Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения: На материале изучения предметов естественнонаучного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе для учителей разработаны методические рекомендации по совершенствованию обучения с опорой на жизненный познавательный опыт. Выявлены новые аспекты обогащения и коррекции жизненного познавательного опыта учащихся. Для учителей составлены образцы практических задач с жизненным содержанием, создана информационная карта передового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки организации процесса обучения с опорой на жизненный познавательный опыт учащихся
    • 1. 1. Структура жизненного познавательного опыта личности
    • 1. 2. Единство теоретического и эмпирического как важнейшая предпосылка взаимосвязи учебного и жизненного познавательного опыта учащихся
    • 1. 3. Взаимосвязь жизненного познавательного опыта старшеклассников и содержания образования в общеобразовательной школе
  • Глава 2. Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения
    • 2. 1. Активизация субъектной позиции учителя в использовании жизненного познавательного опыта учащихся в процессе обучения
    • 2. 2. Поэтапный характер включения жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения
    • 2. 3. Реализация стимулирующей функции жизненного познавательного опыта в развитии мышления учащихся
    • 2. 4. Взаимодействие школьников с природным и социальным окружением как условие обогащения их жизненного познавательного опыта
  • Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
    • 3. 1. Исследование включения жизненных знаний учащихся в процесс обучения в массовом опыте современной школы на этапе констатирующего эксперимента
    • 3. 2. Сущность формирующего эксперимента по включению жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения
    • 3. 3. Выявление эффективности влияния жизненного познавательного опыта учащихся на результаты обучения

Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения: На материале изучения предметов естественнонаучного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная парадигма образования ориентирует школу на развитие всех сущностных сил ребёнка, активизацию его субъектного жизненного опыта, в том числе познавательного. Опыт личности, по мнению М. С. Кагана, К. К. Платонова и других учёных, является одним из ведущих компонентов в её структуре.

В педагогической теории и практике место и значение познавательного опыта учащихся в образовательном процессе изначально рассматривалось в аспекте ассоциативной теории обучения (Я.А. Коменский, И. Ф. Гербарт, Дж. Локк и др.). Как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающихся рассматривали обучение сторонники концепции дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, У. Килпатрик и др.). В контексте связи обучения с жизнью, теории с практикой, общественным строительством эти вопросы ставились и решались в отечественной педагогике советского периода П. П. Блонским, М. А. Даниловым, JI.B. Занковым, Б. П. Есиповым, Н. К. Крупской, М. Н. Скаткиным, С. Т. Шацким и др.

Одновременно в литературе обращается внимание на опыт учащихся как средство, источник и условие решения самых разнообразных дидактических задач. Так, например, в организации усвоения общественно-исторического опыта требует опоры на личный опыт учащихся «золотое правило» Я. А. Коменского (принцип наглядности). И. М. Сеченов, рассматривая проблему усвоения знаний, отмечал: «Усваивать — это сливать продукты чужого опыта с показателями собственного» [147, С. 365]. В том случае, когда учащиеся находят смысл и связь между определённой информацией и их собственной жизнью, они способны её применять (С.Х. Паттерсон). Соотнесение жизненного опыта с мировоззренческой информацией учебного характера оказывает существенное влияние на качественные сдвиги в мотивационной сфере старшеклассников (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн).

В отечественной психологии и педагогике нашла отражение не только проблематика, связанная с жизненным познавательным опытом учащихся, но и концептуальные положения и продуктивные идеи его включения в процесс обучения (JI.C. Выготский, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, И .Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий).

Одновременно учёными (Амонашвили Ш. А., Данилов М. А., Занков Л. В., Кириллова Г. Д., Моносзон Э. И., Огородников И. Т., Сенько Ю. В., Скат-кин М.Н., Спирин Л. Ф., Сухомлинский В. А., Тамарин Г. Э., Щукина Г. И. и др.) отмечается ситуативный характер использования жизненного познавательного опыта учащихся в массовой практике обучения. Происходит это, в частности, потому, что целенаправленное его включение в процесс обучения исследовано недостаточно, а научно-методическое обеспечение этого дидактического аспекта в обучении оказалось мало разработанным. Очевидно это, всё вместе взятое, является одной из главных причин, как отмечают учёные, невостребованности жизненного познавательного опыта учащихся в процессе обучения.

Налицо противоречие между объективным позитивным значением жизненного познавательного опыта учащихся и реальным его использованием на практике, недостаточной изученностью этого вопроса в научных исследованиях. Разрешение этого противоречия мы видим прежде всего в разработке дидактических условий включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения.

Старшие классы нами выбраны не случайно, так как именно в этот период, как отмечал К. К. Платонов, в структуре личности отчётливо начинает доминировать подструктура опыта. Создаются благоприятные психологические предпосылки включения жизненного познавательного опыта в процесс обучения благодаря тому, что старшие школьники обращены вовне. При этом они не только осознают окружающий мир, а вырабатывают свою точку зрения о нём [127].

С учётом актуальности проблемы, значимости её разрешения для практики определился и выбор темы диссертационного исследования: «Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла)».

Объектом исследования является взаимосвязь учебного и жизненного познавательного опыта учащихся, а предметом — дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения.

Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить дидактические условия, реализация которых позволяет осуществлять процесс обучения старшеклассников с опорой на их жизненный познавательный опыт.

Гипотеза исследования. Анализ педагогической литературы, исследований и предварительной опытной работы позволил нам сформулировать следующую гипотезу: жизненный познавательный опыт учащихся, включённый в процесс обучения, оказывает достаточно существенное положительное влияние на его результаты, если.

— в процессе поэтапного применения специальных способов и приёмов он усиливает информационную и эмоциональную насыщенность уроков и тем самым способствует реализации обучающей и воспитывающей функции обучения;

— педагоги рассматривают его не только как способ обогащения содержания уроков, но и творческой познавательной деятельности учащихся;

— он побуждает ученика перестраивать свои прежние представления, продуцировать новые знания, выходя за границы личного опыта;

— он целенаправленно используется для решения школьниками теоретических и практических проблем, благодаря чему успешно реализуется развивающая функция обучения и его внутренняя мотивация;

— решение познавательных задач жизненно-практического (прикладного) характера способствует его обогащению.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Выявить теоретические предпосылки включения жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения.

2. Изучить опыт массовой школы по обеспечению взаимосвязи жизненного познавательного опыта учащихся и содержания образования.

3. Обосновать критерии и показатели влияния включённости жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения на его результаты.

4. Выявить и обосновать дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения и разработать способы и приёмы их реализации.

5. Разработать образцы жизненно-практических задач проблемного характера для учителей школ.

Теоретико-методологическую основу исследования составила теория познания (В.А. Лекторский, К. Поппер и др.), а также идеи:

— о развивающем обучении и роли теоретического мышления в развитии личности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, Г. Д. Кириллова, Д. А. Норман, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин и др.);

— об опыте личности как основном источнике познания (J1.C. Выготский, Дж. Дьюи, B.C. Леднев, В. А. Петровский, М. Н. Скаткин и др.);

— о личностно-ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулют-кин, В. В. Сериков, Г. С. Сухобская, И. С. Якиманская и др.);

— об активности субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— о гуманистической направленности современного образования (А.Г. Асмо-лов, Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, З. И. Васильева, В. П. Зинченко, А.В. Кирь-якова, И. А. Колесникова, Н. М. Конжиев, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).

База исследования. Исследование проводилось на базе Университетского лицея и школы № 36 г. Петрозаводска, а также общеобразовательных школ № 1 г. Пудожа и № 1 г. Олонца. В массовом опросе участвовали учителя и учащиеся 15-ти школ г. Петрозаводска и 5-ти школ поселков Коткозеро, Кривцы, Шалы и Эссойла.

Организация исследования. Исследование осуществлялось по плану кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета в период с 1995 по 2000 годы:

Первый этап (1995;1997 г. г.) носил поисково-эмпирический характер, в ходе которого определялись теоретические аспекты проблемы, изучалась научная литература по проблеме совершенствования процесса обучения с опорой на жизненный познавательный опыт учащихся, выделялся и уточнялся объект и предмет исследования.

Второй этап (1997;1999 г. г.) был связан с дальнейшим осмыслением проблемы, изучением массового опыта включения жизненного познавательного опыта учащихся в содержание уроков. Был организован массовый диагностический эксперимент, проведены анализ, систематизация и обработка эмпирически полученных данных.

Третий этап (1999;2000 г. г.) был посвящен организации проведения формирующего эксперимента по включению жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертации.

Тема, гипотеза и задачи обусловили выбор комплекса методов исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической литературы, её синтез и интерпретация;

— изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, воспитательно-образовательных программ;

— включённое педагогическое наблюдение;

— диагностические методы (стандартизированное анкетирование, интервьюирование, беседы и опросы);

— прогностические методы (метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик);

— экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Есть основания рассматривать жизненный познавательный опыт как специфическое отражение социального опыта той культуры, к которой принадлежит личность, воплощённое в совокупности когнитивного, деятельностного и эмоционально-ценностного потенциала, развивающегося вне систематически организованного обученияи как результат жизнедеятельности индивида, проявляющегося в овладении им способами разрешения интеллектуальных (познавательных) и практических задач.

2. Взаимосвязь обучения с жизненным познавательным опытом учащихся является и средством организации их учебно-познавательной деятельности, и способом активизации познавательных усилий школьников, направленных на овладение социальным опытом, преодоление отрыва обучения от жизни, обогащение духовного мира учащихся, их ценностных ориентаций, и важнейшим условием развития каждого школьника.

3. Опираясь на жизненный познавательный опыт учащихся, учителю удаётся усилить гуманизацию дидактического взаимодействия с ними.

4. Актуализация и корректировка жизненного познавательного опыта учащихся наиболее успешно происходит путём их включения в различные виды деятельности и разрешения противоречий между усвоением универсальных законов, теорий, систем, алгоритмов и жизненными ситуациями, запёчатлёнными в их личном опыте.

5. Дидактические условия — это специально сконструированные (смоделированные) обучающие процедуры, реализация которых позволяет успешно решать определённый класс образовательных задач. К дидактическим уеловиям включения жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения относятся:

— активизация субъектной позиции учителя по отношению к жизненному познавательному опыту учащихся;

— поэтапный характер включения жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения;

— реализация побуждающей, стимулирующей функции жизненного познавательного опыта в развитии мышления старшеклассников;

— активизация жизненного познавательного опыта учащихся путём систематического решения познавательных задач практического характера.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трёх глав (десяти параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Выявленные дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения позволяют моделировать влияние его содержания на личность учащихся, на усиление их познавательных усилий, направленных на овладение социальным опытом.

2. Поэтапный характер включения жизненного познавательного опыта старшеклассников обогащает содержание естественнонаучных понятий, корректирует донаучные житейские представления школьников и усиливает познавательный интерес учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, что подтверждается и опытом в массовой практике.

3. Комплексное использование методов проблемного обучения (разрешение противоречий между усвоением универсальных законов, теорий, алгоритмов и ситуаций, запёчатлённых в жизненном познавательном опыте) в сочетании с системой задач практического характера и жизненного содержания является эффективным способом развития практического мышления учащихся и обогащения опыта творческой деятельности.

4. Органическая связь жизненного познавательного и учебного опыта в системе уроков и во внеурочное время побуждает ученика перестраивать свои прежние представления, продуцировать новые знания, выходя за границы личного опыта, является важным условием целостного развития личности и способом преодоления отрыва обучения от духовного мира школьника.

Заключение

.

В диссертационном исследовании предпринята попытка всестороннего освещения дидактической проблемы, связанной с организацией процесса обучения старшеклассников с опорой на их жизненный познавательный опыт. Исследование проходило по этапам в соответствие с поставленной целью и задачами.

На теоретико-методологическом этапе выявлялась сущность жизненного познавательного опыта личности и его структура, определялся философский базис исследования, на котором теоретически основывались направления взаимосвязи содержания образования и жизненного познавательного опыта учащихся, выявлялись дидактические условия этой взаимосвязи.

На диагностическом этапе оценивался опыт массовой школы по вопросу организации процесса обучения с опорой на жизненный познавательный опыт учащихся, конкретизировались дидактические условия.

Сущность практико-ориентационного этапа исследования заключалась в выборе и апробации специальных методов, путей и способов реализации каждого дидактического условия. Во время констатирующего эксперимента уточнялись теоретические и практические выводы исследования, планировался формирующий эксперимент.

На преобразовательно-прогностическом этапе опытно-экспериментальным путём проверялась общая модель обучения с опорой на жизненный познавательный опыт учащихся через реализацию выявленных дидактических условий, формулировались выводы и методические рекомендации учителям массовой школы.

Опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать следующие общие выводы:

1. Жизненный познавательный опыт учащихся является важным структурным личностным образованием, формирование которого происходит путём комплексного взаимодействия субъекта опыта с природной и социальной средой.

В учебно-воспитательном процессе в системе комплексного воздействия на учащихся удаётся обогащать и корректировать фрагменты всех потенциалов жизненного познавательного опыта.

2. Поэтапный характер включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения способствует информационному и эмоциональному обогащению содержания урока и активизации познавательной деятельности учащихся.

3. В системе обучения старшеклассников с опорой на их жизненный познавательный опыт, учащиеся прочнее усваивают абстрактный и конкретный учебный материал, причём, эффективность подобного обучения зависит от характера отношения учителя к применяемым методикам.

4. На основе жизненного познавательного опыта старшеклассников удаётся создавать дидактические ситуации, способствующие усилению внутренней мотивации и диалогизации обучения, развитию творческих способностей учащихся.

5. Разработанная система развития естественнонаучных понятий в процессе обучения старшеклассников с опорой на их жизненный познавательный опыт способствует их информационному обогащению и более глубокому осмыслению.

6. Активизация жизненного познавательного опыта учащихся путём решения познавательных задач практического характера позволяет успешно осуществлять принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой, усиления гуманизации дидактического взаимодействия.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что определена сущность жизненного познавательного опыта как сложного интегрального образования личности, рассмотрена его структура. Впервые комплексное поэтапное включение жизненного познавательного опыта учащихся в содержание уроков стало предметом научного исследования. Выявлена, теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путём проверена совокупность дидактических условий, способов и приёмов взаимосвязи учебного и жизненного познавательного опыта учащихся. Разработана классификация информативных понятийных уровней. Обоснованы критерии и показатели эффективности обучения с опорой на жизненный познавательный опыт старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе для учителей разработаны методические рекомендации по совершенствованию обучения с опорой на жизненный познавательный опыт. Выявлены новые аспекты обогащения и коррекции жизненного познавательного опыта учащихся. Для учителей составлены образцы практических задач с жизненным содержанием, создана информационная карта передового педагогического опыта г. Петрозаводска по исследуемой проблеме. Разработана программа спецкурса для студентов педагогического университета «Теория и практика включения жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения». Материалы исследования используются в изучении студентами дидактических теорий и систем.

Достоверность и обоснованность теоретических положений и выводов исследования обусловлены методологической позицией автора, внутренней непротиворечивостью теоретических выводовсистемным подходом к изучению предмета исследования, использованием совокупности методов, адекватных его цели и задачамличным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись через: личное участие автора в организации учебно-воспитательного процесса в качестве учителя биологии, химии и географии высшей квалификационной категории, заведующего кафедрой естественных наук Университетского лицея и научного руководителя образовательного округа «Октябрьский» г. Петрозаводскавыступления на научных конференциях педуниверситета, методических совещаниях и семинарах учителей, как в самом лицее, так и педагогов в г. Олонце и г. Пудожераспространение через КИПКРО и обсуждение методических рекомендаций для учителей республики Карелия.

По теме исследования опубликованы следующие работы: Включение жизненного познавательного опыта учащихся в процесс обучения: Методические рекомендации. — Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2000. 1,25 п.л.

Использование жизненного познавательного опыта учащихся на уроках биологии и химии // Гуманизация образования в школе и вузе: Сб. статей. -Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2000. — 0,3 п.л.

Обучение с опорой на жизненный познавательный опыт // Там же. — 0,2 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — (Б-чка семейного чтения).
  2. П.В., Панин А. В., Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 1998. — 568 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990.- 560 е. (Б-чка сер. «Университет-школе»).
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1 — 230 е.- Т. 2. — 287 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  5. Л.П. Пути формирования у учащихся умений обобщать при изучении курса общей биологии // Методика обобщений в школьных курсах биологии: Сб. науч. тр./Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Издательство НИИ школ, 1980. — С. 73−90.
  6. B.C. и др. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии: Методическое пособие для учителей /B.C. Анисимова, Е. Т. Бровкина, А. Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1982. — 192 с. — (Б-ка учителя биологии).
  7. A.M. Введение в культурологию: Учебное пособие / Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей. М., 1993. — 350 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  9. Ю.К. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  10. Н.И. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников // Советская педагогика. 1981. — № 7. — С. 68−72.
  11. Jl.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.-231 с.
  12. Ф.Я. Политехнические проблемные задания в обучении физике// Школа и педагогическая наука: Сб. статей. М.: Педагогика, 1975.-С. 210−219
  13. С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении / Под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.- 124 с.
  14. М.Я. Избранные психологические произведения / Под ред. В. Н. Мясищева, B.C. Мерлина. М.: Педагогика, 1975. — 430 с.
  15. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
  16. B.C. Педагогика. Проективная педагогика.- Екатеринбург, 1996.-234 с.
  17. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Издательство Российского гос. гуманит. ун-та, 1998. -241 с.
  18. В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск: Приволжское кн. изд., 1970. — 352 с.
  19. Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. Петрозаводск: Издательство КГПУ, 1996. — 88 с.
  20. Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды русского севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Дисс.. к.п.н. Петрозаводск, 1997.
  21. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знания, 1981. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 10).
  22. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком, М.: Издательство Московского университета, 1982. — 199 с.
  24. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. — Ч. 1. — С. 24−28.
  25. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна- Вступ. ст. Д.И. Фельдштей-на. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  26. Брюггенер К.-Х. Пути формирования творческого мышления школьников // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сб. науч. тр. Уфа: Издательство Башкирского пединститута, 1985. — С. 39−49.
  27. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  28. Г. А., Кореляков Ю. А. О трудностях формирования физических понятий при решении качественных задач // Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1974. — Вып. 5. — С. 5367.
  29. Л.О. О роли мысленного эксперимента в развитии научной теории // Логика и методология науки. Киев, 1967. — С. 207.
  30. А.У. Психологические функции моделирования // Тез. докл. республиканской науч. конференции. Уфа: Издательство Башкирского пединститута, 1982. — С. 17−20:
  31. З.И. Единство воспитания и обучения школьников: В помощь лектору. Л.: Знание, 1980. — 35 с.
  32. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8-е кл.): Науч.-метод. пособие для студ. пед. ин-тов и учителей школ / Под ред. Ш. И. Ганелина. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. — 135 с.
  33. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988. — 159 с.
  34. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М.: 1994. — С. 37−45.
  35. Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М.: Издательство Московского университета, 1989. — 238 с.
  36. И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1988. — 94 с.
  37. Воспитательная работа в школах стран социализма: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. Ф. Яркиной. М.: Педагогика, 1982. — 168 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова- Сост., вступ. ст. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  39. В.Г., Мингазов Р. Х. Активизация познавательной деятельности на уроках физики. Казань: Магариф, 1993. — 234 с.
  40. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  41. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР, 1958. № 2.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  43. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л.: Издательство ЛГПИ, 1989. — 144 с.
  44. У. Школы без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  45. Г. Д. Обучение и жизненный опыт учащихся вечерней школы // Советская педагогика. 1964. — № 1. — С. 96−103.
  46. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  48. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  49. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981.-231 с.
  50. А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 42−46.
  51. Н.П. Особенности соотношения теории и эмпирического базиса в биологии // Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании / АН СССР. Ин-т философии- АН УССР. Ин-т философии- Редколл. Н. П. Депенчук и др. -М.: Наука, 1984. С. 161−175.
  52. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  53. В.Ф., Батурин В. К. Методологические вопросы соотношения научного и обыденного в процессе формирования понятий // Советская педагогика. 1977. — № 12. — С. 7−14.
  54. А.Н. Понятие- умения // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т. 2.-С. 173−174- 462.
  55. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников. М.: Знание, 1982. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).
  56. Л.В. Избранные педагогические труды / Вступит, ст. Ш. А. Амо-нашвили. М.: Новая школа, 1996. — 432 с.
  57. Н.С., Межуев В. М. и др. Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. — 1982. — № 1. — С. 36.
  58. Ю.В. Организация современного урока: Книга для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Просвещение, 1984. 144 с.
  59. М.В. Развитие учащихся при обучении химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  60. Д.В. Роль гипотезы в обучении // Советская педагогика. 1967. -№ 6. -С. 59.
  61. Н.К. Соотношение чувственного и рационального в знаниях // Советская педагогика. 1970. — № 7. — С. 70−82.
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  63. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  64. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979. 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 5).
  65. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. VI.: Новая школа, 1996. 160 с.
  66. Р. Философские основания физики: Введение в философию науки: Пер. с англ. / Общ. ред. И.Б. Новика- Вступ. ст. И. Б. Новика, Г. И. Рузави-на.-М.: Прогресс, 1971.-320 с.
  67. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  68. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 2-е изд. — М.: Наука, 1967.-436 с.
  69. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  70. Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы. JL: Издательство ЛГПИ, 1983.
  71. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  72. И.П. Собственность, бережливость: Социальный опыт школьников // Педагогика. 1991. — № 1. — С. 27−31.
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. Э. Д. Днепров и др.- Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 е.- Т. 2. — 576 с. — (Педагогическая библиотека).
  74. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с. — (Б-ка учителя биологии).
  75. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  76. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с. — (Над чем работают, о чём спорят философы).
  77. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 256 с. — (Психологическая наука — школе).
  78. Кон И. С. Социализация и воспитание молодёжи // Новое педагогическое мышление: Сб. статей / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-С. 194−197.
  79. Н.М., Шабанов Ю. А., Слабунова Э. Э. Дифференциация обучения: Теория и практика: Пособие. Петрозаводск: Издательство КГПУ, 1999.-44 с.
  80. .И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1980. — 120 с.
  81. Д.Т. Информационные уровни физических понятий и проблема уровней познания // Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании / АН СССР. Ин-т философии- АН УССР. Ин-т философии. -М.: Наука, 1984. С. 128−144.
  82. Т.В. Опыт // Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1966.- Т. 3.-С. 210−211.
  83. Т.В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−120.
  84. Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL: Издательство ЛГПИ, 1990. — С. 3−9.
  85. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 с. — (Б-ка учителя химии).
  86. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  87. О.А. Чувственный образ непосредственно ненаблюдаемых объектов //Проблемы отражения. М.: Издательство Московского университета, 1969.-С. 72−89.
  88. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  89. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избранные труды. М., Воронеж, Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1997. — 448 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1976.-304 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, 1981. — 584 с.
  92. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  93. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»).
  94. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982.- 191 с. u
  95. И. Процесс и структура человеческого учения: Пер. с чеш. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  96. Люблинская А. А Детская психология: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  97. А.А. Формирование нравственной позиции начинается в детстве // Начальная школа. 1982. — № 11. — С. 56−59.
  98. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование-Культура, 1998.-344 с.
  99. Максимова В. Н, и др. Современный урок биологии: Пособие для учителя / В. Н. Максимова, Г. Е. Ковалёва, Д. П. Гольнева и др. М.: Просвещение, 1985. — 160 с. — (Б-ка учителя биологии).
  100. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  101. И.С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников // Советская педагогика. 1981. — № 1. -С. 22−28.
  102. A.M. Загадки одарённости: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993.- 128 с.
  103. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  104. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.-191 с.
  105. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Тат-книгоиздат, 1972.
  106. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / Ред.-сост. и авт. вступ. ст. И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. — 218 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  107. Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития на VIII Международном психологическом конгрессе // Советская педагогика. -1967.-№ 1.-С. 20.
  108. Методы педагогических исследований: Лекции/Под ред. В. И. Журавлёва. -М.: Просвещение, 1972. 158 с.
  109. Э.М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества // Научное творчество. М.: 1971. — С. 33−37.
  110. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с. — (Образование. Педагогические науки. Теория коммун, воспитания).
  111. Наблюдение//Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 227.
  112. Д.А. Память и научение: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 160 с.
  113. Л.Ф. Знания//Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 2. — С. 331.
  114. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
  115. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988. — 192 с. — (Б-ка учителя биологии).
  116. В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987.-208 с.
  117. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Роспедагенство, 1996.-602 с.
  118. Педагогика школы: Учебное пособие для пед. ин-тов / Под ред. И.Т.Ого-родникова. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
  119. Педагогика школы: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  120. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. — 412 с. — (Б-ка учителя).
  121. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.- Т. 1.- 336 е.- Т. 2.-416 с.
  122. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  123. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточ-кин. М.: Наука. — 1986. — 256 с.
  124. И.П. Педагогика. Новый курс: для студентов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — М.: Просвещение: Туманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1999. — 576 с.
  125. Познавательная активность в системе процессов памяти / НИИ общей и педагог, психологии АПН СССР- Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  126. Дж. Как решать задачу. М.: 1961.
  127. Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989. — 20 с.
  128. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-206 с.
  129. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-200 с.
  130. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 192 с. — (Б-ка учителя географии).
  131. К.Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  132. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис.. д.п.н. Л., 1991.
  133. . История западной философии: В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Миф, 1993. — Т. 1. — 509 е.- Т. 2. — 444 с.
  134. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993. -47 с.
  135. Д.Х. Критерии сформированности понятия //Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1973.-Вып. 4.-С. 3−14.
  136. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шоро-хова. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  137. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 е.- Т. 2. — 322 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  138. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  139. Ю.В. Использование обыденного опыта учащихся в процессе ознакомления их с методами научного познания // Советская педагогика. -1973.-№ 8.-С. 59−66.
  140. Ю.В. Учебный процесс: Сотворчество педагога и учащихся // Педагогика. 1997. — № з. с. 40−45.
  141. Ю.В., Тамарин Г. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. «Педагогика и психология" — № 12).
  142. И.М. Элементы мысли//Избранные произведения / Ред. и по-слесл. Х. С. Коштоянца.- Т. 1.- М.: Издательство АН СССР, 1952. — С. 272−426.
  143. Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1983. — 89 с.
  144. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  145. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984 — 95 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  146. В.А. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  147. Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972. — 288 с.
  148. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  149. Е.В. Ребёнок объясняет мир. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Нар. ун-т. Пед. фак.- № 5).
  150. В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  151. В.А. Школа и природа // Советская педагогика. 1970. — № 5.-С. 36−45.
  152. В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981.296 с.
  153. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  154. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство Московского университета, 1975. — 344 с.
  155. Творчество//Психология: Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 393.
  156. Теоретические основы содержания общего среднего образования / НИИ общей педагогики АПН СССР- Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983. -352 с.
  157. Теория познания: В 4 т. Т. 1. Домарксисткая теория познания / АН СССР. Ин-т философии- Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М.: Мысль, 1991.-303 с.
  158. O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
  159. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников.: Дис.. д.п.н. Л., 1991.
  160. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 173 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  161. А.В. Эволюция теории формирования научных понятий // Педагогика. 1989.-№ 8.-С. 30−34.
  162. А.В., Завьялов В. В. Донаучные представления учащихся 6 класса о работе // Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1971. — Вып. 3. — С. 68−74.
  163. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и др. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
  164. Д.М. Одарённость, творчество, интуиция //Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 78−89.
  165. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2 / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.
  166. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  167. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. — 432 с.
  168. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  169. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986.- 160 с.
  170. В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М.: NB Магистер, 1992.-160 с.
  171. М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одарённости // Психологическое обозрение. 1996. — № 2 (3). С. 6 11.
  172. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / РАН. Ин-т психологии. М., Томск: Барс: Издательство Томского университета, 1997.-391 с.
  173. Хрестоматия по общей психологии: Учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. В. Петухова. М: Издательство Московского университета, 1981.-400 с.
  174. И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении: Учебное пособие. Петрозаводск: Издательство КГПИ, 1996. -102 с.
  175. С.А. Обучение и научное познание.- М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  176. С.Т. Проблемы воспитания, образования и обучения в советской школе // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — М.: Педагогика, 1980. — С. 7296.
  177. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.-382 с.
  178. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М.: Наука, 1971.-233 с.
  179. В.И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля: Проблема тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля. -Киев: Издательство Киевского университета, 1964. 295 с.
  180. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 203 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  181. Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника: Методическое пособие для педагогов школы. Смоленск: Издательство Смоленского обл. ин-та усовершенствования учителей, 1995. -64 с.
  182. Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  183. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 127— 142.
  184. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 2).
  185. Albert R.S. People and Processes: Developmental Paths to Eminence / Ed. by R. Milgram. Counseling gifted and talented learners in regular classrooms. -Springfield, 1991.-P. 75−93.
  186. Berry D., Broadbent D. Implicit learning in the control of complex systems / Ed. by P. Frensch, J. Funke. Complex problem solving. 1995. — P. 131−150.
  187. Walters J., Garner H. The Crystallizing Experience: Discovering an Intellectual Gift / Ed. by R. Sternberg et. al. Conceptions of Giftedness. New York, 1986.-P. 306−331.
Заполнить форму текущей работой