Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретическая база опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобразование системы образования связано с именем Я. А Коменского. Наставления Я. А. Коменского имели религиозную основу в области нравственного воспитания, но отдельные его указания, относительно задач нравственного воспитания являются весьма положительными. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивости, справедливости, мужеству, опрятности… Читать ещё >

Теоретическая база опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретическая база опыта нашла свое отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М Болдырева, А. С Макаренко, Л. И Божович и др. В трудах этих педагогов выявляется изучение основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, форм, методов работы. Понятие нравственности и гуманизма тесно связаны и взаимно переходят в друг друга.

Традиционно в психологии гуманность «рекламируется» как сознательная установка, включающая познавательный, эмоциональный, поведенческий компонент. Привлекается при анализе широкого круга проблем связанных с усвоением моральных норм .

В понимании гуманности автор опыта придерживается понятия данного в малой трактовке этого толкового словаря В. В Лопатина: Гуманность (от латинского человечный) — это человечность, человеколюбие, уважение к человеческому достоинству. Гуманный человек — это человечный, человеколюбивый, проникнутый вниманием и уважением к людям.

Идеи воспитания гуманного человека, начиная с раннего возраста, нашли свое отражение в трудах великих педагогов В. А Сухомлинского, Я. А. Коменского и др.

В.А Сухомлинский считал, что нравственное воспитание надо начинать с раннего возраста: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно — человеческое утверждается в душе с произнесением первого слова».

Преобразование системы образования связано с именем Я. А Коменского. Наставления Я. А. Коменского имели религиозную основу в области нравственного воспитания, но отдельные его указания, относительно задач нравственного воспитания являются весьма положительными. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивости, справедливости, мужеству, опрятности, вежливости, почтительности к старшим.

Огромное внимание на развитие педагогической мысли сказало учение Песталоце. Он считал, что основная задача нравственного воспитания личности, воспитание гуманных чувств к людям, активной любви к ним.

Идеи гуманизации пронизывают не только труды великих педагогов, но и психологов.

Г. И.Вындина выдвигает гипотезу о том, что гуманные чувства (милосердие, доброта, отзывчивость и т. п) у детей должны развиваться не только на протяжении всего дошкольного возраста, но и последующей жизни, и не от случая к случаю, а планомерно, систематически В условиях сегодняшней жизни актуальное значение приобретает проблема формирования у детей сочувствия. Суть исследования Э. К. Сусловой — это поиск средств, обеспечивающих воспитание у детей сочувствия к друг другу, к старшим, больным, к малышам.

Известно, что педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себе роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. В науке существует концепция сказкотерапии. На сказках опробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Не случайно сегодня сказки используются педагогами, психологами, логопедами (Л.Д Короткова).

Автором опыта на основе методики Л. Б Фесюковой (педагогическая технология «воспитание сказкой») разработана модель воспитания гуманных чувств у дошкольников, нуждающихся в коррекции речевого развития.

Л.Б Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшулер), М. Шустерман). нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по — своему воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. нетрадиционный подход как раз дает воспитателю, ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должно стать творческим девизом для ребенка. Именно это является главной установкой методического пособия Л. Б Фесюковой.

Для решения поставленных задач Фесюковой Л. Б разработана специальная универсальная схема работы со сказкой, включающая семь разделов:

  • · Нравственный урок.
  • · Воспитание добрых чувств.
  • · Речевая зарядка.
  • · Развитие мышления и воображения.
  • · Сказка и математика.
  • · Сказка и экология.
  • · Сказка развивает руки.

Предлагаемые Фесюковой Л. Б семь разделов, заложенных в данную схему, были переработаны автором опыта, на основе которой была составлена, по предложенному образцу, схема (модель) отражающая специфику тех задач, которые автор будет решать с детьми, нуждающимися в коррекции речи.

Система работы воспитателя

Система работы по воспитанию гуманных чувств у детей с нарушением речи посредством педагогической технологии «воспитание сказкой» включает в себя следующие компоненты:

  • 1. Диагностику параметров гуманно — нравственных качеств личности дошкольника по установленным границам (баллы по уровням их сформированности качеств) .
  • 2. Поэтапная организация образовательной деятельности с детьми, нуждающимися в коррекции речи по разработанной модели работы со сказкой.
  • 3. Создание психолого — педагогических условий формирования гуманно — нравственных качеств каждого ребенка.
  • 4. Рефлексию эффективности работы воспитателя по формированию гуманно — нравственных качеств детей нуждающихся в коррекции речи.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой