Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
    • 1. 1. Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования
    • 1. 2. Педагогический анализ программного обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений системы дополнительного образования
    • 1. 3. Средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования
  • Выводы по главе 1

Глава 2. Организационно-содержательные основы деятельности учреждения дополнительного образования по использованию физкультурно-оздоровительной деятельности в целях формирования культуры здорового образа жизни

2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования средствами физкультурно-оздоровительной деятельности

2.2 Содержательные основы реализации образовательной программы «Атлетическая гимнастика» в условиях учреждения дополнительного образования

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования.

Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития и приумножения наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из естественно-социальных основ здоровья и осознания права и ответственности общества за здоровье детей. Обобщение опыта деятельности различных видов образовательных учреждений по формированию культуры здорового образа жизни детей показало, что недостаточно изученными являются вопросы, связанные с организационно-содержательными условиями формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.

Все это позволило определить проблему формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе оздоровительной физической культуры как предмет исследования педагогической науки. Данная проблема выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований.

Педагогические теории и технологии формирования физической культуры представлены в работах М. Я. Виленского, Г. М. Соловьева, Л. И. Лубышевой. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов и др. Мониторинг результатов проведения здоровье-сберегающих мероприятий, тестирование в оздоровительной физической культуре наиболее полно были раскрыты в работах В. В. Зайцевой, В. Д. Сонькина, В. В. Кудрявцева, В. И. Харитонова и др. Значение и возможности физической подготовки в сохранении и укреплении здоровья детей изучали Э. Баллингер, В. К. Бальсевич, Л. Л. Головина, Е.А. Пиро-гова, А. Г. Сухарев и др. Факторы, влияющие на состояние здоровья, такие как школьная среда, изучены в работах М. В. Антроповой, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, Г. Г. Щербакова, образ жизни и уровень развития адаптационных механизмов — в работах Ю. П. Лисицина, В. В. Маркова, А. Г. Щедриной и др. Вопросы психологического здоровья детей отражены в работах Р. И. Айзмана, В. И. Бондина, И. В. Дубровиной, В. П. Озерова, Э. М. Казина и др. Развитие системы дополнительного образования, активизация воспитательного потенциала данных учреждений были рбъектом исследования В. Г. Бочаровой, Ю. П. Сокольникова, В. Н. Гурова, А. Б. Фоминой и др. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н. П. Абаскаловой, Н. А. Амосова, В. К. Бальсевича, Н. И. Брехмана, М. Я. Виленского, Г. К. Зайцева, А. Г. Комкова, Г. М. Соловьева, Л. Г. Татарниковой, О. Л. Трещевой и др.

Анализ философской, педагогической и специальной литературы по проблеме формирования культуры здорового образа жизни ребенка, а так же изучение реального состояния проблемы в опыте работы учреждений дополнительного образования подтверждают существование противоречий: между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным уровнем и объемом индивидуального знания личной физической культуры большинства людеймежду возможностями учреждений дополнительного образования и недостаточной научно-теоретической и практической, разработанностью системы здоровьеформирующих и здоровьеразвивающих технологиймежду содержанием существующих программ по физическому воспитанию детей, учитывающих часто лишь физическое развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, как объективной необходимостью создания системы здоровьесберегающих мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования, так и недостаточной разработанностью многих аспектов данной проблемы на теоретическом и методическом уровнях. В этой связи возникает проблемакаковы организационно-содержательные условия физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования: «Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности».

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать организационно-содержательные условия физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.

Объект исследования — физкультурно-оздоровительная деятельность учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности может осуществляться более эффективно, если будут обеспечены следующие условия:

— изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;

— соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования задачам физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни воспитанников;

— определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;

— разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования на основе следующих принципов: системности и комплексности, научности и доступности, интегративности, соответствия и с учетом региональных особенностей;

— взаимодействие с родителями воспитанников, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи.

1. Провести анализ существующих подходов к изучению проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Выявить возможности и преимущества учреждений дополнительного образования в организации физкультурно-оздоровительной деятельности с целью формирования культуры здорового образа жизни воспитанников в сравнении с общеобразовательными учреждениями.

3. выявить особенности процесса формирования культуры здорового образа жизни детей с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.

4. Обосновать, разработать и апробировать программу физкультурно-оздоровительной деятельности, направленную на формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили гуманистические и аксиологические подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процессасовременные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизниконцепции личностно-ориентированного и ценностно-ориентированного образования.

