Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности взаимодействия педагога с детьми-сиротами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государство принимает меры, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, хотя их нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации. Так, среди законодательных мер в решении проблемы сиротства следует отметить принятие Семейного кодекса РФ, в котором правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства… Читать ещё >

Особенности взаимодействия педагога с детьми-сиротами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сиротство как социальная проблема. Черты современного сиротства

Подходя к рассмотрению сиротства как социального явления, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке[1].

Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед обществом. Укажем причины, порождающие сиротство, характерные для мирового сообщества в целом. К ним относятся:

  • • мировые войны, социальные потрясения;
  • • межнациональные конфликты, рост числа беженцев;
  • • резкое ухудшение материального положения населения, социально-экономическое расслоение;
  • • падение нравственных устоев семьи, снижение стабильности брака, увеличение внебрачной рождаемости;
  • • стремительная урбанизация современного общества;
  • • ослабление религиозных традиций;
  • • алкоголизация и наркомания;
  • • кризисное состояние системы образования и воспитания и др.

Говоря о российском обществе, выделим еще одну причину — несостоятельность выбранной в советские годы стратегии социальной политики государства, выражающуюся в приоритете общественного воспитания сирот над семейным. Несостоятельность проявляется в том, что действия государства в преодолении сиротства были направлены главным образом на борьбу с последствиями, а не на устранение причин сиротства. Предупреждение сиротства путем поддержки семей, нуждающихся в помощи, является важнейшей задачей государства в профилактике этого социального явления. Система устройства детей в специально созданные учреждения, как показала практика, не оправдывает себя и влечет за собой не сокращение, а увеличение количества социальных сирот и, следовательно, необходимость расширения сети учреждений для них.

Состояние проблемы сиротства в стране характеризуется следующими чертами:

  • 1) социальное сиротство. В XX в. возникло новое негативное явление — социальное сиротство, выражающееся в самоустранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям. Социальные сироты — это дети, оставшиеся без попечения родителей, т. е. являющиеся сиротами при живых родителях. По данным государственной статистики, таких детей в интернатных учреждениях большинство (более 80%);
  • 2) беспризорность и безнадзорность детей. В России, по некоторым данным, более 2 млн беспризорников. Дети уходят на улицу, потому что семья в настоящее время претерпевает кризисное состояние; родители по разным причинам не могут или не хотят выполнять своих обязанностей. Значительная часть безнадзорных детей и подростков отличаются девиантным поведением, употребляют алкоголь, наркотики, совершают правонарушения, страдают соматическими болезнями и психическими расстройствами;
  • 3) низкий уровень профилактики сиротства. В государстве практически отсутствует система предупреждения сиротства, включающая комплекс государственных мероприятий, осуществляемых на разных уровнях и прежде всего выражающихся в оказании поддержки семьям группы риска. Работа ведется только в отдельных направлениях и характеризуется разрозненностью установок различных государственных служб и ведомств в осуществлении единой стратегии;
  • 4) увеличение числа сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья. С каждым годом возрастает число сирот-инвалидов, увеличивается количество детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, девиантным поведением;
  • 5) социальная незащищенность воспитанников интернатных учреждений. Остро стоит проблема соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта категория детей наиболее сильно зависима от государства и нуждается в особой поддержке. Как отмечается в ежегодном докладе о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ, в силу ряда обстоятельств (к числу которых относятся экономические, политические и социальные) государственные гарантии выполняются не в полной мере, что и ведет к ущемлению прав детей данной категории;
  • 6) неподготовленность выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Значительная часть выпускников не готовы самостоятельно жить в коммунальных квартирах, не в полной мере владеют навыками ведения домашнего хозяйства: не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги. Многие не знают своих прав, не умеют жить вне привычного для них коллектива. Обманным путем их заставляют продать жилье, или с ними не уживаются соседи;
  • 7) недостаток в кадровом обеспечении интернатных учреждений. Значительная часть детских домов, интернатов, специальных учебновоспитательных учреждений, колоний, приютов не обеспечена необходимым количеством квалифицированных педагогов и специалистов, владеющих современными знаниями и технологиями коррекционной и реабилитационной работы.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государство принимает меры, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, хотя их нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации. Так, среди законодательных мер в решении проблемы сиротства следует отметить принятие Семейного кодекса РФ, в котором правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства. Законодательно введен новый тип устройства — приемная семья. Многие годы функционирует государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Активно ведется пропаганда семейных форм устройства детей-сирот.

  • [1] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(ст. 1).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой