Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из возможных способов, позволяющих качественно изменить учебно-воспитательный процесс в современных условиях, является использование и включение в него идей народной педагогики, зтно-педагогической культуры воспитания. В новых стандартах образования есть указание на необходимость отражения в школьных программах национально-региональных компонентов. Использование различных компонентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовный мир ханты и манси в этнопедагоги
    • 1. Теоретические основы формирования духовного мира личности в этнопедагогике
    • 2. Труд как духовно-нравственная ценность у ханты и манси
    • 3. Религиозные представления ханты и манси как составная часть их духовного мира
    • 4. Народное творчество и семейное воспитание в этнопедагогике народов ханты и манси
  • Глава 2. Реализация идей духовного опыта народов ханты и манси в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
    • 1. Анализ практики внедрения идей этнопедагогики ханты и манси в духовный мир младших школьников
    • 2. Процесс формирования духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси
    • 3. Подготовка педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики

Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В обстановке резкого обострения отношений между различными нациями, ухудшения положения коренных народов страны проблема выживания малочисленных народов особенно тревожна.

В таких условиях нестабильности, старых стереотипов, противоречий нарушается процесс формирования духовного мира подрастающего поколения. В то же время именно в юношеском возрасте, молодежь испытывает желание сделать осознанный выбор своего духовного развития. Дефицит духовных ценностей в современном мире может быть снят именно тем духовным потенциалом, который имеется в народной педагогике.

Рассматривая среди слагаемых духовности личности приобщенность к народной и общечеловеческой культуре, необходимо организовать систему повышения степени духовности всеми существующими способами.

Процесс постепенного и неуклонного угасания и распада духовной культуры ханты и манси связан с тотальной политикой, которая попирала элементарные нормы социальной справедливости, законности и свободы в отношении всей жизнедеятельности этих народов.

С падением общей культуры одновременно шел такой же неудержимый распад национального самосознания, нравственных устоев, самобытности многочисленных народов Севера. В бюллетени международного центра по изучению Сибири констатируется: «Народы Сибири и Севера СССР исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которых жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность.» (18> с-5).

Резкое изменение социально-экономической обстановки вынуждает местное население отказаться от традиционного уклада жизни, стиля мышления, поведения и деятельности. Ряд негативных тенденций в различных областях жизни коренного населения региона (низкий уровень материальной культуры, отказ от исконных ремесел, невозможность найти работу без специальности, жесткие меры властей против местного населения, ликвидация оленеводства, запрет рыболовства, отчуждение человека от собственности, утрата чувства хозяина, иждивенческая психология, привели к деградации национального самосознания, национальной культуры, к увяданию духовности народов ханты и манси.

Во многом нравственно деморализованное общество имеет и частично потерянное молодое поколение. Молодежь не получала десятилетиями элементарных представлений о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердии, которые были заложены в народной педагогике.

В школе учащихся не приучали понимать и иметь разные точки зренияпрошлое народа изучалось прямолинейно, без сомнений. В национальных школах изучался только русский язык и редко вспоминалось о языке национальном.

В последние годы в этих автономных округах России наметились и позитивные тенденции, связанные с началом национального возрождения на основе культуры, использования прогрессивных народных традиций, возрождения самобытной национальной школы.

Учет этих объективных позитивных и негативных тенденций позволяет активизировать работу по решению проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения на традициях народной педагогики ханты и манси. о.

Восстановить духовность народа — это прежде всего возродить народную педагогическую культуру, традиции воспитания, восстановить культуру, искусство, язык ханты и манси. Специфический образ мира этих народов отражен в их сказаниях, пословицах и поговорках, устных народных поэтических произведениях, декоративном искусстве. Они несут в себе высокий заряд духовности, учат пониманию многих общечеловеческих ценностей, являются богатым и чистым источником педагогических идей.

Идея этнопедагогизации современного образования очень плодотворна, о чем свидетельствуют и научные исследования, и нормативные документы, и передовой опыт ряда школ. Остановимся на этом более подробно.

Д.С.Лихачев в статье о национальном характере пишет, что видит XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающейобразования, которое подчинено задачам воспитаниявозрождения чувства собственного достоинства, репутации человека как чего-то высшего, которое должно руководить каждым: возрождения совестливости и понятия чести.(70- с-5).

Одним из возможных способов, позволяющих качественно изменить учебно-воспитательный процесс в современных условиях, является использование и включение в него идей народной педагогики, зтно-педагогической культуры воспитания. В новых стандартах образования есть указание на необходимость отражения в школьных программах национально-региональных компонентов. Использование различных компонентов народной культуры (фольклор, другие формы эпоса, пе-сенно-музыкальная культура, игры и праздники, народные промыслы и др.) в учебно-воспитательном процессе еще не делает этот процесс регионально-этническим. Народная педагогика — целостность, поэтому она должна ее сохранять при функционировании в сфере современного образования.

Целостность регионально-этнической культуры воспитания обеспечивается, по мнению Г. Н. Волкова, наличием в ней идеала «совершенного человека». Именно эта идея совершенной личности — одна из основных слагаемых духовной культуры любого народа.

В каждой культуре есть свой идеал Мужчины, Женщины, Девушки, Юноши, и по ним равняются, как по нравственным ориентирам личности. Они влияют на обучение и воспитание детей.

Современная система образования все больше и больше включает содержание, способы и формы национально-регионального компонента в целостный учебно-воспитательный процесс. Поэтому перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из этого содержания оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с общими стандартами образования, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности. В общий стандарт включаются аксиологические аспекты регионально-этнических культур, которые вошли в мировую культуру. Таким образом, система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся исторически в недрах регионально-этнических культур, станет интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Национально-региональный компонент в программе обучения и воспитания потребует и адекватных ему воспитательных средств, какими и станут различные аспекты народных традиционных культур, отсюда и программы будут инвариантными.

Зарождающаяся в России и ее автономиях новая национальная и культурная политика рассматривает национальную школу как важнейший гарант духовного возрождения народа.

Научные исследования Г. Н. Волкова и его школы, З. И. Равкина и его школы, позволили подготовить концепцию национально-регионального образования и воспитания, ориентирующую учителя на использование в качестве одного из главных факторов ценностные категории народной педагогики.

Проведен ряд важных историко-педагогических исследований, раскрывающих сущность и основные явления народной педагогики у разных народов (В. А. Арутюнян, В. Ф. Афанасьев, O.A. Арипов, Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов, Г. С. Виноградов, И. А. Колесникова, Е.И. Са-сявко, A.B. Плеханов, Я. И. Ханбиков, О. Д. Мукаева, М. Г. Тайчинов.

Идр)(6, 24, 27, 29, 119, 130).

Проблемам духовности личности посвящены исследования филосо-фов (К. А. Абульхановой-Славской, Л. П. Буевой, А. Г. Здравомыслова и др.) — психологов (Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, Ю.В. Шарова) — педаг гогов (Б.Т. Лихачева, A.A. Мелика-Пашаева, Е.В. Квятковскоroj (64, 69).

Фундаментальные исследования, касающиеся описания жизни и деятельности ханты и манси, принадлежат венгерским, финским и русским ученым. Это А. Алквист, М. А. Кастрем, В. Н. Чернецов, Н. В. Лукина, 3.П. Соколова и др.(3- 59> 60- 1 04).

Подробное ознакомление с семейными обрядами, традициями, ремеслами, устным народным творчеством ханты и манси можно получить из работ Н. В. Лукиной, В. М. Кулемзиной, Ю. И. Кушелевского, П. Е. Шешкина, Е. И. Ромбандеевой, З. П. Тюменцевой, И. Д. Шабалина и др., а также из научных трудов научно-исследовательского института возрождения обско-угорских народов.(67• 71- 96).

В исследовании избранной нами проблемы большую роль сыграло изучение трудов, посвященных культуре народов Севера.

Проблему формирования духовной культуры младших школьников мы изучали по работам Л. И. Божович, Г. Ф. Гаврилычевой, Л. И. Славиной, Д. Б. Эльконина и др.(11 — 140).

Наиболее близкой к теме нашего исследования является работа З. П. Тюменцевой, но она касается вопросов содержания и форм этно-педагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе. Проблема формирования духовности младших школьников на основе народных традиций ханты и манси ранее не изучалась. Это позволило нам выбрать данную проблему темой исследования.

Цель исследования — определение педагогических условий, при которых будет совершенствоваться процесс формирования духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси.

Объект исследования — деятельность школы и семьи по формированию духовного мира младших школьников.

Предметом исследования является процесс формирования духовного мира младших школьников на основе народных традиций ханты и манси.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

— выявить базовые идеи народной педагогики ханты и манси, влияющие на формирование духовного мира школьников;

— изучить позитивный опыт внедрения идей этнопедагогики ханты и манси в духовный мир младших школьников;

— определить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования духовного мира младших школьников на основе прогрессивных традиций ханты и манси;

— разработать практические рекомендации, способствуюцие совершенствованию процесса формирования духовного мира младших школьников на основе народных традиций.

Гипотеза состоит в предположении, что приобщение младших школьников к народной педагогике ханты и манси способствует формированию их духовного мира при следующих условиях:

— развитии интереса младших школьников к народной культуре и традициям;

— изучении этнокультурных семейных традиций народов ханты и манси;

— организации систематической и целенаправленной деятельности по изучению и использованию традиций в воспитании и развитии на этой основе духовного мира младших школьников;

— подготовке педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики в школьную практику.

Характер исследовательской работы и формулировка темы обусловили необходимость использования целостной системы методов изучения проблемы:

— теоретический анализ педагогической, философской, этнопеда-гогической, социологической, историографической, а также учебно.

— методической литературы с точки зрения использования в ней народной педагогики;

— изучению массового и передового опыта школ по данной проблеме;

— изучение особенностей воспитания детей коренных народностей Севера в условиях современной семьи по приобщению их к традиционным видам труда, художественному творчеству;

— социолого-педагогические методы: наблюдение, опросы, метод независимых характеристик, организация педагогических ситуаций, анализ документации;

— опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделены базовые идеи этнопедагогики ханты и манси, раскрывающие их духовный мир (отношение к труду как духовно-нравственной ценностиотражение в художественном творчестве прогрессивных идей народной педагогики, значимость религиозных заповедей в воспитании детей и, наконец, специфику этнических особенностей системы воспитания в семье).

Практическая значимость данного исследования проявляется в том, что были разработаны программы спецкурсов по данной проблеме для школ и вузов, а также созданы методические рекомендации для воспитателей, педагогов школ по проблеме формирования духовной культуры младших школьников на основе прогрессивных национальных традиций (для ханты-мансийских школ).

В дальнейшем мы видим продолжение работы по данной проблеме в следующих направлениях: в раскрытии специфики работы высшей школы и специальных школв раскрытии педагогического подхода к разным возрастным группам, особенно к подростковому возрастув более глубоком изучении социального аспекта проблемыа также в разработке целостной программы воспитания духовной культуры школьников Ханты-Мансийского округа с учетом преемственности и взаимосвязи с формированием у школьников общечеловеческих ценностей.

Достоверность обеспечивается путем анализа фактов и зависимостей, выявленных на основе репрезентативной выборки параметров, характеризующих функционирование и развитие национальной школ.

Методологической базой исследования являются философские знания о Человеке как высшей ценности, о его духовной культурео соотношении общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основ сознания и жизнедеятельности индивидово роли народных традиций в воспитании.

Исследование проводилось с 1991 по 1995 г., прошло ряд этапов.

На I этапе (1991;92) изучалась историографическая, философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также состояние данной проблемы в практике.

На II этапе (1992;94) проводилась опытно-экспериментальная работа в школах Нижневартовского района.

На III этапе (1994;95) продолжалась опытная работа, корректировались ее результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1) проводились путем научно-методической экспертизы в лабораториях этнопедагогики, школ Севера Института национальных проблем Министерства образования Российской Федерации;

2) осуществлялись в ходе выступлений диссертанта на заседаниях кафедры педагогики и методики начального обучения;

3) средствами лекционно-семинарской работы соискателя и других специалистов в учреждениях народного образования Ханты-Мансийского автономного округа, а также в процессе выступлений на всероссийских, региональных конференциях, совещаниях, семинарах по проблемам развития коренных народов и воспитания подрастающего поколения на народных традициях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Формирование духовного мира младшего школьника в Ханты-Мансийском национальном округе на современном этапе должно проходить с учетом новых тенденций духовного развития общества (возрождения прогрессивных народных традиций и самобытной культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе).

2. Составными частями духовного мира ханты и манси являются труд, религиозные представления, связанные с одухотворением природы и героев-предков, народное творчество. В них сконцентрирован опыт бытия человека в определенных условиях жизни, опыт типичных народных форм взаимодействия, которые в наибольшей мере формировали личность, умеющую сопротивляться жизненным трудностям.

3. Процесс поэтапного формирования духовного мира младшего школьника включает в себя:

— создание положительно-эмоционального отношения к народным традициям и обычаям через воспитание интереса к ним;

— организаций) систематической учебно-воспитательной деятельности, в содержание которой вводятся прогрессивные традиции народной педагогики, фольклор, народное творчество;

— перевод интереса к народным традициям в познавательной активности в этом направлении, а также по подготовка и повышение квалификации в этом направлении работающих учителей.

Диссертация состоит,,. • из введения, 2-х глав, заключения, библиографии.

ВЫВОДЫ.

Духовный мир школьника формируется на основе опыта предшествующих поколений и своего собственного опыта духовной практики. Внедрение идей этнопедагогики ханты и манси в духовный мир младших школьников проходит через семейное воспитание, школу, средства массовой информации, нормативные документы, общественные институты.

В школьной практике содержание этнопедагогизации связано с преподаванием на родном языке, изменением содержания предметов в сторону внесения в него национально-регионального компонента, организацией национальной среды в процессе всей внеклассной и внешкольной работы.

Воспитание интереса младших школьников к народной педагогике, традициям и обычаям ханты и манси в национальной школе является фактором формирования их духовного мира. процесс формирования духовного мира младших школьников связан с овладением знаниями духовной культуры человечества, поведением на основе опыта духовных знаний и деятельностью по распространению народных традиций.

Интерес к духовному миру ханты и манси формируется поэтапно: от создания положительно-эмоционального отношения к традициям, обычаям, фольклору, народным промыслам, к систематической поисковой деятельности по приобщении к традиционной культуре их предков и к созданию на этой основе устойчивых интересов к истории своего Отечества. Результаты на каждом этапе достигаются определенной системой педагогических воздействий, особенно использованием частично — поисковых методов, сюжетно-ролевой игры, постановкой новых познавательных задач, с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к младшим школьникам с разным уровнем развития интереса. Общая модель поэтапного формирования интереса к народным традициям интерпретируется в особые подходы с учетом уровня развития интереса у младших школьников.

Результаты всей этой работы — изменения в духовном мире младшего школьника: создание специфического образа мира, особое состояние сознания (появление этнопедагогических представлений), потребность в новых знаниях и впечатлениях о духовном мире народа.

Подготовка педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики проходит в педагогическом институте в особой системе. по целостной программе общей этнопедагогики (за основу берется программа, составленная академиком Г. Н.Волковым). Эта программа интерпретируется с учетом специфики регионально-этнической концепции, этнических особенностей воспитания ханты и манси, а также с учетом особенностей подготовки студентов к этой работе.

Предложенная программа опытно-экспериментальной работы носит не только обучающий, но и воспитывающий характер, включая в себя ряд специальных творческих заданий. Система творческих заданий позволяет построить их таким образом, что развивает духовный мир будущих учителей (анализ учебников, составление пробных пособий, карт, тетрадей открытий, творческих сочинений и др.). Все это укрепляет интерес к народной педагогике, помогает реализовать новые потребности студента по приобщению к духовной культуре общества. Восполняемая личностью деятельность по освоению духовного мира ханты и манси предполагает подключение уже освоенного духовного опыта и оценочных чувств, имеющихся новую качественную наполняемость — ожидание предвосхищения нового цикла в освоении духовного опыта человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В обстановке межнациональных конфликтов, нестабильности, ухудшения положения коренных народов страны наблюдается дефицит духовных ценностей, который может быть снят именно тем духовным потенциалом, который имеется в народной педагогике. Все эти положения относятся и к народам ханты и манси.

Учет объективных позитивных и негативных тенденций (отсутствие родного языка, нарушения традиционного уклада жизни, варварское истребление природы и национальных промыслов, связанных с ней, деградация национальной культуры с одной стороны, и начало национального возрождения на основе использования прогрессивных народных традиций, возрождения самобытной национальной школы с другой стороны), позволяет активизировать работу по решению проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения на традициях народной педагогики ханты и манси.

Целостность регионально-этнической культуры воспитания обеспечивается наличием в ней идеала «совершенного человека» (Г.Н.Волков), который обладает гармоническим развитием, трудолюбием и здоровьем, единением с природой, любовью к детям, почитанием культа предков. Все это слагаемые духовной культуры народа, а, значит, и духовного мира ханты и манси, как общности и каждого человека в отдельности.^.

Духовный мир ханты и манси рождается из специфического образа мира, особого состояния их сознания и жизнедеятельности и включает в себя такие составляющие: труд как духовно-нравственную ценность, религиозные представления как составную часть духовного мира, народное творчество и семейную педагогику. В этих составляющих заложены и главные прогрессивные традиции народной педагогики ханты и манси, опыт типичных народных форм взаимодействия, которые в наибольшей мере формировали личность, умеющую сопротивляться жизненным трудностям.

Диалектика взаимосвязи общего, особенного и единичного позволяет рассматривать прогрессивные народные традиции как общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные ценности, в которые внесли свой вклад ханты и манси. Характер их народных традиций отличается глубиной, устойчивостью, эмоционально-нравственным содержанием, уходит корнями в одну из самых древних цивилизаций.

Теоретический подход к формированию духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси заключается в том, чтобы проследить, во-первых, каков духовный мир ханты и манси, во-вторых, как он отражен в этнопедагогике и, в-третьих, как реализовать идеи духовного мира предков при формировании духовного мира сегодняшних младших школьников.

Психологический подход к традициям выявляет в них комплекс психолого-педагогических воздействий на личность, представляющих наиболее значимый опыт предшествующих поколений.

Педагогический подход заключается в том, чтобы отобрать из содержания народных традиций оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с общими стандартами образования, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности.

Национально-региональные компоненты (содержание, способы и формы народной педагогики) включаются в современный целостный учебно-воспитательный процесс через педагогическую модель, обозначенную целью воспитания (совершенный человек), организацию педагогического воздействия воспитательными средствами и обратной связью, в процессе которой духовный мир личности поднимается на более высокую ступень.

Рассмотрение уникального духовного мира одного из древних народов — ханты и манси, прежде всего важно потому, что это единственный источник, позволяющий формировать современную систему воспитания учащихся национальной школы в регионе. Древние ханты и манси оставили в духовное наследие нации художественно-прикладное творчество, отточенные до искусства народные промыслы (рыболовство и охотничество), а главное, незабываемый облик народа-труже-ника, доброго, гостеприимного, с открытым сердцем, любящего и понимающего природу, не забывающего героев-предков.

Изучение закономерностей традиционного процесса воспитания у ханты и манси показывает, что самое важное значение придавали они труду, считая его главной духовно-нравственной ценностью.

Обращение к религиозным представлениям ханты и манси — это обращение к народной философии, к мировоззрению, к духовной культуре этих народов, к одной из древнейших религиозных философий народов Югры.

Самое широкое отражение идей этнопедагогики мы находим в семейном воспитании народов ханты и манси и в народном творчестве. Сохранение семейных традиций — это и есть сфера усвоения духовных и материальных ценностей одного поколения другим в повседневной жизни.

Народное творчество через художественные промыслы ханты и манси, их фольклор становится кладезем народной педагогики, именно через него,(учитывая отсутствие письменных источников), знакомится современная молодежь с духовным миром своих предков.

Основные направления совершенствования процесса формирования духовного мира младших школьников следующие: развитие интереса к народной педагогике и традициямперестройка содержания обучения в начальной школе путем внесения в него регионально-этнического компонентаорганизация внеурочной работы со школьниками по приобщению их к народному творчествуиспользование семейного воспитания в этом направлении. Приобщение младших школьников к народным традициям проходит в частично-поисковой деятельности, через сюжетно-ролевые игры, познавательные игры, кружковую и клубную формы.

Пути рациональной организации этой деятельности младших школьников преломляются в индивидуально-дифференцированном подходе к каждому из них с учетом возрастных и психологических особенностей, уровней эмоционально-нравственной воспитанности и духовной культуры каждого.

Процесс воспитания интереса к народному творчеству и традициям включает в себя три взаимосвязанных этапа: создание положительно-эмоциональной атмосферы к предмету интереса, к деятельности и людям, раскрывающим традиции перед нимиорганизацию систематической деятельности по изучению и использованию традиций и созданию условий для их духовного роста. При такой целенаправленной деятельности взрослых, использование прогрессивных народных традиций в процессе формирования духовного мира младшего школьника ведет к социокультурной адаптации его с окружающей средой, к формированию у него активности и самостоятельности.

Учитель становится социально активным в национальном возрождении, если он подготовлен к этой работе: знает содержание этнопедагогики, методику ее преподавания, методику внедрения ее идей в школьную практику. Обучение в этом направлении должно проводиться в вузе в виде интегрированных курсов, носить цикловой характер.

Преподаватель вуза строит совместную конструктивную деятельность со студентами, постепенно вводя в нее учебно-исследовательские задания, связанные с этнопедагогизацией образования. Важна роль самостоятельной работы студентов в этом направлении, особенно если она носит исследовательский характер.

Итак, один из главных путей возрождения духовности личности, осуществляемый, а Ханты-Мансийском регионе — это использование этнического многообразия традиционной культуры воспитания.

