Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретике — методологическую основу исследования составили положения философии о человеке как субъекте отношений, способном к ф, самоорганизации (А.Маслоу, А. Я. Розин, В. Д. Шадриков и др.) — условия мотивации достижения (Г.Мюррей, X. Хекхаузен) — теория имплицитных представлений о способностях (А. Бандура, К. Двек,) — теория интринсивной мотивации (Э.Деси, Р. Райан) — стили каузальных атрибуций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы формирования мотивации и самоорганизации студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности
    • 1. 1. Мотивация и самоорганизация учебной деятельности как психолого — педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ образовательных практик формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности
  • ГЛАВА 2. Организационно — педагогические условия формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики в условиях высшей школы
    • 2. 1. Дидактические условия обеспечения процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов
    • 2. 2. Общение, как средство формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование формирования мотивации и самоорганизаци учебной деятельности студентов
    • 3. 1. Разработка модели дидактического обеспечения процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов
    • 3. 2. Осуществление процесса формирования мотивации и самоорганизации на занятиях по педагогике

Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (принятой распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) ставится вопрос о растущем в нашей стране спросе на высококвалифицированных и разносторонне образованных специалистов, творчески мыслящих, интеллигентных, энергичных и успешных. Одним из необходимых условий модернизации системы образования России авторы Концепции считают повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Изменения требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, цели современного образования также отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в учебных планах и программных документах вузов [66- 94]- Качественное преобразование системы подготовки специалистов: в современной высшей школе нацелено на переход от экстенсивно — информативного к интенсивно. — фундаментальному обучению при существенной активизации сознательной и самоуправляемой познавательной деятельности студентов. Как отмечает А. М. Новиков, важнейшим компонентом учебно — воспитательного процесса является овладение процессом, способами и средствами деятельности, а не только усвоение знаний. «Это обусловлено тем очевидным обстоятельством, что в будущей профессиональной деятельности студент должен будет „предъявлять“ не знания в чистом виде, а способность применять их в конкретных практических ситуациях. На практике эта важнейшая сторона учебновоспитательного процесса часто не учитывается» [139, с.45].

Несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта сознательной деятельности, по мнению С. Л. Рубинштейна, является мотивационная сфера человека [175, с.42].

Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности учащихся широко представленыв работах: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. С. Гребенюка, Е. П. Ильина, А.Н. ЛеонтьеваА.К. Марковой, Д. Н. Узнадзе и др. В них: определены разнообразные эффективные способы и средства формирования мотивации учения: использование ситуации успеха, как средства воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителейтехнология мотивационного обеспечения учебнойдеятельности студентовразвитие профессиональной мотивациив контекстном обучении и др.

Наиболее общиевопросы самоорганизации! учебной деятельности освещены в работах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина В.В.Давыдова, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Г. Н. Серикова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др. В последние два десятилетия появились работыС.С.Амирова, В. И:Донцова, Н. С. Копеиной, О. Я. Установой и* др., посвященные изучению самоорганизации у студентов вузов.

Исследования 90-х годов В. Я1 Ляудис, Н-М Пейсахова, А. Т. Цветковой, В. А. Якунина подтверждают неразрывную связь мотивации с самоорганизацией учебной деятельности личности. Центральная идея работ этого направления — мотивационно-самоорганизационное развитие обучаемых и обучающих средствами изучаемой дисциплины. Актуальность изучения проблемформирования мотивации и самоорганизации авторы подтверждают данными, показывающими, что основными источникамипредставлений первокурсников вуза об учебной5 деятельности являются не столько рефлексия собственного опыта учения, сколько^ те требования к организации учебной деятельности, которые прямо или косвенно задаются учащимся в типичной ситуации обучения в средней школе. Образовательный процесс в вузе значительно отличается от образовательного процесса в школе.

Увеличение доли часов для самостоятельной подготовки студентов предполагает, что к начальному этапу обучения в вузе они обладают основными навыками и умениями самоорганизации.

Однако, как свидетельствуют результаты исследований С. И. Архангельского, В. И. Журавлева, Н. И. Мешкова, Я. О. Устиновой и др., наличный уровень сформированности умений самоорганизации первокурсников вузов оказывается недостаточным для эффективного обучения в новых условиях. В этих исследованиях также показано, что, несмотря на признание огромной значимости владения студентами данными умениями, в современных вузах не происходит планомерного, целенаправленного их формирования.

Важность и актуальность проблем мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов подтверждают факты многочисленных исследований Н. А. Бакшаевой, А. Н. Букиной, А. А. Суслиной, И. А. Трофимовой, Черновой Ю. К. и др. Сложность решения вопросов формирования мотивации и самоорганизации в условиях высшей школы авторы объясняют, с одной стороны, тем, что студент побуждается к учению, к: профессиональной деятельности целым комплексом мотивов. С другой стороны, преподаватели вуза, имея многочисленные рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, мотивы профессиональной деятельности, достижения, аффиляции, создание ситуации успеха), не соотносят их с самоорганизацией, следовательно, не представляют, что формирование мотивации и самоорганизации происходит в единстве — как определенного целостного свойства личности. Недостатки в работе высшей школы в воспитании мотивации объясняются сложностью этой проблемы, попытками решить её на основе функционального подхода.

