Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История возникновения и развития профориентации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1991 г. был принят «Закон о занятости населения», в соответствии с которым школьная профориентация не запрещалась, но из школы переводилась в службы занятости. В целом, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения работа… Читать ещё >

История возникновения и развития профориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Психологические причины возникновения профориентации.

Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяются следующие социально-экономические причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, сложность отбора работодателями наиболее «подходящих» людей на вакантные должности.

Главная психологическая причина появления профориентации, характеризующая изменения в сознании, заключается в том, что именно в данный период и в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).

Развитие профориентации в России, СССР и РФ.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы первой мировой войны такие службы приобрели государственный статус). Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство. В дореволюционной России назревали демократические перемены, общество жило их ожиданием, профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия для его формирования создавались.

В начале существования Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В. И. Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н. К. Крупская.

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое постановление ЦК 7 ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Наступление на гуманитарные науки тогда началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего свободы выбора). В 1937 г. было отменено трудовое обучение в школе и началось резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее наблюдается сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации, а в 60-е гг. (период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель — А. Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель — Б. А. Федоришин); создан Научно-исследовательский институт трудового и профессионального обучения.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более снизился. На первом месте в то время оказывались интересы не личности, а народного хозяйства и обороноспособности страны. В результате ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

Уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях начала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много: создано более 60 региональных центров профессиональной ориентации молодежи — ЦПОМ, а в районах — множество пунктов профконсультации. На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили); в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».

В 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования. Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

В августе 1991 года на смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха так называемых «демократических преобразований». В этот период также было сделано немало в сфере ущемления профориентирования:

в 1992 г. вышел «Закон Российской Федерации об образовании», и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации;

в 1991 г. был принят «Закон о занятости населения», в соответствии с которым школьная профориентация не запрещалась, но из школы переводилась в службы занятости. В целом, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения работа с молодежью обозначалась как дополнительная услуга (по принципу: «школа не в нашем ведении»). К счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся центров профориентации молодежи, не позволяя им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда.

Итак, по мнению Н. С. Пряжникова, в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70—80-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими (ее почти не финансируют). Все это позволяет сделать вывод, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должна планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается на позиции многих клиентов и самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т. е. в пространстве каких смыслов приходится самоопределяться.

Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.

Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие особенности развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе (по И. В. Михайлову): в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40—50-е гг., — на определении профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х гг. — на «воспитании у молодежи способности самостоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60—70-е гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и в итоге более выгодно предстать перед работодателями. В настоящее время для более развитых стран характерен перенос акцента на индивидуальные профконсультации.

Анализируя американскую профориентацию и «психологию карьеры», Ю. В. Укке отмечает, что если к концу 70-х гг. на теоретическом уровне давно наметился отход от массовой психодиагностики, то на практике в основном продолжается тестирование учащихся. Правда, в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты являются настоящим научным средством помощи в выборе профессии.

Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А. Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с „классическими“ методиками, по которым накоплена огромная литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с „классическими“ методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных или „карандашно-бумажных“ методик». В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем пытаться переубедить его.

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не осложнять себе жизнь бесполезными выяснениями отношений с клиентами и начальниками и больше времени, талантов и сил уделять творческому подходу к своей работе. При грамотном использовании тесты могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание.

Обобщенное понятие профориентации.

Обобщенно, профессиональная ориентация — это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение человека, на оптимизацию его трудоустройства с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в определенных специалистах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой