Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основы образования должны выступать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т. е. процедуры рефлексивного характера. Это определяет необходимость выделения в требованиях к содержанию и уровню подготовки военных инженеров задачи формирования методологической культуры, включающей владение методами познавательной, профессиональной, коммуникативной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование профессионально важных качеств специалиста как педагогическая проблема
    • 1. 1. Профессионально важные качества, профессионализм и профессиональная компетентность современного инженера
    • 1. 2. Содержательный анализ профессионально важных качеств военного инженера — специалиста по эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем специального назначения
    • 1. 3. Нелинейное мышление в структуре мировоззрения современного инженера
    • 1. 4. Педагогические возможности курса физики в формировании профессионально важных качеств военного специалиста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика формирования профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе
    • 2. 1. Пути и средства формирование мотивации учения и познавательных умений как валентных профессионально важных качеств специалиста
    • 2. 2. Экспертиза деятельности по формированию и развитию комбинационных профессионально важных качеств военного специалиста при шучепии физики
    • 2. 3. Онытно-экспериментальная работа по формированию профессионально важных качеств военного специалиста на начальном этапе обучения
  • Выводы по второй главе

Формирование профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. Социальный и научно-технический прогресс вызывает непрерывные изменения в инженерной деятельности и профессиональной подготовке специалистов инженерного профиля. В материалах I съезда шгжеперов России этому поводу сказано: «В условиях осознания необходимости перехода на модель устойчивого развития цивилизации, сформировавшегося императива „выживаемости“ человечества, перестройки экономики страны на путь технологического развития, придания приоритета наукоемким и шггеллектуальноемким технологиям, инженеры становятся ключевыми фигурами в социально-экономической сфере общества. Момент истины для нашей страны — принять, что образование сегодня относится к сфере общенациональных стратегических интересов России» [110].

В сферу общенациональных интересов входит также обеспечение органов государственной власти и руководства силовых ведомств надежно защищенными каналами связи и достоверной информацией, необходимой для принятия решений в области государственной безопасности, экономики, политики, пауки и техники. Этим обусловлены современные требования к профессиональной подготовке военных инженеров-связцстовспециалистов Службы Специальной Связи и Информации, совмещающих в себе профессиональные качества командира, инженера, оператора и воспитателя [34, 157]. Для доспгжеиия высокого уровня профессиональной компетентности курсант военного вуза должен обладать способностями к учебной, организаторской, управленческой, служебной, воспитательной деятельности, коммуникативными умениями, иметь твердые нравственные убеждения, развитый интеллект, научное мировоззрение, высокую ответственность и культуру.

Чтобы обучаемый стал военным инженером, ему необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов, нс просто освоить определенные знания и методы деятельности, но соединить их в органическую целостность на основе убежденности в своем высоком предназначении: безупречной и бескорыстной службой укреплять безопасность и могущество Родины.

В качестве основы образования должны выступать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т. е. процедуры рефлексивного характера. Это определяет необходимость выделения в требованиях к содержанию и уровню подготовки военных инженеров задачи формирования методологической культуры, включающей владение методами познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности в соответствии с лучшими традициями российского инженерного и военного образования и опытом зарубежных вузов. При этом педагоги, жизнь и деятельность которых связаны с высшей школой, предупреждают, что «российское инженерное образование не должно рассматриваться как пустое пространство, которое может быть заполнено элементами американских, немецких, японских и других образовательных систем, но прежде всего как развивающаяся совокупность лучших отечественных традиций шгженерной подготовки, обогащенных опытом их развития в различных странах мира. Любые зарубежные новации в инженерном образовании требуют при их использовании определенного переосмысливания, проверки па адекватность российской действительности и сложившемуся менталитету» [110].

Традиционно считается, что формирование военного инженера как специалиста происходит при изучении общешгженериых (в 5−7 семестрах) и специальных (в 8−10 семестрах) дисциплин. Этим этапам предшествует период общевоенной подготовки и изучения дисциплин естественнонаучного блока — физики, химии, математики. На это время приходится также период адаптации к вузу и профессиональной адаптации, когда в соответствии с требованиями профессиональной деятельности должны развиваться интеллект, волевые, эмоциональные качества человека, его заиитересованность в результатах учебной и служебной деятельности, направленной на освоение профессии. В это же время происходят возрастные психофизиологические изменения личности, имеющие огромное значение для каждого человека. Многие исследователи (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, М. И. Житницкпй, Л. М. Захаров и др.) считают, что именно в возрасте 18−22 лет интенсивно развивается интеллект, формируется мировоззрение и жизненная позиция человека, система ценностных ориентации личности. С началом профессиональной подготовки, вхождением в профессию начинают интенсивно развиваться специальные способности, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, связанная с осознанием собственных качеств и с усвоением новых знаний (В. П. Давыдов, М. И. Дьяченко, J1. Ф. Железняк и др.), происходит переоценка своих способностей и отношений с людьми.

Успешность адаптации и вхождения в новую профессионально ориентированную образовательную среду служит показателем правильности выбора профессии. На практике, однако, в это время у значительной части курсантов формирование качеств гражданина и профессионала протекает медленно, заинтересованность в деятельности по избранной профессии снижается, и только с 5−6 семестров этот показатель начинает стабильно возрастать [76, 132, 154].

Из этого следует, что начальный этап обучения в вузе должен более эффективно использоваться именно с точки зрения формирования профессионально важных качеств военного инженера.

Задача эта требует, прежде всего, выбора оптимального соотношения между профессиональной и общенаучной подготовкой выпускников. Следует признать, что противоречие между специальными и естественнонаучными дисциплинами часто разрешаются в интересах специальных дисциплин: путем сокращения времени на естественнонаучный цикл, изменением последовательности и сроков шучения отдельных разделов, заменой некоторых разделов физики обособленными спецкурсами.

Усиление профессиональной подготовки специалистов должно осуществляться не путем урезания физики и других естественнонаучных дисциплин, а, напротив, за счет расширения их педагогических возможностей и формирования ПВК средствами этих дисциплин. В особой степени это относится к обучению в военных вузах, выпускники кроме чисто инженерных функций по эксплуатации техники должны обеспечить обучение, воспитание и управление отношениями в воинских коллективах. Для этого необходимо усиление гуманитарно-педагогической составляющей в образовании военных инженеров.

Па рубеже XX и XXI веков перечисленные обстоятельства послужили причиной активного исследования путей формирования ПВК специалиста при обучении в технических и военных вузах (Л. А. Андреева, Л. К Бо-бикова, Г. Н. Бологова, А. В. Вакорин, О. В. Варникова, Л. Ю. Кривцов, Т. П. Нечаева, А. А. Полосин, С. В. Яшок и др.). Есть исследования, в которых рассматривается формирование и развитие отдельных умений и качеств: методологических знаний (В. И. Наливайко, А.И. Стерелюхин), учебных умений (II. С. Козлов, С. Б. Пашкин, И. В. Сидорова и др.), управленческой деятельности (А. В. Вакорин и др.), воинского воспитания (С. Г. Зубов, И. Н. Караваев, Н. Г. Мирошниченко, Ф. Д. Рассказов), ответственности (И. Ю. Коробейнпкова, К. С. Пахомова, О. А. Шушерина и др.), волевых качеств (С. М. Шингаев и др.), коммуникативных умений (Л. II. Аксенова, В. Д. Квасков, В. Я. Кикоть, П. Ф. Комогоров, А. П. Петрова, В. Н. Панкратов и др.), а также вопросы повышения качества подготовки специалистов в военных вузах связи (В. В. Гусев, Ю. А. Ленев, С. В. Середенко, Ю. А. Червяков и др.).

Значительно меньше работ посвящено формированию профессионально важных качеств средствами курса физики (О. Г1. Кнслякова, А. II. Лавренина, Л. В. Масленникова, А. А. Червова), хотя в периодических изданиях («Физическое образование в вузах», «Инженерное образование», «Высшее образование в России» и др.) часто подчеркивается особая роль физики в профессиональной подготовке инженера и специалиста [3, 81, 82, 88, 98, 162].

Анализ педагогических исследований и доступных нам баз данных позволяет сделать вывод об отсутствии работ, в которых детально рассматривались бы теория и практика формирования ПВК будущего специалиста при изучении физики в военном вузе.

Детальное изучение подходов к решению проблемы формирования ПВК специалиста при обучении в инженерных и воеипо-тсхпических вузах, позволило выявить противоречия:

— между традиционным мнением о формировании специалиста исключительно средствами специальных дисциплин и объективной необходимостью формирования ПВК специалиста на начальном этапе обучения;

— между традиционным отношением к физике как основе изучения общеинженерных дисциплин и возможностями дисциплины в формировании профессионально важных качеств будущего военного инженера;

— между высокой социальной значимостью профессии военного инженера и отрицательной динамикой ценностного отношения к ней на начальном этапе обучения;

— между объективно высоким воспитательным потенциалом дисциплины «Физика» и уровнем его реализации в учебном процессе.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет аюуальность темы нашего диссертационного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, пути и средства эффективного формирования профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе?

Решение этой проблемы составляет цель исследовании.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих военных специалистов на начальном этане обучения в вузе, а его предметом — процесс формирования профессионально важных качеств специалиста Службы Специальной Связи и Информации при изучении физики в военном вузе.

Гипотеза исследования базируется па предположении о том, что процесс формирования комплекса профессионально важных качеств будущего специалиста будет эффективным при выполнении следующих условий:

— в качестве центрального, структурообразующего компонента ПВК, обеспечивающего согласованность и креативную направленность всего комплекса профессиональных качеств военного специалиста, рассматривается его мировоззрение;

— обучение физике направлено на приоритетное развитие в комплексе ПВК качеств мировоззренческого характера;

— в предметном содержании курса физики в явной форме содержатся признаки будущей профессии и специализации;

— учебный процесс по физике включает в себя элементы воепно-профессиональной деятельности;

— регулярно осуществляется диагностика сформированности и коррекция профессионально важных качеств;

— формирование и развитие ПВК осуществляется на основе устойчивых мотивов профессионального развития и развитых учебных умений.

Проблема, цель, предмет, гипотеза исследования определяют его задачи:

— уточнить определение профессионально важных качеств и выяснить их связь с профессионализмом и профессиональной компетентностью специалиста;

— выявить и проанализировать структуру и содержание профессионально важных качеств военного инженера по эксплуатации информационно-телекоммуникационных комплексов и систем (ИТКС) специального назначения;

— разработать дидактическую модель подготовки военного специалиста и определить педагогические возможности курса физики по ее реализации в военном вузе;

— разработать методику формирования ПВК специалиста при изучении физики в военном вузе.

Методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения философии о единстве и познаваемости материального мира, о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений, о человеке как субъекте деятельности, о роли деятельности в развитии личностисис-темно-деятелыюстпый, технологический и личностно-развивающий подходы к проблеме профессиональной подготовки специалистаконцепция преподавания дисциплин фундаментальной подготовки в контексте будущей профессиональной деятельностиидеи педагогического проектирования образовательного процесса в вузе па предметно-содержательной и нормативно-функциональной основе.

Теоретическая основа исследования:

— положения современных концепций развития личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев);

— идеи о единстве биологического и социального в структуре личности (JI. И. Божович, Л. С. Выготский, К. К. Платонов),

— идеи субъектной самореализации индивидуальности в условиях специально организованной деятельности (Т. В. Габай, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, В. С. Мерлин);

— исследования сущности и структуры профессиональной и педагогической деятельности (С. Я. Батышев, II. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков);

— выводы педагогов и психологов о целостности и закономерностях процесса обучения и формирования ПВК (А. В. Барабанщиков, Е. П. Бело-зерцев, Ю. В. Варданян, В. П. Давыдов, В. Е. Ильин, Е. А. Климов, В. Ландшеер, В. И. Марищук, Ф. Д. Рассказов и др.).

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследовании:

— теоретические (сопоставительный анализ и теоретическая систематизация психолого-педагогических исследований, но проблеме исследования);

— эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы, оценка и самооценка, изучение документов и результатов деятельности курсантов и преподавателей, педагогический эксперимент),

— статистические методы обработки данных.

Организации н этапы исследовании. Эмпирическую базу исследования на его констатирующем этапе составили 233 курсанта первого года обучения, в опытно-экспериментальной работе участвовали 108 курсантов первого-второго годов обучения Академии Спецсвязи России (до 2003 года — Академия ФАПСИ). Исследование осуществлялось на протяжении десяти лет (1995 — 2004 гг.) и включало ряд логически взаимосвязанных этапов.

Первый этап — теоретико-поисковый (1995;1998 гг.) — охватывает изучение теоретических источников по проблеме, выбор объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы и проведение констатирующего этапа исследования, разработку теоретических основ формирования ПВК средствами физики. В ходе данного этапа определилась основная идея исследования: в целостном комтексе личностных качеств будущего специалиста мировоззрение является важнейшим системообразующим фактором, обеспечивающим согласованность и креативную направленность развития всего комичекса ПВК.

Второй этап — проектировочный (1999;2001 гг.). На этом этане разработана методика формирования профессионально важных качеств при изучении физики в соответствии моделями будущего военного специалиста и его подготовки в вузе.

Третий этап — формирующий (2002;2003 гг.). Включает онытпо-экспериментальную работу по формированию у курсантов профессионально важных качеств в соответствии с разработанной методикой.

Четвёртый этап — заключительный (2004 г.). На этом этапе проводилась систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, проверка и уточнение полученных выводов, оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— выполнен содержательный анализ и конкретизировано определение ПВК военного инженера по эксплуатации ИТКС специального назначения как системы, являющейся основой его профессиональной компетентности и профессионализма;

— выявлена взаимосвязь профессионально важных качеств офицера СССИ с компонентами мировоззрения личности, которое следует рассматривать как системообразующий фактор в сложном комплексе ПВК специалиста;

— обосновано значение нелинейного мышления в мировоззрении современного инженера как одной in основ универсальной синергетиче-ской методологии аналша процессов в сложных системах (технических, природных, биологических, социальных) и управления этими системами;

— разработана дидактическая модель подготовки военного специалиста и определены педагогические возможности курса физики по ее реализации в вузе;

— разработана и опробована методика формирования ПВК будущего специалиста па основе их системного характера и соподчинения при обучении физике;

— предложены критерии оценки сформировапности профессионально важных знаний и умений средствами физики.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— уточнено определение профессионально важных качеств и их структура для специалиста СССИ;

— доказана необходимость их формирования на начальном этапе обучения в вузе;

— выявлено значение вузовского курса физики в системе формирования ПВК;

— дано теоретическое обоснование методики обучения физике, способствующей формированию профессионально важных качеств специалистов СССИ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы являются основой для решения проблемы формирования ПВК военного специалиста на этапе изучения естественнонаучных дисциплин в вузе и могут применяться в практике высшего военного образования. Результаты исследования используются в педагогической практике автора при проведении всех видов занятий по физике, при подготовке учебно-методических пособий и методических разработок в Академии Спецсвязи России. Практические рекомендации для преподавателей и курсантов могут использоваться преподавателями и методическими службами технических и военных вузов для анализа эффективности и повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста па начальном этапе обучения, реализации военно-профессиональной направленности обучения физикедля подготовки учебно-методических пособий, разработки планов проведения отдельных практических и лабораторных занятий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические разработки в области психологии, теории и методики профессионального образования, продолжительным изучением педагогической практики, многолетним личным опытом преподавательской деятельности, целостным подходом к решению поставленной проблемы и организации опытно-экспериментальной работы, соответствием концепций исследования и его результатов современным тенденциям развития военного инженерного образования.

На защиту выносится следующие положения:

1. Профессионально важные качества военного инженера представляют собой сложную систему существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, знаний, умений и способностей, способствующих эффективному освоению профессии в процессе обучения и успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Основу формирования и развития ПВК военного специалиста, включающих в себя качества отважного офицера, гражданина-патриота, компетентного инженера, квалифицированного оператора ИТКС составляют мотивы профессионального развития и учебные умения.

2. Общим признаком ПВК офицера-связиста является их принадлежность к структуре мировоззрения, которое выполняет роль системообразующего фактора в сложном комплексе ПВК. Профессиональное развитие военного специалиста при изучении физики следует строить на основе приоритетного освоения мировоззренческих компонентов содержания образования.

3. Средством формирования профессионально важных качеств является специально организованная деятельность преподавателей и курсантов (в особенности аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа), которая обеспечивает решение следующих задач:

— уяснение личных целей обучения, их сближение с целями обеспечения государственной безопасности;

— создание положительной мотивации освоения профессии военного шгженера-связиста;

— формирование и развитие обобщенных учебных умений как основы эффективного освоения профессии и последующего профессионального саморазвития;

— формирование знаний о структуре ПВК военного инженера;

— создание системы оценки и самооценки сформированное&tradeПВК будущего специалиста.

Последовательность решения этих задач определяются исходным состоянием и логикой развития профессионально важных качеств будущих специалистов.

4. В соответствии с задачами личностного развития ПВК специалиста можно разделить па две группы: валентные и комбинационные. Формирование комбинационных качеств требует значительного времени и разнообразных знаний. Валентные ПВК субъекта обучения формируются на конкретном этапе обучения за небольшой отрезок времени и обеспечивают ускоренное развитие комбинационных качеств, которые группируются вокруг валентных качеств подобно тому, как в структуре тяжелых элементарных частиц — бариоиов — «море» кварковых и антикварковых пар окружает три валентные кварка, определяющих основные свойства структуры. В роли валентных качеств могут на начальном этапе обучения могут успешно функционировать мотивация учения и обобщенные учебные умения, а в последствии — мировоззрение будущего специалиста.

