Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Протоколы наблюдения. 
Психолого-педагогическая диагностика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Марина проявляет заинтересованность в той деятельности, которую сама для себя выбирает. Ей нравится рисовать, петь, танцевать, играть в подвижные игры, вышивать крестиком. Она стремится узнавать что-то новое, общаться с людьми, обмениваться информацией. Когда она вышивает крестиком или рисует, все действия выполняет четко, последовательно. Марина знает, что она хочет видеть в итоге, какими… Читать ещё >

Протоколы наблюдения. Психолого-педагогическая диагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Протокол № 1 (задание по практике) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. Астафьева».

Институт социально-гуманитарных технологии Кафедра социальной педагогики и социальной работы Наблюдение за диспозициями учебного поведения ребенка (Мониторинг развития ребенка) Выполнил: студент Иванов К. Проверил: проф. Фуряева Т. В.

Красноярск 2017.

СОДЕРЖАНИЕ • Описательный протокол.

  • Оценивающий протокол
  • Проявление учебных диспозиций в поведении ребенка
  • Вывод

Наблюдение за диспозициями учебного поведения ребенка Тип наблюдательной практики — наблюдение за диспозициями поведения ребенка.

Предмет наблюдения: диспозиции поведения ребенка.

Последовательность действий:

  • — организация индивидуального наблюдения;
  • — написание учебной истории как составление двух протоколов: описательного и оценивающего;
  • — интерпретация результатов наблюдения.

Наблюдательная практика базируется на двух основных понятиях: учебная история и учебная диспозиция. Учебная диспозиция представляет собой определенный способ взаимодействия ребенка с окружающей средой. Это ситуативно обусловленная учебная стратегия, включающая способности и мотивацию к учению: ребенок готов, желает и способен учиться.

Описательный протокол Марина П.

1. Общие сведения Дата рождения: 06.07.91.

Состав семьи:

мать: Елена Германовна (место нахождения неизвестно); отец: Александр Александрович; мачеха: Л. Н. (не работает); сводная сестра: 1994 года рождения.

Родители живы, алименты не платят, ребенком не интересуются. Дом. адрес: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 11, кв. 36.

В настоящее время находится в Березовском детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью.

Диагноз: страдает хроническим психическим расстройством шизофренией, детский тип с олигофреническим плюсом. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации: история болезни неблагоприятной наследственности, лечение в психиатрическом отделении, неспособность к самостоятельному проживанию, а также данные настоящего обследования, выявившие недоразвитие интеллекта, памяти, нарушение эмоциональной сферы, отсутствие критических способностей. Степень психических нарушений таков, что лишает испытуемую способности понимать значение своих действий и руководить ими.

Из материалов гражданского дела № 2−568/05, в 1-м томе, медицинской документации (история болезни № 400), со слов подэкспертной известно следующее: родилась от четвертой беременности, роды были затяжные. Родная мать страдала шизофренией, умерла. У Марины неадекватное поведение с раннего возраста. Дважды лечилась в детском отделении психбольницы, последняя госпитализация длилась с 28.08.2004 по 07.05.2004. В отделении испытывала слуховые и зрительные галлюцинации, часто мыла руки, смывая несуществующую грязь и шерсть. В Березовский детский дом-интернат поступила 24.05.2005 из Маганского детского дома, где находилась с 07.05.2004.

2 июня, время 15:0017:00

Марина пришла с прогулки, помыла руки, переоделась в домашнюю одежду. Она взяла альбом для рисования на полке шкафа, села за стол и начала рисовать. Выбирала только яркие и цветные карандаши для рисования. За столом сидела ровно, с прямой осанкой. Редко отвлекалась, была сосредоточена на рисунке. Марина срисовывала с различных книжек животных и природу, это у нее очень хорошо получалась. Она рисовала красочную картину с большим солнцем и черной лошадью с большими гривой и хвостом. На вопрос: «Какие животные тебе нравятся?», она ответила: «Лошади». После того как Марина закончила рисовать, она пошла гулять с девочками по коридору.

3 июня, время 11:0012:30

Марина взяла пяльца, вставила ткань и начала вышивать крестиком. Она сказала, что хочет изобразить красивый букет цветов. Она старалась и была очень внимательна. Через некоторое время она решила посмотреть телевизор, включила музыкальный канал и начала подпевать, если слышала знакомую ей русскую песню. У нее было приподнятое настроение, и она все время улыбалась. Потом она взяла альбом с фотографиями и начала смотреть и показывать любимые из них, она рассказывала про каждую фотографию очень подробно, где она была и с кем. Также в альбоме были фотографии любимых актеров и актрис, которые она вырезала из журналов.

4 июня, время 16:1518:00

После обеда и небольшого отдыха Марина собралась гулять. Она самостоятельно оделась, расчесалась, умылась и отправилась на улицу. С девочками она лазила по турникам и забиралась на веранду небольшого городка. Она ведет себя очень активно, ее слышно издалека, особенно ее смех. Она предложила поиграть с мячом, и все девочки поддержали ее. Они начали играть, и на протяжении всей игры она старалась быть в центре внимания и не пропускать мяч. Марина во время игры казалась очень возбужденной. Когда закончилось время прогулки, она не хотела уходить и очень просила остаться и поиграть еще. Но ее ждала работа в швейной мастерской. Так как она была очень ответственной, она со всеми ребятами пошла обратно в детский дом.

5 июня, время 14:3016:20

Марина с девочками слушала музыку. Она встала на середину игровой комнаты и начала танцевать. Она знает один танец, который учила для выступления на фестивале, и всегда любит его танцевать и показывать всем. Она повторяла его несколько раз, потом просто начала плавно двигаться. Она предлагала девочкам присоединиться, и все с удовольствием согласились и начали танцевать вместе. Они показывали друг другу разные движения, и каждая старалась отличиться. У нее не всегда получалось повторить и воспроизвести движения.

Вскоре Марина устала и решила отдохнуть, она села за стол и начала рассматривать журналы со знаменитостями. Она рассказывала про них. Потом Марина решила пойти лечь на свою кровать.

Оценивающий протокол.

2 июня, время 15:0017:10

Марине нравится рисовать. К данному виду деятельности она проявляет интерес, ее действия четкие и последовательные. В работе она очень аккуратна и внимательна, стремится к лучшему результату. В рисунке она выражает свое эмоциональное состояние. Она ищет различные картинки для наглядного образца, старается идеально изобразить то, что нарисовано. Любит только яркие краски, рисовать красочные пейзажи и животных.

3 июня, время 11:0012:30

Марина увлекается шитьем и в свободное время любит вышивать крестиком. Когда она шьет, то очень внимательна, аккуратна и сосредоточена. Она не торопится, так как эта работа ей доставляет удовольствие, поэтому она старается ничего не пропустить. В то же время Марина любит менять вид деятельности и немного отвлекаться. Она любит смотреть телевизор. Когда она смотрит музыкальный канал, то любит подпевать, тем самым привлекает к себе внимание и самовыражается. Девочка очень часто улыбается и смеется, что говорит о ее приподнятом настроении. Также ей нравится пересматривать свои фотографии и рассказывать про них. Рассказы ее очень эмоциональны и насыщены информацией, таким образом, она выражает свои мысли и чувства.

4 июня, время 16:1518:00

Марина всегда следит за своим внешним видом, старается произвести впечатление. Перед тем как идти гулять, она прихорашивается и приводит себя в порядок. Она любит подвижные игры с мячом. В компании она ведет себя очень активно, старается быть в центре внимания. Марина среди девочек пользуется авторитетом. Девочка не любит сидеть на месте, всегда задействована в какой-то игровой деятельности. Если она чем-то сильно увлечена, то ей трудно оторваться и переключиться с одного вида деятельности на другой.

5 июня, время 14:3016:20

Марина очень любит танцевать, но у нее не всегда получается. Она старается запомнить все движения, чтобы идеально выполнять, так как она привыкла делать все хорошо. В танце она самовыражается, ведет себя раскованно и смело. Все трудности она привыкла преодолевать без посторонней помощи. Она может долго заниматься одним видом деятельности, пока у нее не начнет получаться хорошо. Марина привыкла добиваться своей цели. Она активна и уверена в себе.

Проявление учебных диспозиций в поведении ребенка.

• Проявление заинтересованности и увлеченности

Марина проявляет заинтересованность в той деятельности, которую сама для себя выбирает. Ей нравится рисовать, петь, танцевать, играть в подвижные игры, вышивать крестиком. Она стремится узнавать что-то новое, общаться с людьми, обмениваться информацией. Когда она вышивает крестиком или рисует, все действия выполняет четко, последовательно. Марина знает, что она хочет видеть в итоге, какими способна достичь поставленной цели. Она стремится экспериментировать, не останавливается на достигнутых результатах. Похвала для нее лишь дополнительный стимул, она знает, что у нее это хорошо получается, поэтому и демонстрирует свою работу.

Девочка любит узнавать новое, рассказывать о себе. Например, ситуация с фотоальбомом, где Марина эмоционально рассказывает про то, с кем она на фотографии и где.

Занимаясь изобразительной деятельностью, Марина старается четко выполнять все действия, обустраивает рабочее место. Она тщательно прорисовывает каждую деталь, стараясь не допускать погрешностей, ей важно, чтобы работу оценили, поэтому доделывает ее до конца и только после этого демонстрирует. Марина старается не отвлекаться, только когда заканчивает рисунок, она идет заниматься чем-то другим.

Марина любит подвижные игры, особенно с мячом. Она ведет себя активно и эмоционально. Также любит петь и танцевать, так она самовыражается и демонстрирует себя.

• Преодоление трудностей и препятствий Марине не всегда удается станцевать так, как ей хочется, повторить трудные движения. Она старается и повторяет до тех пор, пока все не получится. Девочка привыкла справляться с трудностями без посторонней помощи.

• Умение выразить себя Для Марины не безразличен ее внешний вид, она самостоятельно выбирает одежду, этим как бы планируя свой образ. Она надевает те вещи, в которых ей будет комфортно. Но для нее важен не только внешний вид, ей важно, как к ней относятся ребята. Она любит внимание, ей нравится, когда она пользуется авторитетом у сверстников. Своим поведением она старается произвести впечатление на других.

• Участие в совместной деятельности, общение Марина стремится к общению со сверстниками, ей важно, какое место она занимает в совместной деятельности, уважают ли ее.

Марине нравится общаться со сверстниками, поэтому она стремится бывать рядом с ними. Совместная игра является частью общения детей, каждый вносит в нее что-то свое.

Вывод На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы. Марина активный ребенок, стремящийся к познанию нового. Это проявляется при оценке ее деятельности. Ребенок готов, желает и способен учиться, он стремится хорошо выполнять то, что уже умеет, и настойчиво учится тем действиям, которые ему на данном этапе не удаются. Девочка тянется к общению со сверстниками, хорошо себя проявляет в командных и подвижных играх. Она активна и эмоциональна, любит самовыражаться и привлекать к себе внимание, хочет нравиться, что свойственно каждой девочке. При создании благоприятных условий положительные качества будут развиваться. Важно правильно выбрать направления работы с ребенком. Марина старается выполнять все самостоятельно, поэтому важно создать условия, чтобы ребенок не потерял желания к познанию в дальнейшем, что особенно значимо для ребенка с инвалидностью, проживающего в условиях детского дома-интерната.

Протокол № 2

(практическое задание к курсу)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. Астафьева».

Институт социально-гуманитарных технологий Кафедра социальной педагогики и социальной работы.

Мониторинг развития ребенка (в группе детского сада)

Выполнил: студент магистратуры Галбура А.

Проверил: проф. Фуряева Т. В.

Красноярск 2018.

Общая оценка группы форма 1.

| = красный | = оранжевый | = зеленый Группа: средняя Дата: сентябрь.

Имя.

Эмоциональное благополучие.

Увлеченность (ангажирование).

С.

N.

М.

н.

N.

М.

н.

Л.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

м.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

Е.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

_N.

м.

н.

А.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

В.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

Л.

N.

м.

н.

N.

М.

н.

К.

N.

м.

н.

N.

М.

н.

О.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

в.

N.

м.

н.

N.

М.

н.

н.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

д.

N.

м.

н.

л.

м.

н.

к.

N.

м.

н.

N.

м.

н.

Обозначение: Н — часто, М — иногда, N— никогда.

Индивидуальное наблюдение и анализ.

форма 2.4.

Имя: Максим (4 года) Дата: октябрь Увлеченность (ангажированность) в различных сферах:

Моторное развитие nmh?12 345.

Энергичен, не избегает занятий мелкомоторного характера, но при этом не обнаруживает достаточного терпения и выдержки.

Уровень развития Крупная моторика: средний. Мелкая моторика: средний.

Речь, коммуникации nmh?12 345.

не очень охотно комментирует свои действия по выполнению задания. Рисует и собирает конструктор, при этом охотно показывая и комментируя свой результат. Не сопротивляется специальным речевым активностям.

Говорит почти внятно, словарный запас развит в соответствии в возрастными особенностями.

Мышление, умственное развитие nmh?12 345.

принимает участие в разговорах или занятиях по теме. Любит собирать пазлы.

Средний уровень. Знает немного.

Самоуправление (саморегуляция) nmh?12 345.

не может долго заниматься одной деятельностью, поэтому переходит к другой. Не увлекается деятельностью, которая требует продвижения.

Средний уровень.

Может плохо концентрироваться.

Результирующие суждения об общем уровне развития Средний уровень развития в сравнении со сверстниками.

Индивидуальное наблюдение и анализ.

форма 2.4.

Имя: Екатерина (4 года) Дата: октябрь Увлеченность (ангажированность) в различных сферах:

Моторное развитие nmh 712 345.

Уровень развития:

Энергичен, не избегает занятий мелкомоторного характера, но при этом не обнаруживает достаточного терпения и выдержки.

Крупная моторика: средний. Мелкая моторика: средний.

Речь, коммуникации nmh 7 1 2345.

не очень охотно комментирует свои действия по выполнению задания. Рисует и собирает конструктор, при этом охотно показывая и комментируя свой результат. Не сопротивляется специальным речевым активностям.

Говорит почти внятно, словарный запас развит в соответствии в возрастными особенностями.

Мышление, умственное развитие nmh 712 345.

принимает участие в разговорах или занятиях по теме. Любит собирать пазлы.

Уровень развития:

Средний уровень. Знает немного.

Самоуправление (саморегуляция) nmh 7 1 2345.

не может долго заниматься одной деятельностью, поэтому переходит к другой. Не увлекается деятельностью, которая требует продвижения.

Средний уровень.

Может плохо концентрироваться.

Результирующие суждения об общем уровне развития Средний уровень развития в сравнении со сверстниками.

Задачи педагогической работы форма 3.

Имя: Максим (4 года) Дата: октябрь Общее мнение:

Сильные, позитивные стороны.

Слабые, отрицательные стороны.

1.Эмоциональное благополучие.

М. хорошо чувствует себя с родителями. Иногда участвует в групповых разговорах.

Мама чересчур его опекает, сама этого не признает.

  • 2.Увлеченность
  • (ангажированность)

Чаще всего играет с Н., Г. и К. Старается целенаправленно заниматься конструированием.

Небольшой потенциал самоуправления. Средний уровень развития в моторной сфере, несмотря на энергичность.

3. Другое.

Приятный дружелюбный ребенок.

Оценивание проблематики:

Его психомоторные проблемы являются достаточно актуальными. Я думаю, что здесь необходима специальная помощь (психолог для выявления и коррекции страхов).

Постепенно у него проявляются произвольность и саморегуляция. Я вижу у него некоторые возможности, для развития необходим определенный импульс.

Его родители заинтересованы в сотрудничестве.

Цели педагогической работы

Создавать условия для проявления саморегуляции ребенка. Проводить консультации для родителей.

Ставить М. в ситуацию выбора для активации поисковой деятельности.

Задачи педагогической работы.

форма 3.

Имя: Екатерина (4 года) Дата: октябрь Общее мнение:

Сильные, позитивные стороны.

Слабые, отрицательные стороны.

1. Эмоциональное благополучие.

С. хорошо чувствует себя с мамой. Часто участвует в групповых разговорах.

Мама и бабушка чересчур ее балуют, сами того не замечая.

2. Увлеченность (ангажированность).

Чаще всего играет с В., Л. и К. Иногда целенаправленно занимается рисованием и конструированием.

Небольшой потенциал самоуправления. Средний уровень развития в моторной сфере, несмотря на энергичность.

3. Другое.

Приятный дружелюбный ребенок.

Оценивание проблематики:

Его психомоторные проблемы являются достаточно актуальными. Я думаю, что здесь необходима специальная помощь.

Постепенно у нее проявляются произвольность и саморегуляция. Я вижу у Е. некоторые возможности, для развития необходим определенный импульс.

Ее родственники заинтересованы в сотрудничестве.

Цели педагогической работы

Создавать условия для проявления саморегуляции ребенка. Проводить консультации для мамы.

Устанавливать контакт с остальными родственниками девочки. Предлагать Е. варианты развития событий.

Индивидуальное наблюдение и анализ форма 2.3.6.

Имя: Екатерина (4 года) Дата: октябрь Увлеченность (ангажированность) в зависимости от формы организации деятельности и типа педагогического руководства:

Внешняя форма организации (вся группа)

В совместной деятельности всей группы (чтение рассказов или обсуждение событий) она всегда в центре внимания.

Она не всегда следует за другими. Играет иногда в компании, иногда в одиночестве.

Вид активности (предложенная или самостоятельная деятельность)

Е. всегда найдет, чем занять себя, она часто рисует и любит собирать мозаики.

Тип педагогического руководства или управления

Е. предпочитает заданную деятельность и выполняет предложенные задачи. В открытых предложениях ей сложнее, она не всегда знает, что делать.

Другие замечания Замечаний нет.

Индивидуальное наблюдение и анализ форма 2.3.6.

Имя: Максим (4 года) Дата: октябрь Увлеченность (ангажированность) в зависимости от формы организации деятельности и типа педагогического руководства:

Внешняя форма организации (вся группа)

В совместной деятельности всей группы (чтение рассказов или обсуждение событий) он несильно активен.

Он не всегда следует за другими. Играет обычно в компании 2—3 детей.

Вид активности (предложенная или самостоятельная деятельность)

М. всегда знает, чем занять себя, он часто играет в подвижные игры, также иногда рисует и собирает конструктор

Тип педагогического руководства или управления

М. предпочитает заданную деятельность и выполняет предложенные задачи. В открытых предложениях ему сложнее, он не всегда знает, что делать.

Другие замечания

У М. плохо получается заучивать и потом рассказывать стихотворение.

Индивидуальное наблюдение и анализ форма 2.2.

Имя: Екатерина Дата: октябрь ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Общие впечатления об эмоциональном благополучии:

nmh?12 345 (п — никогда, m — иногда, h — часто) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ЧЕТЫРЕХ СФЕРАХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Отношение к взрослым nm h? 12 345.

Е. открыта для общения, она часто рассказывает о событиях их своей жизни. Часто просит о помощи.

Отношение к другим детям nmh? 12 345.

Она достаточно часто играет в группе детей, у них образуется действительный контакт или совместная игра. У Е. прочная дружба с некоторыми девочками и мальчиками.

Отношение к игровому материалу, к миру детского сада nmh? 12 345 У меня сложилось впечатление, что Е. охотно ходит в детский сад. Она не боится игровых ситуаций и группы. В разговорах и играх, в которых нужно говорить, она редко снижает активность. Создается ощущение, что она не разговаривает на темы, о которых мало знает, или не уверена в своей правоте.

Отношение к членам семьи и друзьям n m h_? 1 2 3 4 5.

Е. любит рассказывать о своих родителях. Часто сама заводит разговор о своей семье. Е. приходит утром, но не очень рано, и забирает ее домой одновременно с другими детьми.

Индивидуальное наблюдение и анализ форма 2.2.

Имя: Максим Дата: октябрь ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Общие впечатления об эмоциональном благополучии:

nmh?12 345 (п — никогда, m — иногда, h — часто) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ЧЕТЫРЕХ СФЕРАХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Отношение к взрослым nmh? 1 2 345.

Е. достаточно открыт, самостоятельно что-то рассказывает не часто, но если вывести его на разговор, то может многое рассказать. Он мало просит о помощи, старается выполнить все самостоятельно. При возникновении каких-то проблем он, не стесняясь, обращается за помощью.

Отношение к другим детям nmh? 1 2345.

Он часто играет в группе детей, у них образуется действительный контакт или совместная игра. У М. прочная дружба мальчиками. Он нравится детям.

Отношение к игровому материалу, к миру детского сада nmh? 12 345 У меня сложилось впечатление, что М. охотно ходит в детский сад. Он не боится игровых ситуаций и группы. В разговорах и играх, в которых нужно говорить, она активен. Никаких запретных тем не заметила.

Отношение к членам семьи и друзьям nmh? 12 345.

М. рассказывает о своих родителях только, когда его спрашивают. Сам рассказ о семье не начинает. М. приходит утром, но часто позже остальных детей, забирают его домой в одно время с другими детьми.

Общая информация Дата: октябрь Данные о ребенке:

Имя: Екатерина Группа: средняя Дата рождения: 24.01.05.

Особенности: посещает детский сад регулярно Данные о семейной ситуации:

Семья неполная, воспитывают девочку мама и бабушка. Е. приводит в детский сад мама. Мама всегда доводит ребенка до групповой комнаты. Забирает ребенка либо мама, либо бабушка Общее впечатление, которое производит ребенок:

Маленькая, очень общительная и веселая девочка, быстро находит общий язык со взрослыми и со сверстниками. Много говорит и рассказывает Индивидуальное наблюдение и анализ форма 2.1.

Общая информация Дата: октябрь Данные о ребенке:

Имя: Максим Группа: средняя Дата рождения: 21.03.05.

Особенности: посещает детский сад регулярно Данные о семейной ситуации:

Оба родителя работают. М. приводит в детский сад мама. Мама всегда доводит ребенка до групповой комнаты. Забирает из группы ребенка папа.

Общее впечатление, которое производит ребенок:

Резвый, очень активный ребенок. Очень общительный, быстро находит контакт со сверстниками. Много говорит и рассказывает.

Протокол № 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. Астафьева».

Институт социально-гуманитарных технологий Кафедра социальной педагогики и социальной работы.

Протокол наблюдения за группой детей в детском саду

Выполнил: студент магистратуры Кузнецова Е.

Проверил: проф. Фуряева Т. В.

Красноярск 2018.

Протокол наблюдения за группой детей в детском саду

1- й день. 01.02.2010, 15—50

Матвей (2,4 года) подходит, смотрит на обоих мальчиков, которые играют в деревянные кубики. Он смотрит на лица обоих, на расстояние между ними, ищет возможность вступить в их игру. Он устанавливает контакт взглядом с обоими мальчиками: Артуром и Тимофеем. Он подходит и начинает играть в кубики. Артур и Тимофей забирают у Матвея кубики, тем самым показывая, что не хотят делиться ими с ним. Матвей начинает плакать. Воспитатель пытается успокоить Матвея и дает ему из шкафа набор других кубиков. Артур и Тимофей продолжают играть.

2- й день. 02.02. 2010 17—30

Первый пришел Артур и взял большую машину синего цвета и стал ее катать. За ним родители привели Матвея, в группе они были вдвоем. Матвей тоже взял большую машину красного цвета. Они с Артуром стали катать машины паровозиком, придумывая себе препятствия.

Когда пришел в группу Тимофей, ему не понравилось, что Матвей взял его красную машину, и стал отбирать ее у него. Но Матвей ее не отдавал. Тимофей заплакал; тогда Артур позвал его на свою синюю машину, и Тимофей согласился. Они стали играть втроем на двух машинах.

3- й день. 03.02.2010, 16—35

Двое детей, Артур (2,8 года) и Тимофей (2,3 года), играют на возвышении. Артур лежит на полу и наблюдает за Тимофеем, который играет рядом с ним с игрушечной (из пластика) машиной. Тимофей двигает перед собой маленький автомобиль к выезду из гаража, объезжает несколько стоянок, подставляет кубики, выступающие в роли препятствий, подходит к воспитателю и снова возвращается к стоянке. Артур встает и оглядывается. Он ловит взгляд Тимофея, улыбается ему. Он объезжает ящик на мебельных роликах, который наполнен кубиками, и смотрит прямо на Тимофея. Артур обегает ящик. Тимофей смеется, подходит ближе и следует за ним. Оба бегут друг за другом вокруг деревянного ящика. Тимофей делает узкий круг в своем беге, Артур начинает экспериментировать с разными расстояниями по отношению к деревянному ящику. Артур пытается прижаться к Тимофею и выталкивает его из круга правой рукой. Тимофей сопротивляется и бежит быстрей. Они бегут несколько кругов вокруг ящика. Дети следуют друг за другом, при этом по очереди берут лидерство. Это они определяют через взаимные взгляды, зрительные контакты, смену расстояния. Они улыбаются друг другу и смеются.

Индивидуальное наблюдение и анализ Имя: Тимофей (2,3 года) Увеличились в зависимости от формы организации деятельности и типа периодического руководства:

  • — внешняя форма (вся группа/малая группа/индивидуальные занятия). В совместной деятельности всей группы (чтение истории или групповой разговор) участия не принимает. Он не всегда может следовать за другими. Он играет чаще всего в паре;
  • — вид активности (предложенная или самостоятельно выработанная деятельность). Иногда у него возникают трудности, он не может решиться на что-то. Он уединяется и смотрит на поведение других.
  • — тип педагогического руководства или управления (заранее структурированная заданная деятельность/пробуждения и импульсы/ открытая деятельность). Тимофей предпочитает заданную деятельность или выполняет предложенные задачи. При открытых предложениях ему сложнее, он тогда не знает, что он должен делать;
  • — другие замечания. По-видимому, он имеет только низкий уровень развития.

Интерпретация результатов наблюдения за игровой ситуацией как процессом формирования двигательных, перцептивных и социальных умений

1. Два мальчика играли. Благодаря взаимопониманию действия протекали успешно, оба мальчика вместе конструировали. Артур был инициатором идей. Он меняет форму круга и огибает разные предметы. Оборачиваясь, подтверждая его позицию, поскольку он останавливается, когда останавливается Тимофей, так как Артур дает идею, а Тимофей ее принимает и разделяет. Взаимные улыбки подтверждают социальный характер отношений обоих мальчиков.

  • 2. Много раз Артур и Матвей объезжают разные игровые предметы. Смены ролей не происходит. После этого оба возвращаются к исходной позиции. На этой игровой фазе они приняли друг друга как партнеры и убедились в том, что могут вместе играть. А затем Артур как лидер принимает Тимофея в игру как третьего участника, открывает свои игровые отношения.
  • 3. Оба мальчика экспериментировали со своими телами. Они бегали с различной скоростью вокруг ящика с игрушками, координируя обе части своего тела, чтобы вместе встретиться у угла. При этом они устанавливают контакт с друг другом и поддерживают его, по очереди обмениваются идеями посредством различных реакций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой