Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преемственность этнокультурных традиций обеспечивается при континуальном сохранении исторически принятого функционального их назначения и наличия в них ценностных ориентаций, гармонируюнарода, сформировавшее систему приоритетных ценностей и ставших частью ее менталитета- — эффективность сохранения, развития и функционирования этнокультурных традиций находится в непосредственной зависимости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА
    • 1. 1. Проблема семейного воспитания детей в антологии. педагогической мысли
    • 1. 2. Развитие культуры и его влияние на семейное воспитание
    • 1. 3. Тенденции и характерные особенности карачаевской семьи
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАРАЧАЕВЦЕВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Традиции семейного воспитания
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Программа спецкурса «Семейное воспитание и этнокультурные традиции: взаимосвязь и взаимообусловленность»
  • ВЫВОДЫ

Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психологического уклада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу — национального самосознания и идентичности.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание целостных ориентации и в обществе, и в семье требует осмысления особенности воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктует необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем этнического самосознания и идентификации, а также сохранения и развития традиционных этнических культур.

Формирование этнокультурного человека, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу, возможно лишь при функционировании традиционной системы домашнего воспитания. Материнский язык народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества.

Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений.

Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала.

В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. Именно в ней, а также в роду, во многих случаях функционирующим как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становится достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.

Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе изучения традиционной педагогической культуры.

Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы — О. Шпенглер, Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Э. Реган, А. Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры, освещающие в то же время некоторые этнические аспекты (А.И.Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. Н. Гумилев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. Тойнби и др.). В этносоциологии проблемы развития культуры народов страны рассматриваются Б. В. Арутюняном, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижевой, С. С. Савоскул, А. А. Сусоколовым и др.

Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, Г. Г. Штепа, К. Г. Юнга. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А. О. Бороноева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, С. И. Королева, Н. М. Лебедевой и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В. С. Агеева, А. А. Деркач, В. С. Мухиной, В. Д. Попова, Г. В. Старовойтовой, В. А. Тишкова и др.

Существует значительное количество публикаций, рассматривающих проблемы этнического самосознания с философских позиций. К ним относятся работы Г. Г. Дилигенского, И. С. Кона, Б. В. Поршнева, К.Н.Хаби-буллина и др.

В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, И .Я. Яковлева, Н. М. Охотникова, Г. Т. Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П. Борисенков, Б. З. Вульфов, Т. С. Комарова, В. М. Коротов, Г. Б. Корнетов, Б. Т. Лихачев, С. В. Мягченков, В. И. Петрова, Ю.П. Сокольников), исследования по проблемам этнопедаго-гики (И.А. Арабов, Р. И. Байчорова, Х. Х-М. Батчаева, Б. М. Борлакова, Г. Н. Волков, А. Г. Гашимов, М. Б. Гуртуева, В. Г. Закирова, А. Э. Измайлов, Б. А. Кадыров, Ф. Т. Кущетерова, Ш. А. Мирзоев, А. И. Мусукаев, Г. В. Муха-метзянова, З. Г. Нигматов, К. Б. Семенов, Э. И. Сокольникова, М.И. Стельма-хович, С. Б. Узденова, Я. И. Ханбиков, А. Ф. Хинтибидзе, В. К. Шаповалов, И. А. Шоров), труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д. Алиев, Е. П. Алексеева, Х.Х. Биджи-ев, М. Д. Каракетов, А. И. Караева, М. А. Мизиев, К. Т. Лайпанов, В. П. Невская,.

Р.А-К. Ортабаева, Е. Н. Студенецкая, К. М. Текеев, М. А. Хубиев, К. И. Чомаев, И. М. Шаманов, Ф.С. Эфендиев).

В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этнопедагогики, этнокультурные, этно-педагогические процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Особенно это касается этнопедагогики карачаевского народа.

В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этнопедагогики, этнокультурные процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Это касается, в том числе этнопедагогики карачаевского народа.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

— отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования;

— воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей;

— объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания.

В связи с этим возникает проблема: каковы основные условия, способствующие сохранению и развитию этнокультурных традиций карачаевского народа в семейном воспитании.

Цель исследования — раскрыть процесс сохранения и развития этнокультурных традиций карачаевцев в семье.

Объект исследования — этнокультурные традиции воспитания в педагогике карачаевского народа.

Предмет исследования — преемственность процесса развития этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сохранение и развитие этнокультурных традиций в семейном воспитании осуществляется успешнее, если:

— овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей педагогики народа будет происходить адекватно социально-личностным потребностям;

— этнокультурные традиции карачаевского народа будут рассматриваться в контексте возрождения духовных ценностей локальной и обогащение общечеловеческой культур;

— на основе системного подхода и аксиологической интерпретации сущности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи будет выявлен ее воспитательный потенциал для повышения эффективности семейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

— личностно-развивающий потенциал этнокультурных традиций будет признан как нравственная ценность народа, стимулирующая становление гуманной личности;

— при эффективном взаимодействии образовательных учреждений и семьи.

В соответствии с проблемой, объектом предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность этнокультурных традиций, влияние их на развитие семьи как на локальной и общечеловеческой культурной ценности.

2. Раскрыть содержание этнокультурных традиций в семейной педагогике карачаевского народа.

3. Раскрыть особенности функционирования преемственности этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.

4. Выявить основные условия сохранения и развития этнокультурных традиций в карачаевской семье.

5. Разработать научно-методические рекомендации по использованию национальных традиций в общеобразовательных учреждениях и семье.

Методологическую основу исследования составили: исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческогоаксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развитиякультурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной средыличностно-деятельностный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались методы:

— теоретические — логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемытеоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий;

— изучение ретроспективной информации по теметеоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников по педагогической культуре карачаевцев;

— сбор текущей информации: педагогический анализ и оценканаблюдение, педагогическое интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, беседы со студентами и родителями;

— статистическая обработка экспериментальных данных.

Базой исследования явился естественно-географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета. Основные этапы исследования.

Первый этап (1997;2000 гг.) — изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной и художественной литературы. Выявление уровня разработанности проблемыопределение цели, задач, гипотезы исследования. Сбор материала по теме исследования.

Второй этап (2000;2003 гг.) — был посвящен проверке и обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрывается сущность и содержание этнокультурных традиций карачаевцев, их взаимосвязь и взаимообусловленность с педагогической культурой соседних горских народов;

— определяется роль современной карачаевской семьи в сохранении и развитии этнокультурных традиций;

— выявляются основные педагогические условия, способствующие развитию и функционированию этнокультурных традиций карачаевского народа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— выявлен на основе системного анализа и аксиологической интерпретации воспитательный потенциал педагогической культуры карачаевского народа, имеющей целью для повышения эффективности семейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

— доказано реальное функционирование этнокультурных традиций в современной карачаевской семье и теоретически обоснованы ее особенности, которые служат базой для сохранения и передачи ее другим поколениям;

— осуществлено теоретическое воссоздание традиционной системы воспитания карачаевцев, показан генезис ее идеалов, традиций, обычаев, обрядов, а также содержание, организационные формы и их преемственность в современных социокультурных и этнокультурных условиях. Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что его результаты способствуют пополнению теории и практики современной этнопедагогики новым фактическим материалом самобытной системой семейного воспитания карачаевского народаони могут быть использованы родителями в деле совершенствования семейного воспитания, а педагогами образовательных учреждений в педагогическом просвещении родителей, в организации процесса воспитания в национальной школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, наличием многообразного материала, почерпнутого из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием обобщения этой практики с опытной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

— в современном педагогическом арсенале карачаевского народа очень много инвариантных историко-культурных традиций, используемых в процессе интериоризации собственной культуры, как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях;

— преемственность этнокультурных традиций обеспечивается при континуальном сохранении исторически принятого функционального их назначения и наличия в них ценностных ориентаций, гармонируюнарода, сформировавшее систему приоритетных ценностей и ставших частью ее менталитета- - эффективность сохранения, развития и функционирования этнокультурных традиций находится в непосредственной зависимости от совершенствования этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса, создание целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, общеобразовательных учреждений общественности в этом направлений. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (1997;2000) — Элиста (1999) — Стерли-тамак (2000) — Невинномысск (2001) — Сочи (2003).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы:

Формирование человека культуры, формирование духовной личности, воспитание личности в рамках этнокультурных традиций предполагает развитие духовных потребностей в самопознании, рефлексе, общение с родными, друзьями, природой.

Цель образования человека культуры включает и практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве. Молодой человек готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, религиозности и т. д. Адаптация к этим условиям жизни требует от молодежи много, одним из требований является владение языками, навыками общения, знания праздников, обычаев, этнокультурных традиций, умение вести здоровый образ жизни, умение создавать и приумножать благополучие семьи и собственной страны.

Преемственность этнокультурных традиций в семейном воспитании находится в тесной зависимости от окружающих социокультурных условий.

Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.

Задачей гуманистического воспитания является формирование социально активной личности, человека, ориентированного на определенную систему ценностей, идеалов и действующего в соответствии с этой ориентацией.

О подлинной культуре любого народа можно говорить лишь в том случае, если ее ценности проявляются в единстве, комплексно. У горцев есть вековые традиции сообщения новым поколениям с ранних лет традиций национальной культуры и всех замечательных событий в ней в качестве вдохновляющего примера, и о горьких — в качестве предупреждения о возможности отрицательных последствий неправильного поведения. Включение подрастающего поколения в процесс овладения национальной культурой предполагает не только их сохранение, но и развитие.

В данной главе освещены вопросы организации эксперимента, его цели и задачи, способы и методы интериоризации этнокультурных традиций в русле диалога культур, то есть усвоения прошлого опыта культуры для создания новой собственной культуры, вписывающейся в новый социум, содержащей этнокультурные факторы.

Изучение опыта работы педагогических коллективов, школ, ВУЗов с родителями показало, что в совместной работе школы, ВУЗа и семьи характерной чертой является направленность на повышение уровня их педагогической культуры, в то же время как в условиях демократизации жизни общества максимально реализовать практически потенциал семьи, заложенный в прогрессивных традициях семейного воспитания, не всегда реализуется, поэтому было проведено анкетирование родителей, студентов, при этом, наряду с изучением их представлений о роли этнокультурных традиций у молодого поколения решались задачи интериоризации общечеловеческой культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях радикальных экологических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета этнопсихологических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания.

Педагогическое этнокультурное наследие содержит веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме и природе. При условии включения в универсальное культурное пространство, эт-нопедагогические знание становится в наше время способом не только интеграции личности в мировое целое, но и раскрытия феномена этнической культуры.

Обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам и т. д.

Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт и идеи всех предшествующих поколений, именно в семье.

Важно отметить также, что подавляющее большинство обычаев и традиций семейного воспитания являются общечеловеческими нормами, т. е. они были и присущи семейной педагогике почти всех народов.

Результаты историко-педагогического анализа семьи и семейного воспитания карачаевского народа позволяет констатировать, что совершенствование семьи как ячейки общества происходит непроизвольно в соответствии с объективным ходом общественного развития:

— любое общество заинтересовано в совершенствовании семьи, ибо она формирует личность, необходимую для общества;

— именно семья, положительно действует на сохранение и развитие этнокультурных традиций;

— именно в семье наиболее прочно сохранились духовно-нравственные принципы, культуры этноса.

Многие моральные ценности в этнопедагогике карачаевцев, определяющие поведение человека принципами «Тау адет», имеют, как правило, общечеловеческий характер. Изучение философских, педагогических исследований, также культуры этноса показало, что преемственность национального в карачаевской педагогике обнаруживается в том, что многие почитаемые в глубокой древности обычаи и традиции не потеряли в народе свою значимость и сегодня. Более того, наблюдается тенденция не только к воскрешению отдельных норм, утерявших свой образ в массовом сознании, но их сохранение и развитие:

— осуждение безбрачия;

— культ мужского пола, уважение к главе семьи;

— добрачное целомудрие;

— многодетность;

— бережное отношение мужа к жене;

— невозможность брака без родительского благословения;

— уважение к труду, культ труда;

— забота родителей о детях и взрослых детей о престарелых родителях.

Одна из самых актуальных проблем в социокультурной жизни каждого народа — развитие национальной модели образования и воспитания и ее основы — национальной школы. Самый главный отличительный признак национальной системы воспитания и основного звена — родной язык, его приоритет в современный период. Без языка — нет нации, народа. Именно в этом отражена душа народа, его самобытность, многовековой опыт, мудрость. Именно фольклор транслирует, нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память своего народа.

Невозможно возрождение национальной культуры вне возрождения традиционной культуры воспитания. Народная педагогика — основа основ в национальном возрожденческом движении. Для широкого внедрения идей народной педагогики и современную практику воспитания необходимо поднятие на новую ступень семейное воспитание — как одно из средств в сохранении национального.

Мудрые мысли, раскрывающие пределы воспитания, воззрения и поучения, отразились в передаваемых от поколения к поколению произведениях народного творчества: героический эпос о нартах — энциклопедия народной мудрости, где каждая страница отражает идеи и опыт народного воспитания- «Тау адет» — свод устных правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предкиисторико-географических песняхнародной лирике (бешик джырла, ийнарла, юоуле) — пословицах (нарт сезле) — поговорках (нарт айтыула) — сказках (таурухла) — благопожеланиях (алгъыш) — прокли-наниях (къаргъыш). Они составляют золотой фонд народной педагогики.

Народная педагогика карачаевцев имеет все основания дополнить современную семейную педагогическую теорию. Современная теория гуманистической педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить аспект сохранения духовно-нравственных основ человека культуры.

Педагогическое наследие карачаевского народа, являющееся составным элементом культуры всего человечества, досталось нам далеко не в полном виде. В этом повинны не только стихийные бедствия, наводнения, землетрясения, ураганы, но в гораздо большей степени сами люди. Сейчас, когда происходит переосмысление сложившейся единой системы воспитания, поиск новых подходов и концепций, попытка возрождения и развития культуры воспитания, на наш взгляд, является ценным начинанием, она позволит взять на вооружение все полезное из народного опыта. В этом смысле усиление роли семьи, традиции, смысла и значения отчего дома, домашнего очага, возрождение памяти к предметам, трепетных чувств к кровным родственникам, будут способствовать становлению гуманистической концепции воспитания. При этом важно не превратить традиционную культуру народов КЧР в догмат, а, критически осмыслив, сообразно современным потребностям, использовать ценные идеи и опыт нашей действительности. Это позволит сочетать мудрость предшествующих поколений с культурными достижениями современности.

На основе выше изложенного сделаны следующие выводы:

1. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи складывалась на протяжении всего процесса формирования народа. Она приобрела свой самобытный этнический облик, сохранив общие черты с северокавказскими педагогическими культурами, сочетая в себе лучшие традиции прошлого и настоящего, этнического и общечеловеческого, собственно педагогического и достижения других наук.

2. В современных условиях нестабильности в обществе и кризисных явлениях в семье традиционная педагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективности воспитательного процесса. Приобщения подрастающего поколения к традиционной системе воспитания помогает сформировать высоконравственный тип личности.

3. Преемственность этнокультурных традиций в семейном воспитании находится в тесной зависимости от окружающих социокультурных условий.

4. Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.

Проведенное исследование выявило и некоторые вопросы, требующие дальнейшей специальной разработки.

Модифицируются национальные системы образования, что повышает актуальность изучения проблем функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах, разработки принципов отбора дидактического материала, включаемого в содержание образования и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: 1993, — 174с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982. — 223 С.
  3. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. — 607 с.
  4. Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1979. С. 27−29.
  5. А. X. Народная педагогика в деятельности учителя. Черкесск, 1994,-14 с.
  6. Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.
  7. Е. П. Карачаевцы и балкарцы. — Древний народ Кавказа. М.: АО «Бриз», 1993, — 87 с.
  8. А.Г. Глядя в глаза. Сборник. М.: Педагогика, 1990.- 271 с.
  9. У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. — Черкесск, 1991, — 320 с.
  10. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Знание Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — С. 35−37.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -429 с.
  12. И.А. Воспитание семьянина, традиции и современность. Душанбе, 1991.-255 с.
  13. И.А. Изучение курса этики и психологии семейной жизни. Учебное пособие. Душанбе, 1991.
  14. И.А. На пороге семейной жизни. Душанбе, 1990.
  15. И.А. Семья и этнокультурные традиции семьянина. Карача-евск, 1996.-101 с.
  16. И.А. Сущность нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни. В сб.: Воспитательные возможности семьи. М.: 1981.- С. 7−9.
  17. А.И. Введение в культорологию. М.: Народная академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993.
  18. С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. JI., 1967.
  19. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
  20. А.К., Топорков A.JI. У истоков этикета. JI., 1990.
  21. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М.: Просвещение, 1984. -23 с.
  22. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -194 с.
  23. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-211 с.
  24. A.M. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1973.-208 с.
  25. В. Культура добрачных отношений // В сб. Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980. С. 25−31.
  26. Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казанского Университета, 2002.- 417.
  27. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Карачаевск, 2001. — 303 с.
  28. Н.А. Смысл истории. М.: Наука, 1990. С. 85.
  29. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988.- 112с.
  30. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979. -96 с.
  31. B.C. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии- 1989.-№ 6.
  32. B.C. От науконаучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., Культура, 1990. — 291 с.
  33. X. X. Тюрки Северного Кавказа: Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы- вопросы истории и культуры. Черкесск, 1993,-374 с.
  34. Д.О. О традициях и традиционности / Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. — С. 28−36.
  35. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ «Учитель», 1999. — С. 257.
  36. И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБ-КИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 132 с.
  37. М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. — 72 с.
  38. К.Н. Свободное воспитание и семья (Свободное воспитание 1912−1913).-№ 1.-С. 55, с. 58.
  39. С.М. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999.-С. 337.
  40. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 167 с.
  41. Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987, — 152 с.
  42. Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. Гранин Д. Милосердие. В кн.: Перестройка семье, семья — перестройке. М., 1990. Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Сб. статей. Черкесск, 1993.
  43. А.В. Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв.. СПб., 1994.-238 с.
  44. Г. Д. Наука и национальная культура. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1992.-156 с.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 27−35.
  46. И.В. Собр. соч. в 13-ти тт. Т. 9. М., Л., 1932. С. 23.
  47. JI.C. Педагогика в контексте древнерусской культуры //Советская педагогика. 1983. — № 8.
  48. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974.-270 С.
  49. М. Собр. соч. Т. 25. М., 1953. С. 113−114.
  50. А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX века начале XX века. — Пятигорск, 1996. — 84 С.
  51. И.В. Основы семейной жизни. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  52. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1999.-669 с.
  53. JI.H. Этногенез и биосфера человека. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
  54. М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, Эльбрус, 1997.- 251 с.
  55. Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1851.-С. 213−214.
  56. Дашдамиров Нация и личность. Баку: Элм, 1976. — 40 с.
  57. М.И. Курс педагогики. Ч. 1. М., 19 912. — С. 61.
  58. JI.M. Национальное самосознание в динамике культуры //Нация и культура. Таллин, 1985. — С. 45−48.
  59. Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. —147 с.
  60. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  61. Н.С. Духовное производство и культура // Вопросы философии.- 1980.-№ 9.-С.128.
  62. С.М. Семейная педагогика. Чебоксары, 1994. — С. 3−9.
  63. Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. Сб. статей. Черкесск, 1993.
  64. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 253 с.
  65. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  66. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М., 1988. с. 28, 33.
  67. Кавказ: Проблемы культурно-цивилизационного развития: Всероссийская научно-практическая конференция Кавказ-регион /Ростов-на-Дону, 22−23 дек. 1999. Р-н-Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2000. — 192 с.
  68. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  69. Х.М. Национальный характер. Нальчик: КБИПК, 1994.
  70. П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915. С. 711.
  71. А. И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990.
  72. М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995, 344 с.
  73. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. /В.П. Невская, И. М. Шаманов, Е. П. Алексеева и др. Черкесск, 1978, — 336 с.
  74. .Ф. Ценностные основы семьи. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД Росси, 1997. — 252 с
  75. А. Г. Психология семейного воспитания. Мн.: Нар. асвета, 1980,-256 с.
  76. М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. — Т.1.
  77. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 297 с.
  78. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1994.
  79. А.Ю. Гуманизм и социальная справедливость в национальных отношениях на Северном Кавказе. Ставрополь, 1992. 158 с.
  80. А.Ю. Этнические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь: Из-во Ставр. ун-та, 1994, 184 с.
  81. М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы. М., 1961.
  82. М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, № 2, с. 109−144.
  83. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. — 200 с.
  84. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. 740 с.
  85. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  86. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник. -М.: Академия, 1999.-231 с.
  87. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917—1967). М.: Наука, 1968, — 345 с.
  88. Культура семейных отношений. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Знание, 1985, — 176 с.
  89. Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев. Монография. Ставрополь, 2000. 188 с.
  90. Культура, искусство, образование: Материалы научно-практической конференции. Редкол.: акад. Ю. Т. Круглов отв. ред. — М, 1996. — 110 с.
  91. Культурология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.
  92. К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000.
  93. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Послеслов. Е. С. Буха. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  94. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. — 182 с.
  95. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки. — СПб., 1985. -№ 3. — С. 52−57.
  96. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192с.
  97. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. -№ 4. — С. 6.
  98. Личность. Культура. Общество / Научно-практический журнал. Вып. 1. М., 1999.-288 с.
  99. Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. Москва-Вологда, 1997. — 191 с.
  100. Н.О. Характер русского народа: В двух кн.-М.:Ключ, 1990.
  101. А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988.- 269 с.
  102. А.С. Сочинения / Ред. И. А. Каиров. 2-ое изд. Т. 4. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 552 с.
  103. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 66.
  104. М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культ и быт адыгов. Майкоп, 1981. С. 138−139.
  105. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  106. И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII—XVIII вв..в. Важнейшие этнологические аспекты. Нальчик- Нарт, 1991.- 191 с.
  107. В. Из области обычного права карачаевцев // ЭО. -1902. № 1−2.
  108. Ш. А. Народная педагогики Дагестана. Махачкала, Дагучпед-гиз, 1985.— 125 с.
  109. А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
  110. О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар, 1995.- 155 с.
  111. Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. н. -Казань, 1990. 198 с.
  112. ИЗ. Мусукаев А. И., Перинц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. — 239 с.
  113. Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань, 1994. — 114 с.
  114. Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей.- Адыгейский госпединститут. Сборник статей. Вып. I. Майкоп, 1957.- С. 20−36.
  115. З.Г. Гуманитческие традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998 — 130 с.
  116. В.А. Русская народная педагогики (пособие к спецкурсу). -Орел, 1993.-88 с.
  117. Новый быт новые обычаи. Ставрополь, 1977. — 158 с.
  118. О гуманизме в науке и культуре. М., 1982.
  119. Ортабаева Р.А.-К. Мижаев М. И. и др. Пословицы и поговорки народов Карачаев-Черкесии. Черкесск, 1990. — 280 с. 121.0сузова Н. Развитие и воспитание личности // Педагогика. 1998. -№ 3. — С. 124−125.
  120. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1967, Т. 1.
  121. Педагогический словарь. / Под ред. Каирова и др. -М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. Т.2. — 766 с.
  122. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 77 с.
  123. Просветители Кавказа. Ставрополье913. — 102 с.
  124. В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. — № 2.
  125. Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе // Новые ценности образования. М., 1996. — С. 66−68.
  126. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. С. 137, с. 223.
  127. Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1993.
  128. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.- 173 с.
  129. Российская педагогическая энциклопедия. 4.1. -М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. 607 с.
  130. М.М. Общественное или семейное воспитание. М., 1916. -С. 21, с. 24.
  131. М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М., 1927.-С. 80.
  132. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания / Сост. Погодина Я. Г. М.: Русское слово, 1996. — 217 с.
  133. .Ж. Эмиль или о воспитании. СПб., 1911. С. 23.
  134. Ю. Б. Любовь и. семья на сломе времен. В кн.: Перестройка -семье, семья перестройке. М., 1990.
  135. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996. — 343 с.
  136. Н.С. Прогрессивыне идеи и традиции народной педагогики Узбекистана. Ташкент: Фан, 1989. — 96 с.
  137. В. Психотерапия семьи. СПб.: «Речь», 2000. -282 с.
  138. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: Традиционное и новое, Черкесск, 1988.— 162 с.
  139. К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. — 200 с.
  140. К.Б. Этнопедагогика горской семьи: История, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп: АТУ, 2000. — 307 с.
  141. Семейное воспитание. Словарь. Ред. сост. В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972.- 141 с.
  142. Л.В. Культура и самосонание. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  143. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.-231 с.
  144. Я. С. Современная свадьба у народов Карачаево-Черкесии. //Полевые исследования ИЭАН СССР. 1975.
  145. Современная семья: проблем, решения, перспективы развития. М., 1992.-213 с.
  146. Социальная психология / Под ред. А. В Петровского. М.: Просвещение, 1987.-223 с.
  147. А.Г. Человек. Культура. Традиции / Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. — С. 5−14.
  148. В.М. Золотой век детства. М: «Знание», 1981. — 95 с.
  149. Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1881.-С.66.
  150. М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопе-дагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. — 380 с.
  151. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — С. 25.
  152. И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений, М., 1976.
  153. В. А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. Т. 3. -М.: Просвещение, 1981.
  154. Е.Н. Культура и быт карачаевцев: очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957. — Т.1.
  155. Н.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / Под ред. Т. И. Волкова. Сыктывкар: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. — 120 с.
  156. JI.H. Педагогические сочинения / Сост. И. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  157. Л.Н. Собр. соч. М. Т. XVIII С. 217.
  158. Традиция в истории культуры. М.: наука, 1978. — 259 с.
  159. A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2003. 147с.
  160. С.Б. Народное образование и педагогическая жизнь в Кара-чае и Черкесии (1917−1991 гг.). Пятигорск, 1997.
  161. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Прогресс, 1980. — С. 165 183.
  162. К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1948. Т. 3. — С. 497.
  163. К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М.-Л.: изд. АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69−167.
  164. К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., — Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554−574.
  165. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. -Т.1.- 260 с.
  166. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333−361.
  167. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана и др. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та, 1995. — 312 с.
  168. Философский энциклопедический словарь. -М.: Инфра, 1998.-575 с.
  169. С. Духовные основы общества. М., 1992. — 102 с.
  170. Э. Иметь или быть. М.: Наука, 1986. — 94 с.
  171. Г. Культура // Философия энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  172. Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
  173. Я.И. Народные традиции и воспитание / ВКИ: Вопросы нравственного воспитания учащихся. Казань, 1974. — С. 3−27.
  174. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  175. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы.- М.: Просвещение, 1978.-201 с.
  176. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народ, педагогика, 1993. — 132с.
  177. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971, — 561 с.
  178. Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики. //Сов. Педагогика. 1989. — № 7. — С. 103−106.
  179. И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 1990.- 174 с.
  180. К. И. О природе этнических предубеждений. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. — С. 150−175.
  181. К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972, — С. 85−150.
  182. М.Н. Семья как институт социализации. СГПИ, 2000. С. 187.
  183. Г. Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.
  184. И. М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX нач. XX вв. // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1978.
  185. В.К. Высшее образование в системе культуры. Ставрополь, 1996.-95 с.
  186. В.К. Этнокультурное направленность Российского образования. М.: МПООН, 1997. — С. 53.
  187. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — С. 343.
  188. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
  189. И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, Адыгское отд. Краснодарского кн. изд-во, 1989.-335 с.
  190. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. — 235 с.
  191. Этнические формы в жизни общества: Сборник статей. М.: Институт этнологии и антропологии, 1991. — 288 с.
  192. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде: Сборник статей. -М.: Наука, 1991. -316 с.
  193. Этнопедагогика / Под ред. Г. Н. Огородникова. М., 1981. — 110 с.
  194. Этнос, культура и образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. — 202 с.
  195. Этносы и этнические процессы: Сборник статей. М.: Наука, 1993. -180 с.
  196. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-304 с.
  197. В.А. Диспозиционная концепция личности //Социальная психология. -JI.: Ленздат, 1979.
  198. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. — 180 с.
  199. И.Я. Моя жизнь. Чебоксары, 1997. — 693 с.
  200. З.А. Семья как базисная подсистема общества. М., 1995. -156 с. 1. Диссертации, авторефераты
  201. С.А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе: Дис.. канд. филос. н. М., 1996. — 198 с.
  202. Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества: Дис. канд. филос. н. М., 1976. — 176 с.
  203. Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис.. канд. пед. н.-Минск, 1993.- 185 с.
  204. Х.Ф. Кырзызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность: Автореф. дис.. д-ра пед. н. М., 1993. -38 с.
  205. Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев (в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Дис.. д-ра пед. н.-М., 1999.-317 с.
  206. И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис. канд. пед. н. М., 1995. — 186 с.
  207. В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дис. .-д-ра пед. н. Казань, 1988. -400с.
  208. Р.И. Использование прогрессивных педагогических традиций народов Карачаево-Черкесии в подготовке старшеклассников к семейной жизни: Автореф., дисс. канд. пед. н. М., 1991. -48 с.
  209. А.А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра): Дис.. канд. пед. н. М., 1996. — 126 с.
  210. .М. Формирование у старшеклассников потребностей в создании семьи и воспитание детей: Дисс. канд. пед. н. Карачаевск, 2000. — С. 90−93 с.
  211. A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф. дис. .докт. пед наук. М., 1997. — 40с.
  212. В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Автореф. дис. д-ра псих. н. СПб, 1996.-35 с.
  213. М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (На материале истории Бурятии): Дис. .канд. филос. наук. М., 1994. — 157с.
  214. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Дис.. канд. пед. н. Астрахань, 1998. — 200 с.
  215. Н.А. Место и роль ценностных ориентации в системе мировоззрения: Дис. канд. филол. наук. М., 1990. — 186 с.
  216. С.Д. Культура как общесоциологическая категория: Дис.. канд.филос. наук. -М., 1985.
  217. Т.В. Формирование педагогической культуры в учебном процессе (на материале дисциплин пед. цикла): Дис.. канд. пед. н Луганск, 1991.-215 с.
  218. .А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа: Дис. док. пед. наук. Термез, 1991. — 360 с.
  219. А.А. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга: Дис. канд. пед. н. СПб., 1992. — 193 с.
  220. А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджиксской народной педагогики: Дис.. канд. пед. н. -М., 1992.-204 с.
  221. Л.П. Этнос как референтная группа: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. н. -М., 1991. 136 с.
  222. А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания (на примере узбекской семьи): Дис. .д-ра пед. н.-Ташкент, 1989.-391 с.
  223. Н.В. Нация как субъект культуры: Дис.. канд. филос. н. -М., 1994.- 124 с.
  224. Е. Формирование национального самосознания: (Социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. н. М., 1993. — 405 с.
  225. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дис.. канд. психол. н. -М., 1994. 156 с.
  226. A.M. Основы традиционного воспитания в башкирской народной педагогике: Автореф. дис. д-ра пед. н. Челябинск, 1995. — 48 с.
  227. Т.А. Социальные процессы развития этнокультурной среды (на материале Саратовского Поволжья): Дис.. канд. социол. н. Саратов, 1995.-212 с.
  228. Н.Н. Этническое и социальное в мировоззрении личности: Дис.. д-ра филос. н. Волгоград, 1991. -305 с.
  229. Н.В. Этнопедагогика молдаван (в связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой). Дис.. д-ра пед. н. в виде науч. доклада. М., 1997. — 56 с.
  230. В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис.. канд. филос. н. СПб., 1992. — 152 с.
  231. И.А. Формирование этнического самосознания детей и юношества: Дис. канд. пед. н. -М., 1983. -233 с.
  232. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX- XX вв.): Дис. .докт. пед. наук. М., 1998. — 358с
  233. Г. А. Теоретические основы этнической педагогики: Дис.. д-ра пед. н., СПб., 1998. 443 с.
  234. М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопе-дагогики украинского народа: Дис. д-ра пед. н. Киев, 1989. — 407 с.
  235. .Д. Методологические проблемы исследования традиций: Дис.. канд. филос. н. М., 1993. — 139 с.
  236. Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. н. Казань, 1999. — 39 с.
  237. B.C. Народная культура как социальное явление: Дис. д-ра филос. н. Челябинск, 1984. — 304 с.
  238. Л.П. Национальное самосознание личности: (сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис. .докт. филос.наук. -М., 1992.-208с.
Заполнить форму текущей работой