Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конструирование приемов организации деятельности учащихся как основа обогащения их субъектного опыта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе исследования1 (2004;2006 гг.) осуществлялся поиск способа систематизации приемов организации деятельности учащихсяразрабатывалась технология конструирования приемов организации деятельности учащихся и апробировалась применительно к организации деятельности учащихся на уроках математикибыла организована экспериментальная работа по проверке эффективности использования приемов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Организация деятельности учащихся на уроке, направленная на обогащение их субъектного опыта
    • 1. 2. Проектирование, моделирование и конструирование как виды деятельности учителя по организации деятельности учащихся
    • 1. 3. Многоаспектность методов обучения как условие конструирования приемов организации деятельности учащихся на уроке
    • 1. 4. Классификационная модель учебных ситуаций как способ систематизации приемов организации деятельности учащихся на уроке
    • 1. 5. Технология конструирования приемов организации деятельности учащихся на уроке
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 2. 1. Состояние проблемы организации деятельности учащихся на уроках математики с позиции обогащения их субъектного опыта
    • 2. 2. Приемы организации деятельности учащихся как средство обогащения субъектного опыта при изучении учебных математических текстов

    2.3. Приемы организации деятельности учащихся как средство обогащения субъектного опыта при изучении содержательных линий школьного курса математики (на примере тождественных преобразований алгебраических выражений).

    2.4. Проверка эффективности использования приемов организации деятельности учащихся на уроках математики.

Конструирование приемов организации деятельности учащихся как основа обогащения их субъектного опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в современном обществе, порождают в области школьного образования ситуацию, когда актуализируется установка на саморазвитие и самореализацию учащихся в процессе освоения ими содержания определенного учебного предмета.

В силу того, что приоритетными становятся цели и ценности ученика, а также значимость его деятельности, роль учителя заключается в организации деятельности учащихся, посредством которой каждый из них обучается, опираясь на свой личностный потенциал (Н.А.Алексеев), называемый в психологии субъектным опытом.

На сегодняшний день совершенствование процесса обучения невозможно без такой организации деятельности учащихся, которая позволила бы им:

1) проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его содержание на уровне общих закономерностей и ведущих идей, овладеть способами (приемами) учебной деятельности;

2) накапливать опыт по организации и осуществлению своей деятельности средствами учебного предмета;

3) использовать полученные знания и приобретенный опыт в ходе изучения учебного предмета как средство дальнейшего познания и саморазвития.

Поэтому не случайно в системе современного образования актуальным становится вопрос организации деятельности учащихся на уроках с учетом личностной ориентации, направленности не только на успешное освоение учащимися учебного материала в рамках общеобразовательной программы, но и на обогащение субъектного опыта учащихся. Речь идет, прежде всего, об опыте по организации учащимися своей деятельности в процессе познания и саморазвития.

Проблема организации деятельности учащихся не нова. Существенный вклад в ее решение внесли исследования психологов (З.И. Колмыкова, Г. Г. Кравцов, А. К. Маркова, JI.M. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.). В педагогике уделяется много внимания проблеме развития личности обучающихся путем организации их деятельности: вопросы управления и активизации познавательной" деятельности учащихся, рассматривались Н.Я. ГальперинымН.Ф. Талызиной, Т.И. Шамо-вой, Г. И. Щукиной и др.- вопросы, связанные с методами и приемами обучения, -Ю.К. Бабанским, Б. И. Коротяевым, И .Я. Лернером, ИМ. Пидкасистыми др.

По проблеме организации деятельности учащихся в последнее время накоплен опыт в виде различных научных публикаций (А.А. Ахметеалиев, Ю. К. Бабанский, В. П. Боголепов, Ю: Б. Зотов, Б. И. Коротяев, J1.M. Пермино-ва, П. И. Пидкасистый, Р. А. Хабиб и др.) и работ диссертационного характера (В.А. Беликов, И. П. Белов, Н. Г. Боброва, О. Н. Богоевская, Н. И. Зубова, И. В. Клещева и др.), где в наибольшей степени уделяется внимание вопросам организации деятельности учащихся посредством использования различных форм работы на уроке, организации деятельности учащихся на уроке по конкретному учебному предмету (математика, физика, химия, биология, география и т. д.): Направленность же организации деятельности учащихся наобогащение их субъектного опыта в конкретных условиях урока является менее разработанной, что указывает на необходимость рассмотретьвозможности, методы и средства обогащения субъектного опыта учащихся как необходимое требование к организации деятельности учащихся в процессе обучения.

В методико-педагогической литературе (А.А. Гин, Л. В. Грибакина, О. Б. Епишева, В. МЛизинский, В: А. Черкасов и др.) — а также в ряде научных публикаций (Е.Н. Кабанова-Меллер, F.A. Миронова, К. Морроу, О.И. Овечки-на, Л. В. Павлова, Р. Пальмер, Т. В. Ситникова и др.) представлено методическое описание ряда приемов, часть из которых обеспечивает на должном уровне осуществление процедуры обогащения субъектного опыта учащихся с позиций современных требований к обучениюОднако роль и место данных приемов на уроке не всегда определены, они не подвергались в достаточной мере систематизации и, соответственно, не получили широкого практического распространения. В свою очередь, проблема организации деятельности учащихся с целью обогащения их субъектного опыта при обучении в этих работах специально не ставилась, она мало изучена и требует дополнительного рассмотрения.

Не удалось обнаружить указаний на какие-либо конкретные технологии и методики, позволяющие обогащать субъектный опыт в определенных направлениях, возможные пути реализации средств (приемов), направленных на обогащениене удалось встретить реальных оснований, с помощью которых можно конструировать такого рода приемы. Все это обуславливает необходимость конструирования на уровне технологий приемов организации деятельности учащихся, направленных на обогащение их субъектного опыта.

Анализ опыта обучения, в частности, математике в общеобразовательной школе также указывает на актуальность разработки и внедрения в практику работы учителей методических средств (приемов), позволяющих целенаправленно осуществлять обогащение субъектного опыта учащихся в ходе организации их деятельности на уроке.

Таким образом, в условиях личностно-ориентированной направленности современного образования актуальность исследования как процесса конструирования приемов организации деятельности учащихся, так и процесса их практического применения в связи с возможностями и перспективами обогащения субъектного опыта обучающихся, на наш взгляд, очевидна.

В то же время можно констатировать, что в педагогической практике складывается ситуация, связанная с непроявленностью в полной мере приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта, обусловленная, с одной стороны, до конца неосознанным отношением педагогов к организации учебного взаимодействия, направленного на обогащение субъектного опыта обучающихся, с другой стороны, — неразработанностью в научной литературе приемов организации деятельности учащихся как особого средства обогащения их субъектного опыта.

Указанное противоречие обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях конструирование приемов организации деятельности учащихся будет способствовать обогащению их субъектного опыта?

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта.

Объектом исследования является процесс конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта.

Гипотеза исследования заключается в следующем: конструирование приемов организации деятельности учащихся на уроке будет способствовать обогащению их субъектного опыта, если:

— организация деятельности учащихся основана на реализации многоаспектного подхода к методам обучения;

— при конструировании приемов организации деятельности учащихся используется классификационная модель учебных ситуаций, позволяющая определить направления обогащения их субъектного опыта;

— подготовка учителя к уроку осуществляется на основе технологии конструирования приемов организации деятельности учащихся и ориентирована на успешное продвижение учащихся в освоении учебного материала, их высокую активность в процессе обучения, самостоятельность в приобретении, использовании знаний и умений.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования, а также выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятий «организация деятельности учащихся на уроке», «прием организации деятельности учащихся на уроке».

2. Определить критерии и показатели обогащения субъектного опыта учащихся.

3. Обосновать использование многоаспектного подхода к методам обучения при организации деятельности учащихся, направленной на обогащение их субъектного опыта.

4. Построить классификационную модель учебных ситуаций на уроке.

5. Разработать технологию конструирования приемов организации деятельности учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические основы методов обучения (А.Н. Алекскж, Ю. К. Бабанский, Н.М. Вер-зилин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. М. Левин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. И. Паламарчук, В. Ф. Паламарчук, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, С.Г. Шапова-ленко и др.) — идеи многоаспектного подхода к классификации методов обучения (А.Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, Н. М. Верзилин, В. И. Паламарчук, В. Ф. Паламарчук, Г. И. Саранцев, С. Г. Шаповаленко и др.) — рассмотрение организационного аспекта методов обучения (Ю.К. Бабанский, М. М. Левина, А. В. Хуторской и др.) — теория учебной деятельности (В.А. Беликов, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, Д. Б. Эльконин и др.) — основные положения деятельностного подхода к обучению (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — проблемы проектирования педагогической деятельности (Н.А.- Алексеев, Л. В. Байбородова, B.C. Безрукова, В. И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, Е. А. Крюкова, В. М. Монахов, Г. Е. Муравьева, М. И. Рожков, В. В. Сериков и др.) — основы личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Э. Г. Гельфман, В. Я. Ляудис, М. Е. Кузнецов, И. Е. Малова, В. В. Орлов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теория педагогического процесса (Т.Е. Сенышна и др.) — теоретические основы математической деятельности (О.Б. Епишева, Т. И. Иванова, М. Клякля, В. И. Крупич, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр и др.).

Методы исследования. Для достижения цели и реализации задач исследования применялись методы:

1) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование, классификация;

2) эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта учителей математики, педагогический эксперимент — констатирующий, формирующийматематические методы обработки результатов эксперимента.

База исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2008 год на базе средних общеобразовательных школ г. Брянска и Брянской области и включало три этапа.

На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалось состояние проблемы по организации деятельности учащихся в реальной практике работы школьных учителей математики, и выявлялись направления ее совершенствования с позиции обогащения субъектного опыта учащихсяуточнялось содержание понятия «организации деятельности учащихся на уроке» и определялось содержание, понятия «прием организации деятельности учащихся на уроке" — выявлялись условия конструирования приемов организации деятельности учащихся с учетом их направленности на обогащение субъектного опыта обучающихся.

При проведении работы на данном этапе нами были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, систематизация, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, опрос, наблюдение, изучение литературы, материалов диссертационных исследований.

На втором этапе исследования1 (2004;2006 гг.) осуществлялся поиск способа систематизации приемов организации деятельности учащихсяразрабатывалась технология конструирования приемов организации деятельности учащихся и апробировалась применительно к организации деятельности учащихся на уроках математикибыла организована экспериментальная работа по проверке эффективности использования приемов организации деятельности учащихся на уроках математики, разработанных на основе технологии их конструированияосуществлялось конструирование приемов организации деятельности учащихся и вариантов их использования на уроках математики в рамках спецкурса «Организация деятельности учащихся при работе с учебной литературой» со студентами 5 курса физико-математического факультета Брянского государственного университета (выпуск 2005 года) — апробация разработанных приемов, в том числе со студентами во время педагогической практикина основании данных мероприятий были сформулированы предварительные выводы.

Для решения задач второго этапа использовались следующие методы: педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, метод статистической обработки, сравнение, наблюдение, анализ.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) анализировались, теоретически обобщались и документально оформлялись полученные результаты исследованияна основании проверки гипотезы формулировались выводыоформлялся текст диссертации.

Основными методами на данном этапе были теоретический анализ и синтез, метод математической и статистической обработки, графические методы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются фундаментальностью и непротиворечивостью концептуальных методологических и научно-педагогических оснований, системным подходом к решению поставленной проблемыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету и объекту, целям и задачам работыполучением конкретного результата процесса конструирования приемов организации деятельности учащихся — обогащением их субъектного опытасочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— построена классификационная модель учебных ситуаций на уроке, позволяющая систематизировать приемы организации деятельности учащихся и определить направления обогащения субъектного опыта учащихся;

— разработана технология конструирования приемов организации деятельности учащихся на уроках;

— выявлен и обоснован комплекс педагогических условий конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено содержание понятий «организация деятельности учащихся на уроке», «прием организации деятельности учащихся на уроке»;

— обоснован многоаспектный подход к методам обучения и его использование при организации деятельности учащихся, направленной на обогащение их субъектного опыта;

— определены критерии и показатели обогащения субъектного опыта учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлены методические рекомендации по использованию разработанных приемов организации деятельности учащихся при изучении учебных математических текстовпредставлены примеры заданий и вопросов, дидактический материал для организации деятельности учащихся, направленной на обогащение их субъектного опыта при изучении понятий и формировании умений, разработана программа спецкурса «Организация деятельности учащихся при работе с учебной литературой» и др. Материалы исследования могут быть использованы учителями-предметниками различных образовательных областей, а также включены в программу курсов повышения квалификации работников образования, применяться в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Личный вклад автора в исследование заключается в теоретическом анализе исследуемой проблемы, в конкретизации понятий «организация деятельности учащихся», «прием организации деятельности учащихся», в определении структуры метода обучения, основанной на многоаспектном подходе к их представлениюв создании классификационной модели учебных ситуаций, позволяющей систематизировать приемы и определять направления обогащения субъектного опыта учащихсяв разработке технологии конструирования приемов организации деятельности учащихся на уроке, а также учебно-методического обеспечения данного процессав организации опытно-экспериментальной работы по обозначенной проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международной научной конференции «58-е Герценовские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2005), Международной научной конференции «Колмогоровские чтения III» (г. Ярославль, 2005), Всероссийской конференции «Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции» (г. Томск, 2004), XXVI Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Новые средства и технологии обучения математике в школе и вузе» (г. Самара, 2007), областных педагогических чтениях по итогам работы школы совершенствования методического мастерства учителя математики «Реализация базовых методик математики в системе личностно-ориентированного обучения учащихся» (г. Брянск, 2004) — семинарах и конференциях учителей школ г. Брянска и Брянской области, проводимых по линии Брянского ИПКРО. Психолого-педагогические и методические рекомендации по осуществлению процедуры обогащения субъектного опыта учащихся посредством организации деятельности учащихся на уроках математики отражены в научном журнале «Вестник Поморского университета», в научно-теоретическом и методическом журнале «Математика в школе», а также сборниках научных трудов («Образовательные технологии», г. Воронеж, «Вестник Брянского государственного университета», «Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики», г. Калуга).

На защиту выносятся следующие положения:

1) Под организацией деятельности учащихся на уроке понимается процедура учебного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на освоение учащимися определенного учебного материала и создающего условия для обогащения их субъектного опыта.

2) Приемы организации деятельности учащихся на уроке рассматриваются как способы реализации методов обучения в конкретных педагогических условияхв контексте данного исследования приемы ориентированы на обогащение субъектного опыта учащихся.

3) Критериями обогащения субъектного опыта в нашем исследовании являются успешное продвижение учащихся в освоении учебного материала, их высокая активность в процессе обучения, самостоятельность в приобретении, использовании знаний и умений.

4) Комплекс педагогических условий конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта, включающий в себя:

— организация деятельности учащихся основана на реализации многоаспектного подхода к методам обучения, который предусматривает учет таких аспектов, как источники знаний, характер учебно-познавательной деятельности, компоненты деятельности, характер материала, уровень самостоятельности и познавательной активности, этапы обучения;

— использование при конструировании приемов организации деятельности учащихся классификационной модели учебных ситуаций, позволяющей определить направления обогащения их субъектного опыта, связанные с изменением характера деятельности учащихся (от репродуктивного к исследовательскому) и сменой уровня организации их деятельности (от общеучебного уровня к уровню творческих возможностей);

— применение в процессе подготовки учителя к уроку технологии конструирования приемов организации деятельности учащихся, включающей следующие этапы: выделение учебной ситуациианализ варианта организации деятельности учащихся, с которым уже сталкивался учитель в своем психолого-педагогическом и методическом опытесовершенствование организации деятельности учащихся в связи с обозначенной ситуациейосуществление учителем рефлексии своей методической деятельности, направленной на совершенствование организации деятельности учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Текст иллюстрирован таблицами,.

Выводы по второй главе.

Исследование проблемы представления приемов организации деятельности учащихся как средства обогащения их субъектного опыта, позволило определить ее психолого-педагогические, методологические и технологические вопросы. В процессе решения этих вопросов нами выделены и реализованы практически следующие направления обогащения субъектного опыта учащихся: а) обогащение опыта при изучении содержательных линий (в качестве примера мы выбрали линию тождественных преобразований) — б) обогащение опыта работы с математическими объектами одного класса: определениями, теоремами, алгоритмами, задачами (в качестве примера мы выбрали определение понятия алгебраической дроби) — в) обогащение опыта осуществления деятельности учащихся на уроке определенного характера — от репродуктивной к исследовательской (в качестве примера мы рассмотрели деятельность учащихся при изучении учебных математических текстов).

На основе результатов проведенной экспериментальной работы мы можем сделать вывод о достаточно полном достижении поставленной цели и решении сформулированных на ее основе задач исследования и эксперимента в частности. О возможности данного вывода свидетельствуют следующие моменты:

1. Состояние организации деятельности учащихся на уроках математики не в полной мере соответствует современным требованиям. Уровень организации деятельности остается низким и не позволяет обеспечить высокий уровень активности учащихся при осуществлении ими деятельности. Учителя испытывают трудности в организации деятельности учащихся на уроке и не владеют соответствующими приемами, обеспечивающими в полной мере обогащение субъектного опыта учащихся.

2. Проведенный эксперимент позволил сделать вывод об эффективности представляемой технологии конструирования приемов организации деятельности учащихся на уроке. Полученные нами количественные показатели свидетельствуют о росте успеваемости учащихся в освоении учебного материала по математике, достижении достаточно высокой активности и самостоятельности учащихся на уроках математики, о позитивных изменениях в субъектном опыте учащихся.

3. Реализованная серия приемов организации деятельности учащихся позволяет обогатить опыт учащихся посредством организации их деятельности по овладению математикой в соответствии с современными требованиями к образованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена проблеме направленности организации деятельности учащихся на обогащение субъектного опыта учащихся в соответствии с современными целями образования. Исходным методологическим положением, взятым за основу в решении данной проблемы, является положение о рассмотрении методов обучения с позиции многоаспектного подхода.

Методологический анализ проблемы дал нам возможность более четко сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам сделать вывод о достижении цели исследования — выявлении и обосновании педагогических условий конструирования приемов организации деятельности учащихся, способствующих обогащению их субъектного опыта.

В аспекте достижения этой цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования заключающуюся в следующем: конструирование приемов организации деятельности учащихся на уроке будет способствовать обогащению их субъектного опыта, если:

— организация деятельности учащихся основана на реализации многоаспектного подхода к методам обучения;

— при конструировании приемов организации деятельности учащихся используется классификационная модель учебных ситуаций, позволяющая определить направления обогащения их субъектного опыта;

— подготовка учителя к уроку осуществляется на основе технологии конструирования приемов организации деятельности учащихся и ориентирована на успешное продвижение учащихся в освоении учебного материала, их высокую активность в процессе обучения, самостоятельность в приобретении, использовании знаний и умений.

Проводимое нами диссертационное исследование решало комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы. К основным из них следует отнести: 1. Уточнить содержание понятий «организация деятельности учащихся на уроке», «прием организации деятельности учащихся на уроке».

2. Определить критерии и показатели обогащения субъектного опыта учащихся.

3. Обосновать использование многоаспектного подхода к методам обучения при организации деятельности учащихся, направленной на обогащение их субъектного опыта.

4. Построить классификационную модель учебных ситуаций на уроке.

5. Разработать технологию конструирования приемов организации деятельности учащихся.

Анализ теоретических аспектов решения проблемы исследования позволил определить единый подход к трактовке ведущих понятий нашего исследования — организация деятельности учащихся на уроке, прием организации деятельности учащихся на уроке. Организация деятельности учащихся на уроке рассматривается нами как процедура учебного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на освоение учащимися определенного учебного материала и создающего условия для обогащения их субъектного опыта. Обобщив различные подходы к трактовке понятия «прием», мы приняли следующее определение приема: прием организации деятельности учащихся на уроке — это способ реализации метода обучения в конкретных педагогических условиях.

Деятельность учащихся на уроке представлена как личностно-ориентированная. Это нашло отражение в выделении направлений обогащения субъектного опыта учащихся, связанных с изменением характера деятельности учащихся и сменой уровней организации деятельности, и критериев обогащения субъектного опыта учащихся {успешное продвижение учащихся в освоении учебного материала, их высокая активность в процессе обучения, самостоятельность в приобретении, использовании знаний и умений).

Отличительной особенностью предложенного подхода к проблеме конструирования приемов организации деятельности учащихся является его направленность на обогащение субъектного опыта учащихся. На современном этапе развития образования при организации деятельности учащихся на уроке следует учитывать субъектный опыт учащихся, обеспечивать обогащение этого опыта.

Исследование проблемы представления приемов организации деятельности учащихся как средства обогащения их субъектного опыта при изучении математики позволило выделить и реализовать практически следующие направления обогащения субъектного опыта: а) обогащение опыта при изучении содержательных линий (в качестве примера была выбрана линия тождественных преобразований) — б) обогащение опыта работы с математическими объектами одного класса: определениями, теоремами, алгоритмами, задачами (в качестве примера было выбрано определение понятия алгебраической дроби) — в) обогащение опыта осуществления учебной математической деятельности определенного характераот репродуктивной к исследовательской (в качестве примера была рассмотрена деятельность учащихся при изучении учебных математических текстов).

Проведенный педагогический эксперимент и полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности предлагаемых приемов организации деятельности учащихся в процессе обучения математике. Полученные количественные показатели свидетельствуют о росте успеваемости учащихся в освоении учебного материала по математике, достижении достаточно высокой активности и самостоятельности учащихся на уроках математики, о позитивных изменениях в субъектном опыте учащихся.

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования решены.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает полноты рассматриваемой проблемы, важность и актуальность которой определяет необходимость изучения организационно-педагогических условий подготовки педагога к данному виду деятельности в системе высшего профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников. Несомненный интерес представляет дальнейшая разработка направлений обогащения субъектного опыта учащихся при изучении различных содержательных линий школьного курса математики, а также в процессе работы с различными математическими объектами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Методы работы с книгой при обучении математике Текст. / В. А. Абрамова // Математика в школе. — 1981. — № 3. — С.28−32.
  2. , М.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником Текст. / М. И. Айзенберг // Математика в школе. 1982. — № 6.- С. 18−21.
  3. , Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты Текст. / Б.Б. Айсмон-тас М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
  4. Алгебра Текст.: учеб. для 7 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Мин-дюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1993. 240 с.
  5. Алгебра Текст.: учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б.Суворова- под ред. С. А. Теляковского. -3-е изд. М.: Просвещение, 1994. — 239 с.
  6. Алгебра Текст.: учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Мин-дюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- под ред. С. А. Теляковского. — 3-е изд. -М.: Просвещение, 1990.-272 с.
  7. Алгебра и начала анализа Текст.: учебник для 10−11 классов средней школы, под ред. А. Н. Колмогорова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 320 с.
  8. , Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст.: монография / Н. А. Алексеев Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.-216с.
  9. , А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике Текст. / А. Н. Алексюк. Киев, 1973. — 237с.
  10. , Т.Н. О разработке дидактических материалов по математике с проф. направленностью Текст. / Т. Н. Алешина // Математика в школе. — 1990.-№ 4.-С. 44−49.
  11. , Г. Е. (Сенькина Г.Е.) Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности Текст. / Г. Е. Алимуханбетова. Алматы, 1994. — 131 с.
  12. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого самообразования Текст. /В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  13. , Д.А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом Текст. /Д.А. Антонов// Математика в школе. -1980. -№ 2.-С.31−33.
  14. , А.А. Обучение организации учебной деятельности на уроке Текст. / А. А. Ахметгалиев // Математика в школе. 1990. — № 3. — С. 22−23.
  15. , Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников Текст. / Ю. К. Бабанский // Народное образование. 1979. — № 6. — С. 105−111.
  16. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) Текст. /Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Знания, 1981. — 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 3).
  18. , JI.B. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся Текст. / И.А. Байбородова// Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений К. Д. Ушинского: в 2ч. 4.1. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. — 297 с.
  19. , Л.В., Важнова, О.Г., Рожков, М. И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта школы-комплекса № 87 г. Ярославль Текст. / JI.B. Байбородова, О. Г. Важнова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. — 77 с.
  20. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  21. , B.C. Педагогика Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург.: Издательство Свердловского инж.-пед. ин-та, 1993. — 344 с.
  22. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: автореф. дисс.. докт. пед наук: 13.00.01 / Беликов В. А. Челябинск, 1995.-48 с.
  23. , И.П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности Текст.: дисс. канд. пед наук: 13.00.01 / Белов И. П. СПб, 1994. — 189 с.
  24. , Н.М. О задачах методики математики Текст. / Н. М. Бескин // Математика в школе. 1989. — № 5. — С.64−75.
  25. , Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе Текст.: автореф. дисс.. канд.'пед наук: 13.00.02 / Боброва Н. Г. -М., 1997.-26 с.
  26. , О.Н. Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения Текст.: дисс. .канд. пед наук: 13.00.01 / Богаевская О. Н. Мурманск, 2002. — 187 с.
  27. , В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации Текст. / В. П. Боголепов. — В кн.: Организация и управление (вопросы теории и практики). М.: Знание, 1969. — 216 с.
  28. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. — С.11−17.
  29. , А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения (в школе) Текст. / А. Ф. Бондаренко // Советская педагогика. -1981.-№ 1. С. 57−63.
  30. , Т.И. Методические особенности обучения алгебре в основной школе в условиях личностно ориентированного подхода Текст.: автореф.дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Бондаренко А.Ф. -М., 2000. 17 с.
  31. , Н.М. Об определении и классификации методов обучения Текст. / Н. М. Верзилин // Советская педагогика — 1957. № 8. — С.85−98.
  32. , Н.Ф. Самостоятельная работа как средство повышения познавательной самостоятельности обучаемых в курсе высшей математики Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Власова Н. Ф. М., 2003. — 17 с.
  33. Выбор методов обучения в средней школе Текст. / под ред. Ю.К. Бабан-ского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  34. , Э.Г. и др. Алгебраические дроби Текст.: учебное пособие по математике для 7-го класса /Э.Г. Гельфман и др. Томск: Изд-во Том. ун-та.- 240 с.
  35. , Э.Г. и др. Знакомимся с алгеброй Текст.: учебное пособие по математике для 7 класса /Э.Г. Гельфман и др. — Томск: Изд-во Том. Унта. 244 с.
  36. , Т.П. О приемах учебной работы при обучении географии Текст. /Т.П. Герасимова// —География в школе. 1978. — № 2. — С. 18−21.
  37. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность Текст.: пособие для учителя /А.А. Гин М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
  38. , Г. Д. Цели общего образования в современном мире Текст. / Г. Д. Глейзер // Инновации и традиции образования. Белград, 1996. — С 93−104.
  39. , Г. Г., Бондаренко, С.М., Концевая, JI.A. Когда книга учит Текст. /Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, J1.A. Концевая 2-е изд., доп. — М: Педагогика, 1991. — 256 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).
  40. , Т.П. Личностно ориентированная модель обучения математике Текст. / Т. П. Григорьева // Гуманитаризация математического образования в школе и вузе. Саранск, 2002. — Вып.2. — С. 6−13.
  41. , Я.И. Совершенствование работы учителя математики: Кн. дляучителя Текст. /Я.И. Груденов — М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  42. , Я.И., Середа A.M., Середа В. И. Психология подсказывает методике Текст. /Я.И. Груденов, A.M. Середа, В. И. Середа // Математика в школе. -1990 № 6. — С.33−34.
  43. , В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии, 2004. № 2. -С. 117−133.
  44. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев М.: Вербум М, 2003. — 426 с.
  45. , М.А. К вопросам о методах обучения в советской школе Текст. / М. А. Данилов // Советская педагогика — 1956, № 10. — С.85−92.
  46. Дидактика современной школы Текст.: пособие для учителей / под ред. В. А. Онищука. К.: Рад. шк., 1987. -(Пед. б-ка). — 351 с.
  47. , Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии Текст.: автореф. дисс.. докт. пед наук: 13.00.02 / Емельянова Е. О. М., 2005. — 47 с.
  48. , О.Б. Технология обучения математике на основе деятельност-ного подхода Текст.: кн. для учителя / О. Б. Епишева. — М.: Просвещение, 2003.-223 с.
  49. , О.Б. Формирование приемов учебной деятельности (школьников) Текст. /О.Б. Епишева // Математика в школе. — 1995. № 6. — С. 26−29.
  50. , О.Б., Крупич, В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности Текст.: кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  51. , В.И. Педагогическое предвидение Текст. / В.И. Загвязин-ский. М.: Знание, 1987. — 76 с.
  52. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию Текст.: дисс.. докт. пед наук: 13.00.01 / Зиар-Бек Е.С. СПб, 1995.-410 с.
  53. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя М.: Издательство корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  54. , Ю.Б. Организация современного урока Текст.: книга для учителя / / Ю.Б. Зотов- под ред. П. И. Пидкасиситого., М.: Просвещение, 1984. 144 с.
  55. , Н.И. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (6 класс) Текст.: автореф. дисс.. канд. пед наук: 13.00.02 / Зубова Н. И. Красноярск, 2003. — 23с.
  56. , Т.А. Гуманитаризация математического образования Текст.: монография / Т. А. Иванова — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 206с.
  57. Инновационное обучение: Стратегия и практика Текст.: Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3−10 октября 1993 г. / Под ред. В.Я. Ляу-дис. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -203с.
  58. , Н.Б. Как сделать урок математики лучше? (Методические приемы) Текст. /Н.Б. Истомина//Начальная школа. 1987. — № 1. — С. 35−40.
  59. Кабанова-Меллер, Е. Н. Приемы учебной работы и их классификация Текст. /Е.Н. Кабанова-Меллер// Советская педагогика. 1975.- № 2. — С. 41−48.
  60. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1991.-91 с.
  61. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  62. Ким, К., Микляева, И. К вопросу о повышении эффективности работыучащихся на уроке Текст. /К. Ким, И. Микляева// Математика в школе. 1994. -№ 3-С.16.
  63. Клещева, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики Текст.: дисс. канд. пед наук: 13.00.02 / КлещеваИ.В.— СПб, 2003. 176 с.
  64. , В.М. Организационно-педагогические основы оптимизации учебной деятельности школьников Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кожевников В. М. М.} 1982. — 14 с.
  65. , Ю.А. Анализ урока Текст. / Ю. А. Конаржевский — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 336 с.
  66. , Г. М., Конджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Текст. / Г. М. Конжаспирова, А.Ю. Конжаспирова-М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
  67. , Н.А. и др. История педагогики Текст.: учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабае-ва: 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  68. Концепция математического образования (в 12-летней школе) Текст. // Математика в школе. 2000. — № 2. — С. 13−18.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Первое сентября. 2002. — № 38. — С.6.
  70. , В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе Текст.: дисс. .канд. пед наук: 13.00.01 / Котляров В. А. Москва, 2004. — 189 с.
  71. , И.А. Дидактические материалы для организации деятельности обучающихся Текст. / И. А. Котова // Образовательные технологии. Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 2004. С. 88−91.
  72. , И.А. Организационный аспект методов обучения школьников Текст. / И. А. Котова // Актуальные проблемы педагогики и образования: Сборник статей докторантов, аспирантов и соискателей / Под ред.
  73. B.Д.Симоненко, М. В. Ретивых.- Брянск, 2005. С. 116−120.
  74. , И.А., Малова, И.Е. Совершенствование организации деятельности учащихся на уроке Текст. / И. А. Котова, И. Е. Малова // Вестник
  75. Поморского университета. Научный журнал. Специальный выпуск 2006. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки. — Архангельск, 2006. С. 100−103.
  76. , Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование Текст. / Е. А. Крюкова: Учебное пособие к спецкурсу / Науч. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998, — 106 с.
  77. , В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе Текст. / В. И. Крупич М.:МГПУ, 1985. — 117 с.
  78. , В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач Текст.: автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 /Крупич В.И. М., 1992. — 37 с.
  79. , Л.П. Толковый словарь иноязычных словТекст.: Около 25 000 сл. и словосочетаний / Л. П. Крысин 3-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 2001. — 856 с. — (Б-ка слов. рус. яз.).
  80. , В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии Текст. / В .Г. Крысько М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  81. , А.А. Применяются новые методы обучения Текст. / А. А. Кузнецов // Математика в школе. — 1986 № 4 — С. 47−48.
  82. , М.Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект Текст. / М. Е. Кузнецов Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 2000. — 375 с.
  83. , Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич / перевод с польского О. В. Долженко. М., 1986. — 186 с.
  84. , М.М. О сущности методов обучения Текст. / М. М. Левина // Советская педагогика. 1970. — № 2. — С. 106−115.
  85. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст.1 / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  86. , И.Я., Скаткин, М.Н. О методах обучения Текст. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин // Советская педагогика. 1965. — № 3. — С. 115−128.
  87. , В.М. Приемы и формы в учебной деятельности Текст. / В. М. Лизинский М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
  88. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФГЖ / Б. Т. Лихачев -М.: Прометей, Юрайт, 1998. 528 с.
  89. , И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся Текст.: монография / И. Е. Малова Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. — 225 с.
  90. , И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики с позиций субъектной согласованности Текст.: монография / И. Е. Малова Брянск: Издательство Брянского ИПКРО, 2006. — 164 с.
  91. , И.Е. Теория непрерывной методической подготовки учителя Текст. / И. Е. Малова // Брянская Учительская газета. № 20 (71) 14.05.2004. — С. 14.
  92. , А.К. и др. Формирование мотивации учения Текст. / А.К. Маркова-М.: Просвещение, 1990. 198 с.
  93. , А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника Текст. / А.К. Маркова- под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Просвещение, 1985. 234 с.
  94. Математика Текст.: учебник для 5 кл. сред. шк. / Н.Я. Вилен1с: и:н и др. -М.: Просвещение, 1990.-256 с.
  95. Математика Текст.:учебник для 6 кл. сред. шк. / Н.Я. Виленк^н и др. -М.: Просвещение, 1993. 304 с.
  96. , И.С., Рожков, М.В. К проблеме методов обучения: (шк-ков) Текст. / И. С. Матруров, М. В. Рожков // Советская педагогика. — 1984. -№ 1. С. 44−48.
  97. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопрось^п: теории Текст. / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  98. , М.И. Современный урок: Вопросы теории Тексх~Ц / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  99. Ю9.Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития лп^сольника Текст. / Н. А. Менчинская М.: Педагогика, 1989. — 268 с.
  100. Методика и технология обучения математике. Курс лекций Те^зкст.: пособие для вузов / под научной редакцией H.JI. Стефановой, Н.С. Подхо-довой. -М.: Дрофа, 2005. 416 с.
  101. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  102. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика. Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов физ.-мат. спец. / А .Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  103. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики Текст. / Сост. Р. С. Черкасов и др. М.: Просвещение, 1985. — 286 с.
  104. Методические приемы организации учебной деятельности учащихся при обучении химии в ср. шк. и ПТУ Текст.: метод, реком. для уч-лей ср. шк. и преподав. ПТУ / Составители JI.B. Грибакина и др. JL: Б.и., 1986. — 27 с.
  105. , Г. А. Приемы активизации учебной деятельности школьников Текст. / Г. А. Миронова // Математика. 1994. — № 5. — С. 12.
  106. , В.М. Методология проектирования педагогических технологий (Аксиоматический аспект) Текст. / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2000. — № 3.-С. 57−71.
  107. , А.Г. Алгебра 7 кл. Текст. В двух частях. 4.1. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд. / А. Г. Мордкович — М.: Мнемодина, 2002. — 160 с.
  108. , Г. Е. Проектирование образовательного процесса Текст.: дисс. докт. пед наук: 13.00.01 / Муравьева Г. Е. — Ярославль, 2003. 384 с.
  109. , Я.М. Образование в XXI веке. Тенденции и прогнозы Текст. / Я. М. Нейматов М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 172 с.
  110. , Р.С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. /
  111. Р.С.Немов -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 640 с.
  112. Общая и профессиональная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вента-на-Граф, 2005. — 368 с.
  113. , О.И. Приемы активизации познавательной деятельности (на уроках математики) Текст. / О. И. Овечкина // Математика в школе. — 1993.-№ 5.-С. 8−9.
  114. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН, ин-т русского языка им. В. В. Виноградова 4-е издание, доп. — М.: «ИТИ Технологии», 2003. 944с.
  115. , В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения Текст.дисс. докт. пед наук: 13.00.02 / Орлов В. В. Санкт Петербург, 2000. — 384 с.
  116. , В.И. Метод и организационная форма обучения Текст. / В. И. Орлов // Проблемы теории и методики обучения. № 8. — 2003. — С. 35−40.
  117. Основы дидактики Текст. / под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение. -1967.-427 с.
  118. Основы научного образования в современной школе Текст. // Педагогика. 2004. — № 10. — С.З.
  119. , Л.В. Педагогические приемы организации личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся Текст.: дисс.. канд. пед наук: 13.00.01 / Павлова Л. В. — Маг
  120. Шштщшур}5ШИ.7 ВШгжмарчук, В.Ф. К проблеме методов развивающегообучения Текст. / В. И. Паламарчук, В.Ф. Паламарчук// Советская педагогика. 1979. — № 3. — С.51−58.
  121. , В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии Текст.: автореф. дисс.. канд. пед наук: 13.00.02 / Пасечник В. В. Москва, 1994. — 34 с.
  122. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1988. — 479 с.
  123. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
  124. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  125. , Л.М. Организация учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учебников Текст. / Л. М. Перминова //Советская педагогика. 1982. — № 7. — С. 56−80.
  126. , К. Активизация работы ученика (на уроке математики) Текст. / К. Петров // Математика в школе. — 1980. № 6. — С. 14.
  127. , П.И., Коротяев, Б.И. Организация деятельности ученика на уроке Текст. / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев М.: Знание, 1985. — 80 с.
  128. , А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. — 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981. 528 с.
  129. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 576 с.
  130. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева и др. М., 1980. — 207 с.
  131. , П.С. Проектно-технологическая подготовка школьников (психология, педагогика и эргономика технического труда) Текст.: Научно-методическое издание / П. С. Самородский М.: Вентана-Графф, 2005.-300 с.
  132. , Г. И. Методы обучения как категория методики преподавания Текст. / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С.28−34.
  133. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Текст.: монография / В. В. Сериков — Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  134. , В.А. Дидактика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  135. , Т.В. Приемы активизации учащихся в 5−6 кл. (на уроках математики) Текст. / Т. В. Ситникова // Математика в школе. 1993. -№ 2. — С. 24−27.
  136. , В.А. и др. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  137. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов М: Издательский центр «Академия», 2001. — 164 с.
  138. , Н.В. Значение вопроса на уроках математики Н.В.Софронова Текст. / Н. В. Софронова // Математика в школе. 1992. -№ 6. — С.12−13.
  139. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: В 4 т. / Владимир Иванович Даль. М.: Русск. яз. — Медиа, 2003 — Т.2: И — О. — 2003. — 560с.
  140. , А.В. Формирование обобщенных умений и навыков Текст. / А.В. Усова// Народное образование. 1974. — № 3. — С. 15−18.
  141. Философская энциклопедия Текст. / Гл. ред. Ф. Ф. Константинов. — М.: Сов. энциклопедия, 1980. -Т.4, 1987 591 с.
  142. Философский энциклопедический словарь Текст. / 2-е изд.- М.: Совет, энциклопедия, 1989. 815 с.
  143. , JI.M. Педагогический опыт глазами психолога Текст.: книга для учителя / JI.M. Фридман М.: Просвещение., 1987. — 223 с.
  144. , Л.М., Волков, К.Н. Психологическая наука учителю Текст. /Л.М. Фридман, К. Н. Волков -М.: Просвещение, 1985. — 224с.
  145. , Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Второе издание, дополненное и переработанное. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с. '
  146. , Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения Текст. / Р. А. Хабиб — М.: Педагогика, 1979.— 176 с.
  147. , И.Ф. Педагогика Текст.: Учебник / И. Ф. Харламов — 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Ушверспэцкае, 1998. 560 с.
  148. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / / М. А. Холодная Томск: Изд-во Том. Ун-та. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  149. , А.В. Современная дидактика Текст.: Учебник для вузов / А. В. Хуторской СПб: Питер, 2001. — 544 е.- (Серия «Учебник нового века»).
  150. , В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе Текст. / В. А. Черкасов Иркутск: Изд-во Ир-кут. ун-та, 1985. — 200 с.
  151. , В.А. Взаимосвязь методов и приемов обучения (в школе) Текст. / В. А. Черкасов // Советская педагогика. 1981. — № 3. — С. 19−23.
  152. , В.А. Пути повышения эффективности обучения в школе Текст.: автореф. дисс.. докт. пед наук: 13.00.01 / Черкасов В. А. Челябинск, 1981 -24 с.
  153. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  154. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  155. , Т.И. К вопросам о методах преподавания и учения Текст. / Т. И. Шамова // Советская педагогика. 1974. — № 1. — С.40−50.
  156. , С.Г. Вопросы теории методов обучения в средней школе Текст. / С. Г. Шаповаленко — М.: Знание, 1967 215 с.
  157. , С.Г. Методика обучения химии Текст. / С. Г. Шаповаленко М.: Просвещение, 1963. — 251 с.
  158. , Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова М.: Академия, 1999. — 288 с.
  159. , Г. И. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Г. И. Щукина М.: Просвещение, 1980. — 195 с.
  160. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: кн. для учителя. / Г. И. Щукина М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  161. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 1974. — 149 с.
  162. , И.С. Как развивать учащихся на уроках математики (учебно-методическое пособие) Текст. / И. С. Якиманская М., 1996. — 107 с.
  163. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 31−42.
  164. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  165. Morrow, K. Principles of communicative methodology. In communication in the classroom, ed. K. Johnson and K. Morrow. London: Longman, 1981.
  166. Palmer, R. Information transfer for listening and reading / English Teaching Forum. 1982. Vol 20, № 1. pp. 29−31.
Заполнить форму текущей работой