Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ наблюдСния. 
ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Если Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСйствия ΠΈΠ»ΠΈ события Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ нСизвСстна, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΆ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ протСкания дСйствия ΠΈΠ»ΠΈ события. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго для обСспСчСния большСй ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ наблюдСния ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ качСствСнно-количСствСнныС способы фиксации записи. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, для изучСния устойчивости внимания школьников ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ использована ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ наблюдСния. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Говоря ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ исслСдования Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ нСсколько Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²: Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Π΅Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅, сплошноС ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅, внСшнСС ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ наблюдСниС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ сам Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя становится Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠΉ общности ΠΈΠ»ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, которая стала ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ исслСдования. Для ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈΠ·Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ.

ΠΠ΅Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ наблюдСниС — это наблюдСниС ΠΈΠ·Π²Π½Π΅, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ участников наблюдаСмой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Оно позволяСт Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ слоТно ΠΎΡ‚ΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌ общности Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ. Π•Π³ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ исслСдования, для уточнСния Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·, опрСдСлСния ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² основного исслСдования.

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ наблюдСниС ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅ (Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π·Π½Π°ΡŽΡ‚ ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π΅ наблюдСния) ΠΈ скрытоС (люди Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ вСдСтся наблюдСниС). ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ скрытого наблюдСния Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ строгого соблюдСния этичСских Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ².

БплошноС, ΠΈΠ»ΠΈ систСматичСскоС, наблюдСниС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ рСгулярный сбор ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΠΎ всСх особСнностях личности. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ Π²ΠΈΠ΄ наблюдСния Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности, пСдагогичСского процСсса, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ позволяСт ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅. Однако ΠΎΠ½ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΎΠΊ ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ постоянного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π° с Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ наблюдСнии вычлСняСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ опрСдСлСнная Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² наблюдСния. ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ тСхничСски этот Π²ΠΈΠ΄ наблюдСния ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдставляСт ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ происходит ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ для изучСния Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΉ характСристики.

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ сознания Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ наблюдСниС внСшнСС ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅, Ρ‚. Π΅. наблюдСниС Π·Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. ЀактичСски всС ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ касалось внСшнСго наблюдСния, поэтому остановимся ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ наблюдСния — Π·Π° ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ собой.

БоврСмСнная Π½Π°ΡƒΠΊΠ° рассматриваСт самонаблюдСниС1 ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, хотя ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ способ познания личности. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ процСсс ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ наблюдСниС искаТаСт Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ повСдСния. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ самонаблюдСния, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡΠ΅Π±Ρ установку: Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ пСрСТивания, ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π³ΠΎ наблюдС-[1]

нию. Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅: ΠΈΡΠΊΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ с ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ собой часто Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ слоТна, Ρ‡Π΅ΠΌ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ.

Π“ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΡΡΡŒ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ двумя путями: ΠΎΡ‚ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, стоящая ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅, упрощаСтся. Зная Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ явлСния ΠΈΠ»ΠΈ свойства, ΠΎΠ½ Ρ„иксируСт лишь Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅, частоту, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ проявлСния Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚сутствиС Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΠΊ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² проводится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚авлСния ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·ΠΎΠΉ. ΠΠ°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ опираСтся Π½Π° ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… исслСдованиях Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅.

Π’Π°ΠΊ, Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ…, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π² Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΌ Π»Π°Π³Π΅Ρ€Π΅ школьников ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π’. ΠΡŒΡŽΡΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‚Π΅Ρ€Π°, Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° 9-балльная шкала, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ личностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ ΡΠ΅Ρ€Π΄Π΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Ρ‚Π°Π±Π». 3.1).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.1

ИзмСнСниС личностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

Π‘Π°Π»Π»

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ

1 Π±Π°Π»Π».

ЀизичСскоС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ симпатии.

ΠŸΡ€ΠΈΠΊΠ°ΡΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π³Π»Π°Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€.

2 Π±Π°Π»Π»Π°.

Π—Π½Π°ΠΊΠΈ особого располоТСния Π² Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ смыслС.

Π”Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ΄Π°Π»ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ³Π»Π°ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ.

3 Π±Π°Π»Π»Π°.

Π—Π½Π°ΠΊΠΈ товарищСского располоТСния.

Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ возня, ΡˆΠ΅ΠΏΠΎΡ‚, смСх, ΡƒΠ»Ρ‹Π±ΠΊΠΈ, совмСстная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, высказывания, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….

4 Π±Π°Π»Π»Π°.

Π‘Π»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Ρ‹.

БСсСды, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ для занятия, привСтствия.

5 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ².

ΠŸΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Π½ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅.

Вопросы, согласиС, ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΡ…Π²Π°Π»Π°, Π»ΡŽΠ±Π΅Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡΡŒΠ±, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‹.

6 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ².

Π—Π½Π°ΠΊΠΈ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²Π°ΠΌ, трСбованиям ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡŒΠ±Π°ΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ.

Π˜Π³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ вопроса ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡŒΠ±Ρ‹, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΡŒΠ±Ρƒ, ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π΅Π· ссоры, мягкая ирония ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ°.

7 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ нСскрываСмого явного ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π° с ΠΏΡ€Π°Π²Π°ΠΌΠΈ, трСбованиями ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….

ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ°, ирония, обвинСния.

ΠžΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°Π±Π». 3.1

Π‘Π°Π»Π»

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ

8 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π·Π»ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ прСзрСния личностного Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Π±Π΅Π· прямого Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€Π°Π², трСбования ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….

Π‘ΠΏΠΎΡ€, Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Π½ΠΎΡ€ΠΌ, пСрвСнства Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ°, ирония ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅.

9 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π³Π½Π΅Π²Π° ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… оскорблСний.

ΠŸΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, сопротивлСниС, Ρ€ΡƒΠ³Π°Π½ΡŒ, ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Π°, Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ² Π½Π° Π΄Ρ€Π°ΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΠ±ΠΎΠΈ.

Часто Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ситуации, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ являСтся ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ максимально ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ситуациях Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ цСлСсообразным являСтся Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСния: ΠΎΡ‚ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² повСдСния ΠΊ ΠΈΡ… ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ постановку ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ наблюдСния, Π½ΠΎ ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ поступлСния ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

Одним ΠΈΠ· ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ исслСдования являСтся ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ фиксация Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ². Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ записи ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ повСдСния, Π° Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚лСния ΠΎ Π½ΠΈΡ…, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ описаниС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ, Π½Π° Π΄Π²Π° вопроса — «Ρ‡Ρ‚ΠΎ?» ΠΈ «ΠΊΠ°ΠΊ?» Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. ОписаниС повСдСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…: ΠΊ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ относятся днСвниковая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° записи, сплошной ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ» ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ описаниС, ΠΊ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ — ΡˆΠΊΠ°Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΆ.

Π”Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΄Π½Π΅Π²Π½ΠΎΠΌ, многомСсячном ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΌ наблюдСнии. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ условиями эффСктивного примСнСния Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ нумСрация листов, большиС поля для Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΊ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Π°Ρ тСрминология Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСй Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ наблюдСния.

Бплошной ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ», Ρ‚. Π΅. ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ описаниС всСго происходящСго, ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ для ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ознакомлСния ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы условных ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ — ΠΊΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… запись.

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉ распространСнной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ качСствСнного описания Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² наблюдСния являСтся систСматизированноС, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Ρ‚ΠΎ систСму ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, понятий, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ². ИмСнно такая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° записи Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго оформляСтся Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ схСмы (Ρ‚Π°Π±Π». 3.2).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.2

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° конспСкта наблюдаСмого ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°.

ВрСмя ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ этапа ΠΈΠ»ΠΈ события

ДСйствия ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ учитСля

ДСйствия ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ учащихся

Π­Π»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°

событий

Π¨ΠΊΠ°Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ для ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ интСнсивности проявлСния ΠΈΠ»ΠΈ выраТСнности свойства ΠΈΠ»ΠΈ дСйствия. ΠšΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ присваиваСтся ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Π±Π°Π»Π» ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ выраТСнности опрСдСляСтся ΠΏΠΎ ΡΡƒΠΌΠΌΠ΅ Π½Π°Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ². Если ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ систСма ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ (Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…-, пяти-, сСми-, дСвятиили Π΄Π΅ΡΡΡ‚ΠΈΠ±Π°Π»Π»ΡŒΠ½Π°Ρ) ΠΏΠΎ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ям Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… проявлСний повСдСния, Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ записи Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ сразу ΠΆΠ΅ оцСниваСтся ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ количСством Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ использована ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ схСма (Ρ‚Π°Π±Π». 3.3).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.3

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° наблюдСния Π·Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π₯арактСристики повСдСния

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° частоты проявлСния

+2

всСгда

+ 1

часто

ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π°

-1

Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ

-2

Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π°

Активно выполняСт задания.

НС ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΡΡŒΠ± ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π”ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π΄Π΅Π»ΠΎ Π΄ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° И Ρ‚.Π΄.

Для удобства записи всС врСмя наблюдСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π»Ρ‹ (Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΎΡ‚ 1 Π΄ΠΎ 5 ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚), ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ явлСния. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ способ записи Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΠΉ (Ρ‚Π°Π±Π». 3.4).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.4

НаблюдСниС Π·Π° ΡΠΎΡΡ‚ояниСм внимания.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π» Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ повСдСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π±Π°Π»Π»Π°Ρ…

1—5 ΠΌΠΈΠ½.

6−10 ΠΌΠΈΠ½.

41—45 ΠΌΠΈΠ½.

Если Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСйствия ΠΈΠ»ΠΈ события Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ нСизвСстна, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΆ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ протСкания дСйствия ΠΈΠ»ΠΈ события. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго для обСспСчСния большСй ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ наблюдСния ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ качСствСнно-количСствСнныС способы фиксации записи. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, для изучСния устойчивости внимания школьников ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ использована ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π° наблюдСния. Π’Π΅ΡΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π»Ρ‹ ΠΈ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ измСнСния, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях проявлСния внимания ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π» Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ стСпСни сосрСдоточСнности внимания ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅:

  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π½Π° Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ посторонних Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ;
  • — ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ занятия посторонними Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ;
  • — ΠΌΠΈΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (ΠΊΡƒΠ΄Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ взгляд, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π»ΠΈΡ†Π°);
  • — ΠΏΠ°Π½Ρ‚омимичСскиС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (рабочая ΠΈΠ»ΠΈ расслаблСнная ΠΏΠΎΠ·Π°, вСртится ΠΈΠ»ΠΈ спокоСн);
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ отсутствиС ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… усилий со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ учитСля для привлСчСния внимания ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°;
  • — ΠΎΡ‚сутствиС ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π΅Π²ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄ ΠΈΠ»ΠΈ ошибок ΠΈΠ·-Π·Π° Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (пропуски Π±ΡƒΠΊΠ², Ρ†ΠΈΡ„Ρ€, слов, ошибки Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… расчСтах ΠΈ ΠΏΡ€.)[2].

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наблюдСния являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ². Он ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»Π΅Π½, с Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всС, позволяСт Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ повСдСния, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ процСссы Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуациях, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сниТаСт ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ забывания ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ошибок Π² ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΡ…. НаблюдСниС Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ СстСствСнного протСкания повСдСния Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обСспСчиваСт минимальноС Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСски Π½Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… срСдств.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наблюдСния Π½Π΅ Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½ нСдостатков. Он ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΊΠΈΠΌ, практичСски Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ влияниС случайных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², это пассивный ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄, ΠΎΠ½ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° позволяСт ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ поступка, дСйствия. ΠŸΡ€ΠΈ наблюдСнии, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ внСшниС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ качСствСнного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π½ΡƒΡ‚ΡŒ количСствСнному Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ.

Помимо ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° Π½Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ наблюдСния влияСт ΠΈ ΡΠ°ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ знания исслСдуСмыми, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π° Π½ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚. Π­Ρ‚ΠΎ Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ повСдСния Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°Ρ… ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π”Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ наблюдСниС ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ исслСдоватСля ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…одящим событиям, Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ влияниС Π½Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Сля ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ситуации, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² наблюдСния.

Вопросы для самоконтроля ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ

  • 1. КакиС трСбования ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° наблюдСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ?
  • 2. КакиС Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ наблюдСния цСлСсообразно ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅?
  • 3. На ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ характСристики повСдСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ наблюдСния?
  • 4. Π§Π΅ΠΌ отличаСтся ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Π°-Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹-Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ?
  • 5. Как влияСт Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ Π½Π° ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ наблюдСния?
  • 6. Π§Π΅ΠΌ отличатся ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΎΡ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²?

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ задания

  • 1. Π‘ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΡŒΡ‚Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½ наблюдСния ΠΏΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ исслСдования.
  • 2. ΠŸΠΎΠ΄Π±Π΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅ основныС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ проявлСния ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности студСнтов (школьников).
  • 3. Π‘ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΡŒΡ‚Π΅ самохарактСристику Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ самонаблюдСния.
  • [1] Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ Π‘. Π›. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ психологии. М.: Π£Ρ‡ΠΏΠ΅Π΄Π³ΠΈΠ·, 1947. 704 с.
  • [2] Ансимова Н. П. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наблюдСния. Π―Ρ€ΠΎΡΠ»Π°Π²Π»ΡŒ: Изд-Π²ΠΎ Π―Π“ΠŸΠ£, 1997. 63 с.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