Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Спектральный анализ деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление автомобилем требует знания правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля (изложенных в виде текстов, описания дорожных знаков и сигналов светофора), восприятия информации от приборов (о скорости, нормальной работе агрегатов автомобиля, наличии горючего и т. п.) и навыков восприятия знаков и сигналов в совокупности с восприятием образной информации о положении на дороге других… Читать ещё >

Спектральный анализ деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спектральный анализ деятельности состоит в разложении содержания деятельности на специфические действия, характерные именно для этой деятельности1.

Опорой в этом анализе является классификация видов деятельности (см. рис. 15), а в качестве спектральных составляющих анализируемой деятельности рассматриваются специфические действия, перечисленные в классификации. Однако этого недостаточно. Дело в том, что в любой осваиваемой деятельности необходимо воспринимать информацию, поскольку без нее нельзя действовать целеустремленно, использовать эту информацию и реализовать результаты своей активности. С учетом этого в каждой деятельности можно выделить три типа действий, предусмотренных классификацией видов деятельности, однако специфика выделенных действий определяется особенностями предметной области, в которой они осуществляются, и направленностью анализируемой деятельности. Поэтому в спектральном анализе действия должны быть не просто отнесены к соответствующему типу действий из классификации, они должны быть доопределены преподавателем, поскольку он является специалистом той предметной области, профессиональную деятельность которой осваивает субъект учения. В сложных случаях можно проконсультироваться у опытных специалистов, освоивших анализируемую деятельность на практике.

Спектральный анализ деятельности, подлежащей освоению, необходим для выявления объективно необходимых методов обучения этой деятельности.

Алгоритмическое предписание процедур спектрального анализа деятельности приведено на рис. 16 в символах языка «ДРАКОН». Краткое описание и символы этого языка показаны в приложении 4. Они заимствованы с небольшими изменениями из монографии В. Д. Паронджанова с описанием дружелюбного русского алгоритмического языка, который обеспечивает наглядность «ДРАКОН»[1][2].

При выполнении этого предписания целесообразно, выполняя процедуры каждой ветки рис. 16, вносить результаты в табл. 4 (см. стр. 60), последовательно выявляя и доопределяя входящие в анализируемую деятельность специфические действия. В каждой строке этой таблицы, предназначенной для записи действий одной группы, может оказаться несколько действий.

Для иллюстрации процедур спектрального анализа будет принята известная сейчас многим деятельность «Управление автомобилем в потоке машин».

Тб. Алгоритмическое предписание спектрального анализа деятельности.

Рис. Тб. Алгоритмическое предписание спектрального анализа деятельности.

Примечание: условные обозначения пояснены в приложении 4.

Испытывая потребность переместиться в нужное место в нужное время при управлении собственным автомобилем, индивид должен осуществить деятельность «Управление автомобилем в потоке машин».

Управление автомобилем требует знания правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля (изложенных в виде текстов, описания дорожных знаков и сигналов светофора), восприятия информации от приборов (о скорости, нормальной работе агрегатов автомобиля, наличии горючего и т. п.) и навыков восприятия знаков и сигналов в совокупности с восприятием образной информации о положении на дороге других участников движения и местных условиях, с восприятием звуковых сигналов и шумов (несущих информацию о неблагоприятных ситуациях), а также навыков управления автомобилем.

Обратимся к ветке «Выявление требуемых действий по восприятию информации» на рис. 16 и сосредоточим внимание на особенностях восприятия информации в анализируемой деятельности.

Воспринимать образную информацию в анализируемой деятельности необходимо, поэтому, поставив в первой строке столбца «Символ» табл. 4 буквы Об, перечисляем в столбце «Обозначения и названия действий» все действия по восприятию образной информации в этой деятельности.

Вписав в табл. 4 первые три действия, мы конкретизировали и доопределили их: теперь это не просто восприятие образов, а нацеленность восприятия на 2—3 машины спереди (визуальная информация с указанием объема внимания), на опасные шумы (аудиальная информация), на вибрации, увод машины (кинестетическая) и т. п.

Таблица 4

Специфика действий, составляющих анализируемую деятельность.

№.

п/п

Назначение

действий

Обозначения и названия действий

Специфика для предметной области

Символ

Восприятие информации.

Восприятие положения своего и других транспортных средств.

Учитывать информацию и о 2—3 транспортных средствах впереди.

Об-в

Восприятие информации о своем автомобиле.

Опасные шумы, вибрации, управляемость.

Об-а

Об-к

Восприятие дороги, местных предметов, погоды.

Кривизна, покрытие, неровности, видимость.

Об-в

Восприятие текстов.

Изучение ПДД и ПТЭ.

Те-в

Восприятие знаков.

Изучение и восприятие дорожных знаков, разметки дороги и сигналов.

Зн-в

Восприятие формализованной информации.

Текст на дорожных знаках.

Фо-в

Фо-в

Использование информации.

Наблюдение за ситуацией на дороге:

  • — при отсутствии планового маневрирования;
  • — в предположении маневрирования;

Наличие ограничений:

  • — дистанция, относительная скорость до лидера (то же для задней машины);
  • — сигналы участников

ДД;

На

Окончание таблицы 4

№.

Назначение

Обозначения

Специфика для

Символ

п/п

действий

и названия действий

предметной области

  • — за функционированием узлов и агрегатов автомобиля;
  • — при возможных неплановых маневрах;
  • — при маршрутном ориентировании
  • — изменения направления и уклона дороги;
  • — состояние покрытия и видимости дороги;
  • — контроль температуры тосола, давления масла, отсутствия разрядки аккумуляторной батареи не реже одного раза в 15—20 минут на прямых участках дороги и на остановках у светофора;
  • — отсутствие увода и опасных шумов;
  • — ориентирование по указателям и местным предметам

На-а

Ор

Реализация результатов.

Управление автомобилем (все операции управления должны быть освоены на уровне навыков для принятия решения и выполнения операций по управлению в минимальное время) Управление погрузкой (операции могут выполняться с опорой на текст ПДД).

Управление направлением движения Управление скоростью Управление двигателем Управление освещением и сигнализацией Управление остановкой Управление на стоянке Учет веса груза Учет выступания груза Крепление груза Обозначение негабаритного груза.

Уп-М

Уп

Естественно, такие особенности восприятия образной информации может доопределить только специалист данной предметной области. Никакая общая классификация действий настолько подробно указать их особенности не может.

Теперь мы можем в столбце «Символ» табл. 4 строчными буквами указать модальность Об-в (образная визуальная), Об-a (образная аудиальная), Об-к (образная кинестетическая).

Сделав эти надписи, мы выполнили указания элемента алгоритмического предписания, помеченного на рис. 16 звездочкой, однако следующий за ним элемент возвращает нас к началу первой ветки, поскольку мы выявили и обозначили не все действия восприятия информации.

Следующие четыре действия касаются других видов восприятия информации.

Перейдя к исполнению второй ветки алгоритмического предписания рис. 16 — «Выявление требуемых действий по использованию информации», запишем результаты в таблицу без особых пояснений, поскольку содержание конкретизации и доопределения действий уже пояснены.

Наблюдение за ситуацией на дороге (На-с) — ведущие действия по использованию воспринимаемой информации для участника дорожного движения, однако они совмещаются с ориентированием (Ор) и наблюдением за функционированием агрегатов собственного автомобиля (На-а), поэтому при конкретизации и доопределении необходимо показать их соотношение.

Наконец, перейдя к исполнению ветки «Выявление требуемых действий по реализации результатов» (рис. 16), приведем в условиях данного примера лишь краткую детализацию действий по управлению, игнорируя обстоятельства, при которых водителю в поездке приходится осуществлять и поиск средств для устранения возникших неисправностей, а иногда и выявление проблемы, которую необходимо решить, чтобы иметь возможность двигаться дальше.

Естественно, что при реальном спектральном анализе сделанные в условиях примера пропуски недопустимы. Более того, для каждого действия необходимо указать (возможно, в приложении к таблице) полную ориентировочную основу, т. е. перечислить все признаки, учет которых необходим для безошибочного выполнения каждого действия. Это потребуется для конкретизации методов обучения с целью освоения анализируемой деятельности.

Вопросы и задание

  • 1. Чем отличается в свете изученных подструктур личности личностно-ориентированное обучение от обучения, ориентированного на знания?
  • 2. Когда активность не является деятельностью?
  • 3. Проведите спектральный анализ хорошо известной вам деятельности.

Рекомендуемая литература

  • 1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  • 2. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. — 1986. — № 9.
  • 3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.
  • 4. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). — М., 1984.
  • 5. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. — М., 1998.
  • [1] Спектральный анализ в физике привычно связывается с разложением сложныхэлектромагнитных колебаний на составляющие (например, спектральный анализбелого света, спектральный анализ импульсных сигналов), однако в физике же используется понятие спектра масс. В общем случае спектральный анализ состоит в разложении сложного объекта исследования на составляющие его более простые, ранее определенные объекты.
  • [2] См.: Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. — М., 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой