Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ понятия «коммуникативно-речевые способности» позволил выделить и обосновать его основные компоненты (ориентировка в речевой ситуации, точное понимание текста и др.). Были установлены, а позже и экспериментально подтверждены такие условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей, как обязательная деятельностная основа, опора на имеющиеся у ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативно-речевых способностей школьников на основе знаний о тексте
    • 1. 1. Коммуникативно-речевые способности учащихся: психолого-дидактический аспект исследования
    • 1. 2. Лингвистический аспект исследования коммуникативно-речевых 25 способностей учащихся
    • 1. 3. Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся как 45 методическая проблема
    • 1. 4. Изучение основ восприятия и понимания текста
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Исследование уровней развития коммуникативно-речевых 73 способностей учащихся 5−7 классов
    • 2. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Теоретико-практическое содержание школьных учебников по 93 русскому языку в аспекте проблемы развития коммуникативно-речевых способностей
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Методика развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте (опытное обучение)
    • 3. 1. Содержание работы по развитию коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте
    • 3. 2. Отбор упражнений и заданий для развития коммуникативно-речевых способностей учащихся
      • 3. 3. Результаты обучающего эксперимента
  • Выводы по 3 главе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, когда значительно возросли требования к общеобразовательной подготовке школьников, в задачи обучения входит не только вооружение глубокими и прочными знаниями, но и развитие способностей, воспитание высокой культуры мышления, культуры общения.

Современная методика выдвигает на первый план задачу синтеза всего положительного и полезного, что накоплено в рамках традиционной системы обучения и ее некоторых коммуникативно-деятельностных альтернатив, обеспечивающих большее участие психологических факторов в обучении, в частности, повышение речевой активности учащихся, стимулирующее развитие интеллектуальных способностей школьника. Согласно признанной концепции развития JI.C. Выготского, речевое развитие — важное составляющее общего развития психики человека.

В своем исследовании мы опирались на работы психологов, разрабатывающих сущность коммуникативной деятельности (JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева и др.).

Творчески мыслящие преподаватели русского языка всегда учитывали необходимость развития врожденных языковых способностей учащихся («дара слова», по К. Д. Ушинскому, «чувства языка», по Л.И. Божович), на этом основаны современные концепции развивающего обучения (В.В. Давыдова, Т. К. Донской, Т. А. Ладыженской, Л.П. Федоренко).

На уроках русского языка особое значение приобретает задача развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте.

По нашим наблюдениям за учебным процессом и теоретическим выводам, текст является той благотворной средой, которая способствует развитию коммуникативно-речевых способностей: работа с текстом позволяет создать содержательный компонент для развития речи, развивать такие компоненты речи, как восприятие, понимание, удержание и воспроизведение, совершенствовать чувство структуры текста и все виды языковых способностей.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим: во-первых, работа по развитию способностей школьников средствами учебного предмета имеет большое социальное значение и определяется потребностями современного общества в личностях, обладающих коммуникативной компетенциейво-вторых, в методике преподавания русского языка недостаточно разработаны теоретические проблемы развития коммуникативно-речевых способностей. Необходимо дать определение понятию «коммуникативно-речевые способности», выявить основные компоненты способностей и сформулировать принципы их развития.

Проблема коммуникативно-речевых способностей требует всестороннего подхода: и опытно-экспериментальных исследований, и теоретических изысканий.

Мы должны были определить, что такое коммуникативно-речевые способности, в чем они проявляются, насколько поддаются развитию и объективной оценке.

Бесспорно, что коммуникативно-речевые способности — это предпосылка формирования творческой личности. Наличие этих способностей у ребенкаэто условие владения всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и умениями создавать связное высказывание (видеть основные смыслы и логическую структуру высказывания, находить языковые средства, адекватные замыслу, типу и стилю высказывания и др.).

Наше исследование позволило определить основные компоненты коммуникативно-речевых способностей ребенка: это быстрая ориентировка в речевой ситуации и точное понимание текста, быстрая реакция на заголовок, на ключевые слова в смысловой структуре текста, способность предвидеть по ним содержание текста, способность удерживать в памяти главные смыслы и логическую последовательность текста, оценка выразительности речи, способность выразить свои эмоциональные состояния (радость, грусть, восторг, уныние и др.) и свое отношение к описываемому.

К коммуникативно-речевым способностям мы также относим такие качества, как уверенность в общении и взаимоуважение в речевом поведении.

Объектом исследования является система развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте.

Предметом исследования выступают методические условия развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте.

Цель проведенного исследования состоит в научном обосновании и разработке такой системы использования знаний о тексте на уроках русского языка, которая бы обеспечивала эффективное развитие коммуникативно-речевых способностей школьников.

В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся будет более успешным, если строить обучение с учетом следующих условий:

— повышения роли творческого начала в общении и психологических факторов, активизирующих речевую деятельность (создание атмосферы поиска, эмоциональной приподнятости, что вызывает потребность в общении и придает уверенность в своих способностяхпроявление со стороны учителя доброжелательности и одобрения);

— повышения роли теоретических знаний (формирование способности к теоретическому обобщению, способности к анализу и синтезу готового текста и др.), что делает процесс развития целенаправленным и эффективным.

Выдвинутая гипотеза потребовала решения следующих задач:

1) дать определение понятию «коммуникативно-речевые способности», выделить основные компоненты этих способностей, установить критерии оценки уровня развития у школьников;

2) исследовать состояние развития коммуникативно-речевых способностей детей в 5−7 классах средней школы;

3) определить пути развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на уроках русского языка, дать методическое обоснование возможности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей;

4) предложить методику применения знаний о тексте в качестве основы развития коммуникативно-речевых способностей;

5) отобрать упражнения, направленные на развитие коммуникативноречевых способностей на основе знаний о тексте.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретический: изучение научной и учебной литературы по теме исследования;

2) социолого-педагогический: анкетирование учащихся, личные беседы, непосредственное наблюдение за процессом работы в обычных условиях обучения, протоколирование уроков и их фрагментов;

3) опытное обучение с целью проверки эффективности разработанной нами методики;

4) количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе экспериментасопоставительный анализ письменных работ и устных ответов учащихся.

Процесс исследования включал три этапа:

1) Проведение констатирующего эксперимента в школах № 1508, № 379, № 806, № 809 г. Москвы, количественный и качественный анализ полученных данных и определение задач исследования (2000;2002г.г.);

2) разработка программы и методики опытного обучения (2002г.);

3) обучающий эксперимент по предложенной нами методике в школе № 1508 г. Москвыанализ результатов опытного обучения, оформление диссертационного исследования (2002;2004г.г.).

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1) дано методическое обоснование результативности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей;

2) выделены и обоснованы компоненты коммуникативно-речевых способностей;

3) установлен современный уровень развития коммуникативно-речевых способностей учащихся;

4) сформулированы требования к упражнениям, отобраны упражнения, направленные на развитие коммуникативно-речевых способностей школьников (включающие все виды аналитической и синтезирующей интеллектуальной деятельности);

5) выделены и экспериментально подтверждены условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей на основе знаний о тексте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработана и апробирована методика развития коммуникативно-речевых способностей на уроках русского языка на основе теоретических знаний о тексте;

2) предложены упражнения, развивающие творческие способности;

3) представлены фрагменты уроков, раскрывающих методику. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в средней школе, в программах и учебниках, в учебно-методических рекомендациях для учителей. Теоретические выводы могут быть включены в лекционные курсы для студентов педагогических вузов.

Достоверность результатов исследования подтверждена данными психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы, данными констатирующего эксперимента, а также положительными результатами обучающегося эксперимента (всего в эксперименте участвовали 210 учеников).

Апробация исследования осуществлялась в ходе опытного обучения. Отдельные положения работы излагались в форме выступлений на аспирантских объединениях и на научно-практических конференциях в МПГУ (2001;2004гг), при проведении семинаров со студентами очного отделения МПГУ, а также отражены в 5 публикациях по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) необходимость усиления коммуникативной направленности школьного курса русского языка закономерно предполагает использование в обучении моделей речевой деятельности, в основе которых лежат коммуникативно-речевые способности, успешно развивающиеся по мере приобретения знаний о тексте;

2) достаточной теоретической основой для развития коммуникативно-речевых способностей учащихся в 5−7 классах являются сведения о тексте, раскрывающие информативность текста, цельность, связность, логическую завершенность, модальность, полноценную выраженность содержания средствами литературного языка, что позволяет соотносить знания о тексте с природными задатками и способностями, убыстряя процесс перехода внутренней речи во внешнюю речь, помогая процессам планирования и создания текста;

3) предложенная методика помогает учащимся овладеть знаниями о тексте, глубже осознать процесс речевой деятельности и тем самым стимулирует речемыслительную деятельность учеников, активизирует их творческие способности.

Выводы.

1. Говорить о прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов можно, если, во-первых, произошло успешное накопление речевого опыта, которое можно считать новообразованием данного возраста (перспективной регуляции своего речевого поведения — способности ориентироваться в речевой ситуации, формулировать и реализовывать замысел, редактировать свои тексты) — во-вторых, школьники научились путем обобщения формировать понятие (видеть в текстах общее, свойственное всем текстам, и авторское) — в-третьих, повысилась роль творческого начала в речи школьников (появление индивидуального стиля, развитие оценочных суждений, создание образов и др.) — в-четвертых, об уровне развития коммуникативно-речевых способностей можно судить по степени сформированности коммуникативно-речевых умений и, наконец, в-пятых, формирование устойчивого интереса к подобной деятельности тоже может говорить о прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей.

2. Коммуникативно-речевые способности особенно эффективно развиваются при соблюдении некоторых принципов обучения: принципа опоры на знания по теории речи при обучении использованию различных языковых единиц в тексте, принципа внимания к выразительности речи, принципа развития врожденных языковых способностей и опоры на имеющийся собственный речевой опыт учащихся, принципа создания доброжелательной атмосферы.

3. Развитие речевых способностей происходит более успешно, если оно осуществляется с привлечением необходимых теоретических знаний о тексте, о таких категориальных признаках текста, как информативность, цельность, связность, законченность, делимость, модальность. Мы считаем нужным использовать сведения о различных видах информации в тексте, о способах выражения своего отношения, о способах представления авторства в текстах различных стилей и пр.

4. Разработанная методика предполагает создание творческой атмосферы на уроке, организацию деятельности на уроке как исследовательской, создание проблемной ситуации в работе над текстом, эвристический путь познания, увеличение объема экспериментальной работыувеличение числа продуктивных заданий при анализе текстаработу над текстами, тематика и проблематика которых интересна учащимсяграмотную мотивацию учащихся к деятельностиучет индивидуальных особенностей учащихся).

5. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет говорить об эффективности предложенной методики: прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей школьников. Учащиеся стали более уверенно чувствовать себя в процессе коммуникации, повысилась их творческая инициатива и пр.

Заключение

.

Настоящее исследование посвящено разработке методики развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте.

В процессе исследования было дано методическое обоснование возможности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей и определен круг признаков текста (информативность, цельность, связность, делимость, законченность, модальность), составляющих основу практически используемых знаний о связном высказывании.

Анализ понятия «коммуникативно-речевые способности» позволил выделить и обосновать его основные компоненты (ориентировка в речевой ситуации, точное понимание текста и др.). Были установлены, а позже и экспериментально подтверждены такие условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей, как обязательная деятельностная основа, опора на имеющиеся у ребенка задатки (дар слова, языковое чутье и пр.), развитие психофизиологических механизмов речи, на базе которых происходит формирование коммуникативно-речевых умений и навыков. Развитие этих умений и навыков, в свою очередь, обеспечивает развитие соответствующих способностей.

Еще одно условие развития коммуникативно-речевых способностейучет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого и построение работы с учетом этих особенностей (предпочтительный способ восприятия информации, учет особенностей темперамента и пр.). Большое внимание мы уделяем мотивации школьников к деятельности, обращению к их личному речевому опыту и эмоциональной сфере.

Развитие коммуникативно-речевых способностей лучше проходит на теоретической основе. Использование теоретических знаний о тексте способствует более успешному развитию перспективной саморегуляции (основного речевого новообразования пяти-семиклассников).

Нами были сформулированы основные принципы методики развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте, проанализированы уровни развития коммуникативно-речевых умений и собственно коммуникативно-речевых способностей.

Все это дало нам возможность отобрать упражнения, специально направленные на развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся, сформулировать требования к тексту как дидактическому материалу в данной системе упражнений, создать образцы уроков по теме «Текст», уроков связной речи, формирующих речеведческое понятие.

Работа по предложенной нами методике позволила каждому ученику не только глубже понять природу такого явления, как текст, но и существенно повысить свой уровень речевого развитияспособствовала повышению творческой инициативы, общего интереса к предмету.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Исследование показало, что перспективным направлением формирования языковой и коммуникативной компетенции и в целом развития ребенка является соединение в школьной практике, с одной стороны, обращения к задаткам учащегося, его речевому опыту, эмоциональной сфере личности, учета индивидуальных психофизиологических особенностей, с другой, — активного привлечения теоретических знаний.

Полученные в ходе проведенного исследования теоретические и практические выводы открывают перспективу для дальнейшей работы по развитию коммуникативно-речевых способностей учащихся на уроках русского языка (в частности, формирование индивидуального стиля ученика).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Структура целого текста. Вып.1. М.: Б.и., 1979. — 87 с.
  2. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1981. 151 с.
  3. С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения текста. Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 1999.-210 с.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», — 1998. — 544 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 382 с.
  6. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 132.00.02. М., 2001. — 40 с.
  7. С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. М.: Прометей, 1997. — 159 с.
  8. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука- Смысл, 1999.-349 с.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
  10. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 416 с. И. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на урокерусского языка // Русская словесность, — 1997. № 3. — С. 57−61.
  11. В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева АП Лингвометодаческие основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе. М: НИИ школ, 1980. — 79 с.
  12. Л.Г. и др. Лингвистический анализ художественного текста. М: Флинта, 2000.-496 с.
  13. И.А. Соотношение понятий «способности» и «умения» в контексте образовательного процесса // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: Тезисы докладов. -Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т, 1997. С. 51.
  14. В.П. Психологические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988, — 121 с.
  15. Т.Г. Речевое развитие старших школьников. Елец: Издательство ЕГПИ, 2000. — 169 с.
  16. Т. Г Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников. Дисс.докт. пед. наук. Елец, 2001. -371 с.
  17. А.А. Личность и общение. М.: Межд. пед. академия, 1995. -328 с.
  18. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1995. — С. 104−120.
  19. А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур. // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. -М.: Наука, 1976. 263 с.
  20. Е.В. Как читают текст учебника наши ученики? Обучение умению адекватно воспринимать письм. речь: V-VII, IX кл. // Русский язык в школе. 1995.-N 6.-С. 11−18.
  21. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.-512 с.
  22. Е.С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1996. — 36 с.
  23. JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: Автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19- Ом. гос. ун-т. Барнаул, 2001. — 39 с.
  24. Л.О. Опыт классификации ошибок свойственной письменной речи. // Вестник омского университета, вып.2. Омск: изд-во Омского государственного университета, — 1998. — С 72−75.
  25. В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики теста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. научных статей. Киев: «Вища школа», 1978. — С.30−38 с.
  26. Н.С. Теория текста: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Логос, 2003. — 280 с.
  27. Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -128 с.
  28. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: АНСССР, 1963. 255 с.
  29. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. // Григорьева В. Г., Зимняя И. О., Мерзлякова В. А. и др. М.: Русский язык, 1985. -116с.
  30. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 220 с.
  31. Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. -352 с.
  32. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  33. Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста // Лингвистика текста: Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.61−66.
  34. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-139 с.
  35. П.Я. Психология как объективная наука. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -480с.
  36. .Н. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели //Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. — С.73−77.
  37. С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 16 с.
  38. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306с:
  39. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. -221с.
  40. Г. Г. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — N 3. — С. 43−52.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. — 544с.
  42. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. — 176с.
  43. А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты- миниатюры на уроках русского языка. М.: Флинта, Наука. — 2001. — 144 с.
  44. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  45. Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку. Дисс.докт. пед. наук. Л., 1990. — 456 с.
  46. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984 — 268 с.
  47. В.Н. Психология общих способностей. СПБ.: Питер, 2000. -386 с.
  48. М.Л., Кандыбович Л. А. Психология: словарь-справочник. М.:1. Харвест, 1998. 576 с.
  49. М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. -М.: Эдиториал УРСС, 2001, 326 с.
  50. Т.Е. Общение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических тестов. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1993. 179 с.
  51. Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Русский язык в школе. —1999. N 4. — С. 12−21 .
  52. А.П. Анализ и синтез на уроках развития речи // Практическая направленность в преподавании русского языка, Межвузовский сб. научных трудов. М.: Высшая школа, 1983. — С.103−113.
  53. А.П. Роль образцового художественного текста в обучении связной речи. // Русская словесность. 1999. — № 4. — С. 72−76.
  54. О.А. Индивидуализация обучения как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Новосиб. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2002. 16 с.
  55. Н.И. Механизмы речи.// Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998.-С.79−162.
  56. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов. // Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998. — С. 183−319.
  57. Н.И. Психологические основы развития речи. // Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998. — С. 320−340.
  58. Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русс. Яз., 1977 -48 с.
  59. Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. М.: Наука, 1981.-207 с.
  60. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с. 67.3олотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 5.
  61. П.Ф. Еще раз о редактировании текста // Русский язык в школе -1999. -N2. С. 37−40.
  62. П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  63. Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. П Русский язык в школе. 1999. — N 1. — С. 3−11.
  64. Н.А. «Совершенствование механизмов речи на уроках русского языка» // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 3−8.
  65. И.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М.: Наука, 1992.- 125 с.
  66. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности. Под ред. А. А. Голубевой. М., 1989.-С. 103−128.
  67. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции//Вопросы психологии, 1996. № 1. — С. 34−50.
  68. О.Я. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. — 152 с.
  69. В.И. Речеведческие понятия и их специфика и функция в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе 1988. — № 1. -С.29−38.
  70. В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: (5−7 кл.: Пособие для учителя / В. И. Капинос, Н. И. Сергеева, М. С. Соловейчик. -2-е изд.- М.: Линка-Пресс, 1994. 192 с.
  71. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С.3−8.
  72. С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02-
  73. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Дис. совет Д 053.01.04. М., 1995. -16 с.
  74. В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев. -М.: Наука, 1988. 191с.
  75. А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  76. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. — 284с.
  77. М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи. Дисс.докт. филол. наук. -М.1970. -450 с.
  78. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.- Наука, 1984. — 175 с.
  79. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
  80. Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. — N 3. — С. 3−7.
  81. Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки, дисс.канд. пед. наук М., 1985.-470 с.
  82. А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5−6х классов. М.: Флинта. Наука, 1996. — 272 с
  83. Т.Е. Методика работы над заглавием текста в средней школе. Дисс.канд. пед. Наук. М., 1999. -167 с.
  84. Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. — 160 с.
  85. Т.А. Исследования по развитию связной речи учащихся. -М.: Просвещение, 1974.-256 с.
  86. Ладыженская Т. А. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики
  87. Русская словесность. 2002. — N 4. — С. 65−70.
  88. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. -М.: Педагогика, 1974. 256 с.
  89. Ладыженская ТА и др. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. -М.: Флинта: Наука, 1998. 312 с.
  90. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1997. — 448 с.
  91. А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979 — С. 18−36.
  92. А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. (Избр. психологические труды) М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-448 с.
  93. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214 с.
  94. А.Н. Психологические исследования речи // Избр. психол. произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-С. 96−141.
  95. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-184 с.
  96. Лингвистические знания основа умений и навыков / Состав. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  97. В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Моск. пед. ун-т.-М., 1993.-16 с.
  98. Л.М. Как строится текст. Пособие для учителей // Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
  99. М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985, № 4.-С. 42−47.
  100. М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. — 248 с.
  101. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Изданиевторое, исправленное и дополненное. М.: РОСТ СКРИН, 1997- 256с.
  102. С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении русскому языку // Русская словесность. 2002 — N 6 — С. 43−46.
  103. С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка //Русский язык в школе. 1984. — № 2. — С. 17−24.
  104. А.Р. Язык и сознание. Под. Ред. С. Д. Хомского. 2 изд.- М., 1998 — 336с.
  105. В. Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе 1994 — № 6. — С. 41−49,63.
  106. А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. -1973. № 6. — С.96 -105.
  107. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  108. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 443 с.
  109. В.Н. О содержании понятия «модальность текста» //Практическая направленность в преподавании русского языка, Межвузовский сб. научных трудов. М., 1983. — С.46−47.
  110. В.Н. и др. Основы школьного речеведения. Под. ред. Т. А. Ладыженской. В 2ч. М.-Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2004. — 190с- 266с.
  111. В.Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов. -Днепропетровск: ДГУ, 1980. 69 с.
  112. И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
  113. О.И. Грамматика текста. М.: Высш. школа, 1981. -183 с.
  114. А. А. Обучение русскому языку и грамотность // Русский язык в школе. 1999 — № 6. — С 3−11.
  115. В.Н. О связи склонностей и способностей. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. — 125 с.
  116. Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01- Кург. гос. ун-т. -Курган, 2000.-21 с.
  117. Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  118. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 682 с.
  119. О.А. Функционально-смысловые типы речи: Описание, повествование, рассуждение. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 260с.
  120. Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 17−24.
  121. Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966. — 213 с.
  122. А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.-215 с.
  123. В.В. Стилистика текста. -М.: Наука, 1980. 263 с.
  124. И.Г. Текст как единство элементов и отношений//Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1, — м.: МПГИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. С. 209−214.
  125. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 311.
  126. Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 8−17.
  127. Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку// Педагогика. 2003. — N 4. — С. 26−31.
  128. А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. -М. -Д.: Гос. изд-во, 1930. 176 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  130. Н.А. Изложения с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  131. Н.А. Умение создавать текст // Русский язык в школе. -1981. -№ 5. С.13−16
  132. А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 270 с.
  133. А.А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Нижегор. гос. пед. унт. -СПб., 1998.-16 с.
  134. В.В. Учитель в системе развивающего обучения // Методист. -2003. -N3.-C. 46−48.
  135. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  136. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  137. Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: ЛГУ, 1989.- 180 с.
  138. С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка // Русская словесность. -2002. -N 7. С. 40−45.
  139. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.
  140. Т.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении глагола на текстовой основе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1994. 18 с.
  141. Р.А. Стилистика текста. М.: Флинта, 2000. — 253 с.
  142. И.А. Формирование речевого самоконтроля: обучение связной речи на уроках рус. яз. // Русский язык в школе. 2003. — N 1. — С. 3−11.
  143. А.А. Психология деятельности // Общая психология. Подред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. — С. 138−140.
  144. С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство развития речи учащихся младших классов // Дис.канд.пед.наук. Рязань, 1999.- 172 с.
  145. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  146. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, 1961.-536 с.
  147. З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  148. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М: Просвещние., 1984. — 160 с.
  149. V 155. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. 2-е изд. М.:1. Просвещение, 1978. 160 с.
  150. И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961. -230 с.
  151. Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994, — 60 с.
  152. Г. А. Речевое развитие младших школьников. М.:1. Просвещение, 1970. 176 с.
  153. Л.И. Развитие творческих способностей на уроках русского языка// Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1984.
  154. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. Учеб. пособие. СПб.: ИД «Мим, 1997. — 192 с.
  155. Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С.9 -16.
  156. В.Д. Способности человека. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  157. Н.М. Лингвистический анализ текста. Л.: Просвещение, 1990,414 с.
  158. Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. — N. 4. — С. 16−21.
  159. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, 1974. -428 с.
  160. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. / АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: «Наука», 1977. — 168 с.
  161. А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 2002. — 220 с.
  162. Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика // Русский язык в школе. 2003. — N 3. — С. 3−10.
  163. Д.В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Психическое развитие в детских возрастах. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 66−86.
  164. С.В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. -N 7. -С. 110−114.
  165. С.В. Формирование текста в письменной речи учащихся // Наука и школа. 2002. — N 4. — С. 38−42.
  166. А.И. Об уровнях и критериях речевого развития языковой личности // Разноуровневое речевое развитие языковой личности. Материалы межвуз. семинара. СПб.: Образование, 1995. — С.81−82.
  167. П.М. Психология чувств и мотивации. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
  168. Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы // Сост. JI.M. Рыбченкова- М.: Дрофа, 2002.
  169. М.Т. и др. Русский язык: Справ, материалы: Учебное пособие для учащихся. М., 1993. — с. 277.
  170. Комплексный анализ текста"//Сост. Т. Ф. Тагинцева, Т. Ю. Пылаева. -М., 1997. 42 с.
  171. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 28-е. изд. — М.: Просвещение, 2002. — 303с.
  172. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 24-е. изд. — М.: Просвещение, 2002. — 232с.
  173. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 23-е. изд.- М.: Просвещение, 2001. — 221с.
  174. Русский язык. Практика: Сб. задач и упр.: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. А. Ю. Купалова- Науч. ред. В. В. Бабайцева. -3-е изд. М.: Просвещение, 1996. — 255 с.
  175. Русский язык. Практика: Сб. задач и упр.: Учеб. пособие для 6−7 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова — Науч. ред. В. В. Бабайцева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 256 с.
  176. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 176с.
  177. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 160с.
  178. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 160с.
  179. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. -М.: Дрофа, 2001. — 384с.
  180. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 368с.
  181. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 320с.
Заполнить форму текущей работой