Педагогические исследования по проблеме формирования мотивации учебной деятельности как в средних, так и высших учебных заведениях также показывают, что вопросы о принципиальной возможности как позитивного, так и негативного воздействия мотивации на ход и результаты мыслительной деятельности учащихся в них либо не оговариваются, либо игнорируются. В то время как последние исследования И. А. Васильева, В. К. Вилюнаса, Д. А. Леонтьева в психологии обращают внимание педагогов на то, что «инструкция эффективна лишь тогда, когда она соответствует устойчивой мотивационной системе учащегося, то есть адресуется к имеющимся мотивационным тенденциям» [191,с.233]. По мнению психологов, формирование мотивации нужно осуществлять на основе совокупности содержательных особенностей обучения и стремлений студента преодолеть затруднения в работе, проявить настойчивость к достижению положительных результатов, несмотря на ситуации неуспеха в какой-либо части деятельности. Кроме того, в процессе формирования мотивации следует учитывать активизацию защитных механизмов личности, каузальных атрибуций, связанных с достижением. Отсутствие возможности эффективно воздействовать одновременно на большую часть коллектива учащихся — при формировании мотивации учебнойдеятельности ставит перед педагогами задачи по созданию дидактических условийкоторые бы учитывали индивидуальные особенности мотивации каждого студента.

Увеличение числа публикаций по проблеме мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов говорит о растущем интересе исследователей к данному вопросу. Причину этого можно объяснить возникшим в теории и практике высшей школы рядом противоречий между:

— возросшими требованиями обновляющегося общества к педагогу профессионалу и существующей технологией преподавания педагогических дисциплин, которая ориентирована в основном на репродуктивную деятельность студентовусилиями преподавателей вузов по оказанию студентам педагогической поддержки в мотивации учебной деятельности, придании определенной направленности самоорганизации личности и отсутствием у них теоретических целостных представлений о механизмах и закономерностях формирования данного процессаобщетеоретическим, общедидактическим уровнем исследования проблемы формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности как целостного свойства личности и узко методическим уровнем поиска путей и средств достижения этой целивозможностями педагогических дисциплин в формировании мотивации учебной деятельности, стимулировании профессионально — личностного саморазвития будущего учителя и недостаточной разработанностью дидактических условий способствующих определенной направленности процессу самоорганизации на начальной стадии обучения в вузе.

Потребность в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности дидактических условий, обеспечивающих процесс формирования мотивации и самоорганизации: учебной деятельности студентов вуза, определили выбор темы настоящего исследования «Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики».

Цель исследования — заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования положительной мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов на начальной стадии обучения в вузе в процессе изучения курса педагогики.

Объект исследования — процесс формирования положительной мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов педагогического вуза.

Предмет исследования^ - дидактические условия, обеспечивающие формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов I-II курсов педагогического вуза в процессе изучения курса педагогики.

В исследовании мы исходили, из гипотезы о том, что процесс формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности будущего учителя на начальном этапе его педагогической подготовки в вузе происходит более успешно, если:

— обучение ориентировано на инновационные достижения и новые требования к подготовке современного специалиста, где побуждающей силой образовательного процесса является мотивация, обеспечивающая внимание к содержанию образования и способам его приобретения;

— мотивационная сфера и активизация самоорганизации студентов будут взаимосвязаны и составят единую, целостную систему;

— в качестве основной единицы проектируемого процесса формирования положительной мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов выделяется дидактическая ситуация, включающая в себя: а) продуктивные формы работы (рефлексивные, творческие), направленные на формирование представления будущего учителя о самом себеб) многоуровневое многоаспектное педагогическое взаимодействие, нацелено на раскрытие индивидуальности каждого студентав) систему заданий учебно — исследовательского характера, обеспечивающих рефлексию и самоорганизацию профессиональной деятельности будущих учителейг) мотивационное обеспечение учебной деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин;

— образовательный процесс строится в соответствии с разработанной моделью дидактической ситуации, включающей совокупность задач формирования указанных свойств, а оценка стимулирующих возможностей дидактических условий будет основана на понимании стадийного характера их становления. Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Выявить условия и особенности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов педагогического вуза при изучении курса педагогики.

2. Определить возможности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов в процессе изучения курса педагогики.

3. Выделить структурные компоненты, критерии и уровни развития умений самоорганизации.

4. Разработать модель и содержание дидактического обеспечения формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов 1-Й курса педагогического вуза в процессе — изучения дисциплин педагогического цикла, включающую цели, технологии и условия их реализации.

Теоретике — методологическую основу исследования составили положения философии о человеке как субъекте отношений, способном к ф, самоорганизации (А.Маслоу, А. Я. Розин, В. Д. Шадриков и др.) — условия мотивации достижения (Г.Мюррей, X. Хекхаузен) — теория имплицитных представлений о способностях (А. Бандура, К. Двек,) — теория интринсивной мотивации (Э.Деси, Р. Райан) — стили каузальных атрибуций (М. Селигман) — концепция мотивационного обеспечения (О.С. Гребенюк) — целостный подход к исследованию педагогического процесса (В. С. Ильин, В. А. Сластенин) — личностный, деятельностный подходы к отбору содержания и средств *' профессионального обучения (В. В. Давыдов, В. В. Сериков и др.) — научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания будущих учителей (А.А.Вербицкий, Д. Г. Левитес, Д.В. Чернилевский) — концепция совместной продуктивной деятельности (СПД) (В.Я. Ляудис) — положения психологии и педагогики о развитии мотивации и самоорганизации учебной, деятельности (А.К. Маркова, Г. И. Щукина, В. А. Якунин и др.) — концепция формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности посредством развития мотивационно — самоорганизациооных состояний (А.Т. Цветкова) — системно — синергетическая теория обучения использования принципов самоорганизации в школьном и вузовском обучении (В.Г.Виденко, JI.Я.Зорина, Л.Е.Шабунин). Учения о единстве деятельности и общения, фундаментальные положения философии, психологии, педагогики о личности как саморазвивающейся системе, о диалогической природе учебно — воспитательного процесса, идеи личностно — ориентированного, деятельностного, системного и синергетического подходов к проблеме формирования личности.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достиженияна различных этапах поисковой работы) — эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседы, экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ студентов и выполнения учебных заданий, наблюдения, обобщение опыта преподавателей вуза, диагностический и формирующий эксперименты по наследованию возможностей отдельных педагогических средств, их групп и др.) — статистические (ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов и др.).

Этапы и организация исследования. На первом этапе (1999—2001 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, необходимой для получения информации о сущности, способах и методах формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности, была определена проблема исследования, обоснованы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Одновременно в образовательном процессе со студентами, 1- 2-х курсов естественно — экологического факультета и факультета иностранных языков Мурманского государственного педагогического университета накапливался эмпирический материал, проводился его теоретический анализ.

На втором этапе (2001;2002 гг.) в процессе экспериментальной работы разрабатывались и экспериментально апробировались система дидактических условий и принципов их реализации в процессе преподавания курса педагогики.

На третьем этапе (2002—2004 гг.) осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотивация и самоорганизация учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики представляет собой процесс постоянного совершенствования личностных качеств через творческие способы взаимодействия, личностную активность и разнообразие учебной деятельности, приносящей удовлетворение от достигнутых результатов.

2. Педагогическое руководство процессом формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики рассматривается как создание внешних условий, детерминирующих внутренние условия саморазвития личности, как компетентная и доброжелательная поддержка личностной устремленности на самосовершенствование.

3. Систематическая диагностика наличных уровней сформированности умений самоорганизации и степени выраженности доминирующих мотивов у студентов позволяет вносить коррективы в учебно — воспитательный процесс, прогнозировать развитие основных тенденций и соответствующим образом выстраивать индивидуальную работу со студентом.

Научная новизна работы определяется тем, что: уточнено содержание понятия «самоорганизация учебной деятельности студентов»;

— выявлены условия и особенности процесса формирования мотивации и самоорганизации у студентов педагогического вуза;

— обнаружены стадии и динамика данных процессов в их взаимосвязивыявлены дидактические условия формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов I-II курсов педагогического вуза на занятиях по курсу педагогики;

Теоретическая значимость исследования:

— разработана диагностика сформированности мотивации и умений самоорганизации в процессе профессионально — педагогической подготовки студентов на начальной стадии обучения в вузе;

— обоснована и создана модель формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов и условия её реализации;

— разработана технология мотивационно — самоорганизационного обеспечения студентов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения разработанной модели для проектирования, организации и анализа процесса профессионально-педагогической подготовки будущего учителя на начальной стадии его обучения в вузе. Разработанные методы формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики могут быть использованы в работе педагогических учебных заведений разных статусов. Материалы исследования могут служить основой для проведения курсов по повышению квалификации педагогических кадров органами управления образованием.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью, многообразием и адекватностью методов исследования целям и задачам, воспроизводимостью результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях образовательного процесса вузов.

Апробация результатов настоящего исследования осуществлялась в Мурманском государственном педагогическом университете (1999 — 2004 гг.). Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научнопрактических конференциях Мурманского государственного педагогического университета («Проблемы регионального образования и этнопедагогики» -2002, «Педагогическая практика: опыт, проблемы, технологии» — 2003, «Преемственность разных ступеней системы образования» — 2004 гг.) — Мурманского государственного технического университета («Наука и образование — 2003») — «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск -2003г.).

Внедрение содержания и результатов исследования осуществлялось через:

— публикации, полученных в ходе исследования результатов в сборниках учебно — методических материалов и научно — практических конференцийпрактическую деятельность автора в Мурманском государственном педагогическом университете: в учебно — воспитательной работе на очном, вечернем и заочном отделениях;

— консультации специалистов на курсах повышения квалификации в Мурманском педагогическом колледже.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (249 наименования), 8 таблиц, 2 диаграмм, 6 приложений,.

Заключение

.

Актуальность проблемы формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов вуза определяется изменением социально — экономических и образовательных ориентиров современного российского общества, возрастающими требованиями к личности и профессиональной компетентности специалистов, которым предстоит работать в XXI веке, внедрением новейших педагогических технологий в образовательный процесс высшей школы, усложнением специфики учебной деятельности студентов.

Анализ психологической, педагогической, методическойлитературы по проблемам мотивации и самоорганизации учебной деятельности, опыт работы в педагогическом вузе, а также проведенные нами экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов ещё нуждается в научной разработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных способов формированияу студентов мотивации и уменийсамоорганизации, позволяющих сделать данный процесс более эффективным и целенаправленным. Данное диссертационное исследование — одна из попыток решения этой проблемы.

Анализ категорий «мотивация», «учебная деятельность», «самоорганизация», использование рефлексивно — деятельностного подхода и интеграции других методологических подходов в процессе исследования позволили нам выявить один из возможных путей эффективного формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов вузов в процесс изучения курса педагогики. Таковым является разработка и применение в реальном учебном процессе вуза модели формирования исследуемых явлений.

Инвариантным условием, стимулирующим формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности будущего учителя, явилось многоуровневое многоаспектное взаимодействие студентов с однокурсниками, преподавателями, студентами — исследователями, с учебной и специальной литературой в процессе выполнения заданий учебно-исследовательского содержания.

Диагностика характерных затруднений в самоорганизации позволила определить ситуации, дидактические условия педагогического процесса, обеспечивающего эффективное формирование исследуемых феноменов: на начальной стадии педагогической подготовке в вузе:

• многоуровневое многоаспектное педагогическое взаимодействие на разных фазах формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности рассматривается нами как системообразующее дидактическое условие, поскольку позволяет максимально реализовать цели семинарских занятий по педагогике, способствует проявлению индивидуальной неповторимости каждого студента, снимает нервное напряжение при ответах и публичных выступлениях, активизирует целеобразующую, рефлексивную, нормативную, активного взаимодействия функции профессионально-личностного саморазвития, обеспечивает становление субъектности;

• ориентация на профессионально-личностное саморазвитие, с увеличением рефлексивных, творческих форм работы в преподавании педагогики с целью повышения инициативности и активности студентов способствует развитию самоосознания, направленного на формирование целостного представления о себе, как о будущем специалисте обеспечивающем реализацию функции целеобразования;

• система? заданий учебно-исследовательского содержания способствует развитию познавательной активности, развивает самоорганизацию и самоуправление, определяющих поведение будущего учителя, выбор степени активности, прогнозирование предстоящей профессиональной деятельности;

• актуализация мотивов профессиональной деятельности и самореализации, которые способствуют формированию самооценки, определяющей осознание личностной значимости смысла деятельности i будущего учителя выделенных в структуре мотивации и самоорганизации учебной деятельности;

Для реализации дидактических условий в исследовании обоснована системапринципов: мотивационного обеспечения, продуктивности обучения, интерактивности, личностного целеполагания, образовательной рефлексии.

Выявленная система принципов позволяет реализовать в наибольшей мере дидактические условия в процессе преподавания курса педагогики< на? начальном этапе педагогической подготовки в вузе и способствует процессу становления профессионально-личностного саморазвития будущих учителей.

В экспериментальном исследовании выделено четыре основных фазы реализации дидактических условий процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности будущих учителей: на начальной стадии педагогической подготовки в вузе: ориентировочная, организационная, проектировочная, исследовательская. Специфика фаз определяется доминирующим значением отдельныхкомпонентов профессионально становления будущего и особым характером педагогическоговзаимодействия как ведущего условия формирования мотивации и самоорганизации.

В результатах исследовательской работы нашла подтверждение гипотеза^ о том, 'что формирования< мотивации? и самоорганизации учебной деятельности будущего учителя будет осуществлятьсяболее успешно, если использовать в процессе преподавания курса педагогики ряд выделенных дидактических условий и систему обоснованных принципов их реализации. «Результатом функционированиямодели является: перевод студентов с низкого на более высокий уровень сформированностиисследуемых умений самоорганизации учебной деятельности, изменения приоритетов во внутренних и внешних мотивах.

Применение в обучении специальных заданий, нацеленных на формирование у студентов мотивации и самоорганизации учебной деятельности придает разработанной нами модели деятельностный характер, позволяет реализовать её уровневость.

Включение студентов в совместную деятельность по организации и контролю своего учебного труда обеспечивает плавность перехода от организации — к совместной организации — и к самоорганизации учебной деятельности, реально ставит студентов в позицию субъектов обучения.

Таким образом, в результате проведенного исследования, выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение. Цель диссертационного исследования и вытекающие из неё задачи выполнены.

В результате проведенного исследования удалось не только решить поставленные задачи, но и увидеть перспективы дальнейшего изучения нашей проблемы: разработка пакета диагностических программ, системных диагностик сформированности умений самоорганизацииразработка педагогических технологий формирования и развития каждого компонента комплекса самоорганизации и мотивации учебной деятельности студентов, и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. — М., 1982. — С. 240 257.
  3. О. А. Личность студента в процессе формирования профессиональной подготовки. // Высшее образование в России. — 1993,-№ 9,-С. 165−170.
  4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. -С. 100.
  5. В. Преподаватель и студент (практика общения) //Высшее образование в России. 1998. — № 2.- С.51−62.
  6. С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения// Педагогика. 1993. -№ 5. — С.49−52.
  7. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1980.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. Изд.-во КГУ, 1996. 577с. (Кн. 2 1998. — 320с.)
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.-238с.
  10. Л.В. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Автореф. к.пед.н. Хабаровск, 1995. — 20 с.
  11. С .И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. — 384с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. — М., 1979. — 150 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. — 1976. — 158с.
  14. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. -356 с.
  15. Ю.К. Избранные психологические труды /Сост. Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1989. — 189 с.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., Педагогика, 1977. — 256с.
  17. .Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. — метод. Пособие для преподават. и аспирантов вузов. -М.: Владос, 1999. — 304с.
  18. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дисс. к. псих.н. — М., 1997. — 23 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — 234с.
  21. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов /Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1987 — № 2 -С. 20−30.
  22. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. //Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123.
  23. М.В. Исследование соотношений формально — динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ — параметрами // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. — С.43.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-464 с.л.
  25. Г. А. Совершенствование систем профессиональной подготовки студентов. — Калининград.: Калинигр. кн. изд-во, 1985. -264 е., ил.
  26. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов (на примере технических вузов): Дисс.. к.пед.н. Екатеринбург, 1994. — 156 с.
  27. Ю.В. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя. М., 1990. — 246с.
  28. К.М., Поспелов Д. А. Оркестр играет без дирижера, Размышления об эволюции некоторых технических систем и управлений ими. -М., 1984. -207с.
  29. Вербицкая JL Гуманитарное образование в современной России// Высшее образование в России. 1996. — № 1.-С.79.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  31. А.А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении//Вестник высшей школы. 1998. — № 1,2. — С.47−50.
  32. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. — Киев: Вища школа, 1985. 196 с.
  33. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.-265с.
  34. В.Г. Последипломное образование педагога // Педагогика, 1999. -№ 3. С.73−79.
  35. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  36. О. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин//Вестник высшей школы. 1997. — № 6. -С.45−48.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1996.-533с.
  38. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологии, наука в СССР. — Т.1. М., 1959. -С. 441−470.
  39. Г. М. Самостоятельная работа студентов // Организация самостоятельной работы студентов. — Воронеж.: Воронежский университет, 1969.- 162с.
  40. М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Автореф. дисс.. к.пед. н. Казань, 1987.-18с.
  41. И. Методологические программы в педагогике // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 126−129.
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Гос. комитет РФ по высш. образованию. 1995. — 384с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  44. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981. — 136с.
  45. А.С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения: Методические указания. — Курск, 1990. — 24 с.
  46. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы: Дисс. .докт. Пед. н. Казань, 1988, 459 с.
  47. О.С. Общая педагогика: Курс лекций. — Калининград: КГУ, 1996.- 105 с.
  48. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. -Калининград.: КГУ, 1995. 94 с.
  49. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда уучащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. — 151 с.
  50. О.С. Развитие методологических идей B.C. Ильина в курсе педагогики // Целостный учебно- воспитательный процесс. -Волгоград, 1994.
  51. О.С., Гребенюк Т. Б. Введение в деятельность педагога — щ исследователя // Научно методическое пособие. — Калининград, 1998.-57 с.
  52. Р.Г. Применение социологических методов в педагогических исследованиях // Проблемы методологии педагогики и методики исследований. —М: Просвещение, 1971. — С.261−340.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения: — М: Педагогика, 1986.- 240 с.
  54. Л 54. Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельностишкольников // Вопросы психологии. — 1981. № 6. — С. 13−26.
  55. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов на лекциях по педагогике: Автореф. дисс. .к. пед. н. — Калининград, 1995.-16с.
  56. Т.А. Теоретические основы исследования интенсификации процесса обучения в высшей школе. М., 2000. -352с.
  57. С.А. Педагогическое сознание: теория и технологияформирования у будущих учителей: Монография /Урал, ГПУ- ТТО НПЦ «Уникум» Екатеринбург, — 1998. — 298с.
  58. А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. — 398с.
  59. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: Дисс. .канд.пед.наук. —Л., 1977. -256с.
  60. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383с.
  61. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1986. -144с.
  62. Н.П. Психология общения. М.: Наука, 1979. 96с.
  63. В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускника средней школы. Дисс. .докт. пед. наук. Ленинград, 1973.
  64. И. Философия образования сегодня // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 154.
  65. А.Ф. Педагогические основы проектирования учебных занятий в вузе: Автореф. дисс. .к.пед.н. — Казань, 1987. —24с.
  66. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: МП 1996.
  67. А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. — Т.2 —М.: Педагогика, 1986. С.48−76.
  68. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: «Логос», 1999. 384с.
  69. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. — С. 105−109.
  70. С.Л. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности будущих учителей. Автореф. дисс.. к. пед. н. Екатеринбург, 1994. —21с.
  71. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике: Автореф. дисс.. докт. Пед. н. — Казань, 1993,41с.
  72. B.C. Формирование познавательных потребностей у школьников. — Ростов- на -Дону: Ростов-на-Дону гос. пед. институт, 1969. С.9−13.
  73. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М: Педагогика, 1984.- 144с.
  74. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. Ростов- на -Дону, 1971. — 224с.
  75. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2002. — 512с.
  76. Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2002. — 288с.
  77. И.И. Структура процесса учения. — М., 1987. 160с.
  78. JI. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. -С.79.
  79. Л.Б. Лекции об общей психологии. — Владимир, 1972. — 29с.
  80. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-С. 128−163.
  81. М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  82. Е.А. Исследование- стрессовых реакций студентов -спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности: Автореф.. .к. пед. н. М., 1975. — 18с.
  83. Кан — Калик В. А. Основы профессионально педагогического общения: Учеб. пособие. -Грозный, 1979.
  84. Л.А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности // Вопросы психологии. — 1984. -№ 1.-С. 71−75.
  85. М.С. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов — важнейшая задача совершенствования учебного процесса в вузе // Самостоятельная работа студентов в вузе. — Саратов: СГУ, 1982.-227с.
  86. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд — во КГУ, 1982. — 224с.
  87. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск, 1989. — 234с.
  88. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. -Рига: Эксперимент, 1999. -180с.
  89. И.И. Учебный процесс и формирование специалиста в высшей школе: Автореф. дисс. .докт. пед. н. -М., 1975. —48с.
  90. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192с.
  91. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Дисс.к.псих.наук. Ленинград, 1987. — с.35−38.
  92. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвещение, 1979. 175с.
  93. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморе1уляции.// Вопросы психологии. 1984, -№ 3. -С42.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. -№ 6.- 2002.
  95. Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности. //Личность в системе общественных отношений. Ч. 1. — м.: АН СССР, 1983. — С.214−215.
  96. П.В. Гносеологические и логические основы науки. — М., 1974. -С. 128.
  97. А.И. Формирование мотивов профессионального становления учащихся профессиональных училищ: Автореф. дисс. к. пед. н. — Новосибирск, 1996.- 18с.
  98. Т. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. 1995. — № 3. -С. 81−89.
  99. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1985.-С.213.
  100. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995, 480с.
  101. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: Критерии их определения. Дисс. .к.псих.н. М., 1988. — С.116.
  102. Т.С. Развитие логического мышления в диалоге: Автореф. дисс. к.пед.н. М., 1987. — С.4.
  103. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  104. З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации познавательной деятельности: Автореф. дисс. .к.пед.н. — Л., 1985.- 16 с.
  105. Ю.М., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. —Л.: 1972. 147с.
  106. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. —М.: Академия, 2001. 272с.
  107. Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. — 145 с.
  108. Д.Г. Школа для профессионалов или Семь уроков для тех, кто учит. Москва — Воронеж: МОДЭК, 2001.- 256с.
  109. А.А. Психология общения// Социальная психология/ Под ред. ГЛ. Предвечного, Ю. А. Шерковина. -М.: Наука, 1975. -Гл. V. С. 163 164.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-С. 152.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  112. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Новосибирск: Изд — во НГПИ, 1987. -92с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука, 1984. — 444 с.
  114. А.Р. Словесная система выражения отношений. В кн.: Курс общей психологии. — М., 1964. — С.57−73.
  115. А.Р. Внимание и память. М., 1977. С. 8.
  116. Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Дисс. .к.пед.н. Калининград, 1995. — 160 с.
  117. Малый энциклопедический словарь. Русская философия. — М.: Наука, 1995.-624 с.
  118. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-191с.
  119. А.К., Матисс Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  120. К. Капитал, том 1, кн. 1// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — т.23.
  121. А. Самоактуализация . Психология личности. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М.: МГУ. — 1982. — С. 108−117.
  122. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  123. A.M. Проблемы развития профессионально-технического мышления// Новое в теории и практике обучения / Составители: A.M. Матюшкин, Л. В. Путляева. М.: Знание, 1980. — С.3−47.
  124. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. — 1982. № 4. — С.16.
  125. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. М.: АПН СССР, 1983. — 83 с.
  126. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — С.17.
  127. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. — Казань: КГУ, 1993. — 88 с.
  128. М.И., Артемьева JI.A. Формы организации обучения: совершенствование или принципиально новый подход?// Народное образование. 1988. — № 3. — G.88−89.
  129. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971. -С.68.
  130. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь, 1995. С.З.
  131. Н.И. Становление учебно профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университетах. Автореф. .дис. докт. психол. Наук. — СПб. — 31 с.
  132. В., Михайлов И., Сенько Ю. Педагогическое образование в классическом унйверситете// Высшее образование в России. — 1995. -№ 3. — С. 17−21.
  133. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности// Мотивация личности. Сб. н.тр./ Отв. ред. А. А. Бодалев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1982. С. З0−41.
  134. И.В. Формирование мотивов учения на уроках иностранного языка в среднем ПТУ: Автореф. дисс. .к.пед.н. — Казань, 1984.- 17 с.
  135. А.В. Общение в процессе воспитания, Учебное пособие. — М.: Пед. общество России, 2001. -320с.
  136. Н.И. Как предупредить неуспеваемость. Минск, 1977. -80с.
  137. Нехамкин А, Лябах Б. Один из путей активизации самостоятельной работы студента // Вестник высшей школы. 1996. — № 3.
  138. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань: КГУ, 1975 302 с.
  139. A.M. Профессиональное образование в России.М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-248с.
  140. Образовательные Стандарты и аттестация. Калининград. КГУ.1998.
  141. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ. — 1993. С. 362, 825.
  142. М.О. Гипотеза в условиях навязывания // Ананьевские чтения -99: Тезисы научно — практической конференции. — Спб., 1999. -С.37.
  143. Опыт и перспективы развития научно-педагогических комплексов. Тезисы докладов научной конференции 23−26 ноября 1992 г. — Волгоград, 1992. 189 с.
  144. Ю.М. Потребностно мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дисс. .докт. псих. наук. — М.,-1989.-525 с.
  145. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Прогресс, 1991. — 287 с.
  146. А.К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы.
  147. О.Е. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов вузов в процессе изучения педагогических дисциплин (на материале курса 2Введение в педагогическую профессию"): Автореф. дисс. .к.пед.наук. — Архангельск, 2001. -21с.
  148. Н.М. Проблема самоуправления и психологическая служба в вузе. // Теоретические и прикладные исследования психической самореализации. Казань: КГУ, 1987. — С.26−27.
  149. Н.М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической самореализации //Теоретические и прикладные исследования психической самореализации. Казань: КГУ, 1976. — С.67−78.
  150. Н.М. Система понятий теории психического самоуправления. // Теоретические и прикладные исследования психической самореализации. Казань: КГУ, 1982. — С.5−8.
  151. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тезисы докладов Российской научной конференции 25−28 мая 1993 г. — Волгоград: Перемена, 1993. 318 с.
  152. И.Н. Самоорганизация деятельности учащихся в процессе профессионального обучения. Дис. .канд. пед.наук. -М., 1975. -153с.
  153. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  154. М.У. Организация учебного труда студентов. — Минск.: БГУ, 1982.-120 с.
  155. Пискунов М. У .Педагогическое образование: концепция, содержание, структура //Педагогика. 2001. — № 3. — С.41−47.
  156. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. -256с.
  157. Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. Вып. III. СПб.: Образование. 1996. — 180с.
  158. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений: В 2 кн. -М.: Владос, 2001. -Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. -576с.
  159. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения / Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С.29−36.
  160. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2001. — 136с.
  161. JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. — Казань: Изд-во КГУ, 1990. 240 с.
  162. В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф.. к.пед.н. Оренбург, 1997. — С. 11.
  163. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 206 с.
  164. Проблемы мотивации в преподавании предметов естественно-научного цикла: Сборник. -СПб.: РГТТУ им. Герцена, 1988. 216с.
  165. Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 87 с.
  166. Психологическая служба в вузе/ Науч. ред. Н. М. Пейсахов. — Казань: Изд-во КГУ, 1981.-240 с.
  167. Психологический словарь / Под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов —на-Дону: Феникс, 2003 — 640с.
  168. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности. В сб.: Психологическая служба в вузе. Под ред.: Валеева Н. Ш., Габдреевой Г. Ш., Габдреева Р. В. -Казань: Изд-во КГУ, 1981. С. 90−104.
  169. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб: «Питер», 2000. — 416с.
  170. Рекомендации IV Всероссийской научно-методической конференции: Проблемы вузовского учебника. — М., 1994. — С.4.
  171. М.И. и др. Социальное становление учащегося. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 1995. 72 с.
  172. В., Алексеева И., Сидоров А. О преподавании инженерной этики в американских университетах// Вестник высшей школы. — 1996. -№ 2. — С.11.
  173. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. — Новосибирск, 1992.-С. 160.
  174. Н.С. Ценности гуманитарного образования// Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.85.
  175. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  176. C.JI. Основы общей психологии.: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-328 с.
  177. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.35.
  178. И. Ноосфера и формирование человека// Вестник высшей школы. 1990. — № 3.
  179. В.Н. Антропологическая ценность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. — С.42.
  180. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. С. 17.
  181. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика,-1994. № 5. — С.11−16.
  182. В.В. Методология личностного подхода в образовании: проблема целостности// Целостный учебно-воспитательный процесс. — Волгоград, 1994. 146 с.
  183. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. — Иркутск, 1985. -136с.
  184. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. — 192 с.
  185. Г. Б. Психолого-педагогические аспекты ломки отрицательных стереотипов в деятельности преподавателя // Современная высшая школа. 1986. — № 3. — С.99−107.
  186. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования//Магистр. — 1994. № 6. — С.6.
  187. В.П. Формирование у студентов умения и навыков самостоятельной работы. Автореф. дисс.. к.пед.н. — М., 1981. — 18 с.
  188. А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. Минск, 1995.
  189. И.П. «XXI веку открытое образование» // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 8. — С.5−11.
  190. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: Высшая школа, 1995. 270 с.
  191. Современная психология мотивации/ Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. 343с.
  192. Современные проблемы университетского образования: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. — Волгоград: Изд-во Волгоградский гос. университет, 1993. — 140 с.
  193. К. Синтез радикального и либерального подходов к образованию. Переход от Т-систем к «Ладоням"// Вестник высшей школы. 1997. — № 10. — С. 19−23.
  194. А.А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза. — Дисс.. .к.пед.н. Калининград, 1999. — 174 с.
  195. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы. — 1986. № 3. — С. 10−13.
  196. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  197. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: СГУ, 1987. 175 с.
  198. Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002. — 246с.
  199. Д.А., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Прага, 1992. — 35с.
  200. И.А. Самоорганизация как фактор успешности деятельности аспирантов: Дис. .канд.псих.наук. —JL, 1983.-262с.
  201. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учебное пособие. Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 120 с.
  202. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 451с.
  203. B.C. Исследование методики обучения старшеклассников самоконтролю: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1973. -20с.
  204. Я.О. Формирование самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис. .канд. пед.наук. — Челябинск, 2000. 175с.
  205. Н.В. Проблема методов и организационных форм обучения в университетах Великобритании// Сов. Педагогика. 1975. — № 9. — С.125−132.
  206. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.
  207. Формирование внутренних стимулов учения у студентов// Сб. научн. Трудов. / Под ред. Л. Г. Вяткина. — Саратовский гос. университет, 1991. — 256 с.
  208. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред.В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ. 1989. — 240 с.
  209. В. Человек в поисках смысла. Библиотека зарубежной психологии.-М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  210. X. Мотивация и деятельность. — 2-е изд. Спб.: Питер- М.: Смысл, 20бЗ. — 860 с.
  211. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.-544 с.
  212. А.Т. Технология формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. — М.: МПУ, 1997. 230с.
  213. А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике: Монография. — М.: Прометей, 1999. 130с.
  214. Целостный Учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методический семинар памяти профессора В.С.Ильина). Вып. 3. ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1994. — 146 с.
  215. Черник В. Э. Становление педагогической культуры студента педагогического вуза //Ученые записки МГПИ. Педагогика иобразование: проблемы и тенденции развития: Сборник научных статей. Вып.1. — Мурманск: МГПИ, 2001. — 140 с.
  216. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437с.
  217. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов (на материале преподавания высшей математики): Автореф. дис.. к.пед.н., Ленинград, 1988. 16 с.
  218. Г. Познавательная активность студента// Высшее образование в России. 1995. — № 1. — С.117.
  219. В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб. пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. -51с.
  220. В.Э. Актуальные проблемы мыслеспособности// Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.87.
  221. З.П. Воспитание у старшеклассников долга как мотива учения. Автореф. дис. .к.пед. наук. -М., 1975. -22с.222 223 224,225,226,227.228,229,230,231.232,233.234,
  222. В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. — 320 с.
  223. Н.А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (на примере изучения иностранного языка): Дис. к.пед.н. Челябинск, 1995. — 170 с.
  224. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности. Новосибирск, 1970. -С.6−206.
  225. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — С. 15.
  226. Е.В. Синергетический подход к исследованию проблемы управления качеством образования в высшей школе //Вестник ОГУ, 2000. -№ 2. С.40−44.
  227. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. -126с.
  228. В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. Михайлова В. А. 2000. -349 с.
  229. Adler A. What life should mean to you. LondonA Allen and Unwin. 1980.
  230. D’Andrade R.G. Schemas and motivation // D’Andrade R.G., Strauss C. (Eds.). Human Motives and Cultural Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 23—44.
  231. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy//Developmental Psychology. 1989. Vol. 25. P. 729—735.
  232. Bandura A. Perceived Self-Efficacy in Cognitive Development and Functioning//Educational Psychologist. 1993. Vol. 28 (2). P. 117—148.
  233. Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest through proximal self-motivatiom // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 41. P. 586—598.
  234. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.
  235. Dwek C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. P. 256−273
  236. Frankl V.E. Fore-runner of existential psychiatry // J. of Individual Psychology. 1970. Vol. 26. № 1. P. 12.
  237. Murray H. Explorations in personality. New York: Cambridge University Press, 1938.
  238. Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975.
  239. Sternberg R.J. Successful Intelligence. Simon & Schuster, 1996.
  240. Оценка качества подготовки по курсу «Введение в педагогическую деятельность»
  241. Карта — бланк эксперта для оценивания подготовки по курсу «Введениев педагогическую деятельность"1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
  242. Представление о деятельности в системе человек человек Представление о профессии учителя Видение (понимание) профессии человек -человек Видение (понимание) профессии учителя
  243. А. Целостное А. Целостное А. Весьма своеобразное А. Весьма своеобразное
  244. Б. Фрагментарное Б. Фрагментарное Б. В определенной мере своеобразное Б. В определенной мере своеобразное
  245. В. Хаотичное В. Хаотичное В. Формальное, традиционное В. Формальное, традиционное
  246. Анкета для студента по курсу «Введение в педагогическуюдеятельность"критерия Критерий (формулируется как вопрос) Уровень достижений 1. А Б В
  247. Привлекает ли вас работа с людьми? Да Не знаю, нет определенности Нет
  248. Привлекает ли вас работа учителя? Да Не знаю, нет определенности Нет
  249. Есть ли у вас желание изменять, совершенствовать себя (в соответствии со спецификой будущей профессии? Да Не знаю, нет определенности Нет
  250. Обобщающий бланк оценивания подготовки студента по курсу «Введение в педагогическую деятельность»
  251. ФИО студента Оценка эксперта Оценка студента Степень расположенности студента к получению педагогических знаний и овладению педагогической деятельностью1. Критерии 12 3 4 5 6 7
  252. Фиксируются уровни достижений по каждому критерию для каждого студента Фиксируется степень расположенности студента: Высокая, А Средняя — Б Низкая — В
  253. Рейтинговый учет результатов выполненной работы по педагогике
  254. Выполненный вид работы Максимальное количество баллов
  255. Участие в исследовании на лекции 7
  256. Участие в деловой и ролевой игре 8−153. Выступление на семинаре 5
  257. Активное участие в работе на семинаре 15
  258. Доклад (с предоставлением текста) по предложенным темам 20
  259. Реферат (с предоставлением текста) по предложенным темам 20
  260. Выполнение практического задания к семинару 8
  261. Выполнение всех заданий разного уровня сложности (в практикуме): 40задачи первого уровня 5задачи второго уровня 15задачи третьего уровня 20
  262. За особенно высокое качество работы от 5 до 10
  263. Неподготовленность к семинарскому занятию -5
  264. Пропуск семинарского занятия -5отлично» 100 и более баллов- «хорошо» — 80 — 100- «удовлетворительно» — 50 — 79.
Заполнить форму текущей работой