5. Педагогические возможности физики как учебной дисциплины позволяют осуществить программу формирования и развития ПВК на начальном этапе обучения в военно-инженерном вузе. Основными путями формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов при изучении физики являются сочетание фундаментализации, профессионализации и гуманитаризации образованиясовершенствование системы межпредметных связейиспользование историко-биографиче-ского материала, системы текстовых и экспериментальных задач мировоззренческого характераобеспечение профессиональной направленности всех видов учебных занятий, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы курсантов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры физики Академии Спецсвязи, кафедры общей педагогики ОГУ, участием в Неделях науки ОГУ (1997 — 2003 гт .) — участием во всероссийских и межвузовских конференциях «Проблемы современного высшего образования» (март 1997 г., г. Орёл, ОГИИК), «Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А. П. Киселева)» (ноябрь 2002 г., г. Орел, ОГУ), «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление науки, культуры и образования» (декабрь 2003 г., г. Орел, ОГУ), «Проблемы совершенствования подготовки специалиста в условиях реформирования высшего образования» (март 2004 г., г. Орёл, Академия Спецсвязи России), «Проблемы оргапюацин самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» (июнь 2004 г., г. Орел, ОГАУ), международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики: проблемы и решения» (декабрь 2004 г., г. Брянск, БГУ).

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось через практическую деятельность самого исследователя п процессе преподавания физики, а также при подготовке пяти учебно-методических пособий по дисциплине «Фшика», пособия по дисциплине «Начальная военная подготовка.

Введение

в специальность" и отчета о НИР «Исследователь» в Академии Спецсвязи России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения (14 е.), двух глав (85 с. и 57 е.), заключения (4 е.), списка использованной литературы (188 наименований), 17 приложений. Основное содержание изложено на 162 страницах. В тексте содержится 4 таблицы, 7 рисунков, 9 диаграмм.

Выводы по второй главе

1. Профессионально важные качества будущего специалиста формируются как система, все элементы которой взаимосвязаны и иерархически соподчинены. В их комплексе присутствуют качества, формирование которых требует значительного времени и разнообразных знаний, но есть и такие, которые на данном этане обучения в соответствии с задачами общего развития личности и содержанием изучаемого материала нужно сформировать в первую очередь. Первую группу качеств мы называем комбинационными, а вторую — валентными. На каждом этапе образовательного процесса целесообразно нрнорнтетное развитие валентных личностных качеств, поскольку от их сформированное&tradeзависит успешность развития всего комплекса ПВК субъекта обучения. На начальном этапе обучения роль валентных качеств выполняют мотивация учения и обобщенные учебные умения, а в последствии — мировоззрение будущего специалиста.

2. Предлагаемая методика формирования и развития профессионально важных качеств военного инженера — специалиста по эксплуатации ИТКС специального назначения органично включает в преподавание физики методы, приемы и средства, создающие условия для личностного развития будущих специалистов.

3. Мировоззрение будущего спе1щалиста следует рассматривать как центральный, структурообразующий компонент ПВК, обеспечивающий согласованность и креативную направленность всего комплекса индивидуальных качеств, и являющийся показателем их сформированное&trade-.

4. Проведенные эксперименты показали, что целенаправленное формирование компонентов мировоззрения при обучении физики в военном вузе позволяет повысить эффективность формирования и развития большой группы ПВК будущих специалистов Службы Специальной Связи и Информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-технический прогресс вызывает непрерывные изменения в профессиональной инженерной деятельности, что в свою очередь требует адекватных изменений содержания, технологий и стандартов военно-инженерного образования. Одним из подходов к решению этой задачи является выбор оптимального соотношения между профессиональной и общенаучной подготовкой выпускников на основе целенаправленного формирования системы профессионально важных качеств будущих военных инженеров при изучении всех учебных дисциплин. Достижение этой цели требует согласования усилий преподавателей и курсантов в образовательном процессе, придания обучению профессиональной направленности с одновременным усилением фундаментализации инженерного образования. Особенно важно, чтобы профессионализация образования осуществлялась с самого начала обучения в вузе, чтобы преподавание всех дисциплин содержало признаки будущей профессии.

Для решения данной задачи нами была определена структура и построена модель процесса формирования и развития нрофессионалыю-важпых качеств военного специалиста, в которой важная роль отводится созданию профессионально ориентированной обучающей среды. На начальном этапе обучения в военно-техническом вузе в составе обучающей среды исключительное значение имеют педагогические возможности курса физики, как дисциплины, обеспечивающей формирования научного мировоззрения, познавательных умении, естественнонаучной основы для общеинжеперных и специальных дисциплин, военно-профессиональной направленности курсантов.

Последовательность реализации задач формирования ПВК отражает логику их развития, системный характер, особенности взаимосвязей и соподчинения. Для каждого этапа их формирования важно выделить валентное качество, от сформированное&tradeкоторого будет зависеть уснешность последующего личностного развития. В работе с первокурсниками важно обеспечить продвижение от мотивации учебной деятельности к когнитивно-операциональным качествам, а затем организационным, коммуникативным, нравственным и эмоционально-волевым

В качестве педагогических факторов формирования ПВК курсантов можно выделить: организационные, определяющие, как и с помощью каких организационных форм осуществлять обучениеметодические, определяющие методы предъявления учебной информации и контроля ее усвоениясодержательные, определяющие состав и объем знаний и умений, которыми курсант должен овладеть при изучении каждой дисциплины.

Выделение в преподавании физики целей формирования профессионально важных качеств будущего специалиста потребовало актуализации всех названных факторов. Были уточнены тематические планы изучения дисциплины, разработаны методические рекомендации и система заданий для подготовки к различным видам занятий, подготовлены новые лекционные демонстрации, лабораторные и учебно-исследовательские работы. Созданы условия для приобретения будущими инженерами опыта обсуждения научно-технических проблем, ведения дискуссий, участия в научных викторинах, конкурсах, конференциях.

В онытно-экспериментальной работе удалось повысить у курсантов экспериментальных групп уровень мотивов общения и достижения, потребности в межличностном общении, интерес к изучению физики, приобретению знаний и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В ходе теоретико-экспериментального исследования получены следующие результаты:

1. Уточнено определение профессионально важных качеств специалиста и показана связь данного комплекса индивидуальных свойств субъекта деятельности с профессионализмом и профессиональной компетентностыо современного инженера. ПВК мы предлагаем рассматривать как сложную систему существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, знаний, умений и способностей человека, способствующих эффективному освоению профессии в процессе обучения и успешному выполнению профессиональной деятельности.

Средством формирования и развития этих качеств является деятельность, которая в военном вузе должна носить характер военно-профессиональной деятельности, содержать признаки будущей профессии и специализации.

2. Профессионально важные качества военного специалиста, но эксплуатации ИТКС специального назначения реализуются в трех наиболее общих сферах профессиональной деятельности: командной, шгженерно-операторской, воспитательной. Каждая из них требует специфических знаний и умений, развитых познавательных и технических способностей, организаторских, волевых и нравственных качеств.

3. Определена структура профессионально важных качеств военного специалиста, которую можно представить в виде пяти блоков: когнитивно-операциональных, организаторских и управленческих, коммуникативных, мотивацнонно-ценпостных, нравственных и эмоционально-волевых качеств. Большинство индивидуальных качеств, входящих в эти блоки, в свою очередь являются компонентами хмировоззрения. Соответственно мировоззрение будущего специалиста следует рассматривать как центральный, системообразующий компонент ПВК, обеспечивающий согласованность и направленность развития всего комплекса знаний, умений и личностных качеств, и являющийся показателем их сформированное&trade-.

В основу критериев сформированное&tradeПВК была положена диагностика развитая общеинженерных знаний и умений, и компонентов мировоззрения, важнейшими из которых являются представления о современной физической картине мира и соответствующий ей научный стиль мышление.

4. Выявлено положительное отношение курсантов к диагностике личностного развития и оценке сформированности профессиональных качеств. При этом курсанты отдают предпочтение экспресс-методам, в основе которых лежит диалог с компьютерной программой. Достоинствами таких тестовых программ являются: возможность самопроверки по собственной инициативе, короткая процедура тестирования, быстрое получение результата, конфиденциальность информации. Через сеть INTERNET все желающие могут пройти «Тест на пригодность к службе в спецслужбе». Очевидна целесообразность применения такого рода диагностических программ в локальной сети вуза для оценки развития профессионально важных знаний, умений и личностных качеств.

5. На основе дидактической модели подготовки военного специалиста разработана и проверена на практике методика формирования валентных и комбинационных ПВК в процессе изучения физики на начальном этапе обучения в вузе. Обоснована педагогическая целесообразность и основные направления реализации гуманитарного и нравственного потенциала конкретных разделов образовательной программы по физике.

6. Результаты исследований были использованы при разработке методических указаний к проведению практических и лабораторных занятий, при подготовке к изданию учебно-методических пособий по дисциплинам «Физика», «Физические основы электроники», «Начальная военная подготовка.

Введение

в специальность", в отчете о НИР «Исследователь» в Академии Спецсвязи России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -311 с.
  2. Н. Н. Развитие статистического мышления учащихся на факультативных занятиях в средней школе: Автореф. дне.. канд. пед. наук. М., 1970. -22 с.
  3. А. Е. Целостный подход к обучению физике в системе военно-инженерных вузов //Физическое образование в вузах. Т. 5.- 1999. № 4,-С. 45−48
  4. Л. Н. Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001, — 25 с.
  5. С. 3. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся: Автореферат. дисс.канд. пед наук. Владикавказ, 1999, — 17 с.
  6. В. В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. паук. Брянск, 1998. 16 с.
  7. А. И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности курсантов ВВПУ: Дисс.канд. психол. наук. М.:ВПА, 1977. -213 с.
  8. И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 1999. 14 с.
  9. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  10. Л. А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Брянск, 1999. 19 с.
  11. О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмео-логии. М., 1995.
  12. П. А. Формирование профессионально-педагогической компетенции у будущих инженеров: Диссерт.стегт. канд. нед. наук. Волгоград, 2002.-213 с.
  13. БахадироваЗ. Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки студентов. (На примере обучения физике в технических вузах): Автореф. дисс. канд. нед. наук.- Ташкент, 1990. 15 с.
  14. Е. П. и др. Педагогика профессионального образования: Учебн. пособие. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Academia, 2004. 368 с.
  15. С. А., Решетова 3. А. Проблема единства фундаментальных и профессиональных знаний в построении учебного предмета в вузе. // Современная высшая школа. 1985. № 4 (52). — С. 205−216.
  16. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учеб-но-воспитателыюго процесса подготовки специалиста: Учеб.-метод.пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  17. JI. К. Формирование профессионально значимых качеств у студентов технического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киров, 2001. 18 с.
  18. А., Фаличев О., Денисов В. ВекXXI: наука побеждать //Красная Звезда. 2004, 27 января.
  19. В., Лагерев В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного вуза // Высшее образование в России. 1996. № 1 — с. 89−90 .
  20. В. Г. Синергетические стратегии в образовании. / http://ns.iph. ras. ni/~mifs/stbudan.htm.
  21. А. О. Ролевая игра как средство формирования профессиональной коммуникативности студентов: Автореф.дисс.канд. пед. наук. Калининград, 2001. 16 с.
  22. JI.O. Формирование вероятностно-статистических представлений при обучении математике в средней школе: Автореф. дне.. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.
  23. А. В. Повышение эффективности формирования культуры управленческой деятельности у курсантов военных инженерных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук, СПб., 1997.- 18 с.
  24. Варданян 10. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки психолога): Автореф. дисс. д-ра. пед. наук, М., 1999.- 38 с.
  25. Е. А. Творческая инженерная активность специалиста и реализация методик ее формирования у студентов в техническом вузе / hltp:/Avvv.informira.ru/magaz/pedagog/pedagog7/aO 1 .html.
  26. В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 275 с.
  27. II. Т. Личпостно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 2000. 23 с.
  28. Г. А. Мотивация военио-нрофессиоиалыюго самосовершенствования. М., 1994 — 73 с.
  29. Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства: Исторический справочник. М.: ИИА Русский мир, 1993. — 223 с.
  30. В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике М.: Высш. школа, 1979.- 400 с.
  31. . В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  32. . В. Развитие теории вероятностей в Московском университете. Вестник МГУ. 1967. № 6. — С. 3−5.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию. — 1995. — 384 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный зам. мин. обр. РФ 17.03.2000 г.
  35. В. С. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. школа, 1967.-295 с.
  36. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрическне методы, — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  37. В. В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография, — Орел: ВИПС, 1997.-238 с.
  38. В. В., Замышляева Е. М. Диагностика профессионально важных качеств офицера войск правительственной связи, — Орел: ВИПС, 1994. -21 с.
  39. В. В., Маслова I I. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. Орел: ВИПС, 1996, — 144 с.
  40. О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.- 94 с.
  41. В. Г. Развитие военно-инженерной готовности у студентов морского технического вуза: На примере обучения циклу военно-морских дисциплин: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Калининград, 2000.- 17 с.
  42. В. В. Теория развивающего обучения. М.: Иптор, 1996.-544 с
  43. И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К., 1990 / http://vwvv.philsci.univ.kiev.ua/biblio/dobr-sinerg/index.htmI.
  44. О. В., Шатуповский В. JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высш. шк., 1990 — 190с.
  45. С. В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000 18 с.
  46. С. В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тольятти, 1996.- 19 с.
  47. JI. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1987.
  48. В. Г. Деятельность специалиста в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. 267 с.
  49. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -М.: Новая школа, 1996. 45 с .
  50. Е. М. Диагностика познавательных процессов при отборе в военно-инженерные учебные заведения: Дис. канд. псих. паук. М, 2001, — 196 с.
  51. II. И. Комнетентностная составляющая содержания образования в контексте преемственности в системе «Школа-ВУЗ» / М-лы Меж-дунар. научн.-метод. конф «Преемственность в системе обучения «Школа-ВУЗ». Гомель. ГГУ им. Ф. Скорины, 2003, 4−5 декабря
  52. С. Г. Подготовка курсантов к воспитательной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2001. 19 с.
  53. А. Ф. Физика в средней школе // Народное образование, 1958, № 3. С. 94−96.
  54. А. И. История подготовки офицерских кадров в России: учебное пособие. М: ВПА, 1990. — 187 с.
  55. А. И. Генерал Драгомиров о кодексе офицерской чести / Воепио-исторический форум /http://vwvw.vif2.ru/static/521/l 17322html
  56. П. JI. Человек в мире информации / Наука сегодня / Под ред. С. Р. Микулннского. М.: Молодая гвардия, 1969. — 272 с. С. 224−226.
  57. И. Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста креализации военно-педагогической функции: Дисс.каид. пед. наук. Тамбов, 1999.-223 с.
  58. MB., Нечаев С. А. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах / http://conf.stavsu.ru/conf.asp7ConflcH27
  59. М. В. Личностная ориентация в высшем образовании. // Педагогика. 1996. № 2.-С. 14−17.
  60. Е. А. Путь в профессию. Л., 1974.
  61. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. -М.: МГУ, 1995.
  62. Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с. — С. 166.
  63. Е. II., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. философии 1997, № 3.
  64. В. П. Диалектика образа жизни и ценностных ориентации личности // Философия в процессе научно-технической революции /Под ред. В. Г. Марахова, В. Д. Комарова. Л., 1976
  65. Н. С., Крайннк В. Л. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и практика формирования / http://vvvw.informika.ru/ vvindovs/magaz/pedagog/pedagog5/al3.htmI (19кб)
  66. И. В. Самосовершенствование профессионально важных личностных качеств у студентов в процессе психолого-педагогической подготовки (на примере технического университета): Автореф. дисс. канд пед. наук. Кемерово, 2000. 17 с.
  67. И. Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов ввуза: Автореф. дисс. канд пед. наук. Челябинск, 2001. -24 с.
  68. В. Н. Приемы познавательной деятельности как вид межнред-метных связей: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1975.
  69. ., Князев Е. Еще раз о концепции образования //Вестник высшей школы. 1991. № 4. — С.4−11.
  70. Г. А. Синергетика и ее значение в научном познании природы/ http://cotelnikov.narod.rU/idea.htm#ftnl
  71. А. С. Природа вероятности: Философские аспекты. М.: Мысль, 1976.- 173 с.
  72. В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  73. JI. Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис. канд. пед. наук. М., 1996, — 234 с.
  74. О. Н., Зауткин В. В., Кульчин Ю. П. Проблемы физического образования в технических вузах. Борьба с УМО // Физическое образование в вузах. -2003. Т.9. № 1.-С. 15−22.
  75. С. Б. Научное знание и принципы его трансформации. — К., 1974.
  76. В. А. Формирование профессионально важных качеств у курсантов училища Федеральной службы разведки, использования и контроля воздушного пространства: Автореф. дисс. канд пед. наук. СПб., 1998,21 с.
  77. II. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. JI., 1970. — С. 47 — 61.
  78. . А. Паука и общество с позиций теории самоорганиза-ции//Ярославский Педагогический Вестник http://vww.yspu.yar.ru/ vestnik/novyeIssledovaniya/l3/index.html
  79. П. А. Формирование ценностных орнентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2003.- 248 с.
  80. А. В. Фундаментальное физическое образование как основа современной инженерной подготовки // Физическое образование в вузах — 2002. Т. 8. № 4. С. 5−23
  81. Г. М О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  82. К. Н. Формирование статистических представлений у учащихся в условиях взаимодействия школьных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. 24 с
  83. А. Н. Система профессионально направленного обучения физике студентов электротехнических специальностей вузов: Автореф. дисс. кандпед. наук. Тольятти, 1999, 17 с.
  84. Ю. А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (ис-след. на материалах ввузов войск связи): Автореф. дисс. канд нед. паук. -М., 1993.-23 с
  85. А. II. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.- 345 с.
  86. Л. В. Прогнозный потенциал фундаментальной науки // Устойчивое развитие. Наука и практика -2003. № 1.
  87. В. А., Седых П. К., Спичкин Ю. В. Особенности построения лабораторного практикума по физике при подготовке специалистов по системам охранной сигнализации // Физическое образование в вузах. 1999. Т.5. № 3, — С. 179−182.
  88. В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-воМГУ, 1989,-240 с.
  89. В. Я. Инновационное обучение и наука. М., Инион, 1992.
  90. А. Н., Шевченко Е. В., Хлоненко Н. А. Физика в медицинском университете: мотивация и мировоззренческие аспекты// Физическое образование в вузах. 2003. Т.9. № 3. — С. 69−72.
  91. А. С. К вопросу о путях формирования профессионализма/ www.oim.ru/reader.asp?whichpage=2&mytip= 1 &word=&pagesize= 15&Nome r=l67 (39 КБ)
  92. А. С. Условия формирования профессионализма как качества личности специалиста: Дис. каид. психол. наук. М., 2003.-183 с.
  93. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 9, 10. — С. 55 — 63.
  94. А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  95. Масленникова J1. В. Профессиональная направленность преподавания курса физики при подготовке инженерных кадров: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1991. 16 с.
  96. JI. В. Взаимосвязь фудаментальности и профессиональной направленности в подготовке по физике студентов инженерных вузов. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2001. 31. с.
  97. JI. А. Детерминация естественнонаучного знания. Л, 1977.
  98. В. Б. НТР и образование в капиталистических странах // Советская педагогика 1986, № 12.
  99. П. Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: Автореф. дис.. канд. нед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
  100. Г. Я. Научное мировоззрение и его роль в системе культуры // Физика в системе культуры. М., 1996. — 231 с.
  101. Начальная военная подготовка курсантов. Введение в специальность. Курс лекций. Часть 1. / Под общей ред. В. М. Косухина. Орел: Академия ФАПСИ, 2003. — 185 с.
  102. Т. П. Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств личности студентов (курсантов) инженерных специальностей в дидактических информационных средах: Дисс. каид. пед. паук. Ставрополь, 2000 г. 200 с.
  103. В. В. В поисках самостоятельности (технологическое развитие и инженерное образование) // Высшее образование в России 1994. № 2. — С. 66−82
  104. В. В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности. // Высшее образование в России. 1996. № 2. — С.87.
  105. П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи, 2004 .-317 с.
  106. Обращение председателя Научно-методичского совета по физике академика Ж. И. Алферова/.http://en.edu.ru/db/nisg/6699/sp/3216/1407 .
  107. Основатели советской физики. М., 1970. 224 с.
  108. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования / http://aeer.cctpu.edu.ru/index. phtml.
  109. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А. В. Перышкина М.: Просвещение, 1984 — 398 с.
  110. О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352.
  111. К. С. Формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у студентов младших курсов технического вуза: Автореф. дисс. канд пед. наук. Челябинск, 1991. 20 с.
  112. С. Б. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в вузе МОРФ: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 2001.-48 с.
  113. В. А Прогнозирование профессиональной пригодности и распределение кадров в системе управления персоналом ФАПСИ: Автореф. дисс. докт. т. п. М., 1999. 52 с.
  114. В. А. Профессиональный отбор кандидатов на военную службу по контракту. Орел: ВИПС, 1998. — 150 с.
  115. В. А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС // Сборник научных трудов ВИПС. Орел.: 1996. -№ 4. — С.7−13.
  116. В. А., Цуканов Б. Д. Исследование Путей совершенствования управления самостоятельной работой курсантов: Отчет о НИР «Совершенствование». Орел: ВИПС, 2003. -47 с.
  117. А. П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: Авто-реф. дисс.канд.пед. наук. Якутск, 1999. -15 с.
  118. П. И. и др. О некоторых путях формирования продуктивной деятельности студентов // Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов. М., 1982. — 111 с.
  119. П. И. Теоретические аспекты обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности // Современная высшая школа. -1980. № 3.-С. 189−206.
  120. А. А. Шурыгина JI. С. О развития статистического стиля мышления школьников в курсе физики / Новые исследования в нед. науках, 1978, № 1(31).-С. 24−28.
  121. С. В. Психологические критерии количественной оценки профессионально важных качеств военно-научных кадров НИУ ВМФ: Дне.канд. нсихол. наук. М., 1996 .
  122. С. А. Без духовности нет армии // «Община XXI век. Православное обозрение» 2002. № 4 (16).
  123. Похолков 10. П. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного шгженерного образования: Выступление на I Съезде инженеров России/ http://aeer.cctpu.edu.ru/index. phtml.
  124. И., Стэнгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  125. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям /Отв. ред. С .Я. Батышев М .: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с
  126. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М.: Воениздат, 1988. -263 с.
  127. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  128. С. В. Мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов высшего военного учебного заведения: Автореф. дисс. канд пед. наук. Саратов, 2001. 170 с.
  129. А. А. Философия: Курс лекций. Изд. 2-е.- М.: Центр, 2004. -272 с.
  130. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности курсантов (слушателей) на различных этапах обучения в академии: Отчет о НИР «Мотив». Орел: Академия ФАПСИ, 2003. — 163 с.
  131. Разработка структуры и содержания научно-методического обеспечения учебно-исследовательской работы курсантов по физике: Отчет о НИР «Исследователь». Орел. Академия Спецсвязи России, 2004.- 131 с.
  132. Ржепецкнй К. JL Концепция преподавания физики в военных инженерных вузах//Физическое образование в вузах. -1997. Т.З. № 2.-С. 13−18.
  133. А. Заветные идеалы русского офицерского корпуса /http://rnilitera.lib.ru/science/vsl7/40.html
  134. Н. Н. Органюационно-педагогические условия формирования профессионально важных качеств у студентов профессионально-педагогического колледжа: Автореф.канд.пед.наук. Брянск, 1999. 19 с.
  135. Р., Фабрикант В., Грибов JT., Капица С. Как преподавать физику / Известия. 1975. — 29 сентября.
  136. Сборник задач по курсу общей физики. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. — 201 с.
  137. JI. В. Условия формирования мотивации учения студентов/ Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: Сб. науч. статей / Науч. ред. О. С. Гребешок. Калипипгр. ун-т. — Калининград, 2000. — 103 с. С. 40−42.
  138. В. Д. Методика формирования первоначальных статистических представлений учащихся при изучении математики: Автореферат дис. канд. пед. паук. М., 1985. 16 с.
  139. С. В. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников военных учебных заведений связи: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 17 с.
  140. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  141. В. В. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.-136 с.
  142. И. В. Контроль как средство развития учебной деятельности учащихся младших курсов военно-инженерного вуза: Автореф. дисс. канд. пед. паук, — Челябинск, 2001.- 20 с.
  143. П. В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.
  144. Советский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  145. С. С. Трансформация ценностей военной службы // Социологические исследования. 1996. № 9. — С. 17−23.
  146. А. И. Подготовка студентов университета к формированию методологических знаний в условиях профессионально ориентированной среды: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — Белгород, 2001. 18 с.
  147. Л. Д. Педагогическая психология. Ростов- н-Д: «Феникс», 2000.- 544 с
  148. Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: Днсс.докт. психол. наук. Я., 1982.-407 с.
  149. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -147 с.
  150. М. А. Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста: Дис .канд. нед. наук. Волгоград, 2000. 245 с.
  151. Е. И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов: Автореф.. канд. псих. наук.-М., 1995- 18 с.
  152. А. И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М: ОМ СССР, 1982. — 52 с.
  153. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью. Под редакцией Т. Н. Алешиной. М.: Высшая школа, 1991.
  154. Устав Академии Спецсвязи России. Утвержден 5 декабря 2003 г.
  155. М. Ф. Воспитание специалиста. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.-150 с.
  156. С. А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров: Дис. канд. псих. наук. М.: 1998. — 297 с.
  157. С. А., Петров В. А. Психологические особенности деятельности специалистов технического профиля в войсках ФАПСИ и теоретико-методические вопросы разработки ирофессиограмм выпускников ВИПС. Орел: ВИПС, 1996.-34 с.
  158. В. В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплины: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -27 с.
  159. В. В. Соотнесение физического образования с профессиональной ориентацией в вузах нефшического профиля // Физическое образование в вузах. Т. З 1997. № 2. — С. 19−22
  160. Хабибуллина 3. Н. Философия и мировоззрение // Вестник Башкирского университета. 2000. № 2. — С.39−40
  161. О. А. Педагогические средства воспитания у студентов ценностного отношения к инженерной деятельности. Автореф. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 22 с.
  162. В. А., СанниковаО. В., Меньшиков И. В. Образование: стратегия и cnHeprerHKa/http.7/en.mifors.com/resru/0hfilel87l.doc
  163. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-408 с.-Т.2. -398 с.
  164. М. С.Методологическис и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф. дис. д-ра пед. паук. М.: 1999.- 38 с.
  165. И., Каган В. Высшая школаXXI века: проблемы качества// Высшее образование в России. 2000. № 1. — С. 19−26.
  166. А. А. Педагогические условия совершенствования преподавания физики в высших военных учебных заведениях: Дисс. д-ра нед.наук.-М., 1995.-286 с.
  167. М. А. Принцип историзма при формировании естественнонаучного мировоззрения на уроках физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 1999.- 19 с.
  168. Червяков 10. А. Оптимизация проф. подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 2002 г. 24 с.
  169. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./Под ред. Д. В. Чериилевского. -М.: «Экспедитор», 1996. -288 с.
  170. P. X. Интеграция учебной и военно-профессиональной деятельности при подготовке курсантов высших военно-учебных заведений: Дне. канд. нед. наук. Казань, 2000 г. 208 с.
  171. Шадриков 13. Д. Проблемы профессиональных способностей// Психологический журнал. 1982. № 5. — С. 72−89.
  172. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982, — 185 с.
  173. ШинкарукВ. И. Сущность мировоззрения. Научное мировоззрение как его высший исторический тип // Научное мировоззрение и социалистическая культура. К., 1988. — С. 13−57.
  174. В. И. Мировоззрение и философия (Историко-философ- ский аспект) // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. М.: Паука, 1988.
  175. ШишеловаТ. И, Чиликанова JI. В., СозиноваТ. В. Методические особенности спецпрактикума, учитывающего специалшацию студентов // Физическое образование в вузах. -2001. Т. 7. Л1>2. С.80−81
  176. Р. В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль, 1980. — С. 55−66.
  177. Л. С. Развитие статистических представлений школьников при изучении молекулярной, атомной и ядерной физики: Автореф. дис.канд. нед. наук. М., 1980. 21 с.
  178. ШушеринаО. А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза (па примере технического университета): Автореф. канд. нед. наук. Новосибирск, 1999. 19 с.
  179. А. Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979.-195 с.
  180. С. В. Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам: на примере курсов ТММ и детали машин: Дисс. канд. пед. наук,-2001, 153 с.
  181. Csikszentmihalyi М. The dynamic of intrinsic motivation: a study of adolescents. In: Ames c., Amesr (Eds.). Research on motivation in education. — V. 3 — N. Y.: Academic Press, 1989. — P. 45 — 71.
  182. Leach A.J. Human aspects of work: Mooving book to the Basics// Industrial Education. -1980. Vol. 69. — № 3. — P. 13−18.
  183. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.
  184. Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge University Press, 1993.- 211 p.
  185. Percinval F., Ellington H. A. Handbook of Educational Technology. L., 1984.
Заполнить форму текущей работой