Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки и производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов способствуют эффективной подготовке специалистов в вузе. Учебно-методическое обеспечение (учебная программа, методическое пособие, авторский курс лекций и цикл лабораторно-практических занятий, методика обучения) и программно-инструментальное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
    • 1. 1. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской подготовки
    • 1. 2. Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста
    • 1. 3. Возможности интеграции образования, науки и производства в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста инженерного профиля
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНО СТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Разработка компетентностно-ориентированной технологии подготовки инженеров в условиях интеграции образования, науки и производства
    • 2. 2. Организация, содержание и результаты формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки и производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активные процессы развития рыночных отношений во всех сферах профессиональной деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности как конкурентоспособного специалиста. Масштабность и плотность информационного потока нового знания ускоряет процесс морального «старения» теоретической базы, формирующей основу готовности личности к профессиональной деятельности на этапе обучения в учреждениях высшего профессионального образования.

В последние годы сформулирована новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования будет определяться тем, насколько у выпускников высших профессиональных учебных заведений развиты компетенции — способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам. Управление же качеством инженерно-технического образования не может сводиться только к оценке и контролю. Оно предполагает и создание совокупности условий, обеспечивающих это качество. Одна из составляющих этой совокупности — интеграция инженерно-технического образования с наукой и производством.

Интеграция инженерно-технического образования с наукой и производством — это динамичная многокомпонентная система. Каждому состоянию системы соответствуют определенные связи между ее компонентами, в которых выражается та или иная форма интеграции. Перспективы становления России как мощной научно-технологической державы возможны лишь при опережающем развитии интеллектуального потенциала в сфере техники и технологий.

Однако, последствием затяжного экономического кризиса, поразившего Россию в последнем десятилетии ХХ-го века, явилось значительное отставание развития отечественной науки, производства и образования по сравнению с развитыми западными странами, а также появление технологического и информационного разрыва между ними. В создавшихся условиях необходим поиск новых подходов, форм и методов инженерно-технического образования, базирующихся на традициях отечественной школы, педагогических инновациях, передовом опыте ведущих стран мира.

Для вуза это означает необходимость поиска и реализации технологий, которые обеспечивали бы будущему специалисту инженерного профиля комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личностная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма. Именно оптимальное их сочетание может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг.

Проблема исследования. Значительная роль в разработке концепции профессионального образования, различных подходов к профессиональной подготовке специалистов принадлежит таким ученым, как С. Я. Батышев,

A.Т. Глазунов, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.

Вопрос о связи творческого труда и профессионального образования неоднократно поднимался многими учеными (В.В. Алехин, Г. Я. Буш,

B.А. Ганзен, Е. С. Жариков, Б. М. Кедров, В. Я. Ляудис, А. Т. Шумилин и др.).

Вопросы интеграции и системного подхода к педагогическому процессу, а также вопросы организации проблемного и дифференцированного личностно-ориентированного подхода в обучении отражены в исследованиях В. А. Дмитриенко, Н. С. Лайтеса, А. В. Брушлинского, И. С. Якиманской, В. Я. Синенко, И. Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М. В. Кларина, А. Ж. Жафярова и других. В исследованиях В. Е. Алексеева, М. М. Зиновкиной, В. В. Лихолетова, С. А. Новоселова, А. Я. Найн, С. Сассе и других авторов подробно исследованы вопросы развития творческого мышления в учреждениях профессионального образования.

Содержание и технологии обучения отражены в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, Г. К. Селевко, Е. Н. Шиянова и др.

Дидактические и методические подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения обозначены в работах В. П. Беспалько, И. Г. Захаровой, Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельниковой,

B.М. Монахова, Е. С. Полат, Д. М. Полева, И. В. Роберт и др.

Вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе исследованы в работах М. И. Башмакова, Л. И. Долинера, Е. И. Машбица,

C. Н. Позднякова, Н. А. Резника, Б. Е. Стариченко и др.

Имеются также разработки по использованию Интернет-ресурсов в области практического маркетинга (С.Э. Зелинский, А. А. Кантарович, И. Н. Кузнецов, Э. В. Муртазин, В. Холмогоров, В. В. Царев и др.)

Тем не менее, в научно-педагогической литературе не представлены разработки, дающие возможность выйти на концептуально новые решения, которые позволили бы в рамках уже сложившейся системы высшего профессионального образования использовать потенциал интеграции образования, науки и производства в подготовке конкурентоспособных специалистов инженерного профиля на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Таким образом, возникают противоречия:

— между возросшими требованиями к интеграционным процессам в системе «образование, наука, производство», позволяющих объединить весь научно-производственный цикл в единое целое, и недостаточным отражением этих процессов в содержании высшего инженерного образования;

— между целесообразностью использования потенциала интеграции образования, науки и производства для формирования профессиональных компетенций и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике профессиональной педагогики.

На основе обозначенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы должны быть теоретические подходы и методическое обеспечение процесса интеграции образования, науки и производства, позволяющие эффективно формировать профессиональные компетенции у студентов-инженеров?

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов-инженеров в вузе.

Предмет исследования — формирование профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки и производства.

Цель исследования — разработать теоретические подходы и методическое обеспечение интеграции образования, науки и производства, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование профессиональных компетенций будущего специалиста инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки и производства будет более эффективным, если:

— происходит формирование единого образовательного пространства вуза, науки и производства, позволяющего сформировать системные профессиональные знания, лежащие в основе профессиональных компетенций, в котором достижением встроенности интеграции в содержание подготовки будущих инженеров является их ориентированность на работу в отрасли;

— разработана модель интеграции образования, науки и производства, опирающаяся на общие и педагогические принципы, отражающая цели, задачи, факторы технического образования, содержание подготовки будущих инженеров, определяющая направления развития компетентной личности инженера и дающая возможность оценки его профессиональных компетенций;

— процесс обучения будущих инженеров строится на основе интеграции знаний, научных достижений и практических действий на всех этапах подготовки специалиста и позволяет осуществить на практике интеграцию компонентов профессиональных компетенций и смоделировать в процессе обучения интегрированный характер будущей профессиональной деятельности;

— обеспечена технологичность учебного процесса на основе адаптации известных педагогических технологий к условиям вуза, конструирования новых технологий на основе компетентностного подхода, сопряженного с параметрами конкурентоспособности будущих специалистов инженерного профиля.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления закономерности интеграционных процессов в образовании, создающих единое образовательное пространство в союзе с производством и наукой, и его возможности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля.

2. Раскрыть структуру и содержание интеграции образования, науки и производства, как особой модели социального партнерства и определить особенности подготовки будущих инженеров, ориентированных на работу в отрасли, в условиях встроенности интеграции образования, науки и производства во все элементы учебно-воспитательного процесса.

3. Спроектировать компетентностно-ориентированную технологию подготовки специалистов инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки и производства.

4. Провести анализ и экспериментальную проверку эффективности спроектированной компетентностно-ориентированной технологии подготовки специалистов инженерного профиля.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— системный подход в педагогике (В .Г. Афанасьев, З. А. Решетова, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

— теория и методика педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г. В. Воробьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Кыверялг, А .Я. Найн, А. И. Пискунов и др.);

— теория содержания профессионального образования (С.Я. Батышев, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин и др.);

— теория самоорганизующихся систем (В.И. Андреев, А. И. Бочкарев, В. Г. Виненко, В. М. Нестеренко, Н. М. Таланчук, Г. Хакен и др.);

— теория проектирования и конструирования учебного процесса (Н.П. Бахарев, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, В. М. Монахов, E.JI. Осоргин,

B.И. Столбов, Н. Ф. Талызина, А. Н. Ярыгин и др.);

— теория компетентностного подхода (В.И. Байденко, С. Е. Кальней, Р. Уайт, Дж. Равен, М. Стобарт, П. И. Третьяков, Н. Хомский, А. В. Хуторский,

C.Е. Шилов, Б. Д. Эльконин, R.W. While, Y. Halasz, W. Hutmacher);

— личностно-ориентированные подходы к обучению (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературыпедагогическое наблюдение, творческое проектирование, теоретическое моделирование, анализ и синтез, абстрагированиеметоды математической статистикипедагогический эксперимент в естественных стационарных условиях образовательного процесса вуза.

Этапы и база исследования. Исследование проводилось на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии в три этапа с 2005 по 2010 г. г.

Первый этап (2005;2006 гг.) — подготовительный: изучалась литература по проблеме исследования, определялись методологические предпосылки, цели и задачи научного поиска, формулировалась гипотеза и разрабатывалась программа исследования.

Второй этап (2006;2009 гг.) — основной: на основе накопленного эмпирического материала проводилось теоретическое обоснование и конструирование модели интеграции образования, науки и производства с целью подготовки конкурентоспособного специалиста инженерного профиля, определяющей направления развития компетентной личности инженера и дающей возможность оценки профессиональной компетентностии разработка технологии, способствующей успешности профессиональной подготовки студентов и отражающей взаимосвязи между компонентами традиционного педагогического процесса и окружающей реальностью.

На данном этапе была реализована программа экспериментальной проверки предлагаемого методического инструментарияобобщались данные экспериментальной работы.

Третий этап (2010 г.) — заключительный: проводилась обработка экспериментальных данныхисследовалась валидность и надежность результатов экспериментавелась апробация материалов исследованияосуществлялось оформление работы.

Научная новизна результатов исследования:

1. Выявлены особенности профессиональной деятельности инженеров (усиливающаяся интеграция технологий, динамичность и высокотехнологич-ность отраслей производства, усложнение взаимосвязей между составляющими производства), позволяющие раскрыть суть исследуемого феномена и обосновать необходимость ориентации образовательного процесса в вузе на интеграцию изучаемых дисциплин и видов учебно-профессиональной деятельности.

2. Разработана модель интеграции образования, науки и производства на уровне целей, задач, содержания подготовки будущих инженеров в вузе.

3. Предложена методика выбора базовых профессиональных компетенций и их педагогический мониторинг на основе командного метода, анкетирования, статистической обработки, экспертизы и сертификацииразработана системная диагностика сформированных компетенцийопределены критерии и показатели качества подготовки специалистов на основе взаимодействия содержания образования, достижений науки и инноваций производства.

4. Спроектированная технология компетентностно-ориентированной подготовки конкурентоспособного специалиста, основу которой составляют принципы модульности, рефлексивности, паритетности и др., позволяет рассматривать содержание учебной деятельности как некоторую стратегию движения студента к учебным целям для формирования профессиональных компетенций.

5. Обоснованы принципы отбора содержания интегрированных курсов (политехнический, моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, личностного развития обучаемого), направленные на формирование у студентов целостного взгляда на профессию и системные профессиональные знания как основу профессиональных компетенций, состав которых определен исходя из видов профессиональной деятельности выпускников (познавательная, операционно-алгоритмическая, технологическая, организационно-управленческая, профессионального саморазвития).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о сущности формирования профессиональных компетенций у студентов-инженеров:

— разработаны теоретические предпосылки формирования профессиональных компетенций в процессе изучения интегрированных курсов на основе компетентностно-деятельностного подхода, ориентированных на межпредметные связи и интеграцию видов учебно-профессиональной деятельности;

— уточнено содержательное наполнение понятия «профессиональные компетенции» применительно к объекту исследования, что позволяет рассматривать профессиональные компетенции выпускников вуза технического профиля как способность, эффективно решать производственные задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться в рамках профессии на основе интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации деятельности, а также профессионально важных качеств личности;

— установлено, что интеграция образования, науки и производства является методологическим основанием подготовки конкурентоспособного специалиста, при условии формирования единого образовательного пространства вуза, науки и производствауправления развитием интеграционных процессов в вузе посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структурвстроенности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки будущих инженеровпроектирования модели интеграции образования, науки и производства на основе общих и педагогических принципов, с включением целей, задач, факторов технического образования, содержания подготовки будущих инженеров;

— дана характеристика интеграции образования, науки и производства как инновационного процесса, имеющего свои особенности, закономерности, обуславливающие синергетический эффект в подготовке инженера новой формации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов способствуют эффективной подготовке специалистов в вузе. Учебно-методическое обеспечение (учебная программа, методическое пособие, авторский курс лекций и цикл лабораторно-практических занятий, методика обучения) и программно-инструментальное обеспечение (демонстрационные, обучающие программные пакеты) интегрированных курсов «Основы построения автоматизированных информационных систем», «Информационное обеспечение технической эксплуатации сельскохозяйственной техники» могут быть использованы для формирования профессиональных компетенций студентов в образовательных учреждениях технического профиля, в учебно-тренировочных центрах переподготовки специалистов агроинженерного профиля. Разработанный комплекс профессиональных рефлексивных задач, активизирующих процесс отражения студентами различных сторон профессиональной деятельности, может быть адаптирован при обучении другим специальностям. Методика учебных проектов на основе использования современных информационных технологий, способствующая переходу от традиционных подходов в обучении к компетентностно-деятельностному, может быть использована в качестве ориентировочной основы для разработки проектов в рамках других дисциплин.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интеграция образования, науки и производства — структурообразующий компонент единого образовательного пространства, позволяющий сформировать системные профессиональные знания, лежащие в основе профессиональных компетенцийпродуктивность интеграции достигается при условии качества взаимоотношений образовательных, научных учреждений и производствавысокий уровень качества подготовки специалистов достигается при условии выполнения требований субъектов интегративного взаимодействия образования, науки и производстваконкурентоспособность будущих инженеров и ориентированность их на работу в отрасли обеспечивается при условии встро-енности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки.

2. Модель интеграции образования, науки и производства, опирающаяся на общие и педагогические принципы, обеспечивающие ориентацию высшего технического образования на интересы личности будущего инженера, становление эрудиции, профессиональных компетенций, развитие творческих начал и общей культуры, позволяет определять направления и условия совершенствования педагогического процесса на основе мониторинга и прогнозирования, установления обратной связи с рынком труда. Организация элементов системы «образование — наука — производство» определяет развитие различных форм информационных взаимодействий. Управление развитием интеграционных процессов в вузе достигается посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур и предполагает: организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей к квалификации выпускниковоценку качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, составленным совместно с работодателямисертификацию квалификационных характеристик выпускниковвнедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, в первую очередь, модульно-компетентностныхорганизацию практики студентов на современном оборудовании в условиях производствавариативные формы социального партнерства.

3. Междисциплинарная интеграция в системе «образование — наукапроизводство» обеспечивается определением междисциплинарных целей и задач обученияпроведением горизонтальной и вертикальной интеграции дисциплинвыявлением междисциплинарных связей внутри отдельных блоков и между основными блоками дисциплинвыделением курсов, формирующих основные фундаментальные понятияих структурированием, составлением сети дисциплин и семантических понятийопределением последовательности обучения на разных уровнях подготовки, если ее содержательную и процессуальную основу составляет работа по обучению студентов решению профессионально ориентированных задач, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций и позволяющих сформировать профессионально значимые знания, умения и навыки. Содержание интегрированных курсов позволяет формировать целостный взгляд на профессию и системные профессиональные знания как основу профессиональных компетенцийориентация интегрированных курсов на развитие профессиональной рефлексии способствует осознанию студентом сущностных характеристик будущей профессиональной деятельности.

4. Компетентностно-ориентированная технология подготовки конкурентоспособного специалиста инженерного профиля, базирующаяся на рефлексивности, модульности, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, паритетности существенно улучшает качество подготовки инженеров, обеспечивает надлежащий уровень технических, функциональных и общих знаний, настойчивости, обязательности, инициативности, развивает технические способности, формирует инженерное мышление. Компонентами этой технологии являются: цель, в качестве которой выступает формирование профессиональных компетенций инженера и развитие личности инженерасодержание, отраженное в авторских программах в разработанных сетевых учебно-методических комплексах дисциплинсредства преподавания, включающие комплекс профессионально ориентированных задач в обучении студентов инженерных специальностей, способствующий эффективному формированию профессиональных компетенций будущего специалистаприменение интерактивных компьютерных программмотивация, обеспеченная методами активных форм обучения и использованием совместной мыследеятельностиорганизация, включающая имитационный механизм организации учебной деятельности, деловые имитационные игры, проекты, составляющие сквозную основу на протяжении всего периода обучениясетевой подход к построению курсовэкспертно-оценочный компонент, включающий методологию определения показателей сформированное&tradeпрофессиональных компетенций.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем выступления автора на Всероссийских и региональных научных, научно-практических и методических конференциях, совещаниях и семинарах: на кафедре педагогики в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (2003—2007 гг.), на кафедре педагогики и психологии Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (2003, 2006 гг.), в Волгоградской государственной академии физической культуры (2006 г.), в Челябинском государственном университете (2006 г.), Саратовском госагро-университете им. Н. И. Вавилова (2006 г.). Материалы исследования используются в организации учебно-воспитательного процесса в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградском государственном педагогическом университете. Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических данных, анализом использования информационных и коммуникационных технологий обучения в педагогической практике, выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, систематической проверкой результатов на различных этапах работы, использованием математических методов обработки результатов с учетом педагогических критериев в их качественной интерпретации, достаточным объемом выборочного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 206 источников, из них 3 — на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 226 страниц, 14 страниц приложений. Работа содержит 47 рисунков, 16 таблиц, 13 формул.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Разработано сбалансированное соответствие функциональных принципов, стратегий, методов, методик, которое позволяет повысить заинтересованность обучающихся в целенаправленном использовании знаний, умений, навыков, возможностей, компетенций для систематического разрешения множества образовательных, научных, производственных проблем в режиме реального времени. Апробация субъектами сбалансированного комплекса принципов, методик способствовала повышению успеваемости от 70% на регулировочном интервале до 90−95% на стабилизирующем интервале.

2. Разработаны принципы функционально-сетевого мониторинга технологии самоподготовки специалистов с использованием системных таксономических моделей, которые определяют приоритетные функциональные междисциплинарные взаимосвязи содержания учебных материалов дисциплин. Соответствие принципов, актуальных компетенций и инвариантных алгоритмов мониторинга способствовало достижению сквозных целей самообучения по ряду учебных дисциплин. Реализация соответствия с помощью мониторинга позволила более 150 студентам в процессе практики подготовить и апробировать завершенные результаты по 26 заданиям технологов ОГТ ЛЭМЗ, что способствовало ускорению в несколько раз технологической подготовки действующего производства.

3. Разработаны стратегии функционально-сетевого мониторинга технологии самообучения, самовоспитания, при которых будущие специалисты целенаправленно и систематически, используют прямые и обратные связи «обучающий — обучающийся» при непосредственном и удаленном доступе.

Стратегии способствуют компетентному преобразованию расчетно-графических результатов в функционально-завершенные объекты творческой деятельности. Выделены закономерности и стратегии мотивированного повышения уровня технологии самообучения и самовоспитания, при котором успеваемость повышается от 70 до 96%.

4. Разработаны инвариантные и вариантные алгоритмы мониторинга социальных систем для всех видов учебных занятий на основе совокупности электронного содержания учебного материала, типовых математических методов, функциональных моделей междисциплинарных взаимосвязей целей.

5. Разработаны методы диагностики, анализа, синтеза и прогноза развития технологии самоподготовки и самообучения с применением учебно-методических сетевых комплексов по дисциплинам образовательного цикла. Сбалансированное соответствие разработанных методов и средств мониторинга технологии самоподготовки специалистов, таксономических моделей, электронных учебных материалов, компетентностно-ориентированных методов обучения, фондов образовательных, научных, производственных достижений позволило обучающим совместно с обучающимися сформировать 7 сетевых комплексов для ряда учебных дисциплин. Комплексы содержат более 400 директорий, необходимых для проведения более 150 занятий.

6. Разработаны функциональные модели апробации и сопровождения системных междисциплинарных преобразований, которые определяют уровень технологии подготовки специалистов на основе компетентностного подхода.

С применением моделей, сетевых комплексов, типового программного обеспечения реализованы процессы мониторинга непрерывного самообразования. Использование моделей позволило каждому из обучающихся составить в течение семестра не менее 13−17 функционально-завершенных результатов.

На основании диалога более 100 обучающихся в режиме как непосредственного, так и удаленного доступа к обучающим подготовили и опубликовали более 80 объектов интеллектуальной, деятельности в электронных журналах: «Компьютеры в учебном процессе», «Компьютерная хроника», «Экономика XXI века».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования решены поставленные задачи, доказана гипотеза и получены следующие результаты и выводы:

1. Устойчивое развитие отечественной экономики, основанной на знаниях, требует достижения сбалансированного соответствия между качеством подготовки выпускников современных вузов и актуальными потребностями науки и наукоемкого производства. Теоретико-методологические основания подготовки инженера в современном вузе на основе системной интеграции образования, науки и производства базируются на полипарадигмальном подходе и совокупности принципов поэтапного формирования профессиональных компетенций при решении междисциплинарных многофакторных профессионально ориентированных задач.

2. В работе раскрыты структура и содержание интеграции образования, науки и производства, как особой модели социального партнерства, теоретически осмыслена такая модель системной организации образования, науки и производства, которая представляет интеграцию образования с наукой и производством как изоморфный процесс, имеющий минимум два канала связей: информационные каналы внутри системы образования и внешние для образования информационные связи с наукой и производством и другими сферами общественного воспроизводства.

3. Спроектирована модульная компетентностно-ориентированная технология обучения специалистов инженерного профиля в условиях интеграции образования, науки, производства, позволившая не только формировать базовые и профессиональные компетенции, но и готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности как основы его конкурентоспособности. Существенными характеристиками технологии являются самодиагностика в процессе функционально-сетевого мониторинга и повышение уровня обученности студентов на каждом новом цикле подготовки.

4. Опытно-экспериментальная апробация авторской технологии подтвердила правильность выдвинутой гипотезы и эффективность авторских подходов. Научно-методическое сопровождение системно-ориентированной технологии подготовки и самоподготовки инженера в современном вузе — сетевой учебно-методический комплекс, разработанный на основе сбалансированного соответствия принципов, процессов, методов и результатов подготовки современных инженеров с учетом сквозных целей обучения и обеспечивающий содержательный, технологический и психолого-педагогический компоненты процессов опережающей подготовки и самоподготовки.

Проведенное исследование открывает новые пути для дальнейшей разработки проблемы совершенствования учебной работы и повышения качества подготовки специалистов инженерного профиля.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в совершенствовании методики отбора базовых профессиональных компетенций, проектировании модульных интегрированных программ формирования этих компетенций и разработке соответствующих процедур для их мониторинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски. / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1996. — № - 1. — С. 73−78.
  2. , B.C. Композиция текстовых заданий / B.C. Аванесов. М., 1996.- 191с.
  3. , Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б. Л. Агранович, А. И. Чучалин, М. А. Соловьев // Инженерное образование. 2003. -№ 1. — С.11−14.
  4. , Т.И. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью / Т. И. Алёшина. — М.: Высшая школа, 1991. 113 е.
  5. , К. Учителя и инновации / К. М. Ангеловски. М: Педагогика, 1982. — 98с.
  6. , В.Е. Методологические вопросы разработки модели специалиста / В. Е. Анисимов, Н. С. Пантина // Советская педагогика. 1977. — №-5.-С. 100−108.
  7. , С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976. -232 с.
  8. , С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1979.-201 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. -367 с.
  10. , П.Р. Методологические проблемы развития педагогическойнауки / П. Р. Атутов, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовский. М., 1985. — 236 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский -М.: Педагогика, 1977. 251 с.
  12. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности в педагогических исследованиях / Ю. К. Бабанский М., 1982. — 192 с.
  13. , Ю.К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма / Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов М., 1987.- 174 с.
  14. , Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл М. .'Педагогика, 1990.-184с.
  15. , А.А. Понятие профессионального мышления: методологический и идеологический аспекты / А. А. Баталов — Томск, 1985. — 230с.
  16. , Г. И. Цели и критерии эффективности обучения. / Г. И. Батурина, У. Байер // Советская педагогика 1975. — № 4. — С. 41−49.
  17. , Н.П. Теория и практика реализации системы многоуровневого профессионально-технического образования: автореф. дис. .доктора пед. наук / Бахарев Н. П. — Тольятти, 2001. — 36 с.
  18. , B.C. Педагогика: проективная педагогика / B.C. Безрукова -Екатеринбург, 1996. 339 с.
  19. , Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей. / Г. И. Беленький // Советская педагогика — 1977. — № 5. — С. 59−65.
  20. , Л.Г. Государственно-монополистическое регулирование подготовки кадров в высшей школе США. / Л. Г. Белова, В. В. Соколов М., 1982.-74 с.
  21. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. / В. П. Беспалько, Ю. Т. Татур М.: Высшая школа, 1989. — 142с.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  23. , И.В. Кадры управления. Подбор и оценка: учебное пособие / И. В. Бизюкова М., 1998 — 117 с.
  24. , Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования. / Г. А. Бордовский // Непрерывное педагогическое образование. 1993. -№ 1. — С. 3−5.
  25. , А.В. Психология мышления и проблемное обучение /
  26. A.В. Брушлинский М.: Знание, 1983.-96с.
  27. , В.Г. Примерная программа дисциплины «Концепция современного образования». / В. Г. Буданов Мелехова О. П., Суханов А. Д. // Высшее образование в России 1994. -№ 4. — С. 53−58
  28. , В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики / В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма /под ред.
  29. B.И. Аршинова, В. Г. Буданова, В. Э. Войцеховича. М., 2000. — С. 285 304.
  30. , Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: автореф. дис.. доктора пед. наук / Валеева Н. Ш. Казань, 1998. — 40 с.
  31. , Н.Г. Востребованность специалиста на рынке труда как интегрированный критерий качества образовательной программы / Н. Г. Васильченко, Е. В. Бурликина // Инженерное образование. — 2005. — № 3.-С.117- 123.
  32. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И. Журавлёва -М., 1988.-239 с.
  33. , М.Р. Математика и сельское хозяйство / М. Р. Вельяминов -М., 1968.- 172 с.
  34. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход / А. А. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. , А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А. А. Вербицкий М.: Знание, 1987. — 110 с.
  36. , В.И. Современные проблемы методики преподавания математики и информатики / В.И. Вершинин- ОмГУ Омск, 1997. — 59 с.
  37. , В.Д. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе / В. Д. Вилькеев Киев: Вища школа, 1978. — 215с.
  38. Внедрение достижений педагогики в практику школы. / под ред. В. Е. Гмурмана. М., 1981. — 180 с.
  39. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. -М&bdquo- 1983.-288 с.
  40. , В.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособие / В. З. Вульфов, В. Д. Иванов М.: Изд. УРАО, 1997. -284 с.
  41. , Л.Г. Основы дидактики высшей школы / Л. Г. Вяткин, О.Б. Ка-пичникова, А.В. Дружкин- СГУ. — Саратов, 1997. — 101 с.
  42. , Л.Г. Основы педагогики высшей школы / Л. Г. Вяткин, О.Б. Ка-пичникова, А.В. Дружкин- СГУ. Саратов, 1997. -124 с.
  43. , Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования / Л.Г. Вяткин- СГУ. Саратов, 1991.-114 с.
  44. , Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: концептуальные основы / Л. Г. Вяткин Саратов, 1995. — 22 с.
  45. , П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий / П. Я. Гальперин // Доклады на совещании по вопросам психологии 3−8 июля 1953 г.-М., 1954-С. 188−201.
  46. , Б.С. Педагогическая прогностика / Б. С. Гершунский Киев, 1986.-197 с.
  47. , Б.С. Философия образования для 21 века. / Б.С. Гершунский-М., 1997.-687с.
  48. , В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гине-циннский СПб, 1992. — 154 с.
  49. , Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласе, Д. Стекли -М., 1976.- 136 с.
  50. , Б.В. Математическое образование в вузах / Б. В. Гнеденко, -М.: Высшая школа, 1981. 173 с.
  51. , Н.А. Холодильная технология пищевых производств / Н. А. Головкин М: Легкая и пищевая промышленность, 1994. — 238 с.
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М: Логос, 1995. — 383 с.
  53. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  54. , А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 8−12.
  55. , С.Д. Критический анализ дидактической мысли в США / С. Д. Дмитриев М., 1987. — 102 с.
  56. , В.К. Высшее образование за рубежом / В. К. Елманов М., 1989.- 174 с.
  57. , Г. И. Духовно-нравственная культура личности / Г. И. Же-лезовская, А.В. Елисеева- СГУ Саратов, 1997. — 104 с.
  58. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязин-ский М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  59. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей: сборникнормативных актов и документов / под общ. ред. П. В. Крашенинникова. -М.: ИНФРА-М.- НОРМА, 1998. 790 с.
  60. , Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков М.: Новая школа, 1996.-431с.
  61. , Г. А. Практикум по педагогике / Г. А. Засобина, С.Л. Кабыль-ницкая, Н. В. Савин М., 1996. — 146 с.
  62. , И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев,
  63. B.Н. Максимова М., 1981. — 159 е.
  64. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.1. C. 5−10.
  65. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  66. , С.В. Источники развития профессионального обучения. Научные основы процесса прфессионального обучения / С. В. Игнатьев // Сб. науч. тр. Л., 1989. — С. 17−26.
  67. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов М., 1986. -199 с.
  68. , М.В. Инновации в обучении: метаморфозы и модели / М. В. Кларин М.: Наука, 1997. — 221с.
  69. , М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании/ М. В. Кларин // Педагогика 1996.- № 2- С. 14−21.
  70. , М.В. Технология учебного процесса. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин М., 1994. — 75 с.
  71. , Н.А. Курс физики как методологическая и методическая основа системы обучения студентов дисциплинам технического цикла в вузе: автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 / Клещева Нелли Александровна Челябинск, 2000. — 38 с.
  72. , А. Даешь всеобуч! / А. Козырева /У Российская газета. 1998. — 1 авг. — С. 2.
  73. , Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль / Ю. М. Колягин М., 2001. — 318 с.
  74. , Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Комен-ский-М., 1982.-656 с.
  75. Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. тр. / Тольят. гос. ун-т. Тольятти, 2009. — 137 с.
  76. , А.Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин М.: Педагогика, 1969.- 224 е.
  77. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В.В. Кра-евский М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  78. Краткий справочник по педагогической технологии / И. П. Арапова, И. В. Бабурова, Е. Ф. Баранова и др.- под ред. Н. Е. Шурковой М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  79. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  80. , П.Г. О межпредметных связях в обучении / П. Г. Кулагин М: Знание, 1981. — 53 с.
  81. , Ю.А. О модели профессиональной подготовки специалиста / Ю. А. Лавриков Л., 1973. — 19 с.
  82. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  83. , И.Я. Дидактические системы методов обучения / И. Я. Лернер -М.: Просвещение, 1976. 64 с.
  84. , И.Я. Подготовка кадров для перспективного производства: инженерно-педагогические аспекты / И. Я. Лернер М., 1989. — 134 с.
  85. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер -М., 2004. 66 с.
  86. , Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств / Н. Н. Липатов М: Экономика, 1987. — 271 с.
  87. , Е.Н. Особенности общеинженерной подготовки студентов профессионально-педагогического вуза: автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Литвинова Елена Николаевна Екатеринбург, 1998. — 24 с.
  88. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшов.- Петрозаводск, 1992. 318 с
  89. , Э.В. Взаимосвязь общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин при подготовке инженерных кадров: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / Майков Эдуард Витальевич М., 2003. — 32 с.
  90. , Э.В. Взаимосвязь общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин при подготовке инженерных кадров: дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 / Майков Эдуард Витальевич Саранск, 2003. — 440 с.
  91. , Э.В. Научно-методические особенности подготовки специалистов по гибкому автоматическому производству / Э. В. Майков, Л. В. Масленникова Саранск.: Изд-во областного правления НТО маш-пром, 1987. — 67 с.
  92. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова-М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  93. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1987.160 с.
  94. , А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования / А. Т. Маленко — Минск: Высшая школа, 1980. 166 с.
  95. , Э.А. Педагогическая наука на современном этапе / Э.А. Малькова// Советская педагогика.-1989.- № 1. С. 6−12.
  96. , В.В. Межпредметные проблемные познавательные задачи как средство формирования познавательного интереса к творческой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Маткин В. В. М., 1977. -21 с.
  97. , A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы / A.M. Матюшкин М.: Знание, 1994. — 44 с.
  98. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
  99. A.M. Матюшкин М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  100. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  101. , Е.И. Психологический анализ учебной задачи. / Е. И. Машбиц // Советская педагогика -1973.- № 2. С. 3−7.
  102. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин / под ред. В. Н. Фёдоровой М., 1980. — 207 с.
  103. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты её исследования // Советская педагогика. 1972. -№ 8. — С. 137.
  104. , JI.A. Стиль научного мышления / Л. А. Микешина // Вестник высшей школы 1986. — № 5. — С. 21−25.
  105. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике /
  106. B.И. Михеев М., 1987. — 198 с.
  107. , В.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. Пособие / В. Н. Михелькевич, В. М. Нестеренко, П.Г. Кравцов- Самарский ГТУ. Самара. -2001.-88 с.
  108. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. Э. Смирновой Л., 1984. — 176 с.
  109. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской М., 1981.-120 с.
  110. , К.Е. Математическое моделирование в научном познании / К. Е. Морозов М., 1967. — 212 с.
  111. , Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики / Н. Д. Никандров М., 1978. — 279 с.
  112. , A.M. Профессиональное образование на смене эпох / A.M. Новиков // Специалист 1997.- № 5 — С. 27−33.
  113. , A.M. Интеграция базового профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика 1996. — № 3. — С. 31−36.
  114. , А.С. Методологические принципы анализа структуры научного поиска: автореф. дис.. доктора физико-математических наук / Новиков А. С. М., — 1994. — 44 с.
  115. Новое педагогическое мышление. / под ред. А. В. Петровского. — М: Педагогика, 1989. 278 с.
  116. , З.Д. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских / З. Д. Новожилов М.: Педагогика, — 1986. — 143 с.
  117. Обучение неотделимо от науки. Интервью с ректором МВТУ им. Баумана А. Елисеевым // Известия. 1989 — 9 мая. — С. 3.
  118. , B.JI. Задания и педагогические ситуации: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / B.JI. Омельяненко, Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко М., Просвещение, 1993. — 272 с.
  119. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов // Педагогика -1996. № 3. — С. 9−15.
  120. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. — М., 1987. — 49 с.
  121. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования / В. М. Жураковский, Ю. П. Похолков, Б. Л. Агранович и др. // Проблема и практика инженерного образования: труды IV-й Международной научно-практической конференции. — Томск, 2000 С. 29−33.
  122. Педагогика / под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  123. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. — 311 с.
  124. , И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2 / И.Г. Песталоцци-М., 1981.-282 с.
  125. , Т.Н. Интеграция учебных дисциплин в системе профессиональной подготовки / Т.Н. Петикова// Известия Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии Волгоград: Волгоградская гос. с.-х. академия, 2006. — 4 (3). С. 73−74.
  126. , Т.Н. Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста /Т.Н. Петикова// Известия Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии Волгоград: Волгоградская гос. с.-х. академия, 2006. — 4 (4). С. 73−74.
  127. , Т.Н. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской подготовки / Т. Н. Петикова // Вестник СГАУ. Саратов: СГАУ, 2006. — 2. — С. 24−26
  128. , Т.Н. Теоретические основы формирования информационной компетентности студентов вуза / Т.Н. Петикова// Вестник Московского университета МВД России: науч. журнал. Вып. 9.-М.:ФГОУ ВПО МГУ МВД РФ, 2007. — С. 112−114.
  129. , Т.Н. Условия реализации компетентностного подхода в деятельности педагога высшей школы / Т. Н. Петикова // Вестник Московского университета МВД России: науч. журнал. Вып. 9.-М.:ФГОУ ВПО МГУ МВД РФ, 2007. — С. 112−114.
  130. , В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский М.: Педагогика, 1987. — 142с.
  131. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев М.: Директ-Медиа, 2008 — 703 с.
  132. , Н.И. Инвариантная основа внутрипредметных, межпредметных связей: методологические и методические аспекты / Н. И. Резник Владивосток, 1998. — 187 с.
  133. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы исследований / И. В. Роберт -М.: Школа-Пресс, 2001. 206 с.
  134. , И. А. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов / И. А. Рогов, А. В. Горбатов, В. Я. Свинцов М.: Агропромиздат, 1990 -320 с.
  135. , Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А.О. Татур-М., 1995. 48 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 М., 1993. — 587 с.
  137. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон от 22.03.1991 № 948−1. В ред. от 07.03.2005 № 13-Ф3 М., 2006. — 78 с.
  138. Российская Федерация. Правительство. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение от 29. 12. 2001 № 1756-р — М., 2002 — 46 с.
  139. , СЛ. О мышлении и путях его исследования / СЛ. Рубинштейн М.:Мысль, 1968. — 302 с.
  140. , СЛ. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн — М., 1973.-91 с.
  141. , И. А. Аксиоматическая теория структурно- алгоритмического моделирования процессов обучения. Качественная теория сложных систем. / И. А. Румянцев- РГПУ им. А. И. Герцена СПб, 1991. — 137 с.
  142. , В.А. Профессиональная ориентация в подготовке кадров в Великобритании / В. А. Рыжов -М., 1991. 108 с.
  143. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин- АПН РСФСР -М., 1962.-504 с.
  144. , Б.И. Проблемы отечественной электроники и подготовка инженерных кадров нового типа / Б. И. Селезнев, И. С. Телина II Вестник Новгородского ун-та. Сер.: Техн. науки. 2003. — № 23. — С. 110−113.
  145. , М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся / М.П. Сибирская- Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования М-ва образования Рос. Федерации. СПб., 1995. — 129 с.
  146. Системно-кибернетические аспекты познания: сб. статей Рига, 1985. — 178 с.
  147. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин М., 1986. — 150с.
  148. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  149. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сла-стенин, Л.С. Подымова- М., 1997. 224 с.
  150. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшем образованием / Е.Э. Смирнова- ЛГУ Л., 1977. — 136 с.
  151. Совершенствование содержания математического образования в школе и вузе: межв. сб. науч. трудов. Саранск, 1988. — 167с.
  152. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  153. , В.М. Стандарты в управлении качеством образования / В. М. Соколов Нижний Новгород, 1993. — 95 с.
  154. , А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании / А. В. Соловьёв // Информатика и образование. — 1996. -№ 1. С. 16−22.
  155. , Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях / Д. В. Сочивко, В. А. Якунин Л., 1988.-67с.
  156. , В.Н. Процессы и аппараты пищевых производств / В. Н. Стабников, В. М. Лысянский, П. М. Попов М.: Агропромиздат, 1985.-509 с.
  157. Стандарты профессионального образования зарубежных стран / сост. Н. М. Казакевич -М., 1993. 127 с.
  158. , Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения/Э. Стоуне-М., 1984.-471 с.
  159. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. — М.: Магистр, 1992. 302с.
  160. , Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. — 1986. — № 3. Jj
Заполнить форму текущей работой