Содержание политики властных структур по отношению к школе связано с приоритетностью национальной школы, с обучением на родном языке, с этнопедагогизацией обучения и воспитания.

Этнопедагогизация — это и способ объяснения и способ преобразования процессов воспитания и обучения в национальной школе.

Возрождение народной педагогики, культуры — это и конкрет-но-конструктивная деятельность ханты-мансийского общества по использованию творческих возможностей интеллектуальной и художественной интеллигенции.

Этнопедагогизация обучения — это и область применения личностного и профессионального потенциала педагогов, которые, используя свой творческий потенциал, создают инновационные школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. // Сб. науч. статей Инст. разв. личности, РАО, М., 1994.
  2. Ahlguist A. Uber die kulturworter der obischem ugrischen. Sprachen // Journal dela societe Finnoougrienne, Helsinki, 1890, N 8.
  3. Ahlguist A. Unter Wogulen und Ostiaken. 1883.
  4. A.K. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1968. 290 с.
  5. В.Г. Мотивация поведения формирования личности. М., Мысль, 1976, с. 176.
  6. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979, — 182с.
  7. К.Ш. Этнопедагогика и современная школа.// Учитель. Башкирия.
  8. C.B. Остяцкие и вагульские княжества в 16−17 вв. 1935, С. 25 26.
  9. П. История, боги и культура юганских ханты //Югра N 3, 1992, С. 21.
  10. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, Т.1, 304 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, — М., Просвещение, 1968, 464 с.
  12. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. д-ра пед. наук. М., 1966. 40 с.
  13. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. М., Педагогика, 1991.
  14. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  15. К.И. Теоретические и практические основы комплексного решения образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Дисс. док. пед. наук, М., 1990, 343 с.
  16. Ф. Основные принципы науки разума. Донецк, 1993,1. С. 8.
  17. H.A. Судьба России. М., 1918, С. 93.
  18. Бюллетень международного центра по изучению Сибири // Наука, Новосибирск, 1991, С. 5.
  19. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.
  20. З.В. Народная педагогика в подготовке учителя. Метод, реком., Чебоксары, 1988, 51 с.
  21. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989, 334 с.
  22. Г. Н. Программа спецкурса по педагогике НИИ развития личности (ротапринт), 1993.
  23. Г. Н. Неотъемлемая часть национальной культуры (Родник педаг. мудрости) // Советская педагогика, 1989, N 1, С. 98−103.
  24. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974, С. 230.
  25. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М.: Институт развития личности, 1993, 12с.
  26. Вопросы истории и культуры Удмуртии. Устинов, 1986.
  27. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
  28. В., Проблемы психологии народов. М., Космос, 1912.
  29. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика.: Авто-реф. док. пед наук, Баку, 1970, 171 с.
  30. И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Изд. «Наука», Новосибирск, 1986.
  31. Л.А. Зооморфные украшениия финно-угров. М., 1979.
  32. В.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, Вища школа, 1984.
  33. H.JI. Следы язычества у инородцев Северо-западной Сибири. М., 1888.
  34. М.Б. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности. Баку, 1969, 25 с.
  35. В. В. Соотношение конкретных и абстрактных знаний в начальном обучении. // Вопросы психологии. М., 1992, N 1, С. 22 32.
  36. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Сов. этнограф., 1977, N 3.
  37. А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.
  38. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979, Т. II., 779 с.
  39. В.Е. Теория идеала. Ростовский ун-т, 1983.
  40. Н.П. Традиции формирования личности. Минск, 1979.
  41. .О. Родовой и племенной состав народов Сибири. М., 1960, 622с.
  42. Дунин-Горкович A.A. Тобольский Север. Тобольск, 1911, Т. III. Этнографический очерк местных инородцев.
  43. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дисс. канд. псих, наук, v Л., 1982.
  44. Документы и материалы по созданию и функционированию Нижневартовского высшего педагогического училища. Нижневартовск, 1993, С. 69.
  45. С.Н., Траскунова М. М. Проблемы воспитания и образования молодежи // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия истории, филологии и философии. Вып. II, Наука, 1984. С. 28−32.
  46. В.И. Теоретические и практические основы управления перестройкой высшего педагогического образования. М., Педагогика, 1990.
  47. Записано Плотниковым М., Янгал Маа, Изд. Академии, 1993, С. 51
  48. А.С. Из раздумий сельского учителя // Югра, N 2, 1992, С. 15−20.
  49. В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века. АН СССР, 1947.
  50. А. Хлебопашество на земле Югорской // Югра N 3, С. 18 19
  51. C.B. Материалы по изобразительному исскуству народов Сибири XIX начала XX вв. M. — Л., 1954.
  52. C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник по материалам XIX начала XX вв. // Народы Сибири и Даль-«* него Востока. М.- Л., 1963.
  53. Н.В. Культура народов Севера: философско-социоло-гический аспект. Новосибирск, Наука, 1989.
  54. Источники этнографии по Западной Сибири. Томский ун-т, 1987.
  55. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., Педагогика, 1984, С. 144
  56. И.А. Русская книга, собр. в 10 томах, Т.1, 1993.
  57. В.Б. Звери, люди, боги: очерки африканской ми-фологиии. М., 1991.58. «И лун медлительный поток.» Конькова А. М. и др. Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1982.
  58. М.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. СПб, 1860. Т.6. 4.2.
  59. Kannisto Lumola — Virtanen: Materialen zur Mytnologle der Vogulen. MSFOu. 113, Helsenki, 1958.
  60. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнограф., N 2.
  61. И.А. Удмуртская прялка «кубо» и орнаментация вышитых нагрудников «кабачи» как источник сведений о древнеудмурт-ских пантеистических представлениях // Вопросы истории и культуры Удмуртии. Устинов, 1986.
  62. Концепция развития культуры народов Севера // Югра, N 8, 1992, С. 4.
  63. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984, 335 с.
  64. Кон И. С. Психология юношеского возраста / Проблемы формирования личности / М., Просвещение, 1979.
  65. Н.К. Народное образование и детотирания. Т.1, С. 15.
  66. В.М., Лукина Н. В., Знакомьтесь: Ханты. Новосибирск, Наука, 1992.
  67. Лар Л. «Бубен шамана.» // Северные просторы, 1992, N 3, С. 16.
  68. .Т. Проблема целостности в воспитании.// Советская педагогика. М., 1986, N 5, С. 59 63.
  69. .Т. «О национальном характере.» // Искусство, М., 1993, С. 5.
  70. Н.В. Формирование материальной культуры ханты. Томск, 1985.
  71. Н.В. Зарубежные публикации фольклора обских угров. // Финно-угорский музыкальный фольклор: Проблемы синкретизма. Таллинн, 1982.
  72. А.С. Общие условия семейного воспитания. М., 1990, Педагогика, С. 194.74. «Малых народов не бывает». // Мол. гвардия, М., 1991.
  73. Материалы по фольклору ханты. // Томск изд., ТГУ, 1978.
  74. B.C. Детская психология. М., 1985, 270 с.
  75. B.C. Рождение личности. М., 1984, 288 с.
  76. Мифы, предания, сказки ханты и манси. / Предисловие Луки-ной Н.В. / М., 1990, С. 54.
  77. К., Энгельс Ф. «О воспитании и образовании». Т. 2., М., 1978, С. 21.
  78. И.А. Народная педагогика источник воспитания нравственности. Алма-Ата.
  79. Народы сибири. // М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956. 1083 с. 82. «Огонь Камень». Сказки Тюменского Севера: Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1981.
  80. С., Шведова Н. Толковый словарь. М., «Советская энциклопедия», 1992.
  81. А.П. Из истории этнических и культурных связей неолитических племен средней Сибири: К вопросу о происхождении самоедских племен. // Сов. архиология, N 1, 1957, С. 1−3.
  82. А.К. Ее величество Обь: По сиб. реке в пространстве и во времени. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1991. 207 с.
  83. А. Рыцари Севера. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1982, 189 с.
  84. Описания. // Совет, этногафия, Ч. 2, N 1, 1947, С. 3743.
  85. С. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. СПБ, 1891.
  86. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социоло-гического исследования. М., 1992, С. 15.
  87. Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе. // Югра, N 3, 1992, С. 2.
  88. Прокофьев Е. Д. Социальная организация и культура народов
  89. Севера. // Автореф. дис канд. ист. наук, Новосибирск, 1974,18 с.
  90. Проблемы педагогического стимулирования нравственного и познавательного развития школьников. // Под ред. З. И. Равкина, Йошкар-Ола, 1979, С. 111.
  91. К. С. Неводьба на Конде // Югра, N 3, 1992, С. 19.
  92. В.М. Философия образования // Вестник высшей школы, N 1, 1992, С. 15.
  93. Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993, 208 с.
  94. Российская Педагогическая Энциклопедия. Т.1, С. 486.
  95. В.М. Аборигены имеют право. // Российская газета, 13 марта, 1992.
  96. И.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики. Узбекистан, 1989,
  97. Сказки бабушки Айне. Конькова A.M., Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1985.
  98. Солженицын А.И.¦Попранная Россия. М., 1992.
  99. Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. М., Наука, 1980, 240 с.
  100. М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М., 1995, С. 29.
  101. З.П. Ханты // Вопр. Истории, N 8, 1971, С. 213−218.
  102. З.П. Страна Югория. М., Мысль, 1976, 119 с.
  103. З.П. Путешествие в Югру. М., Мысль, 1982, 173 с.
  104. З.П. Современные селения и жилища ваховских хантов. ТИЭ. НСС. М., АН СССР, т. 56, 1960, С. 178 198.
  105. З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера. // Сов. этнография, N 4, 1991.
  106. З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров. Сб. «Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX вв. Л., т. 27, 1971.
  107. З.П. Социальная организация хантов и манси в XVIII—XIX вв.. Проблемы рода и фрабрии. М., Наука 1982, 325 с.
  108. З.П. Проблемы социальной и этнической истории хантов и манси в XVII—XIX вв.. Дисс. докт. филос. наук., М., 1984.
  109. А.И. Програмная Россия. М.113. «Сказки бабушки Айнэ.» А. И. Конькова и др. Свердловск,
  110. Средне-Уральское книж. изд., 1985.
  111. В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., Т. 3, 1981.
  112. В. А. Обычаи, традиции и преемственость поколений. //Избр. пед. соч., Т. 3, М., 1981.
  113. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976, с. 216.
  114. Ю.К. Православные меньшинства. М., Изд. Полит.лит.
  115. Ю. Ю. Семейные обряды и верования, ¿-орея, конец XIX начало XX вв. JI., Наука, 1985.
  116. М.Г. Религиозная культура и воспитание. // Педагогика, М., 1993, С. 38 40.
  117. Н.Ф. Формирование понавательной деятельности младших школьников. М., МГУ, 1983.
  118. З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Сов. педагогика, N 5, 1980, С. 114 -120.
  119. Н.И. Очерки диалектов ханты-мансийского языка. М.-Л., 1961.
  120. Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1951, Т.30, С. 147.
  121. Традиционое воспитание детей у народов Сибири: сб. ст. АН СССР. Ин-т. этнографии им. Н.Н.Миклуха-Маклая. Л., Наука, 1988, 252 с.
  122. З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в научно-воспитательной школе. Афто-реф. канд. пед. наук, М., 1993.
  123. К.Д. О народности в общественном воспитании.
  124. Педаг. соч., Т. 1, 2, М., 1988,
  125. С.И. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. Полевые исследования института этнографии, 1978.
  126. Г. П. Национальное и вселенское в сб. «О России и русской философской культуре». М., Наука, 1990.
  127. Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. Сб. стастей. Новосибирск, 1979, С. 124.
  128. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, Таткнигиздат, 1967, 232 с.
  129. Е.А. Народная педагогика: Исторические и теоретико-методологические проблемы. Автореф. канд. пед. наук, М., 1988, 20 с.
  130. Е.А. Понятия «Народная педагогика» в советской историко-педагогической летературе. М., Мысль, 1986.
  131. К.Э. Человек. Жизнь человечества. Избр., М., 1994, С. 131.
  132. В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. II Международный конгресс финно-уг-ров. Хельсинки, 1965.
  133. В.Н. Представление о душе у обских угров // Труды института этнографии АН СССР, М., 1959, Т.51. С. 24 31.
  134. И.А. Адыгейская народная педагогика.
  135. Е. Традиционное мировоззрение Северных Обских угров по материалам культа медведя. Автореф. канд. ист. наук, Л., 1989.
  136. П.Е., Шаталина И. Д. Мансийские орнаменты. Изд. Просвещение, С.-Петербург, 1993.
  137. А.И. Повышение качества и профессиональной подготовки будущего учителя. М., Педагогика, 1981.
  138. Д.П. Психология обучения младшего школьника. М., Знание, 1974, 63 с.
  139. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. Отв. ред. ГуревичИ.С., М., Наука, 1987.
  140. X.X. Особенности воспитания в школах и интернатах Крайнего Севера // Учебное пособие. М., 1980, 107 с.
  141. Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891, 308 с.
  142. В.А. Личность и ее ценностные ориентации // Инф. бюл., ИКСИ АН СССР, 1969, N 4, вып. 1
Заполнить форму текущей работой