Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие художественных способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка, т. е. творческие способности возникают спонтанно. Процесс их развития неуправляем и педагогическое формирование невозможно. Сторонники свободного воспитания (А.В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмит и другие) провозглашали самопроизвольное спонтанное развитие детского творчества… Читать ещё >

Понятие художественных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития художественных способностей в дошкольном возрасте

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема детской креативности: творческая деятельность, ее содержание, условия и пути развития.

Большинство взрослых в своих художественных способностях достигают немногого сверх того, что они умели к семи годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие художественных способностей у большинства прекращается в детстве. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Каких бы результатов они не достигали в других сферах.

Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества, ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Но как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в семилетнем — 20%, а взрослые — лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Изобразительная деятельность — один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то произведения. Занимаясь изобразительным искусством и художественным трудом, ребенок приучается творчески мыслить.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Однако до сих пор проблема развития творческих способностей, остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского художественного творчества, то понимание его важно в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка.

Ученые-педагоги, психологи, искусствоведы различных стран уже многие десятки лет исследуют природу возникновения детского творчества и развития творческих способностей. В решении этого вопроса можно выделить различные направления.

Как только речь заходит об истоках творчества, ученые начинают противоречить друг другу. Так, на этот счет существуют различные точки зрения.

В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка, т. е. творческие способности возникают спонтанно. Процесс их развития неуправляем и педагогическое формирование невозможно. Сторонники свободного воспитания (А.В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмит и другие) провозглашали самопроизвольное спонтанное развитие детского творчества, выступая против обучения детей рисованию. Эти ученые преувеличивают творческие возможности ребенка, а Монтессори, Гаупп, Рибо, Вундт, вообще отказывают ребенку в каком-либо творчестве. Так Гаупп считает, что ребенок обладает пассивной и наглядной фантазией. Монтессори указывает, что ребенок лишь копирует взрослых, изменяя образы действительности лишь в силу своего неведения.

Сторонники другого направления видели источник развития детского творчества в окружающей жизни, искусстве. В связи с этим для развития детского художественного творчества, считали Е. А. Флерина, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и другие, необходимо создать соответствующие условия для усвоения детьми художественного опыта, обучения приемам творческой работы.

Г. В. Лабунская утверждает, что полноценное развитие творческих способностей детей осуществляется в условиях соответствующего обучения. При этом она указывала. Что в процессе обучения необходимо развивать целенаправленное восприятие окружающей действительности. Учитывать творческие возможности и запросы детей.

В работах Б. М. Теплова подчеркивается определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественного творчества. Однако ученый отмечал, что чисто учебная работа должна иметь место в художественном воспитании, но она не должна быть единственным видом работы.

Исследования Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой подтверждают тот факт, что обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую.

В последнее десятилетие отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества.

Однако надо признать, что нынешний детский сад фактически исключает возможность полноценного развития творческих способностей дошкольника. Причины этого коренятся в том, что в дошкольной педагогике и психологии произошел сильный крен в сторону развития интеллекта. Воспитатели очень много внимания уделяют умственному развитию детей, и на развитие творческих способностей у них не остается ни времени, ни сил. Случилось то, о чем еще в сороковых годах прошлого века предупреждала Е. А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность: обучение «засушило» детское воображение и творчество. Стал нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие ребенка, и в частности творческое.

Реалии настоящего времени позволяют познавать и анализировать окружающий нас мир и человека с двух существенно различных позиций. С одной стороны, они изучаются совокупностью конкретных наук, в результате чего возникает научная картина мира, дающая целостный его образ на основе научных методов познания. С другой стороны, тот же мир познается акцентуацией на восприятие, образно-эмоциональное, ценностное, эстетическое освоение действительности. Так возникает художественная картина мира. Научная и художественная картины мира пересекаются лишь частично. Системообразующим компонентом различных картин мира является культура, включающая в себя все сферы деятельности человека.

В.А.Сластенин, подчеркивая творческую природу культуры, писал: «Культура — это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта…».

До недавнего времени педагогика оперировала понятиями «образование», «воспитание», «обучение», но не использовала понятие «культура» в качестве категории, способствующей формированию человека в детстве. Тем не менее, именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетически детерминированным в личности. Ребенок вступает во взаимодействие с культурой главным образом как ее потребитель, его основная задача — усвоение социального опыта. Широкими возможностями для успешного развития дошкольника обладает поликультурное образование, высшей ценностью которого является человек, а главный смысл и цель связаны с ненасильственным культуросообразным воспитанием, поддержкой индивидуальности, созданием условий для творческой самореализации.

В исследованиях В. В. Зеньковского обоснованы истоки развития изобразительной деятельности дошкольников в прямой связи с постепенным усвоением ими пластов культуры.

Идея приобщения детей к культуре как основе развития их творческих способностей в процессе художественного образования высказывается в работах М. С. Кагана, который отмечает, что этот процесс идет по двум направлениям: творчество взрослого, которое позволяет приобщаться к достижениям культуры и собственная деятельность ребенка, служащая развитию его творческих способностей.

Выстраивая процесс обучения детей изобразительной деятельности целесообразно придерживаться позиции Е. А. Флериной, которая в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии — элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к все большей самостоятельности и творчеству.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой