Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы исследования проблемы совершенствования культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит — потребность общения — это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду… Читать ещё >

Теоретические основы исследования проблемы совершенствования культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура речи младших школьников

Культура речи и общение имеют большое значение в развитии и становлении человека как личности, и сегодня образование делает на этот аспект большой упор.

А так как образование и культура это два взаимосвязанных процесса, то ввести образование в контекст культуры может язык. За всю историю человечества роль языка в жизни общества возрастает. Язык является зеркалом культуры. В нем отражается не только реальный мир, окружающий человека и реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение и видение мира.

Язык является сокровищницей, кладовой, копилкой культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи [29].

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.

Раскрою несколько толкований «речи», данные разными авторами:

  • 1. Толковый словарь Ожегова:
    • — способность говорить, говорение;
    • — разновидность или стиль языка;
    • — разговор, беседа;
    • — публичное выступление [48].
  • 2. Толковый словарь Даля:
    • — что-либо выраженное словами, устно или на письме;
    • — предложение, связные слова, в коих есть известный смысл [13].
  • 3. Толковый словарь Ушакова:
    • — способность пользоваться языком слов, т. е речь — один из признаков, отличающих человека от животных;
    • — звучащий язык, в момент произношения;
    • — разговор, рассуждение, беседа [58].

В словаре — справочнике по методике преподавания русского языка М. Р. Львов даёт понятие «речь», и такое понятие как «развитие речи учащихся»:

Речь — это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства [37].

Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой, культурой речи и стилями) и механизмами речи — её восприятия и выражения своих мыслей [34].

Речью называют общение с помощью языка — знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения — мимика, жесты, прикосновения (тактильное общение), умолчания. Можно сделать небольшой вывод, что термин речь имеет три значения:

  • 1. Речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребёнок начинает говорить, он овладевает речью; речь льётся свободно.
  • 2. Речь как результат, как продукт речевой деятельности, синонимы — текст, например: анализ речи 6- летнего ребёнка; образцы речи высшей культуры.
  • 3. Речь как жанр устного, ораторского выступления, например: блестящая речь, произнесённая на суде адвокатом [36].

В жизни современного человека речевая деятельность занимает особо важное место, без неё не происходит овладение профессиональными знаниями и общекультурное развитие.

Понятие культуры речи трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Предметом культуры речи являются не только нормы литературного языка, но также и виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи [28].

Главной целью культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги [19].

Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [59].

Итак, мы рассмотрели такие главные понятия как «речь» и «культура речи», но не стоит забывать, что наш параграф посвящён культуре речи именно младшего школьника. Каким образом осуществляется формирование культуры речи младшего школьника?

Начнем со слов А. Толстого, — «…обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» [57].

Речь человека — это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь младших школьников не отвечает этим качествам. С первых дней работы с первоклассниками возникает проблема их речевого воспитания. Имеется в виду не развитие речи, обогащение словаря, а совсем другое, то, что речь многих детей засорена грубыми формами обращения, бранными словами. В речи детей звучит недоброжелательность, дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом, склоны к оскорблению. Некоторые дети, как правило, легко переходят на драки, задевают и пристают к другим. Где и от кого дети могли усвоить эту неэтичную лексику и грубое поведение? Естественно, там, где они росли — в семье, в детском саду, на улице, во дворе, от взрослых и сверстников. Порой сами взрослые, близкие ребенку люди, учат его ругаться, отвечать грубостью. Отчасти дети учатся сквернословию в среде, где взрослые не думают о том, что рядом дети, выплескивают изо рта всевозможную речевую грязь.

Поэтому одна из важнейших задач школы — формирование речевых навыков. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, что, по сути, является работой по формированию такого критерия культуры речи как правильность. Учитель должен помочь детям осмыслить требования к «хорошей» речи, учить младших школьников следить за точностью и выразительностью языковых средств. Правильно и хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Основная работа по развитию речи младших школьников должна проводиться на уроках русского языка и литературного чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужен общий фронт борьбы за грамотность и культуру речи по всем учебным дисциплинам и во внеурочной деятельности — единый речевой режим [18].

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит — потребность общения — это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития [26].

Для младших школьников хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме. То есть это умение отличать литературный язык — «правильный», от нелитературного — от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на младших школьников, нужна планомерная работа по формированию речи каждого ученика.

Во-вторых, младшие школьники овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо — это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики и орфографии. Письменная речь всегда строже устной речи. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования и рассуждения.

Третья сфера работы школы по речевому развитию — это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи младших школьников, повышение ей культуры.

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение младшими школьниками знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения [19].

Обобщив все выше изложенное, можно сделать следующие выводы: культура речи — это важнейшее качество интеллигентного человека. Именно культура речи помогает наиболее точно и правильно донести мысль до окружающих. Культура речи является самой рациональной формой речевого общения между людьми.

В чем же мы видим пути повышения культуры речи школьников:

  • 1. целенаправленная подготовка урока, четкая цель, отбор материала, обязательное введение элементов речевого этикета, внимательное отношение к речи обучающихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;
  • 2. обучение живому, очеловеченному языку, слово должно представляться не только с позиций грамматики, но в первую очередь нравственно-эстетических.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой