Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы, влияющие на формирование способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика педагогического такта как формы нравственных отношений заключается, прежде всего, в особой моральной ответственности педагога своему профессиональному долгу — быть ведущим участником педагогического процесса, направлять и организовывать его, создавать и поддерживать условия, обеспечивающие его результативность, нести личную ответственность за педагогические последствия собственного… Читать ещё >

Факторы, влияющие на формирование способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задатки (природные, анатомо-физиологические особенности: тип нервной системы и особенности органов чувств). Например: трое из 12-ти детей И. С. Баха стали выдающимися музыкантами.

Воспитание. Например: в 20-е г. г. французская экспедиция привезла девочку 2-х месяцев одного племени, которая жила в дебрях Амазонки на уровне развития каменного века. Девочку воспитывала высокообразованный семья, и со временем она продемонстрировала хорошие успехи в учебе: «отлично» окончила гимназию, университет. Теперь Мари Ивон — такое имя той девочки — доктор наук, профессор этнографии.

Среда: географическое положение, макрои микросоциальная среда.

Активность самой личности. Например: роль активности и целеустремленности в жизни, научной и общественной деятельности М. Ломоносова была огромна; работа над собой древнегреческого оратора Демосфена в преодолении врожденных дефектов речи привело его к ораторскому мастерству.

Педагогические способности — психические свойства личности педагога, обеспечивающие высокую результативность выполнения профессиональной деятельности.

В педагогической литературе проблема педагогических способностей хорошо исследована. Разные исследователи выделяют различные группы педагогических способностей. Рассмотрим две классификации:

  • — И. Зязюн (Киев), Н. Кузьмина (Санкт-Петербург) выделяют следующие группы педагогических способностей: академические, дидактические, организаторские, коммуникативные, социально — перцептивные, гностические, способность к концентрации и распределению внимания;
  • — М. Станкин (Москва), соглашаясь с важностью выделенных групп способностей, считает, что в деятельности педагога не менее важными являются следующие группы: экспрессивные, авторитарные, научно-педагогические, личностные, мажорные, психомоторные и психотехнические, конструктивные, рефлексивные, фасилитативные.

Считаю, что для эффективного выполнения профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать педагогическими способностями всех определенных разными исследователями групп (сводная классификация по Н Кузьминой, И Зязюн, М Станкину):

Академические способности заключаются в умении постоянно пополнять свои знания, читать новинки литературы, психолого-педагогическую, периодическую печать.

Дидактические способности заключаются в умении учить других, в умении адаптировать психолого-педагогическую информацию к потребностям аудитории.

Учить обязательно с успехом так, чтобы неуспеха быть не могло; учить быстро, чтобы ни учитель, ни ученики не скучали; учить с удовольствием; учить основательно, а не для вида (Ян Коменский).

Организаторские способности заключаются в умении организовывать себя и других к работе, основываются на способности к волевому усилию. Предполагается умение правильно делегировать задачи, помогать в выполнении, контролировать их понимание, конструктивно оценивать результаты. Учитывая самопроизвольность познавательной сферы, эта группа способностей является важной для педагога, поскольку организовать ребенка с низким потенциалом волевого усилия к учебной и другой деятельности — сложно.

Коммуникативные способности заключаются в умении создавать психологически комфортные условия для окружения, рефлексивно и нерефлексивно слушать в зависимости от ситуации, быть оптимистом.

Социально-перцептивные способности заключаются в умении воспринимать, видеть внутренний мир ребенка по внешним проявлениям его поведения. Основой перцептивных способностей является аналитический подход к поведению человека.

Экспрессивные способности.

Экспрессия — выразительность. Эта группа способностей предполагает умение учителя образно, выразительно подавать себя, образовательно-воспитательный смысл идет через слово и невербальные средства.

Вербальная экспрессия Академик М. Веденский владел словом и искусством убеждать так, что останавливал кровотечение, вызывал состояние несуществующей беременности.

Вербальная выразительность зависит от культуры и техники речи. Существует ретиальная и аксиальная языковая коммуникация.

Ретиальная речевая коммуникация — это общение одного с группой. В профессиональной деятельности формами такой коммуникации является экскурсия, лекция, публичное выступление, групповые и массовые формы работы. Аксиальная языковая коммуникация — общение один на один. В профессиональной деятельности формами аксиальной коммуникации является индивидуальная беседа, индивидуальное психологическое консультирование. Важным в такой коммуникации является умение слушать, анализировать, отражать чувства собеседника.

Невербальная выразительность — это средства внешней эстетической выразительности. Они делятся на физиологические (рост, телосложение, осанка, цвет волос, кожи, глаз), функциональные (мимика, жесты, пантомимика, визуальный контакт, дистанция), социальные (прическа, одежда, обувь, аксессуары, украшения, макияж).

Авторитарные способности заключаются в умении завоевать уважение и авторитет.

Авторитет (от латинского — достоинство, сила, власть, влияние). Различают авторитет настоящий и ложный. Составляющие настоящего авторитета: профессионализм, ответственное отношение к работе, искренняя заинтересованность в других успехах, общая эрудиция, культура, такт, саморегуляция, чувство юмора, требовательность. На авторитет влияет первое впечатление, которое составляет о себе человек. Для ребенка очень важным является получение положительного впечатления о педагоге, так как положительное впечатление является эмоциональной основой для налаживания отношений учителя с учеником, формирования у него доверия к педагогу, особенно на этапе адаптации детей в заведении образования.

Факторы, которые подрывают авторитет: поверхностные профессиональные знания, чрезмерный дидактизм, неумение регулировать собственное психо-эмоциональное состояние.

Типы ложного авторитета:

  • — авторитет принуждения (основывается на давлении, авторитарных методах общения, подавляет инициативу других, воспитывает трусость, подхалимство, завуалированную и открытую агрессию);
  • — авторитет расстояния (выражается в дистанционных отношениях, чрезмерной официальности, попытках сделать общение загадочным и непонятным);
  • — авторитет педантизма заключается в системе придирок, условностей, чрезмерной требовательности, устанавливаемых взрослым и приносят больше вреда, чем пользы, обесценивают эмоциональный контакт в общении;
  • — авторитет морализаторства основывается на постоянных чтениях нотаций, которые рассматриваются как основное средство воспитания, к такому морализаторству дети быстро привыкают и не обращают внимания;
  • — авторитет мнимой доброты чаще встречается среди молодых специалистов, которые пытаются таким образом быстро завоевать авторитет.

Научно-педагогические способности предусматривают научно-исследовательскую работу в рамках профессиональной деятельности. Это выражается в потребности, в новом желании работать творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и передовой опыт коллег. Научно-педагогические способности основываются на развитии таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др. Они проявляются на всех уровнях профессионального мастерства, особенно на третьем уровне педагогического творчества. Они выявляются при обучении в вузе в рамках выполнения курсовых, дипломных работ.

Личностные способности проявляются в педагогическом такте, толерантности, терпимости, уважению и вежливости к людям.

С помощью такта можно добиться успеха даже там, где нельзя ничего сделать с помощью других методов воспитания. По определению М. Станкина, такт — особое ощущение оптимальности, то, что определяет меру в том, что делает человек. И. И. Чернокозов определяет педагогический такт как нравственное поведение педагога, которое включает предсказания всех возможных последствий собственных поступков, предсказания его субъективного восприятия ребенка, выражение высокой гуманности, доброжелательности, эффективное средство установления конструктивных отношений при любых условиях. Поэтому педагогический такт — это всегда творчество, креативный поиск оптимальных действий и поступков, он обеспечивает неповторимость педагогических действий.

Специфика педагогического такта как формы нравственных отношений заключается, прежде всего, в особой моральной ответственности педагога своему профессиональному долгу — быть ведущим участником педагогического процесса, направлять и организовывать его, создавать и поддерживать условия, обеспечивающие его результативность, нести личную ответственность за педагогические последствия собственного труда, действия и поступки в отношении конкретного ребенка, детского коллектива в целом, достигаемые с наименьшими потерями. Наиболее ярко проявляется педагогический такт при применении методов поощрения и наказания.

Условия эффективности применения метода поощрения:

содержание поощрения должно отражать сущность поступка или достижения ребенка;

поощрение должно быть своевременным и публичным;

поощрение педагога должен поддерживать коллектив детей;

если коллектив детей не поддерживает педагога, отложить поощрение и подготовить адекватную эмоциональную реакцию коллектива, поскольку поощрение воспитывает только тогда, когда члены коллектива радуются успехам других;

поощрение должно быть психологически обоснованным.

Требования к применению метода наказания:

метод наказания эффективнее применять не за результаты деятельности, а за нарушение дисциплины, непослушание;

наказание должно быть оптимальным — недопустимо проявлять жестокость при незначительном проступке;

учитель должен сохранять выдержку и такт в оценке поведения детей независимо от собственного настроения, самочувствия или характера отношений с детьми;

применяя наказание, педагог должен проявлять уважение к ребенку.

Мажорные способности. Практика демонстрирует, что данная группа способностей проявляется в умении использовать юмор как эффективное педагогическое средство.

" Веселье ругают у нас то и дело, хоть лечит веселье и душу, и тело" .

(Г. Ролленхаген) Педагогические возможности применения юмора:

оптимизм и юмор помогает активизировать учебный процесс, любую работу или отдых, ликвидировать конфликты, снять напряжение;

юмор является эффективным регулятором поведения участников образовательно-воспитательного процесса;

важно в применении юмора соблюдать определенные требования.

" Тех слов, где есть хоть капля яда, и в шутку говорит не надо" (А. Шукур) Требования к применению юмора:

НЕ высмеивать личность, а высмеивать черты характера или поступки;

НЕ смеяться над тем, что ребенок не может исправить (фамилия, физические данные, болезнь);

НЕ стоит смеяться первым над собственной шуткой;

НЕ стоит обижаться педагогу на шутку ребенка. Стоит быть готовым, не боясь, посмеяться над собой;

НЕ стоит смеяться над случайными промахами ребенка, над новичками;

НЕдопустима пошлая шутка.

М.Станкин называет такие приемы применения юмора: ирония, парадокс, намек, каламбур (игра слов), повторение как элемент остроумия, доведение до абсурда, псевдоконтраст.

Психомоторные или психотехнические способности. Психотехнические способности обеспечивают психическую и моторную активность человека. Способности этой группы обеспечивают двигательную активность и обеспечивают ее связь с мыслительной деятельностью. Важным в реализации психомоторных способностей есть профессиональные знания и умения, социальный опыт.

А.Макаренко называл психомоторные умения способностью гармонично сидеть, ходить, стоять, говорить.

Психомоторика особенно задействована в трудовой и физической деятельности педагога и детей. Эта группа способностей также предполагает умение педагога рассчитывать амплитуду физических нагрузок ребенка, их активность в трудовой деятельности в соответствии с возрастом и опытом.

Способности к концентрации и распределению внимания. К. Ушинский называл внимание той дверью, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из окружающего мира.

Профессионально-педагогическое внимание — это процесс выборочной концентрации сознания на объектах. Для педагога важно знать о разновидностях и свойствах внимания, пользоваться этим инструментом в практической педагогической деятельности, учитывать индивидуальные различия внимания, их связь с типом темперамента.

Опыт педагогической деятельности учителя показывает, что дети постоянно требуют внимания педагога. Его внимательность проявляется в умении видеть всех, слушать и слышать ребенка, проявлять живой интерес к ребенку. Это поможет лучше понимать ситуации, складывающиеся в образовательно-воспитательном процессе, психоэмоциональное состояние ребенка, понимать его факторы, прогнозировать результаты педагогических исследований.

Гностические способности — способность к познанию предметов, явлений, людей, их анализа. В профессиональной деятельности эти способности проявляются в умении анализировать собственную профессиональную деятельность, факторы возможных успехов и неудач. Педагог — мастер должен много знать о своих питомцах, их взаимоотношениях в классе. Быть осведомленным в других областях знаний (музыке, литературе, живописи, спорте), касающихся собственной профессионально-педагогической деятельности.

Конструктивные способности проявляются в способности к профессионально-педагогическому воображению, умению проектировать будущие достижения своих воспитанников, видеть их способности и работать над их развитием; планировать свою деятельность, предвидеть ее результаты; предусматривать возможную реакцию воспитанников на педагогическое воздействие или влияние.

Рефлексивные способности (рефлексия — самопознание внутренних состояний; существует на рациональном — анализ и эмоциональном — эмпатия уровнях), проявляется в способности к сочувствию и сопереживанию, в умении педагога анализировать ситуацию, понимать эмоциональное состояние ребенка, в умении рефлексивно слушать собеседника.

Фасилитативные способности (фасилитатор — оказывающий помощь) проявляются в умении практически оказывать помощь (в первую очередь, психолого-педагогическую) детям, их родителям, коллегам в разных образовательно-воспитательных ситуациях.

В педагогической науке сложилось много подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой