Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К среднему уровню готовности к современной профессиональной деятельности были относены учащиеся, которые могли мотивировать свой профессиональный и жизненный выбор, но недостаточно были последовательны и настойчивы в получении профессии и достижении целей, творческие проявления и самостоятельная активность была лишь эпизодична, мотивация достижения успеха и сотрудничества неустойчива… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социокультурное обеспечение профессиональной подготовки в техническом колледже как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние изученности' проблемы социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
    • 1. 2. Социокультурный потенциал личностно-профессионального становления специалиста
    • 1. 3. Технический колледж — субъект социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов
  • Глава 2. Педагогические условия реализации модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
    • 2. 1. Состав, структура и содержание модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов. в техническом колледже
    • 2. 2. Технологии реализации модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки в техническом колледже
    • 2. 3. Организация и ход опытно-экспериментальной работы в техническом колледже

Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России иной стала не только потребность в специалистах — изменились и требования к качеству их подготовки: появились новые требования и видоизменились некоторые традиционные.

Новые требования к качеству подготовки ориентированы на обеспечение готовности специалистов к самостоятельному решению профессиональных практических задач и способности к творческой деятельности на рабочем местена формирование потребности повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразованияна умение работать в коллективе и руководить имна формирование умений работать с современной вычислительной техникой в сфере новых информационных технологийна подготовленность специалистов к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях на основе гуманного отношения к окружающим людям и ответственного отношения к окружающей среде.

Актуальность проблемы качества профессиональной подготовки, по мнению многих исследователей [5, 7, 58, 83, 110, 170, 173, 183 и др.], определяется двумя группами факторов: внешних по отношению к системе образования и внутренних, связанных с самой системой образования.

Внешние причины связаны с теми вызовами мировому сообществу, в том числе России, которые определились на рубеже тысячелетий. Здесь приоритетными считаются семь основных «вызовов»: технологический, экологический, информационный, мировоззренческий, демографический, динамический, нравственный. Анализ этих проблем показывает, что «их глубинные корни находятся не в экономической, политической или социальной сферах общества. Они лежат в духовной сфере и напрямую связаны с уровнем образованности, нравственности и моральными качествами людей, их миропониманием и мировоззрением» [58, с.19]. Если говорить о внутренних причинах актуализации проблемы качества профессионального образования, то следует заметить, что инновационный подъем, децентрализация управления, коммерциализация образования, его регионализация и демократизация помимо положительного воздействия на образование ведут и к негативным последствиям, которые отражаются на качестве подготовки специалистов.

Качество можно определить как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Применительно к сфере образования используются следующие понятия: качество профессионального образования — такая совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять требования общества в области подготовки (воспроизводства) квалифицированных рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами и квалификациейкачество образовательного процесса — «совокупность его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности будущего профессионала» [95, с.7].

Качество — категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная. О качестве профессионального образования можно говорить с учетом различных оснований его членения. А. И. Субетто выделяет восемь оснований:

• по уровням (федеральный, региональный и др.);

• по ступеням непрерывного образования (качество общего образования, качество начального профессионального образования и т. д.);

• по принципу единства качества процессов и результатов в образовании (качество образовательного процесса и качество результата образования);

• по принципу триединства образовательного процесса (качество обучения, качество воспитания);

• по уровням содержания образования (качество национальной Доктрины, качество образовательных программ и госстандартов и т. д.);

• по принципу дуальности — единство функционирования и развития;

• по компонентам образовательной системы;

• по типам структур образовательных учреждений (качество функциональной, целевой структуры и т. д.) [144, с. 10−11].

Заметим, что качество профессионального образования носит конкретно-исторический характер. На каждом этапе общественного развития оно имеет свое конкретное наполнение. Если в 50-х годах XX века оно сводилось, прежде всего, к качеству сформированных ЗУНов, то в начале XXI века этого уже явно недостаточно.

В условиях рыночной экономики у СПО сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийсяработодатель (рынок труда с его ситуативными импульсами) — общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны.

Современный специалист среднего звена — это активная, творческая, профессионально и социально зрелая личность. Для формирования такой личности необходима существенная модернизация не только содержания общественной и профессиональной подготовки, но и характера учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интеллектуального, творческого потенциала.

Академик Г. В. Мухаметзянова отмечает, что «качество подготовки специалиста связано с содержанием, которое базируется на четко определенных целях среднего профессионального образования» [97, с.12]. Поэтому о понятии «качество подготовки специалиста среднего звена» надо вести речь на уровне конкретной специальности. При этом следует иметь в виду, что «качество специалиста среднего звена» и «качество подготовки специалиста среднего звена» — не идентичные понятия. «Качество подготовки специалиста среднего звена» — это характеристика технологии производства специалистов, а «качество специалиста среднего звена» — это характеристика конечного «продукта» этого производства" [97, с.16].

Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям.

Чтобы процесс повышения качества профессиональной подготовки протекал адекватно социокультурным и нравственным ценностям нашего общества, необходимо должным образом организовать профессиональную подготовку будущих специалистов.

Эффективный процесс повышения качества профессиональной подготовки предполагает активную деятельность не только преподавателей, но и студентов. Студент выступает не только как объект, но и одновременно как субъект профессиональной подготовки. Деятельная активность будущего специалиста предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система уникальная и универсальнаяспособен развивать себя и обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Ещё в эпоху Просвещения в качестве панацеи рассматривали некий идеальный общеобразовательный комплекс, воспитание «культурного, образованного человека» [180], который должен стать проводником и творцом идеального общества, модели которого разрабатывались со времён Платона. И сегодня достаточно распространённым является представление о возможности путём передачи знаний воспитания интеллигентного, культурного, человека, что, по сути, есть очередная утопия, так как путь просвещения только «наполняет сосуд», проблема же в том, чтобы «зажечь его»: утвердить в качестве ориентира приоритет духовной культуры.

Необходимо объединить совместные усилия представителей гуманитарного и естественно-технического знания, что должно положительно отразиться на профессиональной подготовке специалиста (в любой сфере деятельности), способного принимать социальные, технические, экономические и политические решения, согласуясь не с принципами технократизма, а исходя из принципов гуманизма и ответственности.

Повышение качества профессиональной подготовки, по нашему мнению, возможно при создании необходимых организационно-педагогических условий, учитывающих социокультурный фактор в системе профессионального образования. Объёмность, многонаправленность уровней профессионального образования обусловили определенные ограничения. В нашем исследовании мы ограничились совокупностью средних специальных учебных заведений (технический колледж, лицей).

Средняя профессиональная школа прошла этапы становления и развития. В основе её находится сегодня идея развития целостной гуманной личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность.

Вместе с тем, средняя профессиональная школа в условиях рынка становится всё более разнообразной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счёт национальной специфики, усиления внимания к изучению родного края, региональных традиций. Естественно, средняя профессиональная школа не может не учесть изменяющиеся социально-экономические процессы. В связи с этим правомерен социокультурный подход к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что и определило тему нашего исследования.

Современная наука располагает системой знаний, необходимой для постановки и решения исследуемой в данной работе проблемы.

В современной психолого-педагогической литературе вопросы учебно-методического, финансового и материально-технического, научного и информационного обеспечения среднего профессионального образования отражены в различных исследованиях. Общие вопросы повышения эффективности и качества обучения освещаются в работах С. И. Архангельского, К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вострикова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, Г. И. Ибрагимова, В. А. Сластенина, Н. М. Таланчука и других.

Что касается обеспечения качества подготовки специалиста среднего звена, то данные вопросы рассмотрены в исследованиях сотрудников Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (Г.В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов, Т. В. Лопухова и др.).

Общим проблемам профессионального образования посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Теории системного, личностно-деятельностного, личностно ориентированного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, интеграции и дифференциации, проблемного обучения, непрерывного образования, активизации и интенсификации обучения рассмотрены в работах Ю. К. Бабанского, JI.A. Воловича, Г. И. Ибрагимова, А. А. Кирсанова, Н. В. Кузьминой, М. И. Махмутова, В. В. Серикова, М. А. Чошанова и др.

В перестройке профессионального образования ведущими тенденциями названы тенденции гуманизации и гуманитаризации профессионального образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека (Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.).

Профессиональное и социальное становление личности являлось предметом научного анализа значительного числа исследователей, это В. И Андреев, Г. С. Батищев, В. В. Журавлев, А. В. Иващенко, С. М. Ковалев, И. Я. Курамшин, Б. Т. Лихачев, В. Ш. Масленникова, П. Н. Осипов и др.

Разработке методологических принципов исследования психологии личности, ее способностей, деятельности посвящены труды Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Л.А.Волович в концепции интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки детально представляет состав, сущность, структуру и технологию целостного процесса интеграции, его своеобразие, актуальность и истоки он видит в социокультурном компоненте. Зоной его реализации при этих условиях являются гуманитарные дисциплины. Подчёркивая важность развития личности специалиста нового типа, стремящегося к обогащению своей духовности на уровне первичной информированности из оригинальных литературных источников культуры, науки, философии, политики и т. д., Л. А. Волович обоснованно считает органической потребностью личности естественное самоутверждение (социализацию) через личностный выбор духовных ценностей и распоряжение ими в соответствии с уровнем духовного развития.

Однако выделенные труды не раскрывают в полном объеме влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки специалистов ссуз. Практически не рассматриваются социокультурные возможности технических дисциплин, не анализируется и не обобщается технологическая сторона данного вопроса. В исследованиях не в полном объеме раскрываются сущность и возможности социокультурного обеспечения повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Недостаточная разработанность данной проблемы, противоречия и сложности, возникающие при ее решении в педагогической практике, определили выбор темы исследования: «Социокультурное обеспечение повышения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже». Актуальность данного диссертационного исследования определяется назревшими противоречиями между:

— типовой системой подготовки специалистов и необходимостью в индивидуальном, творческом характере их деятельности;

— необходимостью социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов технического колледжа и недостаточной разработанностью механизмов и средств реализации данного процесса;

— изменившимися условиями профессиональной деятельности современного специалиста и несовершенством существующей системы профессиональной подготовки.

Поэтому одним из основных условий профессионального становления будущего специалиста, на наш взгляд, является социокультурное обеспечение повышения качества его подготовки к профессиональной деятельности, которое обусловлено следующими положениями:

— осознанием новизны требований социально-экономического развития общества к качеству профессиональной подготовки специалистовпониманием значимости социокультурного обеспечения повышения качества подготовки специалиста как фактора гармонизации отношений между личностью и обществом.

Совокупность указанных противоречий порождает проблему: каким должно быть социокультурное обеспечение профессиональной подготовки студентов в техническом колледже для повышения ее качества?

Цель исследования: выявить и обосновать структуру и содержание социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в техническом колледже.

Предмет исследования — социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки в техническом колледже.

Гипотеза исследования — качество профессиональной подготовки выпускника технического колледжа повысится, если:

— будут научно обоснованы и разработаны состав, структура и содержание модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа;

— определены технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже;

— разработаны методы и критерии влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки студентов технического колледжа.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа».

2. Разработать состав, структуру и содержание модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.

3. Определить технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки в техническом колледже.

4. Разработать методы и критерии влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки студентов технического колледжа.

Методологической основой исследования явились философские положения о роли и назначении культуры в социуме (JI.A. Волович, Н. А. Бердяев, В. Библер и др.) — теоретические положения профессионального становления личности студента ссуз (JI.A. Волович, Г. И. Ибрагимов, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.) — концепция построения профессиональной модели специалиста (А.А. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина) — теоретические основы личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская). Исследование опирается на философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев, JI.A. Волович, JI.C. Выготский, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, Н. М. Таланчук и др.). Ведущая роль отведена концепции интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студента и государственной научно-технической политики (JI.A. Волович).

Методы исследования:

В исследовании использован комплекс методов. В теоретической части применялись: анализ философской, социологической, исторической, этнографической и психолого-педагогической литературымоделированиеизучение и обобщение педагогического опыта. Опытно-экспериментальная часть включала мониторинг психолого-педагогической и социологической информации (наблюдение, анализ уроков и внеурочной деятельности, • беседы с учащимися, преподавателями, родителями, тестирование, анкетирование, тренинги, игровые и диалогические технологии), естественные констатирующий и формирующий эксперимент, а также компьютерные методы обработки информации.

Экспериментальная база исследования.

Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования личности. Основная научноисследовательская работа проводилась в политехническом и нефтехимическом колледжах г. Нижнекамска и профессиональном лицее г. Камские Поляны.

Организация и этапы исследования:

I этап — (1998 — 2001гг.) — диагностический. Анализировалась психолого-педагогическая, философская, методическая литература по исследуемой проблеме. Определялась общая идея, проблема исследования, постановка гипотезы, предмет, цель, задачи исследования, мониторинговые технологии.

II этап — (2001 — 2003гг.) — формирующий. Проектировалось концептуальное видение проблемы, проведение с этой целью исследований в технических колледжах, проведение намеченного эксперимента, проверка и корректировка рабочей гипотезы, внедрение основных результатов исследования в педагогическую практику технического колледжа.

Ш этап — (2003;2004гг.) — итоговый. Систематизация теоретического и эмпирического материала, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

— уточнена сущность понятия «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа», под которым понимается создание социально-психолого-педагогических условий для освоения совокупности социокультурных ценностей, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям и стандартамопределены сущность, содержание и особенности функционирования модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа;

— выявлены и обоснованы эффективные технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в техническом колледже.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на базе Нижнекамского политехнического колледжа имени Е. Н. Королева разработана и экспериментально проверена модель социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже, включающая в себя содержание, принципы, условия, формы и методы социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов. Материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями средних специальных учебных заведений для интеграции социокультурного фактора в учебно-воспитательный процесс с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущего специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом при определении исходных позиций исследованияиспользованием, сопоставлением, анализом и синтезом современного знания из различных отраслей педагогической наукивыбором комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических, количественных и качественных методовисходными методологическими и теоретическими положениями, их непротиворечивостью и комплексом взаимодополняющих методов изучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Научная апробация основных положений и выводов работы происходила на российских научно-практических семинарах, республиканских и городских научно-методических семинарах и конференциях: г. Набережные Челны (2000 г.), Казань ИСПО РАО (2002г.), Казань — Набережные Челны (2003 г.), Казань (2003), Нижнекамск (2004), на заседаниях педагогического коллектива Нижнекамского политехнического колледжа им. Е. Н. Королева и Нижнекамского нефтехимического колледжа, а также на заседании регионального методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ссуз г. Казани, на заседании лаборатории педагогического мастерства и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки в техническом колледже», под которым понимается создание социально-психолого-педагогических условий для освоения совокупности социокультурных ценностей, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, которые отвечают заданным обществом нормативам, критериям и стандартам.

2. Модель социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.

3. Организационно-педагогические условия реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки, способствующих повышению качества подготовки будущего специалиста.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (184 источника, в том числе 15 на иностранном языке) и восьми приложений. В работе приведены 6 рисунков, 5 таблиц.

Выводы по главе II.

1. Модель социокультурного обеспечения профессиональной подготовки в техническом колледже построена с учетом следующих принципов: целостности, целесообразности, мобильности, аккумуляции, вариативности и принципа соответствия уровня теоретической и практической подготовки модели специалиста с социокультурным личностным потенциалом.

2. В социокультурном обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты или подсистемы: первое — государственная научно-техническая политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качествавторое — установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образованиятретье — объективные условия, способствующие достижению определенного качества образования, т. е. качественный уровень преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, качественный уровень материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры средних специальных учебных заведенийчетвертое — конкретные технологии реализации социокультурного обеспечения профессиональной подготовки, а также методы оценки качества профессиональной подготовки на различных этапахпятое — механизмы и инструменты управления и самоуправления средними специальными учебными заведениями с позиций социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов.

3. Диалог, ролевые игры, тренинги, проблемные ситуации, межпредметные связи использованы нами в ходе реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.

4. Формирующий эксперимент включал в себя два этапа: 1) формирование профессиональной компетентности- 2) актуализация профессионально-личностного саморазвития.

Целью первого этапа эксперимента стало выявление и апробация системы организационно-педагогических условий, способствующих: адаптации учащихся в первые месяцы обучения при смене социокультурной средыразвитию мотивационно-ценностных ориентиров сознательного усвоения основ будущей профессиональной деятельностиусвоению и осмыслению общечеловеческих гуманистических ценностей с опорой на ценности национальной культурыобеспечению активного участия студентов в постановке учебных и производственно-практических целей, их умения осознанно применять знания при решении задач профессиональной направленностиовладению обучаемыми навыками самоорганизации, самоконтроля в процессе профессиональной подготовкипроявлению учащимися индивидуальной активности и инициативы в учебно-производственных ситуациях, способности принимать решения, исполнять их и отвечать за свой выбор.

Целью второго этапа формирующего эксперимента, который мы назвали этапом актуализации профессионально-личностного саморазвития, является выявление и апробация системы организационно-педагогических условий интеграции социокультурного компонента в профессиональную подготовку для восприятия студентами профессионального обучения в качестве условия и средства личностного саморазвития и самореализацииличностно-смысловой рефлексии выбора средств в достижении поставленных целейкритического переосмысления и оценивания изучаемого, анализа собственных позиций в межличностном общениисамостоятельности и автономности в постановке личностно значимых учебно-производственных проблем и освоении способ их разрешенияразвития потребностей в достижении и в принятии окружающими, умения управлять, актуализируя знания, умения и способности других людейформирования готовности студентов строить свою деятельность и отношения сообразно с этнокультурными потребностями и этическими нормами своего народа, принятия эстетических и нравственных идеалов своей нации.

Заключение

.

Исследование показало, что современная деятельность специалиста среднего звена интегрирует многие области как теоретической, так и практической деятельности. Это особенно важно для специалистов выпускников ССУЗ, так как на их долю выпадает решение самых трудных задач при реализации технико-технологических идей в производство.

Обеспечить такую целостность личности будущего специалиста, призвано социокультурное обеспечение профессиональной подготовки студентов в техническом колледже, под которым понимается совокупность социокультурных ценностей, используемых для создания организационно-педагогических условий, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям и стандартам.

Формирование нового типа специалиста со средним профессиональным образованием обусловлено развитием социокультурных процессов в обществе и на производстве. В этом случае среднее профессиональное образование выполняет функцию повышения образовательного уровня личности и как следствие — качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Источников воспроизводства и постоянного, непрерывного восполнения личностного социокультурного потенциала специалиста, как показало исследование несколько:

— первый источник — сам будущий специалист, его социокультурные интересы. Склонности, приоритеты, представления, установки и вытекающие из них идеалы, мотивы деятельности. Совершенно очевидно, что без потенциальной готовности к межличностному контакту, без интеллектуальной и эмоциональной открытости самого молодого человека, никакие силы не могут извне навязать ему требуемой кому-либо другому определенной линии поведения, образа мышления в условиях быстроменяющегося производства;

— второй источник — педагог, точнее инженерно-профессорско-преподавательский коллектив, разнопрофильный по своему социокультурному статусу, социально-профессиональному характеру и составу, жизненному и производственному опыту. Педагог также располагает определенным личностным потенциалом, он носитель широкого спектра информации, большей или меньшей меры компетенции, психолого-педагогического такта, профессиональной этики. В этом случае и равным образом душевная открытость педагога и его внутренняя готовность к педагогическому взаимодействию со студентами создает требуемую предпосылку для раскрытия и обогащения личностного потенциала будущего специалиста;

— третий источник — социально-профессиональное пространство, в котором находится студент. К нему относятся все те субъекты общения, которые включены в альтернативный или параллельный контакт с ним. Сюда же следует отнести всю материально-техническую среду, в которой протекает общение со студентами во внеучебное и свободное время и которая закладывает в их сознании и поведении определенные жизненные установки, мотивацию выбора социокультурнных ценностей, а также социокультурный стереотип образа жизни;

— четвертый источник — учебно-воспитательный процесс в ССУЗ. Его планирование, научно — и учебно-методическое обеспечение, организация — весь этот традиционный комплекс, а также целенаправленно реализуемая информация и включение в интенсивную познавательную, коммуникативную, рефлексивную деятельность самого будущего специалиста.

Социокультурное обеспечение профессиональной подготовки отражается в том, что учебный материал «подается» в контексте проблем, значимых для студентов и в форме межличностных диалогов, а учебное содержание предметов общетехнических циклов было дополнено гуманитарной проблематикой и ситуациями, имитирующими реальные социально-экономические условия жизнедеятельности человека и профессиональные условия труда. Названное содержание социокультурного обеспечения реализовывалось в основном в учебной и учебно-производственной деятельности студентов.

Моделирование социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов предполагает не только определение его целевых и содержательных характеристик, но и предполагает определенные технологические процедуры его реализации на практике.

Диалог, ролевые игры, тренинги, проблемные ситуации, межпредметные связи активно были использованы нами в ходе социокультурного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

При разработке педагогических технологий профессиональной подготовки интегрированной социокультурны фактором, мы в своем исследовании опирались на технологии: личностно ориентированного обучения (А.А.Леонтьев, А.А.Сериков), проблемно-развивающего (М.И.Махмутов), блочно-модульного (М.А.Чошанов), концентрированного (Г.И.Ибрагимов), интегрированного (Л.А.Волович).

В ходе исследования были вычленены критерии готовности личности к профессиональной деятельности в современных социокультурных условиях, среди важнейших нами определены: осознание, и принятие национально-культурных и общечеловеческих ценностей как личностно значимых регуляторов индивидуального делового поведения и профессиональной деятельностипоиск и приобретение в учебной и будущей профессиональной деятельности личностных смысловпрофессиональная компетентностьгармоничное сочетание социальных и индивидуально-личностных устремлений в потребностно-мотивационной сфересформированность и гибкость приобретенного личностью в процессе профессиональной подготовки опыта реализации профессионального и социокультурного поведения и деятельности.

Были разработаны и экспериментально апробированы совокупность показателей готовности к профессиональной деятельности. На основании результатов тестирования, материалов наблюдения, студенты были дифференцированы по различным группам, исходя из уровней их готовности к профессиональной деятельности. В начале каждого этапа формирующего эксперимента производилось дифференциация состава студентов по группам низкого, среднего и высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

При решении вопроса о том, к какой из групп отнести конкретного студента, мы использовали представленные ниже характеристики уровневых групп.

Учащихся высокого уровня готовности к профессиональной деятельности отличает осознанный подход к получению профессии и планированию своего будущего, гармоничное сочетание интересов индивидуального саморазвития с потребностями других людей, самостоятельный выбор цели, рефлексия качества своей деятельности, ответственность за полученный результат, осознание себя носителем национальной культуры, способность к лидерству, готовность к деловому сотрудничеству и общению на основе межличностного взаимопонимания и культуры отношений, творческая инициатива в выдвижении и реализации идей, требующих инновационного подхода. Учащиеся этого уровня свободно ориентируются в социальноэкономической рыночной ситуации, способны прогнозировать и планировать учебную и будущую профессиональную деятельность, отстаивать свое мнение. Они имеют устойчивые навыки самостоятельной работы, применения полученных знаний и умений в изменившихся или новых условиях. У учащихся данной группы отмечалось стремление к освоению культуры, этических норм и традиций своего народа, способность к субъективированию национальных ценностей.

