Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дети столкнулись с проблемой, что очень мало знают о своём селе, об истории села. На первом этапе спланировали свою деятельность. В группе распределили обязанности: фотографа, журналистов, историков и оформителей. Затем приступили к сбору информации. Для этого «историки» посетили сельскую библиотеку, «журналисты» администрацию Ильинского сельского совета, старожилов поселка, побеседовали… Читать ещё >

Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

Во время работы с детьми я начала использовать в учебной и во внеурочной работе проектную технологию. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования.

Проектная деятельностьэто совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности могут быть названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Таким образом, проектная деятельность содержит возможности для формирования широкого спектра УУД учащихся. Рассмотрим «Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников».

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

1. Мотивационный этап.

2.Этап планирования.

3.Информационно — аналитический этап.

4.Этап реализации проекта.

5.Защиту проекта.

6.Рефлексивный этап Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить принципами.

Важной формой работы является внеурочная деятельность по организации индивидуальных проектов. Самым трудным и важным этапом организации является выбор темы. Главное условие успешности проекта — интерес ученика к проекту, проблеме, которую он решает. Поэтому предлагая ученику тему проекта, учитель должен изучить интересы, склонности, увлечения ребёнка. На одном из внеклассных занятий я использовала методику, которую мы назвали «Вопросы учёному», где предложили детям представить, что они встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую их тему. Дети задавали вопросы:

" Почему ёлочка всегда зелёная?", «Почему вымерли мамонты?» «Как появились домашние животные?». Очевидно, эти вопросы могут стать темой и проблемой будущих проектов детей.

Например, «Фантастический проект». На классном часе «Чудеса в нашей жизни» речь зашла о животных, которые могли бы улучшить и разнообразить нашу жизнь. Дети предложили нарисовать таких животных. Цель проекта — изготовление компьютерного изображения фантастического животного.

Составили план:

  • 1. Мотивационный этап: изготовление бумажного эскиза.
  • 2. Планирование: порядок выполнения работы.
  • 3. Выполнение проекта: изготовление компьютерного изображения.
  • 4. Просмотр и защита своих проектов.
  • 5. Рефлексивный: анализ выполнения проекта.

Изготовление эскиза.

Каждый учащийся должен придумать и создать с помощью соответствующего компьютерного ресурса животное, которого не существует в природе и которое бы ребенку понравилось. Сначала дети изобразили такого зверя на бумаге, но не прорисовывать все детали. После того, как все дети заготовили свои эскизы, они садятся за компьютеры и начинают работу по изготовление компьютерного изображения.

Каждый ребенок представляет свой проект. Например, проект «Пчёлка — садовод». Рассказ Елизаровой Оли. «Мой дедушка держит пчёл, и мне всегда было интересно наблюдать за этими труженицами. Я решила нарисовать свою пчёлку, которая бы могла помогать нам. Моя пчёлка имеет много функций. Является хорошим и незаменимым помощником в саду. Выполняет работы по перекопке почвы, рыхлению, поливу. А так же собирает цветы, и самое главное может собирать много мёда для нашей семьи». Лучшие проекты были показаны на родительском собрании. Кулеш Катя и Сырчикова Алина в конкурсе «Детский компьютерный проект» в номинации «Компьютерная графика» заняли 1 места в районе.

Кроме того, индивидуальный проект может стать продолжением исследования, начатого на уроке. Например, после изучения темы «Как живут растения» Леша Самойлов заинтересовался и решил продолжить свои наблюдения. Выдвинули тему исследования «Что необходимо растениям для жизни?».

Вместе поставили цель: создание проекта «Что необходимо растения для жизни». Заработали план работы:

  • 1. Какие бывают растения?
  • 2. Что общего у всех растений?
  • 3. Что необходимо растениям для жизни? (исследование)

Денис читал предложенную литературу, находил ответы на вопросы, продолжал исследовать, как развивается растение из семени. Свои наблюдения Денис записывал в дневнике наблюдений, делал рисунки и составил презентацию.

Свою работу Леша показал и рассказал классу, затем на родительском собрании, чем заинтересовал детей и родителей, выступал на конференции «Первые шаги в науку». Эта работа заняла 1 место в районе и 2 место в районе на конкурсе «Детский компьютерный проект-2015».

В ходе таких проектов у учащихся формируются личностная мотивация достижений, целеполагание, планирование своей работы, оценка своих результатов, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ и синтез объектов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, т. е. происходит формирование всех УУД.

Если на первых проектах детям была нужна помощь, то по мере использования и овладения алгоритмом работы над проектом, учащиеся проявляли больше самостоятельности на каждом этапе работы над проектом.

Остановимся подробнее на подготовке к проекту. Подготовительная работа зависит от цели проекта и сроков.

Рассмотрим групповой проект «Любимый уголок России, Ильинка милая моя». Над этим проектом работали полгода. Основная подготовка легла на детей.

Дети столкнулись с проблемой, что очень мало знают о своём селе, об истории села. На первом этапе спланировали свою деятельность. В группе распределили обязанности: фотографа, журналистов, историков и оформителей. Затем приступили к сбору информации. Для этого «историки» посетили сельскую библиотеку, «журналисты» администрацию Ильинского сельского совета, старожилов поселка, побеседовали с интересными и творческими людьми, «фотограф» сделал и подобрал интересные снимки. Затем оформили все материалы в презентацию. В данном проекте идёт формирование всех групп УУД. Это целеполагание и планирование своей деятельности, поиск и выделение необходимой информации, умение работать в группе, умение правильно задавать вопросы при интервью, формирование чувства сопричастности и гордости за свой поселок. Свой проект учащиеся показали на празднике в Доме культуры и диск с презентацией отдали в районный отдел культуры.

Совершенно другая подготовка индивидуального проекта игра-лабиринт «Помоги мышке найти сыр», автор Лиза Соротник. Этот проект мы создавали для учебного пользования. Поэтому подготовительную работу начинает учитель. Необходимо посмотреть тематическое планирование 3 класса, когда начинается закрепление таблицы умножения, и к этому сроку выполнить проект. Затем Лиза продумывает, какие примеры для закрепления необходимо включить в проект, а потом вместе составили дальнейший план работы. В нашем случае выполнение проекта заняло целый месяц.

В 4 классе стали проявлять инициативу сами учащиеся. После осмотра стоматолога Юля Сивоконь задумалась, почему все чистят зубы, но так много детей с заболеванием кариеса. Так возникла идея исследовательского проекта «Защитные свойства зубных паст». Подготовительным этапом стало планирование способов проведения исследования. Для этого мы обратились за консультацией к учителю химии, которая порекомендовала нам книги и посоветовала, что лучше проводить исследование на яичной скорлупе. Затем Вика в книгах нашла необходимую информацию о способах исследования. Решили вести дневник наблюдений и записывать все результаты. А затем Юля оформила свою работу в печатном и электронном виде. Работа над проектом заняла 2 месяца. На данном этапе доминируют познавательные и регулятивные УУД.

Формирование личностных действий можно проследить на примере проекта «Портфолио моей семьи». При планировании этого проекта дети предложили следующую структуру проекта: родословное древо семьи, герб семьи, кодекс семьи, личные странички членов семьи, традиции и увлечения семьи.

Учащиеся под руководством учителя и с помощью родителей накапливали материалы по данной теме. Пришлось поработать со справочной литературой, подобрать нужные материалы из семейных архивов пообщаться с взрослыми и скомпоновать материалы. В ходе проекта происходит объединение учащихся и родителей общим делом, возрождаются семейные традиции, укрепляется чувство гордости за свою семью.

Система работы над проектом даёт положительные результаты. Из таблицы мы видим, что дети участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Результаты анкетирования учащихся и их родителей и наблюдения показали, что цели нашей работы достигаются, задачи — выполняются, дети и родители заинтересованы в продолжение работы. На основе своих наблюдений, можно сделать вывод, что большинство учащихся умеют находить необходимую информацию, овладели алгоритмом деятельности при решении проблем, умеют анализировать объекты, умеют сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед аудиторией. А родители отмечают, что улучшилось общение между детьми, стали более самостоятельными стали контролировать свое поведение, дети стали планировать свою деятельность, появилась заинтересованность узнавать и находить что-то новое, с интересом решают логические задания.

Таким образом, мы делаем вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты. Но данная проблема требует дальнейшей работы для положительной динамики учащихся.

Я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную личность. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня — и я пойму». Действительно, дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные нужно только по-настоящему увлечь их.

Диагностические методики на учебном материале, включенные в урок (УМК «Школа России»).

Диагностика сформированности познавательных УУД.

Автор диагностики — Пакулич Ю. Н. Класс: 3.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

Русский язык Задания, направленные на формирование логического действия анализа.

В 3 классе можно давать при изучении разделов и тем:

Слово и его значение:

  • — Многозначные слова;
  • — синонимы;
  • — антонимы.

Слово и его значимые части (морфемика):

— части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Правописание и пунктуация.

При изучении орфограмм: слова с двумя безударными гласными в корне; гласные и согласные в приставках; употребление ь знака на конце имен существительных женского рода; употребление ъ знака.

Словарные слова.

Задания, направленные на формирование логического действия классификация.

Можно давать при изучении разделов и тем:

Синтаксис.

  • — Словосочетание и предложение;
  • — родственные слова.

Фонетика и орфоэпия.

Использование фонетического анализа слов для решения орфографических задач.

Задания, направленные на формирование логического действия сериация.

  • — Морфемный состав слов.
  • — Правописание и пунктуация.

Задания, направленные на формирование логического действия сравнение.

Фонетика.

Части речи.

Правописание.

Слово и его значение.

Математика.

Задания, направленные на формирование логического действия анализа.

Нумерация:

  • — Числа до 10 000;
  • — Чтение запись, последовательность, разрядный состав;
  • — Сравнение чисел.

Величины:

  • -единицы длины, дециметр. Соотношения единиц длины;
  • — единицы площади;
  • — единицы вместимости, литр;
  • — единицы времени: секунда, сутки, неделя, месяц, год и их соотношения;
  • — единицы массы и их соотношения;
  • — единицы скорости.

Сложение и вычитание:

  • — сложение с переходом через разряд;
  • — вычитание с переходом через разряд;
  • — сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000.

Умножение и деление:

  • — умножение на однозначные числа;
  • — умножение и деление двузначных чисел на однозначные;
  • — умножение и деление на 10, 100.

Геометрический материал.

Задания, направленные на формирование логического действия классификация.

Равенства и неравенства.

Величины.

Уравнения.

Задания, направленные на формирование логического действия сериация.

Нумерация Именованные числа Порядок действий в выражениях.

Задания, направленные на формирование логического действия сравнение.

Единицы площади.

Геометрический материал.

Уравнения.

Знаки действий.

Окружающий мир.

Диагностику сформированности УУД по всем направлениям можно проводить по следующим темам:

Природа вокруг нас:

  • — горизонт, стороны горизонта;
  • — физические и химические явления природы;
  • — тела, вещества и их свойства.

Вода, воздух, горные породы, почва:

  • — три состояния воды;
  • — свойства воды;
  • — вода в природе;
  • — состав воздуха, свойства воздуха;
  • — горные породы, их разнообразие;
  • — полезные ископаемые.

О царствах живой природы:

  • — четыре царства природы;
  • — основные срады обитания живых существ;
  • — органы растений;
  • — разнообразие растений;
  • — редкие и исчезающие растения своей местности;
  • — разнообразие животных;
  • — домашние животные и их предки;
  • — редкие и исчезающие животные;
  • — грибы.

Человек:

  • — кожа;
  • — опорно-двигательная система;
  • — кровеносная система;
  • — дыхательная система;
  • — пищеварительная система;
  • — выделение;
  • — органы чувств;
  • — нервная система.

Человек в обществе:

  • — народы, живущие на территории России;
  • — города России;
  • — Москвастолица России;
  • — государственные символы России;
  • — основной закон страны.

Диагностические методики на учебном материале, включенные в урок.

Диагностика целеполагания.

Учитель: Пакулич Юлия Николаевна Класс: 3.

Назначение заданий: выявить уровень развития ребенка, умение правильно выбрать цель.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

Инструкция:

  • 1. Выполните задание.
  • 2. Вам предложены цели. Проанализируйте и выберите цель, которая на ваш взгляд является главной.

Русский язык.

1. Восстанови пословицы, вставляя вместо точек частицу НЕ (там, где нужно).

По воробьям из пушки … стреляют. В лес дрова … возят. На смелого собака … лает, а трусливого … кусает. Из одной муки хлеба … испечешь. На печи … храбрись, в поле … трудись.

  • 2. Я изучаю орфограмму НЕ с глаголами для того, чтобы:
  • 1. Знать, как пишется частица НЕ с глаголами.
  • 2. Грамотно писать.
  • 3. Получить хорошую оценку.
  • 4. Получить похвалу учителя или мамы.

Математика.

  • 1. Дан прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см. Найди площадь и периметр этого прямоугольника.
  • 2. Я изучаю формулу нахождения площади и периметра фигуры для того, чтобы:
  • 1. Применять эти знания на практике.
  • 2. Получить хорошую оценку.
  • 3. Знать формулу нахождения площади и периметра фигуры.
  • 4. Получить похвалу учителя или мамы.

Окружающий мир.

  • 1. Опиши, как люди используют воду.
  • 2. Я изучаю свойства воды для того, чтобы:
  • 1. Чтобы беречь и охранять воду.
  • 2. Знать, как люди используют воду.
  • 3. Получить хорошую оценку.
  • 4. Получить похвалу учителя или мамы.

Оценка результатов:

высокий уровень:

русский язык, если учащиеся выбрали цель грамотно писать;

математика — применять знания на практике;

окружающий мир — чтобы беречь и охранять воду.

Средний уровень:

русский язык, если учащиеся выбрали цель знать, как пишется частица не с глаголами;

математика — знать формулу нахождения площади и периметра фигуры;

окружающий мир — знать, как люди используют воду.

Низкий уровень:

Русский язык, математика, окружающий мир, если учащиеся выбрали целями получить хорошую оценку, или похвалу учителя или мамы.

Диагностика действия планирования.

Восстанови план.

Назначение заданий: изучение способности учащихся правильно планировать выполнение своей работы.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

(В каждом задании есть лишнее действие, которое дети не должны включать в план работы. Карточки по всем предметам выдаются без порядковых номеров. Порядковые номера являются ключами к заданиям).

Русский язык.

Задание: Восстанови порядок разбора слова по составу.

Как произвести разбор слова по составу.

  • (морфемный разбор)
  • 3. Если кроме корня, в основе есть еще значимые части, определи:
    • — приставку (употреби слово без неё или приведи другие слова с такими же приставками);

суффикс находится после корня, присоединяется к корню в момент образования слова).

Определи орфограмму, подбери проверочное слово. (лишнее действие).

  • 2. В оставшейся смысловой части (основе) выдели корень (подбери однокоренные слова).
  • 1. Определи в слове окончание (измени форму слова)

Математика Задание: восстанови алгоритм решения задачи План решения текстовой задачи.

  • 2. Определи, какие величины известны, а какие неизвестны.
  • 1. Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чем в ней говорится.
  • 3. Составь краткую запись или начерти схему.
  • 5. Выполни решение, запиши ответ.
  • 4. Составь план решения задачи.

Придумай и реши подобную задачу. (лишнее действие) Окружающий мир.

Задание: восстанови порядок работы с компасом.

Как определить стороны горизонта по компасу.

  • 3. После остановки стрелки осторожно поверни компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный — против буквы Ю.
  • 4. Закончив работу с компасом, закрепи стрелку предохранителем.
  • 2. Освободи стрелку от предохранителя.

Определи стороны горизонта по коре и ветвям деревьев. (лишнее действие).

1. Положи компас на ровную горизонтальную поверхность.

Оценка результатов:

высокий уровень, если учащиеся восстановили порядок работы верно;

низкий уровень, если при восстановлении порядка работы были допущены ошибки.

Диагностика действия планирования.

Составь план.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

Русский язык.

Задание: составь план фонетического разбора слова травка.

Ключ к заданию:

Разбить слово на слоги.

Поставить ударение.

Написать транскрипцию слова.

Дать характеристику согласным звукам.

Указать количество букв и звуков в слове.

Математика.

Задание: напиши порядок действий решения задачи.

В первой коробке 80 мячей. Во второй на 40 больше, чем в первой, а в третьей — в 4 раза меньше, чем во второй коробке. В какой коробке меньше всего мячей?

Ключ к заданию:

Первым действием я узнаю, сколько мячей во второй коробке:

80+40=120 (м) — во второй коробке.

Вторым действием я узнаю сколько мячей в третьей коробке:

120:4=30 (м) — в третьей коробке.

Затем сравню количество мячей в каждой коробке (80мячей в 1 коробке, 120 мячей во второй коробке, 30 мячей в третьей коробке).

Запишу ответ.

Ответ: в третьей коробке меньше всего мячей.

Окружающий мир.

Задание: Опиши, как происходит круговорот воды в природе.

Ключ к заданию:

Вода испаряется с поверхности земли в виде пара.

Высоко над землей, соприкасаясь с холодным воздухом, из пара образуются облака.

В виде дождя, снега и града возвращается на землю.

Оценка результатов:

высокий уровень, если учащиеся составили план выполнения задания верно;

низкий уровень, если при выполнении работы были допущены ошибки.

Диагностика действия моделирования.

Назначение заданий: изучение способности логически выстраивать модели, выбирать правильную модель, соответствующую заданию.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

Выбор модели.

Русский язык.

Задание. Выбери схему, которая соответствует слову охотники:

  • 1.
  • 2.
  • 3.
Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Ключ к заданию: схема 3.

Математика Задание. Выбери схему, которая подходит к данной задаче.

На озере Миша поймал 36 плотвичек, что на 9 больше, чем карасей. Сколько рыбы поймал Миша?

Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Ключ к заданию: схема 2.

Окружающий мир.

Задание: Определи, под каким номером свойства снега, а под каким льда.

Вещество Цвет Прозрачность Запах Плотность При нагревании.

1:белый не прозрачный без запаха рыхлый превращается в воду.

2:бесцветный прозрачный без запаха твердый превращается воду Ключ к заданию: вещество № 1 снег, вещество № 2 лед.

Оценка результатов:

высокий уровень, если учащиеся подобрали схемы и определили свойства снега и льда верно;

низкий уровень, если при выполнении работы были допущены ошибки.

Диагностика действия моделирования.

Составление модели.

Назначение заданий: выявить уровень умения составлять модель, обобщать понятия.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

Русский язык.

Задание: Составь схемы строения словосочетаний. Внеси все необходимые графические обозначения.

Поздний звонок — _________________+_______________.

Группа слов — _________________+_______________.

Берегут природу- _________________+_______________.

Ванна из чугуна — _________________+_______________.

Сообщить по телефону — _________________+_______________.

Ключ к заданию:

Дети должны вписать:

прил.+ сущ.;

сущ.+сущ. глаг.+глаг.;

сущ.+ предл.+ сущ ;

глаг.+ предл. + сущ.

Математика.

Задание. Прочитай задачу. Покажи на схеме расстояние, которое прошел каждый путник. Выдели цветом расстояние между путниками. Вычисли расстояние между ними.

Два путника вышли из села и пошли в разные стороны. Один прошел 12 км, а другой в 2 раза больше. Какое расстояние прошел каждый путник?

Окружающий мир.

Задание. Сравни свойства воздуха и льда, используя таблицу.

Вещество Свойства Состояние в природе Цвет Запах Плохо или хорошо проводит тепло Лед Воздух Ключ к заданию:

Лед без цвета, без запаха, плохо проводит тепло, в природе находится в твердом состоянии.

Воздух без цвета, без запаха, хорошо проводит тепло, в природе находится в газообразном состоянии.

Оценка результатов:

высокий уровень: задания выполнены верно;

средний уровень: выполненное задание имеет недочеты;

низкий уровень: учащийся не справился с заданием.

Диагностические методики на учебном материале, включенные в урок.

Диагностика сформированности познавательных УУД.

Автор диагностики — Пакулич Ю. Н.. Класс: 3.

Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.

1. Задание на анализ.

Русский язык.

«Поиск аналогий».

Назначение задания: выявить уровень умения решать грамматические задачи, уровень развития аналитического мышления.

Инструкция: «Вам предложены ряды слов. Проанализируйте выделенные слова в верхней строке и сравните с последним словом в этой же строке. Подумайте, по какому принципу оно образовано. Подберите и вставьте вместо точек слово в нижней строке, образованное по тому же принципу».

Задание.

Определи закономерность составления в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

1. небо каша ноша.

кино лень …

2. подвиг водичка подвода.

панама циркуль …

3. столяр, светлица, блюдца, столица.

побег, отдушка, развилка…

4. перелесок, сказание, день пересказ.

побег, бережок, поле…

5. подъём, снежок, кустарник, дом подснежник.

прибрежный, дорожный, вкусный, знатный …

Ключ: 1. конь, 2. панцирь, 3. подушка, 4. побережье, 5.придорожный.

Математика.

«Числовые ряды».

Назначение задания: выявить уровень вычислительных навыков, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция: «Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться арифметическими действиями».

Задание.

В следующих числовых рядах числа записаны в определенной закономерности, в каждом ряду — своя закономерность. Установите её и запишите ещё по три числа.

  • а) 19, 20, 22, 25, 29,…
  • б) 5, 8, 14, 26, 50,…
  • в) 901, 802, 703,…
  • г) 101,1002,10 003,…
  • д) 7, 67, 567,…

Ключ: а) число увеличивается на1, затем на 2, на 3 и т. д.

  • б) предыдущее число увеличивается в 2 раза и из результата вычитается 2
  • в) цифра из разряда сотен уменьшается на 1, а цифра из разряда единиц увеличивается на 1
  • г) добавляется один 0 и последняя цифра увеличивается на 1
  • д) увеличивается число разрядов, причем каждый раз слева приписывается цифра, на 1 меньше самой левой цифры предыдущего числа.

Окружающий мир.

«Поиск закономерностей».

Назначение задания: выявить уровень знаний по теме: «Погода. Ветер», умение устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция: Вам предложены высказывания в правой стороне листа, а слева даны понятия, записанные в столбик. Необходимо найти закономерности между высказываниями и понятиями и соединить соответственно линиями".

Задание. Найди закономерности и соедини понятия с высказыванием.

  • 1. Дым из труб поднимается прямо вверх. Сильный ветер.
  • 2. Дым отклоняется в сторону. Лицо чувствует Ураган.

движение воздуха.

Буря.

3. Зонтик вырывается из рук. Качаются крупные ветви.

  • 4. Трудно идти. Ломаются ветки. Свежий ветер.
  • 5. Ветер вырывает деревья с корнем и разрушает Штиль.

постройки.

2. Задания на классификацию Назначение заданий: изучение способности к обобщению информации.

«Найди лишнее».

Назначение заданий: выявить уровень усвоения учащимися большого объема знаний материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Инструкция: Вам даны пять слов в каждом ряду. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово, обоснуйте свой выбор.

Русский язык.

Задание. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.

  • 1. Молоко, бревно, пальто, число, весло. (пальто — нескл.)
  • 2. Клевета, забота, весна, победа, истина. (весна — 2 слога)
  • 3 .Звук, жест, долг, глаз, рукав. (рукав — 5 букв)
  • 4. Они, мы, сани, вы, ты. (санисуществ.)
  • 5 .Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь. (прорубь — жен. род)

Математика Инструкция: В каждом ряду найди «лишнее», возможно в одном задании тебе предстоит выполнить арифметические действия, обоснуй свой выбор.

Задание. В каждой группе найди «лишнее», подчеркни его.

  • 1. Квадрат, ромб, прямоугольник, овал, луч, круг. (луч — все остальные замкнутые геометрические фигуры)
  • 2.1500 мин, 10 ч, 1 сут, 12 лет, 15 кг. (15 кг — единица массы, все остальные единицы времени)
  • 3. 21: 7, 54: 9, 36: 4, 43:6, 49:9 (43:6 — деление с остатком, все остальные без остатка)
  • 4. 34*7, 653*3, 27*14, 1001*5, 579*4 (27*14 — умножение на двузначное число, все остальные — на однозначное)
  • 5. 62, 105, 336, 12, 24 (105 — нечетное число, все остальные четные)

Окружающий мир.

Задание. Вычеркни лишнее название, обоснуй свой выбор.

  • 1. Венера, Марс, Земля, Солнце, Меркурий. (Солнце — не планета, а звезда)
  • 2. Россия, Франция, Париж, Китай, Португалия. (Париж — город, все остальное название стран)
  • 3. Дон, Енисей, Байкал, Лена, Енисей. (Байкал — озеро, все остальное реки)
  • 4. Железная руда, гранит, каменный уголь, чернозем, известняк (Чернозем — вид почвы, все остальное — полезные ископаемые)
  • 5. Иней, осадки, град, дождь, снег. (Осадки — обобщающее слово, все остальное — виды осадков)
  • 3. Задания на сериацию

Назначение заданий: изучение способности выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака.

«Расположи по порядку».

1. Задание. Запиши названия рек в порядке убывания (уменьшения их длины) Амазонка 6420 км Мурей 2570 км Дунай 2857 км Нил 6671 км Миссисипи 3950 км Янцзы 5840 км Ключ: Нил, Амазонка, Янцзы, Миссисипи, Дунай, Мурей.

  • 2. Запиши в порядке возрастания.
  • а)50 см, 4 дм, 2 дм 6 см, 7 см 10мм, 10 дм. (7см, 50 см, 2 дм 6см, 4 дм, 10 дм.)
  • б)640 дм, 6 км 500 м, 760 м, 7004 м, 6000 дм, 6 км 60 дм. (760м, 640 дм, 6 км 500м, 6 км 60дм, 7004 м.)
  • в) Запиши в порядке убывания выражения либо их значения.
  • 8395+7, 7100−47, 5107−8, 3506+7, 4506−17 (8402, 7053, 5099, 3499, 4489.)
  • г) х:2, х:20, х*2, х*о, х*1 (х*0, х:20, х:2, х*1, х*2)

Русский язык Задание. Расположи в порядке увеличения количества:

1. букв в слове Снежок, спорт, веранда, иней, корзинка. (иней, спорт, снежок, веранда, корзинка).

2. звуков в слове Холм, ель, объезд, солнце, линейка (ель, холм, солнце, объезд, линейка).

3. слогов в слове Зарница, объявление, иней, пень, солнечная (пень, иней, зарница, солнечная, объявление).

4. Запиши по алфавиту Фантик, дорога, изобретатель, игла, фантастика (дорога, игла, изобретатель, фантастика, фантик).

5. Распредели по порядку падежей Пирожное, в лесу, по тропинке, из реки, землю, работой (пирожное, из реки, по тропинке, землю, работой, в лесу).

4. Задания на сравнение.

Назначение заданий: выявить умения находить сходство и различие у объектов по самостоятельному найденному основанию, умение решать учебные задачи.

Русский язык.

«Игра слов».

Задание. Найдите общие и различные черты у выделенных слов, напишите их в два столбика (номера). Запишите выделенные слова.

Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води (-ться, -ца), что с таким води (-ться, -ца).

  • 1) морфология
  • 2) синтаксис
  • 3) орфография
  • 4) орфоэпия
  • 5) лексика

Общие признаки Различные признак Ключ: Общий признак — 4, различные — 3, 1.

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи.

Окружающий мир

«Природа и человек».

Задание. Сравни слова и выражения в первом и втором столбиках. Что их объединяет, что различно? Напиши сходства и различия (номера) сильный ливень гибель танкера с нефтью шторм в океане слив мазута в ручей торнадо природные явления влияние человека на окружающую среду осадки экологические бедствия Ключ: Сходство — 4, различия — 1,2.

Математика.

(Рабочая тетрадь М. И. Башмакова УМК «Планета знаний»).

«Называем, записываем, сравниваем».

Задание. Поставь знак сравнения.

Сравни: а + 301 … а + 103; в — 408 … в + 48; с — 206 … с — 260; 97 — х… 79 — х.

Ключ: а + 301 > а +103, в — 408 с — 260, 97 — х >79 — х.

5. Задания на обобщение.

Назначение заданий: выявить уровень умения обобщать понятия (подведение нескольких понятий под общую категорию — обобщение).

Русский язык.

«Игра слов».

  • 1 Найдите к каждому объяснению нужное слово, соедините их линией.
  • а) Зажиточность, материальная обеспеченность… нужда
  • б) Такой, без которого трудно, невозможно обойтись… ненужный
  • в) Отсутствие достаточных средств к существованию, достаток

недостаток в самом необходимом. нужный г) Такой, в котором нет необходимости, действительной потребности, лишний, бесполезный…

Ключ: адостаток, б — нужный, в — нужда, г — ненужный.

  • 2 Назовите одним словом:
    • — обследование местности со специальной целью;
    • — войсковая группа, подразделение, занятое сбором сведений о противнике.

Ключ: разведка.

Окружающий мир

«География».

Задание. Назови каждую группу обобщённым понятием.

  • 1. Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи
  • 2. Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания
  • 3. Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа
  • 4. Великая Китайская, Восточно — Монгольская, Восточно — Европейская, Западно — Сибирская.
  • 5. Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара.

Ключ: Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи. горы Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания. острова Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа. части света Великая Китайская, Восточно — Монгольская, Восточно — Европейская, Западно — Сибирская. равнины.

Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. Пустыни Математика.

«Дай общее название».

Задание. Назови каждую группу обобщенным понятием.

  • 1. ромб, квадрат, треугольник, круг (геометрические фигуры)
  • 2. 87- 23, 254 + 31, 336: 6, 257*9 (выражения)
  • 3. тонна, килограмм, грамм, центнер (единицы измерения массы)
  • 4. а — 128 <52, b + 78> 145, x: 50 < 28 (неравенства)
  • 5. площадь, периметр, объем (величины)

Руководство по проведению теста.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов, не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:

" Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!" .

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания.

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка результатов тестирования.

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

Количественная обработка:

1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий — балл по тесту и субтесту — выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый, А в субтесте правильно решил 5 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 5; исключение составляют задания на сравнение. Задание оценивается таким образом, если учащийся нашел все признаки сходства или различия, то получает 3 балла, если допустил ошибку или не обнаружил какой-либо признак при сравнении, то — 2 балла или 1 балл соответственно количеству допущенных ошибок, если не справился — 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтестов равно 64. Это число соответствует 100% выполнению этого теста.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 3 подгруппы:

  • — первая — высокий уровень — более 80%;
  • — вторая — средний уровень — 50% - 79%;
  • — третья — низкий уровень — 49% и менее

Диагностику мы предлагаем осуществлять, используя, как традиционные педагогические методы, так и методы психодиагностики, а именно тестирование, анкетирование и социометрия. Для удобства использования психодиагностических методов педагогами будут предложены стандартизированные методики, то есть уже обладающие такими критериями, как валидность и надежность. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Для того чтобы учитель мог максимально эффективно использовать наблюдение используем карту педагогической диагностики (наблюдения).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой