.-383с.
  51. П.Ф. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1972. — 342с.
  52. А.И. Экономическая психология М.: Экономика, 1987.303с.
  53. Н.Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.: Экономика, 1979. — 186с.
  54. М.И. Воспитание экономикой Челябинск, 1983.147с.
  55. Я.А. Великая дидактика. Соч.: в 2-х т. М., 1979.
  56. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576с.
  57. Н.И. Главные обобщения всемирной истории: Учебное пособие для среднего образования. М., 1913. С. 87.
  58. A.B. Опыт методики элементарного курса истории. -СПб., 1899. С. 48.
  59. Н.К. Сочинения в десяти томах. М.: АПН, 1959. — Т.З.280с.
  60. М.Я. Путешествие в мир экономики. М, 1993. — 78с.
  61. А.Ф. Общественно полезный, производительный труд -М.: Просвещение, 1984. 286с.
  62. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастере производственного обучения профтехучилища М.: Высшая школа, 1989. — 164с.
  63. Я.И. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации. Вопросы экономики. 1995. № 3. — С.44−47.
  64. Я.И. Наша экономическая культура сегодня. Общество и экономика. 1992. — № 2. — С.28−40.
  65. Я.С. Опыт методики систематического курса истории. СПб., 1913. С. 71.
  66. A.B. Опыт методики эелементарного курса истории.- СПб., 1899. С. 14−15
  67. Е. Межпредметные связи: Интеграция курса «экономическая культура» с предметами естественно-научных и гуманитарных циклов в средних школах г. Самары. Открытый урок. 1996. — № 6. — С.6.
  68. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М, 1987. — 140с.
  69. Р. Макконелл Стенли Л. Брю. Экономик-с. Таллинн, 1993. -Кн. 1. -799с.
  70. A.B. Деловые игры к курсу «Основы экономики и предпринимательства»: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. Самара: Самарский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994. — 60с.
  71. О.Т. Практикум по основам экономики СПб.: Изд. дом «МиМ», 1998.- 192с.
  72. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности, и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. -М.: ИПК 1997. 192с.
  73. Г. Т. Цель и способы воспитания М.: Педагогика, 1990.136с.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  75. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988.-282с.
  76. A.B. Проблеме совершенствования экономической подготовки учащихся сельских школ. Соединение обучения с производственным трудом учащихся в условиях нового механизма хозяйствования. Тула, 1990. — 349с.
  77. И.Я. Педагогические сознания явления действительности и категория науки.-Сов. педагогика. — 1985. — № 3. — С.52−57.
  78. Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии Вопросы философии. 1998. -№ 11.- С.30−42.
  79. И.Я. Дидактическая система методов обучения.Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 3. — М.: Знание. 1976. — 64с.
  80. И.В. Как учить экономике российских школьников. Школьный экономический журнал, 1997. — № 1. — С.18−33.
  81. И.В. Экономика без тайн. М.: Дело ЛТД-Вита-Пресс, 1994.352с.
  82. Д. Мысли о воспитании. Трактат. М., 1979.
  83. .Т. Рыночное отношение и воспитание школьников.
  84. Воспитание школьников. 1991. — № 5. — С.5−6.
  85. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. -СПб.: ГМП Формина, 1992. 384с.
  86. Л.Л. Принципы экономики. М.: Вита-Пресс, 1993. — 272с.
  87. Л.Л. Проблемы экономического образования в России Школьный экономический журнал. 1997. — № 1. — С.55−65.
  88. C.B. Педагогическое руководство экономической подготовкой учащихся в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997.-238с.
  89. Макаренко А. С. Собрание собственных сочинений. 2-е изд. М.: Пресс, 1983.
  90. К. Собр. соб. соч. 2-е изд. — М., 1981. — Т. 46. — Ч. 1. — 497с.
  91. А. Принципы экономической науки. М., 1993. — 228с.
  92. Н.А. Этические основы экономической теории: Очерки истории ИНИОН РОС. М, 1993. — 178с.
  93. Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1967. 355с.
  94. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  95. В.М. Об экономической культуре трудящихся Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: Мысль, 1981. — 296с.
  96. Л.Ф. Задачи экономического образования школьников в современных условиях. Вестник ЧГПУ. Личность. Труд. Экономика. Образование. Сер.6. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — С.151−157.
  97. О.И. Экономика детям, большим и маленьким. М.: Просвещение, 1994. — Вып. 3. — 64с.
  98. М.В. Экономика и предпринимательство. М.: МП Паллада, 1994.- 153с.
  99. . Экономика в школе: диапазон возможностей.
  100. Школьный экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 16−18.
  101. A.A. Экономика в задачах и тестах: пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1995. — 320с.
  102. .И. Этические нормы в школьном курсе экономики Экономика в школе. 1999. — № 1. — С.4−8.
  103. А. Экономические интересы: взаимодействие и противоречие. Политическое образование. 1988. — № 3. — С.76−79.
  104. Начала экономики: пособие для учителей первого класса по курсу «Экономика" — ред. Бондин В. В. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ин-та повышения квалификации работников образования, 1993. — 168с.
  105. A.C. Экономическое образование школьников. М.: Просвещение, 1991. — 160с.
  106. A.C. Экономической воспитание в сельской школе. -Киев, 1994. 140с.
  107. A.C. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе. Киев, 1988. -271с.
  108. В.Г. Эффективность экономического образования. М., Вита-Пресс 1993. 148с
  109. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес- под. ред. П. Осипов. М., 1992. — 432с.
  110. Основы экономических знаний: Для учащихся СПТУ и молодых рабочих. М.: Экономика, 1986. — 256с.
  111. Педагогическая система в школе и вузе. Технологии и управление. Волгоград, 1993.-217с.
  112. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., МГУ. 1982. — 168с.
  113. А.П. Экономическое поведение потребителей. М.: РПА, 1997.-220с.
  114. М.Н. Русская истории в самом сжатом виде. -М., 1920. С. 5.
  115. М.Н. Русская истории в самом сжатом виде. -М., 1920. С. 99.
  116. В.А. Непрерывное экономическое образование молодёжи Педагогика, 1994. № 4. — С.39−44.
  117. М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Просвещение, 1980. — 104с.
  118. Прикладная экономика. Сб. заданий. Junior Achievement, М: Просвещение, 1993. — 256с.
  119. Прикладная экономика: учеб. пособие для учащихся старших классов: пер. с англ. / Junior Achievement. М: Просвещение, 1992. — 224с.
  120. А.А. Формирование экономической ориентации старшеклассников. Оренбург, 1995. — 167с.
  121. Программа экономического образования Достижения молодых. Метод, руководство для преподавателей и консультантов. М., Достижение молодых, 1996. — 117с.
  122. Программа средней общеобразовательной школы «Введение в экономику крестьянского хозяйства». М., 1994. — 67с.
  123. Программа по курсу «Макроэкономика». СПб.: Экономическая школа, 1994. — 40с.
  124. Программа по курсу «Основы маркетинга». СПб.: Экономическая школа, 1994. — 40с.
  125. Программа школьного курса «Экономика» (1−11 кл.). Нижний Новгород: Изд-во НИПКРО, 1993. — 70с.
  126. А.С. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: МП Новая Школа, 1993. -63с.
  127. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. -М.: Сов. Россия, 1989. 302с.
  128. .А. Введение в экономику. М.: Новая школа, 1993.140с.
  129. .А. Учебная программа по экономике (для 1−11 классов). М.: РАССИАНА, 1994. — 111с.
  130. .А. Основы экономики и предпринимательства. М.: Новая школа, 1993. — 195с.
  131. .А. Рыночная экономика. М.: Деловая жизнь, 1993.182с.
  132. .А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА, 1997.-496с.
  133. .А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых.- М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. 688с.
  134. .А. Экономическая мозаика. Деловые игры и практикумы для начальной школы. М.: Рассиана, 1995. — 80с.
  135. .А. Экономика для детей в играх, задачах, примерах.- М.: Ось-89, 1996.-71с.
  136. .А. Экономические учения и великие экономисты. М.: Образовательный Центр-Запад, 1993. — 48с.
  137. Раскрывая тайны экономики. М.: Вита-пресс, 1994. — 320с.
  138. H.A. Методика преподавания истории и истории XIX века. М., 1918.С.45.
  139. В.К. Методика экономического воспитания школьников. -М., Просвещение, 1985. 160с.
  140. Н.И. Экономическая игротека. М.: Финансы и статистика, 1994. — 48с.140. .Рощин С. К. Психология успешного предпринимательства в США Психологический журнал. 1993. — № 14. — С.98−107.
  141. И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов. Дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.-209с.
  142. Н.П. Педагогические условия экономическоговоспитания учащихся старших классов. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 189с.
  143. Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита-Пресс, 1999. -Кн. 2. — 447с.
  144. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дис.. докт. пед. наук /.-М., 1989.-420с.
  145. И.А. Экономическая подготовка школьников: проблемы и пути решения. Вестник ЧГПУ. Челябинск: Факел, 1995. -Сер. 5. — С. 17−27.
  146. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1994. — 117с.
  147. Е.В. Экономический букварь. М.: Владос, 1996. — 48с.
  148. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1958.-374с.
  149. И.Б. Основы рыночной экономики (программа курса для учащихся 10−11 классов). M.: Знание, 1993. — 40с.
  150. И.Б. Практикум по курсу «Основы предпринимательской деятельности» (для учителей и учащихся старших классов общеобразовательной школы). M., 1994. — 32с.
  151. Т.А. Мониторинг педагогических нововведений. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. 38с.
  152. К.Д. Соч.: в 3-х т. М., 1979. — Т.1. 387с.
  153. Фирсов Е. Г, Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: Академия развития, 1998. — 208с.
  154. П.А. Соч. в 2-х т. М., 1990. — 426с.
  155. C.B. О преемственности экономического образования и воспитания учащихся средних школ и студентов вузов. Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников. -Владимир, 1988. С.91−96.
  156. Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С.96−109.
  157. К. Так устроен мир. Экономика для юношества. М.: Дело, 1992.-96с.
  158. П. экономический образ мышления. М.: Просвещение, 1981.240с
  159. С.Т. Организация детской жизни. Школьный экономический журнал. 1996. — № 3.
  160. А. Модели рационального экономического поведения человека. Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С.53−67.
  161. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 96с.
  162. Г. Г. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся 5 классов. Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1994. — 88с.
  163. А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев, 1987. — 128с.
  164. В.П. Экономика образования как наука и учебный предмет. Педагогика. 1983. — № 4. — С.59−64.
  165. К. Эффективная экономика шведская модель:. — М.: Экономика. 1991.-349с.
  166. Экономика. Программно-методические материалы. 8−11 кл. М.: Дрофа, 1998. — 160с.
  167. Экономическая теория на пороге XXI века.- М.: Юрист, 1998.768с.
  168. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. — 160с.
  169. JI.E. Экономика и воспитание. -М., 1965. 100с.
  170. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1979.-273с.
  171. Dimaggio, P. Culture and Edonomy/Smelser N., Swedberg R. (eds.). Texte. P.Dimaggio. The Handbook of Economic Sociology Princeton, Princeton University Press, 1994. P. 25−57. Dimaggio P.
  172. Huber, J. Wer soil das alles andern: Die Alternativen der Alternativwegung. Texte. J Huber. Brotbuch Verl, 1981. S.31.
Заполнить форму текущей работой