Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте
Анализ понятия «коммуникативно-речевые способности» позволил выделить и обосновать его основные компоненты (ориентировка в речевой ситуации, точное понимание текста и др.). Были установлены, а позже и экспериментально подтверждены такие условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей, как обязательная деятельностная основа, опора на имеющиеся у ребенка… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативно-речевых способностей школьников на основе знаний о тексте
- 1. 1. Коммуникативно-речевые способности учащихся: психолого-дидактический аспект исследования
- 1. 2. Лингвистический аспект исследования коммуникативно-речевых 25 способностей учащихся
- 1. 3. Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся как 45 методическая проблема
- 1. 4. Изучение основ восприятия и понимания текста
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование уровней развития коммуникативно-речевых 73 способностей учащихся 5−7 классов
- 2. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 2. Теоретико-практическое содержание школьных учебников по 93 русскому языку в аспекте проблемы развития коммуникативно-речевых способностей
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Методика развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте (опытное обучение)
- 3. 1. Содержание работы по развитию коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте
- 3. 2. Отбор упражнений и заданий для развития коммуникативно-речевых способностей учащихся
- 3. 3. Результаты обучающего эксперимента
Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время, когда значительно возросли требования к общеобразовательной подготовке школьников, в задачи обучения входит не только вооружение глубокими и прочными знаниями, но и развитие способностей, воспитание высокой культуры мышления, культуры общения.
Современная методика выдвигает на первый план задачу синтеза всего положительного и полезного, что накоплено в рамках традиционной системы обучения и ее некоторых коммуникативно-деятельностных альтернатив, обеспечивающих большее участие психологических факторов в обучении, в частности, повышение речевой активности учащихся, стимулирующее развитие интеллектуальных способностей школьника. Согласно признанной концепции развития JI.C. Выготского, речевое развитие — важное составляющее общего развития психики человека.
В своем исследовании мы опирались на работы психологов, разрабатывающих сущность коммуникативной деятельности (JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева и др.).
Творчески мыслящие преподаватели русского языка всегда учитывали необходимость развития врожденных языковых способностей учащихся («дара слова», по К. Д. Ушинскому, «чувства языка», по Л.И. Божович), на этом основаны современные концепции развивающего обучения (В.В. Давыдова, Т. К. Донской, Т. А. Ладыженской, Л.П. Федоренко).
На уроках русского языка особое значение приобретает задача развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте.
По нашим наблюдениям за учебным процессом и теоретическим выводам, текст является той благотворной средой, которая способствует развитию коммуникативно-речевых способностей: работа с текстом позволяет создать содержательный компонент для развития речи, развивать такие компоненты речи, как восприятие, понимание, удержание и воспроизведение, совершенствовать чувство структуры текста и все виды языковых способностей.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим: во-первых, работа по развитию способностей школьников средствами учебного предмета имеет большое социальное значение и определяется потребностями современного общества в личностях, обладающих коммуникативной компетенциейво-вторых, в методике преподавания русского языка недостаточно разработаны теоретические проблемы развития коммуникативно-речевых способностей. Необходимо дать определение понятию «коммуникативно-речевые способности», выявить основные компоненты способностей и сформулировать принципы их развития.
Проблема коммуникативно-речевых способностей требует всестороннего подхода: и опытно-экспериментальных исследований, и теоретических изысканий.
Мы должны были определить, что такое коммуникативно-речевые способности, в чем они проявляются, насколько поддаются развитию и объективной оценке.
Бесспорно, что коммуникативно-речевые способности — это предпосылка формирования творческой личности. Наличие этих способностей у ребенкаэто условие владения всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и умениями создавать связное высказывание (видеть основные смыслы и логическую структуру высказывания, находить языковые средства, адекватные замыслу, типу и стилю высказывания и др.).
Наше исследование позволило определить основные компоненты коммуникативно-речевых способностей ребенка: это быстрая ориентировка в речевой ситуации и точное понимание текста, быстрая реакция на заголовок, на ключевые слова в смысловой структуре текста, способность предвидеть по ним содержание текста, способность удерживать в памяти главные смыслы и логическую последовательность текста, оценка выразительности речи, способность выразить свои эмоциональные состояния (радость, грусть, восторг, уныние и др.) и свое отношение к описываемому.
К коммуникативно-речевым способностям мы также относим такие качества, как уверенность в общении и взаимоуважение в речевом поведении.
Объектом исследования является система развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте.
Предметом исследования выступают методические условия развития коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов на основе знаний о тексте.
Цель проведенного исследования состоит в научном обосновании и разработке такой системы использования знаний о тексте на уроках русского языка, которая бы обеспечивала эффективное развитие коммуникативно-речевых способностей школьников.
В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся будет более успешным, если строить обучение с учетом следующих условий:
— повышения роли творческого начала в общении и психологических факторов, активизирующих речевую деятельность (создание атмосферы поиска, эмоциональной приподнятости, что вызывает потребность в общении и придает уверенность в своих способностяхпроявление со стороны учителя доброжелательности и одобрения);
— повышения роли теоретических знаний (формирование способности к теоретическому обобщению, способности к анализу и синтезу готового текста и др.), что делает процесс развития целенаправленным и эффективным.
Выдвинутая гипотеза потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятию «коммуникативно-речевые способности», выделить основные компоненты этих способностей, установить критерии оценки уровня развития у школьников;
2) исследовать состояние развития коммуникативно-речевых способностей детей в 5−7 классах средней школы;
3) определить пути развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на уроках русского языка, дать методическое обоснование возможности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей;
4) предложить методику применения знаний о тексте в качестве основы развития коммуникативно-речевых способностей;
5) отобрать упражнения, направленные на развитие коммуникативноречевых способностей на основе знаний о тексте.
Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический: изучение научной и учебной литературы по теме исследования;
2) социолого-педагогический: анкетирование учащихся, личные беседы, непосредственное наблюдение за процессом работы в обычных условиях обучения, протоколирование уроков и их фрагментов;
3) опытное обучение с целью проверки эффективности разработанной нами методики;
4) количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе экспериментасопоставительный анализ письменных работ и устных ответов учащихся.
Процесс исследования включал три этапа:
1) Проведение констатирующего эксперимента в школах № 1508, № 379, № 806, № 809 г. Москвы, количественный и качественный анализ полученных данных и определение задач исследования (2000;2002г.г.);
2) разработка программы и методики опытного обучения (2002г.);
3) обучающий эксперимент по предложенной нами методике в школе № 1508 г. Москвыанализ результатов опытного обучения, оформление диссертационного исследования (2002;2004г.г.).
Научная новизна исследования заключается в том, что.
1) дано методическое обоснование результативности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей;
2) выделены и обоснованы компоненты коммуникативно-речевых способностей;
3) установлен современный уровень развития коммуникативно-речевых способностей учащихся;
4) сформулированы требования к упражнениям, отобраны упражнения, направленные на развитие коммуникативно-речевых способностей школьников (включающие все виды аналитической и синтезирующей интеллектуальной деятельности);
5) выделены и экспериментально подтверждены условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей на основе знаний о тексте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) разработана и апробирована методика развития коммуникативно-речевых способностей на уроках русского языка на основе теоретических знаний о тексте;
2) предложены упражнения, развивающие творческие способности;
3) представлены фрагменты уроков, раскрывающих методику. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в средней школе, в программах и учебниках, в учебно-методических рекомендациях для учителей. Теоретические выводы могут быть включены в лекционные курсы для студентов педагогических вузов.
Достоверность результатов исследования подтверждена данными психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы, данными констатирующего эксперимента, а также положительными результатами обучающегося эксперимента (всего в эксперименте участвовали 210 учеников).
Апробация исследования осуществлялась в ходе опытного обучения. Отдельные положения работы излагались в форме выступлений на аспирантских объединениях и на научно-практических конференциях в МПГУ (2001;2004гг), при проведении семинаров со студентами очного отделения МПГУ, а также отражены в 5 публикациях по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1) необходимость усиления коммуникативной направленности школьного курса русского языка закономерно предполагает использование в обучении моделей речевой деятельности, в основе которых лежат коммуникативно-речевые способности, успешно развивающиеся по мере приобретения знаний о тексте;
2) достаточной теоретической основой для развития коммуникативно-речевых способностей учащихся в 5−7 классах являются сведения о тексте, раскрывающие информативность текста, цельность, связность, логическую завершенность, модальность, полноценную выраженность содержания средствами литературного языка, что позволяет соотносить знания о тексте с природными задатками и способностями, убыстряя процесс перехода внутренней речи во внешнюю речь, помогая процессам планирования и создания текста;
3) предложенная методика помогает учащимся овладеть знаниями о тексте, глубже осознать процесс речевой деятельности и тем самым стимулирует речемыслительную деятельность учеников, активизирует их творческие способности.
Выводы.
1. Говорить о прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей учащихся 5−7 классов можно, если, во-первых, произошло успешное накопление речевого опыта, которое можно считать новообразованием данного возраста (перспективной регуляции своего речевого поведения — способности ориентироваться в речевой ситуации, формулировать и реализовывать замысел, редактировать свои тексты) — во-вторых, школьники научились путем обобщения формировать понятие (видеть в текстах общее, свойственное всем текстам, и авторское) — в-третьих, повысилась роль творческого начала в речи школьников (появление индивидуального стиля, развитие оценочных суждений, создание образов и др.) — в-четвертых, об уровне развития коммуникативно-речевых способностей можно судить по степени сформированности коммуникативно-речевых умений и, наконец, в-пятых, формирование устойчивого интереса к подобной деятельности тоже может говорить о прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей.
2. Коммуникативно-речевые способности особенно эффективно развиваются при соблюдении некоторых принципов обучения: принципа опоры на знания по теории речи при обучении использованию различных языковых единиц в тексте, принципа внимания к выразительности речи, принципа развития врожденных языковых способностей и опоры на имеющийся собственный речевой опыт учащихся, принципа создания доброжелательной атмосферы.
3. Развитие речевых способностей происходит более успешно, если оно осуществляется с привлечением необходимых теоретических знаний о тексте, о таких категориальных признаках текста, как информативность, цельность, связность, законченность, делимость, модальность. Мы считаем нужным использовать сведения о различных видах информации в тексте, о способах выражения своего отношения, о способах представления авторства в текстах различных стилей и пр.
4. Разработанная методика предполагает создание творческой атмосферы на уроке, организацию деятельности на уроке как исследовательской, создание проблемной ситуации в работе над текстом, эвристический путь познания, увеличение объема экспериментальной работыувеличение числа продуктивных заданий при анализе текстаработу над текстами, тематика и проблематика которых интересна учащимсяграмотную мотивацию учащихся к деятельностиучет индивидуальных особенностей учащихся).
5. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет говорить об эффективности предложенной методики: прогрессе в развитии коммуникативно-речевых способностей школьников. Учащиеся стали более уверенно чувствовать себя в процессе коммуникации, повысилась их творческая инициатива и пр.
Заключение
.
Настоящее исследование посвящено разработке методики развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте.
В процессе исследования было дано методическое обоснование возможности использования комплекса знаний о тексте для развития коммуникативно-речевых способностей и определен круг признаков текста (информативность, цельность, связность, делимость, законченность, модальность), составляющих основу практически используемых знаний о связном высказывании.
Анализ понятия «коммуникативно-речевые способности» позволил выделить и обосновать его основные компоненты (ориентировка в речевой ситуации, точное понимание текста и др.). Были установлены, а позже и экспериментально подтверждены такие условия, обеспечивающие результативность развития коммуникативно-речевых способностей, как обязательная деятельностная основа, опора на имеющиеся у ребенка задатки (дар слова, языковое чутье и пр.), развитие психофизиологических механизмов речи, на базе которых происходит формирование коммуникативно-речевых умений и навыков. Развитие этих умений и навыков, в свою очередь, обеспечивает развитие соответствующих способностей.
Еще одно условие развития коммуникативно-речевых способностейучет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого и построение работы с учетом этих особенностей (предпочтительный способ восприятия информации, учет особенностей темперамента и пр.). Большое внимание мы уделяем мотивации школьников к деятельности, обращению к их личному речевому опыту и эмоциональной сфере.
Развитие коммуникативно-речевых способностей лучше проходит на теоретической основе. Использование теоретических знаний о тексте способствует более успешному развитию перспективной саморегуляции (основного речевого новообразования пяти-семиклассников).
Нами были сформулированы основные принципы методики развития коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте, проанализированы уровни развития коммуникативно-речевых умений и собственно коммуникативно-речевых способностей.
Все это дало нам возможность отобрать упражнения, специально направленные на развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся, сформулировать требования к тексту как дидактическому материалу в данной системе упражнений, создать образцы уроков по теме «Текст», уроков связной речи, формирующих речеведческое понятие.
Работа по предложенной нами методике позволила каждому ученику не только глубже понять природу такого явления, как текст, но и существенно повысить свой уровень речевого развитияспособствовала повышению творческой инициативы, общего интереса к предмету.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Исследование показало, что перспективным направлением формирования языковой и коммуникативной компетенции и в целом развития ребенка является соединение в школьной практике, с одной стороны, обращения к задаткам учащегося, его речевому опыту, эмоциональной сфере личности, учета индивидуальных психофизиологических особенностей, с другой, — активного привлечения теоретических знаний.
Полученные в ходе проведенного исследования теоретические и практические выводы открывают перспективу для дальнейшей работы по развитию коммуникативно-речевых способностей учащихся на уроках русского языка (в частности, формирование индивидуального стиля ученика).
Список литературы
- Акишина А.А. Структура целого текста. Вып.1. М.: Б.и., 1979. — 87 с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1981. 151 с.
- Алентикова С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения текста. Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 1999.-210 с.
- Амоношвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», — 1998. — 544 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 382 с.
- Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 132.00.02. М., 2001. — 40 с.
- Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. М.: Прометей, 1997. — 159 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука- Смысл, 1999.-349 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 416 с. И. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на урокерусского языка // Русская словесность, — 1997. № 3. — С. 57−61.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева АП Лингвометодаческие основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе. М: НИИ школ, 1980. — 79 с.
- Бабенко Л.Г. и др. Лингвистический анализ художественного текста. М: Флинта, 2000.-496 с.
- Беляев И.А. Соотношение понятий «способности» и «умения» в контексте образовательного процесса // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: Тезисы докладов. -Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т, 1997. С. 51.
- Белянин В.П. Психологические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988, — 121 с.
- Бирюкова Т.Г. Речевое развитие старших школьников. Елец: Издательство ЕГПИ, 2000. — 169 с.
- Бирюкова Т. Г Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников. Дисс.докт. пед. наук. Елец, 2001. -371 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Межд. пед. академия, 1995. -328 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1995. — С. 104−120.
- Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур. // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. -М.: Наука, 1976. 263 с.
- Бунеева Е.В. Как читают текст учебника наши ученики? Обучение умению адекватно воспринимать письм. речь: V-VII, IX кл. // Русский язык в школе. 1995.-N 6.-С. 11−18.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.-512 с.
- Бутакова Е.С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1996. — 36 с.
- Бутакова JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: Автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19- Ом. гос. ун-т. Барнаул, 2001. — 39 с.
- Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок свойственной письменной речи. // Вестник омского университета, вып.2. Омск: изд-во Омского государственного университета, — 1998. — С 72−75.
- Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики теста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. научных статей. Киев: «Вища школа», 1978. — С.30−38 с.
- Валгина Н.С. Теория текста: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Логос, 2003. — 280 с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -128 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: АНСССР, 1963. 255 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. // Григорьева В. Г., Зимняя И. О., Мерзлякова В. А. и др. М.: Русский язык, 1985. -116с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 220 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. -352 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста // Лингвистика текста: Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.61−66.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-139 с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -480с.
- Гаспаров Б.Н. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели //Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. — С.73−77.
- Гиндин С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 16 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306с:
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. -221с.
- Граник Г. Г. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — N 3. — С. 43−52.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. — 544с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. — 176с.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты- миниатюры на уроках русского языка. М.: Флинта, Наука. — 2001. — 144 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку. Дисс.докт. пед. наук. Л., 1990. — 456 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984 — 268 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ.: Питер, 2000. -386 с.
- Дьяченко М.Л., Кандыбович Л. А. Психология: словарь-справочник. М.:1. Харвест, 1998. 576 с.
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. -М.: Эдиториал УРСС, 2001, 326 с.
- Ембулаева Т.Е. Общение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических тестов. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1993. 179 с.
- Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Русский язык в школе. —1999. N 4. — С. 12−21 .
- Еремеева А.П. Анализ и синтез на уроках развития речи // Практическая направленность в преподавании русского языка, Межвузовский сб. научных трудов. М.: Высшая школа, 1983. — С.103−113.
- Еремеева А.П. Роль образцового художественного текста в обучении связной речи. // Русская словесность. 1999. — № 4. — С. 72−76.
- Ефремова О.А. Индивидуализация обучения как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Новосиб. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2002. 16 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи.// Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998.-С.79−162.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов. // Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998. — С. 183−319.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998. — С. 320−340.
- Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русс. Яз., 1977 -48 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. М.: Наука, 1981.-207 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с. 67.3олотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 5.
- Ивченков П.Ф. Еще раз о редактировании текста // Русский язык в школе -1999. -N2. С. 37−40.
- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. П Русский язык в школе. 1999. — N 1. — С. 3−11.
- Ипполитова Н.А. «Совершенствование механизмов речи на уроках русского языка» // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 3−8.
- Ипполитова И.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М.: Наука, 1992.- 125 с.
- Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности. Под ред. А. А. Голубевой. М., 1989.-С. 103−128.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции//Вопросы психологии, 1996. № 1. — С. 34−50.
- Каменская О.Я. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. — 152 с.
- Капинос В.И. Речеведческие понятия и их специфика и функция в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе 1988. — № 1. -С.29−38.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: (5−7 кл.: Пособие для учителя / В. И. Капинос, Н. И. Сергеева, М. С. Соловейчик. -2-е изд.- М.: Линка-Пресс, 1994. 192 с.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С.3−8.
- Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02-
- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Дис. совет Д 053.01.04. М., 1995. -16 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев. -М.: Наука, 1988. 191с.
- Кожин А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. — 284с.
- Кожина М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи. Дисс.докт. филол. наук. -М.1970. -450 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.- Наука, 1984. — 175 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. — N 3. — С. 3−7.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки, дисс.канд. пед. наук М., 1985.-470 с.
- Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5−6х классов. М.: Флинта. Наука, 1996. — 272 с
- Кузнецова Т.Е. Методика работы над заглавием текста в средней школе. Дисс.канд. пед. Наук. М., 1999. -167 с.
- Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. — 160 с.
- Ладыженская Т.А. Исследования по развитию связной речи учащихся. -М.: Просвещение, 1974.-256 с.
- Ладыженская Т. А. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики
- Русская словесность. 2002. — N 4. — С. 65−70.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. -М.: Педагогика, 1974. 256 с.
- Ладыженская ТА и др. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. -М.: Флинта: Наука, 1998. 312 с.
- Лейтис Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1997. — 448 с.
- Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979 — С. 18−36.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. (Избр. психологические труды) М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-448 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические исследования речи // Избр. психол. произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-С. 96−141.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-184 с.
- Лингвистические знания основа умений и навыков / Состав. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Липатова В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Моск. пед. ун-т.-М., 1993.-16 с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. Пособие для учителей // Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985, № 4.-С. 42−47.
- Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. — 248 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Изданиевторое, исправленное и дополненное. М.: РОСТ СКРИН, 1997- 256с.
- Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении русскому языку // Русская словесность. 2002 — N 6 — С. 43−46.
- Львова С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка //Русский язык в школе. 1984. — № 2. — С. 17−24.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Под. Ред. С. Д. Хомского. 2 изд.- М., 1998 — 336с.
- Маранцман В. Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе 1994 — № 6. — С. 41−49,63.
- Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. -1973. № 6. — С.96 -105.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 443 с.
- Мещеряков В.Н. О содержании понятия «модальность текста» //Практическая направленность в преподавании русского языка, Межвузовский сб. научных трудов. М., 1983. — С.46−47.
- Мещеряков В.Н. и др. Основы школьного речеведения. Под. ред. Т. А. Ладыженской. В 2ч. М.-Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2004. — 190с- 266с.