К среднему уровню готовности к современной профессиональной деятельности были относены учащиеся, которые могли мотивировать свой профессиональный и жизненный выбор, но недостаточно были последовательны и настойчивы в получении профессии и достижении целей, творческие проявления и самостоятельная активность была лишь эпизодична, мотивация достижения успеха и сотрудничества неустойчива, саморегуляция поведения непроизвольна и во многом зависит от внешних причин. Учащиеся этой группы позитивно относятся к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа, но не всегда воспринимают ин на уровне личностных ценностей и смыслов. Понимая важность межличностной коммуникации, они демонстрируют недостаточную развитость коммуникативнх умений, не способны преодолеть барьеры для успешного сотрудничества и общения. Учебная и трудовая активность таких учащихся проявляется в ситуациях, не требующих больших волевых усилий и напряжения, познавательные умения и навыки самостоятельной учебной и трудовой деятельности чаще всего актуализируются при привычной или стандартной (штатной) учебной ситуации.

Группа низкого уровня готовности к профессиональной деятельности характеризуется слабой профессиональной ориентацией и целеустремленностью, конформизмом, неспособностью действовать самостоятельно без внешней подсказки и руководства, отсутствием развитых рефлексивных умений, ситуативной мотивацией деятельности, алгоритмическим типом исполнения трудовых заданий, недостаточными коммуникативными и организаторскими навыками. У обучаемых этой группы положительное отношение к учебному труду и будущей профессиональной деятельности выражается «на словах», отсутствует опыт проявления познавательных умений. Учащиеся группы низкого уровня недооценивают необходимость знания языка, традиций, культуры и истории своего народа. .

В опытно-экспериментальной работе для диагностики готовности студентов к будущей профессиональной деятельности ведущая роль была отведена педагогическому наблюдению за поведением студентов в ситуациях решения учебно-производственных задач, «проигрывания» профессиональных ролей и функций в процессе игровой учебной деятельности, учитывающих социокультурный компонент, проявлением индивидуальной позиции студентов в различных дискуссиях, диалогах, обсуждениях, размышлениях.

Проверка теоретических положений исследования проводилась поэтапно. На первом этапе формирования готовности к будущей профессиональной деятельности решались задачи апробации организационно — педагогических условий, способствующих наилучшей адаптации первокурсников, усвоения ими национально-культурных традиций, овладение ими ориентировочной основой будущей профессиональной деятельности. Хорошие результаты были получены при решении студентами разноуровневых учебных задач, в дискуссионном обсуждении острых этико-социальных и культурно-исторических проблем, при использовании имитационного компьютерного моделирования производственных процессов, во время подготовки и проведения праздников, посвященных национальным традициям и обычаям.

Среди организационно-педагогических условий второго этапа эксперимента — этапа актуализации профессионально-личностного развития студентов — важная роль принадлежала «сквозным» производственно-технологическим и исследовательским задачам, диалогическому общению студентов друг с другом и с интересными людьми (ведущими специалистами с производства, религиозными деятелями, творческими работниками, выпускниками и т. д.), деловой игре, перерастающей в реальную профессиональную деятельность студентов.

Исследуемое направление в педагогической науке является перспективным и относится к числу педагогических проблем, которые требуют дальнейшего изучения. Очевидно, что социокультурное обеспечение профессиональной подготовки призвано способствовать духовно-нравственному становлению личности будущего специалиста, формированию ценностных ориентаций студентов технического колледжа, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Поставленные в исследование задачи решены, цель достигнута. Рекомендации и методические материалы, разработанные в ходе подготовки диссертации могут быть использованы преподавателями технических дисциплин с целью социокультурного обеспечения повышения качества профессиональной подготовки в техническом колледже.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // ВО в России. 1998. — № 3. С. 35−39.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1997.-380 с.
  3. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -245с.
  4. Т.М. Социально-культурная дифференциация молодежи и проблемы становления субъекта социального обновления: Дис на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 223.
  5. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России.- 2002. № 4. — С.115−119.
  6. М.П., Волович Л. А., Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. Казань: ИССО РАО, 1997.-126 с.
  7. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2. — С.17−20.
  8. П.Р. Политехнические знания и пути их усвоения // Политехническое образование в школе на современном этапе. М.: Педагогика, 1994.-С. 12−31.
  9. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996. -№ 2.-С.11−14.
  10. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики // Советская педагогика. 1978. — № 9. — С.45−55.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  12. Балл ер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие / Отв. Ред. Злобин Н. С. М.: Наука, 1987 — 160с.
  13. А.В. Баранников Содержание общего образования / Компетентностный подход. М: Просвещение, 2002. — 234 с.
  14. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. -М.: Политиздат, 1973. 186 с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-423 с.
  16. Г. З. Инженерная психология на производстве. Киев: Наука, 1975.- 241 с.
  17. А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования // Педагогика. СПб., 1997. — 225с.
  18. Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль. 1990. — 206 с.
  19. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 57−60.
  20. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 172с.
  21. В.П. Стандартизация качества результатов профессионального образования // Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта. М.: Педагогика 1995. — с.22−26.
  22. В. От наукоучения к логике культуры.- М.: Просвещение, 1991.- 185 с.
  23. Бодал ев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика. — 1983. — 271с.
  24. А.А. Личность в общении. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 326 с.
  25. Большая советская энциклопедия. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975.-Т.20.
  26. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995.- 168с.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  28. Е.В., Карпова Н. К. Становление и развитие национальной школы в России. // Инновационная школа. Ростов-на-Дону. — 2000. — № 1. С. 78−89.
  29. Г. И., Лось А. П., Среднее профессиональное образование. 2003. — № 5. — С. 14−16.
  30. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. СПБ., 1997.- 1200 с.
  31. Л.И. Человек, культура, образование в кризисном социуме // Alma Mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  32. А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс+», 2001.- 208 с.
  33. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство, их сущность и общественно-политический смысл // СоЦИС. -1996.-№ 5. -С. 92−102.
  34. Д. Мультикультурное образование: цели и изменения. // Новые ценности образования. Инноватор. — М: 1996. № 4. — С. 15−20.
  35. А.А. Ориентация школьников на рабочие профессии в условиях всеобщего среднего образования // Советская педагогика. 1983. -№ 2.-С. 39−43.
  36. А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования. // Экологическое образование. Волгоград: Перемена, 1986. -283 с.
  37. Вестник Европы / Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 148 с.
  38. Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.1 Чебоксары, 1991.-С. 8−13.
  39. JI.A. Готовить лидеров нового поколения // Профессиональное образование. — 1998. № 1. — С. 18−23.
  40. JI.A. Образовательная логика государственной научно-технической политики: Монография. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. -82 с.
  41. JI.A. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999.- 132 с.
  42. JI.A., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1997. — 104 с.
  43. Л.С. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991. — 480 с.
  44. К.Л. Об уме // Соч. в 2-х. т. М.: Просвещение, 1974, т. 1. -145 с.
  45. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах, М.: Высш. шк. — 1980. — 234 с.
  46. О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирсполь: РИО ПГУ, 2000. — 83 с.
  47. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: 1979. — 106 с.
  48. В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М: Русский язык Медиа. 2003. — Т.П. — 779 с.
  49. А.Т. Жан Жак Руссо. М: Наука, 1980. — 274 с.
  50. JI.T. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин как фактор социализации личности учащихся гимназии. Дис. канд. педаг. наук. Казань, 1993. — 19 с.
  51. В.М. Среднее профессиональное образование России -состояние, проблемы, перспективы развития // Специалист. 2001. -№ 5. — С 2−7.
  52. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1956. — 347 с.
  53. Л.И. Вступительная статья. Уроки американского менеджмента // Мескон Майкл. Теория менеджмента. М.: Педагогика, 1995.-С. 5−17.
  54. В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития.- М.: Педагогика, 1998 186 е.
  55. Н. С. Лежуев В.Н. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. — 1988. — № 1 — С. 16−24.
  56. З.Ф. Организационно-педагогические условия социокультурной подготовки специалистов типа «человек-человек» в системе заочного отделения: автореф. дис. на соиск. уч. стап. канд. пед. наук, Омск, 2001. 16 с.
  57. Г. И. Главное качество профессионального образования // Профессиональное образование. — 2003. — № 20. — С. 12−19.
  58. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика. 1984. — 143с.
  59. Е.Н. Герой нашего урока. М: Педагогика, 1991. — 287 с.
  60. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань: ИССО РАО, 1996.- 116 с.
  61. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 306 с.
  62. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М: Политиздат, 1974. 328 с.
  63. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. 701 с.
  64. А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 512с.
  65. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. — 229 с.
  66. М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176с.
  67. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. — 285 с.
  68. Кон И. О. Этнография детства. Историографический очерк // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Педагогика, 1983. — С. 9−51.
  69. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Народное образование. — 2002. — № 4. — С. 254−269.
  70. .Б., Сергеев О. Л., Татур Ю. Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования. -М.: Педагогика, 1991.-234 с.
  71. Н.Б. Социокультурный аспект образования / Новые ценности образования. М.: Педагогика, 1995. — С. 69−71.
  72. П.С. Адаптация как функция личности. Саратов: Изд. Сарат. Ун-та, 1991. — 76 с.
  73. А.П. Вестник Европы / См. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., Педагогика, 1987. 148 с.
  74. Т. О формировании личностных качеств будущего специалиста // ВО в России. 1994. — № 4. — С. 103−105.
  75. Н.В., Слабко И. Ф. Эстетический компонент в преподавании // Специалист. № 5. — 2004. — С. 18−19.
  76. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин «Валгус», 1980.— 333 с.
  77. Н.Н. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 363 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972. -553 с.
  80. Т.В. Эмпирические исследования динамики потребностей в специалистах со средним профессиональным образованием и требований к качеству их подготовки. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996. — 18 с.
  81. Т.В., Айтуганов И. М. Среднее профессиональное образование. 2001. — № 2. — С. 10.
  82. И.А. Интегративные процессы в науке: история и современность. // Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII Л.: Лениздат, 1984. — 186 с.
  83. З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. 1999. — № 5. — С.103−109.
  84. В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних специальных учебных заведений. Казань: Изд -во ИСПО РАО, 2002. -36 с.
  85. В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1995.- 92с.
  86. М.И. Педагогические технологии развития мышления. — М.: Педагогика, 1983. 126 с.
  87. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1983 — 183с.
  88. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88 с.
  89. М.И., Халиуллин И. А. Производство и проблема интеграции в профессиональном образовании учащихся // Проблемы интеграции процесса образования в СПТУ / Под ред. Махмутова М. И. и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 246с.
  90. Мескон Майкл и др. Основы менеджмента. М.: Педагогика, 1994. -512с.
  91. Миронова Е. А Взаимодействие фундаментальных и прикладных знаний при обучении специальным дисциплинам (пособие). — Казань, 2000.-91 с.
  92. А. Социодинамика культуры. М.: Политиздат, 1973. — 420 с.
  93. Мониторинг в системе обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена: Научно-педагогическое пособие для работников системы СПО / Под редакцией д.п.н., чл.-корр. РАО Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 106с.
  94. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 364с.
  95. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996.- 234 с.
  96. Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего и профессионального образования в регионе.- Казань: Изд-во ИССО РАО, 1998.- 128с.
  97. Т.А. Социокультурный подход как фактор формирования познавательных потребностей студентов при изучении иностранных языков. Автореферат дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. Магнитогорск, 2002 -19с.
  98. П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912. -280с.
  99. П. Социальная педагогика.- С. Пб., 1911. 3 60с.
  100. З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. — Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтэр» (ТаРИХ), 2003. — 271с.
  101. З.Г. Традиции семейного воспитания (Методические рекомендации в помощь учителям и родителям). Сост. З.Г. Нигматов- Пед. общество РСФСР. Тат. отд. Тат. институт учителей. Казань, 1984. — 52с.
  102. Н.Н., Железняк О. М., Петухова М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Дрофа, 2002. — 186 с.
  103. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Эгвес, 2001. -176 с.
  104. A.M. Содержание образования в постиндустриальном обществе. / Специалист. — 2005. № 2. — с.2−8.
  105. A.M. Российское образование в новой эпохе/ А. Новиков// Парадоксы наследия, векторы развития. М: Эгвес, 2000.- 272 е.
  106. B.C. Деятельность в жизни человека и общества // Соц. полит, журнал. — 1995. -№ 3. — с. 176−178.
  107. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: МГУ им. Евсеева, 1997. — 120 с.
  108. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИСПО РАО, 1996.-148 с.
  109. П.Н. Профессиональное развитие студента. Казань: Школа, 2002.-17 с.
  110. Основные положения теории содержания общего образования в советской школе // Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982. -97−108 с.
  111. А.Б. Организационно-педагогические основы национальной системы образования: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 174с.
  112. Педагогические технологии: что это такое и как их надо использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой. Москва: Педагогика, 1994. -215с.
  113. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М: Педагогика, 1981, — Т. 2. — 374 с.
  114. П.И. Педагогика. М: Педагогика, 1995. — 475с.
  115. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 660с.
  116. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса // сборник материалов в помощь руководителям школ — М.: Высш. шк., 1992. -118 с.
  117. К.К., Голубева Г. Г. Психологическое пособие. М.: Высш. шк., 1977.-247с.
  118. Н.М. Лекции по истории мировой и отечественной культуры. — Тирасполь: РИО ПГУ, 1997. 11 с.
  119. Познай себя и других: Популярные тесты. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996−400 с.
  120. А.И. Стратегия перестройки инженерного образования // Современная высшая школа. 1989. — № 3. — С. 23−26.
  121. Профессиональная педагогика / Под общ. ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация профессионального образования, 2002. — 436 с.
  122. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов — на- Дону: Изд. «Феникс», 1998. — с.54.
  123. А.Л., Радугин К. А. Социология. М: Владос, 1996. — 190 с.
  124. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. -186с.
  125. К.Р. К теории творчества // Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Педагогика, 1994. — 422 е.
  126. Н.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогика, 1992.-250 с.
  127. C.JI. Основы общей психологии, ч. 2. М.: Педагогика, 1989.-324 с.
  128. C.JI. Основы общей психологии, ч.1. Педагогика, 1986.-486 с.
  129. А.Б. Нижнекамские зарисовки. Волга-Урал Нижнекамск, 1996.- 159 с.
  130. A.M. Технология проектирования и реализации системы воспитательной работы с учащимися в инновационном учебном заведении // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 95−99.
  131. Н.К. О некоторых методологических регулятивах исследования проблем непрерывного педагогического образования // Научный поиск в педагогике. Волгоград: Перемена, 1995. — С. 3−5.
  132. В.В. Личностно ориентированное образование: концепция и технология. Волгоград: Перемена. — 1994. — 154с.
  133. В.В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий Волгоград, 1996.-С. 14−21.
  134. В.В. Теория и практика личностного ориентированного образования // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−80.
  135. В.М. Задача как личностно развивающая ситуация // Народное образование, 1997, № 9. — с.62−64.
  136. А.А. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, 2003, — № 6. — с. 3−8.
  137. М.Н. Функции методологических исследований в развитии педагогической науки // Советская педагогика, 1976, -№ 10. — с.84−90.
  138. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л. ЛГУ, 1977.
  139. П. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992, с. 429.142. «Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе», М., 1992.С.91.
  140. Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования по материалам Татарской АССО. — М.: Наука, 1973.
  141. А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1998. — 67с.
  142. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: 1989.
  143. Э.В. Словарь — справочник по социологии и политологии.- М: Знание, 1996, с. 270.
  144. М.Г. Любовь к Родине и интерсоциальные ценности в образовании // Среднее профессиональное образование. Приложение. № 7. -2004. с. 14.
  145. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов /АПН СССР, -М., 1991.- 182с.
  146. Н.М. Воспитание — синергетическая система ориентированного человековедения (базисная концепция воспитательного процесса в школе). Казань, 1998. — 135с.
  147. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.
  148. Л.Н. Педагогические сочинения. М: Педагогика, 1989. -439 с.
  149. Н.Н. О категории «цель», «средство», «результат». — М.: Высшая школа. 1968. 132 с.
  150. Ю.С., Измайлов М. О. Методы планирования статистического эксперимента в исследованиях профессиональной подготовки и политехнического обучения: Метод.пособие. Ульяновск, 1983.-68 с.
  151. К.Д. Русская народная школа. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения: Русская народная школа, М.: Педагогика, 1968. — С. 56−61.
  152. К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. Сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 257 с.
  153. Ф.В., Ибрагимов Г. И. О целях высшего профессионального образования // Профессиональное образование. 1999.- № 3. -С. 45−53.
  154. О.А. Формирование социокультурной адаптивности к динамике рыночных отношений у студентов ССУЗ сферы обслуживания. -Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 189 с.
  155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е издание. — М: Политиздат, 1986. — 590 с.
  156. В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. -394 с.
  157. Э. Иметь или быть? / Перевод с английского, М.: Прогресс, 1986.-240с.
  158. А.А., ТхакушиноваА.К. Реформа и социокультурная среда // Среднее профессиональное образование. 2003. -№ 5. — с.44.
  159. М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
  160. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Казань, 1996. -34 с.
  161. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 9−17.
  162. В.П. Психология и этика делового контакта. М.: Педагогика, 1992.- 381с.
  163. Г. Г. Введение в этническую психологию. М.: 1989. — 478с.
  164. Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1975 — 304с.
  165. Энциклопедия профессионального образования / Рук. авт. коллектива С. Я. Батышев. В 3 т. М.: Ассоциация «Проф. Образование», 1999.-Т. 3.-440с.
  166. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика, 1996. С. 24−25.
  167. Beyond the cultural turn: New directions in the study of society and culture / Ed. by V. Bonnell, L. Hunt- essays by R. Biernacki. Berkeley: University of California Press, 1999. 350 p.
  168. Church M.A., Elliot A.J., Gable S.L. Perceptions of classroom environment, achievement goals, and achievement outcomes // Journal of Educational Psychology. 2001. V. 93. #1. P. 43−54.
  169. Clark S.E., Hori A, Putnam A., Martin T.P. Group collaboration in recognition memory// Journal of Experimental Psychology: learning, memory, and cognition. Washington, DC: АРА. 2000. V. 26. #6. P. 1578−1588.
  170. Culture and society: Contemporary debates / Ed. by J.C. Alexander, S. Seidman. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 375 p.
  171. Egan. G. The element of human dialogue: pathos, logos, potashes // Communicating Interpersonally Columbus, 1973 — P. 109−119.
  172. Hill N.E. Parenting and academic specialization as they relate to school readiness: the roles of ethnicity and family income // Journal of Educational Psychology. 2001. V. 93. #4. P.686−697.
  173. Lundeberg M.A., Fox P.W., Brown A.C., Elbedour S. Cultural influences on confidence: country and gender // Journal of Educational Psychology. Washington, DC: АРА. 2000. V. 92. #1. P. 152−159.
  174. McGregor H.A., Elliot A.J. Achievement goals as predictors of achievement-relevant processes prior to task engagement // Journal of Educational Psychology. Washington, DC: АРА. 2002. V. 94. #2. P. 381−395.
  175. McGuire M.J., Maki R.H. When knowing more means less: the effect of fan on metamemory judgements // Journal of Experimental Psychology: learning, memory, and cognition. 2001. V. 27, #5. P. 1172−1179.
  176. Palmer B. and Marra R.M. College student epistemological perspectives across knowledge domains: a proposed grounded theory // Higher Education. April, 2004. Vol. 47, #3. P. 311−335
  177. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937, 67 p.
  178. Studying culture: An introductory reader / Ed. by A. Gray, J. McGuigan. London: Edward Arnold, 1993. 242 p.
  179. The Interpretation of cultures: selected essays. C. Geertz. New York: Basic Books, 2003. 247 p.
  180. Turner G. British cultural studies: an introduction / G. Turner. 2nd ed. London- New York: Routledge, 1996. 258 p.
  181. Young M.E., Wasserman E.A. Detecting variety: what’s so special about uniformity? // Journal of Experimental Psychology: General. Washington, DC: АРА. 2002. V. 131. #1. P.131−143.1. АНКЕТА
  182. Уважаемый молодой человек! Внимательно прочтите предлагаемый вопрос и вероятные ответы на него. Выберите, пожалуйста, тот из этих ответов, который более всего соответствует вашей точке зрения.
  183. Ha каком курсе Вы учитесь? 1)12. II3.1114. IV5. V
  184. Нравится ли Вам выбранная Вами профессия?1. да2. больше да, чем нет3. больше нет, чем да4. нет5. не думаю об этом
  185. Какова цель Вашего обучения?
  186. Получить престижную профессию
  187. Получить диплом с аттестатом3. реализовать свои возможности
  188. Самосовершенствоваться в процессе обучения5)
  189. Каким из учебных дисциплин по программе Вашего колледжа Вы отдаете предпочтение?1. профессиональный цикл2. естественнонаучный цикл3. гуманитарный цикл4. еще каким
  190. Будете ли Вы работать по специальности?1. да2. нет3. по обстоятельствам4. не думал об этом
  191. Намерены ли Вы продолжить свое профессиональное образование по окончании колледжа?2. нет3. не имею представления об этом4. что-то еще
  192. Уважаемый молодой человек!
  193. Внимательно прочитайте предлагаемый Вам вопрос и вероятные ответы на него. Выберите, пожалуйста, тот из этих ответов, который более всего соответствует Вашей позиции и точке зрения.
  194. Ha каком курсе колледжа Вы учитесь1. I2. II3. III4. IV5. V
  195. Какой вид организации учебных занятий Вам ближе других1. групповые игры2. индивидуальные3. групповые практические4. лекционныеfe 5) учебные дискуссии6. еще какой
  196. Знакомы ли Вы с генеалогическим древом Вашей семьи1. да2. нет
  197. Значит ли это что-либо в Вашей жизни1. да, и много2. да, но не много3. нет4. ничего об этом не знаю и не хочу знать5. ничего не знаю, но хочу знать6. что еще
  198. Что из данного набора жизненных ценностей для Вас предпочтительнее (продумайте по своему выбору)1. образование2. здоровье3. семья4. деньги5. друзья6. личная честь и достоинство7. профессиональная судьба и карьера8. собственность (недвижимость)9. что еще
  199. Имеет ли для Вас значение национальная принадлежность партнера общения1. да2. нет3. не думал об этом
  200. К какому поколению жителей, переехавших из села в Вашей семье Вы себя относите1. я-первый (ая)2. ко второму3. к третьему4. мы коренные городские жители5. не знаю6. что еще
  201. СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!1. АНКЕТА
  202. Самая актуальная проблема, над которой Высейчас работаете?
  203. Контингент учащихся Вашей группы (количество и национальный состав)
  204. Каковы резервные возможности повышения качества среднего профессионального образования с учетом Вашей работы (Дайте рейтинговую оценку значимости от 1 до 9, где 9 баллов -самый значимый фактор)
  205. Конкретизировать цели, задачи среднего специального образования по каждому предмету, занятию, сделать их диагностичными.
  206. Необходимо образование сделать более фундаментальным, современным.
  207. Сделать образование практико — ориентированным.
  208. Усилить творческий, исследовательский компонент обучения.
  209. Усилить гуманитарную, общекультурную подготовку студентов.
  210. Усилить профессиональную направленность обучения.
  211. Усилить содержание национально-регионального компонента профессиональной подготовки.
  212. Увеличить удельный вес компьютерных технологий обучения. 2. Считаете ли Вы возможным интегрировать социокультурный фактор в профессиональную подготовку современного специалиста
  213. Как на практике реализуете процесс внедрения социокультурного фактора в профессиональную подготовку
  214. Какие технологии профессионального обучения используете в своей работе
  215. Какие личностные качества Вы стремитесь сформировать у студентов на своих занятиях?
  216. Любознательность, интерес к предмету.2. Творческие способности.3. Профессиональные знания.4. Организованность.
  217. Стремление к самообразованию, саморазвитию.6. Эрудицию.
  218. Профессиональные практические умения.8. Критичность мышления.9. что еще
  219. Спасибо за сотрудничество!
  220. Динамика изменения качества защиты дипломных проектов (в %)в Нижнекамском политехническом колледже
Заполнить форму текущей работой