Теоретической основой исследования являются: g современные исследования в области валеологии (Н.А. Амосов, И. А. Аршавский, И. И. Брехман, И. М. Воронцов, Э. М. Казин, В. П. Озеров, Л. Г. Татарникова, JI.3. Тельз и др.) — положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социологическими, психологическими факторами (В.П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, B.C. Ильин, В. А. Сластенин, и др.) — психолого-педагогические аспекты проблем детского коллектива: межличностные отношения (Г.М. Андреева, Я. Л. Коломинский и др.) — взаимодействие педагогов и воспитанников (Б.З. Вульфов, А. Б. Добрович и др.) — развитие индивидуальности в коллективе (А.А. Бодалев, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик и др.) — положения теории и методики физического воспитания детей оздоровительной направленности (В.М. Баранов, Ю. А. Виноградов, П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубышева, В. Н. Лях, Е. Г. Мильнер, Ю. А. Орешкин, В.Д. Санькин) — результаты исследований, направленных на решение проблем физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях образовательных учреждений (В.П. Богданов, А. А. Гужановский, Л. Л. Головина, Ю.А. Копылов), по месту жительства (Е.П. Безносиков, Р. А. Белов, Г. П. Богданов, Б. П. Панкратов, Г. А. Реброва и др.) — труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования культуры здорового образа жизни (Л.В. Баль, В.К. Баль-севич, Г. П. Богданов, М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, Н. К. Смирнов, Г. М. Соловьев, Л. Г. Татарникова, О. Л. Трещева, Байер К., Шейнбург Л. и др.).

В диссертации использовались так же документы федерального и регионального значения: документы федерального и регионального законодательства, историко-педагогические материалы по проблеме сохранения и развития здоровья подрастающего поколениянормативно-правовые документы учреждений дополнительного образования детей.

Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов.

Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы и нормативно-правовых актов, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме. Эмпирические: наблюдение (косвенное, прямое, самонаблюдение), констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и опрос (анкетирование).

Статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики (t — критерий Стьюдента, %2- критерий Пирсона), шкалирование.

Исследование осуществлялось в три этапа в течении 1997;2002 гг.

На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялись изучение и анализ состояния исследования поставленной проблемы в науке и практике, передового педагогического опыта (современные направления деятельности учреждений дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников) различных регионов России. Определялись объект, предмет исследования, цели, задачи, исходные методолого-теоретические основы исследования, формулировалась рабочая гипотеза.

На втором (экспериментальном) этапе выявлялись роль и возможности учреждений дополнительного образования в использовании физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здорового образа жизни. Разрабатывались и внедрялись организационно-содержательные и методические условия физкультурно-оздоровительной деятельности с целью формирования культуры здорового образа жизни воспитанников Центра детско-юношеского творчества Промышленного района города Ставрополя с учетом специфики региона.

На третьем (обобщающем) этапе велась корректировка образовательной программы «атлетическая гимнастика» к условиям развития учреждения дополнительного образования и региональной образовательной программы «Здоровье». Обобщались полученные данные, разрабатывались научно-методические рекомендации по использованию образовательной программы «Атлетическая гимнастика» в образовательном процессе учреждений дополнительного образования. Оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована необходимость введения в физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования теоретической и практической подготовки воспитанников в области здорового образа жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие культуры здорового образа жизниопределены критерии сформированности культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образованиявыявлены организационно-содержательные условия формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработанной образовательной программе «Атлетическая гимнастика» и методическом сопровождении, которые обеспечивают высокую результативность процесса формирования определенного объема знаний и умений воспитанников по использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и увеличения объема двигательной активности детей, и создания условий для мотивационно-ценностной ориентации воспитанников на ведение здорового образа жизни. Результаты исследования: опыт проектирования образовательного процесса и его дидактическое сопровождение, комплекс диагностических методик, могут быть использованы в комплексных программах «Здоровье» для любого типа учреждения дополнительного образования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования как объективная необходимость обеспечивается обновлением содержания физкультурно-оздоровительной деятельности данных учреждений в соответствии с особенностями организации образовательного процесса в данных учреждениях и с учетом интересов, потребностей и состояния здоровья детей.

2. Составляющими культуры здорового образа жизни являются элементы личной физической культуры, гигиенической культуры, культуры межличностных отношений, культуры психофизической регуляции.

3. Организационно-содержательные условия формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования:

— изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;

— соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования задачам формирования культуры здорового образа жизни воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности;

— определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;

— разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования должна опираться на принципы: системности и комплексности, научности и доступности, интегративности, соответствия и с учетом региональных особенностей- - взаимодействие с родителями воспитанников в целях формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены совокупностью методологических и теоретических позиций исследованияанализом современных подходов к решению проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельностиорганизацией экспериментальной работы с применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам диссертационного исследованияпрактической апробацией комплекса здоровьесберегающих мероприятий в период образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, валидностью тестовых методик.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ведущие положения исследования, а так же вопросы их практического внедрения докладывались и обсуждались на методических семинарах и заседаниях методического объединения специалистов по физической культуре Центра детско-юношеского творчества Промышленного района г. Ставрополя. Образовательная программа «Атлетическая гимнастика» стала в 2000 году лауреатом краевого конкурса образовательных программ учреждений дополнительного образования среди программ физкультурно-оздоровительной направленности. Теоретические и экспериментальные результаты изложены в публикациях научных статей.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 221 странице машинописного текста, иллюстрирована 5 рисунками, содержит 22 таблицы, 5 схем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Приложения содержат исследовательские и.

Результаты исследования заносились в карты индивидуального физического развития. Исследования уровня индивидуальной физической кондиции воспитанников проходили два раза в год. Результаты данного исследования оформлялись графически. То есть на каждого воспитанника заполнялся график индивидуального уровня физической кондиции с рекомендациями по развитию отстающих физических качеств. Например, карта индивидуального уровня физической кондиции воспитанницы Меликян Анны.

1-ый год обучения 2-ой год обучения 3-ий год обучения.

13 лет 14 лет 15 лет.

Особенности общефизической подготовки.

Обратить внимание на развитие гибкости позвоночника. Ограничить кол-во прыжковых упражнений. Обратить внимание на технику выполнения акробатических упражнений (имеющийся страх заставляет ее изменять технику) Увеличить кол-во и сложность упражнений на развитие координационных способностей и гибкости.

Особенности атлетической подготовки.

Развитие массы мышц спины: широчайшей, ромбовидной, длиннейшей. Формирование осанки. 1-ое полугодие: Развитие мышечной массы и силы мышц верхнего плечевого пояса: дельтовидной, трехглавой мышцы плеча. Их отставание сказывается на результатах выполнения отжиманий, силовых передвижений и некоторых акробатических упражнений. 2-ое полугодие: Обратить внимание на непропорциональност ь в развитии мышц бедра и спины, что мешает в результативности выполнения приседаний. 1-ое полугодие: Ввести в команду «FITNESS». Обратить внимание на развитие маховых способностей нижних конечностей. индивидуальный уровень физической кондиции 1.

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,6 -0,7 -0,8 -0,9 -1.

•—1-ый год обучения — О — 2-ой год обучения.

О — 3-ий год обучения.

Обобщив результаты индивидуального уровня физической кондиции воспитанников и вычислив средние показатели уровня развития каждого физического качества в каждой учебной группе, мы на конец эксперимента получили следующую общую картину развития физических качеств, представленную на графике 2.

Результативность данной программы подтверждается существенным приростом значений по каждому показателю, а так же статистически значимыми изменениями показателей уровня физической кондиции воспитанников после окончания эксперимента (см. табл. 21).

X ¦i fi 7.

1 ' 1 Л.

1'. / Л S п л к п*Л V, с S Г) ^ г S п 1 // У V % / к п п к Г, А Mis VA Лй С Уо, 15'Т «» г «л *.

Ул {. ж- * 1 / ' 1 t ' «• s V Г «1 Sf П 1 rv- -V у — Л 1 ЛГ п л.

1 Г)'1 7 k п ^ п л ПК.

123 456 789 тестовые испытания.

График 2.

График средних показателей уровня развития физических качеств воспитанников 1.

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,6 -0,7 -0,8 -0,9 -1.

Г 1.

• 0,55.

0,3? / 1 к п о.

0,16 п 1 к П Л (/i J п и t П 9.

1−0,2' п ж i-Jt-% (П 1.

— VyP.

Г-0,5 2.

9 -И,/ о 1.

3 4 5 6 тестовые испытания до начала эксперимента после эксперимента.

ГДЕ.

1- отжимания в упоре лежа.

Заключение

.

Наиболее острой проблемой реформирования образования является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка профилактических и коррекционных программ, призванных поддержать здоровье детей на всех этапах онтогенеза. Решая вопросы реформирования здоровьесберегающей деятельности система образования пришла к выводу, о необходимости формирования потребностей и привычек в осознанном и разумном отношении к своему здоровью, выработке умений и навыков в физическом совершенствовании и укреплении психического здоровья. Решение задач формирования культуры здорового образа жизни подростающего поколения в свою очередь, так же натолкивается на ряд противоречий: между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью управленческих, содержательных и методических аспектов решения данной задачи в образовательных учрежденияхмежду возможностями учреждений дополнительного образования в решении вопросов здоровьесбережения и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы здоровье формирующих и развивающих технологий.

На поиск путей и способов разрешения указанных противоречий и было направлено наше диссертационное исследование. Основным результатом решения поставленных в исследовании задач является теоретическое и экспериментальное подтверждение гипотезы о целесообразности использования физкультурно-оздоровительной деятельности как основного средства формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Эффективность формирования культуры здорового образа жизни в значительной степени определяется осознанием подрастающим поколением не только права на здоровье, но и ответственности за его сохранение и укрепление. А процесс формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреж-дения дополнительного образования представляет собой теоретическую и практическую подготовку детей в сфере здорового образа жизни.

В результате анализа научной литературы, посвященной деятельности учреждений дополнительного образования в сфере решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей был выявлен ряд преимуществ учреждений дополнительного образования в сравнении с общеобразовательными школами в организации и проведении физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников: учреждения дополнительного образования имеют наибольший удельный вес в организации образовательной деятельности в сфере свободного времени детейобразовательная деятельность данных учреждений основана на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детейсформированные на базе сети внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования имеют мощный кадровый и программно-методический потенциал, традиции и опыт воспитательной работы с подрастающим поколением, налаженную систему связи с социальными институтаминаличие нормативно-правовой базы, более четко регламентирующей физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования в сравнении с другими типами образовательных учреждений. Полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной физкультурно-оздоровительной работы (см. таблицу№ 1) с воспитанниками учреждения дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни доказали эффективность созданных нами организационно-содержательных и методических условий физкультурно-оздоровительной деятельности как основного средства формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Для формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждения дополнительного образования средствами физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо выполнение следующих организационно-содержательных условий:

— изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;

— соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования для осуществления задач формирования культуры здорового образа жизни воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности;

— определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;

— разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования должна опираться на принципы:

— образовательный процесс должен предусматривать развитие направлений работы с родителями воспитанниками, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи. Обоснованная, разработанная и апробированная образовательная программа «Атлетическая гимнастика» доказала огромные возможности данного вида гимнастики в разрешении вопросов мотивационно-ценностных ориентаций воспитанников на ведение здорового образа жизни.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает все аспекты сложной, многогранной проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Перспективы изучения проблемы связаны с дальнейшими исследованиями содержательных, организационных, управленческих аспектов физкультурнооздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования, а так же: углубление междисциплинарных связей решения проблемы формирования культуры здорового образа жизнисоздание сети специализированных клубов и школ на базе учреждений дополнительного образования, ведущих физкультурно-оздоровительную деятельность в целях формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз»: Автореф. докт. дис. — Барнаул, 2000. — 48с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.-200с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985. 180с.
  4. Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996 19с.
  5. Р.И. Психологическая и медицинская валеология цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. — С.2−23.
  6. М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000.- № 2.-С.10−11.
  7. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции. М.: АПКиПРО, 1997.- 192с.
  8. Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1998.- 70с.
  9. Н.А. Раздумья о здоровье.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987 г. 90с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 156с.
  11. Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 335с.
  12. Г. М. Социальная психология.- М., 1980. 286с.
  13. В.А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.-М., 1996.- 72с.
  14. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9. — С.5−7.
  15. Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989. — 420с.
  16. К., Шейнбург JI. Здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 100с.
  17. Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. М.: Просвещение, 1996. — 136с.
  18. В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Д.: Наука, 1984.- 215с.
  19. JI. В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье дети. М., 2000. 70с.
  20. JI.B., Ветрова В. В. Букварь здоровья. М., 2000.-100с.
  21. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.-С. 10−12.
  22. В.М. В мире оздоровительной физической культуры. — Киев: Здоровья, 1991.-90с.
  23. Р.А. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультетов физ. воспитания пед. институтов. Киев: Вища шк., 1987. — 237 с.
  24. Н.Т. Фигура, грация, осанка. М.: Просвещение, 1978.- 65с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 1977. -96с.
  26. Г. П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми:
  27. Методическое пособие.- М.: ВНМЦ и КПР Министерства культуры СССР, 1990.- 108с.
  28. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.
  29. М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 193с.
  30. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — С. 77−84.
  31. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья. М.: Фанр — Пресс, 2002.-300с.
  32. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 200с.
  33. В.И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. — 31. С.7−8.
  34. И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
  35. И.П. Беседы о здоровье школьников. М.: Просвещение, 1992.- 65с.
  36. X., Фек Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. -М.: Физкультура и спорт, 1968. 216 с.
  37. Буц JI.M. Для вас девочки! М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
  38. И.М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело» три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры.-1993.- № 7.-С. 2−5.
  39. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 80с.
  40. В основе — атлетическая гимнастика // Физическая культура в школе. — 1996.-№ 6.-С.6−7.
  41. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.— М.: Просвещение, 1991, 64с.
  42. Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издат. центр «Академия», 2002 г. — 155с.
  43. Г. А. Парные гимнастические упражнения. — М: Физкультура и спорт, 1972.- 85с.
  44. Д.Д., Чекнев Б. М. Философские и системные аспекты индивидуального и общественного здоровья // Здоровье системное качество человека. — М.: Медицина, 2000, — 300с.
  45. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: Физкультура и спорт, 1985. — 125с.
  46. М.Я. Здоровый образ жизни учащийся молодежи как условие культурной жизнедеятельности. // Физическая культура основа здорового образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1995 г. — Часть 2. — 75с.
  47. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994.- № 9. С.8−12.
  48. М.Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности. II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001.- № 3.- С.2−7.
  49. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М., 1996. — 94с.
  50. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. JI.K. Балясной, Л. И. Филатова, B.C. Муратова. М.: Просвещение, 1978.-256с.
  51. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319с.
  52. В.Э. Духовные основы здоровья // Мир психологии. — 2000. № 4. — С.233−242.
  53. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 77с.
  54. В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры, 1987. № 8.-С. 22−25.
  55. A.M., Майер Р. А., Сергеев М. И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. — Новосибирск, 1989.- 130с.
  56. Гигиена подростков и детей: Учебник. / Под ред. Г. Н. Сердюковской.-М.: Медицина, 1989.- 320с.
  57. В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев: Здоровья, 1989. — 210с.
  58. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 156с.
  59. М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т. Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. М.: Советский спорт, 1991.- 96с.
  60. Головина A. JL, Кокова Е. И., Копылов Ю. Л. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 3.- С. 13−15.
  61. Головина JI. JL, Копылов Ю. А. Средоориентированная физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся младшего школьного возраста.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.-№ 4.- С.45−47.
  62. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. -М., 1990.- 64с.
  63. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Народная асвета, 1978.- 88 с.
  64. А.А. Физическая культура в режиме для учащихся. -Минск: Народная асвета, 1976.- 90с.
  65. И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие.- Минск. Высшая школа, 1986.-300с.
  66. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей Москва Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 228с.
  67. В.Н., Озер В. П., Щербаков Г. Г. и др. Лицей выбирает здоровье (на материалах опытно-экспериментальной работы лицея № 10 г. Ставрополя). Ставрополь: СКИПКРО, 2000. — 156с.
  68. Детские праздники в школе, в оздоровительном лагере, дома. Подсказки организаторам детского досуга. / Сост. Л. Г. Нешерет. М., 2000.- 120с.
  69. Дичев Тодор и др. «Здоровье человека XXI века». М.: «ФЕРРИ-В», 2001.- 185с.
  70. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просещение, 1987. С. 173−178.
  71. Д.Д. Развитие идеи П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физ. культ, и спорт, здоровье нации, СПб., 1996.- 132с.
  72. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256с.
  73. Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов. М., 1995.- 160с.
  74. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / НИИ Общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-230с.
  75. С.А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. Киев: Здоров’я, 1980. — 70с.
  76. В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. -190с.
  77. Д. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу // Учительская газета. -2003. № 11−12.-С.11−13.
  78. М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма. — М.: Наука, 1984.- 243с.
  79. В.И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта. М., 1994.-150с.
  80. В. 650 гимнастических упражнений. М.: Физическая культура и спорт, 1970.- 85с.
  81. Н.В. учителю о практике психологической помощи: книга для учителя.- М., 1988.- с.136−158
  82. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994.-78 с.
  83. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
  84. Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки М.: Лептос, 1994. — 368с.
  85. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  86. Здоровый город — здоровые дети! / Материалы региональной научно-практической конференции.- Выпуск 1.- Ставрополь: СГУ, 1999 г. -250с.
  87. Здоровый город — здоровые дети! / Материалы региональной научно-практической конференции.- Выпуск 2.- Ставрополь: СГУ, 1999 г. — 200с.
  88. Здоровый ребенок в здоровом социуме. — М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 320 с.
  89. Здоровье детей, обучающихся в школе нового типа // Гигиена и санитария. -2000, — № 1.- С.12−13.
  90. Здоровье и болезнь как состояние человека: Сборник статей.- Ставрополь: СГМА, 2000 г. С. 15−17.
  91. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. / Под ред. Г. М. Соловьева. Ставрополь: Сервисшко-ла, 2003.-496с.
  92. Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. -100с.
  93. В.Б. О совершенствовании системы дополнительного образования // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2000. — № 5. — С. 17−25.
  94. О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1990. — 95с.
  95. B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь, Институт развития образования, 1996. — 226с.
  96. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М., 1984.-230с.
  97. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.—287с.
  98. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7.- С.10−11.
  99. Искусство быть здоровым. / Авт. сос. A.M. Чайкойский, С. Б. Шенкман. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 125с.
  100. История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед.уч.зав. /Под ред. А. Н. Пискунова. 2-е изд. — М.: Сфера, 2001. — 512 с.
  101. В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: методические рекомендации для педагогов-психологов. М.: АПКиПРО, 2002.-56с.
  102. С.А., Исаев А. П., Мишаров Н. З. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта Челябинск: ООО ИПП «Фотохудожник», 2001. — 252с.
  103. JI.C. Развиваем выносливость. М. Знание, 1990. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 5).
  104. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. «Основы индивидуального здоровья человека»: Введение в общую и прикладную валеологию.-М., 2000. 120с.
  105. Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. Пособие для студентов, аспирантов и слушателей ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 160с.
  106. Л.Н., Поволяева М. Н., Кленова Н. В., Буйлова Л. Н. Новые информационные технологии в учреждениях дополнительного образования детей (по материалам КНИК). М.: ЦРСДОД, 2002. — 64с. (Серия: «Библиотечка для педагогов, родителей и детей).
  107. А.И. «Обучение и здоровье»: Методическое пособие. М., 1998.-80с.
  108. В.Г., Миронов В. В. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуман. изд. центр «Владос», 1998. — 520с.
  109. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993.-200с.
  110. И.Н. Развитие физической культуры и спорта в дополнительном образовании детей (концепция и опыт работы). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. — 64 с.
  111. Э.М., Панина Т. С. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. № 1. — С.3−5.
  112. В.И. Береги здоровье смолоду. М.: Физкультура и спорт, 1987.-87с.
  113. В.В. Валеология: основные понятия. Спб.: Деан, 1998. — 229с.
  114. А.Г. Научно-методические проблемы формирования физической активности школьников (социально-педагогический аспект) // В сб.: Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи. НИИФК, 1996, — С.12−14.
  115. А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 3.- С.5−6.
  116. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников.// Теория и практика физической культуры, 1999. № 2. — С. 2−7.
  117. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник, 2002.- № 6.- вкладыш
  118. В.В. Здоровье и работоспособность человека. — М.: Знание, 1986.- 120с.
  119. Е.А. Физические упражнения Йогов. М.: Знание, 1991. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
  120. Н.И., Сидоров С. П., Гимнастика в режиме рабочего дня. — М.: Знание, 1988.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
  121. Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма: Книга для учащихся. М., 1993.-60с.
  122. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.-86с.
  123. Ф.Г., Быховский А. В. Условия жизни и здоровье. М.: «Знание», 1967.-61с.
  124. Г. М. Врачебный контроль за спортсменами.- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
  125. . Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры. Канд. дис., Краснодар, 1994.-214с.
  126. Ю.И. Требования времени. Здоровый образ жизни // Физическая культура в школе.—1994.— № 5.— С. 61−63.
  127. В.Н. Основы познания физического упражнения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 130с.
  128. В.Н., Грудницкая Н. Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В. Н. Курыся: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-204с.
  129. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников» М., 2000. — 135с.
  130. Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. Минск: Университетское, 1998.-105с.
  131. Ю.П. Слова о здоровье. М.: Сов. Россия, 1986.- 189с.
  132. Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986.- 165с.
  133. Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. Проблемно-информационный материал. // Внешкольник. 1998. — № 9. -С.27−31.
  134. В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроке физической культуры в 1—10 классах.— Минск: Народная асвета, 1980.— 128 с.
  135. Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.- 60с.
  136. Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992 г. — 122с.
  137. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры.-1997. № 6. — С.10−13.
  138. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240с.
  139. Л.И., Косихин В. П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании // Теория и практика физ. культуры.- 1997.-№ 6.- С. 10−15.
  140. Лях В. И. Координационные способности школьников.— Минск: Полымя, 1989.—160с.
  141. Лях В. И. Научно методическое обеспечение физического воспитания учащихся состояние и перспективы //Физическая культура в школе, 1989. № 11.-С.12−14.
  142. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: Научный анализ, проблемы, находки.— М., 1992.—95с.
  143. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М., 1992.-185с.
  144. Лях В.Н., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей.- М.: Просвещение, 1993.- 78с.
  145. М.В., Мазуренко С. А. Атлетическая гимнастика для женщин. — М.: Знание, 1990. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
  146. Малая советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1958.-Т.1.-С. 152
  147. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших пед. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. 320с.
  148. А.Г. Книга для сыновей и пап. М., 1990,-135с.
  149. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. — Новосибирск: Изд-во РАМН, 1992.- 180с.
  150. М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. -250с.
  151. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 годы (приложение № 2 к Приказу Минобразования России от 25.01.2002 № 193) // Воспитание школьников, 2002. № 5. — С.2−9.
  152. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений // Вестник образования России, 2001. № 12, июнь.
  153. Место жительства место воспитания: Методические рекомендации./ В. Н. Гуров. — Уфа: БГПИ, 1989. — 32 с.
  154. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова и др. — М.: Просвещение, 1997.- 80с.
  155. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г. Б. Мейксо-на, Л. Е. Любомирского.- М.: Просвещение, 1989.- 140 с.
  156. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В. Л., Блудов Ю. М, Плахтиенко В. А., Серова Л. К. м., 1984.- 191с.
  157. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30−15−433/16) // Внешкольник, 2002.- № 9.- вкладыш
  158. Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса «Педагогика» /Сост. В. П. Щербина. Гродно: ГрГУ, 2001. -59с.
  159. Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -112с.
  160. . Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1989.- 222 с.
  161. В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.- 160с.
  162. Мир детства: Подросток / Под. Ред. А.Г. Хрипковой- Отв. Ред. Г. Н. Филонов. — М.: Педагогика, 1982. 432с.
  163. С.В. Триединство физической культуры: Историко-теоретический анализ соц.-пед. системы.- Минск: Полымя, 1991.- 140с.
  164. Мудрик А. В Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984.-155с.
  165. И.П. Моя система для детей. М.: СП «Интерграф Сервис», 1998.- 203с.
  166. А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса. // Педагогика. 1998. — № 6. — С.53−57.
  167. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.
  168. .А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учебное пособие для институтов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 140с.
  169. Ю.Б. Аутотренинг + физкультура.- М.: Советский спорт, 1989.- 112с.
  170. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физической деятельности // Теория и практика физической культуры, 1997. -№ 6. С.2−3.
  171. Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 7. — С.2−7.
  172. О проекте федерального закона Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт основного общего образования» //Вестник образования. 1997.- № 4. — С. 24−46.
  173. Образование в Ставропольском крае. Ставрополь: ККГС, 2000 г.- 67с.
  174. Образование и здоровье. Краевая целевая комплексная программа «Здо-ровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001−2004 годы». — Ставрополь, 2001. 39с.
  175. Опыт воспитательных систем Ставропольского края // Учительская газета. № 45.-16 ноября 1993 г.- С.3−16, 58−73.
  176. Организация и управление физкультурным движением: Учебник. — М.: Просвещение, 1981.-200с.
  177. Ю.А. К здоровью через физическую культуру. М.: Медицина, 1990.-78с.
  178. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995.- № 38.
  179. Основы воспитательной системы: Профессионально-деятельностный практикум.- 2-е изд.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-80с.
  180. JI.A., Шубов В. М. Атлетическая гимнастика. М.: Знание, 1986.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
  181. .П. Спортивно-массовая работа среди подростков по месту жительства. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. — 86с.
  182. Педагогика здоровья.— М.: Педагогика, 1990.— 97с.
  183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластен ин, И. Ф. Исаев и др. — М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
  184. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Под ред. Т. Н. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994. — 200с.
  185. И.И. Школьный спорт в России: Мини-энциклопедия.- М.: РГАФК, 1994.- 255с.
  186. В.К. Богатырские забавы. М.: Знание, 1992. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
  187. В.К. Грация и сила. М.: Советский спорт, 1989.- 67с.
  188. Л.Г. Образование родителей и школа.- М., 1999, — 65с.
  189. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. — Киев: Здоров’я, 1989.- 190с.
  190. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я, 1986.-85с.
  191. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Ви-ща школа, 1984.- 100с.
  192. В.Н. Возьми в спутники силу. М.: Физкультура и спорт, 1988.-70с.
  193. Положение детей в Ставропольском крае 2002: Ежегодный доклад 2002 год / Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2003.- 80с.
  194. А.С., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. М.: Медицина, 1984, — 72с.
  195. Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. -Л., 1974.-125с.
  196. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1996.- № 5.- с. 55−58.
  197. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-128с.
  198. B.C. Рецепты молодости от доктора. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 105с.
  199. Приказ Минобразования России «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 //Вестник образования России, 2002. № 18. — с.39−44.
  200. Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 2002.-210с.
  201. А. Я и жизнь (методические разработки социально-психологического практикума) // Воспитание школьников.- 2001. № 3.- С.24−29.
  202. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной.-5-е изд.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 128с.-(Руководство практического псхолога).
  203. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Т.2. — 248с.
  204. Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя / Я. Л. Коломинский и др.- Под общ. ред. Я.Л. Коломин-ского. — Минск: Народная асвета, 1987. 93с.
  205. Психофизические основы профилактики перенапряжения. / Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. М.: Медицина, 1987.-172с.
  206. Развитие, социализация и воспитание личности // Материалы научно-практической конференции.- Выпуск 3. Ставрополь, 1993.- С.3−16, 5873.
  207. Е.А. Как стать сильным и выносливым. М.: Знание, 1984.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
  208. Ребенок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей. Минск: Б АД! 11 LP, 1994. — 357с.
  209. Г. А. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства. — Л.: Знание, 1989. 122с.
  210. Г. С. Ваши мышцы. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 86с.
  211. Россия на грани катастрофы!// Учительская газета.- 2003.-№ 11−12, 18 марта — С. 11.
  212. Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья. — М.: Физкультура и спорт, 1996. 592 с.
  213. Ю.И., Венгер Т. Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста.- Красноярск, 1998.- 160с.
  214. Ф.М. Золотой ледоруб: Пять путешествий за облака: Кн. для учащихся ср. и ст. классов. (Спорт в твоей жизни). — М.: Просвещение, 1993.- 158с.
  215. Г. К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника. // Воспитание школьников.- 2002.-№ 5.-С. 19−20.
  216. Сила плюс грация: Атлетическая гимнастика для всех: Фотоальбом /Авт.-сост. М. Б. Акопянц, Б. А. Подливаев. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 159с.
  217. А.Ф. Гимнастика дыхания. — Мю: Знание, 1991.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 1).
  218. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПКиПРО, 2002. — 121с.
  219. В. М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики.— (Б-ка учителя физ. культуры).— М.: Просвещение, 1992.—80 с. 224. «Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации». М.: Подкова, 2000.- 200с.
  220. Ю.П. Системный подход в воспитании. М., 1988. — 192с.
  221. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Часть 1.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 180 с.
  222. Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. Ч 2.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-182с.
  223. В.Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физ. культуры.- 1998.- № 7.- С. 10−12.
  224. В.Д., Зайцева В. В. Проблемы тестирования в оздоровительной физической культуре.// Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 8.- С.7−13.
  225. А.Б., Арон О. И. методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.- 185с.
  226. М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1987.—224с.
  227. В.И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физ. культуры.- 1998.- № 5.- С.11−15.
  228. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991.-270 с.
  229. Л.Г. Валеология — основа безопасности жизни ребенка. — СПб.: Петрос, 1997. 240 с.
  230. Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. -М.: ООО «Издательство ACT" — «Астрель», 2001.- Т 1. 432с.
  231. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры / Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вят-кина З.Н. -М.: Просвещение, 1990.- 287с.
  232. Теория и методики гимнастики.//Учебник для факультетов физического воспитания пед. институтов.- М.: Просвещение, 1971.- 72с.
  233. Технологическая модель реализации оздоровительных программ: Методическое пособие. Ставрополь, СГУ, 1996 г.-120с.
  234. Типология образовательных учреждений // Вестник образования, 1997.-№ 6.- С.21−22.
  235. .И. Формируя навыки самостоятельности // Физкультура в школе, 1993. -№ 3.- С. 20−21.
  236. O.JI. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Материалы Международного конгресса валеологов. СПб, 1999.- С.176−177.
  237. O.JI. Системная организация валеологического образования школьников. // Теория и практика физ. культуры.- 1997.- № 8. С.8−11.
  238. O.JI., Асташина Н. П., Семина А. Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие. Омск, 1999.- 100 с.
  239. . O.JI. Программно-методические основы обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательных школ. // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 1. -С. 29−34.
  240. Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 4−6 апреля 2000 г.). М., 2000.- 90с.
  241. В.А. Физическое воспитание есть оздоровление нации // Внешкольник.- 2002.- № 8.- С. 6−7.
  242. Физическая культура в расписании пятидневки. //Физическая культура в школе. 1995. — № 1−2. — С. 20−21.
  243. Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Ереван, май 1984 / Под общ. ред. Л. П. Матвеева и др. — М.: ГЦОЛИФК, 1985.
  244. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов. Пособие для учителя / Лях В. Н., Майксон Г. Б., Копылов Ю. А. и др. М.: Просвещение, 1998.-141с.
  245. Физическое воспитание учащихся V—VII классов. / Под ред. В. И. Ляха, Т. Б. Мейксона.- М.: Просвещение, 1997.—192с.
  246. Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения. / Под общей ред. Е. Я. Безносикова. — Минск: Полымя, 1988.- 61с.
  247. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991
  248. Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома. / Под общей ред. Т. Г. Олешкевич. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 344с.
  249. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты). / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. М., 1988.- 85с.
  250. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 кл.: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с. — (Здоровьесберегающая педагогика).
  251. Формирование познания в нетрадиционных видах гимнастики: Методические рекомендации для учителей физической культуры школ, СПТУ/ В. М. Смолевски, Б. К. Ивлиев, Г. А. Колодницкий.- М., 1990.- 77с.
  252. В.Г. Атлетическая гимнастика без отягощений: Учеб.пособие. — М.: Терра-спорт, 1999. 80 с.
  253. JI.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М., 1988.- с.146−192.
  254. В.И. Физическое развитие — основа здоровьесберегающей среды учащихся. Монография. Челябинск: «Дом Обухова», 2000. 188с.
  255. Ю.В. Здоровьеведение. М.: Советский спорт, 2000.- 250с.
  256. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.- М.: Медицина, 1980.—С. 162—182.
  257. А.В. О культуре физической и духовной. М.: Знание, 1989.-(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 1).
  258. А., Доббинс Б. Энциклопедия бодибилдинга. Т.1 / Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1993.- 160с.
  259. С., Непорет JI. Фитнес для «чайников»: Пер. с англ. — СПб: ИД «Вильяме», 1999. 272с.
  260. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.- 66с.
  261. М. Круговая тренировка. / Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1996.-85с.
  262. В.М. Красота силы. М.: Советский спорт, 1990. — 82с.
  263. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.- 136с.
  264. Энциклопедия здоровья. / Под. Ред. В. И. Покровского. М.: ИПО «Автор», 1992, Т 1 .- 761 е., Т 2.- 768с.
  265. Haywood К.М. The role of physical education in the development of active lifestiles //Research Quarterly for Exercise and Sport. — 1991. '5.
  266. Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Survey. Research protocol for the 1993−94 Study. Copenhagen, Denmark, 1993.
  267. Pate R. School physical education //J. of School Health. 1995. — *8
  268. The Health of Youth. A Cross-National Survey. WHO Regional Publication, European Series No.69, Printed in Canada, 1996.
Заполнить форму текущей работой