Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы формирования у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны: 1) программа ознакомления с человеческим организмом, доступная детям 5−6 лет- 2) содержание и структура педагогического процесса, обеспечивающие её реализацию в старшей группе детского сада- 3) наглядно-дидактические пособия, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию. Полученные материалы могут послужить основой создания пособия для практических работников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Проблема формирования счастливой, здоровой личности
    • 1. 2. Ознакомление с человеческим организмом как нравственная проблема
    • 1. 3. Анализ готовности к усвоению знаний о человеческом организме детей старшего дошкольного возраста
    • 1. А Проблема формирования представлений о своём организме в программных документах для детского сада
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ У ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ
    • 2. 1. Отбор содержания и систематизация знаний
    • 22. Построение и методическое обеспечение педагогического процесса
  • ГЛАВА III. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ 5−6 ЛЕТ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ
    • 3. 1. Особенности представлений старших дошкольников о строении и функциях человеческого организма
    • 3. 2. Методика педагогической работы по формированию элементарных представлений о человеческом организме
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Педагогические основы формирования у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ современной ситуации развития личности показывает, что остро назрела необходимость изменить сложившееся неразумное отношение к себе, своему здоровью и жизни. Образование ребёнка должно быть направлено на развитие его личности в самом полном объёме, где важная роль отводится открывшейся перед ним жизненной перспективе с верно заданным направлением.

Реализовать свободу развития личности в различных областях жизни можно, лишь научив людей понимать себя, создавать истинные ценности, Ценностные ориентации складываются в жизненном опыте, проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми — А. В. Запорожец (77- 78), В. С. Мухина (145- 177).

В мироощущении себя как ценности заключается личностный смысл гуманизма, в основе которого лежат убеждённость в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье — Б. М, Бим-Бад (21), Б. Т. Лихачев (128), В. П. Назаретян (148), В. А. Пономаренко (174), С. Н. Ткачев (221) и др.

Идея жизнетворчества — формирование человека как творца, проектировщика собственной жизни, создателя, хранителя жизни и разумаслужит основой гуманистического типа личности, которая рассматривается как автор её собственных изменений, преобразований, развития, как субъект своего жизненного пути — К, А. Абульханова-Славская (3), Б. Г Ананьев (8), А. Н. Леонтьев (124- 125), С. Л. Рубинштейн (195), В. П. Назаретян (148), Е. П. Тимошенко (220).

Педагогика должна окончательно повернуться к человеку целостному и самосотворяющемуся. В самой природе человека можно почерпнуть громадные средства воспитательного влияния. Нашей стране жизненно необходима школа, как отмечает Б.М.Бим-Бад (21), в которой приобретается наука и искусство побеждать в жизни, не нанося урона ни себе, ни другим. А отсюда вытекает важнейшая цель образованияпрофилактика разрушительных и саморазрушительных типов характеров и форм поведения.

Утвердился взгляд на ребёнка как на субъект собственного развития. Доказано, что он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опытаН.Е.Веракса (40), Л. СВыготский (52- 53), ПЛ. Гальперин (57), В. В. Давыдов (61), В. И. Логинова (129), H.H. Поддьяков (167- 168- 170), Н. Ф. Талызина (216- 217) и др. Дошкольный возраст признаётся наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребёнка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в старшем дошкольном возрасте психические образования оказываются устойчивыми и существенно определяют дальнейшее развитие человека — Л. И. Божович (29), В. В. Давыдов (62), А. И. Захарова (79), О. М. Дьяченко (72), A.B. Запорожец (77- 78), А. Н. Леонтьев (124- 125), Н. И. Непомнящая (151), Д, Б. Эль-конин (253- 254) и др.

Особое место в структуре и формировании личности занимает самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме, которое может детерминировать отношение к окружающим и самому себе. Чувство или осознание своей малоценности есть оценка своей социальной позиции — Л. С. Выготский (52), Н. Казинс (93), К. Изард (89), В, В. Николаева (152)и др.

Необходимо с ранних лет формировать у ребёнка чувство веры в себя, в свой организм с его безграничными возможностями, что окажет позитивное влияние на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребёнок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли — С. А. Козлова (105), Р. Майерз (134), В. Любая (131).

Одним из требований к содержанию воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях выступает формирование у детей представлений о себе, своём организме (так как познание человеком своей телесной сущности есть такой же познавательный процесс, что и познание объектов внешнего мира, других людей), что предполагает: 1) знакомство с основными биологическими системами человека (в доступной форме, с привлечением иллюстративного материала) — 2) создание условий для формирования элементарных представлений о работе своего организма и приобщения к ценностям здорового образа жизни- 3) развитие элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, положительного самоощущения детей.

Разработка долгосрочных программ формирования здорового образа жизни, где обязательным компонентом будет медико-санитарное просвещение и воспитание сознательного отношения к своему здоровью признана одним из основных направлений оздоровления нацииА.А.Баранов (17- 18), ККБрехман (32), Ю. С. Вельтшцев (37), Р. К. Игнатьева (18), Ю. П. Лисицын (127), А. В. Сахно (127) и др.

В последнее время в программно-методической литературе вопросу самопознания, формирования элементарных представлений о человеческом организме, осознанного отношения к нему, культуры здорового в образа жизни уделяется большое внимание. Но во многих программах -«Радуга» (189- 190- 191), «Детство» (65), «Здоровье» (6), «Здоровый дошкольник» (83), «Истоки» (91), «Детская картина мира» (64), «Детский сад — дом радости» (118- 119- 120) и др. предлагаемые знания поверхностны, чётко не обозначены, недостаточно разработан содержательный и развивающий компонент и рассматриваются, в основном, как средство формирования здорового образа жизни.

Опираясь на исследования в области эмоциональной сферы дошкольников, мы можем предположить, что знания о человеческом организме, его особенностях и возможностях послужат решению не только проблемы физического самосовершенствования, но и нравственного развития личности, в частности, воспитание гуманистической направленности (сочувствия, сопереживания) — А. В Запорожец (76), А.Д. Ко-шелева (116- 117), Я. ЗЛеверович (149), Л. П. Стрелкова (211) и др. Образующиеся у человека представления о собственной соматической организации, складывающаяся у него оценка своих возможностей постоянно участвуют в организации его поведения по отношению к другим людям, влияя как на форму, так и на содержание поступков (26,с. 196).

Наше исследование выстроено в русле концепции доктора педагогических наук С. А. Козловой (105), её суть: поворот к личности ребёнка как к Человеку, развитие творческой, свободной личности с чувством собственного достоинства и уважения к людямпонимание себя, своих жизненных потребностей поможет понимать, «чувствовать» других людей.

Из программы «Я — Человек» наиболее подробно рассматривается отношение к своему организму, которое является результатом позиання своей физической организации.

Исследование: а) в совокупности отражает вопросы физического, умственного, нравственного, экологического, эстетического, гигиенического воспитанияб) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии и медицинских наук (нормальной анатомии и физиологии, гигиены, санитарии и т. д.) — в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях бездуховности и физического вырождения нации задачи формирования основ саногенного мышления и поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям, строящиеся на основе сочувствия, сопереживания).

Цель исследования: разработать содержание и структуру системы знаний о человеческом организме для детей старшего дошкольного возрастаизучить доступность экспериментальной программывыяснить возможности её влияния на физическую, нравственную, мотивационно-потребностную сферы ребёнка.

Объект исследования: ценностное отношение старших дошкольников к здоровью в контексте развития нравственной сферы личности.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза: процесс воспитания у дошкольников ценностного отношения к здоровью и жизни своей и другого человека посредством ознакомления с человеческим организмом может протекать успешно, если:

— чётко определено содержание и объём медицинских знаний (с аксиологическим акцентом);

— разработана методика педагогической работы по усвоению этих знаний;

— разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста;

— познавательная и практическая деятельность детей направлена на решение личностнои социально-значимых для них задач, позволяющих повысить эмоциональный уровень самоощущения (самовосприятия), формировать уверенность в себе, своих силах, готовность к саморегуляции поведения, его прогнозированию.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы следовало решить следующие задачи:

1) определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей старшего дошкольного возраста;

2) составить научно-обоснованную программу ознакомления детей старшего дошкольного возраста с человеческим организмом;

3) определить основные педагогические условия, формы и методы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим;

4) выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философской и педагогической антропологии: проблема сущности и существования, жизни и смерти (их смысла), выбора, свободы и ответственности, самоценности, познания и самопознанияположения дошкольной педагогики и детской психологии о самоценности и сензи-тивности дошкольного возраста, о возможностях саморазвития и самопознания в дошкольном возрасте, о становлении личности (где образ физического «Я» — основной компонент).

Методы исследованиягруппа психолого-педагогических методов: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативно-программной документации, методических пособий, научно-популярной и художественной литературы для детей, опытно-экспериментальная работа и её анализ с использованием специально разработанных методик, наблюдение, педагогические ситуации (естественные и специально-моделируемые) — группа социологических методов: беседа, опрос, анкетирование.

Исследование проходило поэтапно в течение четырёх лет (19 941 998 гг.).

Первый этап (1994;1995 гг.) включал теоретический анализ проблемы, определение исходных позиций исследования, уточнение его предмета и гипотезы.

Второй этап (1995;1997 гг.) предусматривал разработку и опытную проверку программы формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме, методики опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1997;1998 гг.) посвящен анализу и обобщению результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, подведению итогов, уточнению теоретических и методических выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: показана взаимосвязь между знаниями о своем организме и становлением нравственной сферы личности ребенка-дошкольникаустановлено, что эти знания способствуют формированию начал охранительного самосознания, потребности в здоровом образе жизни, превращению ребенка в субъект жизнестроительства, отношению к жизни и здоровью как ценностивпервые разработана целостная программа ознакомления с человеческим организмом для детей старшего дошкольного возраста (внутренние органы), определены содержание и объем доступных детям 5−6 лет знаний из области медицинских наукобоснованы содержание и методика формирования у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организмепредставлено теоретическое обоснование наглядных материаловопределены критерии и показатели освоения знаний о человеческом организме, сформированное&tradeбережного и заботливого отношения к нему и отношения к другим людям.

Практическая значимость исследования:

Разработаны: 1) программа ознакомления с человеческим организмом, доступная детям 5−6 лет- 2) содержание и структура педагогического процесса, обеспечивающие её реализацию в старшей группе детского сада- 3) наглядно-дидактические пособия, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию. Полученные материалы могут послужить основой создания пособия для практических работников дошкольных учреждений, родителеймогут быть использованы в практике работы старшей группы детского сада. Полученные результаты можно также использовать на занятиях спец. семинаров студентов факультета дошкольного воспитания в пединституте, при чтении курса лекций и проведении практических занятий в ВУЗе по разделам (методикам) физическое и нравственное воспитание.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов (1994;1998 гг.) — в ДОУ № 18, № 72, № 122 г. Саранскаматериалы диссертации обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции (Орехово-Зуево, 1995) — ежегодных научных и научно-методических конференциях МГПИ им, М. Е. Евсевьева (1994 — 1998 тт.) — кафедральных научных семинарах, заседаниях аспирантского объединениясеминарах для методистов и воспитателей дошкольных учреждений г. Саранска (Л 997 — 1998 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

— Знания о человеческом организме представляют собой действенное средство воспитания у детей ценностного отношения к здоровью, жизни своей и другого человека, воспитания гуманного отношения, поскольку раскрывают и помогают установить взаимосвязь и взаимозависимость между своим поведением и здоровьем (жизнью), убеждают в возможности достижения человеком счастливой полноценной жизни посредством здорового образа жизнипомогают осознать и установить свою физическую идентичность другому человеку.

— Детям старшего дошкольного возраста (5−6 лет) доступна чётко структурно и принципиально оформленная система знаний о человеческом организме (его строении, функциях, возможностях).

— Формирование у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения (самоощущения), что делает этот процесс личностно-значимым.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В диссертационном исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что процесс формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме способ-стаует воспитанию ценностного отношения к здоровью и жизни своей и другого человека. Это проявилось в повышении количественных и качественных показателей знаний, в формировании потребности в здоровом образе жизни, в позитивном отношении к себе и другому, в формировании нравственной рефлексии.

2. Познание себя как физического и социального существа, выработка реалистического представления о своём организме у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию адекватного, целостного «образа Я" — является условием развития способности к самосозиданию (потребности в этом), превращает ребёнка в субъект жизнестроительствавлияет на воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь другого человека, на отношение к себе и другим.

3. Отобранное содержание знаний из области анатомии и физиологии, санитарии и гигиены в соответствии с принципами научности, реалистичности и доступности, ценностного отношения к жизни и здоровью, деловитости и занимательности, личяостно-ориентированной и жизненной направленности соответствует интеллектуальным возможностям дошкольников, формам их мышления, большой опоре на наглядность, чувства, ощущения при изучении нового, пробуждает и поддерживает интерес к дальнейшему самопознанию.

Экспериментальная проверка «Программы ознакомления с человеческим организмом» подтвердила её доступность для детей 5−6 лет и показала эффективность влияния предложенного содержания на интеллектуальную, физическую, нравственную, мотивационно — потребностную, действенно — практическую сферы личности ребёнка.

4. В процессе ознакомления с человеческим организмом дети старшего дошкольного возраста разделились на две группы: а) проявляют высокую познавательную активность, устойчивый интерес к самопознаниюб) проявляют невысокую познавательную активность, интерес к привлекательным образовательным формам. В зависимости от этого, детям первой группы давалось полное программное содержание (с дополнительными сведениями), а детям второй группы предлагался минимум знаний, необходимый для понимания основных физиологических процессов, своей целостности, для формирования потребности в здоровом образе жизни, физическом и нравственном самосовершенствовании.

5, Предложенная методика педагогической работы по формированию элементарных представлений о человеческом организме оказалась достаточно эффективной. Комплексы воспитательно-образовательных мероприятий, организация различных видов деятельности, наглядно-дидактическая оснащенность педагогического процесса, игровое познание, «погружение» ребёнка в конкретную познавательную проблему, постановка его в активную позицию исследователя, упражнения, направленные на самопознание — способствовали глубокому проникновению в суть изучаемого, обеспечивая его лучшее осмысление, позволяя формировать многонаправленные отношения и достигать устойчивых результатов.

Данное исследование, посвященное воспитанию ценностного отношения к здоровью и жизни (своей и другого человека) у дошкольников, является одним из первых. Обсуждаемая проблема рассмотрена далеко не полностью и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: — изучение возможностей детей более раннего (3−5 лет) и более старшего (младший школьный) возраста к усвоению знаний о человеческом организмеизучение взаимосвязи интеллектуального, нравственного и физического аспектов в воспитании отношения к себе и их влияния на развитие личностицелесообразно проведение лонгитюдного исследования по данной проблеме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аванесова В Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольников. — М.: Педагогика, 1972, -С.53−85.
  2. Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1997. — № 3.- С, 32−40- -№ 4. -С.5−13.
  3. Абульханова-Славская К, А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991.-299 с.
  4. Айшервуд Милисент М. Полноценная жизнь инвалида- Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 86 с.
  5. Актуальные проблемы возрастной психологии /П.Я.Гальперин,
  6. A.В.Запорожец, С. Н. Карпова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -118 с.
  7. В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М.- Linka Press, 1993 — 109 с.
  8. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол.тр.: В 2-х т. М.- Педагогика, 1980. -Т.2. -С.284.
  9. Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. Л.- Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
  10. П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты / Под ред.
  11. B.К.Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. -С. 172 178.
  12. М. Психология счастья- Пер. с англ. М: Прогресс, 1991.-332 с.
  13. Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Под ред. A.B.Запорожца, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968.-445 с.
  14. Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.- Просвещение, 1992. — 96 с.
  15. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Сборник документов / Ред.-сост. Стеркина Р. Б. 1-е изд.
  16. М.: Издательство ACT, 1996. 124 с.
  17. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  18. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.- Просвещение, 1985. — 208 с.
  19. ИВ. Развитие мыслительной деятельности младших школьников // Методологические и теоретические основы процесса обучения и воспитания в начальной школе. М., 1978, — С. 70−77.
  20. A.A. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров Росии // Педиатрия. -1995, № 4. — С. 7−11.
  21. A.A., Игнатьева Р. К. Научно-теоретические обоснования выбора приоритетов при формировании современной политики в области защиты жизни и здоровья матери, ребёнка и семьи // Педиатрия. 1994. -№ 1. — С. 6−9.
  22. Е.З. Становление самооценки и образа «Я» // Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. — С. 56−65.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  24. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения.- М: Изд-во Российского открытого университета, 1994. 36 с.
  25. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш.- М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  26. П.П. Введение в дошкольное воспитание. 2-е изд., испр. — М.: «Практические знания», 1917. -136 с.
  27. T.JI., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
  28. З.М., Смирнова Е, 0. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, М.- Просвещение, 1991. — 207 с.
  29. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.:1. Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  30. A.A. О психологических основах воспитания личности И Вопросы психологии. 1986, -№ 1. — С Л 9−27.
  31. A.A. Психология о личности. М.- Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
  32. . Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  33. А.К. Дидактические игры в детском саду. 2-е изд., до-раб. — М.: Просвещение, 1991. — 157 с.
  34. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  35. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-206 с.
  36. E.H. Укрепляйте здоровье детей- Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. — 125 с.
  37. E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. М.- Просвещение, 1983. — 144 с.
  38. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / Российская Академия наук. СПб.: Наука, 1993. — 267 с,
  39. H.H., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль- Академия развития, 1996. — 208 с.
  40. Вельтищев КУЕ. Национальные программы охраны здоровья детей // Педиатрия. 1994, — спец, вып. — С. 21−24.
  41. Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). М.- Просвещение, 1969. — 365 с.
  42. Венгер Л. А, Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. -335 с.
  43. Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1991. -32 с.
  44. Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье.- Киев- Радянска школа, 1987. 126 с.
  45. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дис.. д-ра пед. наук. М, 1994. -50 с,
  46. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Элько-нина, В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966.-442 с.
  47. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания. М.: АПН СССР, 1986. — 150 с.
  48. С.С. Как воспитывать здорового ребёнка. Киев: Радянска школа, 1981.-93 с.
  49. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред, ОХ.Кукосяна. Краснодар, 1977. — 175 с.
  50. Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев- Радянска школа, 1987. — 172 с.
  51. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989.-95 с.
  52. Воспитание, обучение и психическое развитие / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — 4.1. — 207 с,
  53. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Права ребенка: Основные международные документы. -М.: Дом, 1992. С. 34−38.
  54. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -497 с.
  55. Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Собр. соч.: в 6 т. М&bdquo- 1983. — Т3. — С.314−336.
  56. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М.-Л., 1935, — 135 с.
  57. Т.П. О воспитании нравственных чувств, М.- Знание, 1984. 79 с.
  58. Гавриловец К В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985 — 183 с.
  59. П.Я. Введение в психологию. М.- Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  60. Гальперин П. Я, Методы обучения и умственного развития ребёнка.- М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
  61. К. Психогигиена: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1979. — 176 с.
  62. М. Человек : Пер. с итал. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1994. -16 с.
  63. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста / Пер. с нем. д-ра А. А. Филипченко. Л.- «Сеятель», 1926. -218 с.
  64. Давыдов В В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
  65. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1 -2. — С. 22−33,
  66. Декларация прав ребёнка // Права ребёнка: Основные международные документы. М.: Дом, 1992. — С. 12−15.
  67. Детская картина мира // Дошкольное воспитание. -1994. -№ 6. -С, 27−31.
  68. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткнна и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, ДМ. Гурович, СПб.: Изд-во «Ак-цидент», 1995.-288 с.
  69. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред, Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. -248 с.
  70. Димитров И Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис. ," канд. психол. наук М., 1979. — 19 с.
  71. Дошкольное воспитание. Методический сборник № 1. М.: Учпедгиз, 1934.-96 с.
  72. Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. НД. Виноградова, изд. 2-е, Берлин, Гиз, РСФСР, 1922.-196 с.
  73. О.М. О возможностях использования схематизированного образа детьми дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975. — 20 с.
  74. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М- Педагогика, 1984. — 127 с.
  75. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975 — Ш с.
  76. Р.И. Роль картинки в воспитании ребёнка дошкольного возраста. М: Учпедгиз, 1954. — 40 с.
  77. Зайцев ГХ, Колбанов В В., Колесникова М П. Педагогика здоровья (образовательные программы по валеологии) в рукописи.
  78. A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. -С 8−28.
  79. A.B. О психологии детей раннего и дошкольного возраста.-М., 1969.-26 с.
  80. A.B. Психическое развитие ребёнка // Избран, психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. -1986. -316 с.
  81. А.И. Генезис самооценки: Автореф. дис.. д-ра психол. наук-М., 1989,-44 с.
  82. В.М. Пособия и оборудование занятий в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961, 64 с.
  83. Зеньковский В, В. Психология детства / сост. П. В. Алексеев. М.: Школа — Пресс, 1996. — 336 с.
  84. Змановский Ю Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М.: Знание, 1983.-96 с.
  85. Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание.- 1995. № 6. -С. 11−18.
  86. Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 153 с.
  87. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Науч. ред. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. -М.: НИИ общ.пед., 1978. -155 с.
  88. Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование педагогического процесса / Под ред. В. М. Изгаршевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 173 с.
  89. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И, Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. 2-е изд., дораб. -М.- Просвещение, 1983, -224 с.
  90. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5-го г. ж. / Сост. Т. Н. Доронова — М., 1997. — 78 с.
  91. К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., 1980. — 439 с.
  92. Д.Н., Каган В.Е- Половое воспитание детей: Медико психологические аспекты. — 2-е изд. — Л.- Медицина, 1988. — 155 с.
  93. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Под ред. Л А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасовой и др. М.- Карапуз, 1997.-288 с.
  94. В.Е. Воспитателю о сексологии, -М.:Педагогика, 1991. -254с.
  95. Казинс Н, Анатомия болезни с точки зрения пациента- Размышления о лечении и выздоровлении: Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1991. -95 с.
  96. Л.И. Посеешь привычку пожнёшь характер- Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1980,-95 с.
  97. П.Ф. Педагогический процесс. СПб: «Русская школа», 1905.- 137 с.
  98. Л.В., Шебеко В Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск- Полымя, 1987. — 263 с.
  99. Ю1.Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1991. — 178 с.
  100. Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1974. — 117 с.
  101. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / АПН СССР, НИИ дошк. восп. М.: Педагогика, 1988. — 102 с.
  102. С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1987. — 367 с.
  103. Козлова С А. «Я Человек» (программа приобщения ребёнка к социальному миру). — М.: МГПУ, 1996. — 20 с.
  104. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Минск: Нар. асвета, 1987. — 173 с.
  105. Колесов Д. В, Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1987. -224 с.
  106. Колечко В В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед, наук.-М. 1990. -170 с.
  107. Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
  108. Ю.Коменский Я, А. Мир чувственных вещей в картинках. / Пер. с лат.
  109. Ю.Н.Дрейзина. 2-е изд, — М.: Учпедгиз, 1957.-351 с.
  110. Кон И. С. Открытие «Я». М: Политиздат, 1978. — 367 с.
  111. Конвенция о правах ребёнка // Права ребёнка- Основные международные документы. М: Дом, 1992. — С. 15−34,
  112. Кондратова В В. Пути и средства оптимизации педагогического процесса в детском саду, М., 1973. — 19 с.
  113. Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста.: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1985.-225 с.
  114. Е.А. Игрушка в жизни ребёнка / Под ред. С Л. Новосёловой. 2-е изд., перераб. — М.- Просвещение, 1980. — 62 с,
  115. Пб.Кошелева А, Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности // Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. — С. 44−62.
  116. Кошелева, А Д. Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости // Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. — С. 63−96.
  117. Н.М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости- Младшая группа / ПГПИ — Пермь- ПГПИ, 1992. — 4.3. — изд. 2-е, доп. и перераб. — 1992. — 189 с.
  118. Н.М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости: Средняя группа / ПГПИ — Пермь: ПГПИ, 1992. -4.1 — 1992. — 147 е.- 4.2 — 1990. — 159 е.- Ч. З — 1990. — 136 е.- 4.4 -1991. — 168 с.
  119. Крылова Н, М., Иванова В Т. Детский сад дом радости: Старшая группа / ПГПИ — Пермь: ПГПИ, 1991. — 4 1 — 1991.- 199 е.- Ч. З -1991,-192 с.
  120. Е.И. Воспитание чувств детей в семье, Киев: Радянска школа, 1983. — 120 с,
  121. Лаврентьева Г Л Культура общения дошкольников. Киев: Радянска школа, 1988. — 125 с.
  122. Е.Ф. Основные направления государственной политики поохране здоровья ребёнка, матери и семьи// Педиатрия. -1994. спец. вып. — С. 5−10.
  123. Леонтьев А. Н, Избранные психологические произведения: в 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318 с,
  124. Леонтьев, А Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  125. М.И., Силвестру А.И, Психология самопознания у дошкольников. Кишинёв: Штиинца, 1983. — 111 с.
  126. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1988. — 270 с,
  127. .Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994. — № 2 — С. 35−40.
  128. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста- Дис.. д-рапед. наук. Л., 1984.
  129. Лунина Г. В, Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 192 с.
  130. В. Наше здоровье в наших руках // Воспитание школьников, — 1995. -№ 6, — С. 50−52.
  131. A.A. Воспитателю о развитии ребёнка. изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  132. A.A. Очерки психического развития ребёнка. изд. 2-е, перераб. — М.- Просвещение, 1965. — 363 с.
  133. Р. Пора детства: к созданию равных возможностей развития детей // Материалы ЮНЕСКО. Проект «Ребёнок и семейная среда», 1990−1996 г-п. 13.
  134. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. — 180 с.
  135. Материалы по проекту программ дошкольных учреждений (Нар-компрос). M., 1932. — 23 с.
  136. Менджерицкая Д. В, Воспитателю о детской игре / Под ред. ТА. Марковой. -М.: Просвещение, 1982, 128 с.
  137. Методические рекомендации к составлению общеразвивающих программ воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Самара- Самарский ИПК работников образования, 1993. — 50 а
  138. Минскин Е М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М.- Просвещение, 1982. — 191 с.
  139. Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. 1992. -№ 5−6.-С. 17−28.
  140. М. Я это Я, или как стать счастливым: Пер. с англ, -СПб, 1992.-191 с.
  141. Мондейкене Л,-Ц. А, Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1987. — 18 с.
  142. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.-171 с.
  143. ВС. Детская психология. СПб.- Просвещение, Санкт-Петербургское отделение,. 992, — 302 с.
  144. Мухина В. С, Проблемы генезиса личности: Учебн. пособие к спецкурсу, М. — МГПИ, 1985. — 103 с.
  145. НБ. К вопросу о закономерностях развития пед. процесса / XXIII Герценовские чтения, ЛГПИ им. Герцена. -Л., 1970. -48 с.
  146. Н.Б. Место игры в пед. процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника, М.: Просвещение, 1966. -С. 151−164.
  147. В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 31 -35.
  148. Неверович Я З. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д, Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — С. 29−43.
  149. Я.М. Человек, познай себя! СПб.: Наука, 1991. -206 с.
  150. НИ. Становление личности ребёнка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  151. Николаева В, В. Влияние хронической болезни на психику: Психологические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 166 с.
  152. Л.Г. Условия и методы формирования культурно гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед, наук. -М., 1976. -238 с.
  153. П., Педемонте И. Тело человека: как мы устроены / Пер. с итал., редактор русского текста В. А. Скоробогатая. Милан, Оффи-чине Графике Де Агостини — Новара. — 1995, — 48 с.
  154. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984.- 272 с.
  155. Д.В. «Я сам!» Очерки становления и развития детского «Я». -М.э 1986.-93 с.
  156. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990, — 284 с.
  157. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 245 с.
  158. Песталоцци И Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т, / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. -Т. 1.- 334 с.
  159. Поддьяков, А Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности- Автореф. дис.. канд.психол.наук, М, 1989. — 24 с.
  160. H.H. Мышление дошкольников. М.: Педагогика, 1977. -271 с.
  161. H.H. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. Душанбе: «Дониш», 1973. -71 с.
  162. H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 32 с.
  163. H.H. Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. М.- Педагогика, 1980. -С. 5−28.
  164. Поддьяков Н, Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект / Волгоградский гос.пед.ун-т Волгоград: Перемена, 1994, — 47 с,
  165. Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет). М.: Дом, 1993.-96 с.
  166. Положение детей в России. 1993 год. М.- Дом, 1994. — 120 с.
  167. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания //Педагогика. 1994.-№ З.-С. 13−18.
  168. Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошк. воспитание. 1992. — № 3−4. — С. 10−14.
  169. С.А. Растите малышей здоровыми. 2-е изд. — М.: Научно-производственное предприятие «Спарт», 1992. -95 с.
  170. Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности: Межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина- Редкол. В. С. Мухина М.: МГПИ, 1986. -165 с.
  171. Программа воспитания в детском саду. -М, — Учпедгиз, 1962. -192 с.
  172. Программа воспитания и обучения в детском саду / Министерство просвещения РСФСР. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  173. Программа и внутренний распорядок детского сада. -М.~Л.: Учпедгиз, 1935. 175 с.
  174. Проскура Е. В, Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Л Л, Венгера. Киев: Радянска школа, 1985. — 128 с.
  175. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 148с.
  176. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца и А. П. Усовой. М.- Просвещение, 1966. — 351 с.
  177. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца и Д. Б, Эльконина. М.: Просвещение, 1965. -295 с.
  178. Психология личности и образ жизни / Отв. ред Е. В. Горохова. М.: Наука, 1987. -219 с.
  179. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В .Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  180. Пусть ребёнок растет здоровым! / Под ред. Л. Ф. Островской. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1979. — 80 с.
  181. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада. -М.: Просвещение, 1993. 222 с.
  182. Й., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венгер. М- Педагогика, 1983. — 157 с.
  183. А.М. Развитие сопереживания ровесникам у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1992. 18 с.
  184. С.Л. Основы общей психологии : В 2 т. -М.- Педагогика, 1989. -Т.2.-328 с,
  185. С.Л. Эмоции II Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. -С. 152−162.
  186. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада.- М.: Наркомпрос, 1938. 118 с.
  187. Руководство для воспитателя детского сада (Утв. 4/У 1945 г.) — Устав детского сада (Утв. 15/ХП 1946 г.) -М.: Учпедгиз, 1946. -168 с.
  188. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Учпедгиз, 1953. -171 с.
  189. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Учпедгиз, 1954. -168 с.
  190. Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». М.: «Гном-Проесс», 1997.- 128 с.
  191. В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности / Отв.ред. В. Г. Кол паков, Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1991.-233 с.
  192. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представлений о своих возможностях.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1978.- 18 с.
  193. Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста- Межвуз. сб.науч.тр, -Л.: ЛГПИ, 1984, 146 с.
  194. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / (H.H. Поддьяков, В. Н. Аванесова, К. Э. Фабри и др.) М.: Педагогика, 1980. -216 с,
  195. А.И. Дидактические игры в детском саду: (Старшие группы). М.: Просвещение, 1982, — 96 с.
  196. Р.Б. Каким быть стандарту дошкольного образования // Обруч, -1996 № 4. -С. 2−6,
  197. В.В. Самосознание личности. М: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с,
  198. Э. Психопедагогика / Пер. с англ., науч. ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984,-471 с.
  199. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. -24 с.
  200. М.Я. Современные тенденции в состоянии здоровья детей // Педиатрия. 1994. — спец.вып. -С, 15−18.
  201. Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 144 с.
  202. Г. Н. Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности- Автореф. д-ра пед. наук. М., 1994. -46 с.
  203. Л.А. Фундамент здоровья с детства. — Минск- Полымя, 1989.- 171 с.
  204. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
  205. Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Дис.. канд.педнаук. -Л, 1980. -171 с.
  206. Е.П. Психологическое время в структуре самосознания 6-летнего ребенка // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М., 1992. -С. 90−100.
  207. Ткачёв С. Н, Гуманизация педагогики Н Дошкольное воспитание.- 1996. -№ 3. С. 8−12.
  208. С.Н. Трудные темы дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1997. — № 1. — С. 3−8.
  209. Ф. Воспитание чувств- Пер. с фр, С. Петербург- Изд. Павлен-кова, 1900.-245 с.
  210. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  211. Е.И. Дидактические игры. М: Учпедгиз, 1963. — 60 с.
  212. С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей 5-го гж.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. -17 с.
  213. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. H.H. Поддьякова и Ф. А. Сохина. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988.-190 с.
  214. А.П. Игра и игрушка. -Л.- Учпедгиз, 1940. 44 с.
  215. А.П. Игра и организация жизни детей. М.: Учпедгиз, 1962. -39 с.
  216. А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B. Запорожца.- 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  217. А.П. Обязательные занятия в детском саду. Методические указания. М.: Учпедгиз, 1947. — 41 с.
  218. Физиология / Под ред. С. А. Георгиевой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1986.-399 с.
  219. Физиология человека: в 4-х т. / Пер. с англ. под ред. П. Г. Костнюка.- М.: Мир, 1985. Т 1 — 1985. — 267 е.- Т.2. — 1985. — 238 е.- Т. З, — 1986.-288 е.- ТА-1986.-311 с.
  220. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистяковской. М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
  221. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Сост. Ю. Ф. Луури. М: Просвещение, 1991, — 61 с.
  222. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. -2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  223. Формирование системных знаний и умений у детей в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов. -Л.: ЛГПИ, 1987. 166 с.
  224. Формирование сюжетно-ролевой игры и представлений о себе самом у детей 2,5 3,5 лет: Методические рекомендации. .. по программе «Радуга» / НИИ школ. — М., 1990. — 50 с,
  225. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях: Методические рекомендации / НИИ педагогики. Минск: НИИП, 1989. — 16 с.
  226. А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика — пресс, 1993. — 140 с.
  227. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -447 с.
  228. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 — 429 с.
  229. Э. Человек для себя / Пер. с англ. Минск: ПКМП «Коллегиум», 1992. -181 с.
  230. .И., Мачабели КГ. О построении дидактических материалов и игр // Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 1966. -С. 213−221.
  231. И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у 6-летних детей в семье и детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 17 с.
  232. ПВ. Занятия по физической культуре с детьми 2−4 лет в малокомплектном детском саду. -М: Просвещение, 1992, 189 с.
  233. Цуканова Н И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук.-Липецк, 1994 193 с,
  234. Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии. М.- Наука, 1977.- 143 с.
  235. Шок / Из доклада главного педиатра Саранска Ольги Слеповой на городской конференции учителей // Столица С. 1997. — 29 авг.
  236. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М, — Парсифаль, 1994. -78 с.
  237. Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рождениядо 7 лет). М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с, 254. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред, В. В. Давыдова, В.П.Зинченко- АПН СССР. — М.: Педагогика. 1989.- 554 с.
  238. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 196 с.
  239. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А Д. Кошелевой. М, — Просвещение, 1985. -175 с.
  240. Г. Н. Главное чудо света. 3-изд., перераб. — М.- Монолог, 1994.-160 с.
  241. С.Г., Щур В, Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: Просвещение, 1977. — С, 54−64.
  242. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / Сост. Н.Ю.Буянова- под общ.ред. ОТ.Хинн. М.: ACT, 1995.-480 с.
  243. THE HUMAN BODY A Fascinating See Throught View of Our Bodies Work — Victoria House Publishing Ltd. 1993.
Заполнить форму текущей работой