Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: На материале изучения древнерусской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ворчит, бранит седое время, Все наше ветреное племяВ его глазах видна гроза. И мурманку свою плотнее Старик надвинул на глаза: Ему жить с нами холоднее, И шуба черных соболей Не греет высохших костей. Давно готов он воскресить Всю нашу старину из праха, И школу юную с размаха Тяжелой палицей разбить! В вражде бессильной изнывая, На Русский свет старик глядит, И зерны четок разбирая, Угрюмо внукам… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВ ЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 1. Актуальные проблемы развития современной образовательной парадигмы
    • 2. Общекультурная компетентность и ее компоненты
    • 3. Уровни, принципы и функции интеграции учебной информации.31 $
  • ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. Место древнерусской литературы в школьных программах
    • 2. Критерии отбора произведений древнерусской литературы для экспериментального курса
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 1. Информационно-технологическое проектирование системы интегрированных уроков по древнерусской литературе
    • 2. Методы и приемы диагностики общекультурной компетентности
    • 3. Результаты диагностирующего эксперимента

Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: На материале изучения древнерусской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная эдукологическая ситуация характеризуется переходом педагогической парадигмы от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа. Изменение целевой ориентации образования приводит к тому, что для оценки его результата начинает применяться такая категория, как образованность. По мнению исследователей (А.П.Тряпицыной, Б. С. Гершунского и др.), одной из составляющих этого интегрального понятия является общекультурная компетентность.

Важнейшим методическим приемом, позволяющим сформировать общекультурную компетентность, является интеграция. Общенаучная теория интеграции изложена в работах М. В. Богуславского, Б. М. Кедрова, М. В. Кларина, М. Г. Чепикова и др. Однако ввиду сложности этого понятия и его относительной научной новизны теория интеграции еще не приобрела законченных очертаний и нуждается в дальнейшей разработке и систематизации. Последнее относится и к проблеме дидактической интеграции, которая рассматривалась Н. С. Антоновым, М. Н. Берулавой, Т. Г. Браже, Е. О. Галицких, АЛ. Данилюком, В. Г. Маранцманом, Ю. С. Тюнниковым, Г. Ф. Федорцом, В. Т. Фоменко и другими учеными. Организация образовательного процесса на основе интеграционного подхода имеет целый ряд преимуществ. Так, продолжительное время школьник получал знания посредством освоения дифференцированных курсов отдельных наук. Однако результатом построенной подобным образом учебной работы нередко становятся разрозненные сведения, искусственно расчлененные по предметному признаку.

Введение

интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного в культуре человека, обладающего целостным мировоззрением, развитым ассоциативным мышлением, способного нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Между тем теория общекультурной компетентности и интеграции как способа ее формирования, а также методы диагностики результатов образования в этой сфере находятся на стадии научного поиска. Это определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является общекультурная компетентность старшеклассников как цель литературного образования, а предметом — интеграция гуманитарной учебной информации как методический прием ее формирования.

Цель исследования — структурирование методики формирования общекультурной компетентности учащихся на базе интеграции гуманитарной учебной и внеучебной информации.

Гипотеза исследования состоит в следующем: формирование общекультурной компетентности учащихся будет успешным, если.

— определен состав этого понятия и соответствующий ему комплекс образовательных приобретений личности;

— структурированы уровни интеграции и осуществлен отбор ее разновидностей, особенно эффективных для решения поставленной задачи;

— разработана методика формирования компонентов общекультурной компетентности на базе интеграции гуманитарной учебной и внеучебной информации, а также система их диагностики.

Предмет, цель и гипотеза обусловили основные задачи исследования:

— на основе анализа парадигмы и целеполагания современного образования охарактеризовать категорию общекультурной компетентности и ее составляющие;

— выявить и систематизировать уровни дидактической интеграции и ее функции;

— охарактеризовать образовательный потенциал древнерусской литературы и выявить критерии отбора соответствующего учебного материала;

— разработать методы и приемы диагностики общекультурной компетентностиразработать методику моделирования и проектирования интегрированных уроков, ориентированных на формирование общекультурной компетентностиапробировать экспериментальную систему интегрированных уроков и обобщить результаты диагностирующего эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: парадигмальный подход к анализу образовательных процессов (М.В.Богуславский, А. П. Валицкая, В. П. Зинченко, Г. Л. Ильин, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, В. Я. Пилиповский и др.) — современные концепции в области образовательных целей и средств (Т.М.Балыхина, Б. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, Дж. Равен, Н. Ю. Русова,.

A.П.Тряпицына и др.) — культурологический подход к построению современных образовательных систем (Г.Л.Ачкасова, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Э. А. Верб,.

B.А.Доманский, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Н. С. Розов, Н. М. Свирина, З. С. Смелкова, Л. В. Шамрей и др.) — общенаучная и педагогическая теория интеграции (Н.С.Антонов, М. Н. Берулава, М. В. Богуславский, Т. Г. Браже, Е. О. Галицких, Р. Н. Грачева, А. Я. Данилюк, Б. М. Кедров, М. В. Кларин, С. А. Леонов, Г. П. Любимова, В. Г. Маранцман, Ю. С. Тюнников, Г. Ф. Федорец, В. Т. Фоменко и др.) — филологические исследования, посвященные общекультурному потенциалу древнерусской литературы (Н.К.Гудзий, Р. П. Дмитриева, И. П. Еремин, А. А. Зимин, В. В. Кусков, Д. С. Лихачев, В. Ф. Ржига, Б. А. Рыбаков, О. В. Творогов, В. Г. Федоров и др.) — педагогические исследования по проблеме урока (С.М.Бондаренко, Ю. Б. Зотов, Г. Д. Кириллова, Ю. А. Конаржевский, М. И. Махмутов, В. А. Онищук, Н. Е. Щуркова и др.) — комплекс методических идей по изучению литературы в содружестве с другими предметами эстетического цикла (Е.Л.Глущенко,.

A.Д.Гончаров, В. А. Доманский, Т. С. Зепалова, Е. А. Кобелева, Е. Н. Колокольцев, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, Н. М. Машенко,.

B.П.Полуянов, З. С. Смелкова, А. Т. Сотников, З. С. Старкова, В. В. Харитонов и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы:

— системный анализ научной литературы на междисциплинарном уровне;

— анализ базовых учебных программ по литературе;

— проектирование и моделирование педагогического процесса;

— педагогический эксперимент по апробации и коррекции методики формирования общекультурной компетентности на базе интеграции учебной информации, в ходе которого применялись методы наблюдения, беседы, тестирования, контрольных и творческих работ;

— изучение и анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, тестов, рисунков и пр.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет (с 1998 по 2003 гг.).

Первый этап (1998 — 2000 гг.) — изучение психолого-педагогических, методических, литературоведческих, искусствоведческих исследований по проблеме, выделение исходных теоретических положений, анализ реального педагогического процесса, разработка программы экспериментального исследования.

Второй этап (2000 — 2002 гг.) — внедрение методики формирования общекультурной компетентности, проведение контрольного эксперимента.

Третий этап (2002 — 2003 гг.) — обработка и анализ результатов исследования, систематизация теоретического и экспериментального материалов, оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теории дидактической интеграции учебной информации, а также в структурировании категории общекультурной компетентности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен структурный анализ категории «общекультурная компетентность» как цели современного образования;

— разработана и экспериментально проверена методика диагностики и формирования общекультурной компетентности учащихся с помощью системы интегрированных уроков по древнерусской литературе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, сформулированные в диссертации, отвечают задачам реформирования среднего образования, ориентируют на максимальное использование достижений культуры в процессе его гуманизации и гуманитаризации. Разработанная диссертантом экспериментальная система интегрированных уроков может быть использована на занятиях по литературе, а также для совершенствования соответствующих программ, учебников, учебно-методических пособий.

Личный вклад автора в исследование состоит.

— в определении и структурировании категории общекультурной компетентности;

— в систематизации теории дидактической интеграции;

— в создании информационно-технологической модели интегрированного урока;

— в разработке и апробации методики моделирования и проектирования интегрированных уроков, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

— в определении методов и приемов ее диагностики.

Обоснованность и достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивается, во-первых, опорой на данные педагогики, психологии, методики преподавания литературы, литературоведения, культурологии, во-вторых, выбором и использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике проведения исследования, в-третьих, подтверждается положительными итогами экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— на заседаниях кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ;

— в рамках региональных и международных конференций: «Гуманизация и гуманитаризация образования. Актуальные проблемы современного урока», Ульяновск, 2000; «Владимир Даль и современная филология», Нижний Новгород, 2001; «Горьковские чтения», Нижний Новгород, 2001; «Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России», Нижний Новгород, 2002; «Актуальные проблемы изучения филологических дисциплин в вузе и школе», Самара, 2003;

— в процессе опытно-экспериментальной работы на базе средних общеобразовательных школ № 14, 60 и 151 г. Нижнего Новгорода в период с 1998 по 2003 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общекультурная компетентность включает в себя следующие компоненты: информационный, операционно-деятельностный, креативный и аксиологический.

2. Важнейшим средством формирования общекультурной компетентности учащихся на уроке литературы выступает интеграция учебной и вне-учебной информации на уровне дидактического синтеза, корреляции, стержнезации и комплексирования.

3. Интегративные технологии преподавания литературы способствуют формированию целостной картины мира в сознании учащихся, всестороннему развитию их мышления, повышению учебной мотивации, обеспечению высокого уровня знаний, снижению учебной нагрузки школьников, позволяет исключить дублирование материала в различных дисциплинах.

4. Произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и «Повесть о Петре и Февронии» обладают высоким дидактическим потенциалом для формирования общекультурной компетентности учащихся благодаря яркой образности, непреходящему нравственному пафосу, широкой и разнообразной репрезентации в искусстве.

5. Важнейшим способом формирования общекультурной компетентности учащихся является интегрированное изучение литературы с произведениями других видов искусств.

6. Система диагностики общекультурной компетентности включает в себя следующие компоненты: тестирование (информационное, ассоциативное, нравственное), система творческих работ (иллюстрации, стихотворения, сочинения) — контрольная работа по филологическому анализу текста.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Выводы по главе.

Анализ существующих программ обнаружил следующие проблемы в преподавании древнерусской литературы в школе: отсутствует система отбора произведений древнерусской литературы для изучения в каждом из классов: предлагаемый объем текстов либо ничтожно мал (как, например, в программах М. Б. Ладыгина, В.Г.Маранцмана), либо неоправданно велик (в программе Н.Н.Костаняна) — отбор произведений подчас не соответствует этапам развития читателей-школьников и их возрастным интересам (в программах Н. Н. Костаняна, М.Б.Ладыгина) — отсутствует общая концепция изучения древнерусской литературы в отдельном классе или в программе в целом (у Т. Ф. Курдюмовой, Г. И.Беленького) — древнерусская литература изучается изолированно от других разделов курса (также в программах Т. Ф. Курдюмовой и Г. И.Беленького) — не продуманы возможности и пути интеграции древнерусских произведений с литературой нового времени и другими видами искусства (во всех программах).

Произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и «Повесть о Петре и Февронии» были отобраны нами для экспериментального курса на основании следующих критериев: эти тексты имеют огромную репрезентацию в искусстве, породили мощную литературную традицию и обладают высоким системообразующим потенциалом для формирования общекультурной компетентности учащихсяэти произведения древнерусской литературы во всей совокупности их традиций обладают значительным дидактическим потенциалом, предоставляя широкие возможности для интеграции учебной информации из различных областей культурыэти произведения обладают также большим нравственным потенциалом для формирования общекультурной компетентности, заключая в себе общечеловеческие духовные ценностиэти тексты включены в большинство существующих школьных программ по литературе.

Экспериментальный курс интегрированных уроков по «Слову о полку Игореве» и «Повести о Петре и Февронии», а также методика диагностики общекультурной компетентности и оценка ее эффективности содержатся в следующей главе.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

§ 1. Информационно-технологическое проектирование системы интегрированных уроков по древнерусской литературе.

Урок — одна из самых сложных дидактических категорий. Существует множество научных концепций урока, авторы которых рассматривают это понятие с различных методологических позиций. Фундаментальные труды, посвященные определению сущности, структуры и типологии уроков, принадлежат С. М. Бондаренко (17), Ю. Б. Зотову (45), Г. Д. Кирилловой (53), М. И. Махмутову (80), В. А. Онищук (90) и др. В нашу задачу не входит анализ всех существующих в дидактике концепций урока, ограничимся лишь двумя его возможными дефинициями.

Наиболее полное и всеобъемлющее толкование этого понятия принадлежит М. И. Махмутову, предложившему определить урок в двух аспектах: относительно процесса обучения в целом и как форму его организации. «Рассматриваемый относительно общего процесса обучения, урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом — учителем и учащимися.

Во втором аспекте. урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения" (80, с. 44).

В современной дидактике также предпринимаются попытки дать определение урока в новых социально-экономических условиях, существенно повлиявших на систему образования.

Так, коллектив авторов под руководством Н. Е. Щурковой выделяет следующие характеристики урока: — урок — это протекание жизни на уровне современной цивилизации, современного способа обустройства пространственной среды, современной культуры взаимоотношений между людьми, господства человека над своей природой, культуры телодвижений, свободного проявления личностного «Я» в его своеобразии мужского и женского поведения;

— урок — это развитие способностей человека, среди которых существенными для современного человека выступают такими, как быть мыслящим, моральным, творческим субъектом;

— урок — это взаимодействие «человек — человек», разворачивающееся широко в плане непосредственном и опосредованно, через изучение достижений человечества;

— урок — это поиск истины в процессе изучения фактов и явлений жизни, закономерностей и оснований человеческой жизни, обретение личностных смыслов" (63, с. 108−109).

Как видим, область определения урока понимается авторами предельно широко, а его детерминанты обусловлены процессом гуманизации образования.

Областью наших интересов является интегрированный урок, объединяющий различные «части, ступени, формы и элементы содержания образования, учебных предметов, дидактического материала, образовательного процесса, технологических систем, целей образования и пр.» (115, с. 14).

Информационно-технологическая модель интегрированного урока представлена на схеме 2:

Схема 2. Информационно-технологическая модель интегрированного урока.

Монологическая.

Информационно-репродуктивная.

Коллективная.

Серьезная".

Диалогическая.

Проблемно-исследовательская.

Л ич ностно-ориентированная.

Игровая.

Педагогические технологии.

Информационное обеспечение урока.

Я) ев X а:

Содержание образования.

Обработка.

Содержание учебного) предмета у.

Дидактический материал: литературный текст исторические сведения живописные произведения музыкальные произведения театр

Восприятие.

Возрастно-психологические особенности.

Контроль признак открытой структуры.

Нами разработана система интегрированных уроков по двум произведениям древнерусской литературы — «Слову о полку Игореве» и «Повести о Петре и Февронии». В этих экспериментальных курсах мы пытались продемонстрировать возможности интеграции для формирования общекультурной компетентности учащихся.

Разработанная нами методика формирования общекультурной компетентности предполагает интегрированное изучение литературы с другими видами искусства. Поэтому в системе интегрированных уроков, являющихся реализацией данной методики, учащиеся знакомятся с репрезентацией «Слова о полку Игореве» и «Повести о Петре и Февронии» в искусстве — в литературных, живописных, графических, музыкальных, сценических произведениях.

Учебный материал каждого урока организован в блоки (литература, изобразительное искусство, музыка, театр), между которыми установлены различные типы интеграционных связей (В.А.Доманский): последовательный (например, при изучении образа Бояна), параллельный (образ Ярославны), смешанный (на занятии, в ходе которого учащиеся знакомились с поэтическими, живописными и музыкальными вариациями на темы «Слова о полку Игореве»).

В предложенной нами системе уроков реализованы различные уровни интеграции: внутрипредметная (например, урок на тему «Повесть о Петре и Февронии» в пересказе А.М.Ремизова"), межпредметная (занятия, посвященные персонажам «Слова о полку Игореве», — Бояну, Ярославне и др.), комплексирование (уроки по опере А. П. Бородина «Князь Игорь», анализ ее театральной постановки и пр.).

Методика формирования общекультурной компетентности предполагает сопоставительный анализ трактовок того или иного художественного образа в произведениях различных видов искусств. В связи с этим интегрированные уроки по «Слову о полку Игореве» и «Повести о Петре и Февронии» построены вокруг центральных образов этих произведений (Бояна, Ярославны, Петра и Февронии), воплощенных в произведениях литературы, живописи, музыки.

Сравнивая особенности интерпретации этих образов в различных искусствах, школьники овладевают навыками сопоставительного анализа, учатся выделять черты сходства и различия между произведениями на уровне сюжета, изображения героев, проблематики, художественной формы.

Одним из основных направлений работы в системе интегрированных уроков является освоение общекультурного пространства, окружающего художественное произведение, — рассмотрение культурных реалий, возникших под его непосредственным влиянием или связанных с ним чертами ассоциативного сходства. Это направление широко представлено в разработанной нами экспериментальной системе уроков, в ходе которых учащиеся знакомятся с литературными, живописными, музыкальными вариациями на темы «Слова о полку Игореве» и «Повести о Петре и Февронии».

Важным структурным элементом методики формирования общекультурной компетентности является развитие у школьников умений и навыков творческой деятельности. С этой целью мы предлагали учащимся передать свое восприятие литературного произведения при помощи выразительного чтения, в собственном художественном творчестве (в стихотворениях, эссе, живописных, графических иллюстрациях и пр.).

Интеграция предоставляет широкие возможности для применения инновационных методик обучения. Так, мы предусматривали для учащихся индивидуальные и дифференцированные задания творческого характера, неоднократно предлагали работу в группах по интересам, где можно было попробовать себя в различных ролях: «режиссера-постановщика», «декоратора», «музыкального критика», «искусствоведа» и др. (см., например, уроки 2-й, 5-й и 6-й по «Слову о полку Игореве»). Задачи, которые ставились перед учащимися, всегда имели проблемно-исследовательский характер.

Важнейшим методическим приемом формирования общекультурной компетентности является организация учебного диалога. В рамках разработанной нами экспериментальной системы интегрированных уроков учащиеся включаются в диалог друг с другом, с учителем, с поэтами, писателями, художниками, музыкантами, театральными деятелями, литературными критиками. Думается, что подобная организация учебной работы позволит сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу, позволит школьникам осознать непреходящую актуальность классики.

Рассмотрим конкретный пример интегрированного содержания учебного процесса с целью формирования обще культурной компетентности учащихся, реализованный в системе уроков по теме «Инобытие „Слова о полку Игореве“ в литературе, изобразительном искусстве и музыке».

Урок 1.

Тема: «Начати же ся той песни по былинамь сего времени.» (история переводов «Слова о полку Игореве»).

Ход урока:

Урок открывается рассказом учителя о многообразии художественных явлений, порождённых «Словом о полку Игореве». Их анализ предлагается начать с рассмотрения переводов памятника. Так как многие из них долгое время не переиздавались и потому недоступны для учащихся, то уместной будет небольшая лекционная часть, в ходе которой преподаватель намечает вехи в истории переводов «Слова», характеризуя их достоинства и недостаткивыдвигаемые тезисы подтверждаются характерными цитатами из текстов (см. главу 2, § 2). Для самостоятельного анализа учащимся предлагаются избранные фрагменты из переводов Д. И. Минаева, А. Н. Майкова и Н. А. Заболоцкого, иллюстрирующих основные этапы в освоении текста произведения.

Беседа при анализе перевода «Слова о полку Игореве» Д. И. Минаева может включать в себя следующие вопросы:

1) Д. И. Минаев разделил текст произведения на четыре части: «Дедушка Дон Иванович», «Вещее затмение», «Сон Великого князя Святослава III», «Побег Великого князя Игоря». Познакомьтесь с фрагментом первой из них. Стилю каких известных вам поэтов подражает автор? Отголоски каких произведений слышатся в поэтическом переложении Д. И. Минаева?

Ворчит, бранит седое время, Все наше ветреное племяВ его глазах видна гроза. И мурманку свою плотнее Старик надвинул на глаза: Ему жить с нами холоднее, И шуба черных соболей Не греет высохших костей. Давно готов он воскресить Всю нашу старину из праха, И школу юную с размаха Тяжелой палицей разбить! В вражде бессильной изнывая, На Русский свет старик глядит, И зерны четок разбирая, Угрюмо внукам говорит: «Вы срыли их, святые зданья — Хоромы Киевских князей, Разбили древние преданья Своих отцов богатырей, 2) Сравните описание поэтической манеры Бояна в переводе.

Д.И.Минаева с текстом оригинала, а также с переложениями.

А.Н.Майкова и Н. А. Заболоцкого. Есть ли различие и в чём?

За тем, что вечные обновки, Лоскутья западной торговки, Вас обновляют, вам дарят Костюмы в новый маскарад! Ужели вам смешны былины Народной нашей старины, Те необъятные картины И смут, и славы, и войны, Залитые кровавым током, Где бились деды за детей, Где молот, под железным роком, Дробил все к славе поздних дней? И. кости праотцев святые, Граниты ваши мировые, С которых Русь взошла собой, Вы молча топчете ногой! Так несознательное время Бранит, как слышно, наше племя." (XV, С.1-У1).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И конечно же напомнишь удивленно-обрадованному москвичу или киевлянину наше общее:
  2. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела."
  3. Ведь для этой земли, людей этих война, притом на протяжении многих столетий — это то, что в наше время назвали словом геноцид. Когда рубят под корень.
  4. Люди рассказывают, но одновременно как бы и спрашивают: «Неужто правда было? Так что же это с нами было? И как могло такое быть с людьми и среди людей?»
  5. я. Хоть бы где кот, или какой воробей, или что на белом свете — все. Это такая тишина. А може, я только одна на свете осталась?" — смерть, вскормленная в фашистской Германии.
  6. Оно и сегодня читается как моление о будущем — великое Слово наших предков. О детях, внуках, правнуках. О нас с вами. И о тех, кому после нас быть. Если мы им дадим быть, передав им и великое Слово о мире, братстве (XIII, с. 547).
  7. Как вы понимаете мысль А. Адамовича о том, что «Слово о полку Иго-реве» «. .в нас самих течет — вместе с током крови»?
  8. Какой смысл вкладывает А. Адамович в название своего очерка («Моление о будущем»)? О каком будущем для родины «молится» автор? О каком вы?
  9. И.И.Шкляревский «Читаю „Слово о полку Игореве"1. О благородстве.
  10. Или мы все погибнем, или научимся любить друг друга. Ничего умнее не придумаешь. (154, с. 73−74).1. Прощание с книгой.
  11. Вода живое существо. Покрытая мазутом и мусором, она смотрит на людей и видит нас — в мазуте, с мусором в волосах, а нам кажется, что это вода грязная .
  12. Воды — лики народов, отражение совести людей, их культуры. Во времена „Слова о полку.“ наши реки были чистыми и сильными. Человек мог напиться из любого ручья, из любой речушки.
  13. Игорь Святославич хотел испить шеломом Дону. Если бы он теперь испил из Дона, то оказался бы в больнице. Как же нам жить дальше, и что будет с нашими реками через 1000 лет?
  14. Мы охраняем драгоценное (бриллианты, золото), а бесценное не охраняем и не бережём. А ведь озёра, плёсы, родники живые бесценные бриллианты.
  15. В Римском сенате, если строили плотину или канал, совет учёных докладывал о возможных последствиях через двести лет.
  16. Почему, размышляя о событиях эпохи „Слова“, о самом памятнике, И. И. Шкляревский очерк „Прощание с книгой“ посвящает экологической проблематике? Как вы думаете, что послужило автору основанием для подобной ассоциативной связи?
  17. Какова жанровая принадлежность всех прочитанных на уроке текстов? Своё мнение обоснуйте.
  18. Какой мыслью объединены все очерки? Разделяете ли вы позицию авторов?
  19. В.Хлебников в начале XX века писал:
  20. И когда земной шар, выгорев, Станет строже и спросит: „Кто же я?“, Мы создадим Слово Полку Игореви Или же что-нибудь на него похожее (XIII, с.327). В чем вы видите современность „Слова о полку Игореве“? Это вопрос письменного домашнего задания.
  21. Любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни. и не боится смерти“: идейно-художественное своеобразие „Повести о Петре и Февронии“ (уроки 1−2).
  22. Прослушайте симфоническое вступление к опере, названное композитором „Похвала пустыне“ (т.е. природе). Какие звуки природы вы услышали? С помощью каких музыкальных инструментов Н.А.Римскому-Корсакову удалось воссоздать их?
  23. Сразу после вступления следует ариозо Февронии. О чем она поет? Почему образ героини дан композитором на фоне природы?
  24. После обсуждения поставленных вопросов учитель может продолжить анализ текста и иллюстративного материала:
  25. Имя возлюбленного Февронии в опере.
  26. Повесть о Петре и Февронии» в пересказе А. М. Ремизова.
  27. Слов у него «множество и знатные, и „подлые“, и ученые, и народные, и торжественные, и „разговорные“, и разные славянизмы, и архаизмы, и провинциализмы и т. д.» (там же).
  28. В следующем параграфе мы определим возможные методы и приемы диагностики общекультурной компетентности учащихся.§-2. Методы и приемы диагностики общекультурной компетентности.
  29. Предложенный учащимся тест содержал 15 вопросов двух типов: ответы на одни из них необходимо было выбрать из числа заданных вариантов, на другие дать самостоятельно.
  30. Тестирование включало в себя следующие задания:
  31. Из приведенного ниже перечня выберите, какому реальному историческому событию посвящено «Слово о полку Игореве»: а) крещению Руси в 988 г.-б) половецкому походу Игоря Святославича 1185 г.-в) Куликовской битве 1380 г.
  32. О каком герое идет речь в следующем фрагменте «Слова о полку Игореве»: если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Вспоминал он, как говорил, первых времен усобицы.
  33. Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей. (XIV, с. 77).
  34. Кто из героев «Слова о полку Игореве» руководствовался следующимнравственным принципом: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть.»: а) Боян-б) Буй тур Всеволод-в) Игорь Святославич-г) Святослав, великий князь киевский.
  35. Какая героиня обращалась к солнцу, ветру и реке с молитвой о спасении русской дружины и ее князя?
  36. Какой главной мысли подчинено «златое слово» Святослава: а) необходимости единения русских сил перед лицом опасности-б) осуждению поступка Игоря Святославича-в) прославлению русского воинства.
  37. Какой поэтический прием лежит в основе следующих строк: тут кровавого вина недостало- тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли заземлю Русскую. (XIV, с. 85).а) метафора-б) сравнение-в) аллегория-г) гипербола.
  38. Приведите 2−3 примера использования средств поэтической образности в тексте «Слова о полку Игореве».
  39. Каких переводчиков «Слова о полку Игореве» вы знаете?
  40. По стихотворному фрагменту определите, кто является автором данного перевода «Слова о полку Игореве»:
  41. Не пора ль нам, братия, начать1. О походе Игоревом слово,
  42. Чтоб старинной речью рассказать1. Про деянья князя удалого?
  43. А воспеть нам, братия, его —
  44. В похвалу трудам его и ранам1. По былинам времени сего,
  45. Не гоняясь мыслью за Бояном. (XIV, с. 207).а) В.А.Жуковский-б) А.Н.Майков-в) Н.А.Заболоцкий-г) Д. С. Лихачев.
  46. Имена каких иллюстраторов «Слова о полку Игореве» вам известны?
  47. Какие произведения живописи, навеянные образами и мотивами «Слова о полку Игореве», вы знаете? Кто их автор?
  48. Назовите имена поэтов, создавших стихотворения, посвященные образу Ярославны.
  49. Кому принадлежит авторство стихотворной думы «Боян»: а) М.В.Ломоносову-б) К.Ф.Рылееву-в) А.С.Пушкину-г) М. Ю. Лермонтову.
  50. Назовите имя композитора, создавшего оперу на сюжет «Слова о полку Игореве»: а) М.И.Глинка-б) Н.А.Римский-Корсаков-в) М.П.Мусоргский-г) А. П. Бородин.
  51. Используя введенные буквенные обозначения, направления ассоциаций можно представить в виде следующих схем:1. А^ вз тстимул) ассоциации)
  52. Разработанный нами вариант тестирования соответствует второй из указанных схем. В качестве стимулирующего материала учащимся былопредложено стихотворение А. А. Блока «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали.», входящее в цикл «На поле Куликовом» (1908):
  53. Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат.
  54. На пути горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.
  55. И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»
  56. Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! (II, с.73−74).
  57. Дремлетъ въ полЪ Ольгово хороброе гнЪздо. Далече залЪтЪло!" Автор «Слова» так же, как и Блок, уверен в неизбежности роковых событий:
  58. А Игорева храбраго плъку не крЪсити!"
  59. Грамматически эта трагическая интонация у Блока, как и в «Слове», выражена при помощи инфинитива с отрицательной частицей: «не вернуться, не взглянуть назад».
  60. Черты сходства можно увидеть и в лексическом строе произведений. Слова «стяг», «полки», «меч», «воин», «мил друг» («милые лады») из стихотворения Блока встречаются и в «Слове о полку Игореве».
  61. Таким образом, правомерно предложить учащимся данное стихотворение Блока в качестве материала-стимула для поиска ассоциаций при тестировании.
  62. Испытуемым было дано следующее задание:
  63. Содержательный анализ предполагал прежде всего разделение отрывка на композиционные абзацы, так как в оригинале его структура монолитна. Затем через рассмотрение образной системы текста следовало выйти на характеристику его идейного содержания.
  64. Предложения какого типа (по цели высказывания и по интонации) преобладают в тексте?1. Типы предложений:• по цели высказывания: повествовательные-вопросительные-побудительные-• по интонации: восклицательные («!» может не стоять)-невосклицательные.
  65. Сосчитайте количество обращений в тексте.
  66. В этом тексте есть два эпитета. Найдите их.144
  67. Какие образы противопоставлены друг другу в тексте?
  68. Какие нравственные заповеди провозглашаются в тексте?
  69. А.И.Солженицын. «В круге первом» (отрывок)
  70. Рубин заговорил с такой легкостью и складом, будто глаза его действительно скользили по бумаге (его самого судили и пересуживали четыре раза, и судебные формулы запечатлелись в его памяти):
  71. Обвинительное заключение по следственному делу номер пять миллионов дробь три миллиона шестьсот пятьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят четыре по обвинению ОЛЕГОВИЧА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА.
  72. Веют ветры, уж наносят стрелы, На полки их Игоревы сыплют.", и тактических:
  73. Так, например, показаниями свидетеля Бородина установлено, что в плену у князя Игоря была своя лошадь и даже не одна: «Хочешь, возьми коня любого!"там же, том 1, лист 233).
  74. Хан Кончак при этом говорил князю Игорю:
  75. Все пленником себя ты тут считаешь. А разве ты живешь как пленник, а не гость мой?"там же, том 1, лист 281) и ниже:
  76. Сознайся, разве пленники так живут?"там же, том 1. лист 300).
  77. Половецкий хан вскрывает всю циничность своих отношений с князем-изменником:
  78. За отвагу твою, да за удаль твою Ты мне, князь, полюбился"следственное дело, том 2, лист 5).
  79. Более тщательным следствием было вскрыто, что эти циничные отношения существовали и задолго до сражения на реке Каяле: «Ты люб мне был всегда"там же, лист 14,. показания свидетеля Бородина), и даже:
  80. Не врагом бы твоим, а союзником верным, А другом надежным, а братом твоим Мне хотелось бы быть."там же).
  81. Все это объективизирует обвиняемого как активного | пособника хана Кончака, как давнишнего половецкого агента и шпиона.
  82. Учащимся было предложено после прочтения данного фрагмента взять на себя функции прокурора или защитника и либо согласиться с предъявленными князю Игорю обвинениями, либо оправдать его. Свою позицию следовало аргументировать.
  83. Значительное внимание уделялось и диагностике важнейших нравственных качеств.
  84. Результаты эксперимента изложены в следующем параграфе.§-3. Результаты диагностирующего эксперимента.
  85. В ходе информационного тестирования, имеющего целью, как известно, выявление имеющихся у испытуемых фактических знаний первого150компонента общекультурной компетентности, были получены следующие результаты.
  86. При ответе на первый вопрос, касающийся исторического события, которому посвящено «Слово о полку Игореве», все испытуемые выбрали правильный вариант (половецкий поход Игоря Святославича 1185 года). Подобный результат был получен и в контрольном классе.
  87. Самый яркий и запоминающийся образ «Слова о полку Игореве» образ Ярославны — знаком 100% учащихся экспериментальных классов и 88%- контрольного.
  88. В контрольном классе результат ниже как в количественном, так и в качественном отношении. С заданием справились 50% учащихся, каждый из которых смог назвать лишь одно имя Д. С. Лихачева (Лидия Н., Васил М., Ирина Н., Андрей С. и др.).
  89. Последний вопрос предполагал знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». В экспериментальных классах оно было всеобщим (100% верных ответов), а в контрольном среди русских композиторов автора указанной оперы узнали лишь 30% отвечавших.
  90. Сравнительные результаты информационного тестирования учащихся экспериментальных и контрольного классов представлены на диаграмме 1.
  91. Диаграмма 1. Результаты информационного тестирования в экспериментальных и контрольном классах. шX
Заполнить форму текущей работой