- Мещеряков В.Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов. -Днепропетровск: ДГУ, 1980. 69 с.
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высш. школа, 1981. -183 с.
- Мурашов А. А. Обучение русскому языку и грамотность // Русский язык в школе. 1999 — № 6. — С 3−11.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. — 125 с.
- Наумов Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01- Кург. гос. ун-т. -Курган, 2000.-21 с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 682 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: Описание, повествование, рассуждение. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 260с.
- Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 17−24.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966. — 213 с.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.-215 с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. -М.: Наука, 1980. 263 с.
- Ольшанский И.Г. Текст как единство элементов и отношений//Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1, — м.: МПГИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. С. 209−214.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 311.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 8−17.
- Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку// Педагогика. 2003. — N 4. — С. 26−31.
- Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. -М. -Д.: Гос. изд-во, 1930. 176 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Пленкин Н.А. Умение создавать текст // Русский язык в школе. -1981. -№ 5. С.13−16
- Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 270 с.
- Пронина А.А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Нижегор. гос. пед. унт. -СПб., 1998.-16 с.
- Репкин В.В. Учитель в системе развивающего обучения // Методист. -2003. -N3.-C. 46−48.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: ЛГУ, 1989.- 180 с.
- Сильвова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка // Русская словесность. -2002. -N 7. С. 40−45.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.
- Сокольницкая Т.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении глагола на текстовой основе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1994. 18 с.
- Солганик Р.А. Стилистика текста. М.: Флинта, 2000. — 253 с.
- Сотова И.А. Формирование речевого самоконтроля: обучение связной речи на уроках рус. яз. // Русский язык в школе. 2003. — N 1. — С. 3−11.
- Степанов А.А. Психология деятельности // Общая психология. Подред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. — С. 138−140.
- Сысоева С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство развития речи учащихся младших классов // Дис.канд.пед.наук. Рязань, 1999.- 172 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, 1961.-536 с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М: Просвещние., 1984. — 160 с.
- V 155. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. 2-е изд. М.:1. Просвещение, 1978. 160 с.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961. -230 с.
- Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994, — 60 с.
- Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. М.:1. Просвещение, 1970. 176 с.
- Харченкова Л.И. Развитие творческих способностей на уроках русского языка// Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1984.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. Учеб. пособие. СПб.: ИД «Мим, 1997. — 192 с.
- Чижова Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С.9 -16.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. Л.: Просвещение, 1990,414 с.
- Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. — N. 4. — С. 16−21.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, 1974. -428 с.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. / АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: «Наука», 1977. — 168 с.
- Шуваева А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 2002. — 220 с.
- Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика // Русский язык в школе. 2003. — N 3. — С. 3−10.
- Эльконин Д.В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Психическое развитие в детских возрастах. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 66−86.
- Юртаев С.В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. -N 7. -С. 110−114.
- Юртаев С.В. Формирование текста в письменной речи учащихся // Наука и школа. 2002. — N 4. — С. 38−42.
- Якимович А.И. Об уровнях и критериях речевого развития языковой личности // Разноуровневое речевое развитие языковой личности. Материалы межвуз. семинара. СПб.: Образование, 1995. — С.81−82.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы // Сост. JI.M. Рыбченкова- М.: Дрофа, 2002.
- Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ, материалы: Учебное пособие для учащихся. М., 1993. — с. 277.
- Комплексный анализ текста"//Сост. Т. Ф. Тагинцева, Т. Ю. Пылаева. -М., 1997. 42 с.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 28-е. изд. — М.: Просвещение, 2002. — 303с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 24-е. изд. — М.: Просвещение, 2002. — 232с.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 23-е. изд.- М.: Просвещение, 2001. — 221с.
- Русский язык. Практика: Сб. задач и упр.: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. А. Ю. Купалова- Науч. ред. В. В. Бабайцева. -3-е изд. М.: Просвещение, 1996. — 255 с.
- Русский язык. Практика: Сб. задач и упр.: Учеб. пособие для 6−7 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова — Науч. ред. В. В. Бабайцева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 256 с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 176с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 160с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 160с.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. -М.: Дрофа, 2001. — 384с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 368с.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 320с.