Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, несколько усложняются и задачи, стоящие перед высшей педагогической школой, что, в свою очередь, требует пересмотра концептуальных подходов к подготовке специалистов для системы образования. Справедливости ради следует отметить, что в теории и практике педагогического образования накоплен интересный и многогранный опыт профессиональной подготовки учителей, многоаспектно обобщенный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогические основы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций
    • 1. 1. Социальные проблемы, решаемые общеобразовательной школой в современных условиях
    • 1. 2. Профессионально обусловленные социальные функции учителя
    • 1. 3. Модель системы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций
  • Глава 2. Процесс подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций
    • 2. 1. Современное состояние выполнения учителями социально — профессиональной деятельности. .V./.. I' «
    • 2. 2. Содержание и анализ опытно- экспериментальной работы
    • 2. 3. Педагогические условия эффективности подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций

Подготовка будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В период коренных социально-экономических преобразований особенно значимой становится роль учителя в общественной жизни города и села. Социально-экономические реформы, охватившие все сферы жизни общества, способствовали обострению ранее существовавших и появлению новых социальных проблем, в том числе снижению уровня культуры населения, резкому увеличению асоциальных явлений (алкоголизм, преступность, наркомания и пр.), отрицанию молодежью моральных норм, её социальной инфантильности и др.

В связи с этим возникла реальная необходимость в изучении складывающейся социальной среды, выявлении социальных факторов, влияющих на формирование нравственного облика подрастающего поколения, мобилизации всех слоев общества на решение вопросов воспитания молодежи. Основным учреждением, координирующим и объединяющим усилия всех сторон, заинтересованных в повышении качества работы с населением конкретного села, города или района вообще и с молодежью в частности является общеобразовательная школа, ибо специфика педагогической профессии заключается в особом назначении учителя в обществе. С первых дней возникновения профессии учитель всегда является посредником между обществом и растущим человеком.

В связи с этим педагогическая деятельность в настоящее время обрела самостоятельную социокультурную значимость, и педагог, как носитель культурно-исторических ценностей, должен обладать способностью создавать новые позитивные культурные реалии, сохраняя при этом лучшие традиции или адаптируя их к изменяющимся социокультурным условиям.

Следовательно, несколько усложняются и задачи, стоящие перед высшей педагогической школой, что, в свою очередь, требует пересмотра концептуальных подходов к подготовке специалистов для системы образования. Справедливости ради следует отметить, что в теории и практике педагогического образования накоплен интересный и многогранный опыт профессиональной подготовки учителей, многоаспектно обобщенный в научных трудах. Так, рассмотрению отдельных аспектов профессиональной подготовки студентов посвящены исследования О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, В. П. Беспалько, Н. Н. Богородского, В. Г. Максимова, Л. Ф. Спирина, Ю. П. Сокольникова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

Вопросам изучения профессиональной деятельности педагога и ее оценки посвящены работы Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной и др. Базовыми для решения современных социальных проблем подготовки педагогов — воспитателей являются труды П. П. Блонского, В.А. Сухо-млинского, С. Т. Шацкого и др.

Проблемы подготовки специалистов в высшей педагогической школе нашли свое отражение в исследованиях С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, М. А. Галагузовой, В. И. Загвязинского, О. Г. Максимовой, А. Я. Найна и др.

В последнее время особое внимание ученых (педагогов, психологов и социологов) привлекает проблема подготовки будущих педагогов к выполнению тех или иных социальных функций. Определенный интерес в этом плане представляют исследования Л. Г. Борисовой, М. Я. Виленского, Г. Е. Зборовского, К. Н. Кучкиной, В. Н. Турченко, рассматривающих проблему образа жизни будущего педагога в системе его профессиональной подготовки. Педагогическую деятельность они рассматривают как единство производственной и внепроиз-водственной деятельности, рабочего и свободного времени.

Отмечая своеобразие педагогической деятельности, ученые указывают на особое место учителя в общественной жизни, подчеркивают важность пластичности и легкости смены учителем социальных ролей (И.Я. Зимняя). При этом отмечается, что чем сложнее и разностороннее ролевая структура личности, чем больше ролей ей знакомо, тем богаче ее жизненный мир, тем свободнее она чувствует себя в нестандартных ситуациях (И.С.Кон).

К настоящему времени учеными разработан ролевой репертуар учителя (B.J1. Леви), определены социально-педагогические функции, выполняемые им в ходе педагогической деятельности (В.В. Богословский, В. А. Сластенин, Н.В.

Кузьмина, А. И. Щербаков и др.), рассмотрены социально-педагогические функции школьных воспитательных систем (Е.Н. Барышникова, Н. В. Буйлова, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Г. Е. Пейсахович), разработана системно-функциональная теория воспитательной деятельности (Н.М. Таланчук). Разноплановая деятельность учителя на селе рассматривается в исследованиях многих ученых-педагогов: Г. Н. Волкова, В. П. Ковалева, И. Я. Яковлева и др.

Вместе с тем проблема подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций является малоизученной.

Актуальность исследования возрастает также в связи со спецификой объективных условий жизни и обучения учащихся сельских школ, которые существенно отличаются от городских. У сельских детей уже круг общения, им в меньшей степени доступны культурные ценности. И ученики, и учителя находятся под постоянным пристальным контролем односельчан. Школьники не имеют возможности реального выбора школы, учителя, учреждения дополнительного образования. Школа, как правило, является единственным общественно-культурным центром. И работа по формированию личности ребенка не заканчивается по окончании уроков, она выносится за пределы школы, по месту жительства учеников и их родителей.

Специфичность жизнедеятельности педагога на селе обуславливается и пространственной, и психологической близостью населения к школе, доминированием в школе и микросоциуме неформальных социальных отношений, замкнутостью коммуникативного пространства, традиционностью семейно-соседских отношений, сильным влиянием общественного мнения, доминированием в коммуникативной среде родного языка, строгим соблюдением народных традиций и обычаев. И именно педагог является носителем системной культуры, которая включает в себя гражданскую, профессионально-трудовую, экономическую, экологическую, коммуникативную, патриотическую, национально-интернациональную и другую культуру. В этих условиях особенно ярко проявляется роль педагога, который осуществляет всю образовательную, воспитательную, развивающую, просветительскую, социальную и другую работу на селе. Вместе с тем практика показала, что выпускник педагогического вуза ока-t зывается недостаточно подготовленным к этому виду деятельности.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны, современное общество, особенно в сельской местности, нуждается в учителях, готовых выполнять профессионально обусловленные социальные функции, а с другой стороны, в системе подготовки будущих учителей этому уделяется мало внимания, что обусловило необходимость проведения специального исследования для по-^ иска эффективных мер по решению этой проблемы.

С учетом этого мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия подготовки будущих учителей к выполнению ими профессионально обусловленных социальных функций? Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: общепедагогическая подготовка учителей в сис-у теме высшего образования.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных со-^ циальных функций будет наиболее эффективной, если обеспечить:

— сочетание интегративности и модульности в процессе подготовки студентов к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— соединение теоретической и практической подготовки будущих педагогов к социально-профессиональной деятельности на основе практико-ориентированных технологий;

— использование активных методов обучения при подготовке студентов к будущей социальнопрофессиональной деятельности;

— целенаправленную работу по формированию положительной «Я-концепции» педагога-общественника как активного участника общественно-культурной t жизни села, города, района;

— преобразование процесса подготовки будущих педагогов к общественно-профессиональной деятельности в саморазвитие (самоподготовку).

Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили его задачи:

— изучить взаимосвязь между факторами, влияющими на процесс становления ^ молодежи, и современными социальными проблемами;

— определить социальные функции современного учителя;

— изучить современное состояние теоретической и практической подготовки учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические ус-рг ловия подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развитияпсихолого-педагогические теории о природе педагогической деятельности и концепции развития личности педагогадокументы об — основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы и перестройки высшего образованиятеории контекстного и модульного обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ передового опыта, констатирующий и формирующий эксперименты, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ учебных планов и программ, анализ продуктов творческой деятельности студентов.

Базой исследования были психолого-педагогический факультет и факультет иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1995;1997 гг.):

— проведен теоретический анализ сущности и содержания профессионально обусловленных социальных функций;

— определен методологический аппарат исследования: сформулированы проблема, цель, гипотеза и задачи исследования;

— осуществлен подбор адекватных методов исследования. На втором этапе (1997;1998 гг.):

— проведено исследование содержания подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— осуществлена теоретическая разработка модели системы подготовки будущих учителей к выполнению социально-профессиональных функций;

— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность системы подготовки будущих учителей к социально-профессиональной деятельности;

— разработана программа опытно-экспериментальной работы. На третьем этапе (1998;2001 гг.):

— осуществлено экспериментальное обоснование педагогических условий, позволяющих повысить эффективность системы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

— систематизированы результаты исследования и на их основе сформулированы основные научные положения и выводы;

— оформлены результаты исследования в виде диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— определено содержание профессионально обусловленных социальных функций учителя;

— разработана модель системы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективности подготовки будущих учителей к выполнению социально-профессиональных функций.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования на всех его этапахсоответствием теоретических и эмпирических методов исследования предмету исследования и поставленным задачамколичественным и качественным анализом результатов эксперименталичным опытом работы в педагогическом вузе в качестве преподавателяличным опытом работы в педагогическом вузе в качестве преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе их обсуждения на научно-практических конференциях международного, всероссийского и республиканского уровней в 1998;2000 гг. в г. Чебоксарах и в г. Самаре. Результаты исследования внедрены в учебный процесс психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Результаты исследования внедрены в учебный процесс психолого-педагогического факультета ЧГПУ им И. Я. Яковлева.

На защиту выносятся:

— модель системы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций;

— педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В течение всего периода становления и развития педагогической науки и высшей школы так или иначе рассматривались различные аспекты проблемы подготовки будущих учителей к выполнению ими общественно-профессиональных функций.

2. Одним из направлений в профессиональной подготовке будущих учителей является вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения профессионально обусловленных социальных функций.

3. Социальная деятельность педагога представлена нами в виде системы выполняемых им социальных функций: гражданской, трудовой, досуговой, валео-логической, экологической, семейной и духовно-нравственной. При этом мы опирались на положение Л. П. Буевой о том, что совокупность социальных функций должна быть определена как система социальной деятельности личности .

4. Разработанная нами модель системы подготовки будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций и ее внедрение в практику высшей профессиональной школы позволили нам выделить ряд основных педагогических условий, позволяющих получить наилучший результат. Наиболее существенными и важными из них являются: сочетание интегра-тивности и модульности в процессе подготовки студентов к выполнению профессионально обусловленных социальных функций, соединение теоретической и практической подготовки, осуществление подготовки будущих педагогов-психологов к социально-профессиональной деятельности на основе практико-ориентированных технологий, использование активных методов обучения при подготовке студентов к социально-профессиональной деятельностицеленаправленная работа по формированию положительной «Я-концепции» педагога-психолога общественника, как активного участника общественно-культурной жизни села, города, районапереход процесса подготовки будущих педагогов к общественно-профессиональной деятельности в саморазвитие (самоподготовку).

Исследование не исчерпало всех аспектов этой сложной проблемы. Дальнейшего исследования требуют вопросы, связанные с изучением содержания системно-ролевой деятельности учителя. Важным самостоятельным и перспективным направлением может стать и изучение влияния связи учебного процесса и внеурочной работы студентов на формирование их готовности к профессионально обусловленным социальным функциям, особенности социально-профессионального становления учителей сельских и городских школ. Более подробного рассмотрения требуют и вопросы, связанные с формированием у будущего учителя качеств личности, необходимых для выполнения профессионально обусловленных социальных функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  3. Н.И. Традиционное трудолюбие как нравственная черта чу* вашского народа //Сборник научных трудов докторантов, научных работников и аспирантов. Выпуск 6. Чебоксары: ЧГГГУ им. И .Я. Яковлева, 1999.-С. 38−42.
  4. О.А. Комплексная программа здоровья. М.: Медицина, 1988.-92 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А. У Бодалева и др./ М.: Педагогика, 1980. — Т. 1 — 230 с. — Т.2. — 287 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  7. М.В. и др. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 1975.-128 с.
  8. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с. у 9. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса ввысшей школе. М.: Высш. школа, 1976. — 200 с.
  9. Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высш. школа, 1974. 384 с.
  10. Н.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с. fc 12. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.:1. Мысль, 1976. 158 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  13. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах: Справочное пособие. Киев: Рядянска школа, 1984. -288 с.
  14. Бажуков С. М. Здоровье детей общая забота: / организация физического воспитания школьников по месту жительства /. — М.: ФиС, 1987. — 127 с.
  15. П.Баранов А. А. Здоровье российских детей // Педагогика. 1999. — № 8. -С.41−44.
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  17. А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. — № 5. -С.33−40.
  18. Г. Г. Культура политической дискуссии. Л.: Знание, 1991. -32 с.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-304 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1986. — 141 с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. Т.1. — 304 с. -Т.2.-400 с.
  23. П.П. Избранные педагогические произведения /Сост. Н. И. Блонская, А.Д. Сергеева/. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  25. В.В. Психология воспитания школьника. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974, — 164 с.
  26. JI.A. Управленческие аспекты организации самостоятельного труда студентов // Самостоятельный учебный труд студента: проблемы, технология, управление. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998. -С. 25−26.
  27. Ю.С., Грекова Т. И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. Л.: Наука, 1987. — 159 с.
  28. Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком // Культурный прогресс: Философские проблемы. М.: Наука, 1984. -С.68−90.
  29. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 268 с.
  30. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М.: Полиграфре-сурсы, 1998. — 424 с.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. :Высш.шк., 1991. — 207с.
  32. М.Я. Образ жизни и социальная активность будущего учителя // Формирование социально-активной личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МГПИ, 1986. 170 с.
  33. Г. Н. Обыкновенное дело педагога: Воспоминания, размышления, уроки пережитого. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 336 с.
  34. А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1996.-220 с.
  35. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике //Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 75−82.
  36. Л.Л., Славков Н. Б. Почему это опасно / Пер. с болг. Ф. М. Калинко. М.: Просвещение, 1989. — 94 с.
  37. Е.Р., Семенов А. А. Место самостоятельной работы студентов в системе учебного процесса высшей школы // Самостоятельный учебныйтруд студента: проблемы, технология, управление. Чебоксары, ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998. — С. 169.
  38. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов. М.: Просвещение, 1985. -159с.
  39. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260 с.
  40. О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 1996. — 237с.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Специальность 31 000 педагогика и психология). — М., 2000.-24 с.
  42. В.Г., Гришин И. Г. Малые олимпийский игры в сельской школе: Из опыта работы. М.:Просвещение, 1989. — 61 с.
  43. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-176 с.
  44. А.Д. и др. Окружающая среда и здоровье населения Чувашской Республики / Димитриев А. Д., Семенов В. Д., Карягин Ф.А./ Под ред. А. Д. Димитриева. Чебоксары: ЧГПУ, 1994. — 204 с.
  45. А.Д., Чернова Г. П. Чувашская Республика: человек и окружающая среда: Учеб. пособие Чебоксары: Изд-во Чуваш. РИПКРНО, 1993.-108 с.
  46. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1983. -356 с.
  47. М.К., Кандыбович Л. А. Психология высшей шко-лы:0собенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Издательство ВГУ, 1978. — 319с.
  48. А.Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. М.: Педагогика, 1987. — 128с.
  49. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  50. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987.-92 с.
  51. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 1980. — 88 с.
  52. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  53. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеалы и опыт формирования. М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. -125 с.
  54. В.А. Учитель ключевая фигура нового века // Педагогическое образование и наука. — 2000. — № 1. — С.60−63.
  55. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  56. В.П. Подготовка учителя начальных классов малокомплектной сельской национальной школы. Чебоксары: Чувашский госпединститут им. И. Я. Яковлева, 1998. — 330 с.
  57. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С.57−64.
  58. Я.Л. Психология личности и взаимоотношений в детскомколлективе. Минск: Нар. асвета, 1969. — 193с.
  59. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — 317 с.
  60. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  61. А.И. Введение в социологию: учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. — 144с. у 73. Краснова О. А. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе: Дис. канд. пед. наук. -Чебоксары, 1998. 246 с.
  62. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишина, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  63. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурц ной России //Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3−11.
  64. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  65. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд. Ленинг. Ун-та, 1967. — 183 с.
  66. Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: ЛГУ, 1962.-98 с.
  67. Культура досуга: Сборник. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  68. Е.Н. Система диагностики и коррекции профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000.- 16 с.
  69. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207 с.
  70. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знания, 1980. -96 с.
  71. В.Т. Динамика социальных изменений // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.98−104.
  72. В.Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. -1998.-№ 4. -С.40−46.
  73. .Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 10−15.
  74. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 271 с.
  75. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1991. — 304 с.
  76. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. -1998. № 4.- С.86−93.
  77. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 27−36.
  78. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы //Педагогика. — 1999. — № 4.-С. 3−15.
  79. В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПУ, 1996. — 288 с.
  80. В.Г. Формирование профессионального интереса у студентов педвузов в процессе педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. -М., 1976.-185 с.
  81. О.Г. Функциональный анализ социально-профессиональной деятельности современного учителя //Воспитание и обучение в современной школе: сборник научных статей. Москва — Чебоксары: ЧГПУ, 2001.-С. 12−21.
  82. А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-190 с.
  83. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 52−56.
  84. Л.М. Учитель на рубеже веков // Психологическая наука и образование. 1999. — № 3−4. — С.5−19.
  85. А.В. Социализация и «смутное время»-М.:3нание, 1991 80с.
  86. А.В. Социальная педагогика /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  87. Э.Ц. Социально-психологическая адаптация молодых учителей в условиях сельской школы: Дис. канд. психологических наук. М.: 1996.-175 с.
  88. ЮО.Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  89. И.Б. Оздоровление населения в современной России //Социологические исследования. 1998. -№ 11. — С. 117−123.
  90. А.Д. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: педагогический аспект. М.: Педагогика, 1991. — 133 с.
  91. Национальная доктрина образования //Учительская газета. № 42- С. 12.
  92. А.П., Толстов Н. С., Федотов М. Н. Сельская школа: проблемы, поиски, совершенствование ее модели. Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 1999.-50 с.
  93. В.М. Целостность педагогического процесса: Метод, пособие. М.: Народная педагогика, 1994. — 103 с.
  94. И.В. Теоретико-методические основы организации воспитательного процесса по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Чебоксары: ЧГПИ, 1999. — 305 с.
  95. Ю.Павлова И. И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. — 251 с.
  96. Ш. Павлов И. В., Скворцова А. Ф., Михайлова Т. Т., Павлов В. И. Педагогические системы школ // Сборник научных трудов докторантов, науч. сотрудников, аспирантов и студентов. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 2000.-С. 285−289.
  97. Г. Е. Реализация социально-педагогических функций школы-комплекса: Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 169 с.
  98. К. К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.- 255 с.
  99. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш. шк., 1984. 174 с.
  100. И5.Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. -1999. № 6. — С.96−99.
  101. Пб.Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования-1998- № 8-С.65−68.
  102. С.В. Валеология в школе и дома / о физическом благополучии школьников /. СПб.: Союз, 1997. — 254 с.
  103. Президентская программа «Новая школа» // Чаваш ен. 1997. — № 6−7. -с. 1−4.
  104. Программа «Сельская школа Чувашии» // Чаваш ен. № 39. — С.2−4.
  105. Программа спецкурса «Социально-профессиональная деятельность учителя» / Авторы-сост. О. Г. Максимова, О. В. Чернова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. — 16 с.
  106. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  107. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  108. А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. -М.: Центр, 1997. 160с.
  109. Российская социологическая энциклопедия //Айвазян С.А. и др./ М.: Изд. группа «Норма — Инфа — М», 1998. — 666 с.
  110. Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск: БГПИ, 1992. — 88 с.
  111. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С.90−98.
  112. И.П. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследований наркомании //Социологические исследования. 1999. — № 10. — С. 74−85.
  113. В.Д., Сорока В. Ф., Шелепина О. И. и др. Практикум по домашней педагогике. Брянск: БГПУ, 1995. — 110 с.
  114. В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 46−58.
  115. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976, -160с.
  116. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−84.
  117. В. Новое образование путь к новому сообществу // Народное образование. — 1998.- № 5. — С.3−5.
  118. Н. Социология: Пер. с англ. /Науч. пер. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 687с.
  119. Советский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1998. — 434 с.
  120. Ю.П. Особенности воспитательной работы в сельской школе //Воспитание школьников. 1975. — № 1. — С. 23−26.
  121. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  122. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1990. — 90 с.
  123. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности.- М. -Белгород: БГУ, 2000. 150 с.
  124. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /А.В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. 224с.
  125. Социальная сфера Чувашской Республики. 1995−1998. Статистический сборник.- Чебоксары: Чувашкоскомстат, 1998. 60 с.
  126. Социально-экономические проблемы учителей школ // Университет и школа. 2000. — № 2. — С.6−7.
  127. Социально-экономическое положение Чувашской Республики. 2000 г.-Чебоксары: Чувашкоскомстат, 2000. 96 с.
  128. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995. — 28 с.
  129. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов к работе в школе //Советская педагогика. 1975. — № 11. — С. 45−48.
  130. A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. -М.: Издательство «ЭКМОС», 2000. 496 с.
  131. Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-ай: Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М.: «Интерпракс», 1994.-231 с.
  132. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с. 151 .Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе //Педагогика. 1999. — № 2. — С. 30−38.
  133. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. — Казань: Дом печати, 1998. — 135 с.
  134. Н.М. Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеурочное время. Казань: Институт среднего специального образования, 1995. — 80 с.
  135. Г. В., Вителис С. А. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании //Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 194−197.
  136. В.Н. Общественное воспитание сегодня и завтра. М.: Знание, 1978.-48 с.
  137. В.Н., Борисова Л. Г. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  138. Учитель как представитель среднего класса в современном российском обществе // Преподаватель. 1999. — № 6. — С.2−6.
  139. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. — № 8. — С.45−51.
  140. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-815с.
  141. А.Г. Социология воспитания: /О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности/. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  142. С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  143. С.Т. Годы исканий. -М.: Работник образования, 1935. 152 с. 163. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. /Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — Т.1 — 503 с. — Т.2 — 476 с. -Т.3.-492 с.-Т.4.-328 с.
  144. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. Круглый стол // Педагогика. 1999. — № 3. -С.3−36.
  145. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. — 240 с.
  146. А.И. Психологические основы формирования личности учителя. -М.: Просвещение, 1967. 191 с. 167 .Щербаков А. И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущего учителя //Вопросы психологии. 1981.- № 1. — С. 17−22.
  147. Экология и здоровье человека. Канаш: Дом печати, 1996. 68с.
  148. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
  149. И.Я. С думой о народном просвещении: Из переписки. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. 438 с.
  150. И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш/ Под ред. М. Я. Сироткина. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой